Учти: А Христос за всех умер... ( 2Кор.5:15 ). Ученость и вера Ученость – это одно, а вера – другое. Ученость связана с природой и материальными вещами, а вера – с душой, Богом и Судом Божьим, с воскресением и жизнью в Царстве Небесном. Святой Арсений был прежде сенатором у царя и воспитателем сыновей царских. Он был знаменитейшим человеком в царстве. И таким будучи, оставил этот суетный мир, удалился в монастырь и принял монашеский постриг. Как монах он часто обращался к одному простому собрату за советами в духовных делах. Некто, обратив на это внимание, удивленно спросил: – Как это ты, Арсений, постигший и греческую, и латинскую ученость, обращаешься к простаку за советом? Арсений ответил на это: – Да, греческую и латинскую ученость я постиг, но в сфере духовной еще даже азбуки не выучил. Давайте спасать Давайте спасать то, что спасти можем, мы в эмиграции. Вот главное, что нужно спасать и что мы можем спасти: 1. Давайте спасать прежде всего души свои. А как спасается душа, научил нас Тот, Кого мы и называем Спасителем. Кто нисколько не заботится о своей душе, а стремится в вожди народа, заведет в пропасть и себя, и народ. 2. Давайте спасать нашу славную веру православную от влияний чужих религиозных групп и сект, в среде которых мы находимся. 3. Давайте спасать имя сербское, со всем нравственным и культурным содержанием этого великого и завидного имени. 4. Давайте спасать сербских братьев и сестер от смешанных браков и несчастных детей от смешанных браков. 5. Давайте спасать сербский язык от новых филологов, которые хотят наш самый музыкальный язык («итальянский среди славянских языков») сделать резким, жестким и уродливым («потпредседник» – !). Поэт Милорад Митрович в свое время писал: «Вук je има гроба два Сад му грози, А maj cnpeмajy му Нови филолози». (Вук (т. е. Бук Стефанович Караджич) имеет два гроба, Теперь третий ему грозит, И этот третий готовят ему новые филологи) 6. Давайте спасать кириллицу, «святое письмо Кириллово» от наших латиноманов, которые из-за пустоты невежества не могут понять, что служат той пропаганде, которая огнем и мечом навязала некоторым славянам латиницу для того, чтобы покрепче отмежевать их от православных славян, неизменно пользующихся кириллицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2. Киев, Русь, Константинополь, славянские земли. 3. Печерский Патерик и «Повесть временных лет»; творения блаженного Феофилакта Болгарского, житие преподобного Мелетия Миупольского. Поучение Владимира Моиомаха. 2–е поколение 1. Преподобная Евфросиния Полоцкая, преподобный Петр Дамаскин, святой Леонтий, патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2. Киев, Русь, Палестина. (Юг Италии.) 3. Житие преподобной Евфросинии Полоцкой; творения преподобного Петра Дамаскина; житие святого Леонтия Иерусалимского, Путешествие Фоки; творения Николая, игумена Странтского.   3–е поколение 1. Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, преподобный Симеон Сербский, преподобный Савва Сербский, Николай Странтский. 2. Киевская Русь, Афон, Палестина, юг Италии. 3. Печерский Патерик; творения и молитвы преподобного Кирилла Туровского; житие преподобного Симеона и преподобного Саввы Сербского; творения Николая Странтского (Гидрутского).   XIII век 1–е поколение 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения преподобного Саввы Сербского. 2–е поколение 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник преподобного Григория Синаита), Арсений, патриарх Константинопольский; мученики из–за унии (на Афоне и др.); святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская область), Афон, Северная Русь. 3. Творения преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые класы» в сборнике Паисия Величковско–го); житие преподобного Григория Синаита, святого Александра Невского, сведения о патриархе Арсении Константинопольском в византийской истории и др., Афонский Патерик. 3–е поколение 1. Святой Феолипт Филадельфийский, святой Афанасий, патриарх Цареграда, святитель Петр, митрополит Московский, преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов.3. Творения преподобного Феолипта Филадельфийского («Добротолюбие»), житие святого Афанасия, патриарха Цареградского (и его письма), житие Петра Ордынского, житие святителя Петра Киевского и Московского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

