" Не может умирать такой хороший князь! " Кстати, о роли Сталина в создании фильма. Сергей Эйзенштейн собирался снимать сцены о поездке Александра Невского в Орду за ханским ярлыком и чтобы " отмолить людей от беды " . Но князь коварно отравлен в Орде и умирающего Невского, оплакивая, несет на руках народ. И умирает князь, по замыслу режиссера и сценариста, на Куликовом поле.  Завершаться фильм должен был кадрами, на которых умирающий князь сподобился прозреть будущее. Он видит, как на этом поле Дмитрий Донской встречает  Мамая, и ордынские полчища рассеиваются и исчезают. Конечно, замысел был очень глубокий и верный.  Но Эйзенштейн пишет в мемуарах: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ». Режиссеру передали слова Сталина: «Сценарий кончается здесь.  Не может умирать такой хороший князь!» Может быть, кто-то не согласится со мной, но, думаю, Сталин рассудил очень верно.  В преддверии войны с грозным врагом это было правильно –   - завершить картину Русской победой.  Так считал и великий русский актер Николай Черкасов, который писал в  мемуарах: " Картина завершается полным торжеством Александра Невского как народного героя, его величанием, славой. Такой финал гораздо значительнее. Образ Александра Невского живет в памяти народной как образ великого патриота своей Родины, ее легендарного героя. Став свидетелями его ратных подвигов, зрители должны были расстаться с ним в момент его высшего торжества. Это, несомненно, усиливало идейно-художественное воздействие картины " . После заключения договора о ненападении с Германией фильм сняли с проката по известным причинам. Но в первые же дни войны он вышел на экраны по всей стране, вселяя твердую уверенность в нашей победе.   Предатели Твердила и Анания Автор критической статьи глубоко возмущена антиклерикальной направленностью фильма: «Один из двух предателей, помогающих Тевтонскому ордену завоевывать Русь, — вымышленный персонаж монах Ананий. Подчеркнуто уродливый, одетый в рванину, с повадками то ли холопа, то ли побитого пса».

http://radonezh.ru/2021/11/01/aleksandr-...

Высокие награды получили многие офицеры: Лазарев, Нахимов, Анжу, Бутенев, Корнилов, Путятин и Истомин. История донесла до нас слова английского короля при получении известия о победе. Конечно, Кодрингтону придется дать ленту, хотя он больше заслуживает веревки. Король не преувеличивал: честный и храбрый адмирал основательно спутал нечаянной» победой все тайны е карты британской дипломатии. В Наваринском сражении участвовало восемь русских кораблей: линейные «Азов», «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский»; фрегаты «Проворный», «Константин», «Елена», «Кастор»; девятый корабль эскадры корвет «Гремящий» был отряжен для крейсерования при входе в бухту. По вахтенным журналам кораблей эскадры Гейдена видно, что погибших на берег не свозили, их тела по положенному обычаю того времени Отпев на корабле, предав земле, в море опускали». Поэтому подлинная могила погибших в бою Наваринская бухта. Вахтенный журнал флагманского корабля «Азов» указывает лишь, что в продолжение сражения убито нижних чинов 24 человека. Вахтенный журнал линейного корабля «Иезекииль» зафиксировал: убитых во время сражения мичман Жадовский, канониров 2, матросы и повар 10. Скончавшиеся от ран похоронены на берегу матросы: Амос Мальцев (11 октября), Иван Дмитриев (13 октября), Осип Усольцев (16 октября), Федор Шестаков, Степан Скворцов (18 октября), Иван Аникин (20 октября). Записи фрегата «Проворный» констатируют: по окончании боя убитых лейтенант Куприянов, матрос 1, раненых служителей 5, из них 3 тяжело. Там же упоминалось о двух безымянных матросах, «умерших из числа раненых». «Александр Невский» убитые: 14-го флотского экипажа матросы 