О повиновении и молитве за гражданские власти древних христиан свидетельствуют и христианские апологеты. Тертуллиан: “кто, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в Священном Писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором?” 55 . Тертуллиан, таким образом, в обоснование молитвы христиан за гражданские власти ссылается на заповедь святых Апостолов, ту самую заповедь, которая, по мнению протоиерея Лебедева, дана христианам не на все времена. О молитве древней Церкви за римских императоров, жестоко мучивших христиан, свидетельствуют и другие христианские апологеты. Святой мученик Иустин Философ: “хотя поклоняемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей и молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены и здравым суждением” 56 . И сами христианские мученики свидетельствуют, что они всегда молились за своих мучителей, подражая Христу и Апостолам. Так, святой мученик Усфазан, служивший у беззаконного царя Сапора, перед своей мученической кончиной обратился к царю с такой просьбой: “царь за всю службу свою я прошу у тебя одну награду: сделай известным всем, за что я умираю. Повели глашатаю громогласно возгласить об этом, дабы все князья, знатные люди и весь народ знали, что не за какое-то преступление и вину пред царем умирает Усфазан, но что он умирает за то, что он христианин и не захотел отречься от своего Бога” 57 . Таким образом, церковное Предание убедительно свидетельствует, что христиане молились и за те мирские власти, которые жестоко мучили их, предавали их казням. При этом и христианские апологеты, и мученики поясняют, что повиновению гражданским властям и молитве за своих гонителей они научились из Священного Писания.

http://pravmir.ru/svyatitel-tihon-i-prin...

О повиновении и молитве за гражданские власти древних христиан свидетельствуют и христианские апологеты. Тертуллиан: " кто, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в Священном Писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором? " Тертуллиан, таким образом, в обосновании молитвы христиан за гражданские власти ссылается на заповедь святых апостолов, ту самую заповедь, которая, по мнению протоиерея Лебедева, дана христианам не на все времена. О молитве древней Церкви за римских императоров, жестоко мучивших христиан, свидетельствуют и другие христианские апологеты. Святой мученик Иустин Философ: " хотя поклоняемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей и молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены и здравым суждением " . И сами христианские мученики свидетельствуют, что они всегда молились за своих мучителей, подражая Христу и апостолам. Так, святой мученик Усфазан, служивший у беззаконного царя Сапора, перед своей мученической кончиной обратился к царю с такой просьбой: " царь... за всю службу свою я прошу у тебя одну награду: сделай известным всем, за что я умираю. Повели глашатаю громогласно возгласить об этом, дабы все князья, знатные люди и весь народ знали, что не за какое-то преступление и вину пред царем умирает Усфазан, но что он умирает за то, что он христианин и не захотел отречься от своего Бога " . Таким образом, Церковное Предание убедительно свидетельствует, что и за те мирские власти, которые жестоко мучили христиан, предавали казням, христиане молились Богу. При этом и христианские апологеты, и мученики поясняют, что повиновению гражданским властям и молитве за своих гонителей они научились из Священного Писания, из того самого Писания.

