Впечатление от слов Петровых было таково, что всё собрание умолкло, то есть прения совсем прекратились. Как показывает дальнейшая история христианства, лжеучение иудействующих не было совсем и сразу искоренено и долго ещё продолжало волновать Церковь , но здесь, на собрании, оно было побеждено словами Петра, и поборники его затихли. Спокойно и молча, без перерывов слушало всё собрание Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников во время их миссионерского путешествия. Всё это подтверждало истину того, что говорил Пётр, то есть то, что обращение язычников ко Христу помимо иудейского закона есть дело Божие и что, следовательно, не нужно христиан из язычников принуждать к исполнению Моисеева закона. Затем начал речь святой Иаков, брат Господень, которому, как предстоятелю Иерусалимской церкви и вместе с тем как председателю собора, принадлежало последнее слово. Слово его было решающим ещё потому, что сам он слыл строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев наименование «праведного». Речь святого Иакова состоит из двух частей: в первой он подтверждает истину слов апостола Петра пророческим словом, во второй предлагает окончательную формулу решения собора. Замечательно утверждение Иакова, что «Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё». До сих пор иудеи думали, что только они – избранный народ Божий, теперь святой Иаков свидетельствует, что и христиане из язычников – такой же избранный народ Божий, как и евреи. В доказательство он ссылается на пророчество Амоса (9:11), в котором Бог обещает восстановить падший дом Давидов, так что он будет царствовать над всеми народами, которые обратятся к истинной вере. Здесь разумеется устроение Мессиею Царства Божия на земле, в которое войдут не только иудеи, но и язычники. Во второй части своей речи святой Иаков предлагает освободить обращающихся из язычников от исполнения закона Моисеева, а требовать от них исполнения только того, что и согласно с духом закона Моисеева, и не противно духу христианства, так называемых «заповедей Ноя»:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Когда святой апостол Матфий пришел в Македонию, то греки, желая испытать силу проповедуемой веры, дали ему выпить чашу с ядом, от которого человек тотчас же делался слепым. Святой Матфий выпил и не только сам не ослеп, но и исцелил от слепоты более 250 человек, возлагая на них руки и призывая имя Христово. Греки решили все-таки схватить его и посадить в темницу, но он стал для них невидим. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Так проходил святой апостол по странам, всех просвещая светом Евангелия. Из Македонии святой апостол Матфий снова вернулся в Иудею. «Ревности Божественныя исполнен», он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса Христа, не переставая духовно просвещать своих соотечественников. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа (по приказу Анана был сброшен с высоты храма апостол Иаков, брат Господень), приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ святой апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов святой апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову и объявили правительству, что его казнили за непокорность римскому императору. (Некоторые источники указывают, что святого апостола Матфия распяли на кресте, другие – что он скончался в Колхиде.) Смерть апостола за Христа последовала около 63 года. Русский паломник Антоний свидетельствовал, что еще в 1200 году глава святого апостола Матфия находилась в Константинополе, в храме во имя Двенадцати святых апостолов. Литература: Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под редакцией Е. Поселянина. Месяц август. СПб., б. г. Преподобнаго Макария Оредежскаго, Новгородскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ин. 19, 26–27)? Историческая память Церкви всегда хранила и берегла веру в Приснодевство Богородицы – в то, что Она была Девой до Рождества Христова, в Рождестве и по рождении Спасителя. Слово «присно» означает «всегда». Приснодева – всегда Дева. В Евангелии от Матфея приводятся такие слова жителей Назарета об Иисусе Христе: Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? (Мф. 13, 55–56). В