15. Святой апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимск...    Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви Иаков и Иоанн. Святой апостол Иаков был сродником Господа по плоти (или сын Иосифа от первой жены, или сын Марии, сестры Матери Божией) и потому называется братом Господним. Господь явился ему по воскресении и, как известно по преданию, поставил его епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющим столь важное значение для всего христианского мира. По этому именно значению предстоятеля Иерусалимской Церкви, как думают, ему предоставлено было и первое место (председательство) на апостольском соборе. Голос его здесь был последний, и решение, предложенное им, послужило как бы резолюцией собора.    Значение апостола Иакова еще более возвышала его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храм (Иерусалимский), там вставал на колени и молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.    Служение апостола Иакова было труднее среди скопища самых злых врагов христианства; но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его глубоко уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.    При таком значении апостола иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Албина (62 г. по Р.Х.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. Апостола вывели на портик храма и, после нескольких льстивых слов, пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» «Что спрашиваете меня о Иисусе? – громко ответил проповедник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» – и сбросили его на землю. Иаков мог еще приподняться на колени и сказал: «Господи! Отпусти им; не ведят бо, что творят». «Побьем его камнями!» – закричали враги его. Один священник из племени Рехава начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком по голове апостола и умертвил его. Вместе с ним умерщвлено было много христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Без сомнения, духовная красота придает некую привлекательность и самому неказистому телу, и наоборот: безобразие души делает и самое складное тело отвратительным. Пророк Давид, отрыгнув слово благо, говорит Царю своему, Владыке Христу: Красен Ты добротою паче сынов человеческих . Господь Сам Себе сотворил телесный покров, какой хотел. Если бы пожелал Он явиться в самым красивым человеком среди всех сынов человеческих, то смог бы это сделать. Однако в Евангелии нет ни малейшего упоминания о том, что привлекал Он к Себе людей красотой тела и влиял на них статностью фигуры. Он Сам сказал, что плоть не пользует нимало ( Ин. 6:63 ). Итак, очевидно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а о Его духовной, Божественной лепоте. Это, помимо прочего, тотчас следует из дальнейших слов Псалмопевца: Излияся благодать во устнах Твоих [в серб.: из уст Твоих. – Пер.]. Значит, непревзойденная красота сына Божия – не в очертаниях и облике Его уст, а в преизбытке изливающейся из Его уст благодати. И видехом Его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис. 53:2 ; ср. 53:3). Как же согласуется Исаия с Давидом? Вполне удовлетворительно: Давид говорит о Христовой внутренней красоте, а Исаия – о Его внешнем уничиженном состоянии. Не царем и не знатным вельможей видели мы Его, хочет сказать Исаия, а рабом и страдальцем. 1. Св. апостол Иаков, брат Господень . Именуется братом Господним, потому что был сыном праведного Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. Когда праведный Иосиф был при смерти, то разделил свое имение родным сыновьям и хотел оставить часть его и Господу Иисусу, Сыну Пресвятой Девы Марии. Однако все сыновья Иосифа воспротивились сему, не считая Иисуса своим братом. Иаков же весьма любил Иисуса и потому возвестил, что берет Его в свой удел. Посему и нарицается он братом Господним. Иаков с самого начала был привержен Господу Иисусу. Согласно преданию, он и в Египет пошел вместе с Пресвятой Девой и Иосифом, когда Ирод вознамерился убить новорожденного Царя. Как только святой Иаков услышал Христово учение, тотчас стал по нему жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Явившись в первый день воскресения, Он сказал им: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю, вас. Затем, дунув, сказал им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Но и апостолы, и их преемники должны пользоваться властью не единолично, а для решения главных вопросов собираться вместе. Единственной же главой Церкви остается Господь Иисус Христос и по вознесении всегда присутствующий невидимо среди собранных во имя Его, как Он Сам неоднократно обещал это. ( Мф.18:20, 28:20 ). Хотя Христос обещал быть и в малом собрании христиан невидимо, но из данной апостолам и преемникам их власти в Церкви ясно видно, что нет Христа в тех собраниях христиан, которые