Писатель послания не называет себя прямо, но он говорит о своем освобождении от уз вместе с Тимофеем и в конце послания присоединяет заключительные слова, служащие отличительным знаком принадлежности послания св. Апостолу Павлу (сравн. Евр. 13:25 и 2Сол. 3:18 ). Св. Ап. Петр, говоря во втором своем послании к Евреям рассеяния о чистоте жизни, об отступлении от веры, о покаянии в ожидании суда, сообщает, что о том же писал Ап. Павел (3:15). Но из всех посланий это сообщение более всего относится к сему посланию, как писанному тоже к Евреям и отчасти о том же (10:34–39). Св. Климент, епископ Римский, в своем послании к Коринфянам очень часто употребляет слова, взятые из сего послания. Так наприм., он называет Иисуса Христа «сиянием славы Бога» (сравн. Евр. 1:3 ). О Моисее говорит, что он верен в дому Божием, как слуга верный ( Евр. 3:25 ). О пророках говорит, что они прияли изгнание, «избиени быша, проидоша в милотех и козиях кожах» (сравн. гл. 45:17 и Евр. 11:37 ). Это показывает, что послание к Евреям хорошо было известно Клименту, и он пользовался им, как высоко чтимым писанием, имеющим и для него авторитет. Св. Иустин Философ называет Иисуса Христа (в Апологии) Посланником, как Он именуется и здесь (3:1). Наиболее ясное свидетельство о принадлежности сего послания Ап. Павлу высказано было известным Александрийским ученым начала III века – Пантеном, а знаменитый Ориген многократно называет его Павловым. В истории Евсевия (6, 5, 25) сохранились такие слова Оригена : «если Церковь наша принимает послание к Евреям за Павлово, то пусть в этой уверенности и остается всякий, потому что древние не без причины передали нам это послание, как произведение Ап. Павла». Далее идут вполне ясные свидетельства о принадлежности сего послания Ап. Павлу Дионисия Александрийского , св. Афанасия Великого , св. Иоанна Златоуста и тому подобных толковников и учителей Церкви, а также свидетельства соборов (наприм. Антиохийского 264 года, Лаодикийского 360 года). Блаж. Иероним свидетельствует, что на Востоке послание признается Павловым всеми церковными писателями Греческими. В переводе Италийском послание сие находится наряду с другими, как и в Сирском переводе (Пешито), а равно и в других древних переводах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

1 Слово Лаборум происходит от латинского labor — труд. Этим именем называлось воинское знамя — вероятно потому, что оно предносимо было трудящемуся войску и тяжесть трудов облегчало своею помощью. 2 Вероятно здесь ошибкою поставлено в Сосфении вместо: в Эстиях; ибо самая глава не упоминает о храме в Сосфении. 3 Это было в 325 году по Р. Хр. в двадцатый год царствования императора Константина. 4 Языческие жрецы, для обмана простого народа, выдавали некоторые кумиры за ниспосланные свыше от Бога (# или #). Таков, например, кумир богини Паллады, который Трояне почитали ниспадшим с неба в храм их крепости, где он и хранился. 5 Здесь говорится об Иберийцах азиатских, которых надобно отличать от Иберийцев испанских, принявших христианскую веру еще прежде, во времена св. Иринея. Irin. Adv. Haeres. lib. 1 cap. 3. 6 В царствование преемника Константинова, Констанция, персидский царь Сапор делал частые набеги на римские восточные владения и между прочим на так называемую страну Завдейскую, где в 360 году завоевал главный город Безавлу и жителей его, вместе с епископами и клириками, отвел в плен в Персию. Amm. Lib. XX. 7 Филумен был мятежник, домогавшийся императорского престола. 8 По прозванию Аркаф, как говорит св. Афанасий во второй своей апологии против ариан. 9 Это случилось в 330 г. по Р. Х. Индийцам еще Пантен проповедовал христианскую Веру (См. Евс. истор. кн. 5, гл. 10); но он не оставил им епископа. Поэтому Фрументий, как первый епископ их, справедливо называется индийским апостолом. 10 Константинопольская Церковь, прежде нежели сделалась партиархиею, принадлежала к округу Ираклеи фракийской, как к своей митрополии; а потому епископ ираклийской мог иметь на нее влияние в делах духовных: но епископ Никомидии, которая принадлежала к другому округу, по законам церковным не имел никакого права вмешиваться в дела ее. См. Сап. IV. Conc. Nicaen. 11 В первых заседаниях этого Собора постановлено несколько правил против православных епископов; между прочими было и то, о котором здесь упоминается. Vid. Bevereg. in Cod. Can. lib. 1. cap. IV. n. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

