Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНЦИЙ II Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст Констанция II из коллекции Археологического музея Пенсильванского университета Констанций II (Флавий Юлий Констанций; лат. Flavius Iulius Constantius; греч. Κωνστντιος; 317 - 361 ), римский император (с 21 мая 337) Второй сын имп. Константина I Великого (306-337) и Флавии Максимы Фавсты, дочери имп. Максимиана Геркулия, родился 7 августа 317 года в Иллирике , вероятно в Сирмии (ныне Сремска-Митровица , Сербия), где в тот момент находилась имп. ставка Константина I. После победы Константина над имп. Лицинием 8 ноября 324 года в Никомидии (ныне Измит, Турция) Констанций II в семилетнем возрасте был провозглашен цезарем и стал соправителем Константина. В конце 328 года было отпраздновано начало пятилетия правления Констанция II. В 332 году в возрасте 15 лет Констанций II помогал своему брату Константину II вести боевые действия против варваров на Дунае и в Галлии. В 335 году присутствовал в Константинополе на праздновании 30-летия правления Константина I; тогда же Констанций II женился на дочери Юлия Констанция, сводного брата своего отца (ее имя неизв.; + ок. 352). Вторично Констанций II женился в начале 353 года на Евсевии из Фессалоники; ее происхождение неизвестно (+ 360). В начале 361 года в Антиохии Констанций II вступил в третий брак - с Фаустиной (о ее происхождении сведений также нет). Уже после смерти Констанция II она родила его единственного известного ребенка - дочь Флавию Максиму Констанцию. В конца 335 - начале 336 года Констанций II провел успешную кампанию на Дунае против сарматов , за что получил титул Сарматского (Sarmaticus). Вскоре Констанций II срочно был отправлен отцом в Месопотамию , чтобы задержать наступление персов , пока Константин I готовил основную армию для большого похода на Восток. С этого времени противостояние с персами и защита восточной границы империи на всю жизнь стали главной заботой Констанция II. В конце 336 года в Константинополе Константин I принял персидское посольство; переговоры с ним завершились перемирием и ненадолго задержали развитие конфликта. Тем не менее Константин продолжал готовиться к столкновению с персами и для этого оставил Констанция II в Антиохии , поручив его управлять римским диоцезом Восток. Весной 337 года Констанций II получил известие о болезни отца и отправился в Константинополь , однако по дороге его настигло известие о кончине имп. Константина Великого в Никомидии (22 мая 337). Констанций II присутствовал на погребении отца в Константинополе.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

1 Медаль эта возбудила внимание учёных и была поводом ко многим сочинениям. См. Труды Общества Ист. и Древн. Росс. 1821 г., кн. I стр. 110; Журн. Мин. Нар. Просв. за 1836 год, ч. IX, стр. 336; ч. X, стр. 39; ч. XI, стр. 329. 3 Таков, например, образ, найденный в Рязанской губернии в Михайловском уезде при деревне Савинке, равно и образ, найденный на Куликовом поле; см. Труды Общ. Ист. в Древн. Росс., кн. I, стр. 131; Журн. Мин. Нар. Просв., ч. IX, стр. 335, где приложены и рисунки с этих образов. Ср. Древн. Росс. Госуд., отд. I, стр. 42–43, где указаны подобные образки, вырытые из земли в Новгороде и хранившиеся у купца Лаптева; но первая надпись списана неверно. 4 Совершенно подобный образ найден был почтенным нашим сочленом П.С. Савельевым, во время археологических разысканий его во Владимирской губернии, в 1883 году, в земле, в селе Флорищах, Покровского уезда. 5 На главах змеев заметны короны, как и на Черниговской медали и на других подобных. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. IX, стр. 347. 6 При надписях на обеих сторонах изображения креста четырёхконечного, что служило в прежние времена вместо начала и призвания имени Божия во свидетельство. 10 Как причислял г. Каченовский, в Вестнике Европы, 1822 г., 24. Известно, что Василидиане, еретики второго века, последователи Симона Волхва, называли именем Абракса верховное божество, помощью которого производили мнимые свои чудеса. Амулеты и абраксы носили на себе вместо ладанок, для предохранения от напастей, околдования и порчи; a изображения на них змей намекают на учение Офитов об их Софии и Эонах. См. Древ. Росс. Госуд., отд. I, стр. 44. 12 Об этом низвержении можно читать в Четьих Минеях под 6 числом сентября. В каноне Ангелу-Хранителю есть молитвы о покровительстве ангелов христианам против змеев-демонов. См. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. XI, стр. 335. 14 Двенадцать глав большим змеям придаёт древнее предание в некоторых сказках и песнях исторических. На других медалях изображены 7 глав змеиных согласно с седьмой песнью канона Ангелу-Хранителю, 10 глав согласно со словами Апокалипсиса ( Откр.12:3, 17:9:10 ). Журн. Мин. Нар. Просв., ч. XI, стр. 335 и 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

