Священномученик Владимир отмечает, что вопрос терминологический не является главным, и гораздо более важно, почему Библия в некоторых случаях не благословляет вино и призывает к трезвости. Комментируя запрет священникам употреблять вино и сикеру в период совершения ими богослужения, чтобы они могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого ( Лев.10:810 ), он говорит: «Так как алкоголь, как сказано выше, ослабляет и отуманивает самыя тонкия движения и чувствования, а иногда рассеивает и то тяжёлое душевное настроение, которое называют „божественным голосом внутри нас”, совестию, то нужно избегать его не ради только того действия, которое происходит от злоупотребления, но и ради всякаго простого действия, производимаго и умеренным употреблением». Именно поэтому Библия предоставляет немало примеров полного воздержания от вина, как угодных Богу. В Ветхом Завете мы встречаем первые примеры трезвости, которая приветствуется, а в некоторых случаях прямо предписывается Богом. Так, примерами ветхозаветных трезвенников являются Самсон ( Суд.13:7 ), назореи ( Числ.6:34 ), семейство Рехавитов ( Иер.35:6 ). Новый Завет продолжает ветхозаветную традицию, резко осуждая пьянство (см.: 1Кор.6:10 ), представляя примеры трезвости. Святой пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн стал первым новозаветным трезвенником ( Лк.1:1415 ). Апостол Иаков брат Господень, первый архиерей Иерусалимский, автор соборного послания, был назорей от рождения. Трезвенником был и апостол Тимофей, и только его болезнь подвигла апостола Павла посоветовать Тимофею употреблять малое количество вина вместе с водой ( 1Тим.5:23 ). Культура трезвости у древних народов Одним из часто употребляемых аргументов против трезвенного движения является мысль о том, что многие народы, а в том числе ветхозаветный народ и народы, принявшие христианство, употребляли вино, и никакого трезвенного движения в них не возникало. В ответ на это необходимо отметить, что призыв к умеренности звучал среди народов, знакомых с вином, совершенно в другой культурной обстановке. Неотъемлемой частью всех древних культур была культура трезвости.

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

Ибо иначе как мог так дерзновенно противоречить ему в Антиохии апостол Павел и даже бросить ему упрек в лицемерии? Святой Иларий Пиктавийский выводит отсюда заключение о равенстве по достоинству Петра и Павла: «Кто же осмелился бы противостать святому Петру, главе апостолов, как не иной, подобный ему, который с верою в свое избрание, сознавая, что он и сам не неравен ему, мог твердо порицать первого за его неблагоразумный поступок?». Далее, как могли апостолы послать Петра вместе с Иоанном в Самарию? Зачем нужен был тогда собор Апостольский? Как могло произойти (пускай временное и фактически не вполне соблюдавшееся) разграничение поля деятельности между Петром и Павлом (разумеется, братская связь апостола Павла и основанных им Церквей с изначальной Церковью, Иерусалимской, не порывается и не ослабляется, но остается живой и деятельной, и апостол Павел чувствует себя единым с прочими апостолами: Я ли, они ли – мы так проповедали, вы так уверовали 85 ); как мог бы Павел так подчеркивать, что источник его веры – не авторитет Петра и других столпов, а откровение Иисуса Христа 86 и что поэтому он всецело равен по достоинству другим апостолам? Если бы апостол Петр был единодержавным руководителем Древней Церкви, наподобие нынешнего папы в католичестве, то как могли бы быть рядом с ним и другие столпы – Иоанн, любимый ученик, и Иаков, брат Господень, первый предстоятель (после Петра, которого он заменил в этой руководящей роли) матери Церквей – Церкви Иерусалимской? Итак, Петр обладал неким преимущественным авторитетом среди апостолов, ему принадлежала руководящая роль, но о владычестве Петра, но о господстве Петра (совершенно иначе звучат слова самого Петра: Пастырей ваших умоляю я, сопастыръ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться, – 1Пет.5:1 ), но о непогрешимости Петра мы ничего не знаем ни из Писания, ни из Предания Церкви. То, чего он не имел, не мог он передать и своему «преемнику». И еще раз ставится тут вопрос: кто его «преемник»? Почему только епископ Римский, а не в равной степени епископ Церкви Антиохийской и епископ Церкви Иерусалимской? Ибо до Иакова, брата Господня, руководящая, предводительствующая роль в матери Церквей – Церкви Иерусалимской принадлежала, несомненно, Петру, а