Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Братолюбов Сергей Васильевич; 16.06.1882, Казань - 27.02. 1968, Ульяновск), архиеп. Ульяновский и Мелекесский. Из семьи протоиерея. Окончил Казанские ДУ и ДС, затем в 1906 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 21 дек. 1906 г. был назначен помощником инспектора Симбирской ДС. 15 апр. 1907 г. архиеп. Симбирским и Сызранским Иаковом (Пятницким ; впосл. митрополит) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь почитаемого им прп. Иоанна Лествичника в Казанской иконы Божией Матери Жадовском мужском монастыре . 18 апр. 1907 г. архиеп. Иаковом рукоположен во диакона, 19 апр.- во иерея. 24 авг. того же года переведен помощником смотрителя Усть-Сысольского ДУ Вологодской епархии. В 1908-1912 гг. занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий. 8 сент. 1912 г. возведен в сан архимандрита и назначен зав. Могилёвской пастырской школой. С 12 авг. 1914 г. смотритель Каргопольского ДУ. 28 окт. 1915 г. переведен на службу в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства. С 28 дек. 1916 г. был помощником начальника Житомирского уч-ща пастырства. С 3 сент. 1917 г. исполнял должность настоятеля в тюменском во имя Святой Троицы мужском монастыре . С 1920 по май 1921 г. служил священником в церквах сел Пятницкое и Усть-Тунгуска, относившихся к Енисейской епархии. С июня 1921 г. был настоятелем тобольского Знаменского мон-ря. 22 янв. 1922 г. Патриархом св. Тихоном определен епископом Берёзовским, викарием Тобольской епархии. С 1 июня исполнял обязанности настоятеля церквей в Обдорске (ныне Салехард), а также управлял церквами Берёзовского вик-ства в сане архимандрита с правом служения на орлецах, с дикирием и трикирием. С 19 мая (по др. данным, в июне-июле) 1923 г. служил в Керженском единоверческом жен. мон-ре. 1(14?) авг. 1923 г. хиротонисан в Москве во епископа Берёзовского. Хиротонию возглавил Патриарх св. Тихон в сослужении Уральского архиеп. Тихона (Оболенского ; впосл. митрополит), вик. Тульской епархии, Каширского еп. сщмч. Николая (Могилёвского ; впоследствии митрополит). Назначен временно управляющим Тобольской епархией. С 23 июля по 4 авг. 1924 г. управлял Иркутской епархией. 4(26?) авг. назначен епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии. 12 апр. 1925 г. был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. Петру (Полянскому) . С апр. 1926 г. епископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. С 13 июля 1927 г. епископ Шацкий, викарий Тамбовской епархии, но, согласно автобиографии, он только числился епископом Шацким, при этом проживал в Воткинске (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55. Л. 4). С 27 февр. 1929 г. епископ Уральский и Покровский. С авг. 1930 г. епископ Курганский, викарий Тобольской епархии.

