С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению... Бога, вступают духи в борьбу открытую. V, 335. Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам. V, 335–336. «Первый образ борьбы с падшими ангелами». См. V, 33–343. Образ борьбы новоначального с невидимым духом, видимым лишь уму в помыслах и мечтаниях, заключается в том, чтобы новоначальный инок немедленно отвергал помысл и мечтание греховные. V, 337. Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. V, 347 Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света... мучеников... в виде Божией Матери и Самого Христа обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. V, 347. Смертный грех решительно порабощает человека диаволу, и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием. V, 352. Падшие духи с ожесточением противодействуют всем евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетели. V, 354. Козни врага обращаются в пользу тщаливому подвижнику: видя непрестанно близ себя убийцу... беспомощный, бессильный, нищий духом инок непрестанно вопиет с плачем к всесильному Богу о помощи, и получает ее. V, 355. Враг старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость. V, 356. Истинные служители истинного Бога поклоняются Ему духом и истиною... Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. IV, 165. Ты [Господи] предал в заведывание им [падшим ангелам] страшный ад, горящий пламенем неугасимым, чтобы казнь, уготованная для них произвела в них спасительный страх, убедила опомниться. V, 403.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Любовь к врагам – это плод благодати, который созревает преимущественно благодаря усиленной молитве. Поэтому старец настаивает на важности молитвы. Он увещевает нас много раз «всеми силами просить у Господа – любить всех людей» (с. 343; ср. с. 436, 449). Он советует также молиться Божией Матери и святым: «И если мы немощны и нет в нас любви, то будем горячо просить Господа, и Его Пречистую Матерь, и всех святых – и во всем поможет нам Господь, Который так много нас любит...» (с. 491). «Я всегда молю Господа, чтобы Он, Милостивый, дал мне любить врагов... прошу у Господа любви день и ночь, и Господь дает мне слезы плакать за весь Мир» (с. 387). Желая, чтобы все люди обрели дар всеобщей любви, он молится также и за всех: «Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них... Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов» (с. 303). Любовь к врагам неотделима от любви к Богу. В самом деле, главное основание любви к врагам есть любовь Божия, простирающаяся равно над всеми творениями, и Его воля, чтобы все люди спаслись. Христос явил нам совершенный пример такой любви во время Своей земной жизни. Любовь к Богу выражается в исполнении Его воли и в подражании Ему насколько это возможно, а следовательно – и в любви к врагам. Старец замечает, что тот, кто не любит своих врагов, тем самым обнаруживает, что не научен Святым Духом любить и Бога (см. с. 303). Любовь к врагам неотделима от смирения. Старец часто связывает эти две добродетели (см. с. 304–305, 335–336, 386 –388 ,482 ) 201 . Почти все наши трудности в приобретении любви к врагам в действительности возникают из-за гордости. Именно из гордости возникает печаль, а затем обида, ненависть, гнев, озлобленность, жажда мести, презрение, отказ от прощения и примирения... Гордость исключает любовь к врагам, и, наоборот, любовь к врагам исключает гордость: «Если будем любить врагов, то в душе не будет места для гордости» (с. 335). Смирение, сопровождающее любовь к врагам, свидетельствует о присутствии благодати и любви подлинной и неподдельной: «.. .и если ты думаешь, что много любит Господь создание Свое, и сам жалеешь всю тварь, и любишь врагов своих, себя же считаешь хуже всех, – это значит, что с тобою большая благодать Святого Духа» (с. 376). Смирение – необходимое условие приобретения и сохранения благодати, научающей нас любить врагов и подающей для этого силы: «смирись, – советует старец, – и тогда благодать научит тебя» (ср. с. 380–381). И наоборот, «из-за гордости теряется благодать Божия... и тогда душа мучается злыми мыслями и не понимает, что надо смириться и надо любить врагов, ибо иначе нельзя угодить Богу» (с. 401).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (45,79). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем выше мирской (32,363). Оттого многое в общественных делах и частных идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок (34,170). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но, по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит во всякой безопасности и наше имение (40,564). Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему. Сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинства царского образа; поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим царской власти в рабство (43,994). В какой мере оставляет ум попечение о сем видимом и озабочивается упованием будущего, в такой же степени утончается он и просветляется в молитве (52,170). Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и потребном плоти твоей (52,295). Будем домогаться вечного, тогда не откажет и во временном Господь (25,336). Будем просить величайшего богатства небесного, тогда (Бог) не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться великой нам трапезы, тогда даст и насущный хлеб (25,335). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое (25,336). Не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а хоть бы мы и не просили, Сам дарует нам потребное… Итак, не проси как главного того, что должен получить в виде прибавления (35,584). Совершенно недостойно у столь щедрого и обладающего таким всемогуществом просить того, что разрушается вместе с настоящей жизнью и подлежит многим переменам и случайностям. А таково все человеческое… (35,585).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

335 Изменившиеся природные условия после этого гигантского катаклизма привели, по-видимому, к усиленному видообразованию (т. е. к процессу микроэволюции), в результате чего появилось множество «новых» форм организмов. Мы считаем, что до наводнения климат на Земле был близок к «райскому», потому что водные испарения ( Быт. 2:6 ) создавали парниковый эффект. После того как они пролились в виде дождя ( Быт. 7, 4.12 ), условия жизни резко ухудшились, о чем говорят следующие три обстоятельства: 1) Впервые в Библии упоминается холодный сезон: «...впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» ( Быт.8:22 ). 2) Людям дозволяется есть мясо, вероятно, для того, чтобы восполнить потерю сил и энергии зимой, когда нет фруктов: «...все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» ( Быт.9:3 ). 3) Прогрессивное сокращение человеческой жизни примерно с тысячи лет перед катастрофой до менее двухсот лет после нее (ср. главы 5 и 11 Книги Бытия), а позднее – в среднем до 70–80 лет ( Пс.89:10 ). Многие библейски мыслящие ученые считают, что и ледниковая эпоха наступила в результате этих ухудшившихся климатических условий (Къде се вмества ледниковата епоха? Рус. пер.: Куда помещается ледниковая эпоха?//Axe to the Root URL: 336. StarrM. A New Bird Species Has Evolved on Galapagos and Scientists Watched It Happen//Science alert. URL: http://sciencealert.com/darwin-s-finches- 336 Herrel A. et al. Rapid Large-Scale Evolutionary Divergence in Morphology and Performance Associated with Exploitation of a Different Dietary Resource//PNAS. URL: http://rn.pnas.org/content/105/12/4792.full. 337 Не следует забывать о том, что Бог обладает предведением о том, что случится в будущем, и предвидел, как дать нам вкусить от зла, чтобы мы не пошли его путями, когда войдем в новые небо и землю. 338 Многофункциональность ДНК может осуществляться разными способами. Одним из них служит альтернативный сплайсинг мРНК (вырезание кодирующих участков – экзонов, чтобы отделить их от некодирующих – интронов, после чего экзоны лигируются, т. е. сшиваются), в ходе которого увеличивается количество белков, кодируемых одним и тем же геном. Разное сшивание экзонов дает множество разновидностей иРНК, ведущих к синтезу различных изоформ одного и того же белка из разных типов клеток у высших многоклеточных организмов. Например, открыто более 20 различных изоформ фибронектина (белка, встречающегося у млекопитающих). Каждая из них кодируется различной, альтернативно сплайсированной иРНК, состоящей из уникальной комбинации экзонов гена, который отвечает за фибронектин. Секвенированное в последнее время большое количество иРНК, выделенных из разных тканей, и сравнение их секвенций с геномной ДНК показывает, что почти 60% человеческих генов экспрессируются как альтернативно сплайсированные иРНК.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Оправа позолоченная гладкая, по контуру и вокруг ковчежцев полоса с горошчатым орнаментом. Рукоять восьмиконечная, обложена пластинами в виде вертикальных полос, декорированных чеканным узором из цветов, плодов и розеток. Лицевая сторона             Оборотная сторона Аналог – крест напрестольный XVIIIbeka из музея в Каргополе 1752). 21. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 335. 1768 год, Москва. Мастер Я. Фролов и неизвестный мастер с инициалами ВА. Серебро, дерево; чеканка, золочение, литье. 