составляются против воли епископов. Согласно с заповедью Господа, по вознесении Его, апостолы более важные дела решали соборно. Апостол Петр был только первый старший брат их, имевший первенство чести и часто предначинавший дела. Господь, кроме апостола Петра, отличал еще Иоанна Богослова и брата его Иакова; это не значит, что и эти два апостола должны также иметь власть над прочими апостолами. Св. апостол Павел в послании к Галатам в 56 году по Р. Х. говорит, что в это время главными столпами Церкви почитались христианами три апостола Иаков брат Господень, Петр и Иоанн; Иаков же брат Иоанна Богослова, которого отличал Христос пред другими, был уже усечен мечем, еще в 44 году по P. X., но святой Павел говорит о себе, что он поставлен в апостола самим Христом и знаменитые апостолы ничего не прибавили ему в деле апостольства; напротив, он обличил апостола Петра в Антиохии за то, что Петр, когда пришли христиане, родом иудеи, из Иерусалима в Антиохию, перестал вкушать пищу вместе с христианами из язычников. А что во времена апостолов в более важных случаях управление делами Церкви было соборное, по установлению Господа, это весьма ясно видно из книги Деяний апостольских. В первые дни по вознесении Иисуса Христа, апостол Петр всему собранию учеников Христовых в Сионской горнице предложил избрать апостола на место погибшего Иуды предателя; избрали все двоих Иуста и Матфия, утверждение же в апостольском достоинстве предоставили Самому Господу, так как и другие апостолы избрана Самим Иисусом Христом. По молитве брошен был жребий, и он пал на Матфия. Спустя некоторое время, явилась потребность в избрании диаконов для служения при общих трапезах христиан, которые совершались после причащения Св. Тайн. По предложению апостолов христиане избрали семь человек, апостолы же утвердили это избрание своим согласием и, помолясь, возложили на них руки, и посвятили их на дело служения ( Деян. 6 ). В этом случае об апостоле Петре и не упоминается, а говорится обо всех апостолах: апостолы предложили избрать, апостолы возложили руки на избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подобно апостолу Петру, ап. Павел предвозвещен был от Бога о близкой своей смерти. Незадолго перед кончиной он, в последнем послании к ученику своему Тимофею, епископу ефесскому, увещевая его твердо хранить ипроповедовать слово Божие, писал ему: «Будь бодр во всем, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, выполняй служение свое, ибо меня приносят в жертву, и время моего отшествия наступило. Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил, а теперь мне готовится венец правды, который даст Господь мне, праведный Судия, в оный день, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Tuм. IV, 5–8 ). По преданию, апостол Павел был предан казни в один день со святым апостолом Петром в Риме, 29 июня, при императоре Нероне, который, по словам св. Златоуста, за обращение к вере Христовой его виночерпия, повелел воинам своим схватить апостола и умертвить. Звание римского гражданина избавило ап. Павла от крестной смерти, которая в Риме считалась самою позорною казнию, и он был усечен мечом в 67 г. по Р. Х., 68 лет от рождения. h3 Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти Высоким действующим лицом в первенствующей Церкви является св. Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла ( I Kop. 15, 7 ). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы: возвестите, говорит, Иакову и братиям сия ( Деян. 12, 17 ). Он присутствовал, занимал важное место в лике апостолов на первом соборе Церкви апостольской: он первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, и собрались все пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая половина первого века была полна бедствий, выпавших на юную Церковь . Римляне вначале рассматривали христианство как новое движение в рамках иудаизма. Подобно другим многочисленным течениям оно, по их мнению, должно было исчезнуть или превратиться в секту после распятия Иисуса. Но когда христиане начали отвергать религиозные доктрины синагоги и Рима, руководителей общин стали выявлять и арестовывать. Св. Стефан был побит камнями, св. Иаков Зеведеев казнён через усекновение головы мечом, а св. Иаков, брат Господень, сброшен с крыла храма. Некоторые раннехристианские источники утверждают, что св. Иоанн скончался мученически и, как его брат св. Иаков, был похоронен в Иерусалиме. Другая традиция, основанная на большем количестве свидетельств, придерживается мнения, что, взяв с собой Пресвятую Богородицу, Иоанн переправился в Ефес, так как многие уверовавшие оставили Палестину и отправились на поиски убежища в другие страны. Дата оставления св. Иоанном Палестины неизвестна, этот период можно датировать от Иерусалимского собора 49 г. до времени