1-й статьи Иотан Гейтон, Никита Никитин, Андрей Пигарев, 2-й статьи Федор Тимофеев. «Гангут» убитых: штурманского полуэкипажа кадет Николай Линьков, унтер-офицеры Григорий Кочкин, Потап Углов, барабанщик Афанасий Мальцов, матросы Ян Шедзянец, Евдоким Вавилов, Ефим Чайников, Иван Елецкой, Тихон Иванов, Алексей Осипов , Козьма Баранов, Трофим Конанов, Елисей Кузнецов, Ананий Петров. Канониры: Иван Горшков, Антон Иванов; матросы: Петр Хамельин, Корнил Лебедев, Анисим Касиин, Петр Матвеев, Степан Терюмов, Андрей Григорьев, Иван Степанов, Лукьян Яковлев, Степан Пешков и повар Матвей Петухов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Залом, Заломов : Григорий Залом, крестьянин, 1550 г., Пошехонье; Алферий Григорьевич Заломов, 1522 г., Углич; Заломов Петр, сын боярский в Подмосковном ополчении 1611 г. Заломай, Заломаев : Василий Иванович Заломай Татищев [см. Татище]; Михаил Иванов Заломаев, 1571 г., Кашин Заломиха , холоп, конец XV в. Заломиха – шуточное название матери жениха (Даль) Замараев Андрей Степанович, 1568 г., Ярославль Замарин Алексей, посадский человек, 1623 г., Гороховец Замашка Иван Иванович Кроткого [см. Кроткий], 1560 г. Замеса Андрей, квасник, 1638 г., Москва Замора Семенов, бортник, 1601 г., Арзамас Заморцев Меньшик, подьячий, 1589 г. Замочников Ксенофонт, подьячий, 1630 г., Москва Замятница Сундуков [см. Сундук], царский конюх, 1573 г. Замятня, Замятнин : Иван Васильевич Замятня, воевода, 1471 г.; его сыновья Яков и Юрий Замятнины, убиты в 1521 г. на Оке татарами; Андрей Константинович Замятня Сабуров [см. Сабур], 1510 г. [см. Алтуфьев, Биревы, Боярчуков, Есины, Кобыльский, Косой, Кра тов, Кулибаев, Курултяев, Лизнев, Опалевы, Чупруновы] Замятня – 1) смута, замешательство, 2) вьюга, метель Заня – Захарий [см. Зубахин] Запись Скорая см. Скорая Запись Запольский Михаил Борисович, 1574 г., Рязань [см. Ненаш] Запоров Верига [см. Верига] Петрович, 1578 г., Москва Запрятин Ананий, крестьянин, 1587 г., Важская волость Заразов Сидор, крестьянин, 1495 г., Новгород Зараз – круча, обрыв Зарево , крестьянин, 1627 г., Курмыш Заруба, Зарубин : Конон Алексеев Заруба, 1522 г., Москва; Терентий Зарубин, подьячий, 1638 г., Москва Зарубежник Иван, крестьянин, 1564 г., Заонежье Засека кн. Иван Федорович Ярославский, XV в.; от него – князья Засекины [см. Балакирь, Бородатый, Брызгал, Гречиха, Елдаш, Жировой, Зубко, Кочур, Лебезга, Мухорт, Ногавица, Ноздрун, Обода, Поротик, Селех, Семейка, Смелый, Солнце, Сорока, Сосун, Черносовка, Чулок, Шишлан, Шустик] Засецкий Салтан [см. Салтан] Федорович, дьяк, 1560 г. [см. Докучай] Заскочин Василий, сокольник кн. Ромодановских, 1522 г. Засорин Григорий, посадский человек, 1623 г., Гороховец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«…если твоё Величество не поможет, монастырь этот будет разорён, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твоё Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении». Монастырю была оказана помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали «манной небесной», а в 1630 году монастырю царём была пожалована грамота с правом приезжать за милостынею раз в четыре года. Синайское духовенство не только получало от России богатую милостыню, но и участвовало в церковной жизни страны. Так, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666—1667 годов, лишившего Никона патриаршьего достоинства. В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананием кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи. В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна». Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь. В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией. Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Синайский_мона...

