Представители Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах в Черногории, посвященных свт. Василию Острожскому 16 мая 2019 г. 16:59 11-12 мая 2019 года в Черногории прошли торжества по случаю дня памяти святителя Василия Острожского, одного из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви . В торжествах приняли участие митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , викарий  Новгородской епархии   епископ Юрьевский Арсений , духовенство Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.  11 мая, накануне дня памяти святителя Василия Острожского,  епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в кафедральном соборе свт. Василия Острожского в г. Никшич. По завершении богослужения владыка Арсений передал в дар епископу Будимлянско-Никшичскому Иоанникию Евангелие. Владыка Иоанникий в свою очередь подарил викарию Новгородской епархии памятную панагию. 12 мая Божественную литургию в монастыре Острог, где покоятся мощи святителя Василия Острожского, возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, епископ Юрьевский Арсений, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий, епископ Восточно-Американский Ириней, епископ Славонско-Пакрочский Иоанн, епископ Бихачско-Петровацкий Сергий, духовенство епархий Сербской, Русской и Румынской Православных Церквей. По окончании богослужения митрополит Черногорский Амфилохий обратился к сослужившим иерархам с приветственным словом. К участникам торжеств также обратился митрополит Тернопольский Сергий, передавший верующим благословение и поздравление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , а также слова благодарности митрополиту Амфилохию за «молитвы, за единение в любви, за единство в чистоте Православия». По слову митрополита Сергия, в нынешнем неспокойном мире самым страшным является разобщение людей — разъединение в вере. «Наш народ переживает это разъединение, раскол, и новое бедствие — очередной раскол внутри Церкви, спровоцированный, можно сказать, не человеками, а из преисподней. — сказал архипастырь. — Но радостно свидетельствовать, что благодаря жизни в вере и братской поддержке, в том числе и народа вашего, наш народ хранит веру. И если раскольники забирают у нас храмы, то народ служит в домах, в палатках, под открытым небом, но хранит чистоту Православия. И в этом радость жизни со Христом, и в этом радость того, что мы с вами, через благословение владыки Амифолохия, едины в вере».

http://patriarchia.ru/db/text/5435851.ht...

«Любовь, прежде всего, простирается до самопожертвования… Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается… Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, то есть нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего» ( священномученик Арсений (Жадановский)) . «Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь» ( святитель Николай Сербский ). «Любовь — это радость, а цена любви — жертва. Любовь — это жизнь, а цена любви — смерть» ( святитель Николай Сербский ). «Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь — царица всех чувств, благородных и положительных. Воистину любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком» ( святитель Николай Сербский ). «Когда душа любит тело — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, невзирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это — истинная любовь, дочь моя. А в любви — жизнь!» ( святитель Николай Сербский ) «Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним. Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл» ( святитель Николай Сербский ). «Любовь и похоть противоположны друг другу. Кто похоть называет любовью, тот заблуждается. Ибо любовь духовна, чиста и свята, а похоть телесна, нечиста и не свята. Любовь неотделима от истины, а похоть — от иллюзии и лжи. Истинная любовь, как правило, постоянно возрастает в силе и во вдохновении, несмотря на человеческую старость; похоть же быстро проходит, переходит в отвращение и часто доводит до отчаяния» ( святитель Николай Сербский ).