по древнему преданию, засвидетельствованному уже у Оригена , в Антиохии (где первые верующие стали называться христианами – см.: Деян.11:26 ), первым епископом был Петр («Игнатий – второй епископ после Петра»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Евангельское наставление продолжили апостолы. В самый день Сошествия на них Святого Духа апостол Петр учит уверовавших в Воскресшего Христа: Спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2, 40), понимая под этим родом неверующих в Господа. Эта же мысль встречается постоянно в посланиях апостолов. Так, святой Иаков, нареченный брат Господень, пишет: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мipoм есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мipy, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Здесь не было речи о каких-то супружеских изменах, поэтому слово прелюбодеи относится просто к мipoлюбцaм, которые, любя мip, изменяют своему Богу, своему христианскому имени. Не менее категоричен и святой Иоанн: Не любите мipa, ни того, что в мipe: кто любит мip, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мipe: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мipa сего. И мip проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 15-17). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская суть основные страсти, удобно поддерживаемые и развиваемые жизнью по правилам мipa. Сюда можно отнести и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие (похоть плоти), постоянное рассеяние и окамененное нечувствие (похоть очей), тщеславие и честолюбие (гордость житейская в отличие от гордости духовной). Без отречения от мipa никому не освободить своего сердца от этих страстей. Апостол Павел также постоянно делает различие между внутренними (Церковью) и внешними (мipoм) и велит устраняться от соблазнительных примеров: Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мipa сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мipa сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5, 9-11). Имеется в виду, что контакты с блудниками мipa сего поневоле остаются, но на самом поверхностном уровне: соседских, торговых, совместных рабочих отношений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2193...

1. Святитель Епифаний Кипрский . Он (т. е. Иисус Христос) есть Архиерей и первостоятель архиереев, после того, как постановлен Иаков, именуемый брат Господень и апостол, первый епископ… Посему, как сказано, Господь наш Иисус Христос священник во веки по чину Мелхиседекову… И Царство Его не есть земное, как сказал Он в Евангелии Понтию Пилату: Царство Мое не от мира сего ( Ин.18:36 )… Даровал Он царство поставленным от Него… (И) пребывает престол Его, царствию Его не будет конца, воссядет на престоле Давида, представив царство Давидово и вместе с первосвященством даровав его слугам своим, то есть архиереям Вселенской Церкви (Творения Епифания Кипрского , часть 1, стр.203–207, Москва, 1863 г.). Как всякий может видеть из этих слов святого отца, первосвященство и архиерейство Христово для Его Святой Церкви выражается, между прочим, в том, что Христос является первостоятелем ее архиереев. Ничего такого у старообрядцев 180 лет не было. Явно, что и Христос епископом их за это время не был. Далее. Святой отец свидетельствует, что Царство Христово вместе с престолом Его даровано Христом «поставленным от Него», и именно «архиереям Вселенской Церкви». Старообрядцы в течение 180 лет никаким поставленным от Христа архиереям Вселенской Церкви дарованы и поручены не были. Явно, что их общество не Царство Христово, и они, старообрядцы, к сынам Царствия Христова не принадлежат. 2. Книга о вере, л.59 об. Апостолы и по них восприемники их, пастыри и учителя, архиепископы и епископы – служители суть величеству смотрения Его (т. е. Иисуса Христа) имже и спребывати до скончания века обетование сотвори, и по Своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез патриархи, архиепископы и епископы. Из этого свидетельства «Книги о вере» видно, что «архиепископы и епископы – служители суть величеству смотрения» Христова о Его Святой Церкви. У старообрядцев 180 лет этих служителей величеству смотрения (т. е. промышления и попечения) Христова о Его Святой Церкви не было. Явно, что за все это время Христос не промышлял о старообрядцах так, как он обычно промышляет о Своей Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Так святой Павел, сверхъестественным