В правление царя Петра в Болгарской Церкви насчитывалось не менее 28 епископских кафедр (перечислены в хрисовуле Василия II, 1020 г.- Gelzer. S. 42-46). Важнейшими церковными центрами были: в Сев. Болгарии - Преслав, Доростол (Дристра, совр. Силистра), Видин (Быдин), Моравск (Морава, античный Марг); в Юж. Болгарии - Пловдив (Филиппополь), Средец (Триадица, совр. София), Брегальница, Охрид, Преспа и др. Имена ряда болг. архиепископов и Патриархов упомянуты в Синодике царя Борила (1211), но хронология их правления остается неясной: Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий ( Златарски. 1924). Патриарх Дамиан после взятия Доростола в 971 г. визант. имп. Иоанном Цимисхием бежал в Средец во владения комитопулов Давида, Моисея, Аарона и Самуила, ставших фактически продолжателями болг. государственности. С образованием Западно-Болгарского царства (969) столица Болгарии была перенесена в Преспу, а затем в Охрид. На запад переместилась и резиденция Патриарха: согласно сигиллиям Василия II - в Средец, затем в Воден (греч. Эдесса), оттуда в Моглен и, наконец, в 997 г. в Охрид ( Gelzer. 1893. S. 44-45); список Дюканжа, не упоминая Средец и Моглен, называет в этом ряду Преспу ( Иванов Й. 19312. С. 566). Военные успехи царя Самуила нашли отражение в сооружении в Преспе грандиозной базилики, куда были торжественно перенесены мощи св. Ахиллия из захваченной в 986 г. болгарами Лариссы. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата. После Дамиана в списке Дюканжа указывается Патриарх Герман, кафедра к-рого первоначально находилась в Водене, а затем была перенесена в Преспу. Известно, что он окончил жизнь в мон-ре, приняв схиму с именем Гавриил. Патриарх Герман и царь Самуил являлись ктиторами ц. св. Германа на берегу оз. Микра-Преспа, в к-рой были похоронены родители Самуила и его брат Давид, о чем свидетельствуют надписи 993 и 1006 г. ( Иванов. 19172. С. 127). Патриарх Филипп , согласно списку Дюканжа, был первым, чья кафедра находилась в Охриде. Сведения об Охридском Патриархе Николае (в списке Дюканжа он не упоминается) содержатся в проложном Житии кн. Иоанна Владимира († 1016), зятя царя Самуила. Архиеп. Николай являлся духовным наставником князя, житие называет этого иерарха мудрейшим и чудным.

http://pravenc.ru/text/149675.html

– Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые – слева. Вскоре множество народа оказалось на левой стороне. И лишь четверо встали справа. – Ну, что же, – произнёс Владыка, – сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить. Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие? Владыка выезжал в самые отдаленные концы своей епархии, встречался с верующими, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей, основывал сиротские дома. Для успешного привлечения людей к храму, Владыка Николай не чурался даже подвига юродства. Однажды он взял осла и сел на него «бос и гологлав» да ещё и задом наперёд. Так он проехал через весь Охрид. Ноги волочились по пыли, а голова с раздуваемыми ветром взлохмаченными волосами болталась во все стороны. Никто не посмел обратиться к Владыке с вопросами. Народ сразу стал перешептываться: «Обезумел Николай. Писал, читал, много думал – и спятил». В воскресный день весь Охрид был в монастыре, на Литургии. Было интересно: что же такое произошло с епископом? А он служил Литургию, как обычно. Все ожидали, что же будет на проповеди . По завершении службы, Владыка стал перед народом и, помолчав, заговорил: – Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за одну последнюю войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!? Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом? Хорошо известен случай, когда, в присутствии югославского короля Александра I, приехавшего в Охрид, Владыка Николай выбросил в окно поданного к королевскому столу жареного поросенка со словами: – Вы хотите, чтоб православный государь оскоромился в постный день? Народ в Охриде необычайно полюбил своего предстоятеля. Простые люди прозвали его Дедушка-Владыка, они бросали все свои дела и спешили под благословение, как только он появлялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И перед лицом этой неземной красоты и намоленных веками фресок кажется до боли обидным, что храм не наполнен живой православной жизнью, а превращен в безжизненный музей, причем расположенный рядом с рестораном у обзорной площадки. Храм во имя Святого великомученика Пантелеймона пережил многочисленные бедствия безжалостного времени: пожары, землетрясения и грабежи иноверцев, но сумел сохранить вечную и Божественную красоту Православия, художественная ценность которой давно перешагнула за пределы одной страны. Город Охрид – славянский Иерусалим На берегу одного из красивейших