(На особом лоскутке, приклеенном к столбцу, написано): Отнюду вам господам моим сего человека Байрама не задержать там, а есть и вы там его будете задержать и он не будет жить ни день, а быть ему назад без письма от вас и деньги будет у нас взять и патриарху будет и здесь же не жить и промышлять вам господам моим про бусу и о всем вскоре. Выписка из письма Мелетия Дьякон Мелетий писал на Терек: Александрийский патриарх кир Паисий в Шемахе, и он дьякон с ним же. Антиохийский патриарх Макарий и Синайские горы архиепископ Ананий да Царяградцкого патриарха области Трапезонский митрополит идут и остались в Грузинской земле в городе в Тефлизе, ожидают встречи с Терка в Тушинскую землю. А Шемаха от Терка в 10 днях. А Тефлиз от Терка в 22 днях сухим путем летом, а зимнево пути нет. LXXIII. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу с благодарностью за присылку 2000 руб. в жалованье за камские варницы и с просьбою о присылке меди для колокола; о разрешении прежних его челобитен: о Печенском монастыре, о реке Еконге, о рыбных и сальных промыслах и с жалобою на притеснения от воевод крестьянам вотчин Иверского монастыря. (В конце 1665 или в начале 1666 г.) (На левой стороне столбца): Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белые России самодержцу. – (Помета): 174-го. Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Богомолец твой государев смиренный Никон патриарх о вашем государеве душевном спасении и телесном здравии Господа Бога молю со всею братиею, и да приложит Господь Бог святому вашему царствию дни на дни и лета ваша до дне рода и рода, и паки сугубо Господа Бога молим и челом бьем со всею братиею за твою государеву милость, что велел пожаловал выдать свое государево жалованье камских варниц на нынешний на 174-й год две тысячи рублев денег; и то твое государево жалованье до нас дошло. Да воздаст тебе Господь Бог стократное воздаяние. Но и еще молим твою кротость, аще в великих твоя милость не презри нашего прошения, тако и ныне о достатках меди двусот пуд положения нашего в великий колокол, не презри нашего прошения, повели Господа ради выдать, понеже и пуда негодится от освящения избывших в простыя вещи произвести, да твоим великим государевым жалованьем праздничный великий колокол сольем; да прежде поданные тебе великому государю челобитенки о Печенском монастыре и о реке Еконге, о рыбных и сальных промыслах, и по се число по тем челобитным твоего государева милостивого указу нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Святитель Иоанн Шанхайский, моли Бога о нас р.Б. Тамаре со сродниками о прощении грехов, от избавлении от клеветы и поношений.Благодарю тебя! светлана 8 июля 2020, 02:40 Святитель Иоанн Шанхайский. пожалуйста, помолись за Александра, Александра, Алексия, чтоб они в рай попали в конце жизни, чтоб спаслись. чтоб Ананий и София вышли из раскольнической церкви. чтоб отец Константин достроил храм. чтоб отец Сильвестр получил духовные дары и чтоб не унывал. Сергей_Соколов 2 июля 2020, 20:42 Пусть помолится кто-то из Батюшек о моей племяннице Юлии (ей завтра сдавать ЕГЭ в школе - окончила школу с золотой медалью) этому святому (Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францискому), чтобы она идеально сдала свой экзамен (по крайней мере справилась со своими нервами -а это проблема для неё). Надеюсь на милость Господню. Пожалуста помолитесь (я молился Иконе Воскресение Христово, её мама молится Всем святым в земле Российской просиявшим). Аминь. Наталья 2 июля 2020, 11:35 Владыко Иоанне! Поспеши на помощь моему болящему брату Олегу! Исцели его от болезни! Сохрани моих родителей, сродников, крестников, коллег и добродетелей в добром здравии! Помолись о недоброделающих нам, наставь их на путь истины! Отче, будь с нами всегда на всех путех наших! Р.Б. Натальч 10 марта 2020, 21:25 Дорогой Владыка Иоанн, помолись за пут. Алексия, Олега, Сергия, а также Людмилу, Екатерину и Ольгу. Юлия 24 февраля 2020, 20:13 Батюшка Иоанн, моли Бога о нас! Помоги мне, Отче, своими молитвами в поисках работы, не остави меня. Попроси Господа Бог нашего за рабу Иулию, Святителю Отче Иоанн! Виктория 8 ноября 2019, 15:39 Отче Иоанне, помолись о р. Божией Виктории! О работе и о устроении моей жизни!!! Спасибо! Ирина 19 октября 2019, 10:14 Преподобный отец Иоанн Шанхайский и Сан- Францисский! Прошу о помощи твоей! Помоги мне, грешной болящей рабе Божьей Ирине пожить еще в здравии и спокойствии, а дочери моей, рабе Божье Софии благополучно выйти замуж. Преподобный Святитель и Чудотворец Иоанн, моли Бога о нас. Марина 12 октября 2019, 13:40