действием Божией благодати, из такого ревнителя закона был преобразован в совершенно отрешенного от всякой связности узами закона, и убеждением ума, и чувствами сердца, и самым делом; и в этом новом состоянии назначен был проповедать чистое, совершенно отрешенное от всякой примеси иудейства Евангелие среди языков. Почему и есть Апостол языков. Но как святой Петр называется назначенным для проповеди только иудеям, ибо, говорил, мне вверено благовестив необрезания, как Петру обрезания, тогда как и святому Петру, и прочим всем Апостолам Господь заповедал: шедше научите вся языки (ср.: Мф. 28, 19)? Святой Павел берет здесь состояние деятельности Апостолов, как она была в то время, которого касается его повествование. Ход же деятельности святых Апостолов можно представить в таком виде. Сначала все они действовали в Иерусалиме. Когда в Иерусалиме прочно уже утверждена была Церковь, они разошлись по всем другим городам и селениям Палестины. Основав и здесь Церкви, разошлись по всему миру, куда кого определил Бог. В Иерусалиме, для окончания продолжавшегося дела обращения иудеев и для руководства на случай недоумений всех других Церквей, оставлены, по общему совету и, может быть, указанию свыше, Петр, Иоанн и Иаков (не Зеведеев, а брат Господень), первый предстоятель Иерусалимской Церкви. Так было во время Собора. Петр и кои с ним в это время заняты были исключительно устройством Церквей среди иудеев. И святой Павел мог сказать, что ему вверено утверждение веры между обрезанными. Петр здесь один ставится как представитель прочих, первый между ними. Наши восточные толковники при объяснении этих мест всегда и говорят: Петр и кои с ним Святой Павел только свое служение хотел отособить от других. Как пред ним был главным деятелем из числа других Петр, то с ним одним себя и сопоставляет Амвросиаст пишет: «именует только Петра и себя с ним сравнивает. Как тот получил первенство в основании Церкви из иудеев; так и себя выставляет он избранным к тому, чтобы первенствовать в основании Церквей из язычников, так, однако ж, чтоб и Петр проповедал язычникам, когда нужда, и Павел иудеям. Тот и другой действительно так поступали. Но полное распоряжение в проповедании веры среди иудеев признается за Петром, а полное распоряжение в проповедании ее среди язычников за Павлом. Почему он и называет себя учителем языков в вере и истине (см : 2 Тим. 1, 11). Всякий из них получил назначение по силам своим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Апостолы и сотрудники их обращали к Христу людей образованных, христианство распространялось первоначально не по деревням и местам мало известным, но по лучшим городам образованного мира, и образованные лица из первых христиан оставили нам свои писания, ясно свидетельствующие о том, что Евангелия наши написаны действительно апостолами и учениками их. Таким образом, Евангелия наши твердо основаны, несмотря на то, что многие другие писания христианских мужей, известные в древности, особенно из первой половины второго столетия, до нас не дошли 76 , вновь же открывающиеся в наши времена древнейшие памятники письменности еще более подтверждают подлинность Евангелий. Христианская наука тверда и непоколебима. В тех странах христианских, в которых свобода слова устного и печатного в деле веры доведена до самых крайних пределов, где даже и высшие представители власти на стороне врагов Креста и Евангелия, есть многие миллионы истинно верующих христиан и между ними очень многие высокообразованные люди, которые мечем слова, рассекают многоразличные сети, хитро сплетаемые антихристианской наукой для привлечения душ человеческих в лагерь неверия. Христианству угрожает опасность не столько от неверия научного, сколько от маловерия и неверия практического или деятельного, от распространения нехристианских обычаев и от жизни христиан, противной Евангелию. Многие, очень многие из христиан нашего времени нуждаются в том, чтобы в сердцах их глубже напечатлелись слова Спасителя: покайтеся и веруйте во Евангелие. Беседа 14. О несомненной истинности евангельской истории на основании посланий св. апостола Павла Сосуд избран Ми есть сей прοнести имя Мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми, сказал Господь Анании о святом апостоле Павле ( Деян.9:15 ) В прошедших беседах мы доказывали подлинность четырех святых Евангелий или происхождение их от самовидцев Иисуса Христа и спутников их. Кроме четырех евангелистов есть