и чистейших озер Европы расположен уникальный древний город Охрид, который из-за обилия православных памятников называют славянским Иерусалимом. Его возраст давно превысил две тысячи лет, а в эпоху Византии он в течение многих веков являлся ярчайшим духовным и культурным центром империи. Здесь был основан и один из первых славянских университетов мира. В 1980 г. Охридское озеро и одноименный город вошли в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Македонцы говорят, что в Охриде больше церквей, чем дней в году, и это соответствует реальности. Они уютно расположились между теснящимися белыми домиками под красной черепичной крышей, упрямо взбирающихся по склонам холма, на вершине которого находится старая часть города и старинная крепость с высокими стенами. Самым древним сохранившимся храмом здесь является уникальная трехнефная базилика Святой Софии, настоящий шедевр византийской архитектуры XI в., ставшая теперь государственным музеем. Будучи кафедральным собором, она на протяжении нескольких столетий служила резиденцией Охридской архиепископии, духовная власть которой распространялась до Дуная на севере, албанского побережья на западе и фессалонского побережья на востоке. Византийская базилика предположительно возводилась во времена царя Самуила (9761014), хотя точных данных нет, когда Охрид был столицей недолго просуществовавшего обширного славянского царства. В первой половине XI в. она была уже реставрирована и расписана фресками, часть которых сохранилась. Наиболее известными являются изображения «Богоматери на престоле», а также «Богоматери, сидящей на подушке» над притворным входом в храм. Этот тип изображения Богоматери позднее перенимет Италия, именуя его там образом Мадонны смиренной. История сохранила свидетельства о страницах падения славянского царства Самуила, начавшегося с жестокого поражения от византийского императора Василия II Булгароктона, когда было пленено 14 тыс. македонцев. Немилосердно мстя за нападение на империю, император всех своих врагов ослепил, за исключением каждого сотого пленника, которым выкололи лишь один глаз, дабы было кому вести слепое войско на родину.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Храм святого Иоанна Богослова (Охрид) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Иоанна Канео (макед. Црква " Свети Канео), также известная как церковь святого Иоанна Богослова — храм Македонской православной церкви, расположенный на скале над пляжем Канео в городе Охриде и выходящий на Охридское озеро. Храм воздвигнут в честь Иоанна Богослова. Точная дата строительства церкви неизвестна, однако, согласно документам о церковной собственности, церковь была построена до 1447 года. Археологические раскопки подтверждают, что церковь была построена в XIII веке ещё до появления Османской империи. Содержание История [ править править код ] Церковь представляет собой крестообразное строение с прямоугольным основанием, имеет трёхстороннюю апсиду на восточной стороне. Предполагается, что архитектор создавал план церкви с учётом как византийских, так и армянских архитектурных элементов (особенно при оформлении восьмиугольного купола). Храм в 1930-х годах Незадолго до прибытия турок в Македонию церковь в XIV веке подверглась реконструкции. Согласно летописям, церковь Святого Иоанна Канео располагалась недалеко от церкви Святых Константина и Елены. После захвата турками Македонии началось иссякание духовной жизни с XVII по XIX века (одна из немногих сохранившихся икон датируется 1676 годом). Ряд реконструкций церкви прошёл в конце XIX — начале XX века, когда был установлен деревянный иконостас с изображением нескольких святых и Девы Марии на главной апсиде. В куполе храма размещена фреска Христа Вседержителя, который окружённ восемью летящими ангелами. Секции между окнами покрыты фресками библейских пророков. На стенах церкви также изображены фрески со святыми Клементом Охридским и Эразмом Охридским. В верхней зоне алтаря изображена сцена Общины Апостолов с ангелами в царской одежде, и это изображение считалось весьма необычным для Византийской живописи. В 1964 году в ходе реставрационных работ были обнаружены несколько фресок, что позволило получить искусствоведам достаточное количество информации об истории средневекового искусства в Македонии (особенно во время правления византийской династии Комнинов). В настоящее время в церкви установлены несколько воздухозаборников, что позволяет повысить её надёжность и сохранить фрески на стенах. Престольные праздники [ править править код ] Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Канео Плаошник Патека, Охрид 6000, Северная Македония Телефон : +389 46 230 455 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_И...

