Печская Патриархия Вместе с тем на исторических примерах из жизни сербского народа и его древних храмов и монастырей мы хотим показать, что Косово не было сломлено ни в те трудные времена, ни сейчас, но остается сербским, несмотря ни на что... Действуют старинные обители, собирая вокруг себя многих и многих людей и из Сербии, и из других стран. Все они приезжают сюда, чтобы поклониться мощам сербских подвижников и святителей и увидеть эту уникальную красоту, островок настоящей христианской Европы – «страны святых чудес», по меткому выражению русского славянофила, поэта А.С. Хомякова. – Изображения каких именно памятников можно увидеть на выставке? – Мы постарались представить фрагменты фресок наиболее известных памятников сербского церковного зодчества, которые внесены в список наследия ЮНЕСКО. Фотографии монастыря Печской Патриархии занимают у нас два больших стенда. Это вообще уникальная обитель, ранее ее даже называли лаврой. По своему духовному и общенациональному значению в жизни сербского народа Печская Патриархия очень напоминает роль, которую играл знаменитый Чудов монастырь Московского Кремля в русской истории и государственной жизни. Напомню также, что Печская Патриархия упоминается в полном титуле Сербского Патриарха, который звучит так: Святейший Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский. Один из храмов обители в честь Святых апостолов основал в XIII веке архиепископ Арсений I, последователь и преемник святителя Саввы Сербского. На протяжении всех последующих веков монастырь оставался важнейшим центром церковной и народной жизни. Даже в тяжелые времена османского ига именно вокруг Печской Патриархии сплачивался сербский народ, что помогало ему выжить и духовно сохраниться как исторической соборной личности. – В названии выставки звучит слово «порушенные», то есть там можно увидеть и фотографии именно пострадавших святынь? Христос с мечом в руках. Фреска. Высокие Дечаны, XIV век – Очень многие фрески тех монастырей, которые мы показываем на больших фотографиях нашей выставки, несут на себе печать времени, в том числе – следы разрушений, сделанных в разные исторические периоды, включая и переломное время рубежа XX–XXI веков, тем более что фестиваль «Сербское утешение русскому сердцу» хронологически охватывает преимущественно события ХХ века.

http://pravoslavie.ru/148778.html

Владислав отблагодарил щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – короля и всех бывших с ним, и так они расстались с любовью. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг процессии с мощами святого. По сообщению Феодосия, король ликовал, подобно Давиду перед Кивотом Завета, и, идя впереди мощей, радостно восклицал: Возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждой веселия одел меня, даровав мне господина моего, святого моего отца и учителя, заступника в молитвах моему отечеству и почет наследия моего. И еще: Вознесу Тя, Боже мой, ибо Ты возвеличил на мне милость Свою, и ныне блажен я, и ныне благоукрасился я, выше царей земных возвеличился, более людей обогатился. Как велика милость Твоя ко мне, Господи, Как, возлюбив меня, вознаградил, Боже мой, Милость моя! Буди имя Твое благословенно во веки веков! Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и вельможами нес с псалмами и песнопениями драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и благородными людьми вышли им навстречу и с благоговением поклонились честным мощам своего духовного отца. Узнав о прибытии мощей, народ сербский во множестве стекался отовсюду. Многие получали от Бога и Его святого угодника исцеления от своих болезней. Обретение мощей Место, где первоначально были погребены останки свт, Саввы Сербского. Монастырь Милешева Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево , положили драгоценные останки в гробе и похоронили в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал милосердие на нищих. Спустя некоторое время святитель явился во сне одному боголюбивому старцу и сказал ему, что его святые мощи должны почивать не в могиле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено в храме на поклонение.

