Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Подготовка празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон Подготовка празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон   Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами Комиссии по подготовке празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон: заслушали - отметили - постановили. Позволим себе один комментарий, речь все-таки идет о нас.   Конечно, никакой конкретной помощи русским монахам, положение которых бедственное, что не раз уже подчеркивалось, никто на Афоне не ждет. Помощь может быть там, где есть какая-то внятная внешняя политика, а политика может быть лишь там, где есть идеология, понимание какая цель, куда идти... Под внешней политикой государства и Церкви мы понимаем планирование больше чем на год. В России ни того - ни другого нет.   Поэтому масштабная подготовка этого празднества вызывает грустную улыбку. Монахам на Афоне , ушедшим от мира, мирские проекты не интересны. Но людям слабо представляющим себе, что нужно монахам, путающим причины и следствия, мы можем подсказать, направить: «Празднуйте, как вы это видите, но сделайте хоть что-то,  кроме банкетов и приемов, сделайте хоть что-то подлинное, нужное монахам. Если для живых ничего сделать невозможно, хотя бы сделайте для усопших...».   Афон - это не стройки и не паломнические туры. Это прежде всего подвижники и святые, вокруг которых как вокруг стержня, вращается кутерьма предпринимателей и строителей. Коммерсанты, в т.ч. и предприимчивые монахи, сами по себе без этого стержня существовать не могут. Но в программе подготовке празднеств для стержня места не осталось… Например, готовится к изданию «Афонский патерик», в котором не осталось места для самого известного и почитаемого на Святой Горе русского старца Тихона Русског о или Тихона Благословенного, который единственный за всю историю подвижничества на Афон е получил имя - Русский.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=212...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дни богослужения «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» — классический дореволюционный труд по литургике протоиерея Григория Дебольского. В данной публикации приведены полностью главы «Праздники», «Праздники и дни церковные непреходящие» и «Дни богослужения церковные общие и преходящие»; частично — «Дни постные» и «Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятницы»; отсутствуют — «Дни и праздники святых», «Дни седмицы». Протоиерей Григорий Дебольский предпосылает своему труду следующие слова: «Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все поведают (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1-3; Откр. 4, 8). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы (Исх. 29, 38-41; Чис. 28). Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая В книге собраны чтения из Священного Писания, тропари, кондаки и молитвы праздникам и святым, связанные с основными христианскими святынями, посещаемыми паломниками на Святой Земле и Синае. Читателям также предлагаются духовные песни, обычно исполняемые в пути. Чтения и молитвы расположены соответственно маршрутам, которыми следуют паломники в настоящее время, и сопровождаются краткими справками о святыне.   Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая Грядим Помолитися лицу Господню 1 1   Зах. 8, 21. Происхождение слова паломник связывают с пальмой и Палестиной. Первоначально так называли только путешествующих в Святую Землю, в Иерусалим, ко Гробу Господню. Позже это наименование распространилось и на посещающих Святую Гору Афон, Константинополь и святые места России. Паломничество – это не просто путешествие. Это путешествие к святым местам с благочестивой, душеполезной целью, оно отличается, например, от туристической поездки или экскурсии. В христианском мире паломничество в Святую Землю стало распространяться с IV века, под влиянием примера святой равноапостольной царицы Елены, которая посетила места земной жизни Христа Спасителя и обрела там великую христианскую Святыню – Крест Господень. Когда Русь приняла христианство, обычай совершать паломничество в Святую Землю уже прочно утвердился в христианском мире. Паломничество понималось нашими благочестивыми предками как одно из телесных деланий, служащих ко спасению души, – вместе с постом, милостыней и др. Подобно этим подвигам, оно должно соединяться со смирением, без которого, по учению святых отцов, ни одно доброе дело не угодно Богу. Иногда паломничество совершается в покаяние, чтобы этим подвигом, потрудившись ради Бога, очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Гавриил Афонский Гавриил Афонский         Преп. Гавриил Афонский               Преподобный и богоносный отец наш Гавриил Афонский родился 8 января 1849 года в Киевской губернии, в семье небогатых родителей. День его рождения совпал с днем церковной памяти преподобного Георгия Хозевита, и в крещении младенец был наречен Георгием. По всей видимости, первоначальное христианское воспитание Георгий получил от своих родителей. На двенадцатом году жизни отрок осиротел. При помощи воспитательниц он получил образование в сельской школе, особенно показав свое прилежание в изучении Слова Божия. Юношей, во время тяжелой болезни, он дал обет посетить по выздоровлении святые места Киевской земли, что и исполнил в скором времени. Посещение лаврских святынь и других монастырей произвело на него глубокое впечатление. Георгий своими глазами увидел места подвигов преподобных отцов, о которых много слышал и читал, и с благоговением лобызал нетленные мощи подвижников святой Руси, прося их молитв. В душе благочестивого юноши зародилось желание следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить жизнь иноческому деланию. Пробыв некоторое время на родине, он вторично отправляется в Киев и просит братию Феофановской пустыни принять его в число насельников обители. С любовью Георгий был принят послушником и отдан в научение монашеской жизни смиренномудрому отцу Вонифатию. Подражая старцам пустыни, юный послушник ходил в храм, выстаивал длинные монастырские службы до конца, любил молитву, старательно нес возлагаемые на него послушания. В 1867 году представился благоприятный случай посетить Иерусалим и Афон. Получив старческое благословение, послушник Георгий отправляется в Иерусалим, где поклоняется Живоносному Гробу Господню и другим святыням, а на следующий год прибывает на Афонскую гору. Георгий с изумлением взирает на обитателей Афона - святых отцов и преподобных пустынников, монахов, живущих не в искаженном грехом мире, но в мире преображенном, где, очистившись от страстей, подвижник созерцает Бога. Георгий воочию убеждается, что афонские монахи - это мученики Христовы, «в чувствах удалившиеся от мира и в мыслях умершие для мира», которые поистине проходят все блаженства Господни.

