– А в следующем номере будут еще стихи Скворцова? У меня, что называется, в зобу дыханье сперло. Начальник хоть и не плачет, но и не радуется, желваки по скулам гуляют, прикрикивает на женщин: – Какие такие стихи, в каком таком следующем номере? – Хорошие стихи, – весело и бесстрашно отвечает печатница. – Вы так и передайте автору, что стихи у него хорошие, что мы, работники типографии, скрали двести журналов и раздарили добрым людям… Не продали, а раздарили, чтобы другие его почитали и своим знакомым передали… Её признание в «воровстве» поставило нас с начальником в тупик, но понижать градус любви к поэтическому слову было никак нельзя. – Не всё сразу, – неопределенно сказал я в пространство цеха и быстро ретировался в сторону склада, а женщины снова зааплодировали уже моему ответу. …К счастью, тираж этого номера журнала выходил с превышением подписного количества в двести экземпляров, с учетом передачи землякам в Златоуст, к творческому вечеру поэта Константина Васильевича Скворцова. Конечно, редакция оконфузилась перед уральцами, но такому триумфу, наверняка, был бы рад каждый писатель и издатель. Может быть, тогда, в этой типографии, я и сам по-настоящему прочувствовал поэтический дар Константина Васильевича. Он действительно, как никто другой, в своем поэтическом творчестве сумел достичь таких высот в наше драматическое время, когда твои произведения читают, передают другим из рук в руки, ставят спектакли на театральных сценах от Дальнего Востока до самых до окраин, поют в блиндажах и в сельских заброшенных клубах… Он всегда современен, созвучен дыханию эпохи. Вот и сейчас, Великим постом, в промозглой, продуваемой всеми ветрами донецкой степи, неподалеку от Славянска, я слушал в мчавшейся по бездорожью машине песнь «Славяне» в исполнении знаменитой народницы Татьяны Петровой, написанную в 1990 году Константином Скворцовым: Солнце встает на краю разоренной эпохи. Празднует мир Воскресенье и Господа славит. Налиты чаши Байкала и озера Охрид, Что ж вы столы не сдвигаете, братья славяне?

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/pe...

В Македонии завершилась культурная акция «Голоса православной России» 16 июля 2005 г. 14:35 В субботу, как сообщает Интерфакс , завершилась продолжавшаяся неделю культурная акция «Голоса православной России в Македонии», организованная Международным фондом единства православных народов совместно с Минкультуры Македонии и комиссией по делам религиозных объединений македонского правительства. Концерты с участием хора Московской духовной академии и семинарии, камерного хора «Классика» и хора Гнесинского музыкального училища прошли в Скопье, Велесе, Струмице, Прилепе, Битоле и Охриде. На открытии благотворительной программы, состоявшемся в минувшее воскресенье в Скопье, присутствовали предстоятель Македонской Православной Церкви архиепископ Стефан, представители македонского правительства, культурных учреждений, дипломатического корпуса. Как сообщили корреспонденту «Интерфакса» в посольстве России в Македонии, зал был переполнен, и успех уже первого концерта превзошел все ожидания. С не меньшим энтузиазмом были восприняты и остальные выступления русских хоров в городах Македонии. Часть концертов прошла в светских залах, часть – в храмах. «Таких хоров здесь еще не слышали, поэтому интерес огромный. Особенно македонцев восхитило исполнение нашими хористами македонских народных песен», – сказал российский дипломат. В свою очередь секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил «Интерфаксу», что поездка была предпринята по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, однако подчеркнул, что она не имеет прямого отношения к области православных межцерковных отношений. «Речь идет о культурном событии, хотя и не лишенном, разумеется, духовного измерения. Ведь исполнялись как церковные песнопения, так и народные песни, также пронизанные сформировавшим русскую культуру православным мировоззрением», — сказал священник. Он напомнил, что Охрид, где в пятницу состоялся заключительный концерт русских музыкальных коллективов, на протяжении многих веков являлся важнейшим славянским центром духовного просвещения, которому Русь была многим обязана в пору первоначального знакомства с христианской верой. «Хорошо, если мы теперь сумеем отчасти вернуть этот долг и поможем православному народу Республики Македонии преодолеть некоторую изоляцию, полнее ощутить свое родство с единоверными братьями в России и других странах», - сказал отец Николай. Самочинно провозглашенная в 1967 году автокефалия Македонской церкви не была признана ни одной из Православных Поместных Церквей, поэтому Московский Патриархат не поддерживает с ней канонического общения.   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/28821.html