http://pravoslavie.ru/40269.html

Спустя немного лет по преставлении святого Саввы, преемник его, архиепископ сербский Арсений, и сербский король Владислав решили перенести прах покойного первого сербского архиепископа из Тернова в отечество. Король отправил посольство к тестю с просьбою о разрешении перенести останки почившего пастыря. Но болгарский царь Иоанн, патриарх и народ никак не хотели отпустить и для них драгоценный гроб. Они отвечали, что если бы гроб оставался в небрежении, то сербы могли бы требовать перенесения праха, между тем гробница находится в главном храме, богато украшена и окружена всяческим попечением. Владислав отправил второе посольство, но и оно не имело успеха. Тогда он решил отправиться к тестю лично, в сопровождении вельмож и епископов. Но и личное прошение Владислава сначала не могло склонить болгарского царя на отпуск тела святого Саввы, Как ни ласково, ни почтительно царь Иоанн принял своего зятя, он все-таки не хотел расстаться с дорогим и для болгар гробом. Только ниспосланное свыше ночное видение царю Иоанну заставило его не противиться просьбе сербского короля и народа. Царь Иоанн после видения уразумел, что здесь воля Божия, а не человеческая. Торжественно совершено было перенесение праха святого Саввы. Когда, готовясь к подъему и перенесению, открыли гроб, то обрели тело нетленным. Приспособив все тщательно к далекому путешествию, после молебствия, подняли святые мощи и пустились в путь. Король Владислав дивился, как все скоро и благоприятно устроилось, ибо царь болгарский, поощренный видением, хотя и решился отпустить тело Саввы, но все еще не вполне освободился от своего неудовольствия. Но вскоре после унесения мощей, один расслабленный чернец по имени Неофит прилег на деревянных досках, которые были при гробе святого Саввы; прикосновение к сим древам принесло ему внезапное исцеление. Сие чудо принесло великую радость болгарскому народу: чудотворная сила святого Саввы сохранилась на месте его погребения и по унесении его святых мощей. И после совершалось много чудес на месте, где стоял гроб святого Саввы в храме сорока мучеников.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Но в 1422 году они подпали под власть венецианской республики. В 1460 году, отложившись от вассальной зависимости венецианцев, они снова устроились в самостоятельное воеводство, но пользовались своею политическою свободою недолго: в 1514 году Черногория была присоединена к Турции и вошла в составь скадарского или скутарского пашалыка. Только в конце XVII века (в 1696 или 1697 г.), под предводительством владыки-митрополита Даниила Петровича Негуша, храбрые черногорские витязи отвоевали себе политическую свободу и независимость. Вскоре после этого они вступили в дружеские сношения с Россией и уже в 1711 году вместе с Петром I вели войну с Турцией, не принесшую, впрочем никакой пользы ни России, ни Черногории. Христианство черногорцы приняли вместе со всеми сербами вообще; а когда сербская церковь была объявлена автокефальною архиепископиею (в 1219 году), им дан был особый епископ, именовавшийся Зетским; а в 1346 году, когда сербская архиепископия была провозглашена патриархатом, зетский епископ был возведен в сан митрополита. Впрочем, с присоединением Черногории к Турции и с подчинением её в церковном отношении константинопольскому патриаршему престолу, зетские святители снова стали именоваться епископами. Освободившись от турецкого владычества, черногорцы объявили и свою церковь независимою от константинопольского патриарха. Неизвестно, была ли она официально признана автокефальною и со стороны священного синода константинопольского патриархата. Вернее всего, что константинопольский патриарх втихомолку примирился с совершившимся фактом. До присоединения Черногории к Турции черногорские владыки были рукополагаемы в Сербии сербскими епископами; затем-константинопольскими патриархами. Первый самостоятельный черногорский митрополит, освободитель своего отечества от турецкого владычества, Даниил Петрович Негуш, был рукоположен (в 1700 г.) в Венгрии, в Сечуе, где проживал тогда сербский патриарх Арсений IV Черноевич. Его дальнейший преемник, Петр I Петрович Негуш (1782– 1830), сменивший бездеятельного Савву Петровича (1735– 1782), хотел получить рукоположение в России, но он не был выпущен из Вены, и потому был рукоположен в Карловицах сербским митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

