Когда же Господь сказал: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам, разумеет под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих принадлежала и эта женщина; – она ни мало не оскорбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю, – Он похвалил ее за великую веру и сказал: о, женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Да, такой матери стоит рукоплескать! Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и великой вере сотника, – и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашел 334 . После этого я скажу всем вам, братия и сестры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с такою смелостью и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего: и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, – говорит Господь, – и дастся вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам 335 . Хананеянка изображает душу нашу; бесноватая дочь ее – многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь ее, – в такой беде находимся и мы с вами. От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! 336 Отчего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучат, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твердого желания избавиться от них. О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовью, как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

332 «Итак, Слово Божие претерпело все плотью, тогда как божественное и единое только бесстрастное естество Его осталось бесстрастным. Ибо, когда страдал единый Христос, составленный из Божества и человечества, существующий в Божестве и человечестве, тогда в Нем страдало только то, что по природе своей было подвержено страданию# то же, что было бесстрастно, вместе с первым не страдало. Ибо душа, будучи способной страдать, хотя и не рассекается сама в то время, как рассекается тело, – однако же терпит и страдает вместе с телом: Божество же, будучи бесстрастным, не страдало вместе с телом». (III, XXVI, с. 1094). 333 Характерное для античной мысли пояснение вещей божественных сравнениями физическими, здесь кажется странным и ничего не поясняющим (за полным отсутствием tertium comparationis). Св. Иоанн Дамаскин еще продолжает: «если кто-либо льет воду на раскаленное железо, тогда то, что по природе способно страдать от воды – разумею огонь – гаснет, а железо остается невредимым, ибо оно неспособно разрушаться от воды» (ib.). 335 Напр. в росписи Киевского Владимирского собора (В. М. Васнецова). Иногда к этому изображению присоединяться могут и эмблемы Св. Духа. 336 И у св. Иоанна Дамаскина читаем: «в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все – добровольное. Ибо по собственной воле, Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер» (III, XX, c. 1084). Но эта «собственная воля» добровольно умереть, согласие на это Божества, уже не есть «бесстрастие» безучастия. 337 И даже соединяясь с людьми в отношении к Отцу Он все-таки Себя и в этом отношении отделяет и молчаливо противопоставляет: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20.17 ). 338 «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня» (7, 16). «Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так к говорю» (8, 28). «Я говорю не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и говорить. Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (12, 49–50). «Слова, которые говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Слово, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (14, 10, 24). «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он» то и Сын творить также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» ( Ин. 5, 19–20 ). «Я и Отец – одно» (10, 30). «Отец во Мне и Я в Нем» (10, 38). «Тому ли которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я – Сын Божий»? (10, 36). Сюда же относится Мф. 11, 26 ; «все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына кроме Отца, и Отца никто не знает кроме Сына, и кому хочет Сын открыть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это требование служило весьма серьезным критерием для испытания искренности и самоотверженности любви со стороны иноверца к православному. Библейский пример такой религиозно-самоотверженной любви мы встречаем в лице Руфи, когда она в ответ на увещания своей свекрови возвратиться домой сказала: «Не возвращусь, но где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом и твой Бог моим Богом» ( Руф.1:16 ) 333 . Есть такие нравственные отношения, которые могут существовать совместно, не уничтожая друг друга; напр., можно быть отцем и вместе учителем одного и того же человека, братом и другом и т.