Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец (+ 1837) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 дек. в день преставления и 27 июля в день открытия мощей Прп. Герман родился в Серпухове, в купеческой семье. Мирское имя его не известно. Шестнадцати лет (1772) он поступил в Сергиевскую пустынь близ Петербурга. Здесь постигла его тяжкая болезнь: у него сделался под подбородком страшный нарыв, и жизни его грозила опасность. Но новый подвижник не стал лечиться. Он обтер полотенцем келейную свою икону Божией Матери и обвязал им больное место. Затем он уснул и во сне увидел, что Божия Матерь исцеляет его. Проснулся он здоровым. Нарыв исчез, оставив после себя, на память о болезни, маленькое красное пятнышко. Через 6 лет молодой инок перешел в Валаамский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Герман. В 1793 г., при великом старце игумене Назарии, на Валааме произошло важное событие: была послана на Алеутские острова, открытые русскими промышленниками, миссия во главе с архимандритом Иоасафом с целью просвещения язычников. Сотрудниками его были иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий и монахи Герман и Иоасаф. Ехали 6 месяцев, причем на море чуть не подверглись кораблекрушению. Поселились они на острове Кадьяк, построили церковь и начали свою апостольскую деятельность. Шла она сначала успешно: алеуты крестились тысячами. Прп. Герман жил и работал на кухне в хлебной. На Валааме сохранились его письма к о. Назарию, в которых он говорит о необычайной апостольской ревности иеромонахов. О себе он пишет так: «Ваших отеческих ко мне благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не смоет чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через великий океан...»

http://sedmitza.ru/lib/text/437972/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (+ ок. 1456) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 янв. в день преставления, 16 июлявместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Клопский монастырь находится в 3 верстах от Новгорода, на берегу реки Вережи. Во время утрени на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), в 1412 г., служащий иеромонах, окадив церковь, пошел окадить и свою келью, которая находилась рядом. Он оставил ее запертой. К его изумлению, она оказалась открытой и в ней сидел у стола неизвестный инок и при свете свечи переписывал Послания апостольские. После утрени настоятель со всей братией пошел в эту келью. На этот раз она оказалась запертой на ключ, но в окно увидели, что тот же незнакомец сидит и пишет. Игумен громко сотворил молитву. Незнакомец повторил ее, не трогаясь с места. Взломали дверь и вошли. Незнакомец только повторял те вопросы, которые задавали ему. Тогда настоятель приказал окадить его фимиамом. Он крестился, но от каждения уклонялся. Держал он себя с благоговением, но, видимо, юродствовал. Во время Божественной литургии он вошел в церковь, принял благословение отца игумена, прочитал Апостол и пел на клиросе. После трапезы игумен о. Феодосий (+ 1425), муж опытный в духовной жизни, сам водворил его в ту келью, в которой его нашли, и здесь он прожил всю свою остальную монастырскую жизнь в суровых подвигах и строгом послушании. Спал он на полу и лишь в воскресенье вкушал немного хлеба и воды, проводя остальные дни недели в строжайшем воздержании. Ни имени его, ни рода никто не знал. В 1419 г. приехал в монастырь на праздник Преображения Господня князь Константин Димитриевич, младший брат вел. князя московского Василия I,— перед тем он был в Новгороде наместником вел. князя, и его очень любили.

