У Кирилла она не встречается, как отмечает это Петавий. De dogm. theol. Ill, 9. Ср.: Salig, 332. 160 Ad Flavianum (epist. 28). Migne. PL. Т. 34. Col. 777B: tarn absurda tamque perversa professio, sermo nimis insipiens nimisque blasphemus. Col. 779A: imprudentia hominis imperiti. Cf. Col. 755A: multum imprudens et nimis imperitus. В одновременно отправленном письме к Юлиану Косскому (13 июня 449 г.) Лев Великий находит нужным прибегнуть к предположению о принятии Ев–тихием оригеновского мнения о предсуществовании душ, чтобы как-нибудь объяснить непонятное иначе учение его. Ad Julianum (35). Col. 807С. 161 Ср.: Троицкий И. Е. Изложение веры церкви Армянской. СПб., 1875. С. 141–164. 162 Об Евтихии ср.: Болотов В. В. Литограф, лекции по церковной истории, курс 1888/1889 гг. С. 171 -178.0 Диоскоре историческом и легендарном: Он же. Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе. СПб., 1884 (Христианское Чтение. 1884. II. С. 581–625; 1885. I. С. 9–94). Ср. также: Histoire de Dioscore, patriarche d " Alexandrie, ecrite par son disciple Theopiste, publiee et traduite par M. F. Nau. Paris, 1903. (Extrait de Journal Asiatique, 1903. Janv. — F6vr. et Mars-Avril). 163 Mansi, VI, 700B. 164 Mansi, VI, 725D. 165 Mansi, VI, 728A, 729A. 166 Изданы в: Amelli A. Spicilegium Casinense. I. Monte Cassino, 1898. 91–98. Ср.: Schermann Th. Die Geschichte der dogmatischen Florilegien vom V-VIII. Jahrhundert. Leipzig, 1904 (Texte und Untersuchungen von O. Gebhardt und A. Harnack. XXVIII, 1 [XIII, 1]). S. 19–20. Lietzmann, 92. 167 Mansi, V, 1015D: Subjunxi autem his Uteris meis et ea quae de duabus naturis a sanctis patribus nostris decreta sunt. Послание Юлия. Ibid., 1016–1017. 168 Mansi, VI, 741С. 169 Болотов В. В. Лекции. С. 175–176. 170 Mansi, VI, 633 С. Ср.: Болотов В. В. Рассказы Диоскора. 97 (Христианское Чтение. 1885.1. С. 60). 171 Mansi, VI, 684D: οχ πλς οδ ς ετυχεν, λλ " ν βιβλοις. 172 Mansi, VI, 685D. 737C: Δισκορος επσκοπος " Αλεξανδρεας επεν ανεκτς μν στιν οτος λγος, μετ τν νανθρπησιν δο φσεις ειπεν; γα σνοδος ειπεν " νθεμα τφ λγοντι. κτλ. 173

