86 Для воспитанников «Богдая» (см. ранее) Владыка Николай написал детскую песню «Гимн Богдая»: Малыши мы, битольчане, малыши-сироты, дом наш – он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае. [М. О. Воробьев. Биография святителя Николая Сербского ] 87 Спекторский, Евгений Васильевич – русский правовед и социальный философ, профессор Императорского Варшавского университета, декан юридического факультета и ректор Киевского университета, С 1947 года – профессор православной Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Первый председатель Русской академической группы в США. 89 Лелич (серб. – населённый пункт в Сербии, Колубарском округе, общине Валево, где 23.12/5.01.1881 года родился будущий святитель, Владыка Николай Сербский (Велимирович). Здесь игра слов, серб. «…и Лели, па Даници и Лелици (да л отуд село 90 «Огненная Мария» – именование святой великомученицы Марины Антиохийской, у сербов и болгар; празднуется 17/30 июля. 93 Митрополит Арсений (серб. Митрополит в миру Светислав Брадварович, серб. Светислав 24.09.1883–10.12.1963) – епископ Сербской Православной Церкви, митрополит Будимский. 95 Гаевица, или хорватская латиница (названа по имени своего создателя, деятеля хорватского Возрождения Людевита Гая) – латинский алфавит для хорватского языка, созданный в середине XIX века по образцу чешского и с тех пор более не менявшийся. Хорватский алфавит является латинизированным аналогом кириллической вуковицы, используемой сербским языком. Гаевица, наряду с вуковицей, используется в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. 97 Открытка с изображением монастыря Св. Саввы в Либертивилле, отправленная Елене Найданович, супруге доктора Димитрия Найдановича. 98 ИМКА, YMCA (англ. Young Men’s Christian Association – «Юношеская христианская ассоциация») – молодёжная волонтерская организация. Стала известна благодаря организации детских лагерей. Основана в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом (1821–1905), насчитывает около 64 млн. участников в более чем 120 странах мира. Хотя по своему «происхождению» и целям YMCA является христианской организацией, она не имеет официальных связей с какой-либо церковью, правительством или государством. Целями программ YMCA являются укрепление нравственного и физического здоровья людей, объединение их для общественно-полезной деятельности, воспитание уважения к общечеловеческим ценностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Насколько нам известно, в России почитания св. Петра Черногорского никогда не было. Правда, в его биографии, составленной Л.Поповичем, имеется фраза, что о канонизации святителя Петра «был извещен и русский Правительствующий Синод, который с своей стороны признал почившего владыку черногорского местночтимым святым» 44 . При этом Л.Попович ссылается на книгу П.А.Лаврова 45 , однако Лавров ничего не говорит о почитании святителя Петра в России. Единственное известное нам храмовое изображение святителя Петра Цетинского на территории дореволюционной России находилось в Московском Сербском подворье. Оно появилось при следующих обстоятельствах. Вскоре после освящения в 1874 г. этот храм был заново расписан, в результате чего появилось 11-ти фресок с изображениями святых, почитаемых сербским народом. При этом в описании этих фресок, помещенном в книге о Сербском подворье, прямо говорится, что русские святцы не содержат упоминаний Петра Цетинского. Приведем это описание: «Были еще расписаны живописью по золотому полю (альфреско) стены храма. Из них одиннадцать изображений принадлежат к святым Сербской Церкви (Пять из этих святых приняты и в русские святцы, именно: св. Савва, первый архиепископ сербский, его преемник св. Арсений I, свв. цари сербские: Стефан Неманя Мироточивый (1158–1195), в иночестве Симеон, Стефан Первовенчанный (1195–1227), в иночестве Симеон, и св. князь сербский Лазарь (1371–1389); другие же шесть святых, имена которых не находятся в русских святцах, как то: св. Максим, митрополит Угровлахийский, по происхождению серб (1503–1517), св. Петр, митрополит и владыка черногорский (1782–1830), нетленные мощи которого обретены в 1849 г. и почивают в Цетинском монастыре, свв. цари сербские: Урош (сконч. 1367 г.), Стефан Дечанский (1321–1336), Милутин (1274–1320) и св. Ангелика (Деспотица)» 46 . Мы специально привели эту цитату, поскольку она является свидетельством образованного сербского клирика начала XX века о том, какие из сербских святых, изображенных на стенах Сербского подворья, воспринимались как чтимые в России, а какие нет. Нужно сказать, что это свидетельство не всегда совпадает с данными, которые приводят современные справочники. Так, например, Ангелика (Ангелина) почиталась в Киевской Западнорусской митрополии уже в первой половине XVII в. (в качестве святой ее упоминает Захария Копыстенский) 47 . То есть формально можно сказать, что в XIX в. на территории Российской империи было почитание св. Ангелины. Однако на практике, как свидетельствует синкел Платон, такого почитания не было. А в житийной справке, изданной в 1982 г. декабрьской Минеи, говорится, что память мученика Уроша в России была установлена в XVII веке 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Календарь Материалы 12 июня 2001 г. [Документы истории] Из " Каталога русских архиереев " , издающегося в Сретенском монастыре На юбилейном Архиерейском Соборе в лике святых был прославлен митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) - " ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность " , как сказано в Деяниях Собора. Вот краткий рассказ о его судьбе из каталога " Русские православные иерархи " , готовящегося к изданию в Сретенском монастыре. [Поместные Православные Церкви/Польская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Супрасльский Благовещенский монастырь - одна из древнейших православных обителей на территории Польши. В настоящее время трое бывших насельников этого монастыря являются архиереями Польской Православной Церкви. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Публикации] Согласно закону, подписанному президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе 30 марта 2001 г. на основании решения парламента, глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Духовное образование/Высшие богословские учебные заведения] Список высших богословских учебных заведений [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Персоналии/Члены Синода] Священный Синод Грузинской Православной Церкви [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Персоналии/Предстоятель] Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II (в миру - Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 г. во Владикавказе. [Поместные Православные Церкви/Польская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Монастырь Святой Троицы, основанный в XV веке, в июле 1999 г. был полностью разрушен албанскими экстремистами. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Основателем обители был племянник Свт. Саввы Сербского королевич Владислав. Именно сюда в 1237 г. были перенесены из Тырнова мощи Свт. Саввы. Здесь находиться всемирно известная фреска Белый Ангел на гробе Господнем. Новости 12 июня 2001 г.