По достоянию убо не можем вас похвалити, отцы преподобнии,/и по смерти убо яве страждущему от бесов являетеся,/и множество духов злых от обуреваемаго отгоните,/и глаголати подаете языку, связанному от злых,/темже молимся,/молите Христа и о чтущих святую вашу память,/да спасет души наша. Днесь души земнородных возносятся от земных,/днесь Небесная бывают в памяти святых,/врата бо Небесная вземлются/и нам сказуема бывают Владычняя./Слова словеса проповедуют,/языцы чудеса поют,/мы же ко Спасу возопием:/Слава Тебе, Христе Боже,/верным бо мир и спасение еси. Слава, глас тойже: Яко звезды пресветлыя во странах сербских явистеся,/понеже от юности своея плотская мудрования победисте вся,/вперивше ум свой к желаемому Христу Богу,/скончасте доброе течение постом,/молитвою, милостынею, бдением и чистотою телесною;/темже отверзеся вам Царствие Небесное,/и в сем видите, яже видят Ангели,/приемлюще воздаяние трудом своим,/Бог бо весть прославляти Своя угодники/и подавати им венцы нетленныя./Мы же молим вас:/молитеся, святии чудотворцы, о нас непрестанно Христу Богу,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен. Славословие великое. Ектении. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуия, глас 2: Священницы Твой облекутся в правду, и преподобнии Твой возрадуются. Стих: Внидем в селения его. Евангелие от Матфея, зачало 11. Причастен: Радуйтеся, праведнии: Собор сербских святителей празднует пастыреначальников Церкви Сербской веков. Большинство из них имеет, помимо общей памяти Собора, отдельные дни празднования: святитель Савва I, архиепископ, – 12 января; святитель Арсений I, архиепископ, – 28 октября; святитель Савва II, архиепископ, – 8 февраля; святитель Евстафий I, архиепископ, – 4 января; святитель Никодим, архиепископ,– 11 мая; святитель Даниил, архиепископ,– 20 декабря; святитель Иоанникий II, Патриарх,– 3 сентября; святитель Ефрем II, Патриарх, – 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четырнадцать лет (1219-1233) управлял святой Савва Сербской Церковью. За это время он настолько укрепил в своей стране Православие, что понял - уже никакая сила не будет в состоянии его поколебать. В своем ученике-иноке Арсении он видел человека, наделенного большими достоинствами, впитавшего знания и поучения, преподанные ему. Чтобы избавить Церковь от всяких случайностей, святитель Савва установил определенный порядок избрания и назначения нового Архиепископа и положил начало его осуществлению, передав свою власть Арсению. Для этого Савва созвал в Жиче Собор епископов, которому сообщил о своем решении. Собор одобрил это решение, и Арсений в 1233 году был посвящен в Архиепископа Сербского. Найдя себе достойного преемника, святитель Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, вновь отправился в паломничество по святым местам. Ему было уже более шестьдесяти лет, когда он снова подверг себя всем тяготам пути, неизбежным в условиях того времени. В пути он заболел, но, переборов болезнь, посетил Александрийский, Антиохийский и Константинопольский Патриархаты. Завершив свое путешествие по странам Востока, он направился на Родину. По пути он посетил своего друга и родственника болгарского царя Иоанна Асана в его столице Тырнове, где был принят с большими почестями. Тяжелое путешествие сильно подорвало телесные силы святого подвижника. В Тырнове на праздник Крещения Господня святитель Савва служил Божественную литургию, это была его последняя литургия. Сильную стужу этого дня не выдержало его ослабленное тело. Архиепископ Савва слег в постель, и ему уже больше не было суждено подняться. Чувствуя приближение смерти, он переслал на Родину дары, которые он вез с собой, и стал готовиться к христианской кончине. В ночь с 13 на 14 января 1235 года, причастившись, со словами " Слава Богу за все " испустил дух первый сербский Архиепископ святитель Савва. Благоговейно облачив тело почившего иерарха, его ученики стали заботиться о погребении. Немедленно было послано извещение Болгарскому царю, который повелел Болгарскому Патриарху Иоакиму торжественно похоронить святого Савву в храме Сорока Мучеников в Тырнове, что и было исполнено. Царь приказал по случаю погребения святителя раздать из казны большую сумму золота нищим и убогим. Сам Савва перед смертью также завещал вещами и казной на свое погребение и поминовение в храм Сорока Мучеников.