http://sedmitza.ru/lib/text/436784/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Притеснения русских и православия. Экономическая блокада России Страсть к разрушению у деятелей Реформации не ограничивалась погромами и грабежом католических церквей. В Ревеле толпа фанатиков, вооруженных дрекольем, выбила двери и окна и разграбила православную церковь во имя святителя Николая . Не помогло и то, что по договору 1514 г. о возобновлении торговли Новгорода с 70 ганзейскими городами эту церковь отдали под покровительство Ганзы, а также в грамоте особо отметили, что «которые церкви русские и концы в немецких городах, и те очистити по старине, а их не обидети» . По свидетельству лифляндского историка конца XVI и начала XVII в. Фабриция, «приверженцы Реформации сожгли русские церкви в Риге, Ревеле, Дерпте и других городах» во время проходивших волнений . Протоиерей Н. Лейсман, правда, критически воспринял это свидетельство, но согласился, что основание для него было . Николаевская церковь в Риге действительно подверглась разрушению, когда была отнята у русских. В рижском архиве в 70-х гг. XIX в. существовала запись под 1550 г. о наличии в его фонде «инвентаря русской церкви в Риге, составленного под управлением бургомистра Юргена Паделя в 1548 г., вместе с ревизией церковной кассы». Затем следовал краткий отчет о переговорах лифляндских послов в Москве относительно русской церкви в Риге. В 1551 г. католический архиепископ Вильгельм сначала предлагал рижским ратманам (советникам), а затем требовал от них (1555 г.) уступить русским их церковь . Далеко не беспристрастный свидетель Рюссов сообщал, что «русские церкви обращены были в арсеналы и даже нечистые места и святые иконы были выброшены из них с бесчестием» . В 1548 г. немцы закрыли русскую православную церковь в Дерпте. Были «опустошены фанатиками нового лютеранского вероисповедания» древние православные храмы в Ревеле и Риге . Тогда же был сокращен до двух недель срок пребывания русских купцов в Ливонии, независимо от того, закончили они свои дела или нет, и на многие виды торговли наложены строжайшие ограничения. Эти постановления выполнялись настолько строго, что в 1550 г. в Дерпте купец Ганс Вегедак за нарушение правил торговли с русскими был казнен.

http://sedmitza.ru/lib/text/430136/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор Преподобных отцев Киево-Печерских, в дальних пещерах Преподобного Феодосия почивающих Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 28 авг. и во 2-ю Неделю Великого поста Во время бесчисленных войн, которым подвергался Киев, погибли почти все жития печерских угодников. Упомянем почивающих в пещере прп. Феодосия, о ком имеются краткие сведения, указав дни, в которые память совершается особо. 1. ПРЕПОДОБНЫЙ ИГНАТИЙ, архимандрит Печерской обители (20 дек.) Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал литургию. 2. ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН схимник (10 июня и 10 июля) Он проходил послушание сторожа монастырского сада. Однажды, стоя в келье на молитве, он по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил их жить трудолюбиво и отпустил. 3. ПРЕПОДОБНЫЙ АГАФОН чудотворец (20 февр.) Его надгробная надпись гласит «Яко пророк, будущая возвещали, яко врач, возложением рук своих, немощныя исцеляяй, яко свят, на небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребываяй» 4. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗИНОН постник (30 янв.) 5. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ диакон (19 янв.) Был отдан в монастырь в детстве по обету, за исцеление его от неизлечимой болезни Здесь он обучился грамоте и особенно полюбил молитву и чтение божественных книг 6. ПРЕПОДОБНЫЙ АХИЛА диакон (4 янв.) Питался одной просфорой в неделю 7. ПРЕПОДОБНЫЙ ИПАТИЙ целебник (31 марта) Питался хлебом и водой Служил больным и исцелял их возложением рук. 8. ПРЕПОДОБНЫЕ МЕРКУРИЙ (4 и 24 нояб.) и ПАИСИЙ (19 июля) Единомысленные по духу и любви Христовой, они были погребены, по их просьбе, в одной могиле. 9. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ затворник (29 янв.)