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Diss. Max. 46. 1129 Fragmenta theologica. 2 (Gryson R. Scripta. P. 232). Бог Сын также именуется здесь «верховным священником Бога Отца» (summum sacerdotem esse Filium Deo Patri). Ср. Sermo Arrianorum. 27 (PL. 42. Col. 681; Hombert P.-M. Scripta. P. 169): «Сын, слуга и верховный священник Своего Отца; воистину всех созданий Своих Господь и Бог по воле Отца» (Filius minister et summus sacerdos est Patris sui; omnium vero operum suorum Dominus et Deus est, Patre volente). «Служителем и исполнителем желаний Отца») называет Бога Сына и Демофил Константинопольский (Philostorg. Hist. eccl. Fr. 7). 1130 Fragmenta theologica. 23 (Gryson R. Scripta.P. 265): «Ведь и Святого Духа мы не называем Богом, потому что так Его не называет Писание, но (говорим), что Он подчинен Богу Сыну и повинуется во всем указаниям того Сына, как и Сын (повинуется) Отцу. И как Отец всю силу и всю премудрость и благость в сущности Сына запечатлел, так и Сын всю силу и всю премудр ость по желанию Отца явил во Святом Духе. Итак, в том Святом Духе архангелы и ангелы и все духовные силы и все святые поклоняются Сыну и через Сына Отцу» (Nam Spiritum Sanctum Deum non dicimus, quia nec scriptura dicit, sed subditum Deo Filio et mandatis illius Fili in omnibus obtemperantem, sicuti Filius Patri. Et quemadmodum Pater totam virtutem et totam sapientiam et bonitatem in substitutionem Fili consignavit, ita et Filius totam virtutem et totam sapientiam in Spiritu Sancto Patre iubente monstravit. In illo itaque Spiritu Sancto arcangeli et angeli et omnes virtutes spiritales et omnes sancti adorant Filium et per Filium Patrem). В другом месте указывается, что Святого Духа нельзя назвать Богом, потому что Он не является Творцом (Hic Spiritus non est Deus nec Dominus, quoniam nec Creator), далее Святой Дух называется «слугой Христа» (non est Deus sed minister Cristi) (Fragmenta theologica. 19 (Gryson R. Scripta. P. 259). Ср. исповедание веры Ульфилы: ministrum Cristi (Diss. Max. 63). Diss. Max. 138 («Апология» Палладия): «...через Сына раньше всего сотворенный освящал сотворенное» (...per Filium ante omnia factus sanctifi caret craeata).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

календарях и литургических книгах ( Forbes. 1872; Holmes. 2011. P. 140-141, 146, 158-160, 162-163, 165-169, 174, 184). Проприи мессы в день памяти Н. содержатся в Миссале из Арбатнота (1491) (Liber Ecclesiae Beati Terrenani de Arbuthnott/Ed. A. P. Forbes. Burntisland, 1864. P. 369-370), а также среди добавлений к шотландскому францисканскому миссалу XIII в. (Lives. 1874. P. XXIV-XXV) и к печатному Римскому Миссалу 1546 г. ( Eeles F. C. A Mass of St. Ninian//ScottHR. 1912. Т. 10. P. 35-38). Оффиций Н. включен в Абердинский бревиарий (1510). В рукописи XV в. сохранились часы Н. (см.: Holmes. 2011. P. 158-159). Поминовение святого 16 сент. указано в дополненных печатных изданиях Мартиролога Узуарда (XVI в.; см.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 326; PL. 124. Col. 477-478) и в Римском Мартирологе. В совр. издании Римского Мартиролога под этим днем значится память Н.- просветителя пиктов и основателя епископской кафедры в Уитхорне. До 1898 г. в Шотландии литургическое поминовение Н. совершалось только в еп-стве Галловей и в аббатстве Форт-Огастус, затем оно было распространено на все шотл. католич. еп-ства (память святого указана в календаре Римско-католической Церкви для Шотландии). В англ. католич. диоцезе Хексем и Ньюкасл поминовение Н. совершается 26 авг. Ист.: BHL, N 6239-6241; ActaSS. Sept. T. 5. P. 318-328; Lives of S. Ninian and S. Kentigern, Compiled in the 12th Cent./Ed. A. P. Forbes. Edinb., 1874; Barbour " s des schottischen Nationaldichters Legendensammlung/Hrsg. C. Horstmann. Heilbronn, 1882. Bd. 2. S. 121-151; Pinkerton " s Lives of the Scottish Saints/Ed. W. M. Metcalfe. Paisley, 1889. Т. 1. P. IX-XVII, 9-47; Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 133; T. 2. P. 128-130; Nova Legenda Anglie/Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Т. 2. P. 218-224; The Legends of SS. Ninian and Machor/Ed. W. F. Metcalfe. Paisley, 1904. P. 22-31, 39-83, 187-209; Miracula Nynie episcopi//MGH. Poet. T. 4. Fasc. 2/3. P. 943-962; MacQueen W. W. Miracula Nynie Episcopi//TDGNHAS.

