Исторические судьбы Галилеи в ветхом завете. Галилея – это северная часть Палестины, заключающая в себе уделы колен Ассира, Завулона, Иссахара и Неффалима, от Самарии до Кедеса, Ваал-Гаадаи Емафа (И. Нав. 19:10–30; 13:4–6 ; Ис.9:1 ). Еще при завоевании этой страны, при Иисусе Навине, здесь оставлено множество язычников-хананеев ( Суд.1:30–33 ); в последствии языческое население здесь, благодаря близкому соседству с землями языческими, особенно Финикиею и Сириею, чрезвычайно умножилось, так что во времена Маккавейския представляло большую опасность для здешних иудеев ( 1Мак.5:14–15 ). От такой смеси населения страна эта, особенно в северной своей части, называлась «Галилеей языков» ( Ис.9:1 ; Мф.6:15 ). Обилие язычников в самой стране и соседство с языческими странами представляли постоянную опасность для самобытности и благосостояния здешних иудеев. Победа Иисуса Навина над царем асорским при водах меромских (И. Нав. 9 ) не истребила в здешних хананеях надежды подчинить израильтян своей власти. 20 лет израильтяне северных колен носили на себе иго Иавина, царя асорского, который жестоко угнетал сынов Израильских; от притеснений его, по словам песни прор. Девворы, были пусты дороги, и ходившие прежде путями, прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало ( Суд.5:6–7 ), доколе израильтяне не возопили ко Господу и не возстала пр. Деввора, «мать во Израиле». Она призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, повелела ему собрать войско и сразиться с Сисарою, военачальником Иавиновым; она сопутствовала ему, руководя его своими указаниями. Сражение у вод мегиддонских, при потоке Киссоне, кончилось совершенным поражением и истреблением колесниц и войска Сисары. Особенно упрочились здесь израильтяне при Соломоне. По разделении царств, Галилея, вошла в состав царства Израильского, и вместе с тем здесь распространяется идолослужение. При господствующем нечестии, страна эта подвергается все большим бедствиям – то от царей сирийских, то от ассириян, пока Феглаффелласар, царь ассирийский, не увел в плен большую часть ее жителей ( 4Цар.15:29 ; Ис.9:1 ). Во время преобладания царей сирийских иудеям здесь грозила большая опасность со стороны язычников, от которых они были спасены братом иуды Маккавея Симоном ( 1Мак.5:14–17, 21–23 ). После покорения иудеи римлянами Галилея в течение почти 100 лет была под управлением фамилии идумеянина Антипатра, представители которой заботились особенно много об украшении и укреплении городов ее. Но это уже были последние времена иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Любовь Юрьевна, надо идти на площадку». – «Нет. Сначала – к преподобному!» Любовь Казарновская о семье и вере Елена Козенкова Известнейшая советская и российская оперная певица (сопрано), доктор музыкальных наук, профессор Любовь Юрьевна Казарновская – об истории своей семьи, любви, смысле жизни, искренности и пути к Богу. Что дает силы – Когда вы приезжаете в какой-то город России, у вас есть возможность посещать святые места, связанные с данным городом? – Всегда. Первое, что я делаю, – это в городах, про которые я действительно мало знаю, я сразу открываю путеводитель и смотрю, куда меня тянет душа. У нас был совершенно дивный тур, который две мои партнерши по сцене – пианистка Анна Кривцова и скрипачка Анна Снежина – назвали «концертно-православным паломническим туром». У нас были малые города России: Муром, Ковров, Иваново, Владимир, Суздаль, и мы получили такое несказанное удовольствие! А потом закончилось всё большими городами: Нижним Новгородом, Самарой, Саратовом, – такой волжский был у нас тур. Более того, когда мы заехали в Дивеево, подошла ко мне матушка. Мы стояли, все трое, у мощей преподобного Серафима Саровского , и она подходит и говорит: «Тебя как зовут?» Я говорю: «Любовь». Она меня взяла за руку и говорит: «Люб, пойдем. У нас там паломники в скиту, мы готовим кашу гречневую, пустые щи (а был пост Великий), и сейчас еще и попоём». Мы пошли, она говорит: «Кашки хочешь?» Я говорю: «Нет, кашки не хочу». Она говорит: «Ну, тогда попоём акафисты. Я сейчас запеваю, а вы мне подпевайте – Богородицу”». И мы стояли на кухне и пели, и вдруг какая-то повариха меня узнала. И она ей говорит: «Ты что, сдурела? Не знаешь, кто это?» Она говорит: «Она паломница православная» – «Не паломница, она певица!» – «Ну, тем более. Сейчас вот и будем петь!» «Она паломница православная» – «Не паломница, она певица!» – «Ну, тем более. Сейчас вот и будем петь!» Мы потом так смеялись! Она говорит: «Люб! Вот, сейчас ты за мной повторяешь богородичный, а вот сейчас ты за мной повторяешь вот эту акафистную песню!» Я говорю: «Хорошо!» Мы так послушно, все втроем, это пропели – на этой кухоньке для паломников мы провели минут 40. Она нам еще подарила книги с акафистами и песнопениями. Потом ехали, и наш концертный директор, вспоминая эти сцены, говорил: «Ну, что? Запеваем!» Так что это было очень здорово!