http://pravoslavie.ru/4330.html

Вот он подошел к моему ложу и говорит: “Чадо Николае! Восстань, поспеши в церковь , отслужи молебен святому Амвросию Медиоланскому и получишь облегчение скорое”. Старец благословил меня, и я сподобился облобызать его свет­лую руку; и при сем осмелился спросить его: “Как Вас звать по имени?” Он мне ответил: “Кому, – говорит, – я велел тебе отслужить молебен, того и я ношу имя. Я иеросхимонах Амвросий из Оптиной пустыни”. Проснувшись, я почувствовал себя исцеленным. Вскоре молебен был отслужен. Об этом явлении я никому не говорил, но изложил все в за­писную книжку. Через некоторое время опять явление повторилось. Отец Амвросий явился мне лежащим во гробе, повитый в схиму, и го­ворит: “Что же ты, раб Божий Николай, умалчиваешь о делах милости Божией, не сообщишь Оптиной пустыни об исцелении?”» В конце рассказа исцеленный обращается к настоятелю Оптиной пустыни от­цу Иосифу с просьбой не оставить без внимания это повествование и для пользы других поместить его хоть на последней страничке жиз­неописания великого российского старца-духовника иеросхимонаха Амвросия Оптинского . Преподобный старец Амвросий был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году. Празднование памя­ти преподобного совершается 27 июня (10 июля) – обретение мощей и 10 (23) октября – день праведной кончины. 856 Так, например, надевали на голову страдальца железную шапку, раскалив ее на огне докрасна; крепкими ремнями с привязанными к ним свинцовыми пулями так сжимали виски мученика, что у него выкатывались глаза... 858 Ркп. святцы: «прпп. отцы Елиазар и Назарий игумены Мурманского монастыря Рождества св. Иоанна Предтечи, иже в Олонецком уезде новые чудотворцы, родом Римляне, преставилися в лето 7000 мес. июня, в 4 д.» (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях). Об авве Лазаре см.: марта 8. 867 Никон. л. 1, 105; Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале//Временник общества истории и древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В течение последующих 100 лет какие-либо сведения о храме и церковной жизни прихода отсутствуют. Однако во время ремонта, в 2003 году,  пономарями было обнаружен Акт, написанный в 1910 году, который лежал под горним местом, в запечатанном сосуде. Дальнейшие архивные сведения относятся лишь к 1933 году, когда храм был закрыт и в помещении разместили склад боеприпасов. До закрытия храма в нем была старинная чудотворная икона Божией Матери «Самарская», которая ныне находится в Свято-Троицком Кафедральном соборе. Во время немецко-фашистской оккупации в 1943 году храм был открыт. Предполагают, что уже в послевоенное время был освящен придел в честь преподобного Серафима Саровского. Статус храма восстановлен в 60-х годах XX столетия. Свято-Николаевский храм имеет значение памятника архитектуры, о чем свидетельствует охранный номер Известны имена священнослужителей, служивших на приходе в советское время — протоиерей Ананий Корнейчук, протоиерей Сергий Егоров, протоиерей Владимир Медведь, протоиерей Андрей Панский, протоиерей Павел Крамаренко и протоиерей Владимир Заяц. 8 октября 1993 года указом временно управляющего Днепропетровской епархией митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом (Саввиным) настоятелем был назначен протоиерей Сергий Капов, благодаря которому в храме значительно оживилась приходская жизнь. Среди древних святынь храма находятся частицы мощей архиепископа Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, а также святых Оптинских старцев. В последние годы проведены работы по дальнейшему благоустройству храма: построено 2-х этажное здание с помещением для крещения. В январе 2004 года при храме организована воскресно-приходская школа во имя преподобного Серафима Саровского. 8 января 2004 года бессменный настоятель храма митрофорный протоиерей Сергий Капов мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории храма, которому отдал все свои силы. На его место в том же году 12 января митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней назначил клирика храма протоиерея Анатолия Розвадовского, который с той же ревностью и энтузиазмом продолжает дело предыдущего настоятеля по возрождению великой святыни края.