Le soulèvement des Comitopoules//ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 75-84; Ahmoлjak С. Самуиловата држава. Ckonje, 1969; он же. Средновековна Makeдohuja. Ckonje, 1985. Т. 1; Заимов Й. Битолски надпис на Иван Владислав, самодържец Български: Старобългарски паметник от 1015-1016 г. София, 1970; Острогорски Г. Серска област после Душанове смрти// Он же. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. Београд, 1970. С. 423-631; Ташковски Д. Самуиловото царство. Ckonje, 1970; Божилов И. Битолският надпис на цар Иван-Владислав и някои въпроси на средновековната Българска история//ИП. 1971. Кн. 1. С. 84-100; он же. Българите във Византийската империя. София, 1995; он же. Българската архиепископия XI-XII в.: Списъкът на българските архиепископи. София, 2011; Горина Л. В. Социально-экономические отношения во Втором Болгарском царстве. М., 1972; Avenarius A. Die Awaren und die Slaven in den Miracula S. Demetrii//Βυζαντιν. Θεσ., 1973. Τ. 5. Σ. 19-27; Mavromatis L. La prise de Skopje par les Serbes: date et signification//TM. 1973. Т. 5. P. 329-334; idem. La fondation de l " Empire serbe: le kralj Milutin. Thessal., 1978; Charanis P. The Slavs, Byzantium, and the Historical Significance of the First Bulgarian Kingdom//BalkSt. 1976. Vol. 17. P. 5-24; Охрид и Охридско низ ucmopujama. Охрид; Ckonje, 1978-1985. 2 кн.; Prinzing G. Entstehung und Rezeption der Justiana Prima-Theorie im Mittelalter//Bbl. 1978. Vol. 5. P. 269-287; Коледаров П. Политическа география на средновековната Българска държава. София, 1979-1989. 2 ч.; он же. Името Македония в историческата география. София, 1985; В. Битолската плоча, важен епиграфски споменик от почетокот на XI в.//Развиток. Битола, 1979. Г. 15. N 6. С. 398-602; Popovi V. Aux origines de la slavisation des Balkans: La constitution des premières sklavinies macédoniennes vers la fin du VIe siècle//CRAI. 1980. N 1. P. 230-257; Θεοχαρδης Γ. Ι. Ιστορα της Μακεδονας κατ τους μσους χρνους 285-1354. Θεσ., 1980; Войнов М., Тъпкова-Заимова В. България на Аспарух и България на Кубер//Военно-исторически сборник.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