http://pravenc.ru/text/469458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ [Лат. Nazarius, Gervasius, Protasius, Celsus; греч. Ναζριος, Γερβσιος, Προτσιος, Κλσιος] (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля). Изначально мученики не были связаны между собой и представляли 2 отдельные группы: Г. и П., Н. и К. Христос на престоле с предстоящими Гервасием и Протасием. Мозаика конхи базилики Сант-Амброджо в Милане. XIII в., XX в. Христос на престоле с предстоящими Гервасием и Протасием. Мозаика конхи базилики Сант-Амброджо в Милане. XIII в., XX в. Г. и П. стали известны благодаря обретению их мощей в Медиолане (ныне Милан, Италия) 17 июня 386 г. свт. Амвросием , еп. Медиоланским (373-397). Епископ рассказал об этом в послании к своей сестре, Марцеллине,- наиболее раннем источнике сведений о Г. и П., написанном, вероятно, через несколько дней (20 июня) после события ( Ambros. Mediol. Ep. 22; BHL, N 3513). В письме говорится о базилике, к-рую епископ недавно построил за городскими стенами Медиолана как свою усыпальницу (еще при жизни Амвросия базилика стала называться его именем; ныне Сант-Амброджо). Жители Медиолана обратились к Амвросию с просьбой освятить эту церковь по тому же чину, что и базилику св. Апостолов у Римских ворот; епископ ответил, что это будет возможно, если он найдет мощи мучеников (в базилике св. Апостолов были реликвии апостолов, тогда как для новой церкви никаких реликвий не предусматривалось). В тот же момент святитель почувствовал жар внутри себя и решил, что это доброе предзнаменование (Statimque subiit veluti cuiusdam ardor praesagii). После этого Амвросий приказал провести раскопки перед оградой (ante cancellos), окружавшей гробницу мучеников Набора и Феликса . Туда привели бесноватых, на к-рых епископ должен был возложить руки. Не успел Амвросий произнести слова молитвы, как Г. и П. явили свои мощи: одна из одержимых упала к тому месту, где покоились останки мучеников.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Петрозаводск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Домовая Крестовая церковь во имя Покрова Божией Матери при Архиерейском доме. Построена в 1835 г., переустроена в 1875 г. Ликвидирована согласно распоряжению Петрозаводского городского совета от 28 сентября 1918 г. об упразднении домовых церквей. Первоначально архиерейский дом в Петрозаводске располагался на Соборной площади. Епископ Игнатий (Семёнов) в начале 1830-х гг. приобрёл под него каменный дом купца Ф.Е. Бекренёва, реконструировал его и устроил в нём крестовую Покровскую церковь. В 1870-х гг. на противоположном конце города, рядом со зданием духовной семинарии, построенном в 1869-1872 гг., был сооружён новый архиерейский дом, но крестовая церковь сохранила прежнее посвящение. Этот дом оказался холодным и неудобным, и епископ Олонецкий Никанор (Надежин) в 1912 г. выхлопотал через Св. Синод казенные средства на строительство двухэтажного архиерейского дома на месте разобранной постройки 1870-х гг. Отпущенных средств не хватило, но епископ всё же переехал в недостроенный архиерейский дом и умер в нем в ноябре 1916 г. Его преемник после Февральской революции сообразил, что достраивать и содержать такое огромное здание бедной Олонецкой епархии не по средства. Проявив недюжинные способности, он не только сдал " недострой " в аренду Мурманскому почтово-телеграфному округу, но и получил на эту коммерческую сделку благословение Св. Синода. При советской власти архиерейский дом, от которого отказался архиерей, сменил несколько функций, пока не стал Домом офицеров. В своем новом статусе он и возвысился (надстройкой 3-го этажа) и украсился, превратившись в памятник сталинского ампира с 6-ти колонным портиком. Ничего в нем уже не напоминает " недострой " 1916 г. Тем не менее, Карельская митрополия в 2018 г. вдруг потребовала " вернуть ей " эту недвижимость. В конце XIX века на территории, ограниченной улицами Антикайнена (бывшей Гористой) и Гоголя (бывшей Древлянской), располагался архиерейский квартал. По красной линии улицы Гоголя в 1874 г. здесь был построен архиерейский дом. Участок, располагавшийся напротив него, предназначался для комплекса зданий духовной семинарии. Епископ Никанор (1858-1916), заступивший на службу в 1908 году, принял решение об устроении в архиерейском доме большого вместительного помещения для Домовой церкви. В связи с этим старый дом был разобран, а часть материалов использована при строительстве нового.

