Два дня тому назад мы праздновали память св. мученицы Татьяны. Кратко напоминая вам ее житие, я скажу, что она была дочерью богатого и знатного римлянина. С детства она была воспитана в христианстве. Став совершеннолетней, она отказалась от супружеской жизни и за добрую христианскую жизнь была назначена диакониссой римской церкви. В этой должности она помогала священникам в их заботах о прихожанах: навещала больных и заключенных, помогала нищим. Когда в первой половине III века открылось очередное гонение на христиан, она вместе со своим Отцом после пыток была умерщвлена. Святая Церковь почтила ее наименованной мученицы. Сегодня память другой святой женщины — Нины, просветительницы Грузии. Нина была родом из Иерусалима и с детских лет мечтала потрудиться над распространением христианской веры в тех странах, где ее еще не было. Когда отец ее ушел в пустыню, а мать поступила диакониссой, ее желание сбылось: она направилась в языческую Иверию (так называлась Грузия). Здесь проповедью о Христе и примером своей добродетельной жизни она покорила сердца людей и привела грузинского царя Мириана к ногам Христа. Мириан выписал из Царьграда епископа и священников, крестился сам и крестил своих людей. По указанию Нины, он соорудил в своей столице первый христианский храм. Это было в IV веке. Вот насколько древнее христианство в Грузии по сравнению с нашей страной: там с IV века, а у нас с Х века. Из Грузии Нина пошла в ближайшую к Иверии страну — Кахетию и привела к крещению кахетинскую царицу Софию. Церковь назвала гв. Нину равноапостольной за ее подвиг распространения христианства. И вот хотя бы эти два примера — мученический подвиг св. Татьяны и апостольский труд св. Нины — разве не являются воплощением приведенных нами слов св. апостола Павла: “нет мужеского пола, ни женского, но все мы одно во Христе Иисусе”? И в мужчину и в женщину Господь вложил одинаковую бессмертную душу. Спаситель пострадал на кресте за спасение и мужского пола и женского. И мужей и жен Он наделил одними и теми же правами в отношении вечной жизни. И тех и других Он в одинаковой мере призвал к наследованию вечного блаженства. И мужчин и женщин за подвиги святости, за труды во славу Своего Имени, Он награждает венцами вечной славы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Евангелие возвестило предкам нашим, как и нам всем благовествует, о том пути христианской нравственности, который приводит людей в прекрасный чертог Небесного Жениха-Христа, к единению с Богом и спасению. С прибытием св. Нины в горы кавказские для иверских племен воссиял благодатный свет Христов, для Грузии наступило или пришло царствие Божие, которое, по слову св. ап. Павла, заключается в праведности, мире и радости во Святом Духе ( Рим.14:17 ). По милости Божией мы от самого рождения призваны в это царствие Божие, принадлежа к св. Церкви Христовой. Как чада света Христова, мы и обязаны познавать, чтó есть воля Божия ( Еф.5:8, 10, 17 ), чтó благоугодно Богу. Мы должны обращать строгое внимание на самих себя: истинные ли мы сыны царствия Божия, хотя и именуемся сынами церкви Христовой? Поступаем ли мы по вере нашей и ощущаем ли в себе тот мир и покой совести, ту сыновнюю близость и любовь к Богу, которыми отличаются истинные сыны и наследники царствия Божия? Произрастают ли между нами прекрасные плоды христианского духа, каковы, по учению апостольскому: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22-23 )? Обитает ли в сердце нашем то неудержимое желание со Христом быти ( Флп.1:23 ), которое составляет высшее счастие и стремление истинно-христианской души? И если есть в нас эти знамения сынов царствия Божия, то радуйтесь: царствие Божие пришло к нам и обитает в нас, ибо, по слову Самого Христа Спасителя, царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Если же нет в нас духовных плодов христианства, то ищите прежде всего царствия Божия и правды его ( Мф.6:33 ). Ищите света и разума в благовестии Евангелия Христова. Ищите оправдания во Христе, освящения и обновления в св. таинствах церковных. Ищите царствия Божия в добром христианском труде, послушливости, взаимной благожелательности, братской и нелицемерной любви друг ко другу. По молитвам и благословению ангела св. храма сего, св. равноапостольной Нины, Просветительницы Иверии, Господь да поможет всем нам быть теми мудрыми евангельскими девами, которые с горящими светильниками христианской веры и любви удостоены брачного торжества во царствии Божием ( Мф.25:1-13 ). Аминь. Слово в день св. равноапостольной Нины