3-го числа Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. О них довольно сказано выше, в празднике Сретения. † Преставление св. Симеона, епископа Тверского В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь 1 . Блаженный Симеон был первым Тверским епископом 2 , а седьмым Полоцким епископом 3 . По некоторым памятникам, он был из рода князей Полоцких 4 . Последнее подтверждается и тем, что множество земель и угодий роздано им Полоцким обителям и церквам 5 . Скорби времени заставили его оставить Полоцк. В 1263 г. убит был князь Миндовг, женатый на княжне Тверской. Тогда же лишен был жизни и племянник его, князь Полоцкий, Товтивилл. Сын Товтивилла скрылся в Новгород; другие князья и бояры бежали, кто куда мог 6 . Полоцкий епископ, заведовавший и прежде того церквами Тверского княжества, уклонился от бед в Тверь, тем более, что в то же самое время Тверский князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. – Благоверный князь принял блаженного пастыря со всею любовию: он наделил Тверскую кафедру его богатыми имениями и угодьями 7 . По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовию отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему. Великий князь Ярослав Ярославич скончался на пути из Орды, и его привезли в Трерь для погребения; «Тверской епископ Симеон совершил над ним обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме св. Козмы и Дамиана» 8 . Блаженный Симеон управлял паствою, как пастырь искренний, как один из лучших пастырей церкви. По свидетельству летописей, он был «учительный и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил 9 . Снисходительный и добрый для обижаемых и несчастных, внимательный к чину иноческому и священническом у, он бы л грозен для оскорблявших правду и добродетель, – они боялись его 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Стефан, Епископ Великопермский (+ 1396) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 26 апр. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Святитель Стефан был сыном устюжского причетника Симеона и жены его Марии (род. в 1346 г.). Когда Марии было три года, св. блаженный Прокопий Устюжский (память его 8 июля) предсказал о рождении от нее великого святителя. С детства будущий святитель отличался необыкновенными способностями: через год после начала учения он уже стал канонархом и чтецом при церкви, где служил его отец. Вместе с тем зрела в нем жажда к богоугождению. Он рано поступил в ростовский монастырь Св. Григория Богослова и был рукоположен в сан иеромонаха. Здесь в свободное от трудов по послушанию время он занимался изучением Священного Писания и греческого языка. Здесь же зародилась в сердце его мысль о просвещении христианством язычников-зырян, живших в Пермской земле. Для этого он основательно изучил пермский (т.е. зырянский) язык и перевел на него священные книги с греческого. Азбуку он составил сам, пользуясь денежными знаками зырян, которые вырезывались на палочках. Управлявший тогда Московской митрополией епископ Герасим благословил его и дал ему необходимую церковную утварь, а вел. князь — охранные грамоты. Проповедь христианства подвигалась медленно. Язычники его убили бы, но их сдерживал страх, так как они знали, что у него есть охранные грамоты. Он же старался не пропустить ни одного стечения людей без того, чтобы не подойти к ним с проповедью. Потом язычники стали сами приходить к нему для прений о вере. Они не понимали кротости его, объясняли ее хитростью и не знали, что с ним делать.