http://pravenc.ru/text/2577673.html

50 In Jos. Hom. 9.8; In Levit. Hom. 1. 1; In Is. Hom. 7. 3 (Lubac H. de. Introd. a Origene. Hom. sur la Genese//SC. 7 (1943). P. 26. Not. 2). Ср.: Vincent de Lerins. Commonit. 28//EP 2175; Thomas. IIa IIae. Q. 10. a. 12, в связи с Мёлером ср. наши Esquisses Р. 479. Not. 1. Р. 130 и далее. 51 См. замечание: Rousseau О. II S. Bernard theologien. P. 300. Представляя историю Отцов, Мёлер пытается сделать это не столько в виде последовательного обзора отдельных авторов, сколько в виде думающей и пишущей Церкви (ср. наши «Esquisses» – Р. 139), скорее как историю «патристики», чем историю «патрологии». Точнее, как историю «экклесиографии». 53 Первое заявление Собора от 25 января 1959 г., в котором говорится о его «решении вернуться к некоторым древним формам вероопределений и мудрых постановлений церковной дисциплины» (Docum. Cathol. 1959. Col. 387). В заключительной дискуссии Римского Собора говорилось о некоторых формах почитания Богородицы: «Мы хотим предложить вам держаться наиболее простого и наиболее древнего в практике древней Церкви» (Docum. Cathol. 1960. Col. 215). 54 См.: Benoit A. Op. cit.; ср.: Thurian M. Cunite visible des chretiens (Verbum саго 57 и отдельный выпуск). Р. 12. 55 Факт, который часто отмечается некатолическими богословами: Wolf E., Greenslade S.L. Schism in the early Church. London, 1953; Elert W. Abendmahl und Kir-chengemeinschaft in der alten Kirche... Berlin, 1954. S. 46 и далее. 57 Holstein Я. La Tradition dans l " Eglise. Paris, 1960. P. 187; а также наша статья, цитированная выше N. 1. Р. 138–139. 58 В связи с этим см. его 169-е письмо, в особенности его окончание (N. 13//PL. Т. 33. Col. 747–748). В нем дается весьма пространный ответ на поставленные вопросы, затем он приводит для своего адресата список его произведений, необходимых для ознакомления, и добавляет: «Дозволь мне позаботиться о написании и редактировании сочинений, необходимых для большого числа людей, которые, на мой взгляд, должны оставить в стороне предмет твоего любопытства, интересующий при этом совсем немногих». Ср.: Augustinus Magister. Paris, 1954. P. 817 и Meer R Van der. Augustin, Pasteur d " ames (фр. перевод). Paris, 1955.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

См. также вышеупомянутую работу Фиггиса (прим. 35). 215 О борьбе Августина с донатистами см. Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола доиатистов. Киев, 1912. 216 О судьбах эсхатологизма в средние века см. Gregory Т. L " escatologia cristiana neirAristotelismo latino del XIII secolo. — «Ricerche di storia religiosa», 1965. 217 Cm. Lacroix B. Orose et ses id£es. Montreal-Paris, 1965. 218 О Сальвиане см. Голенищев–Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 96—98; Zschimmer W. Salvianus, Presbyter von Massilia, und seine Schriften. Halle, 1875. 219 Cm. Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichtsund Sta-atsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. Miinchen-Berlin, 1929, S. 251—252. 220 А. Карлейль, наоборот, считает, что отсутствие интереса к философии истории в период зрелого средневековья объясняется утратой влияния Августина (см, Carlyle A. L.) Medieval Political Thought in the West. Edinburgh, 1930, part II, p. 169). О влиянии исторической концепции Августина в средние века см. также Гуревич соч., с. 84—139. 221 Или же, лучше сказать, " истории». Ибо, как верно заметил Плеханов, рассмотрение исторического процесса как осуществления божественного провидения есть «теологическое понимание истории» (см. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. 2. М., 1956, с. 636). 222 О влиянии теократических идей Августина см. Родников Н. Указ. соч., с. 182 и сл. 223 О влиянии неоплатонизма в средние века см. Garin Е. Studi sul Platonismo Medievale. Firenze, 1958; Gregory T. Platonismo Medievale. Roma, 1958. 224 Клавдиан Мамерт был священником Вьенны в Галлии. Ум. ок. 474 г. Соч. в PL, t. 53. О нем: Вбтег F. Der lateinische Neuplatonismus und Neupythagorismus und Claudianus Mamer-tus in Sprache und Philosophie. Leipzig, 1936. 225 О Фаусте из Рейя см. Elg А. In Faustum Reiensem Studia, Upsala, 1937. 226 Gilson E. History of Christian Philosophy, p. 97. 227 О Халцидии и его влиянии см. Switalski В. Des Chal-cidius Kommentar zu Platos Timaeus.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