принял иноческое пострижение в киевском Кирилловском монастыре, год спустя рукоположен в иеродиакона, а в 1675 г. – в иеромонаха. Проходил служение в Чернигове, где на проповедническом поприще стяжал славу «ритора изящнейшего», «Российского Златоуста». Благоговейный почитатель Пресвятой Богородицы, он составил книгу «Руно орошенное» – о чудесах Божией Матери от чудотворного Ее образа в Троице-Ильинском Черниговском монастыре. В 1684 г. святой Димитрий переехал в Киев и принял на себя послушание по составлению Четиих-Миней. Этот научный подвиг, занявший более 20 лет жизни святителя, стал главным в его служении Русской Церкви. Чистота сердца, духовная мудрость и кротость нрава возводят его к высшим ступеням церковной иерархии. В 1701 году святитель Димитрий хиротонисан на кафедру митрополита Тобольского и Сибирского, в 1702 г. назначен на древнюю Ростовскую кафедру. «Православия ревнитель и раскола искоренитель», святитель положил много трудов для христианского просвещения врученного ему Богом стада, устроения в Ростове духовного училища, а также уврачевания старообрядческого раскола, обличения всех «возмущающих тишину и Православие Христовой Церкви». Церковь ублажает святителя Димитрия как богомудрого иерарха, «вождя спасения», который и ныне в своих богословских творениях «златозарными словесами учит нас и направляет», « Церковь Святую от расколов и ересей сохраняет», укрепляя верных и обращая заблудших. Созданные им Четии-Минеи, величайший памятник отечественной агиографии, содержат множество ценных указаний на пути опытного восхождения к Богу, «озаряя сердца» читателей «светом истинного Боговедения». Святитель Арсений, архиепископ Сербский Святитель Арсений, архиепископ Сербский , большую часть жизни провел иноком в Жичском монастыре. В 1233 году за строго подвижническую жизнь был посвящен в сан архиепископа Сербии. После тридцатитрехлетнего мудрого управления паствой святой отошел ко Господу в 1266 году. Мощи его покоятся в Печской обители. Преподобный Иов, игумен Почаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САВВА I СЕРБСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Савва I Сербский. Фреска Сожжение мощей свт. Саввы на Врачаре Мощи и почитание Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии , Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию . Болгарский царь Иоанн Асен II , тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию. При перенесении святых мощей святителя Саввы в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, " зачем он уступает такое сокровище " . Однако, сербы чтили святого не менее болгар - их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево , в честь чего установлено празднество 6 мая . Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Мощи почивали в Милешевской обители до 1594 года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля сжёг на холме Врачар. Молитвословия Тропарь, глас 3 Пути, вводящаго в жизнь,/наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/первее бо пришед, святителю Савво,/отечество твое просветил еси/и, породив тое Духом Святым,/яко древа маслинная,/в мысленном раи насадил еси всеосвященная твоя чада./Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна чтуще тя, молим:/моли Христа Бога/даровати нам велию милость.

