8 Свт. Савва II Cepбckuй, архиеп. († 1271, память 8 февраля) Тропарь, глас 4: Исправление веры и образ кротости, и якоже сад посреде рая, преподобными делы твоими мир просвещаеши, сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся, лобызаем их и верно вопием: предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную, святителю отче Савво пребогате, молимся, Христу Богу молися, спастися духам нашим. Краткое житие Преемник св. Арсения, архиепископа сербского, Савва II был младший брат первовенчанного краля сербского Стефана и племянник великого Саввы, первого архиепископа сербского. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди своего и еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время, потом подвизался на Афоне вместе с учеником своим, преподобным Иоанникием, который наследовал по нем и архиепископский престол его. На святой Афонской Горе им пришлось много потерпеть бед и притеснений от разорявших тогда оную латинян, изгнанных из Царьграда греками и поселившихся в Македонии в пределах Святой Горы . По возвращении его в отчизну блаженный Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимой добродетелью его была кротость. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблем архиепископа вместо себе Савву второго». Так как блаженный Арсений († 28 октября, 1266 г.) три года пред смертью был болен, то, конечно, не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. Блаженный Савва почил в начале 1267 года. Св. Савва покоится в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская церковь поет ему: «Из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселя сердца и души поющие тя». (Память святителя совершается вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям 30 августа).

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Вера в Бога, Единого, Живого, Истинного Творца, – вера смиренных и разумных, ибо гордые обожествляют или тварь или самих себя, гордость рождает безумцев. Чем смиреннее человек, тем он разумнее, чем тщеславнее, тем безумней. Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать и разум ( 1Пет.5:5 ). Чем больше смиренные смиряются перед Господом, тем больше одаривает их Господь разумом. Разум суть свет, ведущий к Богу Единому, Живому, Истинному. Блаженны имеющие разум видеть тленность мира и человека. Блаженны нищие духом, ибо Господь возвысит их до высшего познания, познания бытия и величия Бога Вышнего. Это ваша вера, христоносцы, вера отцов ваших, смиренных и разумных. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род до конца времен. Вера непостыдная, православная, спасительная. Ею спасались отцы ваши, не постыдились они ее, и она их не постыдилась. Воистину вера в единого Бога, Единого, Живого, Истинного, – вера образованных, тех кто несет в себе образ Божий. Не постыдится он ни на Страшном суде, не постыдится ни перед праведником, ни перед Ангелом, но приимет славу и благословенным наречется. Знание – одно, а вера – другое. Сфера знания – природа и предметы, а сфера веры – душа, Бог и Суд Божий, воскресение и жизнь в Царстве Небесном. Святой Арсений был царским вельможей и учителем его сыновей. Он был самым известным человеком империи. И, оставив суетный мир, он ушел в монастырь и принял монашество. Став монахом, он часто обращался к одному простому монаху за советом в духовной жизни. Кто-то из братии, заметив это, удивленно спросил: «Как же ты, Арсений, зная греческие и латинские науки, обращаешься за советами к этому простаку?» Ответил Арсений: «Греческие и латинские науки знаю, а в духовной я не выучил даже азбуки». Приходит ли спасение только от веры, как думал Лютер 5 , или только от дел, как думали последователи святого Петра. Вопрос этот мучил западное христианство веками. Восточная Церковь , которая больше всего придерживается Евангелия апостола Иоанна, которое, как она верит, вбирает в себя оба, и Евангелие святого Петра и святого Павла, никогда не была озадачена этим болезненным вопросом. Она от начала исповедовала любовь как высшее проявление христианской веры. Ибо любовь, как видно из самого слова, вбирает в себя и то и другое, и веру и дела. Кто бы ни следовал одному из них, вере или делам, тот никогда не постигнет понимания слова, вернее, его значения, до гармонии и мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Из приемников Св. Саввы по святительской кафедре, как основатели или восстановители монастырей известны – Даниил II (1337 г.) и Макарий (1557–74 г.), а они, как уже было сказано раньше, предварительную, до своего избрания на первосвятительский стол, иноческую школу проходили в Хиландарском монастыре: оба были даже игуменами его. Дечанский монастырь (в 15 верстах от Печь-Ипеки), бывший во время турецкого владычества одним из главных