В сев. стороне монастырского комплекса устроена смотровая площадка с видом на озеро (в 1925-1954/55 здесь находилась колокольня). С др. сторон храм окружают конаки, гостиница, трапезная и игуменский корпус с 2-ярусной башней (все постройки XIX в.). Близ Н. О. м. находятся 2 церкви XIV в.- Богородицы Пештанской и Богородицы Захумской - и неск. источников, вода к-рых считается целебной: св. Петки, святых Афанасия и Язма (последний, согласно легенде, благословил основатель обители). Лит.: Златарски В. Н. Към историята на мънастиря Св. Наум в Македония//Македонски преглед. Ckonje, 1924. Год. 1. Кн. 2. С. 1-14; Милетич Л. Към фреските на манастира «Св. Наум»//Там же. 1925. Год. 1. Кн. 3. С. 29-38; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932. Т. 2. С. 426-430; он же. Манастирът «Св. Наум» при Охридското езеро: Произход, развитие и културно значение. София, 1972; Коцо Д. на археолошки на црквата на манастирот Св. Наум//Зборник на Археолошкиот мyзej, 1957-1958. Ckonje, 1958. С. 56-80; Кънчов В. Пътуване по долините на Струма, Места и Брегалница: Битолско, Преспа и Охридско. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Николовски А. Манастир Св. Наум. Охрид, 1975; Целакоски Н. Npeдahuja и старите печати на манастирот Св. наум//Лихнид: Годишен зб. на народниот мyзej во Охрид. Охрид, 1983. С. 13-25; он же. Манастирот Св. Наум Охридски: 1100 години, летопис. Охрид, 2005; он же. Летописот на манастирот Св. Наум: Нови прилози. Охрид, 2015; Балевски М. Балканските политички прилики и дипломатските битки за манастирот Св. Наум. Ckonje, 1984; Наум Охридски: Зб. радова. Охрид, 1985; Грозданов Ц. Св. Наум Охридски. Ckonje, 1995, 2015; Поповска С. Ами Буе и Joзeф Милер за манастирот Св. Наум Охридски//Гласник на Институт за национална ucmopuja. Ckonje, 1995. Год. 39. Бр. 1/2. С. 143-150; Пауновска Б. 1100 години на охридскиот манастир Св. Наум Чудотворец//Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од науч. собир. Ckonje, 2006. С. 31-33; Д. Македонски манастири. Ckonje, 2009. С. 13-21; 1100 години од на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од науч. симпозиум. Охрид, 2011; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Ckonje, 2015. С. 258-267; Кузман П. Археолошки сведоштва за дejhocm на св. Климент Охридски во Охридскиот регион//Slovne. Moscow, 2016. Vol. 5. N 2. P. 136-178.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