160  Cit. ер. 244. PQ. XXXII, col. 915–6; русский перевод VII, 186. Barhadbešabba ‘Abraïa. Hist. Eccl. XVII Extrait – Nau; Hist. Nestorienne 49 PO. Т. V, p. 275; Tillemont (cit. VIII, 266), Ceillier d. Remy (VII, 693), Dupin (II, 417), Cave (I, 266), Venables, Godet, Kihn Bardenhewer, Ermoni cit. op. et. pp., которые согласно все отмечают Силуана Тарсского, как первого учителя Диодора. 161  Ср. Tillemont. Memoires VIII, p. 355. Ceillier d. Remy, t. VII, p. 693; Venables DChB. v. I. 836 p. 166  Проф. Спасский A. A. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Сергиев Посад, 1906. Орлов А. Н. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Сергиев Посад, 1908. На Западе – Gummerus. Die Homöusianische Partei bis zum Tode des Konstantius. Leipzig, 1900. 169  Подробнее об этой партии можно читать у Gummerus’a – cit. ор. 8 S. ff. Также у проф. Спасского – 217–218 стр. и далее. 170  О том, что слово μοοσιος было произнесено о высоты престола, говорит Сократ (Hist. Eccl. I, 8 , PG – col. 72; русский перевод 41), Феодорит (Hist. Eccl. I, 12 ed Parmentier 50 S.; русский перевод 68). Филосторгий говорит, что Осия Кордовский и Александр Алекс., съехавшись вместе, решились внести в символ это слово, и с этим познакомили царя (Plilost H. Eccl. I, 7 . Ed. Bider 8–9 SS.; русский перевод 320). Отечественный историк В. В. Болотов находит более вероятным последнее сообщение Филосторгия (История Церкви в период вселенских соборов. III, 3 СПБ, 1914, стр. 25). 175  Hilarii. De Synod. 71, 88. PL X, col. 527, 541; Athan. M. De Synod. 41, 42. 53, 54. PG XXVI, col. 764–765, 768–769, 788–789; русский перевод III, 146–147; 148–149, 163–164. 179  У Сократа читаем замечание: „признаваемое ими подобие (Сына Отцу) ничем не отличается от единосущия: μηδν τ διαφρειν το μοουσ ου τ μοιον”. – Η. Eccl. IV, 12  – col. 485; русский перевод 334. Созомен: „приняли имя „единосущный”, как однознаменательное с выражением „подобный по существу” – τ μοοσιον νομα χονται, ς τ μο κατ’ οσαν τ ατ σημανον – Eccl. VI, 10 , col. 1321; русский перевод 397.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Pl. Ν. Η. XXXV, 77. Pol. VIII, 1337 b 25. Tel.ap.Stob. 98,72. Michel, 913, 10. Ditt. Syll. 960, 13. 92. Ν. Η. XXXV, 77. Pol. VIII, 1338 а 40 s. Vitr. I, 1; Gal. Protr. 14; Philstr. Gym. I. V. Pyth. II. Объединенное преподавание игры на лире и на авлосе (вазовая живопись): см., например, Р. Girard, L’Education athénienne , рис. 6, 8, 13, 14, 15, стр. 105, 111, 165, 169, 171. Об авлосе, его (недостаточно признанной) роли в греческой музыке ср. книгу — многословную и часто спорную — К. Schlesinger’a, The Greek aulos, a study of its mechanism and of its relation to the modal system of ancient Greek music , London, 1939 (и мой отчет о ней в Revue des Etudes grecques , LIII (1940), стр. 87–92); N. В. Bodley, The Auloi of Мегоё ap. American Journal of Archaeohgy , L (1946), стр. 217–240, следует за Шлезингером без достаточной критики. Plut. Alc. 2; Gell. XV, 17. Xen. Mem. I, 2, 27. Pol. VIII, 1341 а 18. 1, 15. О дискуссионном вопросе настройки семиструнной лиры см. в последнее время I. Düring, Studies in musical terminology in 5th Century literature, ap. Eranos , XLIII (1945), стр. 190–193. Тексты об истории последовательного добавления дополнительных струн сгруппированы в работе: (Н. Weil)-Th. Reinach, в их издании Плутарха, О музыке , Paris, 1900, стр. 119–129, к § 303. Ditt. Syll. 959, 10. Michel, 913, 6–7. Eupol. 10–11; Quint. I, 10, 17. Греческая музыкальная теория: лучшей книгой остается прекрасная диссертация L. Laloy, Aristoxène de Tarente et la Musique de l’Antiquité , Paris, 1904; беглое изложение — ср. Введение]. F. Mount-ford’a в приведенной в прим. 3 книге Шлезингера, стр. XV–XXXVII. С другой стороны, см. Fr. Lasserre, L’Education musicale dans la Grece antique , введение в его издание Плутарха, О музыке, с переводом и комментариями, Olmen, 1954 ( Bibliotheca Helvetica Romana , I), стр. 15–95. О двойном смысле слова музыка, которое поочередно означает в древности музыку и математическую науку об интервалах и о ритме, ср. мою работу Saint Augustin et la Fin du Monde antique , Paris, 1937, стр.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