http://drevo-info.ru/articles/8633.html

Николая. 11) Белградская – при церкви Богоматери, и 12) Моравская, в селе Моравце, при церкви св. Ахиллия. Без сомнения, не все из этих епархий основаны Саввою; некоторые, напр. расская, браничевская и диоклейская существовали и прежде, – но и эти последние получили от него определеннейшее устройство. В 1228 году, по смерти Стефана Первовенчанного, св. Савва венчал на царство старшего сына его Радослава и отправлялся для посещения св. мест Афона и Палестины; в обители св. Саввы Освященного получил он в дар жезл его, хранимый и доселе на Афоне, как завещано святителем. По возвращении, прошел еще раз всю сербскую землю, утверждая святую веру, и заводя в ней то, что хорошего видел в чужих странах. Когда же недовольные вельможи изгнали Радослава и предоставили престол брату его Владиславу, то святитель убедил изгнанника и убедил его постричься в Студеницкой обители, а Владислава венчал на царство (1230 года). Наконец и сам решился отказаться от управления, объявил волю свою епископам и королю, посвятил вместо себя екклисиарха Арсения (1285 г.) и предпринял вторичный путь для посещения св. мест. Был в Иерусалиме, Египте, провел на Синае весь великий пост и, возвратясь в Иерусалим, странствовал в Антиохию, в монастырь св. Симеона Дивногорца и в Армению; отсюда прибыл в Болгарию к родственнику своему, королю Асеню. Здесь заболел и, предвидя близкий конец, отправил собранные святыни в Сербию, скончался в 1237 году, 12 января, в болгарской столице Тернове и положен в храме сорока мучеников. Но чрез полгода Владислав перенес нетленные мощи его в Сербию, в монастырь Милешевский – в пяти верстах от в нын. Герцеговине. В 1595 г. великий визирь Синан-паша разграбил монастырь, а мощи приказал несть до Белграда и там сжечь, на страх сербам 3 . 2) Арсений 1-й, родом из сремской области, в юности принял монашество и св. Саввою определен екклисиархом к монастыре Жича; первосвятитель поручил ему избрать более удобное место для архиеп. кафедры и Арсений избрал Печь. Здесь еще при жизни Саввы и в сане игумена Жичинского монастыря, он занялся постройкою и устройством монастыря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Вскоре по прибытии в Москву, в неделю Православия 1655 года, антиохийский патриарх Макарий в Успенском соборе торжественно засвидетельствовал пред народом, что на православном Востоке употребляют троеперстное, а не двуперстное сложение для крестного знамения. При этом авторитетном свидетеле и при его содействии Никон занялся исправлением наших церковных книг по древним славянским и греческим, согласно определению собора 1654 года. По приказанию царя и патриарха древние славянские книги, писанные на хартии, были высланы из монастырей: Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского, Юрьева и других, а за греческими книгами отправлен был на Восток Арсений Суханов . С Востока было доставлено множество книг, из которых некоторые были написаны за 500, 600 или 700 лет. Приобретя такие богатые пособия для исправления наших книг, Никон в справщики избрал лиц, хорошо знакомых с славянским и греческим языками. Это были: иеромонах Епифаний Славеницкий, вызванный из Киево-братского монастыря, келарь Сергиевой лавры Арсений Суханов , архимандрит Иверского монастыря Дионисий и Арсений Грек. Окружив себя собранными книжными сокровищами, эти справщики с ревностью принялись за своё дело, и в марте 1655 г. исправленный ими служебник был рассмотрен и одобрен на соборе, на котором присутствовали патриархи Макарий и Гавриил. Весной 1655 года пришло ответное послание константинопольского патриарха Паисия. В этом послании патриарх Паисий, преподав наставление, как смотреть на обрядовые разности, убеждает русского патриарха заботиться о том, чтобы русская Церковь не имела ни единой разности от богослужебного чина Церкви греческой. Противников исправления патриарх повелел, если они по первом и втором наказании не исправятся, отвергнуть и отлучить от овец Христовых. Напечатав это послание при книге Скрижаль, которая была переведена с греческого и содержала толкование на литургию и другие церковные священнодействия, а также свидетельства в пользу троеперстия при крестном знамении, Никон порешил подвергнуть соборному осуждению тех, которые, вопреки установлению греческой Церкви, крестились двуперстно. Ещё до созвания собора в неделю Православия восточные иерархи – антиохийский