средновековна уметност. Ckonje, 1993. Бр. 1. С. 11-60; он же. Црквата Мали св. Врачи во Охрид//Културно наследство. Ckonje, 1996. Т. 19/21. С. 81-137; Василиева И. А. Към въпроса за образа на Константин-Кирил Философ в нашето изобразително изкуство//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100 г. от смъртта му. София, 1969. С. 419-424; Г. Охридската сликарска школа од XV в. Охрид, 1980; Расолкоска-Николовска З. Портретот на Климент Охридски од Матка//Ликовна уметност. Ckonje, 1981/1982. Бр. 8/9. С. 105-109; М. Еден новооткриен портрет на Климент Охридски во црквата св. Никола kaj село Ореовец (Македонски Брод)//Ucmopuja. Ckonje, 1985. Бр. 2. С. 293-297; Цветковски С. Новооткриениот портрет на Климент Охридски во Св. Архангели, Прилеп//Културен живот. 1994. Бр. 1. С. 37-38; он же. Новооткрито изображение на св. Климент Охридски в църквата св. Архангели в Прилеп и стиловите течения през 3-та четвърт на XIII в. в Македония//Изкуство: Art in Bulgaria. София, 1996. Бр. 33/34. С. 17-20; Личеноска З. Peлjeфhama икона на св. Климент Охридски//Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Ckonje, 1995. С. 213-221; Георгиев П. Бележки за култа към св. Климент в Охрид//Епископ-Константинови четения/Ред.: Т. Тотев. Шумен, 1996. Сб. 3. С. 22-33; он же. Дървеният орелеф на св. Климент Охридски: Предназначение и история//Годишник на Националния археол. музей. София, 1997. Т. 10. С. 301-318; Лозанова Р. Църквата «Св. Богородица Перивлепта» («св. Климент») в Охрид: Културни пластове//Свети места на Балканите. Благоевград, 1996. С. 129-135; Ангеличин-Жура Г. Страници от ucmopujama на уметноста на Охрид и Охридско, XV-XIX в. Охрид, 1997; он же. Пештерните цркви на брегот од Охридското езеро. Охрид, 1999; он же. Пештерни църкви во Охридско-Преспанскиот регион (Р. Makeдohuja, Р. Aлбahuja, Р. Гpцuja)//Ниш и Buзahmuja: IV научни скуп: Зб. радова. Ниш, 2006. С. 385-402; С. Манастир Лесново: Ucmopuja и сликарство. Београд, 1998; Георгиевски М.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Храм святого Климента (Охрид) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Климента находится рядом со знаменитыми Верхними воротами в старой части города. Храм был построен как монастырский в 1295 году. В конце XIV века Охрид перешёл под контроль Османской империи, и в XV веке Пантелеимоновский монастырь был перестроен в мечеть. Храм был восстановлен в 2000-2002 годах. Содержание История [ править править код ] В 866 году святой Климент, ученик святых Кирилла и Мефодия, прибыл в Охрид по просьбе болгарского царя Бориса I, чтобы заняться там миссионерской деятельностью. В 893 году в Охрид прибыл его ученик святой Наум. В том же 893 году святым Климентом был предположительно основан монастырь и Охридская книжная школа при нём, где обучали славянской литературе и литургии. Традиция приписывает создание кириллицы Клименту Охридскому (в его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл»), но большинство исследователей не разделяет эту точку зрения. Археологические раскопки на территории монастыря Число его учеников доходило до 3500 человек, впоследствии они распространяли знания о славянской письменности, что сделало монастырь культурным центром. В одном из источников монастырь даже назван старейшим в Европе университетом. Святой Климент скончался в 916 году и был похоронен в склепе монастыря. В конце XIV века Охрид перешёл под контроль Османской империи, и в XV веке монастырь был перестроен в мечеть. В начале XVI века, когда было принято решение о восстановлении ранее разрушенных церквей и монастырей, монастырь святого Климента был восстановлен, но на рубеже XVI и XVII веков вновь оказался разрушен (мощи святого Климента при этом были перемещены в другую церковь), а на его месте османами была возведена мечеть Имарет. Время шло, все менялось, вот и власть в городе изменилась, и церковь была восстановлена в прежнем образе, она стала главной церковью Великого собора Архиепископства Охрида. Хочется отметить, что в этом прекрасном здании находится множество красивых ион и старинных книг. Кстати, именно в этой достопримечательности Македонии располагалась библиотека Архиепископства, которая бережно хранила в своей коллекции редкие рукописи папируса и множество музыкальных нот церковных песен Византии. Нужно заметить, что часть из вышеупомянутых реликвий сохранились, хотя многое и было разграблено и сожжено. Престольные праздники [ править править код ] Климент Охридский, равноапостольный — 9 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Кузман Капидан, Охрид 6000, Северная Македония Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_К...

Осеннее паломничество в Охрид – Балканский Иерусалим ФОТОРЕПОРТАЖ Сегодняшний Охрид – город небольшого балканского государства Северная Македония, расположенный на восточном берегу живописного, обрамленного горами Охридского озера. Несмотря на превратности исторической судьбы, принадлежность в разное время то к одному, то к другому государству, познавший несколько веков османского рабства и десятилетия атеистического строя, Охрид сохранил множество памятников древности. Балканским Иерусалимом город называют ввиду огромного значения его духовного, исторического и культурного наследия, особенно ценного для православных славян. В 886 г. в Великой Моравии начались гонения на славянскую литургию и письменность, и ученики святых братьев нашли убежище в Болгарии Согласно дошедшим до нас житиям, в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались открытые гонения на славянскую литургию и письменность. Бежавшие от преследования ученики святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла – Климент, Наум и другие нашли убежище в Болгарии (в пределах которой тогда находился Охрид), где были с радостью приняты князем Борисом, предоставившим им необходимые условия для святого дела просвещения славянских народов. Так Промыслом Божиим была спасена и продолжена великая миссия по христианизации и воцерковлению славян, по созданию православной славянской христианской культуры. В последней четверти IX – 1-й трети X века в Болгарии сложились два славянских книжно-просветительских центра, или школы, – Преславская и Охридская. Охридская основана равноапостольным Климентом. Кроме переводов, составления и написания собственных славянских произведений духовного содержания, святой Климент готовил священство, обучал грамоте детей и взрослых. Он же стал первым епископом, который служил и проповедовал на славянском языке. Храм святых Пантелеимона и Климента, мощи святого Климента Центром Охридской школы стал построенный святым Климентом на холме Плаошник монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Во времена османского ига монастырь был разрушен, на его месте построили мечеть, а мощи святого Климента из храма великомученика Пантелеимона перенесли в охридский храм Богородицы Перивлепты. Мечеть со временем также была разрушена, а в 2002 году на этом месте построен новый храм святых Пантелеимона и Климента – точная копия старого храма IX века. Мощи равноапостольного Климента теперь покоятся здесь, справа от алтаря, в мраморной раке.