морские черепахи черепахи и крокодилы ногокрыл (ископаемое) летающие ящеры (ископаемые) киви (нет передней пары) не бывает пингвины поползень, стрижи совиный попугай большинство видов киты (ламантин – нет задней пары) ламантин (передние), калан (задние) кроты, тюлени шерстокрыл летучие мыши       Берг Л.С. Труды по теории эволюции, 1922—1930. Л., 1977. - С. 311.     Напомним, что Н.И Вавилов описал явления параллелизма мутаций в близкородственных группах растений (например, у ржи и пшеницы). По аналогии с гомологическими рядами органических соединений он предложил назвать это явление Законом гомологических рядов в наследственной изменчивости. Описание закономерностей наследственных вариаций позволяло предсказывать и целенаправленно искать еще не выявленные гомологичные мутации у разных видов культурных растений, что привело к интенсификации практической селекционной работы.     См., например, его труд «О книге Бытия; в 12 кн.». См. также доклад: Гоманьков А.В. Идеи номогенеза в творениях св. блаженного Августина //Доклад на семинаре «Наука и вера» при ПСТГУ 28/XI-2007 г. -Электронный ресурс: " kov_28.11.07.htm#_ftnref5     Чайковский Ю.В. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. – С. 336-352.     Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005. - С. 322-328.     Марков А.В.Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель: Corpus, 2011. – С. 338-346.     Cairns J.J., Overbaugh J., Miller S. The origin of mutants//Nature. - 1988. - Vol. 335. - P. 142-145; Cairns J.J., The origin of mutants disputet//Nature. - 1988. - Vol. 336. - P. 527-528.     Назаров В.И Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005. - С. 327-328. См. там же, с. 364-368.     Анаболия (греч. ναβολ — подъем) — надставка, пролонгация, разновидность трансформации хода индивидуального развития, при которой изменение признаков взрослых организмов происходит в результате добавления новых стадий в конце удлиняющегося при этом периода формообразования. Пример анаболии — срастание хрящей и костей в скелете взрослых позвоночных животных, у предков которых эти кости и хрящи оставались раздельными.

http://bogoslov.ru/article/1842609

335. Андрей Мстиславич, князь безудельный, младший из четырех сыновей Мстислава-Бориса Романовича Старого, велпкато князя киевского ), от брака с неизвестной (не с дочерью ли Василька Рогволодовича, князя полоцкого, 512?). – Летописи именуют его однажды, сообщая, что «царь Батый уби князя Андрея Мстиславича», в 1245 г. Потомства не оставил. – Примечание. Вдова этого князя, в родословных не означаемая, по свидетельству современника, францисканского монаха Плано-Карпини, была принуждена тем же Батыем к насильственному совокуплению с одним из её деверей (братьев мужа). 336. Андрей Романович 336. Андрей Романович, князь козельский, караневской ветви князей черниговских, старший из двух сыновей Романа Ивановича, князя козельско-перемышльского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в половине XIV в. и, вынужденный силой оружия сделаться подручником Литвы, оставил литовскими подручниками своих сыновей; Владимира 526), Мокея ) и Евстафия 727), князей козельских. 337. Андрей Романович 337. Андрей Романович, князь ярославский, младший из шести сыновей Романа Васильевича, князя ярославского, основателя города Романова ). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в конце XIV в., и потомства не оставил. 338. Андрей Ростиславичь 338. Андрей Ростиславичь, первый князь елецкий, старший из трех сыновей Ростислава Ярославича, князя рязанского ), от брака с неизвестной. – По свидетельству летописи Никоновской, приезжал «из Рязани с Ельца» в Чернигов, помогать Давидовичам, коварствовавшим против Изяслава II Мстиславича, великого князя киевского 106), в 1147 г. – Никаких других сведений о нем нет. 339. Андрей Семенович 339. Андрей Семенович, удельный князь чернятинский, племени князей тверских, средний из трех сыновей Семена Ивановича, князя чернятинского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил во второй половине XV в., быть может, видел окончательное присоединение Твери к Москве, в 1482 г., и оставил единственного сына Василия, князя Чернятинского, уже не удельного, но служившего в боярах у князя Андрея Ивановича старицкого 326). 340. Андрей Юрьевич (Георгиевич)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