http://isihazm.ru/?id=574

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Радость моя . Поездка в Саров. Начало 30 мин., 01.01.2008 Студенты МГИМО в Саров ехали впервые - организованно, с трехдневной программой и серьезными намерениями. Хотя Саров и МГИМО друг о друге наслышаны. В этот город на ежегодные Школьные Харитоновские чтения - международную научную конференцию для умных старшеклассников - приезжают эксперты из московских вузов, вдохновляются уникальностью мест (добрососедство ядерной физики и православных святынь) и возвращаются переживать полученный опыт. Среди экспертов на Харитоновских чтениях дважды был Владимир Легойда, доцент кафедры Мировой литературы и культуры МГИМО, редактор журнала " Фома " . Спустя три года после начала этой доброй традиции в Саров вместе с ним - не на конференцию, а в гости - приехали двенадцать студентов МГИМО. Владимир Легойда: Я хочу рассказать, как возникла идея нашей поездки. В Сарове первый раз я был в 2000-м году. Меня тогда потрясла здешняя атмосфера: уникальное, для меня совершенно неожиданное соседство Ядерного Центра и святого места. Если о преподобном Серафиме я что-то знал - Житие читал, по крайней мере, то ни о Ядерном Центре, ни о наших великих физиках не слышал ничего, кроме общих фраз. Мысль о том, чтобы приехать сюда с нашими студентами, возникла лишь спустя три года. Были третьи Харитоновские чтения, в культурную программу у нас входило посещение Серафиме-Дивеевского монастыря... Когда я покидал это место, у меня не то чтобы, как говорят, промелькнула мысль, - я всем своим существом вдруг ощутил, что сюда нужно привезти наших ребят. Я даже над этим особенно не размышлял. Просто понял, что надо приехать, и все. Не люблю выискивать какие-то совпадения, но интересно то, что за три года моего знакомства с Саровом именно в год столетия прославления преподобного Серафима эта идея вызрела и наша поездка состоялась. Не знаю, как повлияют святые места на ребят: в нашей группе подобрались очень разные люди. Не хочу загадывать, да это и бессмысленно - для каждого такой опыт сугубо индивидуален. Но мне кажется, что частичку саровского духа мы с собой обязательно увезем, потому что... я не знаю человека, на которого бы не повлияла эта атмосфера. Двенадцать " очень разных " студентов