http://pravoslavie.ru/132703.html

Много лет с самого раннего детства болела сильными приступами удушья. Баллончики особой роли не играли, и часто ими пользоваться было нельзя. Другие способы снятия приступов в те времена были неизвестны даже взрослым. Холод, быстрая ходьба, шалости, бег и любые простуды оборачивались приступами. В общем, я так и жила с ними до определенного времени, порой не зная, проснусь ли я наутро или нет... На самом деле, даже при баллончиках и временных облегчениях, это состояние выматывает, чувствуешь себя рыбой, которая на суше ловит воздух. Поехала я как то в Дивеево, то ли из любопытства, то ли для разнообразия. Но поехала. Жила какое-то время, ходила на экскурсии. Исследовала окрестности и пыталась наполниться духом этого места. И по воле случая умудрилась, конечно, простыть, и, конечно, я знала, чем это обернется. Но делать нечего, уехать раньше купленных билетов не получится, а впереди еще много мероприятий и служб, и, конечно же, источник. Источник и источник, подумала я (наивная, не зная, какие ощущения в нем придется испытать). Не буду долго расписывать. Приехали с группой, все искупались, наступила моя очередь. И вот, не могу зайти. Страх – и все. От холодной температуры захватывало дыхание, терялась адекватность и не слушались ноги. В общем, не помню, как, через сопли, слезы и панику, я все-таки окунулась. К вечеру, как по сценарию, я уже вовсю задыхалась и окунулась во все прелести мира астматиков. Далее – дорога до дома, ропот на источник и в целом смятение чувств. Что я хочу сказать – это был последний приступ в моей жизни, и долгие годы я живу без астмы. Заметила я это тогда, когда вскоре после поездки вдруг не случилось приступа, когда он должен быть, по всем законам многолетнего астматического жанра. Я это только потом связала с батюшкой Серафимом, долго недоумевая, с чего бы моя болезнь отступила. Следы болезни, конечно, остались, иногда чувствую легкий дискомфорт. Теперь я только изредка вспоминаю, что в мире есть такая болезнь, и сочувствую тем, кто борется с этим заболеванием...

http://pravoslavie.ru/143895.html

О.Александр: Едва- едва. Не случайно наши подвижники выбирали себе для келий труднодоступные места. Вспомним Почаев. Пещерка Иова Почаевского у многих даже твердых в вере людей вызывает страх, потому что существует поверье, что если ты недостаточно исповедовался, то ты в эту пещерку войдешь, а выйти из нее  не сможешь. Вот в таком гробу жил гадаринский бесноватый. Интересно, как меняется отношение этого бесноватого ко Христу до того, как Христос стал действовать и после того, как Он Свое благодатное действие совершил. Когда одержимый увидел Христа, он Его спросил:  «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Потому что появление Света и Правды губительно для сатаны. Оно очищает душу человека, который прикасается к этой Правде. Но он называет- обратим сейчас на это внимание -  Христа Иисусом, Сыном Бога Всевышнего. Догматически мы с этим согласимся. Иисус - Сын Бога Всевышнего, но  мы увидим еще и то, как растет понимание одержимым того, с Кем он встретился, к концу он Христа назовет совершенно иначе. И вот Христос изгоняет легион бесов, и здесь имеет  место   очень важный момент, связанный с немощной попыткой дьявола обмануть Христа. Обычно  дьявол от Христа, мы знаем по Евангельским отрывкам, бежит, или скрывается, или  говорит какие-то слова ненависти, а здесь происходит следующее. Они попросили Иисуса, чтобы Он не велел им идти в бездну. То есть в небытие, в пустоту, в никуда. И тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы попросили Его, чтобы Он позволил им войти в них. И Он позволил. Итак, они просят разрешить низвергаться в бездну и тут же входят в стадо свиней. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с  крутизны в озеро и потонуло. Попытка бесов обмануть Христа оказалась совершенно бессмысленной. Бес, даже полагая, что он поступит иначе, всегда стремится к бездне. Всегда стремится к небытию. Григорий Богослов говорит о небытийности зла, то -есть зло не существует. Зло-  это вакуум добра. И они  бросаются в бездну,  и стадо свиней утопло.  Попытка обмануть Христа состояла в том, что бесы представили себе, будто Христос не знает, что  с ними случится. Попытка обойти Его, попытка совершенно нелепая. Я бы сказал - абсолютно бесовская попытка поставить Христа в неловкое положение. Но Он знал.