http://pravoslavie.ru/149723.html

Адрес: Saint Sophia, Tsar Samoil, Ohrid, Macedonia/Македония Подробнее... Храм святого Иоанна Богослова (Охрид) [ править править код ] Храм Св. Иоанна Богослова в Канео находится на холме, который расположен далеко от Охридского озера. Этот храм и в наши дни продолжает удивлять своей красотой всех туристов. Предположительно храм был построен в 1447 году. Это сооружение представляет собой крестообразное строение с основанием прямоугольника. Архитектура храма играет существенную роль в изучении средневековых памятников. В этом храме отлично гармонируют византийские и армянские архитектурные элементы. В конце 19 века церковь пережила крупные реконструкции. Был построен новый иконостас. Портрет Христа разместили в куполе храма. Адрес: Ul Koco Racjn, Охрид 06005, Македония Храм святого Климента (Охрид) [ править править код ] Одно из интереснейших мест города Охрида - церковь Святого Климента. Находится она рядом со знаменитыми Верхними воротами в старой части города. Прекрасное сооружение было возведено в 1295 году. Эта церковь – одна из самых старинных на территории как Охрида, так и всей страны в целом. Согласно некоторым сведениям, вокруг достопримечательности Охрида был разбит чудесный сад, сожженный в четырнадцатом веке. С течением времени церковь стали называть Большой церковью. Восстановление уникальных фресок в церкви очень поменяло знания о том, как работали мастера последних восьми веков. Эти фрески – последняя веха великого искусства Византии, ценные реликвии о прошлом, которые расскажут будущему о загадках и тайнах истории. В храме находятся мощи святого Климента Охридского. Адрес: Kuzman Kapidan, Охрид 6000, Республика Монастыри [ править править код ] Монастырь святого Наума [ править править код ] Монастырь Святого Наума — православный монастырь в Македонии, расположенный на юго-восточном берегу Охридского озера, в непосредственной близости от албанской границы (30 км к югу от Охрида). В прошлом в монастыре располагалась резиденция Охридского архиепископа, сейчас монастырь входит в юрисдикцию неканонической Македонской православной церкви .