http://pravoslavie.ru/archive/010612

В Москву прибыл Предстоятель Сербской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru В Москву прибыл Предстоятель Сербской Православной Церкви Православие.Ru , 15 ноября 2004 г. Фото Службы коммуникации ОВЦС МП / 14 ноября 2004 года в Москву прибыл Святейший Патриарх Сербский Павел. В состав сопровождающей Его Святейшество делегации входят также митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Рашско-Призренский Артемий и находящийся ныне на покое епископ Афанасий (Евтич), бывший Захумско-Герцеговинский сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. С делегацией Сербской Православной Церкви прибыли также Президент Республики Сербии Борис Тадич, министр по делам религий Милан Радулович и мэр Белграда Ненад Богданович. Вместе с Предстоятелями Русской и Сербской Православных Церквей они примут участие в торжественном вечере " С Сербией вместе " , который состоится 15 ноября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Основная цель этой акции, организованной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Международным фондом единства православных народов, - помочь завершению работ по строительству кафедрального собора святителя Саввы на Врачаре в Белграде, одного из крупнейших храмов в Европе. В аэропорту " Шереметьево " Святейшего Патриарха Павла и Президента Б.Тадича встретили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Посол Сербии и Черногории в России Милан Рочен и приехавший в Москву ранее министр культуры Сербии Драган Коядинович, а также архиепископ Истринский Арсений, епископ Люберецкий Вениамин, настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве архимандрит Антоний (Пантелич), сотрудники Отдела внешних церковных связей, представители московского духовенства и Министерства иностранных дел Российской Федерации. В зале прилетов состоялась беседа, в ходе которой Святейший Патриарх Сербский Павел высказал благодарность Святейшему Патриарху Алексию, всей Русской Православной Церкви и народу России за помощь сербскому народу в трудные для него годы. Особо Предстоятель Сербской Православной Церкви отметил приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Белград в 1999 году, когда Югославия подвергалась массированным бомбардировкам.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В XV веке, с распадом Сербской державы и завоеванием сербских земель турками, упраздняется на время и автокефальная Сербская Церковь. Немалая доля земель, ранее входивших в Сербскую Церковь, вливаются в состав Охридской Архиепископии, а Печская Патриархия теряет положение центра Поместной Церкви. Центр Сербской Церкви в Османской империи [ править править код ] Однако, в 1557 году Сербская Церковь была восстановлена со святителем Макарием во главе, и Печская Патриархия снова сделалась патриаршим двором. Данилов притвор был починен и по большей части расписан к 1565 году. В тот же период перестраиваются иконостасы Печских храмов и пополняются их сокровищницы, ранее открытые порталы притвора застраиваются стенами. Следующий обширный ремонт проводится при патриархе Паисии – храмы были покрыты свинцом, Димитриевская церковь перестроена и почти половина её фресок поновлена живописцем Георгием Митрофановичем в 1620–1621 году. В том же году он также расписал старую монашескую трапезную. Несколько позднее патриарх Паисий предпринял частичную перестройку Апостольского собора, в результате которой западная часть храма, где старые фрески были сильно повреждены, была украшена новой росписью в 1633–1634 году. Тогда же была устроена новая крыша в трапезной. С середины XVII века посланники из Печской Патриархии всё чаще отправляются в Россию, откуда привозят щедрые дары – в первую очередь деньги, печатные книги и служебные сосуды. Примечательны и работы, которые проводились в Патриархии при патриархах Максиме и Арсении III. В 1672–1683 годах монастырские постройки были ограждены, в 1673–1674 году Никольский храм был расписан иконописцем Радулом, а в 1677 году – снабжен новым иконостасом. В XVII веке дважды расписывался и Апостольский храм. Очередная война Австрийской и Османской империй в конце XVII века, сопровождавшаяся сербским восстанием против турок, привела к разорению Печской Патриархии. Сокровища Патриархии были скрыты в куполе Грачаницкого монастыря, но доносчик открыл тайник туркам и в 1688 году ценности были отняты. Чтобы увезти, их понадобилось девять лошадей. Когда патриарх Арсений III бежал в 1689 году, паша Махмуд Бегович разграбил всё, что смог найти в Патриархии. Земли и заведения Патриархии были изъяты у Церкви и с тех пор в Печской Патриархии уже не погребали Сербских предстоятелей.