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

в 956 г.). Память 5 февраля. 50 Влахерны – территория в западной части города Константинополя. Во времена Византийской империи славилась своими святынями, особенно церковью Богородицы, построенной императором Львом Великим (457–474), при котором положены были в эту церковь честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины. В связи с праздником Покрова Влахернский храм знаменит еще одной святыней – иконой Богоматерь Оранта, изображающей видение святого Андрея Юродивого. 52 Иоанн Богослов – святой апостол и евангелист, сын рыбаря Заведея и Соломии, младший брат апостола Иакова. Родом из Галилеи. Услышав проповедь Христа, сразу же последовал за ним и стал любимым учеником Иисуса Христа. Иоанн Богослов был единственным апостолом, который стоял на Голгофе, он же первый уверовал в Воскресение Иисуса Христа. До Успения Богородицы, вверенной Христом на его попечение, жил в Иерусалиме, затем проповедовал в Ефесе (Малая Азия), мученически пострадал за Христа при римском императоре Домициане, умер мирно в глубокой старости в начале II в. Автор Евангелия, Апокалипсиса, трех соборных посланий. Память 8 мая и 26 сентября. 53 Омофор – (мафорион), головной убор Богородицы. Согласно церковному и историческому преданиям риза и омофор – одна и та же святыня, омофор «скорее, новая ипостась ризы, чем особая реликвия». (См.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. С. 25–31.) 54 Електор – обычно переводится как «молния», но в переводе с греческого означает солнце, огонь. 55 Ананий – один из 70-ти апостолов. В видении ему было сказано о Савле, жестоком гонителе христиан, которого Ананий разыскал в Дамасске и через возложение рук на него возвратил ему телесное зрение, а затем крестил. Одобряемый всеми иудеями в Дамасске, он впоследствии становится епископом Дамасским. Ананий мученически скончался в Елевтерполе (южная Палестина): отказавшись поклониться идолам, он был выведен за город и побит камнями. Память его празднуется 1 октября и 4 января. См.: Деян. 9, 10–19 . Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—329— Высокопреосвященнейший Платон (это было, думаю, в 1865 году), обозрев некоторые церкви Венденского благочиния, пригласил меня с собой при обозрении им церквей Вольмарского благочиния; обозрел он со мною и Залисскую церковь . Здесь именно и произошел тот случай, о котором я упомянул кратко в своих воспоминаниях о Высокопр. Платоне. 1762 После обычной встречи архипастыря, Владыка говорил латышам наставление быть твердыми в православной вере. Это наставление его, произносимое архипастырем по-русски, одним из священников было переведено на латышский язык. По окончании наставления архипастырь спросил прихожан, довольны ли они своим священником. Помнится, двое из прихожан заявили свое неудовольствие на него, едва ли не на то, что священник не дозволил им умерших их родственников похоронить на ближайшем от их селения лютеранском кладбище, а потребовал, чтобы они похоронены были на православном кладбище. Архипастырь, проехавши значительное число верст в этот день и имеющий проехать еще более значительное число верст, не потребовал при жалующихся-же объяснения от священника, и сказал им только, что мы разберем дело и подвергнем виновного взысканию. Когда после обозрения церкви владыка прибыл на квартиру священника, приготовившего для него трапезу, то отец Ананий в запальчивости объявил владыке: «Вы, Владыка святый, пред прихожанами сняли с меня голову; снимайте с меня и ряску, я вам более не священник!» И не смотря на успокоения Владыки, отец Ананий настаивал на своем: «снимайте с меня рясу. Вы без всякого суда и следствия без всякого моего объяснения пред всем приходом обвинили, осрамили меня, какой же я им буду пастырь, какое доверие будут иметь ко мне прихожане, мои духовные дети; нет, я им более не пастырь, снимите с меня ряску!» Своею пылкою настойчивостью отец Ананий прогневал архипастыря, который немедленно и отправился далее, оставив меня с отцом Ананием. После Залисской церкви следовали уже церкви Перновского благочи- —330— ния, в котором проживали уже эсты, мне совсем незнакомые. После долгих и братских моих убеждений отца Анания, мне удалось поуспокоить его и он уже после того оставил намерение снять с себя рясу, а милостивейший архипастырь, как я говорил, не только не подверг отца Анания взысканию по жалобе на него двух его прихожан, но по моему словесному представлению наградил его набедренником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Святой Апостол Ананий, еще в диаконех сый, крести Павла Апостола, оскудения ради пресвитер, якоже Златоуст в толковании на зачало 21 Деяний изъявляет. Обаче Ананий, крестив Павла не повреди веры, ниже апостольства; и Павел крестився не умали благодати крещения, но и паче умножи от усердия многого: и оба Павел и Ананий тояжде веры, тогоже апостольства Быша, и глаголются. 10. Святая равноапостольная Фекла, ученица святого Апостола Павла, по нужде сама крестися; потом же, послана святым Апостолом Павлом учити люди, иные крести; о чесом житие ее повествует. Святая Мариомия, сестра благовестника Филиппа, ходяше с Апостолами, Филиппом и Варфоломеем, посем в Ликаонию шедши, проповеда слово, и многия крести; о чесом в Пролозе Февраля 17 изъявляет. 11. От сих достоверных свидетельств показуется, яко при Апостолех, якоже священницы учаху, тако и не освященнии учаху, и якоже священницы крещаху, тако и не освященнии мужие и жены в присутствии священников крещаху. 12. И якоже в Иерусалиме и иных местах, идеже священницы обретахуся, вера Православная и Церковь святая бяше, тако и в Самарии и Дамаске, и в Ликаонии без священников, таже Православная вера бяше, таже святая Церковь стояше. И аще при Апостолех по местом вера Православная и церковь без Архиереев и священников бяше: убо явственно есть, яко вера Православная и Церковь святая, во время гонения и нужды, может без священников пребывати. 13. По Апостолех же, в прилучающихся гонениях, колицы места и гради без священников обретахуся, егда мужие и жены крещаху. И толико оскудение священников бе, яко святому Галактиону, крестившему святую Епистимию, глаголати: священство погибе от рода Христианского. (Минея-четия, Ноября 5, в житии святого.) 14. И Святой мученик Потий цареву дщерь крести; понеже не возможно бяше в то время обрести иереев. (Минея-четия, Июня 1, в страдании святого. 15. И Святой Феофан, иже в Антиохии, сам ее крести, и блудницу научив, крести (В Пролозе в 10). 16. И инии бесчисленнии нерукоположеннии крестиша, и крестишася, якоже жития святых и Прологи объявляют, и новопечатная книга Жезл, на листе 49 и прочих, довольно о сем извествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

