I    Араузионский [Оранжский] Собор (8 ноября 441 г.), канон 26 Диакониссы вообще не должны посвящаться. Если таковые уже имеются, то пусть преклоняют головы под благословение, преподаваемое народу. Женщина, дав перед епископом в секретариуме обет хранить вдовство, принимает в знак отличия от епископа одеяние вдовы. А если кто-то ее соблазнит или она сама отступит от данных обетов, то ее следует наказывать по заслугам 166 . Concilium Veneticum (а. 465), can. 4 CLCLT: С PL 1783 SL 148 (ed. С. Munier, 1963. P. 152). Eas quae uirginitatem professae et benedictionem fuerint per manus impositionem sub contestatione huius propositi consecutae, si fuerint in adulterio deprehensae, cum adulteris ipsarum arcendas a communione censemus. Венетский [Ваннский] 167 Собор (465), канон 4 Тех же [женщины], кто подвизается в девстве и следует благословению, данному [им] через возложение рук под клятвой исполнять это обещание, если будут уличены в блуде, постановляем отлучать от Причастия вместе с их сожителями. Concilium Epaonense (6–15.09.517), can. 21 CLCLT: CPL 1785b (Mutatio), SL 148Л (Concilia Galliam. A. 314 – A. 506/Ed. C. deClercq. Turnhout, 1963); Les canons des Conciles mérovengiens (VI–VII siècles). P., 1989. T. 1 (SC 353, ПУБЛИКАЦИЯ по предыдущему изданию Де Клерка). P. ПО; Monumenta. P. 47: Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/ Ed. J. D. Mansi. Florentiae, Venetus , 1757–1798. T. VIII. P. 561 168 = II Concilium Turonense (a. 18. 11. 567), can. 21 (20). Местонахождение Эпаона точно не определено (на территории коммуны Альбон, между Вьенной и Балансом). Данный Собор сыграл важную роль в организации Церкви Бургундского королевства. Benedictio poenitentiae – обряд, связанный с возложением рук епископа на кающегося. Таким образом, посвящение диаконисс рассматривалось как тяжелое прегрешение. Под «возвращением» подразумевались сугубые покаяние и молитва , то есть аскетическая жизнь, которой ранее посвященные женщины могли отличаться от мирян 169 . Viduarum consecrationem, quas diaconas uocitant, ab omni regione nostra paenitus abrogamus, sola 170 paenitentiae benedictione, si conuerti ambiunt, imponenda.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Comm. in Porphyr. II 7). Следуя Порфирию и Аммонию Гермию, Боэций считал, что общими и индивидуальными могут быть как субстанции, так и акциденции: «Когда я говорю «человек», я высказываю универсальную вещь, поскольку это имя сказывается о многих индивидах; когда же я говорю «Сократ» или «Платон», я высказываю частную вещь (rem particularem), поскольку Сократ не сказывается ни о каком подлежащем; точно так же и в случае акциденции: ведь если я скажу «научное знание» (scientia), то произнесу универсальную вещь... если же скажу «научное знание Платона», то назову частное научное знание (particularem scientiam),- поскольку всякая акциденция, которая подходит индивидам, становится индивидуальной (individuum),- ибо научное знание Платона есть нечто частное, как и сам Платон» ( Idem. In Categ. I//PL. 64. Col. 169). Согласно Боэцию, индивидуальные акциденции характеризуются тем, что они, выражая общие качества или свойства, индивидуализируются при присоединении к И. и потому не могут быть перенесены от одного И. к другому: «Всякая вещь, которая находится в субъекте, но не сказывается ни о каком подлежащем, есть частная акциденция, как, например, некое грамматическое искусство Аристарха или любое индивидуальное грамматическое искусство некого человека: поскольку оно присуще индивидуальному человеку, оно само сделалось индивидуальным и частным, поскольку же это некое грамматическое искусство пребывает в душе, оно является акциденцией, а поскольку оно не сказывается ни о каком подлежащем, оно есть нечто частное» (Ibid. Col. 171). На основании такого рассуждения Боэций подразделял все вещи на 4 класса: универсальная субстанция (substantia universalis, т. е. роды и виды), частная субстанция (substantia particularis, т. е. И.), универсальная акциденция (accidens universale), частная акциденция (accidens particulare). Понятия «индивид» и «индивидуальность» применялись Боэцием и при предпринятых им в теологических трактатах попытках соотнести греч. и лат. богословскую терминологию, прежде всего использовавшуюся в триадологических и христологических спорах.