http://isihazm.ru/?id=1532

Святитель Арсений короновал в 1242 году короля Уроша I, при котором Сербская земля обрела покой от вторжений. Святитель посвятил все свои силы организации церковного усторйства, просвещению, построению монастырей и устроению иноческого жития. Благодаря его противоборству распространившейся на Балканах ереси богомилов Сербия избежала религиозных волнений, которые постигли соседние страны. Святитель отошел ко Господу в мире и тишине 28 октября 1266 года. За три года до кончины его постигла болезнь, которую он принял с кротостью и смирением. Тело его было погребено в Печской обители. 29 Прмч. Агафангел Есфигменский († 1819, память 19 апреля, 29 октября Краткое житие В миру Афанасий, родом из города Эны, Фракийской области, был воспитан в строго православной семье. После кончины родителей он поступил на морскую службу. Турки решили обратить умного и умелого юношу в ислам. Они знали, что он не отречется от Христа по доброй воле, и в городе Смирне (ныне Измир) напали на святого, нанесли ему рану и, угрожая смертью, заставляли принять ислам. Юноша растерялся и пообещал назваться мусульманином в надежде скоро избавиться от насильников и отречься от этого обещания. Но ему это долго не удавалось, он мучился угрызениями совести и наконец изыскал возможность покинуть город и отправился искать пристанища на Святой Афонской Горе. В Есфигменской обители игумен Евфимий исповедал его и благословил на послушание, которое святой Афанасий проходил с величайшим усердием. Но и самые трудные подвиги святой Афанасий считал недостаточными, чтобы покаяться в грехе отречения. Он чувствовал, что ему необходимо отдать жизнь за веру во Христа, и стал усердно молиться об этом. В четвертое воскресение Великого поста девятнадцатилетний юноша был пострижен в монашество с именем Агафангел. Святитель Николай Мирликийский явился новопостриженному иноку во сне и обещал свою помощь. Игумен обители увидел в том особое знамение и благословил святого Агафангела исповедать в Смирне веру Христову перед теми, кто заставил его от нее отречься.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

– Сколько вас было тогда в Ждребаонике? – Трое, хотя была еще одна старая монахиня, инвалид, и отец Матфей, который потом уехал в  Сербию . Монастырь был в запущенном состоянии, мы, как могли, восстанавливали. Там большая святыня – мощи святого Арсения . – Расскажите о нем, он не очень известен в России. – Святой Арсенийсербский святитель, он был архиепископом после святого Саввы , большим знатоком и поборником церковного пения. Он воздвиг церковь Святых Апостолов в Печской Патриархии в  Косово и Метохии . Чудесный святитель, я бы сказала, какой-то кроткий. Помню, как однажды владыка Афанасий выразился: «Боже, как благоухают мощи святого Арсения, словно полевые цветы», – тогда это сильно ощущалось от самых монастырских врат. Великий чудотворец, но бесконечно смиренный. Интересно его житие, он был похоронен в Печской Патриархии, затем его мощи перенесли в Доволю на реке Таре, оттуда в  монастырь Морача . В Мораче один послушник поссорился с настоятелем, забрал мощи и унес их в монастырь Дуга Морачка. Одно время они даже находились в доме турка в Кучах, турок тот стал агой и очень почитал мощи святителя, украсил комнату, где они были, дорогими коврами, драгоценными предметами и никак не хотел отдать святыню, чтобы с ней «удача» его не оставила. Митрополит много раз просил его отдать мощи, но тот ни в какую, спустя известное время сам святитель стал ему сниться и требовал вернуть мощи, только после этого он согласился расстаться с ними. Потом они были перенесены в  монастырь Косиерево – в службе ему говорится «Косиеревский», и находились там двести лет. В последнее время произошло много чудес от мощей святого Арсения, он великий чудотворец. – Как долго вы были в монастыре Ждребаоник? – Пять лет. – Было очень трудно? Народ мало знал о Церкви, монастырях? – Да, не знал, разные бывали ситуации, искушения разные были, но что хорошо с местным народом – все открыто: или тебя любят, или не любят, всегда знаешь, что у них на уме, нет в людях двуличности, это очень важно. У нас на юге не всегда понятно, кто что думает, по-другому там, а здесь все ясно. Могу сказать, хоть народ и был не церковный и в голове у него немного помутилось, но сердце осталось чистым, все-таки это хорошие люди, они хранят исконные ценности, уважение к святыням, к монашеству, какой-то трепет, здесь живо предание о святых Петре Цетинском и  Василии Острожском . Думаю, это во многом потому, что живо предание о тех чудесах, когда, скажем, святому Петру приходилось и проклинать людей, пользоваться какими-то ветхозаветными методами.

http://azbyka.ru/way/igumenja-fotina-has...