324–337.       Освящение храма Георгия великомуч. в Лидде. 3 ноября. 324–337.       Первое обретение главы Предтечи. 21 февр. Агапит, си. Синадский. 18 февр, Капитон священномуч. и Еферий еп. Херсонские. 7 марта. Синклитикия, преп. Александрийская. 5 янв. Парфений, еп. Лампсак. 7 февр. Пафнутий, преп. Египетский, исповедник. Субб. с. 337.             Константин Великий, равноапостольный. 21 мая. Ок. 338.       Павел простый, преп. Фиваидский. 4 окт. Ок. 340.       Харитон, преп. Палест., исповедник. 28 сент. Александр, патриарх Цареградский. 30 аиг. 341.             Николай, архиеп. Мир Лик. 6 дек. Иаков, еп. Писивийский. 13 янв. Мучч. Персидские: Милий, еп. Сузский, с двумя учениками. 10 ноября. Самсон еп., Авделай и Анания пресвитеры, Усвазан евнух, Фузик, Азат и иные многие. 17 апр. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней. 4 апр. Садок еп. и 128 христиан. 20 февр. 342.       Павел, преп. Фиваид. 15 янв. Мучч. Персидские: 120 сожженные. 6 апр. 343.            Нирса, Иоанн, Саверий, Исакий, Ипатий епп., Иосиф и другие. 20 ноября. Мамелхфа. 5 окт. 344.            Аврамий, еп. Арвильский. 4 февр. 345.            Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и др. 2 ноября. Иоанн еп. и Иаков пресв. 1 ноября. Ок. 348.       Спиридон, еп. Тримифунт. 12 дек. 349.            Пахомий Вел., преп. Фиваидский. 15 мая. 350.            Аммон, преп. Нитрийский. 4 окт. Павел, патриарх Цареградский, исповедник. 6 ноября. 351.            Знамение Креста на небе в Иерусалиме. 7 мая. 355.             Маркиан u Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, мучч. 25 окт. 35G.             Антоний Великий, преп. Егип. 17 янв. Ок. 358.       Серапион, преп. Нитрийский. Субб. с. 360.             Евстафий, архиеп. Антиох. 21 февр. Фрутентий, архиеп. Индийский. 30 ноября. Осия, еп. Кордубский, исповедник. 27 авг. 362.                    Персидские мученики: Дисан еп., Мариав пресв., Авдиес и др. 270. 9 апр. Иа. 11. 361–363.              Мучч. Анкирские, при Иулиане: Василий пресв. 22 марта. Меласипп, Касиния и АнтонИн.7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

После мирного договора 591 г. между Маврикием и Хозроем II большая часть Армении отошла к Империи. Однако Двин (резиденция католикоса) остался в Персии, хотя и на самой границе с Византией. Там Халкидона не приняли. Когда католикоса Моисея II пригласили принять участие в соборе объединения, он произнес свой знаменитый ответ: «Я не пересеку реки Азат ни для того, чтобы есть печеный хлеб греков, ни для того, чтобы пить их теплую воду» Однако большинство армянских епископов собралось в Феодосиополисе (Эрзеруме) и избрало халкидонского католикоса Иоанна III Багарантси. Его кафедра разместилась в Аване - на противоположном Двину берегу реки Азат. Иоанн III оставался там до его ареста и депортации персами в 611 г. В 600-601 гг. Кирион, католикос Грузии в Мцхете (бывший секретарь Моисея II) принял Халкидон. Те серьезные сложности, с которыми столкнулись армяне-антихалкидонцы при выборе преемника Моисею II, показывают, что оставайся Маврикий в живых подольше, все армяне и весь кавказский регион могли бы стать халкидонцами. Увы, этого не произошло. Так же как и в Египте, персидское вторжение прервало попытки воссоединения до новых значительных инициатив, предпринятых императором Ираклием после его победы над Хозроем II. В Персии проживало много сирийцев-яковитов. Мы знаем, что христологические споры проходили в 497 г. при несторианском католикосе Бабае, когда два епископа, Папа Бейд-Лапатский и Язад Рев-Ардасирский, выступили против доминирующей Антиохийской (т.е. несторианской) позиции и отказались принять участие в Селевкие-Ктесифонском соборе. Из других источников мы знаем о деятельности Симеона, епископа Бейт-Аршамского, известного по прозванию «Персидский софист», который путешествовал по всей Персии, выступая против несторианства. Автор «Жития» Иоанна Телльского сообщает нам, что к 536 г., несмотря на поддержку армян, истинная вера (т.е. монофизитство) из-за несторианских гонений была почти истреблена в Персии. Получив одобрение Севира, Иоанн тогда хиротонисал для Персии монофизитского епископа.