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

III. Душеспасительный разсказ о Св. Гробе О Св. граде Иерусалиме и всех местностях Земли Обетованной 1. Так как ты по благому своему произволению и желанию хотел знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходили Господь наш Христос, Пречистая Матерь Его, славные Апостолы и остальные Святые, я пишу и описываю эти места на душевную тебе пользу. 2. Вот возлюбленный брат, очисти ум свой, слух и помыслы. Начнем отсюда. Храм Гроба Господня находится среди Св. града Иерусалима и имеет два купола. Один купол над хорами не крыт, кругом же он крыт свинцом на деревянном остове; по стенам купола мозаичные изображения, все Пророки. Под куполом хоры и кругом 12 колонн. У стен 30 порфирных колонн и кроме того 8 пиластров и пол из мрамора. По средине каменный Кувуклий и в нем живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и висят 30 неугасимых лампад. Здесь изображено обвитие пеленами Иисуса Христа по снятии Его со Креста, Воскресение, а кругом мраморная обшивка. Перед Гробом камень, который отвалил Ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба. И тут висят четыре лампады и кругом Св. Гроба снаружи висят 4 лампады, и тут 10 колонн с позолоченым верхом. Над Св. Гробом красивейший Кувуклий, поддерживаемый 15 железными столбами, а внутри он расписан мозаикою: Вознесение. 3. Кругом под хорами имеют свои церкви еретики, во первых проклятые Армяне и Иаковиты, Несториане, Савеллиане, Марониты и богоотступники Латиняне. Всем еретикам анафема! Вечная память православным. 4. Православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон) пред Св. Гробом, прекрасный и просторный; алтарь его имеет 12 колонн и кругом висят 6 лампад, и над Св. престолом 3 лампады. Пред Св. престолом на разстоянии 8 шагов пуп земли, т.е. средина Мира. Висят 4 лампады; пред ним на разстоянии 4 шагов Св. престол и жертвенник. Там у православных ризница. 5. Священный огонь нисходит в Святую и Великую Субботу во время вечерни. И когда сходит огонь, патриарх входит в тот Св. престол и оттуда все получают огонь. Над этим престолом высокий свод и мозаикою расписано Вознесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

IV. История Иверской иконы:от Афонского до Монреальского образа Повествование о Чудотворной иконе Иверской Божией Матери со св. горы Афон и о ее трех чудотворных списках Ирина Ткачук «Верую видети благая Господня на земли живых...» ( Пс.25 ) Мы – современники явления Чудотворной иконы Иверской Бояаей Матери со св. горы Афон, почти 15 лет источавшей благодатное Миро и своею целительной силой хранящей нас даже после октября 1997 г., когда икона скрылась, а неизменный и преданный Ее хранитель зверски умучен и убиен. Мы, потрясенные, осознаем, что эти события, по Промыслу Божию, глубоко затронули души и сердца наши и как бы сняли пелену с глаз наших на наше вразумление и просветление. В эти скорбные и знаменательные дни нашей православной юдоли живым призывом к нам звучит обращение св. апостола Павла: «...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» ( Еф.1:18 ). С изначальных времен христианства и ныне Господь оказывает верующим помощь через чудесные явления, освящая путь к Его Истине – к строению христианского мира и любви в сердцах наших. Этот живой путь ко Христу ознаменован первым Евангельским Благовестием Пресвятой Владычицей Богородицей и Апостолами, их примером святой жизни и смерти за Господа. И в последующие времена исповедники Христовы учились утверждать этот путь в послушании Заповедям Христа, учились воплощать их в жизнь. С первых христианских времен святые места, малые и большие обители, пустыни и пещеры подвижников Христовых, мощи святых – истинные свидетельства духовного и крестного пути Православия. Святая Икона являет собой образ этого крестного пути. Она, икона, несет в себе мир, не равный ни миру бытия, ни миру сверхбытия. Она своим святым образом отображает действенную связь с Первообразами и несет нам, грешным, чудо тайны общения тварного и нетварного мира. Икона, своим образом, открывает тайны Евангельского учения, благовествует и через видимый образ ведет мышление к невидимому Божеству: «...созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества...» (Преп. Иоанн Дамаскин , 3-е слово, глава 8-я, PG, 94,1, 1328).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

