дети-грузины ежегодно в день св. Нины, 14 января, числом до 700 поют литургию и молебствие на грузинском языке в Тифлисском Анчисхатском соборе; в день же Преполовения все ученики церковных школ г. Тифлиса, числом до 1 500, поют на славянском и грузинском языке архиерейскую литургию в одном из поместительных городских соборов. Этого никогда, конечно, не видела Грузия в течение всех веков своего существования. Не в одном Тифлисе совершаются подобные торжества: то же делалось в гор. Гори и Телаве; кроме того, ученики всех школ Сигнахского уезда, числом до 500, ежегодно 11 мая совершают паломничество в Бодбийский монастырь, где почивает св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и здесь поют литургию по-грузински; в настоящем году на этом торжестве присутствовал и совершал литургию сам владыка-экзарх, причем и поучение на грузинском языке говорил детям о. уездный наблюдатель. Ученики школ Телавского уезда совершают подобное же паломничество в чтимый Алавердский монастырь; в Имеретии – в Гелатский монастырь; в Мингрелии – в Хобский монастырь; везде дети обычно сами поют всю литургию на грузинском языке. Изданы теперь два выпуска поучений на грузинском языке окружным наблюдателем школ; предпринято им же издание на грузинском языке в переводе следующих книг: Учебник по Закону Божию епископа Агафодора; «Начальное наставление человеком, хотящим учитися книг божественного писания», и капитальный труд: «Беседы пастыря с пасомыми» в XI выпусках, на что уже получено и разрешение Петроградского братства Пресвятые Богородицы; беседы обнимают всю священную историю, объяснение богослужения, катехизис и историю Церкви; печатается теперь на средства Синодальной Конторы книга «Избранные песнопения церковные» на весь год двумя параллельными шрифтами – церковно-грузинским и гражданским грузинским для церковного и школьного употребления; приготовлены к печати ноты церковно-грузинского пения для школ; они были написаны и проверены на прошлых педагогических курсах учителей Грузинской епархии в 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

2) Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни, изложенный ректором Костромской Духовной Семинарии Архимандритом Иустином. 3) Вечность адских мучений. 4) Догмат о сватейшей литургии или безкровной жертве. 5) Догмат о поминовении усопших. 6) Догмат о святых церковных постах. 7) Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии. 8) Догмат о почитании и призывании святых. 9) Догмат о почитании св. мощей. 10) Догмат о прославлении праведников на небеси в церкви торжествующей. 11) Житие св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 12) Два похвальных слова св. великомученику Пантелеймону. 13) Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Афонской горе Пантелеймонова монастыря. 1 Давно уже нет на св. горе этих монидрионов; это были небольшие монастырьки, которые пользовались некоторого рода независимостию. 3 Древние акты нашего монастыря на греческом, сербском, русском и молдавском языках, с переводом греческих и молдавских на русский язык и с примечаниями, всего в количестве 86 изданы русским Пантелеимоновым монастырем в одной книге, под заглавием: Акты русского на Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев. 1873 года. 4 Карейский – протатский храм освящен в честь и славу Успения Пресв. Богородицы. Поэтому-то 15 августа и назначено одно из торжественных общих святогорских собраний, которых было в то время у святогорцев три в году: на св. Пасху, на день Успения Пресв. Богородицы и на Рождество Христово. 9 Во время посещения Афонской горы Стефаном Душаном, настоятелем русской обители был иеромонах Иоаким, как видно из подписи под одним из хилендарских хрисовулов 1348 года. 11 Память св. князя Лазаря и в настоящее время чтится в старом Русике. До сих пор сохранилась древняя его икона, которая теперь находится в трапезе старого Русика. Мощи св. князя покоятся в Сремском монастыре Равинице (Месяцесл. Косолапова). 12 Смотр. Твор. Св. Отд. в русск. перев. 1848 г. кн. 1, статью: О сношениях русской церкви с святогорскими обителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем погребены тела: Блаженных Католикосов. 