хранилищ православия, окончен стройкою (в 1335 г.) при Стефане Душане, 3116 государе, как известно, особенно близко стоявшем к Святой Горе. Последний сербский деспот Стефан Лазаревич построил Рождественский монастырь на реке Далша (в теперешнем Пожаревацком округе), но построил его исключительно для монахов – Афонских выходцев; и – исключительно с просветительными целями, находясь под обаянием высококультурной нравственной жизни Афонцев. Монастырь Раваница (в Ресавском округе), известный в истории исправления сербских богослужебных книг, был основан тем же Стефаном для монахов «книжных», среди которых несомненно были и Хиландарцы, научный авторитет которых, как увидим ниже, высоко ценился деспотом. —588— Даже Печский (в г. Печь-Ипеке Старой Сербии) монастырь мы не имеем права выключить из-под этого влияния Афона. Хотя его основатель (второй сербский Архиепископ Арсений) и не был Афонцем в собственном смысле (т. е. по пострижению или иноческим подвигам), но духом Афонского монашества он несомненно был пропитан. До своего избрания на кафедру Арсений был экклесиархом Жичского монастыря, отстроенного самим Саввою. Итак, все известные и важные по своему значению для истории сербского монашества монастыри, основанные до падения политической самостоятельности сербов, связаны такими крепкими и непосредственными нитями с Афонскими монастырями (преимущественно с Хиландарем), что едва-ли после этого может быть сомнение в наличности прямого влияния Афонского монашества на строй монашеской жизни Сербии. Сведения о влиянии Афона на сербское монашество в дальнейшем (с 1459 г.) периоде сербской истории не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Того же князя Стефана Лазаря, того же и года. – «По неизреченному человеколюбию Владыки моего Христа в Х-а Б-а благоверние Стефан кнезь Лазарь Серблем и по-Дунавию. По просьбе брата ми чельника млы-е и вспомень братами чельника млы-е и сестры Драганы и ньи синовь.... дает церкви Рушкои Великомученика Пантелеимона село Длабе, рекоми горний Закут с заселком у Транова» и проч. и проч. Между тем двое из Русских иноков остаются замечательными посетителями св. горы, во второй половине XIV в., а именно духовник Сергиевой лавры препод. Епифаний 83 , и препод. Арсений Коневский. Первый из них, ученик препод. Сергия и описатель его дивной жизни, заслуживший название Премудрейшего 84 , был другом Стефана, просветителя великой Перми. А препод. Арсений, немалое время странствовавший на св. горе, возвратился отсюда в Россию в исходе XIV в., в княжение Василия Димитриевича, с бесценным сокровищем – с иконой Божией Матери, в честь которой, в 1393 г., при святительстве новгородского архиепископа Uoahha II , воздвиг храм на острове Коневце, устроил обитель, и с той поры, как самая обитель, так и чудотворная икона Богоматери, известны под именем Коневских. Была ли икона Божией Матери списком с другой, подобной ей, или находилась только здесь в подлиннике, – Бог весть: при всем желании разузнать, это для нас пока остается невозможным 85 . При таких счастливых обстоятельствах, при таком аскетическом значении Русика, наступил XV в., утешительный для России и блистательный решительным свержением двухвекового с половиною монгольского рабства, а для востока убийственный и несчастный падением Константинополя и всей греческой империи пред Портой Оттоманскою. И для св. горы это время было смутно, тяжко и огорчительно. При всем том Русик и Русские не теряли своего значения. Все почти описатели св. горы и Русика замечали и замечают, что никогда в нашей русской обители не бывало настоятеля из Русских. Так может быть, случалось до падения восточной империи, но впоследствии – напротив. По крайней мере, мне так кажется. Смею выставить, со своей стороны, на вид грамоту сербского деспота Гюрга, как можно полагать, дарованную Русику во второй половине XV в., и предоставить вашему собственному суду решить, прав ли я в своем личном мнении. Вот извлечение из грамоты Гюрга (или Георга), сына Стефана, деспота сербского:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, например, Михаил, князь черниговский, и боярин его Феодор упоминаются в числе святых наряду с святыми Борисом и Глебом, Владимиром и Вячеславом в Служебнике (и именно в начинательной молитве пред литургиею) еще конца XIV или начала XV в. и писанном не в Чернигове, но в Новгороде. А в церковном уставе Троицкой Сергиевой лавры, писанном в 1429 г. помещены этому князю Михаилу с его боярином тропарь и кондак . Имя Игнатия, епископа Ростовского, встречается в месяцесловах XV в. с именами святого Петра митрополита и других . Очень вероятно, что и память некоторых других наших святителей и подвижников того времени стали чтить местно еще с самой их кончины. По крайней мере, в