http://pravenc.ru/text/389563.html

158 Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite, Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5—40, 247—85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Romë Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163—237. 159 Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18. 160 On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B). 161 Лествица 27 (PG 88 1100A). 162 Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15. 163 Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко-филологического факультета Императорского. Санкт-Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21—26. 164 Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В-574В). 165 Discourses 5, 122—141: 6, 153—161: ed. Krivocheine, 1: 286—8 2 260—28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 166 Достопамятные сказания... Пимен 27, с. 138. 167 Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 168 Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B) 169 On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164. 170 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3 171 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151. 172 On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238. 173 Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 174 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 175 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151. 176 Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде. 177 Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая... » 178 Homily 35(37): tr. Wensinck, 315; tr. Miller, 321. 179 Ср. с определением исихазма, которое дает Пьер Адне. «Исихазм можно определить как по сути своей созерцательную духовную систему, в которое условием духовного совершенства человека выступает его соединение с Богом путем непрестанной молитвы или постоянного молитвенного состояния»//Pierre Adnes, Hesychasme, DS 7: 384.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Андрея сохранились документы, которые свидетельствуют о существовании в X-XII вв. общины К. Д. в обители Лох-Левен. В грамотах упоминаются «отшельники-келедеи» (keledeis heremetis) во главе с аббатом Ронаном, который в 1-й пол. X в. вверил обитель покровительству Фотада, еп. Кеннригмонада. В судебном решении, вынесенном ок. 1128 г., говорится о «монахах, т. е. келедеях», однако в другом месте они именуются клириками; в грамоте упомянуты пресв. и аббат Дубтах, Саран, мон. Эоган, Домналл, выходец из Ирландии Мурхад и Катан (Early Scottish Charters Prior to A. D. 1153/Ed. A. C. Lawrie. Glasgow, 1905. P. 4-7, 9-12, 19, 66-67). Впосл. Сент-Андрусский еп. Роберт (1123/24-1159) передал аббатство Лох-Левен приорату св. Андрея (Ibid. P. 210-211; см.: Reeves. 1873. P. 169-171, 242-250). Обычаи К. Д., община к-рых некогда существовала при ц. Куросс (с 1217 - цистерцианский мон-рь), описаны в позднем «Монашеском чине Кил-Роса» (Ordo monasticus de Kil-Ros//PL. 59. Col. 563-568). Среди других крупных шотландских церквей, при которых к XII в. действовали общины К. Д.,- Брекин ( Reeves. 1873. P. 161-162), Абернети (до 1272 - Ibid. P. 171-172) и, возможно, Данкелд (Ibid. P. 159-161). По-видимому, к XIV в. эти общины распались или были преобразованы в капитулы регулярных каноников. Единственное упоминание о К. Д. в Уэльсе принадлежит Гиральду Камбрийскому . В соч. «Путешествие по Уэльсу» (1191) он сообщал, что на о-ве Бардси жили «очень благочестивые монахи, которых называют целибами или колидеями» (quos coelibes vel colideos vocant - Giraldus Cambrensis. Itinerarium Kambriae. II 6// Giraldi Cambrensis Opera/Ed. J. F. Dimock. L., 1868. Vol. 6. P. 124; см.: Reeves. 