После смерти Иоанна Асеня II в 1241 г. в Болгарии был политический кризис, к-рым воспользовалась усилившаяся Никейская империя. Вероятно, в 1242 г. никейский имп. Иоанн III Дука Ватац предпринял поход на Фессалонику, которой управлял Иоанн, сын Феодора Ангела. Осада была безуспешной, после нее было заключено соглашение о том, что Никейская империя становится сюзереном Иоанна, признаёт его титул деспота и при этом присоединяет к своим владениям эгейское побережье, Вост. Родопы и часть Восточной М. В 1246 г., после смерти малолетнего болг. царя Коломана I, Иоанн III Дука Ватац взял Серры, Мелник, крепости Стубион (Стобы) и Хотово, Вельбужд (Кюстендил), Скопье, Велес, Прилеп, Невстапол (Овче-Поле) и Просек, а никейцы захватили Фессалонику и Веррию. М. была разделена между никейцами и эпирцами. Битола, Охрид и Прилеп были переданы никейцами деспоту Михаилу; Воден, Старидол, Остров - Феодору Ангелу, дяде Михаила. Правителем Восточной М., уже вошедшей в состав Никейской империи, стал Михаил Палеолог (визант. имп. Михаил VIII Палеолог с 1261). В 1254 г. большая часть эпирских владений, в т. ч. Охрид, Велес, Прилеп, Воден, Костур (Кастория) и М. Девол, была завоевана никейцами. В 1255 г. болгары попытались отбить М., гарнизон Мелника восстал против никейцев, но восстание и болг. поход были безуспешны. После смерти царя Михаила II Асеня его мать Ирина переехала в Костур, где покровительствовала ц. арх. Михаила. В 1257 г. болг. царем был избран болярин Константин Тих из Скопье (1257-1277). В 1257 г. сербы впервые за несколько десятилетий совершили поход в М. Будучи союзниками эпирского деспота Михаила II Ангела, они осадили Прилеп, но получили отпор со стороны Михаила Палеолога. В 1259 г., когда Михаил Палеолог стал никейским императором, новый поход в М. возглавил его брат Иоанн. Иоанн высадился на адриатическом побережье, занял Белград (Берат), Полог, Колонию (Колуню), Костур, Битолу, Диррахий, Черник, Девол, Прилеп, Воден, Остров, Петру, Преспу, Старидол и Охрид. На Бориловом лугу близ Битолы состоялась решающая битва, в которой никейцы одержали победу над эпирским деспотом Михаилом II и его союзниками-латинянами (правитель Мореи Гийом де Виллардуэн, кор. Манфред Сицилийский). В 1261 г. имп. Михаил VIII Палеолог вошел в К-поль, восстановив Византийскую империю. В 1262-1263 гг. севастократор Иоанн, брат Михаила, одержал ряд новых побед над эпирцами. Византийцы овладели почти всей М. и на некоторое время стали доминирующей силой на Балканах. Но, учитывая последующие поражения византийцев от франков и венецианцев, присутствие в регионе враждебного им населения, нельзя утверждать, что их власть в М. была стабильна.