Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342 — 364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины. Святая равноапостольная Нина: иконы Святая равноапостольная Нина: иконы Святая равноапостольная Нина: иконы Святая равноапостольная Нина: иконы Святая равноапостольная Нина: иконы Святая равноапостольная Нина: иконы Святая равноапостольная Нина: молитва Молитва святой равноапостольной Нине Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4 Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2 Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную. Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-svyat...

Царь находился в тяжелом раздумье. Где истина? Куда он должен вести свой народ? Будут благословлять и ли проклинать его имя потомки? Весы истории в его руке колебались. Было неизвестно, какая чаша перетянет вниз. Но сомнение царя решило чудо – он был спасен от смертельной опасности, когда призвал неведомого Бога святой Нины. Царь Мириан стал первым христианским царем Грузии. Согласно греческих хронографов, обращение Грузии произошло в 318 г. от Р.Х., крещение Грузии по Картлис Цховреба (Жизнь Грузии) в 326 г., а время иерархического устройства Грузинской Церкви 337 г. Священниками и епископами, присланными из Византии, было совершено крещение народов Грузии в Арагви. Место, где крестились царь Мириан и князья, по сей день называется “купелью вельмож”. Ниже, по течению реки, в ее водах, как в огромной купели, был крещен народ. В водах Арагви погасли огни Заратустры; в волнах Арагви была смыта кровь человеческих жертвоприношений, проливавшаяся перед идолами до царствования Рева Праведного (2 в. до Р.Х.), и смыта грязь языческих теургий и магий. В Арагви были сброшены как трупы в общую могилу обломки разбитых идолов. На воды Арагви во время крещения Грузии сошел Дух Святой, как на воды Иордана. Святая Нина обошла с проповедью всю Картли и Кахети. Она поднималась в горные селения, которые были похожи на орлиные гнезда, свитые на отвесной скале над бездной. Она проповедовала во дворцах вельмож и хижинах бедняков. День и ночь она проводила в заботах о новокрещенном народе, как крестная мать о своих детях. Подвиг своей жизни святая Нина завершила в восточной области Грузии Эрети, в селении Бодбе. Как надгробный памятник на ее могиле стоит храм святого Георгия Победоносца. Здесь равноапостольная Нина почивает святым телом, а душой – в каждом храме, в каждом городе, в каждом селении Грузии. Она – в сердце Грузии, и Грузия в ее сердце. скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 26 января 2022, 19:07 Спаси Господи батюшка, за всё! У отца Рафаила много прекрасных книг: В особенности мне понравилась Ей, гряди, Господи, Иисусе! http://sretenie.com/book/element.php?ID=65204

http://pravoslavie.ru/44338.html

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/41585.html

В 1914 году протоиерей Сергий Городцев подготовил к печати свою магистерскую диссертацию на тему: «Книга Иова: опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы своего служения в Тифлисе протоиерей Сергий Городцев являлся настоятелем храма в честь Святого благоверного князя Михаила Тверского. Подобно Казанской церкви, где он прослужил более двадцати лет, этот храм также строился при его активном участии и попечении. Он же явился и первым настоятелем этого прекрасного, до сего времени украшающего столицу Грузии храма. Казанская церковь в советские годы была разрушена. О своем пастырском служении в Грузии Владыка Варфоломей всегда вспоминал с большой любовью и теплотой. В своем дневнике (апрель 1947 год) он писал: «Я прослужил в звании священника в Тифлисе 26 лет (с 1892 по 1918 год), – у меня скоро же установились с грузинскими священниками добрые отношения». Революционные события в Грузии внесли много перемен и в церковно-общественную жизнь. В 1918 году отцу Сергию пришлось оставить Тифлис и Грузию. «Больше я там не был, – писал Владыка Варфоломей в своем дневнике, – но у меня в душе навсегда остались добрые воспоминания о грузинском духовенстве, о его православии, о его хлебосольстве и простоте во взаимных отношениях». Эту любовь к Грузии и грузинскому народу Владыка Варфоломей хранил до конца дней своих. В письме Святейшему Каллистрату, Католикосу-Патриарху всея Грузии, которого Владыка Варфоломей прежде знал еще простым священником, он писал: «Прослуживши 26 лет в звании священника в Тифлисе, я духовно сроднился с грузинским – искони православным народом; благоговею пред памятью Святой девы просветительницы Грузии, равноапостольной Нины, глубоко чту Святых Сирских отцов, давших церковный строй всей христианской Грузии. Часто вспоминаю церковных работников, моих сослуживцев». Многолетнее пастырское служение в Грузии и личное знакомство со Святейшим Каллистратом, Католикосом-Патриархом всея Грузии, побудили Владыку Варфоломея в апреле 1943 года обратиться из Ульяновска (где он тогда проходил архипастырское служение) к главе Грузинской Православной Церкви с пасхальным поздравлением» в котором было выражено горячее стремление к восстановлению утраченного к тому времени молитвенного общения между Русской и Грузинской Православными Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