1873. P. 179-181). Ист.: The Monastery of Tallaght/Ed. E. J. Gwynn, W. J. Purton//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1911/1912. Vol. 29. P. 115-179; Ríagail na Celed nDé (Rule of the Céli Dé)//The Rule of Tallaght/Ed. E. J. Gwynn. Dublin, 1927. P. 64-87; Teagasg Maoil Ruain (The Teaching of Máel Ruain)//Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684147.html

Julii Firmici Matemi De errore profanarum religionum//PL, XII, 981–1050. Justini philosophi et martyris Apologia prima//PG, VI, 328–440. Idem. Cohortatio ad gentiles//Justini philosophi et martyris Opera quae feruntur omnia. T. II. Jenae, 1879, 2–126. The Lausaic History of Palladius, ed. Dom C. Butler//Texts and Studies Contributions to Biblical and Patristic Literature. Vol. VI, 2. Cambridge, 1904, 9–169. Ловягин Е. И. Избранные места из греческих писаний святых отцев церкви до IX века. Ч. 1–2. Санкт-Петербург, 1884–1885. Melaniae Sanctae senatricis Romae vita//Santa Melania Giuniore senatrice Romana, ed. M. Rampolla. Romae, 1905, 41–85. Minutii M. Felicis Octavius. Recensuit et praefatus est H. Boenig. Lipsiae, 1903. Nicetii Remesianensis De psalmodiae bono [=De utilitate hymnorum], ed. C. Turner//Journal of Theological Studies 24, 1923, 233–241. The Odes of Solomon. Translated and edited by J. Charlesworth. Missoula. Montana, 1977. Die Oracula Sibyllina. Ed. J. Geffcken (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte). Leipzig, 1902, 1–233. Origenis De oratione//PG, XI, 416–561. Idem. Contra Celsum//Ibid., 641–1632. Idem. In Jesum Nave//PG, XII, 820–948. Pachomii Sancti Vitae graecae. Ed. F. Halkin//Subsidia Hagiographica 19. Brussels, 1932. Pachomiana latina. Ed. A. Boon//Bibliotheque de la Revue d " histoire ecclesiastique 7. Louvain, 1932. Pambonis abbatis Opus//Wessely O. Die Musikanschauung des Abtes Pambo (Anzeiger der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften: philosophischhistorische Klasse, 89, 1952, 46–62. Philostratus. The Life of Apollonius of Tyana. The Epistles of Apollonius and the Treatise of Eusebius. With an English translation by F. C. Conybeare. Vol. I–II. The Loeb Classical Library, 1912. Platonis Legges//Platonis Dialogi, recognovit M. Wohlrab. Vol. V. Lipsiae, 1912, 1–418. Plinii C. Caecilii Secundi Epistolarum libri. Panegyricus. Recensuit R. C. Kukula. Lipsiae, 1912. Plutarchi Chaeronensis De virtute morali//Plutarchi Chaeronensis Moralia. Recognovit Gr. Bernardakis. Vol. III. Lipsiae, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

442 В последнее время G. Krüger в Jahrbücher für protestantische Theologie. Bd. 16. 1890. S. 579 ff. 444 В «Хронике». Ср. перевод Иеронима: PL 27. Col. 623.; (по современному изданию Р. Хельма: 154 г.). – Ред., Изд. 449 В машинописи – пометка карандашом, указывающая пропустить данный пункт. Вероятно, автор со временем пришел к выводу, что принадлежность фрагментов «О воскресении» св. Иустину все же следует считать сомнительной. – Ред. 452 Аиве [В.] De l " apologötique chrätienne au He siecle. Saint Justin, philosophe et martyr. Essai de critique reügieuse. Paris, 1875. 453 Ссылка не указана; по всей вероятности, автор цитирует работу: Engelhardt Μ. Das Christentum Justins des Märtyrers. Erlangen, 1878. – Ред.   454 Faye E., de. De Г influence du Timee de Piaton sur la th6ologie de Justin Martyr//Sciences religieuses. Vol. 7. 