1 . Дометия, скончавшегося в 1З69, и 2. Антония, сына Царя Иессея, скончавшегося в 1788 годах. Царей: Ираклия, скончавшегося в 1798, и последнего Грузинского Царя Георгия, скончавшегося в 1800 годах. Собор сей состоит в пространной крепости, которая обнесена высокою каменною стеною с башнями; с западной стороны колокольня каменная, ветхая; в ограде сей имеются: разрушившийся Царский дворец, в черне выстроенный Католикосский двуетажный каменный дом, и особо, небольшой церковный, и священнослужительские дома. – Близ оного Собора имеется церковный чрез реку Куру деревянный мост, который называется Помпеевым от того случая, что оный первоначально построен Римским Полководцем Помпеем, преследовавшим, с войсками своими Митридата. Третий, Крестовоздвиженский, бывый Георгиевский. Оный состоит в Телавском уезде, при селении Алаверде, близ реки Алазани, от уездного города Телава к северо-западу в 15, верстах. Собор сей сооружен в 557 году по Рождестве Христове, по просьбе пустынножителя Иосифа, одного из вышеупоминаемых 13-ти Св. Отец, пришедших из Сирии в Грузию, знатным Сардарем, присланным во время пленения Кахетии от Персидского Шаха Парсмана Бакура для правления оною. После того Собор сей от нашествия Персиян, Лексгин и других народов, неоднократно подвергался повреждению и разрушению, но в 1770 году возобновлен Кахетинским Царем Падалом; а после паки, пришедши в ветхость, ныне приведен в лучшее состояние, и имеет утварь церковную порядочную; а блоголепный н позлащенный иконостас со Святыми иконами прислан в оный из Москвы в 1822 году, по блогочестию и усердию от пребывающего там Преосвященного Грузинского Архиепископа Досифея. Собор сей состоит в крепости, обнесенный каменною с башнями оградою, в ветхость приходящею; где имеются два двухэтажные каменные корпуса, в коих помещались прежде бывшие Алавердские Преосвященные, с службами при них. Четвертый, в Сигнагском уезде Георгиевский, Бодбийский, Состоит в двух верстах от города Сигнага к северо-востоку, во имя Святого Великомученика Георгия, каменный, Кафедральный Сигнагского Преосвященного Митрополита Иоанна Бодбеля, с придельною церковию, во имя Св. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, где и Святые Мощи её почивают. Сей храм построен в 338 году Царем Мирианом, по тому случаю, когда Св. Нина преселилась в блаженную вечность, и Царь Мириан вознамерился Св. тело её перенести во Мцхет; то при сем случае таковое было чудесное знамение, что, при всем блогочестивом желании Царя и народа, никто не мог прикоснуться Св. Мощей её и поднять оныя; почему Царь решился над оными соорудишь вышеупомянутый храм. С самого построения о нем ничего не было известно; только по причине ветхости сей храм возобновлен и обнесен каменною стеною каким-то Георгием, о котором на камне высечено так: „я Георгий возобновил сию церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерть за имя Христово да будет тебе дороже жизни твоей, такой смертью обретешь нескончаемую жизнь. Где только найдешь огнепоклонство - уничтожь его, а идолов предавай огню и золу их, смешав с водой, дай испить поклоняющимся им. То же самое передай и детям твоим. Я надеюсь, что кавказские горцы перестанут противиться вере нашей; ты же с усердием следуй во всем сказанному мной всем сердцем твоим, и предай себя Сыну Божию, рожденному прежде век, вочеловечившемуся в последние дни для нашего искупления. Силой Честного Креста ты победишь врагов твоих. С великой честью храни мироточивый столп, да будет всегда и во всем надежда твоя на Господа, и во время отшествия твоего в вечный покой да пребудешь непоколебимо в исповедании Святой Троицы " . Затем царь Мириан велел принести к нему крест св. Нины, полученный им из рук блаженной, надел на него корону царскую и велел приблизиться к себе сыну своему Бакару, перекрестил его, снял с креста корону и возложил ее на голову сына своего. Потом, приобщившись Св. Тайн, св. царь Мириан мирно отошел в вечный покой ко Христу Богу. Бакар похоронил его в верхней церкви Самтаврской, с южной стороны от главной колонны храма, у стены, под частицей св. мироточивого столпа, которую царь Мириан заложил в стене во время освящения храма. Через два года скончалась и блаженная царица Нана, ее похоронили там же, вместе с ее супругом, по левую сторону его гроба . Спустя много времени умер также царь Бакар, и его похоронили близ его матери - святой Наны, с левой стороны. МОЛИТВА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЕ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЕ ГРУЗИИ О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистину велие украшение Церкве Православный и изрядное похвало народу ивериискому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила есй драгами власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстойши, да дарует благочестивеишему Императору нашему мир, дол годенствие и во всяком добром начинании поспешение, да приведет Господь нас в небесное Свое царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

