Восемнадцатое собеседование аввы Пиаммона. О трех древних родах монахов Глава 1. Как мы, придя в Диолкос, были приняты аввою Пиаммоном После свидания и разговора с теми тремя старцами, т. е. Херемоном, Нестероем и Иосифом, чьи собеседования мы написали по просьбе святого брата Евхерия, пламенно желая посетить и места нижнего Египта, в которых жили совершеннейшие святые мужи, мы пришли в селение близ одного из семи устьев Нила, называемое Диолкос, и пришли не потому, что через него лежал наш путь, но чтобы удовлетворить желание видеть живших там святых. Ибо мы слышали, что древние отцы устроили там многие славнейшие общежития; поэтому, надеясь получить там большую пользу, мы, подобно купцам, направили туда путь свой. Ища здесь высоких образцов добродетели, первым мы увидели авву Пиаммона, старшего из всех здешних отшельников, потому что он, подобно городу, стоящему на вершине горы, первым представился нашим глазам. Добродетели его и дивные дела, которые благодать Божия совершила через него в свидетельствование его заслуг, мы не описываем, как не относящиеся к цели нашего писания. Ибо мы обещали писать не о дивных делах Божиих, а о постановлениях и ревности святых, чтобы читающим доставить необходимое наставление в совершенной жизни, а не бесполезное и суетное удивление. Итак, когда блаженный Пиаммон, приняв нас с отличной приветливостью, по человеколюбию подкрепил нас пищею, то, видя, что мы не из этой страны, сперва полюбопытствовал, откуда мы, для чего пришли в Египет, и, узнав, что мы, желая совершенства, из сирийской киновии пришли сюда, начал речь следующую. Глава 2. Как необученные монахи должны учиться на примере старших Всякий человек, желающий приобрести искусство в какой-либо науке, если всего старания не приложит к занятию той наукой и если не исполнит правил и наставлений совершенных в этом искусстве или учителей науки, напрасно думает только суетными желаниями сравняться с теми, старанию и заботливости коих не хочет подражать. Ибо мы знаем, что некоторые из ваших стран приходили в эти места только для того, чтобы из любопытства обойти монастыри братьев, а не для того, чтобы усвоить себе те правила и постановления, для которых сюда должны бы приходить, и, отходя в кельи, постараться исполнить на деле то, что увидели или узнали из разговора. Они, удерживая свои нравы и занятия, в которых воспитаны, заставляют думать, что они переменили местожительство не для совершенствования себя, а для избежания бедности. Ибо они по упорству закоснелого сердца не только не могли ничему научиться, но и пожить в этой стране подольше. Ибо когда они не переменили ни обычая постов, ни порядка псалмов, ни образа одежды, то можно думать, что они ничего другого не искали в этой стране, кроме одной выгоды своего пропитания. Глава 3. Новоначальные не должны исследовать повелений старцев