1896. Ρ 169–187.   455 Clemen [С.] Die religionsphilosophische Bedeutung des stoisch-christlichen Eudämonismus in Justins Apologie. Leipzig, 1890. 457 Интересно и продолжение этой цитаты: «Сам Он называет Себя также «Вождем воинства» (ρχιστρτηγον), когда Он явился во образе человеческом Иисусу Навину» (ср.: Ис. Нав. 5: 13 слл., а также Dial. 62.4–5), чем св. Иустин еще раз подчеркивает высказанную им прежде мысль, что все ветхозаветные теофании и откровения Божественной воли были делом и явлениями Логоса (cf. Dial. 56–60). – Ред.   458 Точнее будет сказать: почти не упоминается; ср. выше цитату из Dial. 61, а также Dial. 105.1; 128.2. Однако в указанных здесь местах «Диалога» наименование «Логос» прилагается ко Христу в ряду других имен и не получает богословского раскрытия: – Ред.   460 Новейшую литературу см. в CPGS 1104–1105 и в СДХА. С. 757–758, 777 (а также по именному указателю). TLG 1766/1. – Изд.   463 δδωσι бе μιν οχ отер μ λβομν, λλ» отер λαβντς π τς πλνης 6χειν κωλθημν. Автор цитирует по переводу прот. П. Преображенского (СДХА. С. 36; мы вставляем пропущенные Н. И. Сагардой слова), который в данном месте не отличается точностью. Ср. в переводе Д. Е. Афиногенова: «И дает нам не то, чего мы не получали, но то, чем обладать нам воспрепятствовало заблуждение» (Раннехристианские апологеты II– IV веков. С. 109). – Ред.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

773 . Рус. пер.://ЕвагТвор. 4 .857). 113–119. (Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения) [главы, сохранившиеся только на сир., переведены с франц.]. Исследования 774 . Guillaumont A. Une nouvelle version syriaque du Gnostique d’Évagre le Pontique//Muséon. 1987. 100. 161–169. Apophthegmata (CPG 2402; TLG 4110/X07, 2742/1) 775 . Apophthegmata (из Apophthegmata patrum, см. 4 .220): PG 65. 173–176. пер.: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 636–638. [Фрагм.] Исследования 776 . Bousset W. Apophthegmata Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tubingen 1923. 777 . Brague R. L’Image et l’Acédie. Remarques sur le premier «Apophtègmes//RThom 1985. 85. 197–228. 778 . Bunge G. Le «lieu de la limpidité». A propos d’un apophtégme énigmatiquë Budge II, 494//Irénikon. 1982. 55. 7–18. Sententiae ad monachos (CPGS 2435; TLG 4110/7) 779 . Sententiae ad monachos//Nonnenspiegel und Monchsspiegel des Evagrios Pontikos/Ed. Gressmann H. Leipzig 1913. 153–165. [(TU 394)]. [=TLG] пер.: 1) Добротолюбие. Μ. 3 1895. 1. 608–614 (по лат. переводу в PG 40. 1277–82.=PL 20. 1181–1186) (Наставления братиям...); 2)//ЕвагТвор. 4 .857). 129–137 (Зерцало иноков и инокинь). 780 . Driscoll J. The Ad monachos of Evagrius Ponticus. Its structure and a select commentary. Roma 1991. XV, 432. 3 ind. (Studia Anselmiana. 104). [Греч. текст без аппарата и англ. пер.]. Winden J. С. М. van//ViC 1993. 47:4. 410–411; Gould G.//JThS 1993. 44. 718–20; Halleux A. de//EThL 1993. 69:4. 448–49; Id.//Revue théologique de Louvain. 1994. 25:1. 87; Pelland G.//Gregorianum. 1994. 75:3. 573; Blum G. G.//ZKG 1995. 106(1). 124–126. Исследования 781 . Driscoll J. Listlessness in the Mirror for Monks of Evagrius Ponticus//CistSt 1989. 24. 206–214. 782 . Driscoll J. Gentleness in the «Ad Monachos» of Evagrius Ponticus//StMon 1990. 32. 295–321. [Анализ гл. 12, 31, 53, 107]. 783 . Driscoll J. A key for reading the «Ad monachos» of Evagrius Ponticus//Augustinianum 1990. 30. 361–392. 784 . Driscoll J. The Mind’s long journey to the Holy Trinity: the Ad Monachos of Evagrius Ponticus. Collegeville, Minn. 1993. Blum G.G.//ZKG 1995. 106:1. 124–126; Elvira J. С.//St Mon 1999. 41 (1). 172–173.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