http://sedmitza.ru/lib/text/437108/

архиеп. Григорий (Афонский) Глава 2. О сущности церковных канонов В любом государстве, какой бы ни был его стой, существуют основные законы, по которым это государство управляется. Церковь также имеет свои правила-каноны, которыми в церковной жизни должны руководствоваться епископы, священство, монашество и миряне. Без церковного законодательства нарушается вся церковная дисциплина, а c появлением расколов, ересей, сектантства пострадают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостоличность. Поэтому каждый епископ перед своей хиротонией дает присягу свято хранить священные каноны как этого требует 2-ой канон Трулльского 1-ый канон VΙΙ Вселенского собора. Все догматы веры, принятые на Вселенских соборах, как и канонические постановления тех же соборов, богодухновенны, ибо все они были приняты с помощью благодати Святого Духа. Русская каноническая школа в конце XIX и в начале XX обратила большое внимание на сущность самих канонов Церкви. Во время подготовки к церковным реформам богословами и канонистами был поднят вопрос: все ли каноны неизменны, как и догматы веры, или есть такие каноны, которые могут быть изменяемы с изменением исторической жизни Церкви? По отношению к сущности самих канонов определились две точки зрения: консервативная и либеральная. Первую точку зрения представлял тогда епископ Антоний Волынский, который отождествлял Православие c точным соблюдением всех канонов. Канонам, таким образом, придавалось догматическое значение. Епископ Антоний в своем отзыве о церковных реформах говорит: «Постановления св. Апостолов и святых семи Вселенских и девяти Поместных соборов есть неизменно действующее право Церкви, ее высший законодательный устав, учредивший и саму св. Библию в ее настоящем составе. Выступая против священных канонов, то таким образом восстаем и против Православия» 37 37. Епископа Антония в общих чертах поддерживает иеромонах Михаил, который очень неодобрительно отзывается о либеральном течении: «Церковное право перестало быть «христовым», что оно не храм, созданный Духом Божим, а монашески человеческая постройка». Такой взгляд на каноны иеромонах Михаил явно не признает: «Когда такие упреки направляются по адресу Церкви и церковного права, как церковного закона, то они (критики) несомненно обнаруживают только каноническое невежество». И это, говорит иеромонах Михаил, потому, «что канон жив и живоносен», ибо «он для всех сторон жизни намечает путь живой и правый, он живет для жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Беседа 5. Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви – святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть. Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова. В прошлый раз мы читали с вами откровение к Ангелу Ефесской Церкви. Сегодня мы будем читать откровение к Ангелу Смирнской церкви. Что нам известно о Смирне и смирнской церкви? «СМИРНА ( Откр.1:11 ), знаменитый ионийский город, из прекраснейших в Леванте; расположен на расстоянии 320 стад. (около 57–58 верст) к сев. От Ефеса и на таком же расстоянии от берега Эгейского моря, при устье речки Мелеса, на западном берегу Малой Азии. Римлянам он достался вместе с Пергамским царством в 133 г. до Р.Х. Древние считали его венцом Ионии, драгоценным камнем Асии, преизобильным по своему богатству и изящным искусствам. Город по крайней мере 6 раз подвергался большим или меньшим землетрясениям; лишился 60 тысяч жителей от чумы в 1814 г. и сильно пострадал от холеры в 1831 г. Церковь насаждена здесь ап. Иоанном Богословом. Первым епископом Смирнским был св. Поликарп, мученически скончавшийся 22 февраля 156 г. Ныне в Смирне Сохранилось немного достопримечательных памятников древности, но есть остатки амфитеатра, где пострадал св. Поликарп от диких зверей, и своды тех логовищ, в которых последние содержались и откуда выпускались для растерзания осужденных. У турок город называется Измир, или Гяур-Измир, т.е. «неверная Смирна», потому что в нем было (сравнительно) много христианских жителей до недавнего времени, когда (после Первой Великой войны) турки, разбив греков, варварски истребили всё христианское население в Малой Азии, а в Смирне – с особой азиатской жестокостью. Гавань С. Поместительна и удобна для стоянки кораблей» (Проф. Н.