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Так Азат, евнух наместника Гадиабского, был привлечен с другими христианами в капище, где приносились жертвы Персами. Но, воспитанный с детства в христианстве, он вместе с прочими верующими, обличил нечестивцев и отказался от жертвоприношений солнцу, зная, «что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (Кор.10:20; Ср. Втор. 32:17). За это их предали различным истязаниям. Азат после сего был удавлен руками одного вероотступника. С ним вместе был мучим и убит Сасоний. Некоему христианину, по имени Аврааму, вырваны были глаза раскаленными гвоздями, от чего он умер через два дня в страшных мучениях, не переставая призывать имя Христово. Симеона-христианина персы закопали в землю по грудь и пронзили стрелами оставшееся открытым тело. В это же гонение в земле Персидской просияли венцами мученическими и многие жены и девы из христианок, соревнуя поименованным святым мужам в любви ко Христу. Так девицы Фекла и Анна и с ними Богута, благородная жена, Мамия, Татона, Мама и Нина, и многие другие, безбоязненно обличавшие нечестие Персов и жестокость гонителя, были изрублены мечами. Земля, орошенная кровью сих мучениц, произрастила цельбоносную смоковницу, как бы в обличение гонителя. Еретики-манихеи, спустя некое время, не терпя сего чуда, коим сама земля вещала о правой вере исповедниц Христовых, истребили сию смоковницу; но за сие были наказаны жестокою болезнью. Так и в земле Персидской воздвиг Господь многочисленный сонм мучеников и исповедников, приявших страдания за Христа. Память 21 ноября Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет — отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, — ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, — а также хор непорочных дев; приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием, как все сие свидетельствуется святыми отцами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 572г. армянское восстание, возглавляемое Варданом Мамиконяном, получив помощь от императора Юстина II, временно уничтожило персидскую власть в Двине. Сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Uoahha II и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», вновь решительно утвердив кириллову христологию и крепко держась Халкидонского собора. В 573г. армяне, включая католикоса, согласились соединиться с Церковью и вступили в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя. Поразительный договор между Византией и Персией, заключенный в 591г. императором Маврикием благодаря его поддержке Хосроя II и дружбе с ним, давал Римской империи контроль над большей частью Армении. Границей служила река Азат. Резиденция католикоса, Двин, оставалась на персидской стороне, но как раз на границе с Византией. Приглашенный к участию в соборе с целью объединения, католикос Моисей II ответил знаменитым отказом: «Я не пересеку реку Азат, чтобы есть печеный хлеб греков, и не стану пить их горячую воду» 566 . Однако большинство армянских епископов, живших на византийской стороне, собрались в Феодосиополе (Эрзеруме) в 593 г. и избрали нового католикоса-халкидонита Uoahha III Багаранци, который проживал в Аванс, по другую сторону реки, напротив Двина, пока не был арестован и сослан персами в 611 г. Формальное принятие Халкидонского собора грузинским мцхетским католикосом Кирионом (600–601), бывшим секретарем Моисея II, а также трудности, с которыми столкнулись армяне-антихалкидониты при избрании преемника Моисею даже в занятых персами областях, вероятно, показывают, что при Маврикии существовала реальная возможность полного восстановления халкидонской веры в Армении и на всем Кавказе. Но так же, как в Египте, персидское завоевание прервало все усилия по соединению вплоть до новой и значительной попытки, предпринятой Ираклием после победы его над Хосроем II. Поскольку Персия служила убежищем для всех инакомыслящих Римской империи, а сирийскоязычные христианские общины всегда существовали по обе стороны границы, неизбежным было проникновение в Персию и всего разнообразия толков, существовавших среди сирийцев, включая яковитов и несториан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010