В 531 г. Е. принял жалобу на неканоническое поставление епископом г. Ларисса некоего Стефана, запретив Стефана в служении ( Stephanus episcopus. Stephani ad Bonifacium//PL. 65. Col. 34-42). Не согласившись с решением Е. и считая его неполномочным выносить решение относительно дел Фессалийской пров. (Ibid. Col. 39), Стефан подал апелляцию папе Бонифацию II с просьбой расследовать дело и восстановить его на Ларисской кафедре. За Стефана также ходатайствовали ряд фессалийских епископов и клириков (Ibid. Col. 41-42). Решение папы по этому делу неизвестно. По смерти Е. на его место был избран К-польский патриарх Анфим I , бывший до этого епископом Трапезундским. Ист.: Epistulae imperatorum pontificum aliorum inde ab a. CCCLXVII usque ad a. DLIII datae Avellana quae dicitur collectio/Rec. O. Guenther. Vindobonae, 1898. Pt. 2. N 195, 204, 205, 233, 234, 237, 239, 242. P. 652-654, 663, 664, 707-715, 722-733, 738-739, 741-742. (CSEL; 35); Theoph. Chron. P. 166. 21-24, 169. 23-25, 217. 1-4; Zach. Rhet. Hist. eccl. IX 15; RegPatr. Vol. 1. Fasc. 1. N 217-227; CPG, N 6838-6842. Лит.: De la mort de Théodose à l " élection de Grégoire le Grand/Ed. P. de Labriolle et al.// Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 428, 439, 451 f.; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. Vol. 2. P. 230-231, 260, 378, 381, 396; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 375; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 2. P. 744-745; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon, 451-553// Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 155, 157, 159; Darrouzès J. Epiphane [de] Constantinople//DHGE. 1963. T. 15. Col. 614; Baus K. Epiphanios v[on] Konstantinopel//LTK. Bd. 6. S. 944; Cocchini F. Epiphanius of Constantinople//EEC. Vol. 1. P. 281; Speigl J. Formula Iustiniani: Kircheneinigung mit kaiserlichen Glaubensbekenntnissen (CJ I 1, 5-8)//OS. 1995. Bd. 44. S. 105-134; The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus ( 750)/Ed. A. di Berardino, Engl. transl. A. Walford. Camb., 2006. P. 43.