во время Аральской экспедиции, вспоминал: «Будучи молоды, мы в часы досуга наслаждались поэзиею. Я читал ему наизусть некоторые стихотворения Шиллера, а он, в свою очередь, знакомил меня со стихотворениями Пушкина и научил ценить их» [ 2171 ]. А. О. Смирнова пишет, что Толстой дружил «с монахами Греческого подворья, бегло читал и говорил по-гречески; акафисты и каноны приводили его в восторг; они писаны стихами, и эта поэзия ни с чем не может сравниться» [ 2172 ]. Начитан был граф Толстой и в духовной литературе. По словам Т. И. Филиппова, «он ежедневно и помногу упражнялся в изучении Св. Писания, знаменитых его истолкователей, а также в чтении бессмертных произведений великих отцов Церкви, из коих особенно любил св. Василия Великого как одного из величайших учителей вселенной и недостижимо высоких художников слова…» [ 2173 ]. При этом святых Отцов Толстой по большей части читал в оригинале (на греческом и церковно-славянском). Среди его друзей и знакомых было немало писателей, ученых и государственных деятелей — Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. С. Хомяков, В. И. Даль, В. Гумбольдт, граф М. Н. Муравьев, граф И. Каподистрия. По должности Обер-прокурора Синода он знал всех иерархов Русской Православной Церкви, а также имел дружеские и официальные связи с церковными деятелями Запада и Востока. Т. И. Филиппов писал графине Анне Георгиевне Толстой в августе 1875 г.: «Память о графе Александре Петровиче хранится благоговейно во всех тех монастырях Православного Востока, которые мне удалось посетить» [ 2174 ]. Со времени знакомства Гоголь неоднократно жил у Толстых — в Париже, в Москве на Никитском бульваре; возможно, он бывал в родовом имении отца Анны Георгиевны в селе Лыскове. В одном из писем к ней Гоголь передает «глубочайший поклон» старому князю. Имение грузинских князей Лысково издавна славилось благолепием своих храмов и находившимися в них святынями. Около пятидесяти лет здесь сохранялся Крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, который она получила от Матери Божией с повелением идти проповедовать христианство в Иверию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Память святого апостола Андрея Первозванного празднуется 30-го ноября. Ахалцых — уездный город Тифлисской губернии, Ахалцыхского уезда. Гаенатский — Рождество-Богородицкий мужской монастырь, Имеретинской епархии, в 8-ми верстах от Кутаиса; основан в начале XII века. Известен также под местным названием Гелати или Гелатского. Святой апостол Симон назван Кананитом от г. Каны, из которой происходил; он же называется и Зилотом, т. е. ревнителем, — по переводу того же слова на греческий язык: Кана с еврейского значит: ревность. Память св. апостола Симона Кананита — 10 мая. — В Кутаисской губ., в память св. апостола Симона, основан в 1876 г. (русским Пантелеимоновым монастырем на Афоне) ново-Афонский Симоно-Кананитский общежительный монастырь, — в 20-ти верстах севернее Сухума. Сванеты — небольшое Кавказское горное племя, известное с очень давних времен под именем Сванов или Суанов и занимающее верхнее течение р. Ингура, у южного подножья горы Эльбруса и по правому притоку реки Кона Цхенис-Цкали. В древности сванеты занимались больше всего грабежом и не подчинялись никому из соседних властителей Мингрелии, Имеретии и Грузии. Только в конце XV века грузинским князьям удалось утвердить свою власть в нижней Сванетии, вплоть до освобождения крестьян в Закавказье. Вольные сванеты впервые подчинились русским только в 1853 году. Католикос (греч. — вселенский) — титул верховных иерархов автокефальной церкви грузинской, который был им усвоен вслед за приобретением этою церковью независимости от патриархата антиохийского, при царе Вахтанге Гург-Аслане (446—459 г.). Когда грузинская Церковь вошла в состав Церкви русской, высший иерарх ее, с 1811 г. стал называться экзархом. С половины VI-ro века титул Католикоса усвояется также верховному иерарху Церкви армянской. Около 1228 года, когда был разрушен и Мцхетский храм. Тамерлан же вторгся в Грузию в 1387 году, когда Мцхетского храма уже не существовало. Храм этот был снова восстановлен царем Александром I, в XV веке. Так как Риза Господня принесена в Россию Великим постом, то празднование ей перенесено на 10-е июля (накануне дня коронования царя Михаила Феодоровича).