месяцесловах XV в. уже находятся имена Стефана Пермского, Феодора Ростовского, Кирилла Белоезерского и Димитрия Прилуцкого . Нельзя также пройти молчанием, что в тогдашних месяцесловах наших, кроме русских святых, более встречаем и сербских святых или вообще юго-славянских, нежели прежде. В святцах XI–XIV вв. из числа этих святых можно видеть только имена Кирилла Философа и брата его Мефодия, Вячеслава, князя Чешского, и Иоанна Рыльского; а в месяцесловах XV в. упоминаются еще, в одних — преподобная Параскева Пятница, Арсений Сербский и Савва Сербский, в других вместе с Саввою — Симеон Сербский . Несправедливо было бы думать, будто такое внесение святых, русских и славянских, в наши тогдашние святцы было следствием распоряжения высшей духовной власти, митрополита или Собора: в таком случае в святцы известного времени были бы внесены одни и те же святые, чего, однако ж, не видим. А по всей вероятности, это зависело частию от произвола переписчиков или лиц, по воле которых они писали, частию же от того только, что имена известных святых находились в рукописях, иногда привезенных из Греции, с которых у нас снимались копии. Вопросы о днях и временах поста и в особенности вопрос о посте в среду и пяток, когда в эти дни случатся какие-либо большие праздники, возбуждавший у нас столько споров в XII столетии, обращали на себя внимание и в настоящий период.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич ; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента) , в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен. Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв. С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.

http://pravenc.ru/text/171794.html

В 1219 году Патриарх Константинопольский Герман II (1222–1240) рукоположил его в сан архиепископа Сербского. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Святитель Савва I скончался в 1237 году, от его мощей совершались многочисленные исцеления (память 12 января). Преемник святителя Саввы I святитель Арсений I был рукоположен во епископа и назначен Предстоятелем Сербской Церкви самим святителем Саввой в 1233 году. После тридцатитрехлетнего мудрого управления паствой святитель Арсений I мирно преставился к Богу в 1266 году. Мощи святого почивают в Печском монастыре (память 28 октября). После кончины святителя Арсения I Сербской Церковью в течение пяти лет управлял его преемник святитель Савва II. После блаженной кончины, последовавшей в 1271 году, он был погребен в Печской обители (память 8 февраля). Преемником святителя Саввы II стал его ученик Иоанникий I. Святой Иоанникий I подвизался в Хилендарской обители и был сначала ее экономом, а с 1263 года игуменом. В 1272 году он был поставлен архиепископом Сербской Церкви. Преемник святителя Иоанникия I святитель Евстафий I был также сначала иноком, а затем игуменом Хилендарской обители. После семилетнего управления Сербской Церковью святитель Евстафий мирно скончался около 1285 года и был погребен в монастыре Жидача. Позднее святые мощи были перенесены в Печ и положены в кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла (память 4 января). Святитель Савва III, управлявший Сербской Церковью с 1309 по 1316 год, был пострижеником и игуменом Хилендарского монастыря, как и его преемник святитель Никодим (1316–1323). Святитель Никодим в 1319 году перевел на славянский язык и ввел во всеобщее употребление в Сербских монастырях Устав преподобного Саввы Освященного (память 11 мая). Преемник святителя Никодима святитель Даниил II в 1325 году был вызван со Святой Горы и поставлен архиепископом Сербским. Святитель Даниил собрал сведения по истории Сербии и составил «Родослов», где описал жизнь сербских господарей и Первосвятителей. Он мирно скончался в 1338 году. Еще при жизни он прославился чудотворениями и исцелениями больных (память 20 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, в 1690 году император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину: как только Австрии удастся освободить ее от турок #31#. Ровно через пять лет (1695) его же решением для православных сербов Австро-Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, Будимская – основана раньше, – Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). В 1710 году Сербская Церковь признала автокефалию Австро-Венгерской – Карловацкой – Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии «карловцы» – сербы, поддерживавшие Австрию, в мае 1848 года созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом (1848 – 1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. Что касается венгерской части империи, то там продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. Карловацкая Митрополия имела 27 монастырей. Больше всего их было в