иудейской войны 66–70 гг., закончившейся разрушением Второго Храма. В течение достаточно продолжительного периода времени апостол находился в Ефесе, откуда за проповедь Евангелия был сослан на остров Патмос, написал там книгу Откровения. После срока ссылки возвратился в Ефес, продолжил проповедь Евангелия, написал четвёртое Евангелие и Послания, умер и был здесь похоронен. Сирийский апокриф «История Иоханнана апостола, сына Зеведеева» так говорит о начале ефесской миссии св. Иоанна Богослова: «Отправился каждый из них в предел и страну, которая передана была ему благодатью. И было же, когда вышел сей святой девственник Иоханнан, сын Зеведея, сопровождала его благодать Духа Святого, дабы привести его в предел ефесян, где верховенство и власть идольства восторжествовали. И когда снарядился и вышел из Иерусалима, направился, дабы идти к Ефесу». В те времена Ефес насчитывал более 200 тыс. жителей, включая большую иудейскую диаспору.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

5) В пятом видении (9:1–3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить Вефильский храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: «хотя бы они зарылись в преисподнюю… взошли на небо... скрылись на горе Кармил» (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения «благочестивого остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой. Стихи 9:11–12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое говорит Господь, творящий все сие». Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 году при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову ( Деян.15 гл.) Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др. Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждении взял слово председательствующий на собора апостол Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее, апостол Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян.15:13–18 ). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Святые Сергий и Вакх, без бород, один скончался в муках, а другой был усечен мечом. 9. Святой апостол Иаков, молодой, с остроконечною бородою, был распят на кресте. 10. Святые Евлампий и Евлампия и бывшие с ними воины были усечены мечом. Евлампий молод, с едва показавшеюся бородою, а лица прочих разнообразны. 12. Святые Пров, Тарах и Андроник рассечены были ножами. Тарах стар, а два другие юны. 13. Святые Карп, Папил, Агафодор усечены были мечом. Карп старец, Папил, с едва показавшеюся бородою, Агафодор – без бороды. 14. Святой Гервасий, Назарий, Протасий и Келсий. Назарий с проседью, Келсий дитя, другие два – юны. 16. Святой Лонгин с двумя воинами был усечен мечом. Лонгин – старец с круглою бородою, а воины юны. 17. Святой Андрей, старец с длинною бородою, скончался от отсечения ноги мясничьим ножом, когда влекли его воины. 18. Святой Марин, старец, был усечен мечом. 19. Святой Уар, молодой, был усечен мечом. 20. Святой Артемий, молодой, с бородою едва показавшейся, был усечен мечом. 21. Святой Гаий, Дасий и Зотик, юные и старцы, брошены были в море с камнями на шеях. 22. Святые семь отроков, в Ефесе в пещере почивающие. 23. Иаков, брат Господень, поучавший иудеев, стоя на крыше храма, скончался, быв поражен ими палкою в голову. 24. Святой Арефа с бывшими с ним был усечен мечом. Он стар, а прочие различны видом. 25. Святые Маркиан и Мартирий, юные, без бород, были усечены мечом. 26. Святой Димитрий. См. выше. 27. Святой Нестор. См. выше. 28. Святые Африкан, Терентий, Максим, Помпий и другие тридцать шесть были усечены мечом, Африкан стар, Терентий и Максим с бородами едва показавшимися, Помпий юн, без бороды. 29. Святая Анастасия скончалась после того, как у нее исторгнуты были сосцы, ногти, зубы и язык, а руки и ноги отсечены, голова же отрублена. 30. Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом. 31. Святые апостолы от числа 70-ти: Урван, Апеллий, Наркисс скончались в различных мучениях. Ноябрь 1. Святые Кириена и Иулиания скончались в огне. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

«Мы веруем, — закончил свою речь Апостол, — что только благодатью Господа Иисуса Христа спасемся». Эти мысли подробно раскрывает также святой Апостол Павел в своих посланиях к Галатам (напр., Гал.3:10), к Римлянам (Рим. 3:9—19), к Коринфянам (1 Кор. 1:3). Деян.15:12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.    Впечатление от слов Петровых было таково, что все собрание умолкло, то есть прения совсем прекратились. Как показывает дальнейшая история христианства, лжеучение иудействующих не было совсем сразу искоренено и долго еще продолжало волновать Церковь, но здесь на собрании оно было побеждено словами Петра, и поборники его затихли. Спокойно и молча, без перерывов слушало все собрание Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников во время их миссионерского путешествия.    