http://sobory.ru/article/?object=55720

  Виталий   (ок. 314 - ок. 320)     свт. Филогоний   (ок. 320-324)     свт. Евстафий    (324/25-330)     Павлин Тирский    (330, 6 месяцев)     Евлалий   (331-332)     Евфроний   (332-333)     Флакилл (Плакент)    (333-342)     Стефан I   (342 - лето 344)     Леонтий   (344-357)     Евдоксий   (358 - сент. 359)     Аниан (Ананий)    (сент. 359)     свт. Мелетий    (кон. 360-381, с перерывами)     Евзоий   (360/61-376)     Павлин   (362-388), глава евстафиан     Виталий   (375?)     Дорофей   (376-381?)     свт. Флавиан    (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан     Евагрий   (388-392/93), преемник Павлина     Порфирий   (404-414?), преемник Флавиана     Александр I   (414-424)     Феодот   (424-428)     Иоанн I   (428-441/42)     Домн II (Домнин I)    (441/42-450)     Максим   (451-455)     Василий   (457-458)     Акакий   (458-459)     Мартирий   (459 - ок. 470)     Петр Гнафевс, монофизит    (ок. 469-471)     Юлиан   (471-475)     Петр Гнафевс, вторично    (475-476)     Иоанн II   (кон. 476 - нач. 477)     Стефан II    (весна 477-479)     Петр Гнафевс, в 3-й раз    (478-479)     Календион   (479-484)     Иоанн III     Петр Гнафевс, в 4-й раз    (485-489)   Палладий   (490-498)     Флавиан II    (498 - осень 512)     Севир, монофизит   (18.11.512 - 29.09.518)     Павел II    (лето 519 - весна 521)     Евфрасий   (весна 521 - 26.05.526)     свт. Ефрем    (апр. или май 527-545)     Сергий Телльский, монофизит (50-е гг. VI в.)     Домн III (Домнин II)   (545-559)     свт. Анастасий I Синаит   (559-570)     свт. Григорий I   (570-593)     свт. Анастасий I, вторично    (25.03.593-598)     сщмч. Анастасий II    (нач. 599 - сент. 609)     вдовство кафедры    (30 лет)     Григорий II     Анастасий III     Македоний, в К-поле   (ок. 639/40 - после 649)     Георгий I, в К-поле   (?- ок. 655)     Макарий I, в К-поле   (ок. 655 - 8.03...5.04.681)     Феофан, в К-поле   (31.03.681 - ?)     Фома, в К-поле   (?- ок. 685)     Севастиан     Георгий II    (ок. 695 - ок. 702)     Александр II   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

А геронда все молчал, и, когда отец Иосиф заметил им, что таковые их враждебные действия против нас, может быть, не понравятся святому Пантелеймону, геронда только кряхнул. Тем дело и кончилось. Лишение этого духовного утешения восполнилось несколько принесенной к нам из обители святого Павла святыней, с коею их духовник отец Ананий отправляется в Константинополь и до Лондона. Он просил меня, чтобы дать ему квартиру дня на два в нашем конаке, но я отказал ему в этом, ибо он враг русским. О прочем Вам пишет отец Арсений. Стефана и Михаила посылаем в Москву, туда же посылаем и Кирилла для некоторых канцелярских справок. Сего дня помер отец Иулиан (чахоточный). О келлиях не тужите, к тому времени найдутся. Во многом я согрешаю пред Вами, не все же мне прощать Вас, надо же когда-нибудь и Вам простить меня, и это теперь приходится Вам частенько делать. И вот по стечению обстоятельств нам приходится друг друга тяготы носить, еже и да будет до конца. Аминь. Духовник Иероним 1874 год Возлюбленный наш отец Макарий! На исповедь Вашу по желанию Вашему я прочитал Вам заочно разрешительную молитву. С этого времени я не буду более пускать болящих в Константинополь. Если Михаил стал следовать своему рассуждению, то скажите ему от меня, что я увольняю его от нашего общества, пусть он едет, куда он хочет, денег ему следует додать 56 рублей, ибо у меня в книге столько записано. Какие есть у него книги, если он захочет оставить за собой, то пусть заплатит за них деньги. Малодушие Агафангела и его ипохондрия Вам хорошо известны, а потому Ваше предусмотрение и должно сбыться, ибо и огромное письмо его ко мне то самое и выразило. Одним словом, эти люди – «чешими слухом». Отец Арсений наш на таковых делает поход, а иногда из-за них и из себя выходит и часто говорит мне: «Как вы это все терпите?» Ибо и ему приходится часто схватывать добрые тычки, а потому, находясь в духе Илиином, он иногда с ревностию предлагает мне высылать из обители слабых и своевольных. Однажды я посоветовал ему об этом помолиться и потом прислушаться к гласу совести и, что она скажет, так и поступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010