http://pravenc.ru/text/190073.html

171 Sittl. Klassische Kunst-Archaeologie, § 230, pag. 253. Девять фалар от римских лат найдены в Лауерс-форте. 24 медальона с орлами и полулуниям в б. Munz – und Anmicken – в Вене. Две бляхи с изображением Афины из Киля. Фалары с пилеными гранатами в том же б. Венском Кабинете. Близь Майнца, в водах Рейна, найдены фалары, один в попер. 0,30 м., резной из бронзы, варварского изделия, ныне в мувее Вормса 172 Моя статья «О фресках лестниц Киево Софийского собора» в Зап, Имп. Рус. Арх. Общества m.III,cmp. 287–306,puc.XI. Почему именно три, а не четыре , и цвета: красный, блый и зeлehый,cм.Ioannes Lydus de mensibus, ed. Bonn. р. 65, §19. 173 Перевязи крестообразные с медальонами на груди см. в Отчете Имп. Арх. Комм. за 1880 г.,таб. I, 16, II,13,cmp.54–5. 174 Русские Древности, вып. III, Ср. надгробный камень Цэлия в Бонне: центурион, имеющий все возможные в его время отличия: согопа torques, две armillae на плечах, пять на панцыре. 175 Изображение гелиохов вязалтийского цирка находим часто на тканях и древних одеждах, см. Linas, Orfevrerie cloisonnee, II, р. 485, 488; Linas, Notice sur cinq anc. etoffes, pl. V; на персидской пурпуровой материи VI (?) века: Camaloq einer Sammlunq v. Geweben u. Sttickerien, Koln, 1876; также на материи в худ.-пром. музее Берлина и пр. 177 См. Lindenschmidt,L.Die Alterthumer unserer heidnischen Vorzeit. Nach den Originalen v.d. Centralmuseum in Mainz. 1864, I. Bd., Heft IV, Taf. 6; VI, 5; X, 7; XI, 6. Также известная статья Томсена о золотых брактеатах в Копенгагенскихъ Анналах 1855 г. 178 Так, выражение, перенятое греками V – VI в. употребляется в VI в.: Ioannes Ludus, ed Вопп. 169, 22 не значить как думает Софоклес, но одежда, усыпанная золотыми блестками. 179 Слово значит: лист дерева, лепесток цветка, затем: подвесная бляшка конских уборов (у нас поталы), личных уборов, в виде листка на ожерельях и всякая круглая бляшка; поталь, петалъ=дщица округлозлита, на ней же четырьмя письмены написано неизреченое имя Божие – у иудейского первосвященника: далее

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

157. Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite " , Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5–40, 247–85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Rome: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163–237. 158. Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18. 159. On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B). 160. Лествица 27 (PG 88 1100A). 161. Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15. 162. Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко–филологического факультета Императорского. Санкт–Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21–26. 163. Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В–574В). 164. Discourses 5, 122–141: 6, 153–161: ed. Krivocheine, 1: 286–8 2 260–28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 165. Достопамятные сказания… Пимен 27, с. 138. 166. Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 167. Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B). 168. On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164. 169. On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3. 170. The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151. 171. On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238. 172. Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 173. Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 174. The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151. 175. Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде. 176. Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая… " . 177. Homily 35(37): tr. Wensinck, 315; tr. Miller, 321. 178. Ср. с определением исихазма, которое дает Пьер Адне. «Исихазм можно определить как по сути своей созерцательную духовную систему, в которое условием духовного совершенства человека выступает его соединение с Богом путем непрестанной молитвы или постоянного молитвенного состояния»//Pierre Adnes, Hesychasme, DS 7: 384.

http://predanie.ru/book/71889-vnutrennee...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010