45,0х29,0. Клейма: города Москвы с датой 1768; неизвестного пробирного мастера и инициалами АВС; мастера Я. Фролова; неизвестного мастера с инициалами ВА. Поступил из музея Псковского Археологического общества (?). Крест четырехконечный, с трехлопастными верхними концами. Деревянная основа обложена позолоченными чеканными пластинами. По краю украшен чеканными изображениями херувимов, в средокрестии – «сиянием», что придает кресту сложное очертание абриса. Лицевая сторона             Оборотная сторона Фрагмент На лицевой стороне в центре – литое Распятие. Христос в терновом венце, с лучистым нимбом. По крестному древу узор, передающий фактуру дерева. В подножии Голгофа. На концах ветвей – накладные чеканные дробницы фигурной формы с изображением Саваофа, благословляющего обеими руками, голубя в «сиянии» и многофигурных композиций: Снятие со Креста; Положение во гроб и Воскресение на фоне накладного ажурного растительного орнамента. На рукояти – Орудия Страстей на канфаренном поле: оборотная сторона с пятью круглыми и двумя овальными гладкими медальонами (для записи о мощах?) в рамках из чеканных раковин и завитков. Боковые грани гладкие. В музее находятся: еще одна работа мастера Я. Фролова – крест 1781 года 336) и мастера ВА – оклад иконы «Спас в Славе» 356). Источники: ПГОИАХМЗ. Книга учета драгметаллов 1937 г. 91. 22. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 336. 1781 год, Москва. Мастер Я. Фролов. Серебро, дерево; чеканка, эмаль, золочение. 40,2х25,0. Клейма: города Москвы; пробирного мастера Белкина Степана с датой 1781; неизвестного альдермана с инициалами АОП; мастера Я. Фролова.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

15 Яблонский († 1757) в Dissertationes academicae de Terra Gosen характеризует так. обр. содержание известных в то время мнений об этом: «Если исключить некоторых иудеев, полагавших, по свидетельству Иеронима, Госен в Фиваиде или Верхнем Египте, то остальные, сколько могу припомнить, согласуются в том, что местонахождение земли Госен нужно искать только в великой Дельте (in magno Delta) или Нижнем Египте; а если спросить, какие части или области Н. Египта обнимали Госен, то увидим, что один указывает на одно, а другой на другое». (Jablonsk. II, 82). Сам Яблонский своим замечательным исследованием о земле Гесем, в котором он подверг тщательному разбору важнейшие из существовавших мнений об этом, не только не способствовал их взаимному примирению, но еще более увеличил разногласие, пришедши к тому результату, что библ. з. Гесем находилась на западной стороне Нила, в Среднем Египте, в Гераклеопольском, Арсипольском и отчасти Афродитопольском номах или в так называемом впоследствии (у коптов и арабов) Файюме (Ibid. 108–109), соответствующем той области Среднего Египта, в которой находилось так называемое Меридово озеро (о верности такого соответствия см. наприм. Brugsch. Gesch. Aegypt. 158 и др.) Не менее оригинальный взгляд относительно положения Гесема высказан был в самом конце XVIII в. Иак. Бриантом, указывавшим на эту область в Саисском номе при вершине Дельты, на западной стороне Нила (Observations upon the plagues inflicted up. the Egyptians. By Iac. Bryant. 1794. 335–341). Впрочем, другие более осторожные в своих заключениях библеисты не заходили и в это время так далеко вглубь Египта при географическом определении данной области, и полагали ее в восточной именно половине Н. Египта, затрудняясь главн. обр. в решении частнейшего вопроса о том, лежала ли она севернее, ближе к Танису, или южнее, около Гелиополиса, как то и другое рельефно обрисовывается в рассуждении об этом Буддея (Buddei Hist. Ecclesiast. I, 335–336). 16 К XVII и особенно XVIII в. относится исследование и издание в переводах на европейские языки нескольких особенно важных для географии Египта арабских писателей: Ибн-Гаукаля X в., Едриси XII в., Абдоллатифа XII в., Абульфеды XIV и Макризи XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

81 См., напр., «Собрание мнений и отзывов Филарета, митропол. московского и коломенск., по учебным и церковно-государств. вопросам (изд. под редакциею преосвящ. Саввы, архиеп. тверского и кашинского)», т. II, Спб. 1885 г., стран. 1, примеч. 2, где сочинение, изд. при Екатерине II, отождествляется с Пуфендорфовым, лишь только «переведенным» и «исправленным»... Чит. также С. К. Смирнова ор. cit,: «Ист. моск, сл. гр. л. Акад.».стр.301. 83 Сравн. содержание первой части книге: о. Иак. Воскресенского (выше) и о. Иак. Арсеньева(выше). 85 См. цит;. сочни. Фалькенберга: стр. 260–261. У Luthardta op.cit., S. 353–354. У Брокгауза – Ефрона «Энциклоп. Словарь» (50-й полут. Спб. 1898 г., стр. 818–819); См. и у друг. 88 Ее признает автором Шишков («адмирал, управлявший министерством народного просвещения»: см. цитов. «Собрание мнений и отзывов»...: стр. 330), о чем см., напр., у И. А. Чистовича: цит. соч. стран. 