http://foma.ru/radost-moya.html

священник Иоанн Брек Скачать epub pdf Название, которое я избрал для этих заметок, – Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов, – заимствовано из работы, которую издал и снабдил предисловием весьма известный специалист в области изучения Священного Писания, отец А.-Г.Гамман. Вот уже два года, как я получил от него экземпляр этой книги со следующим посвящением: «профессору Иоанну Бреку исследование по вопросу, который столь редко выносится на обсуждение. С уважением. А.-Г.Гамман». То, о чем я намерен здесь сообщить, суть по большей части выводы из некоторых наблюдений над святоотеческой герменевтикой, к которым я пришел со своими студентами за последние годы преподавательской деятельности. Кроме того, это есть также попытка все-таки «вынести на обсуждение» значимый вопрос о святоотеческой экзегезе. Как справедливо отмечал отец Гамман, эта область остается по большей части вне поля зрения исследователей. Вклад, который он внес, в частности, в результате сотрудничества с Обществом Ж.-П. Миня, а также участия в издательской серии святоотеческих творений под названием «Святые Отцы в вере», неизмерим. Мое же участие ограничится весьма скромным взносом в изучение вопроса, который только начинают оценивать по достоинству в Соединенных Штатах и за пределами Франции. Я исполнен признательности и чувства благодарности отцу Гамману за то драгоценное наследие, которое он нам оставил. Прежде чем начать размышление о подходах к пониманию Библии у святых Отцов, следует сделать принципиальное утверждение: с точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет – христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см. Ин 1:12–13, 20:31 ). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания , которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину. Это есть основание для того, чтобы любое место могло быть использовано для прояснения других, менее понятных мест. Например, размышление святого апостола Павла об искупительном подвиге Христа в Послании к Римлянам ( Рим.5:9 ) – «будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» и далее – может служить для прояснения и раскрытия места из 1Ин 1 – «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Таинственный образ пророка (дева родит Сына Еммануила, Ис 7:14 ) может быть понят в свете того места из Евангелия от Матфея, где Дева Мария, понесшая во чреве Превечного Сына Божия, исполняет это пророчество ( Мф 1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chtenie...

Скачать epub pdf Девство «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. ...Они поют как бы новую песнь пред престолом... и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» ( Апок. 14, 1, 3–4 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3, 16–17 ). «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6, 20 ). Куда идет Агнец, идет так, что с Ним могут идти только души девственные? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения мира. Это даже не те места покоя, которые будут даны в Царствии Божием недевственникам: это совсем другие жилища. Радостью девственников будет Сам Иисус, радость через Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостью других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, но не станут завидовать им. Они будут радоваться их счастью. Они не будут петь песни, а станут слушать и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость. Блаженный Августин ( 113, 617 ). Не слишком робей перед плотью, как будто она по природе своей неукротима. Не от Бога тот страх, который делает человека связанным. Не предавайся слишком и плотской неге, чтобы пресыщение, сверх чаяния твоего, не низринуло тебя в стремнину. Если боишься того, что и малая искра зажигает солому, то ободрись надеждой: великий пламень охладится дождем свыше. Молитвы, воздыхания, дни, проводимые в слезах, и ночи без от дыха, и всецелая любовь к Царю – вот прекрасные целебные средства для целомудрия! При них ты никогда не воздвигнешь в сердце кумира худшей любви, но будешь иметь непорочный ум, как храм великого Бога и лучезарного Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Июнь 24 Иаков и Иоанн Менюжские, Новгродские, праведные отроки Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. В рукописных святцах праведные братья названы мучениками; по обстоятельствам времени и места это означает, что они умерщвлены были злодеями: святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн – в пятилетнем. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг., при святом митрополите Московском Филиппе († 1569). Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спуд в Троицкой церкви села Менюж на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Антоний Дымский, Новгородский, преподобный Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет ( Мф. 16, 24 ). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября) постриг его в монашество. С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него. По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 19 ноября 2016 г. 23:13 19 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с  Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором , прибывшим в пределы Русской Церкви для участия в торжествах по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви. В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Владыку, митрополит Карфагенский Мелетий, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси  митрополит Киринский Афанасий  и протопресвитер Афинодор (Папаэврипиадис). Со стороны Русской Православной Церкви во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре , участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Владикавказский и Аланский Леонид , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Асмус, сотрудник ОВЦС священник Анатолий Чуряков. В приветственном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Предстоятеля Александрийской Церкви и членов делегации, прибывших на празднование значимой для него даты. «Мы всегда рады видеть Вас, Ваше Блаженство, продолжил Его Святейшество. Мы вспоминаем посещения Вами Русской Церкви, и особенно последний визит, когда Вы побывали на Соловках, в Иркутске, Екатеринбурге. Вы посещали места, где до того не бывал ни один Предстоятель, кроме Предстоятеля Русской Православной Церкви». Отметив, что визит Блаженнейшего Феодора стал большой радостью для многих людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вы, наверное, единственный из Предстоятелей Поместных Православных Церквей, кто путешествует по России как паломник, посещая разные святые места. И это свидетельствует о Вашей любви к России, о том, что Вы связаны с нашей страной, с нашим народом, с нашей Церковью еще со времен Вашего служения в качестве представителя Александрийской Православной Церкви».