http://pravoslavie.ru/59035.html

Некоторые священникисвидетели знамения — благословляли прихожан рассказывать о чуде, другие, наоборот, велели не говорить о нем никому. О Царю Николае, рода нашего святый печальниче, яко новый Иов, Господа моли простити всех. (Канон Святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Три святителя Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети. (Тропарь св. Иоанну Златоусту ) Святая Иверская земля — удел Матери Божией, выпавший Ей по жребию для Евангельской проповеди. У России издавна существуют тесные связи с Грузией, древнейшей православной страной, которая многие века хранит в неприкосновенности догматы и каноны Православия, вплоть до юлианского стиля. Храм во имя Шестаковской иконы 14 ⁄ 27 января 1917 года в праздник святой равноапостольной Ниныпросветительницы Грузии — в Петербурге был открыт отдельный грузинский приход. Разместился он в старинной церкви Трех святителей на 6й линии Васильевского острова и просуществовал до марта 1918 года. В начале 1990х годов грузинская община Санкт- Петербурга подала прошение о передаче этого же храма, однако ей было выделено другое здание — церковь во имя Шестаковской иконы Божией Матери на Старорусской улице. Большая, на высоком подклете, она была выстроена в стиле XVII века для подворья Шестаковского Вознесенского женского монастыря Тверской епархии и связана с памятью великих святых XX века: святой праведный Иоанн Кронштадтский заложил храм и принял участие в освящении главного придела (1900 г.), а священномученик Вениамин Петроградский освятил другой придел. Верхний храм Нижний храм Шестаковская икона была чудесно обретена в середине XVIII века на “шестке” печи одного московского дома и прославилась чудесами и исцелениями. Позже она пребывала в селе Шелтомежи на границе Тверской и Ярославской губерний, где ради нее в 1887 году устроили женскую обитель. Монастырь имел особое попечение о могилах-курганах, где покоились русские князья со своими дружинами. Все они полегли в первой крупной битве с монголами на реке Сити в 1238 году. Сестры совершали молитвенное поминовение воинов-мучеников. День празднования (явления) иконы, 6 ⁄ 19 марта, совпал с днями кровопролитной сечи (4–6 марта). В 1918 году в эту же ярославскую землю легли новые мученики, принявшие смерть за Христа…

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Слух о принятии народом грузинским христианства быстро распространился и охватил почти весь тогдашний христианский мир. Всюду прославляли Нину, ублажая её, как святую подвижницу. Апостольским трудом св. Нины христианство было утверждено только в одной части Грузии – в Карталинии. Ей предстоял теперь многотрудный подвиг обращения к вере Христовой другой части Грузии – Кахетии. С этой целью св. Нина, в сопровождении царского вельможи, священника Иакова и одного диакона, отправляется с проповедью Евангелия в горные страны к северу от Мцхета, где обитали чартальцы, пховельцы, цилканцы и гудамакарцы, которые враждебно отнеслись к проповедуемой им новой религии и отказались принять крещение, оставили свою страну и скрылись в неприступной Тушетии. Затем св. Нина со своими спутниками переправляется на левый берег Арагвы. Придя в Жалети, в местечко Эдем, обратила в христианство эрцо-тианетинцев. Отсюда она отправилась в Кахетию, где в присутствии созванных ею правителей страны проповедовала народу евангелие. Высоко-подвижническая жизнь св. равноапостольной Нины скоро обратила на себя внимание окрестных жителей. Каждый день приходили к ней толпы язычников, чтобы только послушать её вдохновенную проповедь о Христе. Кахетинцы легко приняли христианство, побуждаемые к этому, с одной стороны, примером царя Мириана, а с другой – слухом о тех бесчисленных чудесах, которые совершались в столичном городе Мцхете от животворящего столпа. Крещение над ними совершил священник Иаков, неразлучный спутник св. Нины в её подвигах и трудах, впоследствии второй архиепископ Грузии. Отсюда св. просветительница Иверии вступает в Кхуеты, где был город Бодиси (Бодбе), куда, узнав о её прибытии, является царица кизикинская Суджа (София) со своими подданными, телохранителями и слугами. Убеждённые её проповедью, все они принимают св. крещение, причём царица Суджа становится ревностной распространительницей христианства. Наконец, проповедью св. Нины оглашается