еще четыре лица, писания которых приняты Церковью в собрание новозаветных книг. Это апостол Петр, написавший два послания, апостол Павел, написавший четырнадцать посланий, апостолы Иаков, брат Господень, и Иуда, написавшие по одному посланию. Из этих четырех лиц мы остановим внимание на св. апостоле Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Нет никакого сомнения, что первое апостольское правило о том, чтобы епископ поставляем был двумя или тремя епископами, ведет свое начало от самих апостолов. Соблюдение такого правила видим мы в апостольской церкви, именно в примере самих апостолов. Так, апостол Павел пишет к епископу Тимофею: «Не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» (Тим.4:14); здесь под именем священничества (πρεσβυεριον) все православные толкователи разумеют собор старейших пастырей церкви, среди которых первенствовал сам апостол Павел 36 . По свидетельству святого Климента Александрийского , святой Иаков, брат Господень, был рукоположен в епископа Иерусалимского апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном 37 . Такой образ поставления епископов с самых времен апостольских сделался общим и неизменным правилом по всем христианским церквам 38 . Что же касается до второго апостольского правила, предписывающего епископу поставлять пресвитера, диакона и прочих клириков, то и оно, несомненно, апостольского происхождения. Так, право рукополагать пресвитеров и диаконов сообщено епископам от самих апостолов, как видно из ясных слов апостола Павла к епископу Титу: «Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченное исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры: яко же тебе аз повелех» (Тим.1:5) и Тимофею: «Руки скоро не возлагай ни на кого же» ( 1Тим.5:22 ). А что епископам сообщено право рукополагать и диаконов, это видно из примера апостолов, которые, рукоположив пресвитеров ( Деян.14:23 ) и семь диаконов ( Деян.6:6 ), без всякого сомнения повелели делать то же самое и своим преемникам. Но некоторые ученые стараются доказать позднейшее происхождение этого правила тем, что при апостолах степени епископская, пресвитерская и диаконская не были еще точно разграничены и названия епископа и пресвитера часто усвоялись одним и тем же лицам, между тем как в рассматриваемом правиле эти степени ясно различаются. Правда, что в писаниях апостольских иногда упоминается только о епископах и диаконах 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Но так как церковная практика первых трех веков в самом действии своем дает видеть те постановления, которые в письмени мы находим между правилами, известными ныне под именем апостольских, и так как многие из этих правил составляют, как увидим ниже, повторение постановлений, изложенных в посланиях апостольских, то мы с полною уверенностию смеем утверждать, что все рассматриваемые нами правила произошли от изустного предания и учреждения апостолов и что мужи апостольские, стараясь изложить их в письмени, позаботились в то же время изъяснить и пополнить их, смотря по обстоятельствам. Дабы убедиться в том, что все правила, известные ныне под именем апостольских, действительно те самые, которые апостолы предали устно, постараемся доказать их происхождение из самого содержания. И так как содержание правил весьма разнообразно то рассмотрим каждое из них порознь в том порядке и составе, как изложены они в книге правил, изданной от св. Синода, а где можно будет, рассмотрим несколько правил, сходных по содержанию, вместе. Нет никакого сомнения, что первое апостольское правило о том, чтобы епископ поставляем был двумя или тремя епископами, ведет свое начало от самих апостолов. Соблюдение такого правила видим мы в апостольской церкви, именно в примере самих апостолов. Так, апостол Павел пишет к епископу Тимофею: " Не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества " (Тим.4:14); здесь под именем священничества (ευεο) все православные толкователи разумеют собор старейших пастырей церкви, среди которых первенствовал сам апостол Павел По свидетельству святого Климента Александрийского, святой Иаков, брат Господень, был рукоположен в епископа Иерусалимского апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном Такой образ поставления епископов с самых времен апостольских сделался общим и неизменным правилом по всем христианским церквам Что же касается до второго апостольского правила, предписывающего епископу поставлять пресвитера, диакона и прочих клириков, то и оно, несомненно, апостольского происхождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