http://radonezh.ru/text/esli-umershie-sn...

О внимании В духовной практике – при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда – сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания – важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом. Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит. Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Чт о мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия. В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью. Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

http://pravoslavie.ru/45357.html

Отделение 3-е. Восточные магометане и китайские в особенности, их учение, исторические памятники, полемические сочинения европейских ученых и миссионеров § 38. Магометане, их вероучение и Магомет по характеристике китайского мусульманина «Лю-цзе-лянь», Коран – его разделение и содержание 114 сур, происхождение и значение, места для сравнения с Библией и суры, ей противоречивые, переводы Корана и комментаторы Магометанское вероучение – «Цза-цзяо» или «цзе-цзяо», также – »Имани», с предстоятелем во главе – «Имаму» и муллами, – " Ахуны», имеет общее исповедание: «верую в самосущего Бога, явившего досточтимое имя свое делами; принимаю все постановления Бога», и Символ: «верую в истинного Бога; верую в небесных; верую в священные книги; верую в святых; верую в будущую жизнь; верую, что добро и зло предопределено от Бога; верую в воскресение мертвых». Главный толк в Китае – ханифы; есть старообрядцы толка шафира, их особенности: «при исповедании поднимают указательный палец; не снимают при известных молитвах башмаков; при заклании животного, или птицы, снимают прежде шерсть или перья, а потом уже режут и вынимают внутренности; полагают на каждую луну 30 дней, или ждут появления луны; после поклонения уйтар делают земной поклон». 81 Во многих городах и местечках Китая существуют мечети, или особые моленные в частных домах. Магомет. Из краткого содержания одного китайского сочинения, 82 по изложению о. арх. Палладия, избираем следующее с нашей точки зрения наиболее замечательное о личности лжепророка. В 1-х, в авторе мусульманине заметна цель – как можно выше и рельефнее во всех отношениях обрисовать высокую личность «святейшего Магомета», указать на тесную связь его лица и учения с лицом и учением Иисуса Христа, и что Коран, также может быть почитаем Богооткровением, восполняющим Новый Завет и служащим продолжением – Ветхого Завета, его обетований, пророчеств, предания с самого Авраама. Во 2-х, встречаются такие особенности, которые находим полезным воспроизвести. Именно: а) автор производит родословие Магомета с Адама; по объяснению, Адам значит «существеннейший смысл великой земли», а Магомет – «прославляемый по всему небу» и святейший из всех; «прежние святые только приготовили тесто, а Магомет испек лепешки», Бог изрек Иисусу: «если не ради Магомета, я не сотворил бы вселенной, людей и ангелов», б) «Кишан посланный Бубекром к владыке Руми, объясняет ему пять родов приветствий и поклонений, и главное начало учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