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы В древние времена это всесвятое делание умной молитвы воссияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много. По этой причине и св. отцы наши, пиша о нем, изъявляли только происходящую от него неизреченную духовную пользу, не имея, как я думаю, нужды писать о самом опыте, этого делания, приличествующем новоначальным. Если же где несколько и писали об этом, то и это только для знающих опыт этого делания – очень ясно; а для незнающих вовсе непонятно. Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться новоначальными, и входить умом в страны сердечные, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву. Этих-то отцов самое Божественное учение об этом предмете нужно представить на среду. Святой Симеон Новый Богослов о начале этого делания говорит так: «Истинное и непрелестное внимание и молитва состоит в том, чтобы во время молитвы ум хранил сердце, и пребывал бы постоянно внутри его, и оттуда, то есть, из глубины сердца, воссылал молитвы к Богу. И когда внутри сердца вкусит, яко благ Господь, и усладится, то не будет уже исходить из места сердечного. И вместе с Апостолом скажет и он: добро есть нам, зде быти ( Мф. 17:4 ). И осматривая непрестанно сердечные места, он изобретает некоторый способ прогонять все, всеваемые там, вражеские помыслы». И ниже еще яснее говорит он об этом так: «Едва только ум найдет место сердечное, немедленно видит то, чего никогда не видал: видит он среди сердца воздух, и себя всего светлым и полным рассуждения. И с тех пор, откуда бы ни показался помысл, прежде, нежели он войдет и изобразится, немедленно прогоняет его и уничтожает призыванием Иисуса Христа. Отселе ум, получив памятозлобие к бесам, двигает против них естественный гнев, гонит и низлагает мысленных супостатов. И прочему научишься с помощию Божиею посредством блюдения ума, держа в сердце Иисуса» (Слово о трех образах молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Дневник Рассказы 18.11.2014 451 Время на чтение 37 минут Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностию побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им сие даровано от святого Бога; благодать Его отведет их в определенные для сего места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых; потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. Преп. Ефрем Сирин 15 апреля Сегодня я решил начать вести свой дневник. Правда, цель его написания для меня самого пока неизвестна. Я не знаю будет ли кто-либо его читать, ведь мы тут одни, а связи с другими беженцами у нас нет. В связи с последними событиями в мире у меня большие сомнения в необходимости этого дневника, так как, похоже, всё приближается к своему логическому завершению - к тому, о чем всегда говорили святые. Наверно, это моя писательская натура не дает мне покоя, но изменить свою природу, как вы понимаете, очень сложно. В прошлом я профессиональный журналист и эти навыки не дают мне покоя даже в далекой пустыне. Уже третий день, как мы находимся в поиске места для постоянного пребывания. За это время было множество вариантов, но единогласного решения группы нет, каждый раз кого-то что-то не устраивает. Я считаю эти замечания вполне резонными, и наш отец рассуждает здраво, - торопиться с выбором не нужно. Господь нас, думаю, не оставит. Но вот физические силы (особенно у женщин) уже на исходе и пора принять окончательное решение. Идти стараемся лесом, а открытые площадки обходим стороной. Попасть под сканер спутника ничего не стоит; они пролетают каждые пять минут. Вся надежда только на Божий покров. 18 апреля В это трудно поверить, но сегодня к вечеру мы, наконец-то остановились на нужном месте! Все единогласно одобрили этот вариант. Сомнений просто быть не могло - это именно то место, куда нас и вел Господь все эти дни! Я, по крайней мере, в это верю. Местечко оказалось очень глухим, почти у подножья горы в густом смешанном бору. Наличие положительных моментов налицо: гора внешне не выделяется от других, есть озеро (хоть и не под боком, но в этом тоже есть свой смысл) и обилие густой растительности. По-моему, это то, что нужно. Мы уже приблизительно остановились вниманием на местах, где будут пещеры для постоянной ночевки и храма. Но все это потом, а пока все валятся с ног от усталости. Хотя мы и дети ядерной войны, но не машины, и наши силы не безграничны. За неделю наших поисков мы сьели почти все запасы консервов. Зато есть надежда, что это время было потрачено не напрасно, и мы в самом что ни на есть непроходимом месте, куда не достанут щупальца глобальных поисковых систем.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/19/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Кукловоды» новой встречи Патриарха с Папой Посол РФ в Ватикане назначил время, но не указал место встречи папы Римского и Патриарха Московского 19.02.2022 4053 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора На фоне обострения ситуации на Украине и начала обстрелов Донбасса и Луганска прозвучало взрывоопасное и разрушительное для России и Русской Церкви заявление высокопоставленного представителя дипломатического корпуса Российской Федерации. Как сообщают СМИ , посол России в Ватикане Александр Авдеев на семинаре в Генуе заявил: « Сейчас готовится вторая встреча папы Римского Франциска и патриарха Кирилла. Скорее всего, она будет в июне-июле. Место встречи еще не выбрано, но, насколько я знаю, подобран хороший принцип для выбора места: встретиться там, где страдают, где страдают, в первую очередь, христиане». Очередные громкие заявления о том, что состоится встреча Патриарха Московского с папой Римским, вызывают возмущение среди православных людей. В череде подобных заявлений как будто содержится жестокая издёвка – интрига с выбором места «братского общения», регулярное вбрасывание новых «информационных поводов», травмирующих православные души… Нет смысла повторять, почему святые отцы называли католицизм ересью. И почему встречи с папой Римским Предстоятеля Русской Церкви, самой большой и многочисленной среди Поместных Церквей, были невозможны до известных событий в Гаване 2016 года. Очевидно, что с позиций церковных трудно найти здравые и убедительные объяснения упорству ряда церковных иерархов, с которым продавливается новая встреча Патриарха Московского с папой Римским. Заявления Авдеева, посла России в Ватикане, довольно внятно указывают на то, что в этой взрывоопасной встрече заинтересованы светские власти, политики, относящиеся к Церкви и Православию как к инструменту решения политических задач. Причем, с точки зрения многовековой истории Церкви, речь идёт о задачах преимущественно сиюминутных и узкогрупповых.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/19/ku...