44 О.Ф. «Самую идею Истины строит исходя из основных законов рассудка и ищет формулы, которая бы хотя и выходила за пределы рассудка, но удовлетворила его в основных непримиримых его моментах» (Там же). 46 Ведь, по мнению самого о.Ф. (с. 51), возможность «удовлетворить вопросу скепсиса» – чрезвычайно условная и слишком проблематичная. 47 Кроме указанного выше отмечены преосв. Феодором неясность: «Имеет ли в виду автор в первой главе показать, что рассудок человеческий не может по своим законам достичь и получить знания об истине, или самую Истину», кроме того (с. 178) несогласованность в разных местах книги понятий: зло, грех , целомудрие, а кн. Е.Н. Трубецким (Ук. соч. сс. 37–38) смешение двух вещей в одну кучу: под словом антиномия он понимает и нарушение логики, и простое совмещение двух противоположностей. 49 «Опасность, заключающаяся в этой «наклонности о.Ф. к декадентскому алогизму», «боязнь» его мысли «как только заходит речь о Церкви», делающая, не без противоречия себе (см. «Столп», с. 55), нашего автора в данном случае апологетом догматической бесформенности, и несоединимость, помимо неопределенности, эстетического критерия с православной теодицеей отчетливо подчеркнуты кн. Е.Н. Трубецким (Ук. соч., сс. 47–51), равно как и безусловная неверность утверждения о. Φ. о неопределимости Церкви, опровергаемого его собственными пространными рассуждениями о церковности (см. отз. о маг. дисс. о.Ф. проф. С.С. Глаголева , с. 82) и все же еще раз высказываемого в речи пред защитой диссертации (Богословский Вестник, 1914, сентябрь, сс. 86–98): «в Церкви нет одного критерия, который бы гарантировал церковность данного человека; но сама жизнь рядом испытаний отсеивает верных от неверных» (там же, с. 95). 50 Точка зрения о.Ф. из-за чего собственно и «загорелся сыр-бор», т.е. потребовался «Столп», всего лучше поясняется двумя выдержками из его книги. «Речь веры – совсем не та, что речь богословия» (с. 336). «Православие» учебников… на деле есть лже-православие, представляющее собою букет несовместимых ересей» (с. 59). Ср. также сс. 335–336, 366–367

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Обращаясь к своим женам, Л. воспевает победную песнь воина, в которой восхваляет себя за свершение кровной мести (Быт 4. 23-24). Эта песнь представляет собой один из первых встречающихся в тексте Библии образцов древнеевр. поэзии (ср., напр.: Исх 15. 21; 1 Цар 18. 7; Суд 15. 16). Она состоит из 3 двустиший и строго следует принципу библейского параллелизма: каждому элементу в начале стиха соответствует семантический аналог в конце. В песне провозглашается ожидание Л. «семидесяти-семикратной» мести по отношению к тому, кто нападет на него, что превосходит семикратную месть против всякого, кто убьет Каина (ср.: Быт 4. 15 и запрет многократной мести в законе: Исх 21. 23-25). В МТ речь идет о 77-кратном отмщении (      ), в LXX тяжесть ожидаемой мести усилена - 70 раз по 7 (βδομηκοντκις πτ). Исследователи усматривают нумерологический аспект в песне: Л. был 7-м потомком в родословии Адама, а повторение числа 7 в песне может выражать идею полноты, к-рую род Каина обрел в лице Л. ( Speiser. 1979. P. 43). Возможно, что представленная в тексте связь числа 7 с личностью Л. повлияла на возникновение известного только у Иосифа Флавия предания о том, что у него было 77 сыновей ( Ios. Flav. Antiq. I 2. 1). Согласно переводу LXX, убийство «мужа» будет совершено за нанесение «травмы», т. е. серьезного повреждения (τραμα), «отрока» - за незначительный «синяк» (μλωψ). Большинство исследователей полагают, что слова «я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» говорят не о 2, а об одном инциденте: слова «муж» (  ) и «отрок» (  ) часто выступают в качестве синонимов, а   указывает не на ребенка, а на молодого мужчину (ср.: 3 Цар 12. 8, 10; 4 Цар 14. 21; Дан 1. 4) ( Hess. 1992. P. 134; Wenham. 1987. P. 114; Westermann. 1984. P. 335). В раннехрист. экзегезе высказывались мнения как о том, что здесь идет речь о 2 людях ( Basil. Magn. Ep. 260. 5), так и о том, что это указание на одного человека ( Theodoret. In Gen. 45). Обычно значение песни понимают как восхваление себя после происшедшего события (совершение мести за незначительные повреждения) либо как угрозу грядущего возмездия, т. е. Л. выражает самодовольную готовность убить даже и отрока за причиненное им ранение, вселяя т. о. страх в души потенциальных врагов ( Brayford. 2007. P. 256). Мн. исследователи считают, что исходное значение песни не может быть точно установлено, поскольку изначально она относилась к несохранившемуся циклу преданий о героических подвигах воинственного Л., где имела совершенно иное значение, и впосл. уже была включена в повествование о роде К. ( Westermann. 1984. P. 335-336).