А если от необходимости — это уже не добродетель. «Какая честь огню, что он жжет? — продолжим словами св. Григория Богослова, доказывающего, что невольное целомудрие скопцов — не добродетель. — Жечь — природное его свойство. Или — воде, что течет вниз? Это свойство дано ей от Творца. Какая честь снегу, что он холоден? Солнцу, что светит? Оно светит и поневоле. Покажи мне, что желаешь добра…» Богохульничают еще неверы и так: сравнивают Бога с отцом, который, чтобы испытать сына, намеренно вводит его в искусительное и опасное состояние. Но, говорит святой апостол Иаков, брат Господень, Бог не искушает ни ко-гоже (Иак. 1, 13). А Адам, как говорит святой Макарий Египетский (см. выше), обладал великими дарами благодати Св. Духа. И Господь оградил его со всех сторон, оставалось Адаму только пожелать добра. Если же требовать, чтобы Бог еще создал в нем Сам и это желание добра, то что же остается на долю свободного человека? Не значит ли это сокрушать эту самую свободу и спасать насильно? Итак, не было ни искушения, ни насилия. «Но к чему, говорят, заповедь? Зачем среди рая древо познания, искушение, случай греха?.. — Что касается до древа познания, то оно было простое средство, которым свобода могла обнаружить принятое ею направление к добру или ко злу. В пустыне при Синае евреи, не имея из чего сделать идола, слили его из золотых серег, которые они взяли из ушей своих жен и дочерей (Исх. 32, 2–4). Не женские же украшения были причиною идолопоклонства. Ив раю человек, возмечтавший быть равным с Богом и независимым от Него, нашел бы и иное средство, которым бы обнаружил свое отпадение от Бога, если бы не было запрещенного древа». Но зачем заповедь? «Затем, — отвечает святой Григо-рий Богослов, — чтобы, сохранив ее, заслужить славу. Дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы». «Заповедь, — говорит святой Иоанн Златоуст, — для того, чтобы человек, возносясь мало-помалу мыслью, не подумал, будто все видимое существует само собою, и не возмечтал высоко о своем достоинстве, а чтобы, напротив, помнил, что и у него есть Господь, по благости Которого он пользуется всеми благами» 4 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Глас 2: Как Господень ученик, принял ты, праведный, Евангелие,/как мученик имеешь волю непреклонную,/дерзновение — как брат Божий,/ дар ходатайствовать — как иерарх./Моли Христа Бога о спасении душ наших. Глас 4: Бог — Слово, Единородный от Отца,/пришедший к нам в последние дни,/поставил Тебя, Иаков боговдохновенный,/Иерусалимлянам первым пастырем и учителем/и верным управителем таинств духовных./Потому все мы чтим тебя, Апостол. Глас 3: В Mvpax ты, святой, явился совершителем священнодействий,/ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный,/положил ты душу свою за людей твоих/и неповинных спас от смерти;/потому был ты освящен,/как великий служитель таинств Божией благодати. Глас тот же: Великого в бедах защитника,/язычников побеждающего,/в тебе, страстотерпец, обрела вселенная./И как ты низверг гордыню Лия,/на борьбу вдохновив Нестора,/так, святой Димитрий, Христа Бога моли,/да дарует Он нам великую милость. Глас тот же: Страстотерпец святой и целитель Пантелеимон,/умоли милостивого Бога,/да согрешений отпущение/подаст Он душам нашим. Глас 8: Святые бессребреники и чудотворцы,/посетите немощи наши;/даром вы получили благодать,/даром подайте и нам. Глас 2: О величии твоем, девственник, кто может рассказать?/Ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления,/и ходатайствуешь о душах наших,/как богослов и друг Христов. Богородичен, глас тот же: Горячее Ходатайство и Стена неприступная,/милости Источник, мipy Прибежище!/Мы усердно взываем к Тебе:/«Богородица Владычица, поспеши/и от бед избавь нас,/единственная скорая Заступница!» Диакон: Будем внимать. Первый из священников: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 Диакон: Премудрость. Чтец: Соборного послания святого апостола Иакова чтение. Диакон: Будем внимать. Послание Иакова, зачало 57б Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас «да» — да и «нет» — нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами — пусть молится. Бодр ли кто духом — пусть поёт. Болен ли кто между вами — пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Иак 5:10–16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010