http://sobory.ru/article/?object=41445

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

«Святейший епископ Антиохии», пишет очевидец св. Нонна и Пелагии 102 , «собрал к себе, по одному делу, восемь епископов: между ними был святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж дивный и инок самый крепкий монастыря Тавенского. За несравненную жизнь свою он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Епископ Антиохии повелел собравшимся епископам быть в храме св. муч. Юлиана. Мы вошли и все прочие епископы; сели перед входом храма мученического. Когда сидели епископы, владыку моего Нонна просили сказать поучение. Святый епископ тотчас изустно стал говорить в наставление всех. Все дивились святому поучению его. И вот проходит директрисса плясуньев и пантомимистов Антиохии; сидя на осле, ехала она с великой пышностью, разряженная так, что на ней видны были только золото, жемчуг и дорогие каменья. Ноги её покрыты были золотом и жемчугом, с ней был пышный кортеж молодых людей и девиц, одетых в дорогие одежды. На её шее была цепь. Одни ехали впереди её, другие сзади. Светская молодёжь не могла наглядеться на красоту её. Когда она проезжала мимо нас, воздух наполнился мускусом и другими ароматами. Когда епископы увидели её, проезжавшую без покрывала и так бесстыдно, то вздыхали от души и отворачивались от лица её, как от греха. Блаженнейший же Нонн пристально и долго смотрел на неё, так что оглядывался на неё, когда и проехала она. Затем, обратясь к епископам, говорил: «вас не заняла красота её?» Те молчали. Он склонил лицо на колени и вымочил слезами своими не только платок, бывший в руках его, но и все колени свои. Тяжко вздыхая, говорил он к епископам: «вас не заняла красота её? А я истинно увлечён красотой её. На эту красоту Бог укажет нам епископам на суде Своём, когда будет судить нас и наше управление. Как думаете, возлюбленные, сколько времени провела эта жена в своей одевальной комнате моясь, прибираясь, со всем напряжением мыслей осматриваясь в зеркале, чтобы не было какого-нибудь недостатка в уборе, чтобы не быть униженной перед любовниками, которые ныне живы, а завтра пропали. У нас есть Отец Небесный, Жених бессмертный, дарующий верным Своим награды вечные, которых оценить нельзя. Глаз не видел, ухо не слышало, на ум не всходило то, что Бог приготовил любящим Его. Что говорить много! Мы, которым обещана честь видеть великое, светлое, несравненное лицо Жениха, на которое не смеют взирать херувимы, а мы не украшаем себя, не очищаем нечистот с сердец наших бедных, а оставляем их по нерадению».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Правилами (καννες 6 ) называются те письменные определения, которые законодательная церковная власть издавала с самых ранних времен своего существования и которые имеют силу обязательных законов. Эти правила изложены в основном каноническом сборнике Православной Церкви, изданном в Константинополе в 883 году, который известен под именем Номоканона в XIV титулах 7 . В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила Вселенских Соборов, десяти Поместных и правила тринадцати св. Отцов. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника , Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго , Иоанна Златоустаг о и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительный, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852–59 годах, с одобрения Константинопольского Патриаршаго Синода и священного синода Элладской церкви 8 . А эти правила суть следующия: О правилах святых Апостолов Во всех канонических сборниках Православной Церкви на первом месте находится восемьдесять пять правил св. Апостолов 9 . Важность и значение этих правил во вселенской Церкви на все времена утвердил Трулльский собор (691) вторым своим правилом, провозгласив, «чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов восемьдесять пять правил» (και παραδοθντας μιν ονματι των αγων και ενδξων Αποστλων). Провозгласив и утвердив важность Апостольских правил, отцы трулльского собора вместе с тем объясняют и происхождение этих правил, а именно: объясняют, что эти правила непосредственно св. Апостолами письменно не были изложены (κτεθντας), как говорится в том же втором правиле относительно остальных правил, но что они ведут свое начало от апостольского предания, сохранялись чрез устное предание апостольскими преемниками, которые эти правила собирали и впоследствии издали с именем св. Апостолов (ονματι των Αποστλων).