Константин Корепанов Известно, что детское паломничество сейчас считается очень важным элементом воцерковления и воспитания детей в Церкви, тем более что для осуществления его сейчас есть большие возможности. Однако эта сфера педагогической и духовной деятельности Церкви остается недостаточно педагогически осмысленной. Да и не только педагогически. Являясь органической частью традиции, паломничество было только практикой, частью быта даже, неизбежной или непреложной аксиомой бытия в Церкви, для очень многих — осуществлением своей принадлежности к традиции, а в силу этого явлением, не нуждающимся в осмыслении. Возможно, даже сама экскурсия как педагогический феномен советского периода выросла из этой укоренившейся в коллективном опыте и сознании традиции паломничества. Достаточно известно и то, что детское паломничество как реальность современной церковной жизни — явление, порождающее большие вопросы и проблемы. В частности: • дети XXI века, живущие в век необыкновенных коммуникативных возможностей (от доступности личного транспорта до возможностей Интернета), уже не воспринимают проникновенно святые места с их исторической или архитектурной уникальностью как святыню. Они пресыщены впечатлениями, и посещение святого места становится лишь одним из событий в ряду этих впечатлений. Если же нецерковный ребенок попадает в настоящую паломническую поездку, то особой работы с ним, как правило, не ведется (а порой ее вести просто некому ), потому что считается, что благодать сама окажет на него нужное обращающее воздействие. Порой используются и совсем уж искаженно-суггестивные методы; • в паломничество ездят чаще всего дети православных гимназий и воскресных школ, для которых без особых принципов и методов педагогического воздействия паломничество превращается не в часть быта, а в банальную обыденность, стереотипную практику, постепенно опустошающуюся от реального живого и духовного содержания. Это всего лишь педагогические (иногда духовные) проблемы, а отнюдь не тупики. Не паломничество изживает себя в современном мире, а надежда на уже не работающие механизмы «коллективного бессознательного». Воспитательная и образовательная среда теперь не задается априори в силу принадлежности тому или иному народу, времени, религиозной общности — эту среду надо с напряженным усилием и вниманием создавать, поэтому так важно педагогическое и богословское осмысление паломничества как церковного делания и средства воцерковления и воспитания в традиции.

http://pravoslavie.ru/55799.html

29.03.2024 Беседа автора издательского проекта «Путь умного делания» Новикова Н. М. со скитоначальником схиигуменом Серафимом (Покровским) и братией скита Всех Святых на Валааме. Схиигумен Серафим. Каждая братская встреча – это, конечно, радость, ибо мы собираемся в храме или, как сегодня, неформально, ради братской беседы. С нами сегодня наш друг и брат во Христе Николай Михайлович Новиков. Нет необходимости его представлять, многие из нас его уже знают по его замечательным книгам, которые он написал об умном делании и святоотеческих путях к молитве. Многие годы Николай Михайлович посвятил исследованию святоотеческого учения о молитве, постижению тайны вечного спасения. И мы также много лет стремимся к тому же, то есть к познанию и видению Лица Божия, как Он есть. Но мы знаем, что узреть Бога, как Он есть может только очищенное покаянием и слезами сердце. Нам дорого иметь сегодня такого гостя, иметь возможность с ним пообщаться, поделиться с ним нашими вопросами, недоумениями, которые встречаются на нашем пути богоискания. Может быть, я начну и задам Вам первый вопрос. Сейчас в России, после того, как началась перестройка, происходит некоторое духовное возрождение. Это, конечно, неоднозначный процесс, возникает много проблем, и в частности, тех, что касаются монашества. Часто встречается такое явление: приходят молодые люди, которые жаждут иночества; они при этом ищут безмолвия, ищут глубокой постоянной молитвы, но они этого не находят в наших обителях, в нынешних наших условиях. Тогда они теряют вдохновение и начинают постоянно переходить с одного места на другое. Мой вопрос: как Вы могли бы сформулировать, в чем суть безмолвия, что означает это слово, и, если возможно, то, как стяжать непрестанную умно-сердечную молитву, каков кратчайший путь к этому и что святые отцы говорят нам по этому поводу? Новиков Н.М. Да, это вопрос, по существу, самый важный для нас. Но чтобы на него ответить, надо написать несколько книг. Наверное, нам можно начать с того, о чем меня часто спрашивают, – с вопросов, которые задают те, с кем мне приходится общаться, и прежде всего монашествующие. И оказывается, что, как ни странно, у людей существует очень неточное, неясное, а иногда и вовсе неверное представление о том, что такое умно-сердечная молитва, умное делание, что такое исихазм. От этого неверного понимания происходят многие недоумения, искажения, недоразумения и просто серьезные ошибки, из-за которых искажается духовный путь человека.

http://old.pobeda.ru/razmyishleniya-na-v...