http://pravoslavie.ru/90602.html

Заручившись книгами, которых немало привезли и прислали ещё другие лица, – напр., Сербский патр. Гавриил привёз книгу, в которой были напечатаны три литургии, Антиохийский патр. Макарий также привёз несколько богослужебных книг, от иерархов александрийского, иерусалимского и др. прислано не менее 200 книг и т. д., – патр. Никон обратил серьёзное внимание на книжных справщиков и постарался наполнить правильню людьми вполне пригодными для дела, не только знавшими греческий язык, но и убеждёнными в необходимости и пользе книжного исправления. Всего им было назначено семь человек, из числа которых особенным расположением его пользовался Арсений Грек, бывший одним из самых деятельных справщиков. После долгих скитаний по разным государствам, Арсений, по происхождению грек, в 1649 г. прибыл в Москву в свите патр. Паисия иерусалимского и, как человек учёный, был оставлен здесь в качестве учителя в греческой Чудовской школе. Но вскоре стали носиться упорные слухи о его неправославии, отчасти подтвердившиеся его собственными показаниями, и правительство сочло нужным отправить его в Соловецкий монастырь. Здесь Арсений своим хорошим поведением и православным образом мыслей заслужил доброе мнение о себе. Патр. Никон, в бытность свою за мощами святителя Филиппа, заметил его и вскоре, но вступлении своём на патриаршество, вызвал в Москву, сделал библиотекарем патриаршей библиотеки и главным справщиком, и переводчиком церковно-богослужебных книг. Арсений вполне удовлетворял требованиям справщика: кроме греческого языка, знал несколько других языков, а в Соловецком монастыре выучился славянской грамоте и русскому языку. В должности справщика он пробыл до 1663 г., когда его место занял архим. афонской горы Дионисий. Другим, более известным, справщиком был старец Евфимий, человек образованный: он хорошо знал греческий язык, а также латинский, польский и еврейский; кроме, того был знаком с составом и характером тогдашних богослужебных книг, как печатных, так и рукописных. Кроме них справщиками были: Иван Озеров, ученик Ртищевской школы и Киевской академии, старец Новоспасского монастыря Матфей, протоиерей церкви Рождества Богородицы Адриан, патриарший архидиакон Евфимий и Чудовский старец Иосиф. В качестве неофициального лица немало трудился на печатном дворе Епифаний Славинецкий, составлявший, по поручению патриарха, церковные каноны и предисловия к богослужебным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Иногда Савва испытывал его. Зная, что Арсений вкушает только хлеб и воду, за исключением праздничных дней, святитель устроил так, что однажды в праздник, когда на братской трапезе полагалась вареная пища и чаша вина, перед Арсением поставили миску болтушки из муки и воды и чашу уксуса. Всякий другой возмутился бы и указал на нарушение устава. Но Арсений, не заботившийся о брашнах, все это съел и выпил без ропота. И все-таки святитель не был окончательно уверен в своем выборе, пока Бог не открыл ему, что этот выбор согласен с волей Божией. После сего откровения Савва призвал Арсения и поведал ему о своем намерении совершить новое паломничество во Святую Землю, его же поставить архиепископом вместо себя. В Жиче был созван Собор. Сначала Савва посвятил короля в свое намерение оставить архиепископскую кафедру, удалиться из Сербии и умереть на чужбине. Для государя это был страшный удар, ибо он все еще нуждался в мудрой и мощной поддержке своего дяди. Однако политическая ситуация была такова, что личное присутствие святителя в Сербии уже не являлось необходимым: он мог приносить пользу своей стране, находясь вне ее. Когда народ узнал о Саввином намерении их покинуть, люди плакали с неутешною болью. Святитель и сам плакал, как плачет отец, расставаясь с возлюбленными чадами. Немедля Савва и прочие архиереи рукоположили Арсения в архиепископа. Новый первоиерарх был хорошо известен народу и королю. Особенно его почитали и любили те, кто бывал в Жиче. Для них Арсений был достойным преемником святителя Саввы. Так независимая Сербская Церковь стяжала своего второго архиепископа. Хотя Арсений не был вторым Саввой, он был первым и лучшим после Саввы. В течение последующих тридцати лет он доказал это. Глава 38. Второе паломническое путешествие Делай добро народу, не смотря на народ, – таким был главный девиз всех апостолов и святителей. Ибо народ, из-за темноты или лживой пропаганды, с трудом может отличать друзей от врагов, а добро от зла. Сербский народ, однако, полностью осознавал, что сделал для него Савва. Сербы любили своего первосвятителя и чувствовали, что и он их любит. Воистину, народ понимал, что Саввино сердце велико и принадлежит всем. Поэтому люди были в смятении, ибо не могли уразуметь, почему теперь святитель их оставляет, делая сиротами при живом отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Спустя некоторое время услышав о подвигах Саввы сербского , приходит он в Жичский монастырь. Духовный святитель на первый раз назначает ему простые послушания; потом узнав его способности и ревность к подвигам, определил его в екклесиарха; это назначение одушевило Арсения на подвиги самого искреннего служения Господу.