Письмо 83. Молодому человеку, который беспокоится о своем тщеславном друге Тщеславие – духовный недуг. Оно овладевает теми, кто утратил страх Божий или не стяжал его. В Книге жизни написано:/Начало мудрости – страх Господень/ 190 . Премудрый жаждет разговора о Творце мира, а тщеславный – разговоров о себе. Твой друг прилепляется только к тем, кто его хвалит и возвеличивает. Он говорит только о себе и требует, чтобы говорили только о нем. Собирает свои фотографии из газет, хотя знает, что в газетах публикуются и фотографии преступников, и всем читает письма, в которых кто-то хвалит его. Он досаждает всем, и все его избегают. Он утверждает свою славу на самом ненадежном фундаменте – на людской молве. Несчастный человек! Он требует серьезного лечения, ибо, если это продлится, болезнь тщеславия неминуемо приведет его к преступлению над кем-либо или над самим собой. Попробуй почитать ему книгу Екклезиаста, особенно выдели слова:/суета сует, всё – суета/ 191 . Пройдись с ним по кладбищу и скажи ему: «Вот здесь под нашими ногами тлеют уста, которые восхваляли нас!». Расскажи ему эту восточную притчу. У дороги росла пальма, а под ней колючка. По дороге проходили путники, и колючка цепляла и царапала каждого из них. Путники сердились и ругали колючку, сожалея, что никто ее не вырвет, чтобы она не вредила людям. Возгордилась колючка, подняла голову и надменно сказала пальме: «Что тебе толку от твоей высоты, если никто не сказал о тебе ни слова? Слышишь ли, только обо мне и говорят? Велика моя слава в мире, а ты ничтожество». – «Злая слава у тебя, такая же злая, как и ты сама. А то, что говорят о тебе, хуже молчания, – ответила ей пальма. – Обо мне говорят, только когда собирают финики с моих ветвей. Ты права, редко говорят, но слова эти полны благодарности и благословения». Настоящие люди заботятся о том, чтобы их жизнь принесла достойные плоды, а не о славе и похвале соседей. Слава сама сопутствует им, как эхо. Даже если эхо не всегда слышится на земле, оно непременно отзывается на небе. Ибо жизнь настоящего человека всегда связана с небом и вечностью. Когда Христос творил добро, Он часто решительно запрещал говорить об этом 192 . Святые Божии усвоили Его науку и бегали людской славы, как огня. Некая римская матрона отправилась из Рима в Египет, чтобы увидеть святого Арсения Великого . Арсений принял ее, но, когда она стала восхвалять его, он быстро вернулся в келью и закрыл за собой дверь. Другой евангельский наследник говорил: «Всякое похвальное слово обо мне заново открывает исцеленные раны моей души».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

381-382 АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс 382-383 383-384 384-385 АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 385-387 АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) 387-392 АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 392-393 АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда 394-395 395-396 396-397 397-398 398-399 399-401 АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф 401-403 403-404 АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни 404-405 405-406 406-407 АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852-1937), старообряд., монах, возглавлявший странников-статейников 407-408 408-409 409-416 АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором 416-418 418-419 АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 419-420 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) 420-421 АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АРКАДИЙ прп. (пам. 26 янв.) - см. Ксенофонт, прп. Константинопольский, супруга его Мария и сыновья их А. и Иоанн АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_24.html

2. Св. Арсений, архиепископ Печский . Великий иерарх Сербской Церкви и преемник святого Саввы, Арсений был родом из Срема. Еще в юности принял он монашество и искренне предал себя всеусердному подвигу ради спасения души. Однако, услышав о дивной личности и делах святого Саввы, Арсений пришел к нему в Жичу, где Савва любезно его принял и причислил к Жичскому братству. Замечая в Арсении редкие добродетели, святой Савва вскоре поставил его игуменом Жичской обители. Когда в сербские земли вторглись венгры, святой Савва послал Арсения на юг, чтобы поискал он для архиепископии место более укромное, чем Жича. Арсений избрал Печ и построил там монастырь и храм Святых Апостолов, который впоследствии стал называться церковью Вознесения Господня. Перед вторым своим паломничеством в Иерусалим святой Савва назначил Арсения себе преемником на архиепископском престоле. Когда же на обратном пути святой Савва скончался в Тырнове, Арсений упросил короля Владислава перенести мощи святителя Саввы в сербскую землю. Мудро управлял Арсений Церковью в течение 30 лет и упокоился в Господе 28 октября 1266 года. На алтарной стене Печской церкви имеется надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей... Помяните же и мене, грешнаго Арсения» . В этой церкви сей святитель и был погребен. Мудрый архипастырь, Богу угодивший, В ревности и вере в этом живший, Сей святой Арсений и днесь нас ограждает И о Церкви Господу молитвы воссылает. Доступ он имеет ко престолу Вседержителя, Милости сподобившись от Господа Спасителя. Раз Шишман кичливый, всей Болгарии правитель, Вздумал разрушить Печскую обитель, Близ монастыря он решил заночевать, Чтобы злое дело поутру начать. Но в ту ночь суровую сон у них пропал – С неба огненосный столп ярко заблистал. Ужас объял воинов, ушла душа в пятки, Побежало войско прочь без оглядки. А обитель Печская, где телом почивает Святитель Арсений,святостью сияет. Сей преемник Саввы продолжил его дело, Так в народе сербском семя доброе созрело. И доселе молим мы Арсения святого: Благодать всесильная да осенит нас снова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5. 09. 1962), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/121236_31.html