I. О воплощении Бога Слова А) В борьбе с иудейством и магометанством Иудеи, остановившиеся на мертвой букве писания без благодатного духа и силы, представляли духовную область обетованной Христовой благодати земным, блистательнейшим царством и самого Мессию царя воображали всемирным завоевателем; почему не уверовали и не признали Господа нашего Иисуса Христа, принявшего образ смиренного раба, Мессиею, пришедшим в мир грешный спасти. Святые угодники в своих ответах на их возражения приводили и объясняли те места священного Писания, коими доказывалась истина пришествия на землю Бога Слова, родившегося от Духа Свята и Девы Марии. О времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю рассуждал с евреями святой Константин Философ в земле Хозарской, куда он послан был Греческим Императором по просьбе Хозар прислать к ним людей сведущих научить их вере. Нас, говорили послы от Хозар Императору, смущают евреи и сарацины, хвалят они каждый свою веру; пришли же нам людей сведущих, которые бы сказали нам, которая вера лучшая. «Время пришествия Мессии в мир еще не наступило», – говорили Евреи. – Чего же вы ждете еще? – отвечал святой Константин. – Власть царская, которая по пророчеству Иакова (патриарха) должна быть только до пришествия Мессии, отнята от вас; Иерусалим разорен, жертвы ваши отвержены, и слава Господня перешла от вас к язычникам, как предсказал о том пророк Малахия: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших... ( Мал.1:10:11 ) Что Мессия действительно уже пришел – это видно из пророчества Даниила, который возвестил время пришествия в мир Мессии 70 седминами лет. Спрашиваю вас, что это за железное царство, о котором предсказал Даниил, объясняя сон Навуходоносора о великом теле? «Это царство римское». Что значит камень, отторгшийся от горы без руки человеческой и разрушивший оное тело? «Это Мессия». – Не видите ли, что римское царство, служившее идолам, уже кончилось; вместо его Бог восставил нерассыпаемое царство христианское; и там, где вы прежде жили (в Иерусалиме), благословляется и прославляется от христиан имя Господа нашего Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. Старая часовня Спасо-Андрониев (Андроников) монастырь основан на высоком берегу Яузы св. митрополитом Алексием около 1360 г., не без содействия преп. Сергия, любимый ученик которого преп. Андроник, испрошенный у него св. Алексием для устроения обетного монастыря, был потом первым игуменом новой обители. Преподобный Сергий посещал ее: он, спустя не долгое время по ее устроении, приходил взглянуть на новую общежительную тогда, Спасскую обитель и призвал на нее Божие благословение, в молитвенном духе воскликнув: «Господи! призри с небеси и виждь и посети место сие, его же благоизволи создатися во славу святаго Твоего имени» (Степенная кн.1:460). В другой раз, говорит предание, великий подвижник зашел сюда поклониться нерукотворенному образу Спаса (этот образ, принесенный святителем Алексием из Царьграда, был поставлен в новоосвященной им монастырской церкви), пред отправлением в дальний путь и при прощании долго беседовал с Андроником и братиею монастыря, под открытым небом, может быть под густою тенью здешних кленов и вязов, современных началу Москвы (Спасо-Андроников, соч. Н. Иванчива-Писарева. М. 1842, стр. 13. 46. 104). Впоследствии на месте их разлуки (в полверсте от Спасо-Андрониева мон.) поставлена часовня: это на пути во Владимир, а такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как богоносный отец наш Сергий отправлялся в Нижний Новгород для умирения князя Бориса, именно в 1365 г. (Русские святые, соч. архиеп. Филарета, июнь, 1863, стр. 79. Историч. опис. нашего мон. М. 1865, стр. 9–10 1 ). Места прощания, разлуки, расставания нередко в старые годы означались водружением креста, или сооружением часовни, которая называема была прощею (от глагола прощать). Такие прощи находились при выезде из Москвы у городских ворот, следственно при местах расставания и прощания, как показывают и названия московских урочищ: старыя прощи (у Всесвятских ворот Белаго города при церкви Похвалы Богородицы), новыя прощи (у Арбатских ворот при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35810.html 07 декабря 2006 Татьяна Подъяблонская Петр Мамонов: " На острове не хотелось даже водку пить " Источник:  http://www.kp.ru Комсомольская правда Фильм Павла Лунгина " Остров " стал сенсацией " Кинотавра " , закрывал фестиваль в Венеции, победил на кинофоруме " Московская премьера " . Жаль, что для рекламного ролика создатели картины выбрали самые мрачные кадры. Не бойтесь и смело смотрите. Есть ради чего и ради кого. Петр Мамонов сыграл в фильме главного героя – старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства. " С моим героем – совпадения " – " Остров " – очень удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал... Посмотрел его девять раз, и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь. – Расскажите о съемках. – Снимали на Белом море. Места там святые и страшные. Вся эта земля была полита кровью мучеников. Монастырь – декорации, а вот кочегарка – реальный домик, стоит прямо на костях, на том месте, откуда немцы отправляли людей в лагерь или на расстрел. – Вам польстило предложение сыграть такую роль? – Моя известность ничего мне не прибавляет. Я такой же, как и все, обычный работник. Вот позвал меня старый товарищ Павел Лунгин (Мамонов уже снимался у него в фильме " Такси-блюз " . – Ред. ). А я человек грешный. Я не считаю себя глупым и безвольным, но не могу с утра больше пяти минут продержаться без слов типа " я " , " хочу " . Ну как мне, такому, играть святого старца?! Пришлось к своему духовнику идти. Он мне сказал: " Вперед, это твоя работа! " – Вы похожи на своего героя? – Мой герой чистый. Так, как он, заново начать жить – чисто, светло, – я не умею. Совпадения есть – в попытке покаяния и осмысления всей жизни. Но очень робкие и мелкие. Ведь я всего 10 лет так живу, и ничего не происходит. Только понимаю, что все делаю не так! Пишут же, что в вере первые 10 лет – нулевой класс. Только сейчас что-то начинаю понимать. Комариными шажками продвигаюсь в Царство небесное.