31 марта 2014 г. 12:04 В Москве состоялась конференция по проблемам нарушения прав христиан и мусульман на Святой земле В «Доме русского зарубежья» им. А.Солженицына состоялась научно-практическая конференция «Проблема Иерусалима через призму международного права». Ее целью стало привлечение внимания российской общественности к трагедии, переживаемой сегодня народом Палестины в результате экспансионистской политики Израиля, оккупирующего палестинские земли и осуществляющего на них политику поселенческого колониализма. Открывая мероприятие, президент «Русского центра «Иерусалим» Сергей Николаевич Бабурин, отметил, что многие культурные и просветительские организации стараются не касаться темы нарушения прав христиан и мусульман на Святой земле, чтобы не вмешиваться в политику. «Мы же считаем, что отстаивание высших духовных и культурных ценностей – это и есть самая настоящая политика, - подчеркнул Сергей Бабурин. - Вот почему, через создание нашего Центра мы будем объединять наиболее активных представителей русского общества для работы в этом направлении. В то же время, это форма нашего взаимодействия и с исламским миром. Возвращение Иерусалима в формат равноправного присутствия мировых религий, прежде всего, предполагает возвращение туда и столицы Государства Палестина». Зам. председателя Московского отделения «Русский центр «Иерусалим» Олег Фомин отметил также что эта конференция  совпала с закрытием 25-го саммита Лиги арабских государств в Кувейте. «Оккупация палестинских земель и нарушение прав палестинцев продолжают оставаться самой острой проблемой для арабских народов. Об этом говорится в заявлении, принятом по итогам саммита в Кувейте»,- добавил он . Многие выступающие говорили о знаковой роли духовного и культурного наследия Иерусалима и его вклада в российскую историю и мировую цивилизацию. Но и называли главные причины, которые лежат в основе Палестино-израильского конфликта. В частности, чрезвычайный и полномочный посол королевства Марокко в РФ Абдулькадер Лешехеб отметил, что Израиль пытается навязать всему миру мысль, что Иерусалим теперь принадлежат ему навечно. «Проблема Иерусалима - это проблема не только для мусульман, но и для христиан и сердцевина решения арабо-израильского конфликта. Невозможно терпеть, когда святые места находятся в атмосфере ненависти, оккупации и враждебности. Когда сажаются в тюрьмы те, кто выступает против экспансии Израиля. Когда идет конфискация земель, строительство на месте незаконно снесенных арабских кварталов израильских многоэтажек, вырубка оливковых рощ. Когда коренное население изгоняется из города, ограничивается доступ палестинцев - христиан и мусульман к их святыням. И делается все, чтобы невозможно было говорить о возвращении Восточного Иерусалима его законным владельцам». Но земли отнимаются не только у палестинцев.

http://e-vestnik.ru/society/svyataya_zem...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Гималаях буддийские монахи и народ монпа выступают против строительства гидроэлектростанций Строительство погубит реки, горячие источники, святыни и монастыри ТАВАНГ (Индия). В Гималаях буддисты объединились с местной народностью монпа в борьбе против строительства гидроэлектростанций, поскольку они грозят погубить реки, горячие источники, святыни и монастыри, сообщает  religionnews. Шестой Далай-лама Цангьян Гьяцо, родившийся в 1683 году, воспевал красоты гималайской природы и любовался черношеими журавлями в долине Таванг. По сей день жители коренной тибето-бирманской народности монпа, обитающей на востоке Гималаев, почитают его память в святилище Лама Цабцей, в котором бережно сохраняют отпечатки его ступней. Это святилище – одно из многих святых мест, которым угрожает затопление по плану строительства гидроэлектростанций в долине Таванг. Буддийские кочевники народности монпа, издревле пасущие яков, горных овец и коз под снеговыми вершинами, собирают силы, чтобы противостоять этому проекту, грозящему уничтожением местным монастырям, горячим источникам, святыням и храмов. «Это не просто святые места для нас, – говорит 82-летний лама Таши, духовный наставник «Федерации спасения Мона», в руководстве которой уже более 700 монахов. – Если мы поверим в лживые обещания продажных политиков и крупного бизнеса, толкующих о грядущем прогрессе и процветании, наша самобытность, духовность и многовековые традиции коренных народов будут уничтожены мгновенно и навсегда». Монахи-активисты Федерации уверены, что плотины не только разрушат монастыри, святыни и уникальную природу этого экологически хрупкого региона, но и усилят напряженность в отношениях с Китаем, который давно числит Таванг в составе Тибетского автономного региона.