Сын православных родителей Славян, живших в Среме, блаженный Арсений, почувствовав в себе влечение к уединённой жизни, удалился в монастырь и принял монашество. Спустя некоторое время, услышав о подвигах Саввы Сербского , приходит он в Жичский монастырь. Духовный святитель на первый раз назначает ему простые послушания; потом, узнав его способности и ревность к подвигам, определил его в екклесиарха; это назначение одушевило Арсения на подвиги самого искреннего служения Господу. – Когда ожидали, что Венгры по внушению оскорблённого папы вторгнутся в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа, и Арсений нашёл Печь; место, говорил он Савве, ограждено с востока двумя высокими хребтами, – кажется весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена Жичского. Отправляясь в первый раз на восток, св. Савва поручил Жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры 369 . По возвращении с востока, к утешению своему, нашёл в Жичской обители такой порядок, какого только мог желать. – Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Св. Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове. «И горько и стыдно нам, говорил Арсений кралю Владиславу, что просветитель Сербии лежит в чужой стороне», и наконец через год мощи св. Саввы перенесены были в Милешов монастырь 370 . Самая усердная деятельность Сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пене и на построение там храма в честь Ап. Петра и Павла 371 . Нападение Монголов, вырвавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 г., останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители 372 , но продолжительное управление Сербской Церковью дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 г. он был ещё жив 373 ; последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности, и почил октября 28-го 1266 года 374 . На алтарной стене Печского храма ещё читается прекрасная надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей... помяните же и меня грешного Арсения». На левой стороне царских дверей у иконостаса стоит рака с главами святых «пятизарных» мучеников, которые получил блаженный Арсений из Болгарского Тернова. У столба на правой стороне храма гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи основателя Печской обители св. Арсения 375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Господи Душе Святый, Своей неодолимой силой помоги Своим людям, чтобы изгоняли они грех из душ своих и чтобы мог Ты вступить внутрь со Своими животворящими дарами. Тебе слава и [по]хвала со Отцем и Сыном вовек. Аминь. 8 мая 1. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов . Память этого апостола и евангелиста празднуется 26 сентября. А 8 мая совершается воспоминание о чуде, явленном из его гробницы. Так, когда Иоанну было свыше ста лет, он взял своих учеников, вышел из Ефеса и повелел ученикам выкопать могилу в виде креста. После этого сей старец живым сошел в ту могилу и был погребен. Когда впоследствии верующие раскопали могилу Иоанна, то не нашли тела в гробу. А 8 мая каждый год от его могилы вздымался некий тонкий прах, от которого исцелялись страждущие различными недугами. 2. Преп. Арсений Великий . Сей славный святой родился в римской патрицианской семье и получил хорошее образование как в светских науках и философии, так и в духовной мудрости. Оставив всю суету, он предался церковному служению и был диаконом великой церкви в Риме. Неженатый, застенчивый, молчаливый молитвенник, Арсений думал прожить так до конца своих дней. Однако Божий Промысл управил его жизнь иначе. Император Феодосий взял его воспитателем и учителем своих сыновей: Аркадия и Гонория, и поставил его сенатором, окружив великим богатством, почестями и роскошью. Но всё это больше сдавливало сердце Арсения, нежели доставляло ему удовольствие. Однажды Аркадий совершил некий проступок, и Арсений его наказал. Оскорбленный Аркадий решил сурово отомстить своему учителю. Узнав об этом, Арсений надел на себя одежду нищего, пошел на берег моря, сел на корабль и уплыл в Египет. Прибыв в знаменитый Скит, он стал учеником славного Иоанна Колова и предался подвигу. Считал он себя [как бы] мертвым; когда однажды кто-то сообщил ему, что один его богатый родственник умер и завещал ему всё имущество, Арсений ответил: «Да ведь я же умер раньше его! – как тогда могу я быть его наследником?» Уединившись в пустынной келье, как в могиле, он изо дня в день плел корзины из пальмовых листьев, а по ночам молился Богу. Избегал людей, [уклоняясь от] любых с ними бесед. И лишь во дни праздников покидал келью и приходил в храм на причащение Святых Таин. Дабы не разлениться, он часто задавал себе вопрос: «Арсений, для чего пришел ты в пустыню?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Потом Раденко подвез меня к дому Соколовичей. Эта семья дала миру четырех патриархов. Макарий Соколович был основателем Сербской Патриархии. Семья Соколовичей дала миру четырех патриархов Раденко называл по памяти имена, даты. Я был немало удивлен. Нынче мало кто знает историю своего края и может вразумительно рассказать о земляках, прославивших свою родину. Я слушал Раденко с большим удовольствием, но когда он стал называть имена гайдуков, участвовавших в Венском конгрессе, даты значительных для Пивского края событий, имена десятков деятелей, кто из них и когда уходил на Афон, мне пришлось извиниться и попросить рассказать о тех, чья деятельность как-то связана с Россией. Я боялся, что невольно смутил рассказчика, но не смутил. И таких героев в Пивском крае оказалось немало. Здесь родился архимандрит Арсений (Гагович). Будучи иеромонахом монастыря Пива, он отправился в афонский монастырь Хиландар, откуда вместе со старцем Афанасием в 1783 году первый раз пришел в Россию. Второй раз архимандрит Арсений поехал в Россию в 1803 году, чтобы заручиться помощью для организации восстания против турок и для присоединения балканских славян к России – для так называемого «объединения славянских народов в едином Славяно-Сербском царстве». Архимандрит Арсений постоянно общался со святителем Петром Цетинским и Карагеоргием – вождем Первого сербского восстания, а также с представителями России на Балканах. Император Александр I наградил его крестом, украшенным драгоценными камнями. О деятельности архимандрита Арсения в архиве Синода Русской Православной Церкви сохранился ряд документов общим объемом в 183 страницы. Архимандрит Арсений был на аудиенции у русского императора 2 декабря 1803 года и получил от него задание распространять идею освобождения балканских народов при содействии России. Турки заковали его в железные кандалы в 1811 году, но после четырех месяцев освободили благодаря вмешательству графа Ивелича, представлявшего интересы России в Черногории и Боке Которской. В третий раз архимандрит Арсений отправился в Россию в 1813 году и пробыл здесь четыре года. За заслуги в войне с турками император Александр I по предложению графа Румянцева назначил архимандриту Арсению ежегодную пенсию в размере 150 рублей серебром. Но самое важное – это грамота русского императора от 27 октября 1816 года, на основании которой по просьбе архимандрита Арсения монастырю Пива была назначена значительная помощь. К великой скорби, по возвращении из России архимандрит Арсений был убит турками.