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Глава VI. Поместные церкви на Балканах 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново Болгарский патриархат, первоначально учрежденный царем Симеоном в Преславе, уже при царе Петре был перенесен в Доростол (или Дристра, или Силистрия) на Дунае. Когда в 971 году этот город взяли византийские войска, действующий патриарх Дамиан был смещен Иоанном Цимисхием 515 . С этого момента греческие источники перестают признавать за предстоятелем Болгарской церкви титул патриарха, называя его архиепископом. Не вполне ясно, почему его резиденция поочередно перемещалась: в Софию (древняя Сердика, по–славянски – Триадица), в Воден, в Моглену, в Преспу, наконец в Охрид – столицу царя Самуила; именовали себя эти предстоятели по–прежнему патриархами. Завоевав Болгарию в 1018 году, византийский император Василий II издал три грамоты о церковном управлении на завоеванных территориях 516 . В этих документах признается преемственность между Охридской «архиепископией» и патриархатом учрежденным при Симеоне и Петре, но не титул Болгарского патриарха – предстоятель назван в них святейшим архиепископом (γιτατος αρχιεπσκοπος Βουλγαρας). Впрочем, автокефальное положение этого архиепископа по отношению к Константинопольскому патриархату сохранялось. Назначать его должен был лично император. Согласно грамотам, юрисдикция этого архиепископа распространялась на все территории, входившие в состав Болгарии при царях Петре и Самуиле, включая даже местности, где говорили только по–гречески, и области, населенные влахами (румынами) и мадьярами (которые названы турками). В архиепископию вошло также большинство территорий, населенных сербами 517 . Василий II был настолько либерален, что даже назначил первым архиепископом Охрида болгарина по рождению Иоанна. Фактически, Охридская архиепископия, контролируемая империей, станет сотрудничать с военной администрацией Василия в Болгарии, реорганизованной императором в три византийских фемы (военно–административные единицы). Все преемники Иоанна на охридской кафедре будут греческими священнослужителями, нередко тесно связанными с кон» стантинопольским двором. Эта архиепископия сохранит статус автокефальной церкви вплоть до 1767 года, когда ее подчинят Константинопольскому патриархату 518 . Поскольку это будет сделано в одностороннем порядке и при поддержке турок, то в 1870 году болгары сошлются на прежний статус Охрида в оправдание учреждения независимого Болгарского экзархата (вопреки Вселенскому патриархату), объявив свой шаг реставрацией, а не нововведением 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 созвали собор в Охриде. 19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось коммунистическим правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставленные архиепископа — и отдали ему должную честь. В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской Церкви. Современное состояние [ править править код ] Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии. В настоящее время предстоятелем Македонской Православной Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан (Вельяновский). Охрид [ править править код ] Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы. К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Маке...