1901 г. Торжество в Бодбийском женском св. Нины монастыре 20 Канун дня памяти святой просветительницы Грузии на месте ее блаженного упокоения, где телом почивает она в благоухании святыни, сегодня ознаменован светлым торжеством освящения новосозданного храма. Св. Нина умерла и погребена в селе Бодби, близ города Сигнаха, где теперь Бодбийский женский монастырь. Знаменательны судьбы и современное положение этого монастыря. Со дня смерти св. Нины место ее погребения было чтимым в православном грузинском народе. Но с V века до XI здесь была только усыпальница св. Нины, на том месте, где святая имела свой шатер. Царь Георгий в XI веке построил здесь довольно обширный храм во имя св. Георгия Победоносца, весьма чтимого в Грузии, и, как думают, родственника св. Нины; при этом усыпальница была обращена в придел. Некоторое время затем, здесь (до XII в.) существовал женский монастырь, который был упразднен после перенесения сюда кафедры бодбийских митрополитов. Много раз Бодби подвергалось потом нашествию врагов, но все-таки храм и усыпальница и выстроенные здания для нужд митрополии сохранялись и поддерживались. Последний митрополит Бодбийский умер в 1837 году, и кафедра была закрыта. Но домовый архиерейский монастырь, хотя и неофициально, продолжал свое существование; здесь жили архимандрит, два священника, несколько послушников. Постепенно храм обращался в приходской; порядка в управлении его не было, и заботиться о поддержании храма, называвшегося уже собором, было некому. При таких условиях, здания монастырские пришли в ветхость и рушились, церковь дала течь, которая значительно испортила древнюю своеобразную живопись; ограды вокруг не было никакой; в самом соборе и утварь, и ризница, и прочие принадлежности богослужения – все было чрезвычайно бедно и убого. Нужны были большие средства, чтобы привести все это в должный порядок, но средств не было и не предвиделось никаких. По-видимому, древний храм – место упокоения св. Нины – обречен был разрушению, подобно многим храмам Грузии, но явились люди энергичные, явились и средства, и святыня Грузии не только спасена была от окончательного падения, но в какие-нибудь 12 лет приведена в такое цветущее состояние, какого она не запомнит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