Н. Глубоковский ). Как в прошлый раз я вам говорил, Ангел Церкви – это не только небожитель, который помогает верующим, но это и епископ Церкви. Кто такой Ангел Ефесской Церкви? Это апостол Тимофей, которому апостол Павел написал два Послания. Он был Ефесский епископ. А епископ Смирнской Церкви, о которой мы сегодня будем говорить, – это священномученик Поликарп, муж апостольский, ученик святых апостолов. Но, как я вам уже объяснял, Откровение является актуальным для любого другого времени. И особенно актуально, важно будет Откровение для последних времен. Поэтому христиане должны по возможности оставлять все дела и стремиться изучать его. Чтобы распознать знамение времен, чтобы не ошибиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Божией милостью Епископ Иркутский «Генваря 15 дня 1727 года Ея Императорское Величество, будучи в зимнем своего Величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение онаго Ея Императорскаго Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии Вашему Преосвященству ныне в Иркутску настоящим епископом и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к Вашему Преосвященству указ, о чем сей и посылается». Указ Синода, полученный св. Иннокентием 26 августа 1727 г. «Божиею Милостию Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский. Во град Иркутск всем святыя Восточныя сыновом послушным духовным и мирским. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, Любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет Со всеми вами. Понеже благословением Божиим Ея Императорское величество имея сердце свое благодатное в руце Божией, по докладу Святейшего Правительствующего Синода благоволила мя милостивым своим Императорским указом определить в Иркутскую епархию настоящим Епископом и титуловать себя по той епархии, якоже и прежде бывало: того ради молю прежде всех творити моления за Ея Императорское Величество, о здравии и всея Ея Императорскаго Величества высокой фамилии, Святейшаго Правительствующаго Синода, такожде и о нашем смирении, титулуя нас Иркутским и Нерчинским. Прочее молим вас, и архипастырски увещеваем да такожде мудрствуйте единодушно друг друга честию больша творяще, мир и любовь между собою имуще, якоже и Апостол святый Павел поучает: елика пречестна, елика прелюбезна, елика прехвальна и прочая, сих поучайтеся, сим последуйте, сия держите, тако да и временная благая и вечная удостоитесь наследовати, всеусердно желаем и благословение посылаем. Аминь». Первый указ Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского, иркутскому священству и пастве Св. Синод приказал по указу Ея Императорскаго Величества оному Преосвященному Иннокентию, епископу Переяславскому, ныне быть в Иркутску настоящим епископом и титуловаться по той епархии, как и прежде сего было, о чем к его Преосвященству указ Синода послан, и обретающимся в Иркутской епархии духовнаго и светскаго чина всякаго звания людем о вышеписанном ведать и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию епископу, яко пастырю своему, послушание чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брест Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.094246; 23.684568 Беларусь, Брест Брестская область Беларусь Православие в Бресте [ править править код ] История [ править править код ] До середины XII в. Брестская (летоп. Берестейская) земля входила в состав Туровского княжества, где уже в 1005 г. была православная епархия. С середины 12 в. православные христиане Берестейщины окормлялись Владимиро-Волынскими епископами, которые иногда носили титул «епископов Владимиро-Волынских и Берестейских». В Берестье, при церкви свт. Николая (территория современной крепости) располагалась резиденция епископов (по документам «Брестская русская кафедра»). Здесь в 1590, 1594, 1596г.г. проходили соборы западно-русских епископов. После заключения Брестской церковной унии 1596г. подавляющее большинство приходов и монастырей было подчинено Литовско-Новоградской униатской митрополии. В 1765 г. было учреждено Брестское епископство (в составе Владимирской униатской епархии), с 1798 самостоятельная Брестская униатская епархия (в 1808 году частично, а с 1828 года целиком вошла в состав Литовской униатской епархии). Немногочисленные православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Киевской митрополичьей, Белорусской (Могилевской) и Минской епархий. К 1787г. в Православии оставались Брестский монастырь св. Симеона Столпника (с 1798г. здесь была учреждена архимандрия) и 4 монастыря в Белостокской области. После воссоединения униатской Литовской епархии с Православием 22.01.1840 г. было учреждено Брестское викариатство Литовской православной епархии. В 1900г. определением Св. Синода из части Литовской епархии образовано самостоятельная Гродненская епархия с титулом епископа «Гродненский и Брестский». В 1921 - 1939г.г. восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной Автокефальной Церкви. Во время Второй мировой войны была создана викарная Брестская кафедра в пределах Автономной Украинской Православной церкви Московской юрисдикции. Первым послевоенным епископом был Паисий (Образцов, 1944-1945г.г.), с 14 февраля по сентябрь 1945г. – Онисифор (Пономарев) с титулом «епископ Брестский и Пинский». В 1946г. временно управлял епархией архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), в 1948 -1949гг. епископ Паисий (Образцов), в 1950-1951г.г. - Сергий (Ларин) с титулом «епископ Гродненский и Брестский». В 1952 -1989г.г. епископы на Брестскую кафедру не поставлялись, приходы окормлялись правящими архиереями Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