http://azbyka.ru/palomnik/Печский_патриа...

В интерьере церкви — около 1000 изображений отдельных святых, все основные сюжеты Нового завета, фрески с портретами царей из рода Неманичей (XIV в.). В монастырской ризнице сохранились также произведения сербского ювелирного искусства, около 60 икон XIV—XVII вв. (самая богатая коллекция икон в Сербии), имеется деревянный иконостас XIV века, трон игумена и резная гробница короля Стефана III. Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово. Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Подробнее... Печский патриарший женский монастырь [ править править код ] Точная дата основания первой церкви на месте Печкой Патриархии не установлена. Предположительно, уже во времена святителя Сербского Саввы I эта земля сделалась собственностью Жичского монастыря, который являлся в то время резиденцией предстоятеля. Наследник святого Саввы, святитель Арсений I Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в более защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на Печ. В 1230-х годах он воздвиг здесь соборный храм во имя Святых апостолов, который был расписан фресками в 1250 году. Несколько позднее этот храм стал также называться Спасским, в честь одноименного собора Жичского монастыря. Таким образом, с XIII века Печ становится предстоятельским двором — здесь располагается архиепископский кафедральный собор, здесь собираются ведущие деятели Сербской Церкви, здесь погребают почивших первосвятителей. Соответственно и сама Сербская Церковь стала именоваться Печской Церковью. Печская икона Божией Матери – одна из главных святынь Сербии. Эта икона – из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где икона была вручена святителю Савве, который принес икону в Сербию.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Метохом монастыря Сочаница является женский монастырь святой Петки в Улие, который также недавно был отреставрирован. Адрес: Село Сочаница бб, 38217, Сочаница. Электронная почта: manastirsocanica@gmail.com Подробнее... Печский патриарший женский монастырь [ править править код ] Точная дата основания первой церкви на месте Печкой Патриархии не установлена. Предположительно, уже во времена святителя Сербского Саввы I эта земля сделалась собственностью Жичского монастыря, который являлся в то время резиденцией предстоятеля. Наследник святого Саввы, святитель Арсений I Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в более защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на Печ. В 1230-х годах он воздвиг здесь соборный храм во имя Святых апостолов, который был расписан фресками в 1250 году. Несколько позднее этот храм стал также называться Спасским, в честь одноименного собора Жичского монастыря. Таким образом, с XIII века Печ становится предстоятельским двором — здесь располагается архиепископский кафедральный собор, здесь собираются ведущие деятели Сербской Церкви, здесь погребают почивших первосвятителей. Соответственно и сама Сербская Церковь стала именоваться Печской Церковью. Печская икона Божией Матери – одна из главных святынь Сербии. Эта икона – из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где икона была вручена святителю Савве, который принес икону в Сербию. Адрес: Patrijasiska ulica, Pe, 30000, Косово. Подробнее... Пустынь святого Петра Коришского [ править править код ] Испостница святого Петра Коришского и руины церкви Пресвятой Богородицы, также известные как монастырь Кабаш, расположены под горой Русеница, примерно в двадцати километрах к востоку от Призрена, недалеко от деревни Кориша.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Вскоре после того, как мощи святителя унесли из Тырново, один расслабленный чудесно исцелился от досок, из которых был сделан гроб святителя. Это чудо принесло радость болгарам – чудотворная сила святого Саввы сохранилась на месте его погребения, даже после переноса его мощей в Сербию. Множество чудес затем совершилось на том месте, где стоял гроб святителя Саввы в храме Сорока Храм Вознесения Господня в Милешеве Когда шествие со святыми мощами приблизилось к границам Сербии, Архиепископ Арсений с епископами и духовенством, с боярами и народом вышли встречать дорогого святителя и отца, воспевая песнопения и хваля Господа. С чувством глубокой радости мощи святителя были торжественно перенесены в монастырь Милешево. Спустя немного времени случилось явление святого Саввы одному из его учеников. Святитель повелел, что с того времени, как Господь взял его от мира земного, ему не надлежит пребывать во гробе, а необходимо лежать в храме открыто для Тогда вновь вынули мощи из земли и положили их в деревянном ковчеге, поставив в середине храма Вознесения Несмотря на то, что официальная канонизация святителя Саввы состоялась только в 1775 благочестивый народ почитал его как святого с самого дня его кончины. С тех пор и поныне православные сербы дважды в год 14 января и 6 мая (старый стиль) торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви. День 14 января считается днем сербского Просвещения. Русская Православная Церковь молитвенно чтит память святителя Саввы 12 января и 30 августа (старый стиль). Мощи святителя находились в Милешево до 1594 года, пока их оттуда не взяли нечестивые турки и 27 апреля того же года, желая истребить память о святителе, сожгли на Врачаровой горе в Когда пламя коснулось святого тела, от костра до неба простерся столп в виде радуги, сияя разными цветами. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор во имя святителя Саввы. Приказавший совершить кощунственное поругание мощей святого визирь Оттоманской империи Синан вскоре был убит в одном из сражений, а его доселе непобедимое войско постыдно бежало с поля