http://sedmitza.ru/text/10052479.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рождественский Вифлеем, опустошенный войной, выглядит в этом году как город-призрак – нет ни елки, ни огней Патриархи и главы церквей призывают не оставлять надежду на «свет Иисуса, разгоняющий тьму» ВИФЛЕЕМ. Город рождения Иисуса на Западном берегу, опустошенный войной, выглядит на нынешнее Рождество как город-призрак – нет ни елки, ни огней, ни праздничных толп; однако патриархи и главы церквей призывают народ не оставлять надежду на «свет Иисуса, разгоняющий тьму», пишут apnews и fides. Празднования сочельника в Вифлееме пришлось отменить из-за войны Израиля и ХАМАС. На площади Яслей нет ни традиционной праздничной иллюминации, ни рождественской елки, ни благоговейных толп иностранных туристов, ни ликования, ни молодежных оркестров и хоров. Все это осталось в прошлом. На пустой площади на Западном берегу встречаются лишь одиночные патрули бойцов палестинских сил безопасности. «В этом году без рождественской елки и праздничных огней святые места погрузились во тьму, – сокрушается брат Джон Винь, монах-францисканец из Вьетнама, живущий в Иерусалиме уже шесть лет. – Я всегда приезжаю в Вифлеем праздновать Рождество, однако этот год выдался особым, я бы сказал отрезвляющим». Нынешний вертеп на площади Яслей с младенцем Иисусом, завернутым в белый саван, напоминает о тысячах детей, погибших в ходе боевых действий в Газе. Рождественская сценка окружена колючей проволокой и завалена серыми обломками камней. Они не озаряются радостными огнями и красочными сполохами, которые ранее затопляли площадь в рождественский сезон. Холодная дождливая погода усугубляет мрачное впечатление. Отмена рождественских праздников нанесла серьезный удар по экономике города. По самым скромным оценкам, до 70% доходов Вифлеема всегда приносил поток туристов и паломников, причем львиная доля приходилась на рождественский сезон. В этом году, как и в год пандемии, многие крупные авиакомпании отменили рейсы в Израиль, а потому прибыло очень мало иностранцев. Местные официальные лица сообщают, что более 70 гостиниц в Вифлееме уже закрылись, а тысячи их сотрудников остались без работы. Сувенирные лавки и магазины тоже большей частью закрыты в канун Рождества. Некоторые из них открываются, когда прекращается дождь, однако посетителей в них очень немного.

http://sedmitza.ru/text/10344691.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Вопрос о православных жителях Речи Посполитой на русско-литовских переговорах 1672 г.   Андрусовский мирный договор, которым в январе 1667 г. закончилась многолетняя русско-польская война, в его 3-й статье фиксировал обязательства польско-литовской стороны, что «всякого чину русским людям» на землях Речи Посполитой «волное имеет быть употребление веры греческой без всякого в отправовании службы Божией Однако эта самая общая формулировка, не сопровождавшаяся конкретными установлениями, не могла стать препятствием для властей Речи Посполитой, которые приступили к репрессивным действиям по отношению к православному духовенству на землях Белоруссии, вернувшихся по Андрусовскому договору в состав Речи Посполитой. С 1669 г. в Москву стали поступать жалобы на преследования и просьбы о защите. Советникам царя были переданы «Статьи, народу Церкви православной Русской... зело нужные», которые следовало предложить польской стороне на будущих мирных переговорах, чтобы добиться заключения нового, более действенного мирного В силу разных причин вопрос о положении православных в Речи Посполитой не рассматривался на русско-польских переговорах конца 1669 — начала 1670 г., но все же он был затронут, когда глава русской делегации А. Л. Ордин-Нащокин предложил присоединить Киевскую митрополию к Московскому патриархату. Это вызвало резкую реакцию польско-литовских представителей: А. Л. Ордин-Нащокин хотел добиться того, чтобы царю «вольно было... заступати» православных в Речи Посполитой, но это «разрушает самое основание заприсяженного покою, когда во владение и строение чюждаго государства вступатися Решение спорных вопросов было отложено, но это не могло удовлетворить православных и на Правобережье, и на Левобережье. Предполагалось, что вопрос о положении православных будет обсуждаться на новых польско-русских переговорах. Соответствующие «статьи» привез в Москву 21 мая 1671 г. полтавский полковник Ф. В них отмечалось, что православные в Речи Посполитой «последние места святые утеряти близки суть», и содержалось предостережение: «И будет таких статей и оберегательств на комиссии у ляхов царского величества послы не вымогут, и православных духовных, и веру, и церкви... в Украине и везде все искоренят и разграбят ляхи». До созыва новой «комиссии» дело, однако, не дошло, и вопрос стал обсуждаться на переговорах с «великими» послами Польско-Литовского государства, приехавшими в Москву в начале 1672 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/8001021/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010