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Здесь разумеется святой Евстафий, архиепископ Антиохийский, скончавшийся в 387 году; память его 21-го февраля. Здесь разумеется Антиохия Сирийская — один из древнейших и богатейших городов Сирии, столичный ее город В настоящее время Антиохия — небольшой турецкий городок. Другие же утверждают, что Мириан имел личное свидание с Константином Великим, что он сам путешествовал в Иерусалим и выпросил там, для построения монастыря в честь креста Господня место, где было знамение Лоту. Получение этих бесценных даров указывает на время, не означенное в грузинских летописях, — что послы Мириана были в Царьграде между 326 и 330 годами, из которых в первый был найден Крест Господень, а в последний было совершено освящение Царьграда и перенесение сюда столицы из древнего Рима. Теперь — в Ахалцыхском уезде. Он уже давно лежит в развалинах. В половине 13-го века гвоздь этот был вделан царем Давидом IX, сыном Русудани, в венец епископской митры. Впоследствии в 1681 году митра эта была перенесена царем Арчилом в Москву, где она и до сего времени хранится в Успенском соборе. Святыня эта считается потерянною; вероятнее думать, что в смутные времена Грузии дерево это было разделено на много частей и в таком виде проникло в дома частных лиц. И теперь значительные части животворящего древа можно видеть в фамильных иконах грузинских князей. Впоследствии на этом месте были сооружены храм в честь святого креста и монастырь. Храм существует до сих пор; монастырь разрушен в XIV веке Тамерланом. Крест был перенесен в Мцхетский собор; в 1725 году он был оправлен царем Теймуразом II-м в серебро и до сих пор стоит за престолом. Иора — правый приток реки Алазани (левый приток реки Куры). Большая часть реки Иоры находится в Тифлисской губернии; на реке Иоре стоит уездный город Тионети, упоминаемый в житии св. Нины. Святая Нина скончалась в 335 году по Р. Хр. В 342 году по Р. Хр. Он царствовал в Грузии с 446 по 459 г. по Р. Хр. Экзарх — архиепископ, управляющий церквами какой-либо отдельной области. Ныне в России титул экзарха носит архиепископ Грузии.

http://pravoslavie.ru/59035.html

( < < back) до утрени Великой Пятницы, когда вспоминаются страсти, т. е. страдания Христовы. ( < < back) область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем назывался, по главному городу, и вообще весь верхний (южный) Египет. ( < < back) или Мемфис — древняя могущественная столица Египта; — находился в среднем Египте у Нила, между главной рекой и ее притоком, омывавшим западную сторону города. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии или Грузия — страна в Закавказье, бывшая до присоединения ее к России (18 января 1801 г.) самостоятельным царством и имевшая в разное время различные границы. В тесном смысле название Грузии, в настоящее время, чаще всего прилагается к Тифлисской губернии, в которой грузины составляют преобладающую часть народонаселения. ( < < back) св. великомученика Георгия — 23-го апреля. ( < < back) древняя столица Грузии, ныне небольшое селение Душетского уезда, Тифлисской губернии, при впадении р. Арагвы в р. Куру, в 20-ти верстах к северо-западу от Тифлиса, — станция Закавказской жел. дороги и военно-грузинской дороги. Мцхет существовал уже в начале IV века и оставался резиденцией правителей Грузии до конца V века, когда царь Вахтанг Гург-Аслан перенес столицу в Тифлис. В том же веке Мцхет сделался резиденцией патриарха, носившего титул мцхетского католикоса. Много раз Мцхет подвергался нашествиям неприятелей, разрушавших его до основания, и вследствие этого пришел в совершенное запустение. Памятниками прежнего величия Мцхета являются древний собор во имя 12 апостолов и Самтаврский храм. ( < < back) собственно Грузины и родственные им народы Кавказского племени. ( < < back) горная страна между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата; была населена армянами, названными так по царю Араму; в настоящее время Армения разделена между Россией, Персией и Турцией. Вагаршапат — некогда столица армянского царства (основ. царем Вагаршаком), ныне — селение Эриванской губернии, Эчмиадзинского уезда, в 18-ти верстах от города Эривани.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