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Предстоятель Сербской Православной Церкви посетил храмы Московского Кремля и Покровский монастырь 19 июля 2013 г. 19:04 19 июля 2013 года Святейший Патриарх Сербский Ириней , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, посетил соборы и храмы Московского Кремля. Святейшего Владыку сопровождали члены делегации: митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий, насельник Жичского монастыря архимандрит Арсений (Главчич), профессор православного богословского факультета Белградского университета ставрофорный протоиерей Радомир Попович, ректор семинарии святого Петра Цетиньского протоиерей Гойко Перович, протодиакон соборного храма святого Архангела Михаила в Белграде Радомир Перчевич, сотрудник Кабинета Святейшего Патриарха Сербского диакон Александр Секулич. Также в числе сопровождающих были: викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва , настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев. Делегация Сербской Православной Церкви осмотрела Успенский , Архангельский и Благовещенский соборы, поклонилась святыням, в частности, мощам Московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена. Также гости посетили Грановитую палату. Затем Святейший Патриарх Ириней прибыл в Покровский ставропигиальный женский монастырь . Предстоятеля Сербской Православной Церкви встречала игумения Феофания с насельницами обители и воспитанницами детского приюта. Святейший Владыка и сопровождающие его лица прошли в Покровский храм, где поклонились мощам блаженной Матроны Московской. Далее Святейший Патриарх Ириней проследовал в Воскресенский храм обители; в храме игумения Феофания обратилась к высокому гостю со словами приветствия. Настоятельница рассказала, что поклониться блаженной Матроне во множестве приходят не только москвичи, но и паломники со всего мира. «Блаженная никого не оставляет не утешенным, откуда бы ни прибыл паломник, — отметила настоятельница. — Ее житие переведено на множество языков, включая сербский. Представители Сербской Православной Церкви не раз посещали Покровскую обитель, и мы знаем, что в Сербии строится монастырь во имя блаженной Матроны».

http://patriarchia.ru/db/text/3109353.ht...

Почти все Сербские архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324-1337), перу которого принадлежит «Жизнь кралей и архиепископов Сербских». После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печские Патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно Патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей. С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия. Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года. Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печской Патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского Патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010