Макарий, сербский Гавриил и никейский митрополит Григорий – в Успенском соборе произнесли проклятие на крестящихся двуперстно. Такое же проклятие произнёс и созванный в апреле 1656 года собор русских святителей. Установив полное согласие с Церковью вселенской в этом более важном обряде, Никон продолжал исправлять и согласовать и другие обряды, и обычаи церковные с обрядами Церкви греческой. Вместе с тем деятельно продолжалось исправление по греческим и харатейным славянским и печатание богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Эта-то беспорядочность и произвол, вероятно, и послужили для Макария одним из главных побуждений созвать Соборы 1547 и 1549 гг., чтобы соборне обсудить и определить, каким святым следует праздновать по всей ли России или только местно. Автор упомянутого нами выше сказания о русских святых, перечислив тех из них, которым Церковь наша праздновала повсеместно еще до митрополита Макария, представляет перечень и новопрославленных чудотворцев, которым она установила праздновать уже при Макарии на Соборах 1547–1549 гг., составляющих по единству их предмета и по внутренней связи их между собою как бы один Собор, причем подразделяет этих чудотворцев на пять классов. К первому классу отнесены святители: митрополит Иона, архиепископы Новгородские Иоанн, Никита, Нифонт, Евфимий и Иона, епископы – Стефан Пермский, Арсений Тверской, Иаков Ростовский и Сербский архиепископ Арсений. Ко второму – праведные: князь Александр Невский, князь Всеволод Псковский, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские и Михаил Клопский. К третьему – мученики: великий князь Михаил Тверской, Иоанн Сочавский, пострадавший в Белеграде, и Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в Литве. К четвертому – преподобные: Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, ученик Сергиев, Савва Сторожевский, Макарий Колязинский, Дионисий Глушицкий, Павел Комельский, Савватий и Зосима Соловецкие, Александр Свирский , Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский. К пятому – юродивые Христа ради: Максим Московский, Иоанн и Прокопий Устюжские. Каким из этих святых установлено праздновать, в частности, на Соборе 1547 г., мы уже знаем из официального документа – окружной грамоты митрополита Макария, равно как знаем и то, что двенадцати из них установлено праздновать повсюду в Русской Церкви, а девяти – только местно. Теперь, имея в виду представленный перечень святых, легко можем указать в нем и тех чудотворцев, в честь которых установил праздники Собор 1549 г.: это святители – Никита, Нифонт, Евфимий и Иона Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский и Арсений Сербский; праведный Всеволод Псковский; мученики – Михаил Тверской, Иоанн Сочавский и Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские; преподобные – Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

8 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 64 Преемник св. Арсения, архиепископа сербского, Савва II был младший брат первовенчанного краля сербского Стефана и племянник великого Саввы, первого архиепископа сербского. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди своего и еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время, потом подвизался на Афоне вместе с учеником своим, преподобным Иоанникием, который наследовал по нем и архиепископский престол его 65 . На святой Афонской Горе им пришлось много потерпеть бед и притеснений от разорявших тогда оную латинян, изгнанных из Царьграда греками и поселившихся в Македонии в пределах Святой Горы 66 . По возвращении его в отчизну блаженный Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимой добродетелью его была кротость. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблем архиепископа вместо себе Савву второго». Так как блаженный Арсений († 28 октября, 1266 г.) три года пред смертью был болен, то, конечно, не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. Блаженный Савва почил в начале 1267 года 67 . Св. Савва покоится в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская церковь поет ему: «Из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселя сердца и души поющие тя» 68 . (Память святителя совершается вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям 30 августа). 64 «Святые южных славян», Филарета, арх. Черниговского. «Животи кральева и архиепископа србских». Даничич. Загреб 1866. 