По свидетельству Геннадия Марсельского, Н. «простым и ясным языком составил шесть книжек для стремящихся ко крещению» ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 22). Это был сборник «Огласительных наставлений», или бесед, обращенных к тем, кто прошли предварительное оглашение и записались на крещение (Instructiones ad competentes; CPL, N 647; Gryson. 2007. T. 2. P. 670; изд.: Burn. 1905. P. 6-54). Долгое время наставления Н. имели хождение в виде отдельных сочинений под именами др. авторов, в частности Никиты, еп. Аквилейского († 485, см.: PL. 52. Col. 847-864, 865-874). Только в нач. XX в. англ. ученый Э. Ю. Бёрн собрал наставления воедино и восстановил их подлинное авторство ( Burn. 1905. P. LIX-LXXX). Однако ему удалось обнаружить лишь фрагменты 1, 2 и 3-й книг и целиком только 5-ю из 6 книг, упоминаемых Геннадием. Новая попытка расширить список фрагментов за счет включения в них спорных сочинений, приписывавшихся др. авторам - свт. Амвросию Медиоланскому, блж. Иерониму, блж. Августину Гиппонскому и др., была предпринята в 60-х гг. XX в. нем. литургистом К. Гамбером (см.: Gamber, ed. 1964; Idem. 1965-1966), который, в частности, приписал Н. авторство огласительных бесед свт. Амвросия «О таинствах» (CPL, N 154; Gamber, ed. 1964. S. 124-169). Однако использованная им методика подверглась критике и его выводы не нашли признания (см., напр.: Schmitz J. Zum Autor der Schrift «De sacramentis»//ZKTh. 1969. Bd. 91. S. 59-69; Brennecke. 1994. S. 462-463; Gryson. 2007. T. 2. P. 671; и др.); на сегодняшний день принято использовать старое издание Бёрна как содержащее бесспорно аутентичные фрагменты (см.: Soroceanu. 2013. S. 26). Точно неизвестно, когда Н. подготовил «Огласительные наставления»; учеными предлагались разные т. зр.: ок. 375 г. ( Burn. 1905. P. LXX), после 380 г. ( Gryson. 2007. T. 2. P. 670) и даже 416 г. ( Gamber. Fragen. 1967. S. 223-224). По свидетельству Геннадия, 1-я кн. сборника была посвящена вопросу о поведении «заявителей, желающих принять крещение» (competentes qui ad baptismi gratiam cupiunt pervenire); во 2-й кн.

http://pravenc.ru/text/2565348.html

Чин К. отдельно от крещения встречается уже в англосакс. Понтификалах X-XI вв. В Понтификале Эгберта выписаны молитва о семиобразном Духе, помазание лба с произнесением формулы «Accipe signum Sanctae Crucis», 2 молитвы после помазания и 2 епископских благословения конфирмованных перед мессой (The Pontifical of Egbert, Archbishop of York, A. D. 732-766/Ed. W. Greenwall. Durham, 1853. P. 6-8; Two Anglo-Saxon Pontificals: The Egbert and Sydney Sussex Pontificals/Ed. H. M. J. Banting. L., 1989. P. 14-15). В Понтификале из Сидни-Сассекс-колледжа в составе похожего чина приводится формула от 1-го лица - «Consigno et confirmo te» (Ibid. P. 168-169). В Римском Понтификале XII в. К. находится в составе чина крещения на Пасху. Наряду с указанием в отсутствие епископа сразу же совершать причащение содержится предписание причащать даже грудных младенцев, смочив палец Св. Кровию и помазав им уста. При помазании используется формула «Signo te signo crucis» (Pontif. Rom. (XII c.). XXXII 29-36//Le Pontifical Romain au Moyen-Âge. Vat., 1938. Vol. 1: Le Pontifical Romain du XIIe siècle. P. 246-248. (ST; 86)). В течение XIII в. постепенно меняется представление о наиболее подходящем возрасте для К. В правилах Руотгера, архиеп. Трирского (915-931), содержится предписание совершать К. как можно раньше, до того как дети научатся грешить ( Ruotger von Trier. Capitula. 