89 (см. также у А. С. Родосского в «Описании книги гражданской печати XVIII-ro столетия, хранящихся в библиотеке Спб. Д. Академии», Спб. 1899 г., стр. 279). – Нельзя игнорировать того, что, напр.;на стр. 82-й говорится (в изд. 1786 г.) об Екатерине VI-й в третьем лиц... 90 Историю этой книги чит.:в цитов. «Собр. мнений и отзывов»...; стр. 330–335, 1–3; у И. А. Чистовича. стр. 88–89, у А. С. Родосского, стр. 280 и у друг. 91 Справедливо по этому поводу замечает митроп. моск. Филарет: «каким должностям научится ученик из... пристойного и непристойного выворачивания ноги?» («Собрание мнений»..., стр. 335). 92 Ради легчайшего усвоения предметов и мыслей книги в ней всюду под строкой помещены вопросы для учащихся, принаровленные к раскрываемым в ней положениям. 93 В целях придания книге христианского отпечатка в ней в некоторых местах введены библейские тексты, но введены внешне обыкновенно... 94 Интересен разбор книги 1783 г., предложенный митр. Московским Филаретом. «Философские начала» её, говорит он, «всегда слабы, в сравнении с началами, которые полагает христианская религия... Книга одобрена для училищ в 1783 г... из господствовавшего тогда предразсудка. Самоназванная философия оглушала тогда Европу шумом своего имени, и везде старалась поставить себя на место христианства... Обязаны ли мы, для приобритения доброй совести, верить во Христа..., в бытие и провидение Божие? Сия книга... не говорит..., пропускает в сем важном месте все христианство и всякую религию». Но «тут же учит, что для приобритения доброй совести мы обязаны знать правила хозяйства!... Кто к другим столь добросердечен, что и о своем благосостоянии забывает, тот поступает неразсудно – вот... статья... вредная» (ср. «Иоан. XV, 13»)... «Надлежало» автору выразиться как раз наоборот и проч. (см. «Собран. мнений»...: стр. 332, 333, 334 и др., т. е., 336, 2; сравн. 330–331, 1, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

1 . Получив письмо твоё, достопочтенная жена, я утешился, узнав о твоем благосостоянии, потому что желаю, чтобы милосердный Господь своим покровом защищал твою жизнь, и управлял твоими делами. Но я крайне удивился тому, что ты отложила намерение путешествовать ко святым местам, и ещё не исполнила обещанного доброго дела. Когда мы даем обед в сердце совершить какое-либо доброе дело в дар Богу; то его должно немедленно исполнять, дабы коварный враг, осетовав в душу, не воспрепятствовал исполнению обета. Посему, достопочтенная жена, ты должна воспротивиться всем встречающимся препятствиям и всем сердцем желать привести в дело доброе намерение, чтобы тебе можно было и здесь на земле жить спокойно, и будущем веке наследовать Царство небесное. Что же касается до того, что Нассив, как ты пишешь, старался рассеять клевету на тебя; но Благочестивейшие Государи не только не вняли ей, а ещё с огорчением приняли: то ты должна размыслить чей это дар; а посему возложить все упование на Того, кто не пропускает, чтобы люди так вредили другим, как хотят, и быть уверенною, что Он, по милосердию Своему, Сам уничтожит злые замыслы (Кн. 2 Пис. 27). 2 . Прочитав письмо твоё, я с удовольствием узнал, что ты путешествовала на Синайскую гору. Поверь, что и я желал бы с тобою путешествовать; но так возвратиться, как ты возвратилась, не желаю. Мне не верится, чтобы ты посещала св. места, и видела многих Отцов; потому что если бы ты видела их, то так скоро не возвратилась бы в Константинополь. Поскольку ты не оставила любви к этому городу; то я думаю, что ты не обращала внимание на то, что видела телесными очами. Но всемогущий Господь да просветит своею благодатию ум твой, и дарует тебе размыслить о непостоянстве временного; потому что время бежит и теперь, как я говорю это, так что Судья приближается и наступает час, когда мы против воли должны будем оставить мир, с которым теперь не хотим разстаться. Прошу приветствовать от меня Анниона и Евсевию, с детьми их. Я так стеснен, что не имею свободы даже в настоящую минуту (Кн. 4 Пис. 46). Читать далее Источник: Григорий Великий (Двоеслов), святитель. Письма к Рустициане, благородной жене, о путешествии ко св. местам.//Воскресное чтение. 1846. 36. С. 335-336. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА У ПРАВОСЛАВНЫХ СЛАВЯН 335 До того как перейти к краткому изложению истории ветхозаветной экзегезы у славянских православных народов, необходимо подчеркнуть следующий факт: духовная история, как и вся культура всех славянских народов, начинается именно с перевода библейских текстов на старославянский язык и позднее – на языки отдельных славянских народов. Так Библия стала основой славянской культуры и вратами, через которые славяне вошли в историю. И, кроме того, перевод Библии всегда был исключительным событием для духовной, культурной и исторической судьбы каждого отдельного народа. Это особенно касается народов, у которых перевод Библии связан с обретением азбуки и письменности, а именно таким народом и были славяне. Естественно, что уже сам акт перевода требует исключительного творческого подвига и искусства, будучи одновременно, сам по себе, одним из видов толкования оригинального текста. Переводить любой текст, тем более когда речь идет о таком священном тексте, как Священное Писание, значит открывать смысл каждого слова, истолковывать слово и объяснять его в его историческом контексте, а также испытать и исследовать его глубинное духовное содержание. Истинный перевод – не просто упражнение для слова и мысли: он предполагает глубокое переживание переводчиком самого содержания переводимого текста. Это переживание обогащает его самого и через него обогащает и других. Именно такого рода и было переводческое дело Кирилла и Мефодия. Таким образом, осуществленный перевод Библии означал и появление и образование самого славянского языка, его внутреннюю христианизацию и воцерковление, преображение самой стихии славянской мысли и слова, славянского «логоса», т. е. самой души славянских народов 336 . Тот, кто хочет «схватить» в слове и перевести на любой язык непереводимую богочеловеческую тайну, скрытую в тексте Священного Писания, должен быть, в первую очередь, смиренным молитвенником, слушающим шепот Вечного во временном, т. е. слушателем как ритма самого внутреннего содержания переводимого священного текста, так и ритма языка, с которого перевод осуществляется и того, на который этот текст переводится и в котором это содержание воплощается. Такой молитвенный подход к священному тексту был свойственен первым переводчикам и толкователям на старославянский язык святым братьям Кириллу и Мефодию и их ученикам 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

< Словарь имен> Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность Место, занимаемое работой «Имена» в творческом наследии Флоренского, определяется, во-первых, ее вхождением в антроподицею, т. е. в круг вопросов, раскрывающих с различных сторон оправдание человека, во-вторых, тем, что, будучи вполне самостоятельной, эта работа, в то же время, является разделом книги «У водоразделов мысли». В творчестве Флоренского можно наметить три типа характеристик строения человека. Первый тип характеристик, самый общий, определяет строение всех людей, выявляет тип человека, как человека. Это два, противоречащих друг другу, начала в человеке: начало усийное, титаническое, «чистая мощь в которой начало вещей», и начало ипостасное, личное, разумное, которое «полагает меру безликой мощи человеческого естества». Взаимодействием двух начал человека осуществляется его жизнедеятельность, в которой Флоренский выявляет семь основных функций человеческого существа, освящаемых семью таинствами: 1) питание тела (Причащение), 2) очищение тела (Крещение), 3) оберегание тела (Миропомазание), 4) слушание слова (Елеоосвящение), 5) говорение слова (Покаяние), 6) власть слушания и говорения слова, как регулятора словесного, взаимно-понимательного равновесия в обществе (Священство), 7) сопряжение двух воедино и выхождение каждого из себя к другому, что осуществляется в семье (Брак) 335 . Этому общему типу характеристик строения человека противостоит второй тип характеристик, индивидуальный, относящийся лишь к отдельно взятой личности. В различных работах и генеалогических исследованиях Флоренский использовал такие характеристики, но основное его внимание было сосредоточено на третьем типе характеристик, который занимает среднее место между указанными двумя. Третий тип характеристик строения человека, по Флоренскому, содержит признаки, которые определяют строение не всех людей и не отдельной личности, а определенной группы, или рода, личностей. Назначение этого типа характеристик – в формировании духовного типа личности, в выявлении инварианта духа личности. «Теория инвариантов, – писал священник Павел Флоренский , – одно из самых значительных приобретений математического анализа во 2-й половине XIX века, до сих пор остается не использованной в философии и ждет еще своего толкователя. Понятиям инварианта и, ему сродных, коварианта, конкомитанта, симультанта, результанта, дискриминанта и т. п., суждено дать в будущем могучий толчок общему жизнепониманию. Чувствуется, что ощупью философия уже идет навстречу этим формальным теориям математики. При этом, наибольшие плоды принесет, вероятно, то видоизменение теории инвариантов, которое носит название «символического» и которое смутно тянется к общим началам мышления. В области натурфилософии польза теории инвариантов уже обнаружилась – я разумею применение теории инвариантов к принципу относительности» 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010