– Когда ожидали, что венгры по внушениям оскорблённого папы вторгнутся в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, св. Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа и Арсений нашёл Печ; -место,– говорил он Савве,– ограждено с востока двумя высокими хребтами,– кажется, весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена жичского. Отправляясь в первый раз на восток, св. Савва поручил жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры 640 . По возвращению с востока, к утешению своему, нашёл в жичской обители такой порядок, какого только мог желать.– Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Св. Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове.– И горько и стыдно нам,– говорил Арсений кралю Владиславу,– что просветитель Сербии лежит на чужой стороне, и наконец через год мощи св. Саввы перенесены были в Милешов монастырь 641 . Самая усердная деятельность сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пече и на построение там храма в честь ап. Петра и Павла. 642 Нападение монголов, врывавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 г., останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители 643 , но продолжительное управление сербскою церковию дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 г. он был ещё жив 644 , последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности и почил окт. 28, 1266 г. 645 На алтарной стене печского храма ещё читается прекрасная надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

326 Милош Обренович (Милош Теодорович; 1780–1860), Сербский князь, правивший в 1817–1839 и 1858 годах, основатель династии Обреновичей. Воевода Милош Обренович был участником Первого сербского освободительного восстания против турецкого ига (1804–1813), под предводительством Сербского князя Георгия Черного (Карагеоргия; см. примечание 87). В 1813 году оно было жестоко подавлено турками. В 1815 году вспыхнуло новое восстание, которое воевода Милош Обренович возглавил. Оно продолжалось практически до 1830 года, когда Турция признала Сербию самоуправляющимся княжеством. В 1817 году Милош Обренович, по приказу которого князь Карагеоргий был убит, стал сербским правителем. 327 Игнатий Богоносец , священномученик († 107; память 29 января/11 февраля, 20 декабря/2 января), епископ Антиохийский. Святой Игнатий зовется «Богоносцем» потому, что, по преданию, был тем самым ребенком, которого держал на руках Иисус Христос, когда говорил Своим ученикам:/если не обратитесь и не будете как дети/, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ). И сам Игнатий всегда носил Бога в своем сердце: когда после мученической кончины святого во времена Римского императора Траяна (98–117) палачи рассекли его сердце, то внутри него они увидели начертанными две литеры – I.X. (Иисус Христос). Игнатий Богоносец был учеником апостола Иоанна Богослова († между 98 и 117; память 8/21 мая, 26 сентября/9 октября) и вторым (после апостола от 70-ти Евода († 66; память 7/20 сентября)) епископом Антиохийским. Своей паствой он управлял сорок лет, поучая ее повиноваться пастырям Церкви, хранить единство веры и беречься еретиков и лжеучителей. Он ввел в церковное богослужение так называемое антифонное, то есть попеременное, на двух клиросах, пение. 328 Арсений I, архиепископ Сербский († 1266; память 28 октября/10 ноября), великий иерарх Сербской Церкви и духовный наследник святого Саввы (см. примечание 1). Родом происходил из Срема, большую часть жизни провел иноком в Жичском монастыре. В 1215 году Савва поставил Арсения игуменом этого монастыря. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, и позднее, став архиепископом Сербским, Савва благословил Арсения найти новое место для устроения обители. Таким образом в городке Печ Старой Сербии (Косово), у самого входа в Руговское ущелье, возник монастырь с храмом во имя святых апостолов Петра и Павла, позднее посвященным Вознесению Господню, в XIV веке ставший резиденцией Сербских патриархов (знаменитая Печская Патриархия). Перед вторым путешествием (1234) на Святую Землю первый архиепископ Сербский Савва передал правление Сербской Церковью своему ученику, Арсению Сремцу, назначив его наместником. А с 1237 года, после смерти святого Саввы, Арсений становится вторым архиепископом Сербским и в течение тридцати лет мудро управляет сербской паствой. По кончине был похоронен в Печском храме Вознесения Господня, ныне его нетленные мощи покоятся в монастыре Ждребаоник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Далее в грамоте говорится о тех трудностях, с которыми встретился Арсений Суханов при отъезде в Россию, имея при себе большое количество древних манускриптов: «Множества же ради книг, иже изнесе от сей горы, неудобь носити сей нашим книгам – разсудив повеле нам сами собою носити к превеликому ти святительству. Его же повелению благолепно покоршеся, потрудихом о Христе братию нашу – Господня гроба поклонника и церкве нашей пръваго архимандрита Феодора иеромонаха и брата его по плоти Феофана иеромонаха и слугу обрада» 260 . Таким образом, из этой грамоты следует, что Арсений Суханов из Хиландарского монастыря не взял с собой ни одной книги, но они были впоследствии привезены в Москву хиландарскими насельниками. Во время посещения Хиландарского монастыря Арсением Сухановым библиотека этой обители находилась в цветущем состоянии. Здесь Арсений Суханов отобрал 13 славянских и 7 греческих книг. О славянских книгах кратко сообщается в тексте вышеприведенной грамоты братии Хиландарского монастыря патриарху Никону : «Носити от честнаго нашего монастира иже от преподобнаго Арсениа избранный книги, ихже и имена являем превеликому ти святительству словенскы книгы сия суть: шес-тодневник, Иов праведный, Дионисий Ареопагит , пророчество Иосиево, Григорий Богослов , четыре Златоустаго, законник великий, святый Никон, святыя Панкратий, подражание птичее, гречьскии же седмь…» 261 . Из числа же этих 13 книг о трех книгах можно составить более подробное представление, так как они сохранились до нашего времени. Это «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского (1263), Кормчая и Книги пророков с толкованием по древнему списку XI века священника Упиря Лихого, написанной в Новгороде для князя Владимира Ярославовича в 1047 году. (Книга эта пожертвована в Хиландарский монастырь боярином Михаилом Яковлевичем Морозовым.) Что касается семи греческих книг, доставленных вместе со славянскими, то о них нигде не сообщается каких-либо сведений ни в той грамоте, в которой говорится о славянских книгах, ни в деле о приезде хиландарского архимандрита Феодора, привезшего книги в Москву 262 . Тем не менее к настоящему времени удалось выявить четыре хиландарских манускрипта (Государственный Исторический Музей в Москве. 68,138,143 и 157). На них нет ни помет «Арсений», ни номеров Протата 263 . К Хиландарскому книгохранилищу отношение имеет деятельность святителя Димитрия Ростовского по составлению «Четиих-Миней», которую он осуществлял в конце XVII столетия. Тексты сборника Житий заимствовались и редактировались им из многих источников и, в частности, из Макарьевских Великих Четиих-Миней (XVI век). Что же касается святого Кирилла, первоучителя словенского, то на его житии, имевшемся в распоряжении святителя Димитрия Ростовского , было указано, что оно «списано з библиотеки Хиляндарской лавры Сербской» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи» а на рисунке Арсений в мантии. папы вторгнуться в Сербию с опустошениями, как вторгались они прежде, св. Савва поручил Арсению искать в Сербии покойное место для кафедры архиепископа и Арсений нашел Печь; место, говорил он Савве, ограждено с востока двумя высокими хребтами, - кажется, весьма удобно для архиепископии. Святитель одобрил выбор. Арсений поставлен в игумена жичского. Отправляясь в первый раз на восток, св. Савва поручил жичскому игумену не только обитель, но и некоторые дела кафедры62). По возвращении с востока, к утешению своему, нашел в жичской обители такой порядок, какого только мог желать. – Решившись на вторичное путешествие в Иерусалим и вместе на отречение от кафедры, святитель назначил испытанного им Арсения в преемника по себе и посвятил его в архиепископа. Св. Савва уже не возвратился живым в Сербию; на возвратном пути скончался он в Тернове. И горько и стыдно нам, говорил Арсений кралю Владиславу, что просветитель Сербии лежит на чужой стороне и наконец через год мощи св. Саввы перенесены были в Милешов монастырь63). Самая усердная деятельность сербского архиепископа обращена была теперь на устроение архиепископии в Пече и на построение там храма в честь ап. Петра и Павла64). Нападение монголов, врывавшихся в Сербию из Венгрии в 1242 г., останавливало успехи забот святительских о кафедральной обители65), но продолжительное управление сербскою церковию дозволило усердному архипастырю совершить свои намерения относительно архиепископии. В 1263 г.   62) Троношский поздний летописец (Гласник V, 40. 