е. со времени славного царствования Вахтанга Гург-Аслана; праздновался он, как знаменательный день освящения сооруженного им, на месте древнего Мирианова храма, нового великолепного Мцхетского храма. Тропарь святей Нине: Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочым Апостолом подражавшая, просветительнице Иверии, и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашым. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1199 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иберия или Грузия — страна в Закавказье, бывшая до присоединения ее к России (18 января 1801 г.) самостоятельным царством и имевшая в разное время различные границы. В тесном смысле название Грузии, в настоящее время, чаще всего прилагается к Тифлисской губернии, в которой грузины составляют преобладающую часть народонаселения. Память св. великомученика Георгия — 23-го апреля. Мцхет — древняя столица Грузии, ныне небольшое селение Душетского уезда, Тифлисской губернии, при впадении р. Арагвы в р. Куру, в 20-ти верстах к северо-западу от Тифлиса, — станция Закавказской жел. дороги и военно-грузинской дороги. Мцхет существовал уже в начале IV века и оставался резиденцией правителей Грузии до конца V века, когда царь Вахтанг Гург-Аслан перенес столицу в Тифлис. В том же веке Мцхет сделался резиденцией патриарха, носившего титул мцхетского католикоса. Много раз Мцхет подвергался нашествиям неприятелей, разрушавших его до основания, и вследствие этого пришел в совершенное запустение. Памятниками прежнего величия Мцхета являются древний собор во имя 12 апостолов и Самтаврский храм. Картвелы — собственно Грузины и родственные им народы Кавказского племени. Армения — горная страна между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата; была населена армянами, названными так по царю Араму; в настоящее время Армения разделена между Россией, Персией и Турцией. Вагаршапат — некогда столица армянского царства (основ. царем Вагаршаком), ныне — селение Эриванской губернии, Эчмиадзинского уезда, в 18-ти верстах от города Эривани. Тиридат вступил на престол в 286 году и в начале был жестоким гонителем христиан, затем был обращен в христианство святым священномучеником Григорием, первым епископом армянским (память его 30 сентября) и с того времени стал ревностным христианином. В 302 году при нем была обращена в христианство и вся Армения.

http://pravoslavie.ru/59035.html

Не местность Сигнаха привлекала меня своей красотой, но величайшая святыня Иверии, обретающаяся по его соседству, только в двух верстах от города, под сенью древней митрополии Бодбийской: гробница равноапостольной просветительницы Грузии Св. Нины! Кто не слыхал об Апостольских подвигах сей блаженной Девы? Кому из сынов обращенной ею страны не известен каждый священный шаг ее? И отголосок Ангельской ее жизни не перешел ли за снежный хребет Кавказа, не распространился ли по всей необъятной державе, с которой слилась единоверная ей земля, просвещенная Ниною? Но слово о ней утешительно для самого повествующего, как мы любим произносить и повторять имена, близкие нашему сердцу. Сколько святыни сопряжено с начатками Нины, со всем, что только окружало ее младенческие годы! Она, по отцу своему Завулону, ближайшая родственница Великомученику Георгию, и сама роднит его с Грузией и делает его ближайшим покровителем новой своей родины; Св. Георгий, вместе с именем, сообщает даже воинскую свою доблесть и мученические свойства целому народу, который призван ко Христу блаженной Ниной. Она, по матери Сусанне, племянница Патриарху Иерусалимскому и, воспитанная при святом гробе Искупителя, проникается духом веры, приносит в дальнюю страну благословение Св. земли вместе с незыблемым православием , которое не могли потрясти бури воинские и нашествия варваров. Наконец, по горнему избранию смиренной деве Иерусалимской предназначено быть просветительницей самого мужественного из народов, прислоненных к подножию Кавказа, и кто же посылает ее на сию высокую проповедь? Пречистая Дева, также Иерусалимская, которой, как гласит предание местное, выпала жребием дальняя Иверия! Матерь Божия вручает Нине в сонном видении крест из виноградных лоз, который связывает Нина собственными власами, и с таким крестом идет она рассеять мрак язычества в стране, ей неведомой. На пути является ей сам Господь, также в ночном видении, и укрепляет унывающий дух ее, как некогда Павлов неоднократным ему явлением, ибо и она идет на тот же подвиг апостольства; Нина обретает в руках своих чудный свиток, исписанный изречениями евангельскими, во главе коих начертано: Аминь глаголю вам, иде же аще проповедано будет Евангелие это во всем мире, речется и еже сотвори эта, в память ее. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, и се аз с вами есмь во вся дни, до скончания века: Аминь ( Мф. 26:13; 28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Нины, возвращенный из России, и список с нерукотворенной иконы Спасовой, взятый в Сион из подворья Марткобского. Не весьма давно поступила туда еще одна древняя икона Богоматери, с ликом св. Нины, на задней позлащенной доске; она долго находилась в кафедральной церкви бывшей Ниноцминдской епархии, ныне упраздненной в Кахетии, и взята была оттоле после падения сводов древнего храма, устроенного из языческого капища, при самом начале христианства в Грузии. Внутри сей складной иконы хранится еще более драгоценное сокровище: довольно большая часть животворящего креста, с частицами мощей вокруг него расположенных: великомученика Георгия, св. Феодора, Евстафия, бессребренных и сорока мучеников, Христофора и Параскевы, Евфимии, Игнатия, Евгения и Ермолая. Трогательная надпись, внутри и снаружи иконы, свидетельствует о усердии царя Арчила, богато ее украсившего в 1678 году. Такова его молитва , начертанная кругом креста: «О животворящее древо, не лиши меня жизни, как первого отца нашего Адама, но буди мне помощник и покровитель в сей и будущей жизни; равно и вы, все множество мучеников, будьте ходатаями пред Богом царю Арчилу». Хроникона год 365. И к святой просветительниц Нине молитвенно он взывает: «Святая равноапостольная Нина, буди ходатайницею в обе жизни, царю Арчилу, который пожертвовал сим, во спасение души своей, и, в преспеяние царства своего, украсил образ твой». Замечательны, в ризнице Сионской, нисколько древних панагий и митр, из коих одна, окованная золотом с венцем вокруг, перенесена была из Алавердскаго собора, не смотря на заветную клятву на ней начертанную. Ее пожертвовала царевна Елена, супруга несчастного Давида, падшего в битве с царем Ростомом магометанином, в Кахетии, пред лицом великого Теймураза отца своего, который бежал потом в Россию. Туда удалилась и Елена с сыном своим Ираклием, впоследствии воцарившимся в Тифлисе, и, как видно из надписи, устроила митру сию на русские деньги: «Царя царей Государя Теймураза и Царицы цариц Хорошани, дщери грузинского Государя, невестка, сына и первенца их царя Давида, супруга Елена царица, дщерь Диасамидзева, пожертвовала великомученику и победоносцу Георгию Алавердскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Икона «Не сгоревшая во время пожара» Икона «Не сгоревшая во время пожара» издавна стояла в дохиарной Хилендарской обители. В 1711 году эта обитель должна была пережить очень тяжелое бедствие. Над ней пронесся страшный пожар и опустошил половину обители. Сгорели дотла кельи восточные, западные и южные, но сохранился собор, хотя многие церковные сокровища и хрисовулы были уничтожены огнем в монастырской ризнице. Погибла и дохиарная. Сгорело хранилище чудотворного образа, но сама икона Богоматери, к утешению монастырской братии, от огня не пострадала. После возобновления дохиарной эта св. икона опять была поставлена на том же месте. 14 января Явление Богоматери св. равноап. Нине Св. равноап. Нина жила в Иерусалиме. Сюда приходили на праздник Пасхи иудеи не только из ближайших городов Палестины, но даже и из Иверии, или Грузии. От них Нина и узнала о язычниках, населявших эту страну. Рассказы пришедших из Иверии иудеев возбудили в сострадательной душе Нины сильное желание посетить эту языческую страну и просветить туземных ее жителей светом истинного и спасительного учения Христа. Эта светлая мысль еще более усилилась в ней чудесным видением Богоматери. Однажды во сне Нине явилась Богоматерь, вручила ей крест из виноградных лоз и повелела при этом идти просвещать язычников. Нина, покорная указанию свыше, отправилась в Ефес и оттуда скоро достигла Мцхета. Здесь началась ее просветительная деятельность. С пламенной апостольской ревностью она шла по пути великого подвига, постепенно просвещая светом Христовой веры Иверию и рассевая мрак языческого неверия, почему названа равноапостольной просветительницей Грузии. 21 января Икона, именуемая «Отрада» Икона, называемая Отрада или Утешение, находится в Ватопедском Афонском монастыре, построенном в царствование Константина Великого. Недалеко от этого монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен водами. Все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу морском мертвое тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Святая блаженная княгиня Российская Ольга, моли Бога о нас! Равноапостольная Нина Просветительница Грузии Память её 14 января Святая Нина была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей. Отец её был родственником св. Георгия Победоносца, а мать – сестрой патриарха Иерусалимского. С ранних лет св. Нина отличалась любовью к Богу и для нее не было большего удовольствия, как слушать, когда ей рассказывали о жизни Господа Иисуса Христа. Когда Нине было 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, святой город, в котором каждый уголок напоминал ей Евангельскую историю и где Христос – Господь, нашего ради спасения, претерпел крестные муки и смерть на Голгофе. Здесь случилось, что