д. Но есть и такие богоустановленные отношения, которые, как не соединимые по самому существу своему, взаимно разрушают одно другое. Так, нравственное отношение взаимной любви, преданности и уважения между родителями и детьми, братьями и сестрами осквернялось бы и уничтожалось брачными отношениями. Поэтому такие браки представляют собою нечистое и неестественное смешение, разрушение границ, положенных Самим Творцом. Уже в словах книги Бытия: «потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ) указывается строгое разграничение между существующими узами кровного родства и вступлением в новое родство, предполагаемое браком. И когда говорится, что человек должен оставить своего отца и мать, этим запрещается брачный союз не только между родителями и детьми 335 , но и между братьями и сестрами 336 , т.е., другими словами, здесь высказывается требование, чтобы человек вообще не искал себе жены в доме своего отца, а только на стороне 337 . И замечательно, сама природа оградила людей от браков между близкими родственниками чрез т. н. horror naturalis или естественное отвращение, инстинктивно испытываемое нравственным чувством пред такими браками, которые противоречат природе кровного родства и основанным на нем нравственным порядкам жизни 338 . Замечено, что даже языческим народам свойственно было натуральное отвращение к бракам между родственниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

324 То есть между тремя и шестью часами утра. Вся ночь у римлян и у иудеев того времени разделялась на четыре стражи, начиная с шести часов вечера, по три часа в каждой страже. 326 Этим иудеи желали получить от Иисуса Христа подобный же чудесный хлеб, или вообще видеть чудо. 328 Хлебом, сшедшим с небес, Господь Иисус Христос называет Себя Самого. Как Бог, Он – Единый Источник жизни всего существующего. 329 В этих и следующих словах Господь учит о Своем теле и крови, предлагаемых верующим в таинстве Святого Причащения. 330 и проч., – по-русски: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». 331 и проч., – по-русски: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Итак, вкушающий тело и кровь Христовы, вступает в самое тесное единение с Иисусом Христом. – Смысл учения о таинстве Святого Причащения отчасти уясняется закланием и вкушением иудеями пасхального агнца, прообразовавшего собою Иисуса Христа. Подобно тому, как иудеи вкушали мясо пасхального агнца, так и верующие в Иисуса Христа в таинстве Святого Причащения принимают пречистое тело и кровь Иисуса Христа, Принесшего Себя в жертву за грехи мира. 332 То есть на небо. Здесь Иисус Христос, как очевидно, предсказывает о Своем славном вознесении. 333 и проч., – по-русски: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». – Под глаголами Иисуса Христа разумеется возвышенное учение Его, которое, как дух, оживляет человека и приводит его к вечной жизни. 335 Несомненно, они пришли уже после праздника Пасхи. Из Евангелия не видно, чтобы Господь в этот год ходил в Иерусалим на Пасху. Не видя Его на празднике, книжники и фарисеи и поспешили прийти к Нему. 336 Так у иудеев назывались устные законы и предписания, касающиеся, по преимуществу, внешней жизни человека. Книжники утверждали, что эти законы и предписания будто бы даны были Моисеем, как и Богооткровенный закон, заключающийся в Библии . Предписаниям старцев фарисеи придавали большее значение, чем заповедям Божиим, за что Господь их нередко и обличал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

326. «Не понимает того , как расходящееся с собою согласуется: противовратная гармония, как у лука и лиры» (Гераклит. F51). 327. Lowry S. T. The Archaeology of Economic Ideas. Р. 46. 328. Современные ученые иногда приписывают данную работу Теофрасту, ученику Аристотеля. 329. Аристотель. Экономика. 1353b27. 330. Там же. 1344a3. 331. Ксенофонт. О доходах. 2.7. Метеки — отпущенные рабы или чужеземцы, которые имели намного меньше прав, чем граждане Афин. 332. Там же. 2.4–7. 333. Игра, в которой выигрыш возможен только за счет другого. Проигравший теряет столько же, сколько выигрывает победитель. 334. Ксенофонт. О доходах. 3.4. 335. Ксенофонт. Домострой. 1.10–1.12. 336. Понятие value in use означает ценность вещи при ее использовании — какое значение она для нас имеет с точки зрения удовлетворения некой потребности. Value in exchange означает ценность данной вещи с точки зрения относительной количественной ограниченности данного товара на рынке, его способность обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Вода, например, имеет большую value in use, так как без нее жить невозможно. Но ее value in exchange (цена на рынке, например) низкая, так как воды в мире много. 337. Ксенофонт. Киропедия. VIII.II. 338. Lowry S. T. The Archaeology of Economic Ideas. P. 90. 339. «…Сколько денег приносили налоги до заключения мира, на эти деньги управляйте государством и в наступающем году. А сколько денег станут приносить налоги вследствие заключения мира… увеличения ввоза и вывоза товаров, наконец, вследствие увеличения портовых сборов и роста рыночной торговли, — все это вы используйте для того, чтобы появилось как можно больше новых доходов» (Ксенофонт. О доходах. 4.40). 340. Ксенофонт. Домострой. 5.18. 341. Иак. 4:13–17: «Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такойто город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Эти слова призывают рассматривать все события в более широком, мировом контексте, не отделять будущее и ведущие к нему действия от космоса.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