П.П. Петрушевский Б. Самария Историческое значение страны, судьба царства Израильского и происхождение самарян. К северу от Иерусалима тянется дорога в Назарет и далее – в Дамаск. Дорога эта лежит чрез обширную и богатую естественными произведениями страну, известную как в древности, так и ныне под именем Самарии и занимающую центральное положение в земле обетованной. При разделении земли обетованной во дни И. Навина, страна эта досталась главным образом колену Ефемову, половине колена Манассиина и отчасти также колену Иссахарову. Отсюда она еще в древности носила название «горы Ефремовой» ( Нав.20:7; 21:21 ; 3Цар.12:25 ; 1Цар.7: 67 ), соответственно «горе Иудиной» в Иудее 28 . Славная участь была предсказана патр. Иаковом колену Ефремову, которое произошло от любимейшего из сыновей его: «Иосиф – отрасль плодоноснейшего древа, – говорил Иаков в предсмертном благословении Иосифу и его сыновьям Ефрему и Манассии, – отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною... Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословение гор древних и приятности холмов вечных...» ( Быт.49:22,25,26 ). В этом благословении, по указанию самого Иакова ( Быт.48:19 ), преимущественнейшее благословение должно было принимать колено Ефремово. Еще в период судей Ефремово колено становилось иногда во главе прочих колен ( Суд.8:1–3; 9–12 ), а с разделением царств оно приобрело первенствующее положение в Израильском царстве, сделавшись средоточием его, подобно тому, как Иудино колено с городом Иерусалимом было средоточием царства Иудейского. Многолюднейшее и богатое естественными произведениями страны царство Израильское высоко превознеслось, но уже в самом начале своего политического бытие изменило Богу истинному. Служение золотым тельцам в смешении с другими языческими обрядами здесь держалось непрерывно, и никакие обличение пророков (Илии, Елисея и др.) не могли вразумить и исправить гордых сынов царства Израильского, которые как будто обезумели от своего богатства и силы: «горе венку гордости пьяных Ефремлян, – говорил пророк Исаие в обличение жителей царства Израильского, – увядшему цветку красивого убранства его, который на вершит тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 27 Псалом Давиду По мнению Феодорита Давид сочинил и сей псалом, когда еще был гоним от Саула(1). Но приличен и каждому человеку, подвергнувшемуся бедствиям. (1) Кирилл говорит, что этот псалом поется и от лица уверовавших во Христа, когда они призывают Его на помощь. То же говорит и Афанасий. Пс.27:1 .  К Тебе, Господи, воззову Господи, говорит, к Тебе одному буду взывать (сильно), так как на одного Тебя я взираю, ибо я оставлен всеми сильными В войне. А взыванием выражает великое напряжение и силу молитвы(1). (1) Великий Василий говорит: не пропускай мне слова: воззову. Но узнай, что когда кто просит у Бога земного, употребляет слабый голос, а когда небесного, сильно взывает и вопиет. Почему в писаниях святые взывали к Богу. Также Феодорит: Воззову, поставил не в отношении к голосу, а в отношении к усердию и сильной и прилежной молитве. Боже мой! да не премолчиши от Мене Не пропусти меня (слова мои), говорит, Господи, мимо слуха. Ибо это означает в переносном смысле – премолчи. Потому что, по словам Феодорита, те, которые не хотят выслушать кого-либо, молчат, и ничего не говорят к тем, которые домогаются чего-либо у них. Да не когда премолчиши от Мене Не пропусти, говорит, мимо слуха, Господи, когда-либо слова мои, поелику я имею нужду в Твоей помощи. И уподоблюся нисходящим в ров Если, говорит, Ты Господи, не услышишь меня и не поможешь мне, я тотчас сравнюсь с мертвыми, иначе – умру. Ибо рвом называется гроб. Или под рвом должно разуметь пропасть, в которой уже не может быть подана помощь тому, кто впадет в нее, по причине безысходности ее и невозможности освобождения от оной. Пс.27:2 .  Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит Феодорит. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им ( Псал.2:4 )(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 68 В конец. О изменившихся. Псалом Давиду Этот псалом надписан «в конец», потому что имеет в виду конец и исполнение содержащихся в нем пророчеств; далее: «о изменившихся», потому что упоминает о перевороте и изменении дел. По словам Феодорита, он составлен от лица порабощенного в Вавилоне еврейского народа, судьба которого (после) изменилась. Ибо бывшие рабами сделались свободными и, вместо чужой страны, стали жить в своем отечестве. Этот же псалом соответствует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе. (1) (1) Божественный Кирилл и согласно с ним Афанасий говорят, что сей псалом содержит молитву Христа от лица человечества и причины, по которым иудеи распяли Его и последовавшие за крестом бедствия иудеев, также введение евангельской жизни. К сему присовокупляет Феодорит, что сей псалом содержит пророчество о страданиях Спасителя и за причинение оных совершенную погибель иудеев. Пс.68:2 .  Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея! Водами Давид называет здесь наводнение скорбей и искушений, наносимых видимыми, или невидимыми врагами; глубина сих искушений потопляет того, кто падает в оные. Воды, говорит, искушений, победив тело мое, дошли даже до души моей, каковым выражением указывает на чрезмерность печали и скорби. Пс.68:3 .  Углебох в тимении глубины (в глубоком болоте я погряз) и несть постояния (и не на чем стать). Тимение глубины есть низменное место с глубокою водою, наполненное грязью (1). Слова сии заключают не собственный смысл и взяты от подобия: как те, говорит, которые падают в самое низкое, грязное и топкое место, не находят дна, или надежного места, на котором могли бы остановиться, но глубже и глубже погружаются; так и я, падши в глубину скорбей, не нахожу способа освободиться от них. (1) Божественный Кирилл думает, что это сказывается от лица Христа, когда Он смирил Себя, сделавшись послушным даже до смерти. И Афанасий также говорит: Поелику Он взял на себя грехи наши и изнемогл за нас: то по справедливости молится о избавлении Его от искушений, которые, на подобие потока, окружили Его душу. То же говорит и Евсевий. Слова Дидима: Просители за провинившихся пред царем, чтоб оказать им помощь, сказываемое ими усвояют себе и святые, сказывая за других, говорят: мы согрешили, сделали беззаконие, учинили неправду. Посему не гораздо ли более Спаситель по чрезмерной попечительности своей сделался ходатаем за весь мир, хотя Он, как Бог, есть и податель просимого?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Жертвенник (Altar) Жертвенник в наибольшей степени выражает библейский образ богослужения и религиозной преданности. Не будет преувеличением сказать, что в ветхозаветном поклонении возведение жертвенников или паломничество к ним для принесения жертв служат самым очевидным проявлением преданности истинному Богу. Жертвенники в Ветхом Завете . В Библии жертвенник «строится» или «создается» из глиняных кирпичей, обработанных камней или дерева, часто украшенного драгоценным металлом. Он представляет собой возвышающийся помост (высотой в три локтя или примерно пять футов – согласно описанию скинии в Исх.27:1 , десять локтей или примерно семнадцать футов – в храме Соломона, 2Пар.4:1 ), на котором горит огонь. Сама его форма напоминает стол или очаг ( Иез.9:2 ). На верхних четырех углах многих израильских и хананейских жертвенников устанавливались наконечники, называвшиеся «рогами». Жертвенники располагались под открытым небом в поле, на высоте или во дворе храма, чтобы дым от них мог беспрепятственно подниматься к небу. На четкую определенность конструкции указывают связанные с ними глаголы: их «устраивают» или «ставят», а при ремонте «восстанавливают» или «очищают». По сути, со времен Синая их конструкция следует неизменному образцу ( Исх.27:1–8 ). Поэтому Ахаз отошел от божественного порядка, приказав построить жертвенник по модели, увиденной им в Дамаске ( 4Цар.16:10 ), а размеры медного жертвенника Соломона превысили указанные в полученной у горы Синай инструкции. В истории богослужений Израиля возобладала тенденция к поклонению с одним жертвенником в одном месте: в главном святилище иерусалимского храма ( 2Цар.24:18–25 ; 1Пар.21:18–30 ). В Библии говорится, что такие жертвенники, как устроенный в Вефиле ( 3Цар.12:33 ) или в других святых местах, обрекаются на разрушение ( 3Цар.13:1–3 ; 4Цар.23:15 ). Поэтому нет ничего удивительного, что в библейском тексте упоминания о жертвенниках во множественном числе почти равнозначны осуждению языческого влияния и часто сопровождаются словами, связанными с разрушением. Жертвенники могли ставить Авраам, Иисус Навин, Давид или Соломон, но это всегда были «жертвенники Господу», посвященные поклонению только Ему. В этом смысле жертвенник представляет собой средоточие жизни в заветных отношениях. Авраам воздвиг несколько жертвенников в местах, где он «призывал имя Господа» и ставил вехи земли обетованной, однако именно установление главного святилища определило центр Израиля на его святом пространстве. Другие святилища с их жертвенниками, другие святые места и древние традиции, претендовавшие на положение «центра», были явно или неявно обречены на исчезновение и, в конечном счете, сохраниться не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010