отец её, по особой любви к Богу, ушёл в пустыню и стал монахом, а мать была поставлена в диаконисы для служения нищим и больным женщинам. Нину же взяла к себе на воспитание одна благочестивая женщина, по имени Нианфора. Любила она Нину, как родную дочь, и воспитывала её в правилах веры и благочестия. Очень часто они вместе совершали прогулки по святому городу, останавливаясь в тех местах, о которых упоминается в Евангелии. Однажды, спускаясь по узким улочкам с Голгофы, где они провели несколько часов и читали Евангелие о страданиях Христовых, Нина спросила свою воспитательницу: – А где же теперь находится тот хитон Христа – Спасителя, о котором сказано, что воины, когда делили между собою одежды Христовы, бросили о нём жребий? Нианфора рассказала, что воин, которому достался по жребию хитон Господень, унёс его на Кавказ и что сейчас, как слышно, эта риза Христова хранится в городе Мцхете, в Иверии (по нынешнему – Грузии). Кроме того, наставница поведала Нине, что жители этой страны, как и все горные племена Кавказа, ещё не слыхали Евангельской проповеди и пребывают во тьме язычества. Глубоко запали в душу св. Нины эти сказания. С того времени не проходило дня, чтобы она не помечтала об этой далёкой, неведомой стране, о городе с таким странным названием. Часто она, становясь на молитву и произнеся имя Богоматери, вдруг останавливалась и уносилась мыслию в Назарет. Перед её глазами рисовалась картина мирной жизни в скромном жилище старца Иосифа: старец плотничает, юноша Иисус помогает ему, а святая Дева Мария занята тут же в углу работой на домашнем ткацком станке. Ещё немного и работа будет окончена: осталось положить синюю кайму по нижнему краю хитона – и Её Сын сможет надеть новый хитон в первую же субботу, когда они, все вместе, пойдут в синагогу на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да воздаст Господь этим самоотверженным трудникам за то, что их стараниями дошли до нас повествования о делах великих мужей, просиявших в Церкви Иверской в древние времена. Ибериец Михаил Сабинин. Житие и Подвиги Святой Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии Память ее 14 января Святая Нина, просветительница всей Грузии, по собственным ее словам, происходила из Каппадокийской страны, из города Коластры. После того, как принял мученический венец св. великомученик Георгий , в г. Коластры жил человек, происходивший из знатного рода и от благочестивых родителей, истинный раб Божий, по имени Завулон. Он, оставив родной город, отправился в Рим, чтобы службой у императора Максимиана поддержать честь своего рода. Одновременно с Завулоном в том же городе Коластры жила одна благочестивая чета, имевшая двух детей - сына и дочь. Имя сыну было Ювеналий, а дочери - Сосанна. По смерти обоих супругов брат с сестрой остались сиротами, не имевшими крова и приюта. Они решили пойти в св. град Иерусалим. Не думая долго об опасностях, они возложили упование на Бога и отправились в путь. Достигнув святого града, они нашли себе приют у храма Воскресения Христова. Ювеналий в скором времени был поставлен экономом при Гробе Господнем. Сестра же его Сосанна поступила в услужение к одной благочестивой старице по имени Ниофора-Сарра, вифлеемлянке, состоявшей диакониссой при Святом Гробе. Упомянутый выше вельможа Завулон по прибытии своем в Рим скоро приобрел благоволение императора и был назначен им начальником войска. В то время галлы, враги Рима, восстали против империи. Перейдя Альпийские горы, они спустились в долину реки По и расположились лагерем. Завулон, по приказанию императора, выступил против галлов с огромным войском. С Божией помощью он скоро победил врага и, разбив его наголову, взял множество пленных и военные доспехи. Захвачен был и сам царь галлов со многими вельможами. Когда Завулон связанными представил их пред лицо императора, то тут же получил от него приказание предать всех смерти. Военнопленные, узнав приговор, начали горько плакать и просить Завулона: " Научи нас прежде вере твоей, - говорили они, - введи нас в храм Бога твоего, и после этого предай нас заслуженной смерти. Мы тобою пленены, - продолжали они, - ты же и исполни над нами повеление царское, и неповинен будешь в крови нашей " . Услышав это, Завулон смутился. Не желая открыто объявить себя христианином, он тайно отправился к патриарху, сообщил ему обо всем случившемся и передал ему просьбу военнопленных. Патриарх немедленно крестил их. Восприемником их от святой купели был сам Завулон. После Крещения их ввели в храм, приобщили Святых Таин Тела и Крови Христовых и показали при этом все благолепие церковное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010