318. Bibliotheka veterum patrum Gallandii. Τ. VII, Macarii Alexandrini sermo de excessu justorum et peccatorum. 319. Святой Кирилл жил в V веке и председательствовал на Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение, подобное святому Кириллу, проповедовал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. «Достопамятные сказания». 320. Смотри выше сноску с. 27 321. Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущею образованностию мира — этим буйством в отношении к Богу. 322. Лк. 16. 22. 323.  …«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 20). 324.  …душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26. 38). 325.  Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26. 39). 326. Четьи-Минеи, 15 августа. 327. Патерик Скитский. 328. Благовест. Мф. 22. 14. 329. Патерик Скитский. 330. Patrologia. Vitae Patrum. Lib. VI, cap. XIII. 331. Патерик Скитский. 332. Пролог. 17 октября. 333. Лествицы 6 степень. По рукописному славянскому переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском Нямецком монастыре. 334. Лествицы 5 степень. 335. Патерик Скитский. 336. Молитва на вечерне Пятидесятницы. Требник. 337. Слово 1, гл. 2, по изданию 1833 года. 338.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 16, 17). 339.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят ты, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 17–19). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к монахине Ксении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Наконец, и во время служения рабов закон требовал в отношении к ним снисходительности и мягкости. Замечательно постановление: не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего – конечно, вследствие притеснений; пусть он у тебя живет, среди вас – на месте, которое он изберет; не притесняй его (23:15,16). Особенно требовал закон кротости и милости в отношении к рабам еврейского происхождения. Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе; то не налагай на него работы рабской. Он должен быть у тебя, как наемник, как поселенец до юбилейного года пусть работает у тебя ( Лев.25:39,40 ). Еще решительнее в этом отношении постановление закона касательно положения в семье владельца дочери, проданной отцом вследствие бедности. Владельцу предлагалось взять ее себе в жену; в противном случае позволялось выкупить ее отцу, когда он захочет, и, безусловно, запрещалось господину продать ее чужому народу. Если она обручалась с сыном владельца, то вступала во все права дочери господина. Она удерживала за собой права супруги и тогда, когда сын владельца брал себе еще другую жену. Если же господин не находил возможным исполнить эти требования, т. е. сделать ее женой своей или своего сына и лишал ее прав члена семьи, или хотел продать иноплеменнику, то она могла, когда пожелает, уйти на свободу даром и без выкупа ( Исх. 21:7–11 ) 335 . Даже рабу–пленницу закон советовал брать в жены и, если потом не понравится, отпустить, куда она захочет, но не продавать ее и не обращать в рабство после того, как она была женой ( Втор. 21:10–14 ). Вообще, запрещалось господство брата над другим братом–евреем с жестокостью ( Лев. 25:46 ) 336 . Можно сказать, что у евреев рабы не были в строгом смысле невольниками; их положение было похоже на положение римских клиентов. А раб еврейского происхождения был обязан работать только на время. Чем дальше, тем больше слабело рабство под влиянием воззрений закона, который и имел в виду уничтожать его постепенно. К концу древней еврейской истории оно совсем почти исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