Карловацкой архиепископии. Замечательнейшие из них: Крушедол, расположенный близ Карловцев и бывший резиденцией Сербских Митрополитов. Он был основан еще в середине XV столетия. В этом монастыре хранились все древности, принесенные сюда Патриархами Сербскими из прежней своей столицы – г. Печ. Здесь были погребены Сербские Святители Арсений III (1706) и Арсений IV (l748). Раваница – воздвигнут сербами в воспоминание одноименного монастыря в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ирина Лукьянова 11 марта 2018, 18:03 :)« О друг мой Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво». Арсений, ИР - не " лакмусовая бумажка, свидетельствовавшая о коренном неблагополучии церковного устроения синодального периода " , а неисполнимый и никому не интересный чиновничий циркуляр. Один из десятков тысяч. Вы наделяете церковных прихожан начала ХХ века той степенью рефлексии, которой они не обладали. В то время люди легко смирялись с младенческой смертностью, а вы носитесь с какими-то ИР. Они слов-то таких не выговаривали. Вся эта канонада - отцеживание комаров (фарисеями:). Удачи! С вами интересно. Арсений 11 марта 2018, 15:17 Ирина Лукьянова, никто и не утверждает, что Исповедные росписи повинны в революции, как и взмах крыла бабочки. ИР - это лакмусовая бумажка, свидетельствовавшая о коренном неблагополучии церковного устроения синодального периода, - в результате НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ этого, или системного сбоя, говоря сегодняшним языком, нечто важное было упущено в соборном сознании народа, дух начал выхолащиваться, а земное превалировать над небесным. Почему и победила ложная идея устроения " рая на земле " - коммунизма, осуществление которой обернулось 100 млн жертв. " Что-то пошло не так " - об этом статья. 11 марта 2018, 11:29 Согласна с Алексеем, высказавшим мысль, что Церкви напрасно приписывают вину в революции. Недавно у святителя Николая Сербского (письмо 151) прочитала удивительные слова о революции в России: " ... насколько известно мне, беда в России произошла не по грехам русского народа, а по грехам части русской " интеллигенции " , точнее, из-за иудействующей её части " . Ирина Лукьянова 11 марта 2018, 10:35 :) Мне трудно представить злодея, замыслившего погубить Государя, на исповеди. Человек, подготавливающий хладнокровное убийство, а тем более убийство помазанника вряд ли будет тратить время на такие сентиментальные вещи как исповедь. Так что сама вероятность ситуации, в которой священник узнает о дурном умысле на царя и обязан донести " куда надо " , стремится к нулю. Остальное - безобидная стат. отчетность, взваленная на плечи гос.служащего, который умеет читать и писать.

http://pravoslavie.ru/111286.html

2 . Киевская Русь, Афон, Палестина, юг Италии. 3 . Печерский Патерик; творения и молитвы преподобного Кирилла Туровского ; житие преподобного Симеона и преподобного Саввы Сербского ; творения Николая Странтского (Гидрутского). XIII век 1-е поколение 1 . Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский . 2 . Киев, Русь, Афон, Сербия. 3 . Житие преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения преподобного Саввы Сербского . 2-е поколение 1 . Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник преподобного Григория Синаита ), Арсений, патриарх Константинопольский; мученики из-за унии (на Афоне и др.); святой князь Александр Невский. 2 . Малая Азия (Галасийская область), Афон, Северная Русь. 3 . Творения преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые класы» в сборнике Паисия Величковско-го); житие преподобного Григория Синаита , святого Александра Невского, сведения о патриархе Арсении Константинопольском в византийской истории и др., Афонский Патерик. 3-е поколение 1 . Святой Феолипт Филадельфийский , святой Афанасий, патриарх Цареграда, святитель Петр, митрополит Московский , преподобный Петр Ордынский. 2 . Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов.3. Творения преподобного Феолипта Филадельфийского («Добротолюбие»), житие святого Афанасия, патриарха Цареградского (и его письма), житие Петра Ордынского, житие святителя Петра Киевского и Московского. XIV век 1-е поколение 1 . Преподобный Максим Капсокаливский, преподобный Григорий Синаит и его ученики; святые сербские: Даниил, Стефан и др.; святой Петр, митрополит Киевский и Московский. 2 . Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3 . Житие Григория Синаита и его творения, житие преподобного Максима Капсокаливского, житие святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским). 2-е поколение 1 . Святитель Григорий Палама , преподобный Сергий Радонежский, святители Филофей и Каллист, патриархи Константинопольские, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010