Смерть одного из членов семьи – потеря для всей семьи. Смерть короля или народного героя – потеря для всего народа. Но смерть святого – это потеря для многих народов и даже для всего мира. Ибо истинный угодник Божий подобен небесному воздуху для нежных душ человеческих. Саввину смерть оплакивали всюду, где его знали или хотя бы слышали о нем, но нигде не плакали так, как в Сербии и Болгарии. Согласно распоряжению Асеня честное тело святителя было погребено на второй день в храме Святых сорока мучеников. Срочно изготовили саркофаг из цельного камня, над которым разместили золотую лампаду, а по сторонам – золотые подсвечники. Весть о кончине Саввы вызвала великое смятение и глубокую скорбь по всей сербской земле, от королевского дворца до пастушьих хижин. И поскольку печаль народная не утишалась, архиепископ Арсений попросил короля Владислава сделать все возможное, чтобы перенести честные останки Саввы на родину. Король Владислав обратился к царю Асеню, своему тестю, с просьбой о перенесении тела Саввы в Сербию. Глава 44. Из Тырново в Милешево Перенос святых мощей – важное событие в жизни христианской Церкви. Обычной причиной этого явления бывает желание всякой страны иметь святыню, а через нее – милость и благословение. На христианском Востоке и на Балканах были и особые обстоятельства: нападения мусульман. Потому мощи многих сербских святых много раз переносились из одного места в другое и даже из одной страны в другую. Так происходило с мощами князя Лазаря, царя Уроша, Стефана Щиляновича, святителя Арсения, преподобной Параскевы-Петки. Мощи святого короля Стефана Первовенчанного переносились около сорока раз. Святитель Савва не был исключением. Мощи его Болгария желала иметь точно так же, как и Сербия, и у обеих стран были на то свои доводы. Царь Асень отказался вернуть Саввины останки и в ответном письме обосновал это так: «Если бы тело святителя пребывало здесь без должного внимания и почтения, ты был бы совершенно прав, требуя его у нас, дабы вы у себя могли упокоить его с большею заботою и честью. Но святитель, по Промыслу Божию, почил в нашей стране, и его святое тело мы достойно упокоили в храме Божием – к чему же вы беспокоите его и нас вашим требованием?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля 2 июля 2009 г. 13:15 2 июля, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе  Московского Кремля, где покоятся мощи первого Патриарха Всероссийского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , исполняющий обязанности Председателя Священного Синода Сербской Православной Церкви ; архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; архиепископ Истринский Арсений , викарий Московской епархии ; епископ Жичский Хризостом (Сербская Православная  Церковь); епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ;  епископ Люберецкий Вениамин , наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря , а также клирики столичных храмов. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви молился о здравии  Святейшего Патриарха Сербского Павла  и об упокоении души новопреставленной Л.Г. Зыкиной, народной артистки СССР. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Максим Козлов , настоятель Татианинского храма при МГУ . По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Иова и обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Патриарх, в частности, обратил внимание на то, что в день памяти святителя Иова, первым возглавившего в Патриаршем достоинстве Русскую Православную Церковь, за Литургией читаются удивительные слова Спасителя: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы; а наемник, иже несть пастырь, бежит, яко наемник есть (см. Ин 10:11-13). «В этих словах содержится величайшая Божественная мудрость и одновременно констатация того факта, что многие из тех, кто именует себя пастырями, таковыми не являются, — отметил Святейший Владыка. — Есть работа за вознаграждение, а есть служение, которое требует отдачи всей жизни».

http://patriarchia.ru/db/text/683646.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010