67 В «Летописи» архим. Арсения (Спб. 1880) время кончины св. Саввы показано 12 февраля, 1267 г. (479). Читать далее Источник: Афонский патерик или жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. : [В. 2-х част. ] - Издание седьмое, исправленное и переработанное, иждивением Русскаго Пантелеимонова монастыря на Афоне. - Москва : Типо-Литография И. Ефимова, 1897./Ч. 1: Январь-июнь. - XI, 558, IV с.; Ч. 2: Июль-декабрь. – 486, X с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди своего и еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время, потом подвизался на Афоне вместе с учеником своим, преподобным Иоанникием, который наследовал по нем и архиепископский престол На святой Афонской Горе им пришлось много потерпеть бед и притеснений от разорявших тогда оную латинян, изгнанных из Царьграда греками и поселившихся в Македонии в пределах Святой По возвращении его в отчизну блаженный Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимой добродетелью его была кротость. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблем архиепископа вместо себе Савву второго». Так как блаженный Арсений († 28 октября, 1266 г.) три года пред смертью был болен, то, конечно, не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. Блаженный Савва почил в начале 1267 Св. Савва покоится в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская церковь поет ему: «Из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселя сердца и души поющие (Память святителя совершается вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям 30 августа).   13 ФЕВРАЛЯ Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря Преподобный отец наш Симеон был царем Сербии, но, презрев всю суетную славу мира сего, удалился во святую Афонскую Гору, где сначала вступил в братство обители Ватопедской, а потом вместе с сыном своим преподобным Саввою они устроили для своего рода славную обитель Хиландарскую. (Смотри о нем в житии святого Саввы, архиепископа Сербского, 14 января). Прилагаем здесь и слово св. Саввы о жизни преподобного Симеона, отца сказанное братии Студеницкого монастыря, ктитором которого был преп. Симеон. Слово св. Саввы Сербского, архиепископа, о наследовании сего святого монастыря Студеницы преподобным нашим отцом и ктитором господарем Симеоном и о его жизни.

http://isihazm.ru/?id=1823

55 лет провел он в пустынножительстве и во всё это время был образцом для монахов и славой монашества вообще. Всего прожил он сто лет и в 449 году мирно скончался после долговременных трудов и добровольно наложенного на себя мученичества. Переселился он в Царство Владыки Христа, Которого любил всем своим сердцем и всей своей душой. Арсений благостный – весь его хвалил, От славы убегая, так в сердце затвердил: «Считай себя давно умершим для земли И слова никакого никому не говори! За слово изреченное я каялся не раз, А за молчанье – даже не встречал укора глаз. И если сердцем к Богу не прильну я в жизни сей, То не смогу отбросить бремя пагубных страстей. Но если только мыслями навыкну Бога славить, То страсти, безусловно, поспешат меня оставить. Молитвой и трудом свое ты время наполняй, А сон и нераденье всеусердно отгоняй. Арсений грешный, что замедлил прежний бег? Зачем в пустыню эту ты пришел, о человек? – Спасенья ради, а не ради дремы сладкой, Отвергни путь греха – иди дорогой гладкой, Путь покаянно-слезный к Господу возводит, Не будь рабом ленивым – время уж уходит! Скорей себя врачуй – и душу оживляй: Храни мя, Боже, днесь и до конца не оставляй!» 3. Св. Емилия (Эмилия) . Мать святителя Василия Великого. В юности хотела на всю жизнь остаться девицей, но ее принудили к вступлению в брак. Родила девятерых детей и настолько вдохновила их духом Христовым, что пятеро из них стали христианскими святыми, а именно: Василий Великий , Григорий, епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, Макрина и Феозва. На закате лет построила монастырь, где жила со своей дочерью Макриной и где 8 мая 375 года упокоилась в Господе. 4. Преп. Арсений Трудолюбивый . Киево-Печерский монах. Никогда не давая себе отдыха, неустанно трудился. Пищу принимал лишь раз в день, по заходе солнца. Подвизался и упокоился в XIV столетии. Рассуждение Один монах жаловался преподобному Арсению, что при чтении Священного Писания он не ощущает ни силы прочитанных слов, ни сердечного умиления. На это великий святой ему ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010