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Скачать epub pdf Св. священномученик Аполлинарий, епископ Равеннский Св. Аполлинарий происходил из города Антиохии и был учеником св. апостола Петра. Когда в царствование императора Клавдия Петр прибыл в Рим для проповеди Евангелия, то вместе с ним пришел туда и Аполлинарий. Вскоре св. апостол поставил его епископом в город Равенну. Придя сюда, Аполлинарий вошел в дом воина Иринея, рассказал, кто он такой, и много говорил о вере Христовой и о чудесах, какие можно творить по вере во Христа Спасителя. Тогда Ириней сказал Аполлинарию, что у него есть слепой сын, и если действительно такова сила веры во Христа, то пусть Аполлинарий исцелит этого несчастного. Привели слепого, и собрались все домашние, чтобы видеть, что будет делать пришелец. Аполлинарий, обратясь с пламенной молитвой к Богу, сотворил крестное знамение на очах слепого юноши, и тот тотчас прозрел. После этого все присутствовавшие, сам прозревший и родители его уверовали во Христа и были крещены Аполлинарием. В доме Иринея епископ и остался жить. В то же время жена полководца равеннского Фекла лежала больная уже много лет и никто не мог оказать ей и слабой помощи в ее недуге. Ириней пришел к полководцу и, рассказав ему о чудесном исцелении сына, советовал ему обратиться к Аполлинарию. Тот, узнав, что Аполлинарий не римлянин, а грек, велел тайно привести его в свой дом. Аполлинарий пришел в дом полководца и в присутствии всех домочадцев, чудесно исцелил больную: он взял ее за руку и поднял на постели, и Фекла тотчас стала здорова. Это чудо поразило всех бывших там, и полководец с исцеленной женой и со всем домом своим, а также многие другие, уверовав, приняли св. крещение. Аполлинарий после того стал жить в доме полководца. Там он устроил первую в городе христианскую церковь , поставил пресвитеров и диаконов и избрал клириков для совершения богослужения, а сам продолжал учить народ вере и крестил уверовавших. Вместе с этим он стал учить грамоте детей новых христиан. Так прожил Аполлинарий в доме полководца 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский Во времена апостольские, в городе Смирна жила благочестивая и богатая вдова по имени Каллиста. Не имея своих детей, она взяла на воспитание мальчика по имени Поликарп. С самого юного возраста он был добр и благочестив, так что Каллиста, умирая, оставила Поликарпу все свое имение, но он раздал богатство бедным, а сам жил в великом воздержании, беспрестанно молился, служил бедным, больным и престарелым. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В это время свв. апостолы Иоанн Богослов и Павел проповедовали в Малой Азии, и Поликарп, став их учеников, помогал в распространении Слова Божия. Следуя воле святых апостолов, св. Вукол рукоположил Поликарпа во священника, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. При посвящении Поликарпа на епископство, чудесные явления засвидетельствовали перед всем народом о том, что благодать Божия пребывала на нем. Чудесный свет осиял церковь , и некоторые из верующих увидали белую голубицу, летавшую вокруг головы Поликарпа. Иным он показался в образе воина, вооруженного мечем и готового на битву, другие видели его облеченным в царскую порфиру и озаренным неземным светом. Эти чудесные явления предвещали будущую судьбу св. Поликарпа, который вскоре сделался самым уважаемым епископом в Малой Азии; даже язычники почитали его за добродетели, твердость духа и кротость. Многих обратил он ко Христу; и ученики его – св. Ириней, Палий, Пионий – тоже прославились святостью жизни. Св. Поликарп беспрестанно проповедовал слово Божие, писал послания к вновь обращенным христианам, неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Около 167 года при императоре Марке Аврелии Антонине в Малой Азии началось особо сильное гонение на христиан. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо они знали, с какой силой и ревностью он проповедовал Христа, и потому неотступно требовали, чтобы его привели на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. И. Беневич Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней, епископ Лионский, занимает в истории христианской мысли исключительное даже для своего времени место. Едва ли не на всем, что связано с его именем и наследием, лежит печать новизны. Богословие св. Иринея, хотя оно было развито в первую очередь в контексте полемики с главной ересью его времени – гностицизмом, по своему влиянию далеко выходит за пределы II в., когда жил св. Ириней. Достаточно сказать, что в VII в. прп. Максим Исповедник активно обращался ко многим идеям, восходящим к св. Иринею, иногда прямо называя его. Впрочем, тот факт, что два главных сочинения Лионского епископа до нас дошли не в оригинале, погречески, а одно (Adversus baereses, «Против ересей») – на латыни, другое же («Доказательство апостольской проповеди », далее – «Доказательство») – по-армянски, говорит о том, что судьба его сочинений в грекоязычной святоотеческой традиции складывалась не столь уж благополучно. Прежде чем обратиться к основным аспектам наследия св. Иринея, приведем краткую его биографию. Наиболее вероятная дата рождения Иринея: 130–140 гг. 34 , место его рождения, как и этническая принадлежность, точно неизвестны, хотя традиционно считается, что он родом из Малой Азии. Родным языком для св. Иринея был греческий. Грекоязычным, вероятно, было большинство христиан Лиона (Лугдуна), города в Галлии, где впоследствии он был епископом. В своих сочинениях св. Ириней выказывает знание риторики и диалектики, сочинений Платона, Гомера, Гесиода и Пиндара. Вероятно, ему были известны и сочинения стоиков и средних платоников его времени. Духовное формирование св. Иринея происходило в Церкви Смирны. Он вспоминает, что молодым человеком слушал св. Поликарпа Смирнского († 155/6 г.), который, в свою очередь, знал апостолов, в частности, Иоанна Богослова. Преемственность мужам апостольским, к каковым относится св. Поликарп, укорененность в апостольской традиции – одна из характерных черт богословия св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Глава 1 2 3 4     Введение Краткие сведения о св. пророке Ионе, время его пророческого служения и содержание его книги Толковники обыкновенно полагают, что св. Иона 1 – тот самый, о котором говорит писатель 4-й книги Царств, что Иона был сын Амафиин, пророк из Гаф-хефера 2 , и предсказал израильскому царю Иеровоаму 2-му восстановление пределов Израиля от входа в Емаф 3 до моря пустыни 4 ( 4Цар. 14, 25 ). Если такое предположение справедливо, то неверными должно признавать все сказания о происхождении св. Ионы из других мест: св. Иона был израильтянин, из колена Завулонова. Здесь он жил и первоначально начал пророчествовать. Подробностей о жизни и деятельности св. Ионы в Израильском царстве Св. история не сохранила. Из последующей жизни вне сего царства только то известно, что сам пророк говорит в своей книге о посольстве в столицу Ассирии Ниневию и о своем пророчестве жителям сей столицы. О жизни и кончине св. пр. Ионы по возвращении из Ниневии также ничего не известно. Есть одни предания, не имеющие исторической достоверности 5 . Память сего пророка празднуется 22 сентября. В римско-католической церкви сохраняется предание, что св. Иона – один из тех св. пророков, которые воскресли со Спасителем ( Мф. 22, 52 ) 6 . О времени пророческого служения говорит Свящ. писатель 4-й книги Царств. Св. Иона пророчествовал при израильском царе Иеровоаме 2-м (цар. 835–794 до Р. X.), если здесь разумеется тот самый пророк, который написал книгу, известную под названием «Иона пророк». Но можно думать, что св. Иона начал пророчествовать ранее царствования Иеровоама 2-го. Свящ. писатель замечает о св. пророке Ионе, что он, по слову Господа Бога Израилева, изрек пророчество о восстановлении пределов Израиля. Это пророчество исполнилось при Иеровоаме 2-м, который и «восстановил пределы от входа в Емаф до моря пустыни» ( 4Цар. 14, 25 ). Свящ. писатель говорит о сем пророчестве Ионы, не определяя времени. Когда же изречено оно? Конечно, до восстановления пределов; иначе не было бы и предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010