27 Начиная с 1721 года Грузия – царство Картли-Кахети, находящееся под давлением Ирана с одной стороны и Турции с другой, – вела переговоры с Россией, выражая готовность присягнуть Российской Империи, но с условием сохранения свободы своего внутреннего управления. Сложным и долгим был ход переговоров, в 1783 году при царе Ираклии И, в бытность на российском престоле Екатерины И, был подписан трактат, отражающий как раз те принципы отношений, к которым стремилась грузинская сторона. Но уже к 1803 году, при вступлении на российский престол Александра I, с преобладающей в его окружении партией централизации власти, Грузия, получив защиту от притязаний Турции, тем не менее лишилась как государственной своей независимости (упразднение монархии), так и церковной (упразднение патриаршества). 28 Феодора (Махвиладзе) – игуменья старейшего в Грузии женского монастыря Бодбе (IV в.). Монастырь является одной из главных святынь Грузии, воздвигнут на месте упокоения святой равноапостольной Нины. 29 Игуменья Елизавета (Месхишвили) – настоятельница монастыря святой Нины в селе Фока на озере Паравани. 30 «Патерик», или «Отечник», – сборник рассказов о жизни святых, традиционный жанр восточно-христианской книжности. 31 Самтавро (груз. Царская территория) – храм Преображения в комплексе монастыря святой Нины. Монастырь возведен в XI веке в Мцхета, рядом с собором Светицховели, на месте, где жила и проповедовала святая Нина. 32 Примечательно описание одной из подобных историй с другого ракурса: «Одни раз я плакала перед исповедью. Просто плакала – сильная эмоция. Подошел отец Гавриил, сказал: „Пойдем со мной!“ Монахиням кричит: „Суп принесите!“ И так мы с ним сидели, я ела суп, а он меня успокаивал». 33 Сиони – собор Успения Пресвятой Богородицы (VI в.), находится в центре Тбилиси на берегу реки Куры, исторически центральный кафедральный собор, одна из главных святынь Грузии, в соборе хранится крест святой Нины. 34 Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928 – 1992) – подвижник, известный духовник, один из носителей традиций молитвы и старчества Глинской пустыни, после вторичного закрытия которой Советской властью в 1961 году многие глинские монахи подвизались на территории Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радость населения Грузии и вообще всего Кавказа при встрече этой национальной пятнадцати-вековой святыни неописуема, зрелище было поистине восхитительное, умилительное. Тайно вывезенный из мученической страны крестоносцев крест из виноградной лозы прибыл обратно в святую Иверию. Все жители бывшей столицы Иверии – Тифлиса, без различия национальности и вероисповедания, ликовали по случаю высочайше дарованной милости – возвращения достояния Грузинской церкви, получившей его от святой равноапостольной Нины, с которым наша просветительница впервые вступила в пределы Иверии в 314 году и силою его утвердила здесь святую церковь Христову. Этой величайшей церковно-грузинской святыне теперь 1587 лет. Ни одна святыня в мире не пространствовала столько, переходя из государства в государство, от народа к народу, из монашеской обители в обитель, из святого храма в храм Божий, из столицы в столицу, чрез моря и горы, реки и долины, чрез царские чертоги и дворцы вельмож, как крест святой и равноапостольной Нины, пока Промысл Божий чрез императора Александра I Благословенного не возвратил вековое достояние Грузии Грузинской же церкви. Христолюбивый народ грузинский, пять лет пред тем (1795 год) с душевною тревогою и горькими слезами покинувший свою древнюю столицу, вековую святыню и домашний очаг и убегавший в горы спасать жизнь свою от бесчеловечных и кровожадных воинов кастрата Ага-Магомет-хана, теперь, когда опасность миновала, когда висевший над жителями Грузии неприятельский меч притуплен был двухглавым орлом и раны залечены, теперь, повторяем мы, народ этот без боязни и с чисто христианским энтузиазмом, встречает крест святой матери нашей Нины, просветительницы Грузии. Крест этот торжественно несомый обратно в святую Иверию, служил провозвестником новой эры в жизни многострадального народа, эры мира, духовного и гражданского его преуспеяния. Дарованный Самодержцем России лозный крест, поправший полумесяц, служил как бы символом и залогом того, что в мученической стране православие под могучим крылом святой Руси будет вечно стоять незыблемо на твердых устоях своих и озарять своим небесным лучезарным светом православный народ и земной удел Царицы Небесной, как и в былые, блаженные времена. Крест святой Нины, как палладиум христианского существования народа и дар небес, сияет лучезарным блеском на тверди Иверской церкви, неизреченным светом озаряя весь священный удел Богоматери. Для нас слава креста святой просветительницы необъятна, предивна, непостижима и неисповедима, сила его непреодолима, несокрушима, всемогуща, бесконечна, спасительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины. Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов). Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь с согласия Антиохийского Патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины. Январь, 16 Максим праведный, Тотемский чудотворец Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Лит.: Колюбакин Н. П. После 1861 г.: По случаю крестьянского вопроса в Имеретии, Гурии и Мингрелии//ЧОИДР. 1865. Кн. 1. С. 244-312; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1887. Т. 5: [От убийства кн. Цицианова до подавления восстания царевича Григория (1812 г.)]; Утверждение русского владычества на Кавказе: К 100-летию присоед. Грузии к России (1801-1901)/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1901. Т. 4. Ч. 1; Джавахишвили И. А. Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907; Авалов З. Независимость Грузии в междунар. политике, 1918-1921 гг. П., 1924 (на груз. яз.); Хачапуридзе Г. В. Гурийское восстание в 1841 г. Тифлис, 1931; Маркова О. П. Восстание в Кахетии 1812 г. М., 1951; Мегрелидзе Ш. В. Грузия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Батуми, 1955; Думбадзе М. Зап. Грузия в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Лумонджава Д. Крестьянское восстание в Мегрелии в 1856-1857 гг. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Бурчуладзе Э. Крымская война и Грузия. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Матиашвили А. Г. Движение помещичьих крестьян Грузии в 20-30 гг. XIX в.: АКД. Тбилиси, 1965; ОИГ. 1970. Т. 4. 1973. Т. 5 (на груз. яз.); Жордания О. К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси, 1982; Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.). Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бендиашвили А. Первая груз. республика (1918-1921 гг.). Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гурули В. История Грузии: XX в. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Квеселава И. Хроники истории Грузии (1970-1990). Тбилиси, 2004. Т. 1 (на груз. яз.). История других христианских конфессий на территории Г. Католицизм. Контакты Г. с представителями Зап. Церкви прослеживаются с нач. VII в. католикос-патриарх Кирион I , на Соборе Армянской Церкви в Товине (Двине) (596) преданный анафеме среди проч. иерархов, признавших Вселенский IV Собор (Халкид. 451), ок. 600 г. обратился к папе Григорию I Великому с вопросом догматического характера о монофизитстве. В полемике с Армянской Церковью «римляне» поддержали Кириона. С подобными посланиями католикос обращался к К-польскому патриарху и визант. императору ( Макарий. История РЦ. Т. 1. С. 157). Царь Зап. Грузии Деметре II (825-861) послал папе Бенедикту III богатые дары для гробницы св. ап. Петра. В IX в. прп. Иларион Грузин отправился в Рим, чтобы поклониться усыпальницам св. апостолов Петра и Павла, и провел там 2 года «в ангельской жизни и дивных трудах гражданских» (Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 1998. С. 85).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010