http://pravoslavie.ru/141686.html

Сын православных родителей, славян, живших в Среме, блаженный Арсений, почувствовав в себе влечение к уединенной жизни, удалился в монастырь и принял монашество. Спустя некоторое время, услышав о подвигах Саввы Сербского , приходит он в Жичский монастырь. Духовный святитель на первый раз назначает ему простые послушания; потом, узнав его способности и ревность к подвигам, определил его в екклесиарха; это назначение одушевило Арсения на подвиги самого искреннего служения Господу. Когда ожидали, что венгры по внушению оскорбленного папы вторгнутся в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа, и Арсений нашел Печь; место, говорил он Савве, ограждено с востока двумя высокими хребтами, – кажется весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена Жичского. Отправляясь в первый раз на восток, святитель Савва поручил Жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры 763 . По возвращении с востока, к утешению своему, нашел в Жичской обители такой порядок, какого только мог желать. Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Святитель Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове. «И горько и стыдно нам, – говорит Арсений кралю Владиславу, – что просветитель Сербии лежит в чужой стороне», и наконец чрез год мощи святителя Саввы перенесены были в Милешев монастырь 764 . Самая усердная деятельность Сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пече и на построение там храма в честь апостолов Петра и Павла 765 . Нападение монголов, врывавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 году, останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители 766 , но продолжительное управление Сербскою Церковью дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 году он был еще жив 767 ; последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности, и почил октября 28-го 1266 года 768 . На алтарной стене печского храма еще читается прекрасная надпись: «Го споди Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей… помените же и меня грешного Арсения». На левой стороне царских дверей у иконостаса стоит рака с главами святых «пятизарных» мучеников, которые получил блаженный Арсений из болгарского Тернова. У столба на правой стороне храма гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи основателя Печской обители святителя Арсения 769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010