http://75.patriarchia.ru/db/text/4686746...

87. Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице 216 В прошлое воскресенье святая Церковь внушала нам, братие, мысль о том, что для последования Христу необходимо отрешиться от пристрастия к благам земным, указывая на первых апостолов Христовых, которые по одному слову Христову: «Идите за Мною» ( Мф. 4, 19 ) оставили все и последовали за Христом. В нынешнем евангельском чтении мы слышим призыв к тому же именно нам напоминаются слова Господа о птицах небесных, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», о полевых лилиях, которые «ни трудятся, ни прядут» ( Мф. 6, 26, 28 ). Святая Церковь как бы углубляет урок, преподанный ею в прошлый раз: тогда она напоминала о внешнем оставлении всего земного, что препятствует нам следовать за Христом, ныне напоминает, что и сердце свое мы должны освободить от чрезмерных забот о земном и пристрастий к нему, в самом сердце своем не ценить какие-либо земные сокровища более, чем Христа. Совершеннейший пример исполнения этих наставлений Господа представляют святые апостолы, в частности Варфоломей и Варнава, в честь которых ныне святая Церковь празднует. Выслушав заповедь Господа идти на проповедь Евангелия, не взяв с собою «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» ( Мф. 10, 9–10 ), святой апостол Варфоломей отправился к народам языческим, в Индию и другие места, хотя знал, что его встретят некоторые из язычников враждебно и могут отказать в самом необходимом. Когда же за исцеление дочери царя последний послал апостолу несколько верблюдов, навьюченных золотом, серебром и другими драгоценностями, святой Варфоломей отказался принять дары и сказал: «Я не этими вещами торгую, но ищу приобрести душ человеческих. Если тех приобрету и представлю Господу, то добрым купцом явлюсь пред Ним». И святой апостол Варнава , продав землю, которую имел, принес деньги и положил к ногам апостолов, сам же впоследствии разделял все трудности апостольских путешествий вместе с великим апостолом Павлом ( Деян. 4:37 , 13и дал.). Равным образом преподобные ради Христа оставляли города, удалялись в бесплодные дикие пустыни, необитаемые каменистые острова, пещеры и расселины гор, леса, обитаемые одними дикими зверями, воистину «образом птиц житие свое» совершая и «временная в забытии полагая» 217 . Да и вообще очень часто иноческие обители возникали как бы из ничего: на каком-нибудь пустынном месте водрузит святой подвижник крест, или древесную ветвь, или святую икону, и вот является славная обитель со множеством иноков, привлекающая к себе и множество мирян и не оскудевающая в благах земных, попечение о которых святые подвижники оставили. Сколько раз, имея недостаток в чем-либо необходимом, обитатели пустынь после молитвы ко Господу неожиданно получали нужное для существования от каких-либо благодетелей! Да и теперь не бывает ли еще подобных случаев?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010