http://azbyka.ru/palomnik/Охрид

Т. о., эфемерное владение Стреза было разрушено, хотя простиралось на значительную часть М. В Житии св. Саввы есть сведения, что Стрез имел власть над крепостями вокруг Фессалоники и Охрида; в его владения могли входить Охрид, Прилеп, Битола, Веррия и Велес. На востоке его владения, возможно, простирались до Струмы, на юго-западе граничили с землями Эпирского деспотата, а на северо-западе включали обл. Полог и, видимо, Скопье, севернее к-рых проходила граница с землями Стефана Немани. Образование в нач. XII в. гос-в крестоносцев негативно сказалось на церковном строительстве, однако не остановило его полностью (напр., митрополичий собор свт. Николая Чудотворца в Мелнике, построенный деспотом Алексеем Славом (10-е гг. XIII в.)). Церковь св. Иоанна Богослова в Канео (Охрид). XIII в. Церковь св. Иоанна Богослова в Канео (Охрид). XIII в. На 10-20-е гг. XIII в. приходится период активной экспансии в регионе М. Эпирского деспотата, правителем к-рого был Феодор I Ангел. В 1216 г. он подчинил Фессалию, Охрид, Прилеп, Албан и Диррахий. Вероятно, еще ок. 1211 г., после смерти Стреза, Феодор занял Скопье. Ок. 1215 г. он заключил союз с Алексеем Славом против латинян и к исходу 1216 г. овладел всей М., за исключением ее восточных и юго-вост. районов, остававшихся под властью Алексея Слава и Фессалоникийского королевства. В 1222 г. Феодор отнял у латинян Серры, чем отрезал сухопутное сообщение Фессалоники с К-полем. В 1224 г. он взял Фессалонику, объявил себя императором и был коронован архиеп. Димитрием II Хоматианом в Охриде. Вся М. вошла в состав Эпирского гос-ва, за исключением Мелникской обл., остававшейся у Алексея Слава. Однако 9 марта 1230 г. в битве при Клокотнице имп. Феодор был разбит болг. царем Иоанном Асенем II и захвачен в плен. Его империя рухнула, большая часть владений в М. перешла к Болгарскому царству; только в Фессалонике оставался правителем Мануил, брат Феодора. В этих областях были поставлены болг. митрополиты и епископы, как свидетельствует пространное Житие прп. Петки Тырновской, написанное патриархом Евфимием ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. С. 432). Под болг. власть попала и Св. Гора Афон, которую царь Иоанн Асень II вскоре посетил и одарил. Спустя нек-рое время Иоанн Асень перестал воспринимать эпирского деспота как врага и поддержал Феодора и его семью как своих вассалов. В 1237 г. Иоанн Асень женился на дочери Феодора Ирине и помог тестю вернуть власть над Фессалоникой, сохранив за ним статус вассала. М. в поздневизантийский период

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Монастырь святого Наума Охридского Монастырь находится в 30 километрах от города Охрид, возле границы с Албанией, на скале южного берега Охридского озера. В конце IX века его построил младший ученик святых Мефодия и Кирилла Наум и посвятил святому Архангелу Михаилу. После преставления Наума и его прославления монастырь получил его имя, здесь же почивают мощи святого. Во времена османского ига монастырь был разрушен, от первоначальной монастырской церкви сохранились и дошли до нас только колонны трибелона. Археологические исследования показали, что нынешняя церковь построена на фундаменте первоначальной в период между XVI и XVII веком, она несколько раз подвергалась реконструкции, а также была значительно расширена. Резной иконостас относится к 1711 году, роспись храма – к XVIII веку. Большие труды по возрождению и благоукрашению монастыря в последние годы положил его игумен архимандрит Нектарий. Кроме просветительской деятельности в Преславской и Охридской средневековых школах святой Наум Охридский известен чудесами, происходившими и происходящими до сих пор по его молитвам, и особой молитвенной помощью душевно больным людям. Известно, что святитель Иоанн Шанхайский почитал этого святого и посещал душевно больных с иконой святого Наума Охридского, освященной на его мощах. Современный Охрид В небольшом и очень уютном Охриде кроме множества православных храмов можно увидеть часть античного амфитеатра (конца III – начала II в. до Р.Х.), крепость царя Самуила (Охрид был столицей Первого Болгарского царства с 992 по 1018 г.). Город и люди приветливы, а озеро красиво даже при не слишком приветливой погоде. Осенние краски не такие яркие, но именно осенью, вне туристического и курортного сезона, атмосфера этого удивительного, благодатного и намоленного места ощущается особенно хорошо. 1 декабря 2022 г. Рейтинг: 10 Голосов: 346 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений Абдуллаев 13 декабря 2022, 22:09 Спасибо за чудесный рассказ! Янина 1 декабря 2022, 16:42

http://pravoslavie.ru/149723.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010