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Пещерные храмы устроены в естественных скальных нишах и закрыты стенами из неотесанного камня. Успенская ц. была главной в средневековом монашеском комплексе. От первоначальной росписи сохранились лишь фрагменты, к-рые сложно датировать. 2-й слой росписи, судя по стилистическим особенностям, относится ко 2-й пол. XVI в. В алтарной апсиде изображена Пресв. Богородица с предстоящими ангелами, а на арках алтарной ниши фрагментарно сохранились изображения 2 диаконов. В кон. XVIII - нач. XIX в. зографы Йоан и Ангел обновили росписи алтаря и написали сцены «Вознесение», «Сошествие во ад» и «Жены-мироносицы». Первая из них находится на вост. стене наоса, а на северной около входа представлен арх. Михаил в красном плаще. На юж. стене и частично на своде сохранились изображения пророков со свитками в руках (в верхнем ярусе), фрагменты композиций «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение» и «Воскресение»; на западной стене - фрагменты композиций «Преображение Христово» и, ниже, «Гостеприимство Авраамово». На своде пещеры представлены Христос Пантократор и евангелисты. На сев. стене в нише расположен большой образ слав. просветителя Кирилла Философа и его ученика свт. Климента Охридского, о к-ром упоминает В. И. Григорович в описании своего путешествия по Османской империи 1845 г. ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 1877 2. С. 107). Этот образ напоминает тот, что можно видеть в храме Св. Софии в Охриде. Иконография равноап. Кирилла близка иконографии свт. Кирилла Александрийского: святой представлен в святительском облачении и держит в руках свиток со слав. текстом ( Василиева И. А. Към въпроса за образа на Константин-Кирил Философ в нашето изобразително изкуство//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100 г. от смъртта му. София, 1969. С. 419-424; Чешмеджиев Д. Кирил и Методий в бълг. историческа памет през средните векове. София, 2001. С. 50). За Климентом стоит св. Спиридон, которого ранее нек-рые исследователи ошибочно идентифицировали со свт. Саввой I Сербским ( Ангеличин-Жура Г. Страницы от ucmopujama на уметността на Охрид и Охридско (XV-XIX в.). Охрид, 1997. С. 36; Он же. Пештерните цркви на брегот од Охридското езеро. Охрид, 1999. С. 29-30). Храм был отреставрирован в 1964 г.

http://pravenc.ru/text/1319995.html

«Наши братские связи уходят в глубокую древность, продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. Охрид является святым городом для всех славян: именно в этом городе трудились ученики святых братьев Кирилла и Мефодия, с именами которых связано просвещение всех славянских народов. Я вспоминаю чувство, которое пережил, посещая Охрид и его древние храмы. Вся культура города отражает его огромное значение в прошлом, потому что он находился на стыке Востока и Запада. В его архитектуре, мозаиках отражается единое для всего тогдашнего мира православное предание. Мы помним, какую важную роль исторически играла Охридская архиепископия, имевшая автокефальный статус. Поэтому историю вашей страны до сих пор сохраняет память тех, кто любит Православие и связывает себя с его историей и культурой». В X-XI столетии Охрид был мостом между культурами Востока и Запада, между Восточной Церковью и Западной Церковью, напомнил Его Святейшество, отметив: «Сегодня он тоже на стыке… Мы осознаем, с одной стороны, огромную ответственность, которая лежит на Македонии, находящейся между двумя мирами: православным и восточным исламским. С другой стороны, понимаем, насколько непросто сегодня и для государственных властей Республики Македонии, и лично для Вас, и для всего народа страны сохранять свою идентичность, свою независимость и одновременно жить в мире со своими соседями». Ситуация в настоящее время усугубляется большим числом беженцев, которые проходят через территорию этой страны. «Маленькая Республика Македония приняла очень большой вызов, и преодолевать его непростая задача, констатировал Святейший Патриарх Кирилл. Поэтому я хотел бы пожелать помощи Божией в том, что пребывал мир на этой земле, чтобы сохранялась православная идентичность народа Вашей страны, чтобы между двумя общинами установились и развивались мирные отношения, дабы все граждане Республики Македония могли жить в мире и безопасности». Святейший Владыка подчеркнул, что Русская Церковь близко к сердцу принимает то, что происходит в Республике Македония, в частности, положение Православия в этой стране. «Мы стараемся сделать все, что от нас зависит, чтобы как можно быстрее начался диалог с Сербской Православной Церковью об урегулировании канонического статуса Православия в Республике Македония, сказал Патриарх Кирилл. Вы знаете, что в свое время этот диалог был невозможен по причине нахождения в заключении архиепископа Иоанна. В прошлый раз я обратился к Вам с просьбой о том, чтобы он получил свободу, и благодарю Вас за то, что так и случилось. После этого были сделаны определенные положительные шаги с двух сторон. Я сожалею, что нет более динамичного развития ситуации, но очень надеюсь, что такое развитие будет иметь место и приведет к положительным последствиям».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010