И еще так: «Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» [ 1Кор 15, 10 ] 335 . О решениях Соборов (534, 245) 7. Мы признаем также благом для Святейшего Престола то, что было решено декретами Карфагенского Собора в его третьей статье [ХВ 522] и снова в его четвертой статье [ХВ 523]. О Литургии Церкви (537, 246) 8. Но помимо этих неприкосновенных решений Святейшего Апостольского Престола, которыми наши Святые Отцы, отвергая гордыню этого злосчастного новшества, преподали нам, что начала доброй воли, возрастание похвальных усилий и твердость в них следует до конца приписывать благодати Христовой, поразмышляем также над молитвами, произносимыми священниками. Переданные Апостолами, они совершаются одинаково в целом мире и во всей Католической Церкви, для того чтобы закон молитвы утверждал собою закон веры. Когда предстоящие на святых собраниях выполняют доверенную им миссию, они предают Божественному милосердию дело человеческого рода и со всей Церковью, стенающей вместе с ними, просят и молят о том, чтобы вера была дарована неверным, чтобы идолопоклонники избавлены были от заблуждений, лишающих их Бога, чтобы покров, окутывающий сердца Иудеев, рассеялся, и чтобы свет истины воссиял над ними; чтобы еретики раскаялись и приняли католическую веру, чтобы раскольники получили дух обновленной любви, чтобы падшим даны были средства к покаянию; наконец, чтобы катехуменам, приводимым к Таинству возрождения, отворен был чертог небесного милосердия. Эти прошения обращаются к Богу не формально и не тщетно: факты действенно подтверждают это. Ибо Бог благоволит привлекать к Себе многие жертвы всякого рода заблуждений; «избавленных от власти тьмы и вводимых в Царство возлюбленного Сына Своего» [ Кол 1, 13 ], Он из «сосудов гнева» делает их «сосудами милосердия» [ Рим 9, 22–23 ]. Все это столь сильно ощущается как Деяние Божие, что непрестанное благодарение и восхваление славы Божией обращается к Нему, совершающему эти дела, за то, что Он просветил и исправил этих людей 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Только в 1 кн. Маккавеевской 332 , повествуется о битве между Иудеями и их врагами Сирийцами, которая произошла при озере Геннисаретском. Но если ветхозаветные писания редко упоминают о Геннисаретском озере, то евангельская история очень часто говорит о нем. Из повествований евангелистов мы узнаем, что при Геннисаретском озере началась общественная деятельность Господа Иисуса и что города и селения, окружавшие озеро, его берега, его воды многократно были оглашаемы возвышенным учением Спасителя нашего, были местом совершения многочисленных и величайших чудес Его. По искушении от диавола, Господь Иисус, услышав, что Иоанн отдан под стражу, оставил Назарет и пришед в Капернаум приморский, поселился в нем 333 , и этот город сделался для него «Своим» городом 334 . В Капернауме Господь совершил особенно много чудес и много учил. Здесь были им исцелены: слуга сотника 335 , теща Петрова 336 и с нею многие бесноватые и больные 337 ; затем расслабленный 338 , бесноватый 339 , находившийся в синагоге, кровоточивая женщина 340 , два слепца, немой бесноватый 341 ; здесь, далее, была воскрешена умершая девица 342 . Капернаумских жителей Господь учил, обыкновенно, по субботам, в синагоге; и в Капернауме впервые было предложено Им таинственное, и вместе с тем, отрадное учение о хлебе жизни 343 . Кроме Капернаума, Господь Иисус много творил чудес и много учил в двух других прибрежных городах Геннисаретского озера Хоразине и Вифсаиде. Но во всех этих городах Его чудеса и учение не произвели должного действия: жители их не покаялись. И потому-то Господь однажды обратился к ним с следующими укоризненными, горькими словами: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленный в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня 344 . Подобно городам, стоявшим у Геннисаретского озера, самые Геннисаретские берега не однажды были безмолвными свидетелями великих чудес Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству – свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой-либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость. Называя Бога святым ( γιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях. 334 Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог – а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Иоан. 1:5 ); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13 ); Он чист ( 1Иоан. 3:3 ); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9). б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание – аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; 335 также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; 336 святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; 337 бб) в частности выражается, что святое имя Его, 338 святое слово Его ( Пс. 104:42 ), закон свят Его ( Рим. 7:12 ), святая мышца Его ( Пс. 97:1 ), свят путь Его ( Пс. 76:14 ), святой престол Его ( Пс. 46:9 ), подножие Его: –свято оно ( Пс. 98:5 ), и что Он благ во всех делах Своих ( Пс. 144:17 ); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окру­жая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис. 6:3 ; срав. Апок. 15:4 ), и – гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят ( 1Петр. 1:15,16 ; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010