23//MGH. Leges. Capit. episc. Bd. 1. S. 69). Однако уже об Оттоне, еп. Бамбергском († 1139), известно, что он совершал К. над юношами, поскольку этот возраст наиболее подвержен искушениям, а К. необходима для победы над грехом (PL. 173. Col. 1358). Ряд поместных Соборов XIII в., преимущественно английских и французских, издавали разные предписания о возрасте, при этом в большинстве случаев речь шла о младенцах и детях до 7 лет (см.: Fisher. 1965). Впервые 7-летний возраст стал нижней границей для К. в 5-м правиле Кёльнского Собора 1280 г. ( Mansi. T. 24. Col. 349); там же содержатся наставления о том, что дети старше 10 лет должны предварительно исповедаться; перед К. родители должны коротко подстричь волосы на лбу детей, тщательно помыть им лоб и приготовить белые повязки; на 3-й день после К. пресвитеры должны снять их, сжечь, а пепел поместить в купель; неконфирмованный не может стать клириком). В этот же период полностью выходит из практики католич. Церкви причащение грудных и малолетних детей.

http://pravenc.ru/text/2057158.html

168 . Beyer H.-V. Попытка научного подхода к анализу исихазма на примере (Пс.-) Симеона Нового Богослова //Verbum 3 9 .1524). 173–186. См. также предисловия И. Осэра и А. И. Сидорова к их публ. трактата, и кр. того://AdQ 6 .509). 12. 16–20; Rigo A. 2 .183); Лурье В. М. [комм. к Мейендорф 1997]: 6 .1092). 414–417; Лурье В. М. 1 .120). 315–317. Никита Стифат CSGL 15238; PG 120; РМА (Nicetas Pectoratus monachus Studita); RF 8/2. 243–245; TLG 3099; Beck 535–538; DS 11. 224–230; DThC 11/1. 479–486; ThEE 9. 466–470;TRE 24 (1994). 463–464 Ok. 1005–1090, св. Иеромонах Студийского м-ря в Константинополе, ученик св. Симеона Нового Богослова , автор жития его и публикатор его соч. Сочинения Соч. изданы все, кроме: Против армян, Против обвинителей святого [т.е. Симеона Н. Б.]. Список соч. Стифата (в т. ч. несохранившихся) см. в канд. дисс. иером. Дионисия (Шленова) «Преп. Никита Стифат и его богословские сочинения». Моск. Дух. Академия. 1998. 50–61. Имеется неизд. рус. пер. иеромон. Дионисия (Шленова) большинства соч. Стифата. Издания нескольких сочинений 169 . Nicétas Stétbatos. Opuscules et lettres/Éd. Darrouzès J. P. 1961. (SC 81). Hausherr l.//OCP 1962. 28. 434–435. 170 . Nicétas Stétbatos. Le paradis spirituel et autres textes annexes/Texte, trad. et comm. Chalendard M. P. 1944. Полемические соч. Против армян Первые четыре слова неизд. Слово 1: Vat. gr. 1105, f. 143v, Vat. gr. 1151, f. 65 sq., Vindob. theol. gr. 58, f. 119v-124 v. Слова 1–4: Mosq.433 (=Владимир 232), f. 171v-190v. См. также Vat. gr. 1151, f. 65 sq. Греч, текст (по моск. ркп) и рус. пер. в неизд. диссерт. иеромонаха Дионисия (Шленова) , МДА (готовится к публикации). Пятое слово (отсутствует в моск. ркп): 171 . Hergenröther J. Πραγματεα περ νζυμων κατ ρμενων κα Λατνων//Monumenta graeca ad Photium... pertinentia. Ratisbonae 1869. 139–154. [С парал. лат. пер. ркп: Monac. gr. 524, f. 14 sq.]. Против латинян Есть древний лат. пер. Humbertus de Silva Candida (Libellus contra Latinos), изданный в PL и PG, а затем в кн.:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010