В VIII в. формирование Папского гос-ва (Римской республики) привело к укреплению власти папы Римского, фактически ставшего суверенным правителем Центр. Италии. В условиях конфликта с лангобардами, обострившегося после низложения кор. Ратхиса (749), папа Римский Павел I (757-767) осуществил централизацию управления республикой и упрочил контроль над всеми гражданскими и военными должностными лицами. Укрепление позиций «клерикальной» партии при Павле I вызвало недовольство рим. знати, влияние к-рой существенно снизилось. Летом 767 г., во время предсмертной болезни понтифика, представители знатного рода из г. Непет (ныне Непи, близ Витербо) - дукс Тотон и его братья К., Пассив и Пасхалий - прибыли в Рим во главе отряда воинов и вооруженных крестьян из Тусции. Представитель «клерикальной» партии Христофор, примицерий нотариев, убедил Тотона и «прочих злоумышленников» не убивать Павла I и не вмешиваться в избрание нового папы (так Христофор утверждал в речи перед участниками Собора 769 г.). Однако как только понтифик скончался, Тотон захватил Латеранский дворец и провозгласил папой К., к-рый на тот момент был мирянином. Мятежники заставили Георгия, еп. Пренесте (Палестрины), возвести К. в достоинство клирика (orationem clericatus... tribui). Согласно Liber Pontificalis, епископ умолял мятежников отказаться от этого замысла, чтобы в Церкви не случилось «такого неслыханного новшества» (talis inaudita novitas), однако под страхом смерти ему пришлось подчиниться их требованиям. На следующий день в дворцовой капелле св. Лаврентия К. был возведен еп. Георгием в сан субдиакона, затем - диакона; после этого горожане принесли ему клятву верности. В ближайшее воскресенье в базилике св. Петра состоялось епископское рукоположение К., к-рое совершили еп. Георгий, Евстратий, еп. Альбана (ныне Альбано-Лациале), и Цитонат, еп. Римского Порта (ныне Порто) (согласно обычаю, рукоположение папы возглавлял епископ Остии, однако занимавший эту кафедру Георгий находился во Франкском королевстве - LP. T. 1. P. 482; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 128-129). Вскоре после этого епископ Пренесте тяжело заболел и спустя нек-рое время скончался.

http://pravenc.ru/text/1842056.html

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Святых Апостолов Часть 1 Правила Св. Апостолов относятся к самому раннему преданию Церкви и приписываются ученикам Христовым. Никто не думает, что все они были сформулированы и записаны лично святыми Апостолами в том виде, в каком они дошли до нас. Однако, они с первых веков христианства имели высокий авторитет, как записанное апостольское предание. Уже I Вселенский Собор ссылается на эти правила как на нечто общеизвестное, не называя их, потому что других общеизвестных правил до этого Собора не существовало. Т.н. первое правило этого Собора ясно имеет в виду 21 Апостольское, а 2 пр. 80 Апост. правило. Антиохийский Собор 341 г. большую часть своих правил основывает на Апостольских правилах. VI Всел. Собор во 2 правиле подтвердил авторитетность Апостольских правил, провозгласив, «чтобы отныне... тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил». Особая важность правил Св. Апостолов заключается не только в их древности и высоко авторитетном происхождении, но и в том, что в них содержатся, в сущности, почти все главные канонические нормы, впоследствии дополненные и развитые Вселенскими и Поместными Соборами и Святыми Отцами. 1 . Епископа да поставляют два или три епископа. Ср. I Всел. IV; VII Всел. 3. Епископы являются преемниками апостольской благодати. По своей духовной власти они все равны между собою и потому поставляются не кем-нибудь одним, а от лица всего епископата. В Книге Правил тут употреблено выражение «поставляют», которое может означать и избрание. Однако в греческом тексте стоит слово «хиротонисают», т.е. рукополагают. Т.о. правило говорит не об избрании, а о совершении таинства хиротонии епископа, для которого требуется минимально два или три епископа. 2 . Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ. Ср. Гангр. 6; Лаод.13; Василия Вел. 89. Поставление епископа есть акт, совершаемый от лица Собора. Поставление же пресвитера, диакона или церковнослужителей принадлежит целиком к компетенции епископа, почему он и совершает его единолично.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010