другом случае также упоминается: И некто сказал Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12, 47). Упоминавшиеся здесь братья Иисуса Христа могли быть детьми Марии Клеоповой, двоюродной сестры Матери Господа, или детьми Иосифа Обручника от его первого брака. Братьями у евреев было принято называть не только родных, но и двоюродных, и троюродных, и вообще родственников. Святой апостол Иаков, брат Господень (см. Гал. 1, 19) был старшим сыном Иосифа Обручника от первой жены. По свидетельству Предания, он был особенно близок Иисусу Христу, несмотря на большую разницу в возрасте. Святой апостол Иуда Иаковлев был сыном Иосифа. В своем послании он сам себя называет рабом Иисуса Христа и братом Иакова (см. Иуд. 1, 1). Проблема неверия в девственную жизнь Пресвятой Богородицы появилась в период реформации вместе с появлением протестантизма, который в качестве протеста против злоупотреблений католицизма отверг в принципе и авторитет Священного Предания Церкви. Свидетели Иеговы не являются христианами, так как они отвергают важнейшие истины христианской веры, а именно веру в Божественность Иисуса Христа, Его Распятие на Кресте, Его телесное Воскресение, в Божественность Духа Святого, бессмертие человеческой души, воскресение мертвых, Церковь и все церковные Таинства, Приснодевство Пресвятой Богородицы и многое другое. По этой причине утверждения таковых «свидетелей» никак не могут соответствовать истине и учению Господа нашего Иисуса Христа.   • Могла ли святость Господа быть «срежиссирована» Его родственниками? Помогите, пожалуйста! Мне в голову лезут богохульные мысли о том, что раз Господь наш Иисус Христос имел родственников среди апостолов, и даже Иоанн Креститель – Его троюродный брат, то святость Господа «срежиссирована» Его родственниками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Водружается же престол во святой Божией Церкви во веки, имея достоинство по двоякому праву: и царскому и первосвященническому; по праву царскому от Господа нашего Иисуса Христа — двояко: и потому, что Он по плоти от семени Давида царя и потому, что... от века больший есть Царь по Божеству; по праву же священническому, — потому, что Он Архиерей и первостоятель архиереев, после того, как вскоре поставлен Иаков, именуемый брат Господень и апостол, первый епископ... Господь наш Иисус Христос — священник во век по чину Мелхиседекову, а вместе и царь по чину свыше... и царство Его не есть земное, как сказал Он в Евангелии Понтию Пилату... Не для того пришел Он, чтобы преуспеть на Царстве всегда царствующему, но даровал Он Царство поставленным от Него... Ибо пребывает престол его, царствию Его не будет конца, воссядет на престоле Давида, преставив Царство Давидово и вместе с первосвященством даровав его слугам Своим, то есть архиереям вселенской Церкви». Трудно яснее и выразительнее представить учение об едином источнике христианского священства, как сделано это св. Епифанием. Единственно, что не вполне ясно выступает в приведенных местах, это то, что передача архиерейства Церкви указывается в Иакове брате Господнем, так что как будто исчезает неразрывная связь служения апостольского и епископского, и Апостолы как бы исключаются из числа епископов. Но и этот пробел восполняет св. Епифаний в другом месте, из которого несомненно следует единство архиерейства в Церкви в лице Апостолов и в лице последующих архиереев. «Петр и Андрей — говорит св. отец в обличении ереси Коллиридиан, — Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Фома, Фаддей и Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Кананит и Матвей, избранный в положение двенадцати, — все эти избраны были в Апостолы, священнодействуя благовествование по всей земле, вместе с Павпом и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом, братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого епископа и от вышепоименованных Апостолов установлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Святой апостол говорит: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Вот какой вопрос он нам задает. Потому что мы считаем себя все верующими, но вера должна проявляться не только в том, что мы приходим в храм Божий. Дальше говорит апостол: «Если