Все это подтверждало истину того, что говорил Петр — обращение язычников ко Христу, игнорируя жесткое соблюдение некоторых обрядовых уложений иудейского закона — есть дело Божье и, следовательно, не нужно христиан из язычников принуждать к исполнению обрядовых уложений Моисеева закона. Деян.15:13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.    Затем начал речь святой Иаков, брат Господень, которому, как предстоятелю Иерусалимской Церкви и вместе с тем, как председателю собора, принадлежало последнее слово. Слово его было решающим еще потому, что сам он слыл строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев, наименование «праведного».    Речь святого Иакова состоит из двух частей: в первой он подтверждает истину слов Петра пророческим словом, во второй предлагает окончательную формулу решения собора. Деян.15:14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.     «Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» — замечательно утверждение Иакова. До сих пор иудеи думали, что только они — избранный народ Божий; теперь святой Иаков свидетельствует, что и христиане из язычников такой же избранный народ Божий, как и евреи. В доказательство он ссылается на пророчество Амоса (Ам.9:11), в котором Бог обещает восстановить падший дом Давидов, так что он будет царствовать над всеми народами, которые обратятся к истинной вере. Здесь разумеется устроение Мессией Царства Божьего на земле, в которое войдут не только иудеи, но и язычники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу — из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике. На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде. Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове [ 1 ]. Святой евангелиста Марк, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию [ 2 ], где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух [ 3 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Как апостол Павел был избран для распространения Евангельского света между язычниками, так Апостолы Петр, Иаков и Иоанн имели призвание к обращению иудеев. Первоначальным и главным поприщем их деятельности был Иерусалим. Апостол Петр преимущественно пред прочими содействовал учреждению первой христианской церкви в Иерусалиме и его окрестностях. После апостольского Собора (50 г.), вышед из Иерусалима, он провел несколько лет в Антиохии, обошел азийские церкви, основанные Павлом, поставил во многих из них епископов, посетил Египет и рукоположил в епископа александрийской церкви своего постоянного сотрудника евангелиста Марка. Отсюда прибыл он в Рим и здесь окончил свой жизнь во время гонения на христиан при Нероне (67 или 68 года). Распинаемый, он просил своих палачей распять его вниз головой, считая себя недостойным уподобиться Господу в образе распятия и желая умереть с головой, преклоненной к стопам своего Учителя. Апостол Иаков, сын Алфеев (Клеопы) и брат Господень, был предстоятелем Церкви Иерусалимской и своей святой подвижнической жизнью приобрел уважение даже от неверовавших иудеев. Впрочем, это не спасло его от злобы фарисеев. Однажды в праздник Пасхи они возвели его на портик храма и потребовали всенародного отречения от Христа. Апостол, вопреки их требованию, торжественно и с силой исповедал Его Господом, обещанным Мессией; его низвергли с портика, побивали камнями и, наконец, умертвили ударом палки по голове. Побиваемый, он кротко молился о своих врагах. Впрочем, не все иудеи были довольны его убиением; некоторые даже последовавшее разрушение Иерусалима признавали Божьим наказанием за беззаконный поступок с праведником. Апостол Иоанн жил в Иерусалиме до самого успения Богоматери, вверенной от Иисуса Христа его попечению, и разделял с Петром труды проповедания Слова Божия. По успении Богоматери он перешел в Ефес и здесь, в продолжение многих лет, неутомимо действовал словом, примером и писаниями к утверждению и распространению церкви, основанной апостолом Павлом. Во время гонения при Домициане он был сослан в заточение на остров Патмос; но при Нерве снова возвратился в Ефес и по-прежнему продолжал отечески заботиться о малоазийских церквах. При этом он обнаруживал самую трогательную кротость и снисхождение к падшим и большую строгость к лжеучителям. В глубокой старости, когда он чувствовал себя не в силах приходить в церковные собрания, он приказывал приносить себя и, в назидание верующих, постоянно говорил только следующие слова: «дети, любите друг друга». Когда его спросили однажды, почему он всегда одно и то же повторяет, он отвечал: «такова была заповедь Господня: достаточно и одну ее исполнить». Он жил до времени Траяна и умер в 105 году по Рождестве Христовом. Со смертью его кончился век апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010