и вся долина реки Алазани. После многолетних апостольских трудов, сделав всё, что только возможно было сделать слабым женским силам, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Извещенный об этом царь немедленно пришел со множеством народа, использовали машины громадной силы, однако же, несмотря на это, при всех стараниях людей столп все-таки оставался неподвижен. Видя такое необычайное явление, царь и народ были удивлены и в недоумении спрашивали друг друга, что бы оно значило. Между тем день близился к концу, опечаленный царь удалился к себе, затем разошелся и весь народ, в саду оставались только св. Нина и двенадцать ее учениц. Блаженная обливала горячими слезами пень срубленного кедра. Наступила глубокая полночь. И вот, ученицы святой видят, будто обе стоящие друг против друга горы, на которых тогда были капища идолов Армаза 48 и Задена, обрушились, и каждая из них падала в текущие у их подножия реки: гора Армаз – в Куру, а Заден – в Арагву. И будто бы упавшие горы запрудили собой обе реки так, что Кура, выступая из высоких и крутых берегов своих, заливала собой город Мцхета, Арагва же заливала крепость Белтскую у самого Гартис-Карского прохода, или теснины, при этом были слышны ужасные, дикие вопли и страшные удары. Испуганные этим и не предполагая, что видят бесовское мечтание, ученицы св. Нины в страхе пустились бежать. Блаженная же Нина громким голосом остановила их, говоря: «Не бойтесь, сестры мои, напрасно вы страшитесь там, где нет никакого страха: горы стоят на своих местах, и реки текут покойно по своим руслам, и весь народ спит. Вот что я скажу вам. Вы видите, что разрушаются горы, – это правда, но только разрушаются не горы естественные, а горы неверия Карталинии, воздвигнутые диаволом, остановка же тех рек значит, что перестала течь невинная кровь детей, приносимая идолам в жертву и изливаемая пред ними; дикие голоса, слышанные вами, – это вопли диаволов: они жалобно воют, изгоняемые с этого покойного для них места крестной силой нашего Спасителя. Помолимся же, – заключила св. Нина, – все вместе Господу Богу нашему». По молитве голоса умолкли, и водворилась глубокая тишина. Святая же Нина продолжала стоять на молитве и с воздетыми к небу руками просила Бога об успешном окончании предпринятого царем святого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О святом кресте из виноградных лоз, который Матерь Божья вручила святой Нине, известно следующее: до 458 года по Р. Х. крест Нины сохранялся в Мцхетском соборном храме; впоследствии же, когда огнепоклонники воздвигли гонение на христиан, Святой крест был взят из Мцхета одним иноком Андреем, перенесен им в область Тарон, в Армении, тогда еще единоверной Грузии, и первоначально хранился в церкви святых апостолов, называвшейся у армян Газар-Ванк (Собор Лазаря). Когда и здесь открылись гонения со стороны персидских магов, повсюду предавших истреблению все, почитаемое у христиан, Святой крест Нины был переносим и скрываем в армянских крепостях Капофти, Ванаке, Карсе и в городе Ани; так продолжалось до 1239 года по Р. Х. В это время грузинская царица Русудань, вместе со своими епископами, выпросила у монгольского воеводы Чармагана, завладевшего тогда городом Ани, чтобы Святой крест Нины был возвращен в Грузию, которой он принадлежал изначала. И этот Святой крест был снова поставлен в Мцхетском соборном храме. Но и здесь он ненадолго нашел себе покой: много раз крест Нины, во избежание поруганий со стороны врагов был укрываем в горах, то в храме Святой Троицы, который и до сих пор стоит на малой горе Казбек, то в крепости Анануре, в древнем храме Божьей Матери. Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1749 году, тайно взял с собою крест Нины и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. После того, в продолжение лет около пятидесяти, крест этот оставался в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей, потомков переселившегося в Россию в 1724 году царя Вахтанга. Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 году крест Нины императору Александру Павловичу, которому благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в кивоте, окованном серебром. На верхней доске сего киота – чеканное изображение святой Нины и чудес, совершенных чрез нее силою честного и животворящего Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010