брат или сестра наги, не имеют дневного пропитания, а кто–нибудь из вас скажет: иди с миром, грейся и питайся, — но не даст им потребного для тела, — что пользы?! Так и вера: если не имеет дел — мертва сама по себе. Если скажет кто–нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела, — покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; но и бесы веруют — и трепещут». Бесы веруют в Господа, однако это их не спасает. Вера от добра неотделима! «Но хочешь ли ты знать, неосновательный человек, — продолжает апостол, — что вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего»  . Что все это означает? Что, конечно, своими подвигами, своими заслугами и никакими обрядами человек спасение получить не может! Потому что нет на земле спасения силой человеческой. Спасаемся мы только силой Божией! Поэтому вера — единственное, что нас связывает с Богом. Только верою спасаемся и приобщаемся к Богу. Но если наша вера ни во что не изливается, если она в жизни никак не проявляется, остается только на языке, — тогда это не вера, и она теряет свою спасительную силу. Она перестает быть настоящей верой, а становится ложной. Вот что, дорогие мои, нам завещает святой апостол Иаков, брат Господень. Эту мысль мы все должны вложить себе в сердце. И мы не должны думать, что сможем оправдаться тем, что говорим о себе: мы веруем, мы православные христиане, крещеные и причащающиеся святых тайн. Нет, скажет Господь, ты докажи свою веру и покажи ее плоды. Докажи ее терпением, докажи ее беззлобием, докажи ее милосердием, отзывчивостью, докажи ее желанием быть для людей нужным и полезным и послужить им. Докажи это, и тогда Господь увидит, что вера твоя подлинная и настоящая, имеющая силу спасти, поднять, воссоединить с Господом нашим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

8. Благовестнические труды прочих Апостолов    Как Апостол Павел был избран для распространения Евангельского света между язычниками, так Апостолы Петр, Иаков и Иоанн имели призвание к обращению иудеев. Первоначальным и главным поприщем их деятельности был Иерусалим. Апостол Петр преимущественно перед прочими содействовал учреждению первой Христианской Церкви в Иерусалиме и его окрестностях. После Апостольского Собора (50 г.), вышед из Иерусалима, он провел несколько лет в Антиохии, обошел Азийские Церкви, основанные Павлом, поставил во многих из них епископов, посетил Египет и рукоположил в епископа Александрийской Церкви своего постоянного сотрудника, Евангелиста Марка. Отсюда прибыл он в Рим и здесь кончил свою жизнь во время гонения на христиан при Нероне (67-го или 68-го года). Распинаемый, он просил палачей своих распять его вниз головою, считая себя недостойным уподобиться Господу в образе распятия и желая умереть с главою, преклоненною к стопам своего Учителя.    Апостол Иаков, сын Алфеев (Клеопы) и брат Господень, был предстоятелем Церкви Иерусалимской и своей святой подвижнической жизнью приобрел уважение даже от неверующих иудеев. Впрочем, это не спасло его от злобы фарисеев. Однажды на праздник Пасхи они возвели его на портик храма и потребовали всенародного отречения от Христа. Апостол, вопреки их требованию, торжественно и с силою исповедал Его Господом — обещанным Мессией: его извергли с портика, побивали камнями и, наконец, умертвили ударом палки по голове. Побиваемый, он кротко молился о своих врагах. Впрочем, не все иудеи были довольны его убиением: некоторые даже последовавшее разрушение Иерусалима признавали Божиим наказанием за беззаконный поступок с проповедником.    Апостол Иоанн жил в Иерусалиме до самого успения Богоматери, вверенной от Иисуса Христа его попечениям, и разделял с Петром труды проповедания Слова Божия. По успении Богоматери он перешел в Ефес и здесь в продолжение многих лет действовал словом, примером и писаниями к утверждению и распространению Церкви, основанной Апостолом Павлом. Во время гонения при Домициане он был сослан в заточение на остров Патмос, но при Нерве снова возвратился в Ефес и по-прежнему продолжал отечески заботиться о Малоазийских Церквах. При этом он обнаруживал самую трогательную кротость и снисхождение к падшим и большую строгость к лжеучителям. В глубокой старости, когда он