41) выставляет дело так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на восток и однако при кр. Первовенчанном. Это – путаница. Св. Савва отправлялся на восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Радославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал монастырю 3 грамоты-повельи и множество даров. Благодаря попечению братьев Неманичей в Жичском монастыре было собрано множество святынь. Между 1224 и 1227 годами король Стефан издал новую грамоту. А после смерти короля его тело, первоначально захороненное в монастыре в Студенице, около 1230 года было перенесено в Жичский монастырь. Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими большие доходы. Природа, среди которой располагалась обитель, была не только прекрасной, но и плодородной. В 1228 году в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. В 1233 году там же был созван собор Сербской Церкви, на котором святитель Савва Сербский назвал имя своего преемника, Арсения Сремаца – будущего архиепископа Арсения I. По кончине святителя Саввы его преемник, святитель Арсений, некоторое время также жил в Жичской обители, однако Жича была не безопасна – монастырь находился в эпицентре вторжений иностранных агрессоров. Поэтому в 1253 году святитель Арсений переносит кафедру предстоятелей Сербской Церкви в Печ. Туда же были перевезены многие святыни и библиотека Жичской обители. Жичский монастырь неоднократно подвергался нападениям куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана. Но, несмотря на это, обитель выстояла, и в 1285 году архиепископ Сербский, святитель Евстафий I, возвратил предстоятельскую кафедру в Жичу. Однако его преемник архиепископ Иаков счел Жичский монастырь небезопасным местом и вернул кафедру в Печ. Более того, он перенес и мощи умершего в Жиче святителя Евстафия. Предположительно в то же время мощи святого Стефана Первовенчанного также были перевезены из Жичской обители в монастырь Сопочани. Архиепископская кафедра была вновь возвращена в Жичу в 1292 году при архиепископе Евстафии II. В то время Жичская обитель пребывала в расстроенном состоянии, так что предстоятелю Сербской Церкви пришлось заниматься возрождением обители. По кончине архиепископа Евстафия его дело продолжили архиепископы Савва III и Даниил II. Щедрое пожертвование на реставрацию Жичской обители сделал король Сербии Стефан Урош Милутин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Им уже не суждено было встретиться в этой земной жизни. Посетив святые места и проделав немалое путешествие, святитель Савва отошел ко Господу на обратной дороге, не доехав совсем немного до родной Сербии. Это произошло 14/27 января 1236 года, когда он гостил после долгого паломничества у болгарского царя Асеня. После отпевания, совершенного Болгарским патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново. Мощи святителя Саввы Спустя год после кончины Саввы его достойный наследник архиепископ Арсений обратился к Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы останки святителя были перенесены на родину. Церковь святых Сорока мучеников Севастийских. Велико-Трново «Нехорошо и недостойно пред Богом и перед людьми, – говорил святитель Арсений, – чтобы мы оставили нашего равноапостольного отца – дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами и всеми установлениями и законами Православия, чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле. Святитель Арсений, архиепископ Сербский Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойных людей к своему тестю Асеню с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава и выслушав посланных, болгарский царь весьма огорчился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но так как оно покоится в церкви Божией и ему воздаются не меньшие почести, чем это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав беспокоит святого. С этими словами царь отправил сербских посланцев домой. Не удовлетворившись полученным ответом, Владислав вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!»

http://pravoslavie.ru/40269.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010