http://religare.ru/2_35810_1_21.html

V. Досточтимые святыни Из древностей и досточтимых святынь, сохранившихся в Алатырском Свято-Троицком монастыре, достойны благоговейного внимания две святые иконы: Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери. В отдалённые времена, т. е. до 1613 г., г. Алатырь был обнесен деревянною оградою (забором или частоколом), служившею оплотом против нападения мордвы, поселившейся в соседстве, которая, вместе с татарами, несколько раз разоряла заграждения, но жители города Алатыря постоянно возобновляли эти стены. На южной стороне города, в деревянной стене, были устроены крепостные ворота, над которыми возвышалась деревянная башня, а в башне, для охраны города, по вере жителей, поставлен был образ Нерукотворенного Спаса. В 1754 году, в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, вследствие ли набегов татар и мордвы, или от какой другой причины, случился в г. Алатыре пожар, истребивший южную часть города и стену с башнею. Вскоре после пожара город начал обстраиваться, и вблизи того места, где была башня и крепостные ворота, выстроен был питейный дом. Прошло после того несколько лет. Продолжая строиться, местные жители вздумали на месте пожарища башни раскапывать и под пеплом и строительным мусором обрели образ Нерукотворенного Спаса в полной сохранности, целым и невредимым. Пораженные таким необычайным явлением, так как по естественному порядку иконе должно было неминуемо сгореть, как сгорели и обратились в прах и ворота, и башня, – жители признали это чудом и с тех пор стали особенно чтить образ и в крайних случаях жизни, в бедах и несчастиях, болезни и скорбях, прибегали с молитвою к Спасителю пред Его святою иконою, и, по вере, каждому подавалась благодатная помощь от Милосердого Господа. В виду того, что местность, где обретен образ, принадлежит к питейному дому, образ Нерукотворенного Спаса был взят в этот дом, где он и находился до 1843 года, приблизительно около 80 лет. Прибегая с молитвою и верою к Спасителю, жители сознали, наконец, что почитаемой ими иконе не место в питейном доме, где зачастую творятся и дела неподобные, и обратились с просьбою к духовному начальству о разрешении перенести икону Нерукотворенного Спаса в Свято-Троицкий монастырь, на что и было получено от Симбирской духовной консистории разрешение 20 августа 1843 года, с тем, чтобы в питейном доме, в память долговременного пребывания в нем иконы, была поставлена точная копия с неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010