чувствовал себя не в силах приходить в церковные собрания, он приказывал приносить себя и в назидание верующих постоянно говорил только следующие слова: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили однажды, почему он всегда одно и то же повторяет, он отвечал: «Такова была заповедь Господня; достаточно и одну ее исполнить». Он жил до времен Траяна и умер в 105 году по Рождестве Христовом. Со смертью его кончился век Апостольский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Примечательно, что никакой иудейской обрядности над ними в тот момент не было совершено, но дарованный от Бога Святой Дух воочию свидетельствовал, что не было никакого различия между крестившимися язычниками и другими людьми, уверовавшими во Христа. Как опять-таки толкует слова апостола Петра святитель Иоанн Златоуст: «По вере одной, говорит, они получили то же самое. Это может научить, что одна вера, а не дела (закона Моисеева) и не обрезание». Стало быть, вера стоит выше любого закона и всякой, даже самой древней обрядности. Вот почему апостол Петр вполне категорично и определенно говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Бог может спасти всех верующих в Него, если только вера эта будет сильной и искренней. Вера дарует плоды Божественной благодати. Апостол Петр, обращаясь к своим братьям во Христе, убежденно утверждает: Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Мнение апостола Петра полностью разделяли апостолы Павел и Варнава, рассказавшие высокому собранию, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. С решающим словом на Соборе выступил Иаков, брат Господень, предстоятель Иерусалимской Церкви, строгий законник, от юности посвятивший себя Богу и соблюдавший строгое воздержание. За чистоту непорочной жизни его даже стали именовать «Обли» или «Офли», что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли «праведнейшим из всех». Естественно, речь такого выдающегося человека имела для всех собравшихся особое значение. Апостол Иаков, приводя древние пророчества, утверждает не только за иудейским, но и за всеми другими народами право призывать Истинного Бога: Чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы. Если бы крещение язычников не было угодно Богу, то Вседержитель не допустил бы того, поскольку все мы знаем, что ведомы Богу от вечности все дела Его. А раз так, то и не стоит вмешиваться в Божественную премудрость человеческими установками или измышлениями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Андрей претерпел мученическую смерть в Малой Азии. Он был распят на кресте особой формы, который поэтому называется Андреевским. Память святого апостола Андрея Первозванного празднуется в день его преставления 30 ноября/13 декабря. Вопросы. (1) Почему святой апостол Андрей называется Первозванным? (2) Кто был его братом? (3) Где он проповедывал? (4) Что он сделал на Киевских горах? (5) Что он предсказал? (6) Какою смертью скончался апостол Андрей? ТАБЛИЦА 2.7.1 - СПИСОК КНИГ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЕВАНГЕЛИЕ (4 книги) Матфей: 1-е Евангелие (из 12-ти ап.) Марк: 2-е Евангелие (из 70-ти ап.) Лука: 3-е Евангелие (из 70-ти ап.) Иоанн: 4-е Евангелие АПОСТОЛ (23 книги) Лука: Деяния Иаков: Послание (брат Господень) Петр: Послания (2)(брат ап.Андрея) Иоанн: Послания (3) Иуда: Послание Павел: 1. Послание к Римлянам 2. Послание к Коринфянам (2) 3. Послание к Галатам 4. Послание к Ефесянам 5. Послание к Филиппийцам 6. Послание к Колоссянам 7. Послание к Солунянам (2) (или Фессалоникийцам) 8. Послание к Тимофею (2) 9. Послание к Титу 10. Послание к Филимону 11. Послание к Евреям Иоанн: Откровение (Апокалипсис) ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН 3.1 Гонение от иудеев Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан. Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство. В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко поддавили восставших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Но опять, так называемые братия Господни не были в числе двенадцати, как это ясно из Евангельских сказаний (см : Мф. 12, 46; 13, 55; Мк. 3, 31; 6, 3 и прочее). В первый раз они указываются в сонме верующих по вознесении Господа (см.: Деян. 1, 13—14), а потом и в числе проповедников Евангелия (см.: 1 Кор. 9, 5) Как же здесь святой Павел дает намек, что Иаков, брат Господень, был Апостол, ибо говорит: иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня? Но слова сии можно так изложить: иного, кроме Петра, из Апостолов не видал, видел же еще одного из знаменитых, именно Иакова, брата Господня. Или так это должно разуметь, что Иаков ради его святости и достоинства предстоятеля Иерусалимской Церкви почитался наряду с другими Апостолами и имя носил Апостола. Почему и святым Павлом так наименован. Блаженный Иероним пишет о святом Иакове: «он был первым предстоятелем той Церкви, которая первая собрана в Иерусалиме из верующих,—был, то есть, первым епископом Иерусалимским; он носил имя праведника и был столько свят и чтим от народа, что одни пред другими спешили коснуться края одежды его. Что святой Павел, кроме этих, никого из Апостолов не видел, это не потому, чтоб не хотел их видеть, но потому, чго они разошлись с проповедию Евангелия». Святой Златоуст обращает при этом внимание на другую сторону: «заметь,— говорит,— с каким почтением и сего наименовал он; ибо не сказал просто: Иакова,— но прибавил и почетное его имя. Так он был далек от всякой зависти! Ибо если бы он хотел только указать того, о ком говорил, то мог бы сие сделать, употребив и другой признак; например, мог бы сказать: сына Клеопова, как и Евангелист сказал. Но он не сказал так; но поелику он считал почетные наименования Апостолов и своими наименованиями, то, как бы почитая себя самого, и его величает. Ибо он не назвал его так, как я сказал, но как же? Братом Господним, хотя, впрочем, он не был братом Господним и по плоти, но почитался таким. Однако ж и это не остановило Апостола признать достоинство сего мужа. Он и во многих других местах показывает, что расположен был ко всем Апостолам так искренно, как ему было прилично».

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

Оскуде бо добродетель, любовь преста, простота духовная отбеже, зависть же и лукавство и ненависть водворися, ухищрения же и высокоумия исполнихомся. Сего ради отуждихомся 1436 всякого дарования духовного, якоже Апостол великий свидетельствует, глаголя: «идеже в вас распря и рвения и зависти суть, не плотски ли есте и по плоти ходите?». И паки: «плоть и кровь царствия Божьего не наследит». Прелесть велика сдержит нас, оставихом путь правый и учения святых Отцов, и ходим 1437 по своим волям, заблуждающе и мирскими молвами 1438 погружаеми: «оскуде бо, по Пророку, праведный от земли, и исправляющего в человеках несть». Горе нам, яко оставихом путь правый! Все обладать хотим, все учителями творимся быть, ни поне ученичество достигше: новоначальными бо многолетними обладать хотя и над семи 1439 высокоумствуют. Плакать ми и слезить находит, паче же плачу и тужу о лжах, живущих в человеках: ниже Бога боящеся, ниже человек стыдящеся, сплетаем лжива словеса на ближнего своего завистью, бесом подвижимы, якоже пишет святой Максим, сице глаголя: «завистливого печаль трудом составить 1440 едва возможешь; беду бо свою помышляет еже в тебе завидимое». Лют недуг душевный зависть: многа убийства завистью содеяшася в миру и многие страны запустеша; завистью бо подвижем Каин, братоубийтво сотвори, и оттоле убийство в мире вниде; зависти ради Иаков отчего дому отбегает и в работу Лаве 1441 предается, идеже 14 лет пребысть служа; завистью подгнещаемы братья Иосифова, продают 1442 его в Египет, идеже Господь прослави его и Египту всему царя сотвори того. И что ми многа глаголали? Самого Господа, Творца небу и земли, завистью жидове распяша его. Зла есть страсть зависть, и иже аще кто одержим таковой отрастью будет, несть ему спасения, аще не потщится такового недуга злого премениться; понеже яко убийца судится таковой, якоже и брат Господень Апостол Иаков глаголет: «убиваете и завидите, сваритесь и борете: еда едины поживете на земле?». Сего ради потщимся таковые страсти кроме быть; вместо же той, братолюбие стяжаем и спострадание, мир имуще в своей душе 1443 , якоже Апостолом учимы есмы: «мир, рече, гоните со всеми и святыню, еяже 1444 кроме никтоже узрит Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010