http://pravenc.ru/text/2462589.html

Демосфен покончил жизнь самоубийством, приняв сильный яд, который хранился у него в тростинке для письма. Гиперид, другой аттический оратор, ученик Платона и Исократа, по своим политическим взглядам примыкал к Демосфену, и его судьба сходна с судьбой Демосфена. Он выступал против Македонии после смерти Филиппа и чудом избежал выдачи своим врагам. После смерти Александра он, как и другие антимакедонски настроенные греки, принял участие в борьбе за освобождение Греции. Эта борьба, как известно, окончилась неуспехом; в Фессалии при Ламии в 322 году греки были разбиты семидесятивосьмилетним Антипатром, который был полководцем еще у Филиппа и продолжал служить Александру. После поражения Гиперид бежал на остров Эгину, где он скрывался в храме героя Аякса вместе с Аристоником и Гимерием, своими сотоварищами по борьбе. Все трое были схвачены и казнены по приказу Антипатра. Не повезло даже и давнему защитнику идеи македонского владычества Эсхину, который после провала на суде с Демосфеном в 336 году, о чем мы говорили выше, удалился от политических дел, уйдя в добровольное изгнание на остров Родос, где умер в захолустье и безвестности. Можно только удивляться тому сложному и запутанному положению, в котором оказался Аристотель после приезда из Македонии в Афины в 335 году. Биографы Аристотеля, вообще говоря, довольно мало обращают внимания на македонские симпатии Аристотеля и его крупнейшую в этом отношении политическую роль. Уже его отъезд из Академии на север, как мы видели, весьма трудно было объяснить только его настроениями чисто философского характера или смертью Платона. Гораздо большее значение имело здесь разрушение Филиппом Стагир в 349 году и Олинфа в 348 году. Оставаться в Греции и изображать собою греческого патриота для человека, близкого к македонцам, было тогда весьма опасно. Правильнее было уехать, что и сделал Аристотель, направившись еще в 347 году на север в надежде повлиять на македонское правительство. В Македонии Аристотель стал ближайшим советником царей и защитником любимой им Греции. С Филиппом он был безусловно близок, и у Александра все еще имел достаточно веса, чтобы влиять на македонское отношение к Греции. Именно по его настоянию были восстановлены Олинф и Стагиры, и именно по его просьбе после Херонейской битвы в 338 году Филипп пощадил Афины, хотя многие греческие города были разрушены до основания. В 335 году Аристотель приехал в Афины не ради приятного путешествия в страну философов и поэтов, но несомненно ради каких-то глубоких политических целей. Некоторые современные историки прямо говорят, что он явился в Афины как человек, облеченный политическим доверием Александра и Антипатра, как лицо, тайно действовавшее в пользу Македонии.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

501 Weber, стр. 335. Впрочем, и в Талмуде иногда высказывается мысль, что день Мессии составляет тайну, сокрытую от людей; см. Weber, стр. 335. 503 Нужно иметь здесь в виду, что авторы иудейских апокалипсисов смотрят на переживаемое ими время, как на период, за которым в скором времени последует явление Мессии; поэтому многие черты в описании переживаемых событий могут быть рассматриваемы, как знамения, предшествующия открытию блаженного царства Израиля. 507 Хотя здесь и нет упоминания о Мессии, однако нужно думать, что приведенная глава книги Еноха имеет несомненнно в виду предмессианские времена, так как в противном случае она была бы совсем неуместной в отделе притч, где речь идет почти исключительно о личности Мессии и о тайнах небесного мира. 509 «Немного мудрых обретется в то время, и разумные будут крайне редки; но и те, которые знают, будут больше молчать. И скажут многие многим в то время: куда сокрылось множество разума и куда переселилось множество мудрости?» (Ап. Вар. 48: 33– 36 ). 510 Очень возможно, что в период около маккавейских войн в среде некоторых книжных людей стала укрепляться мысль о неправильности исчисления продолжительности года в 354 дня по лунным месяцам и о необходимости перейти к системе исчисления по солнечному обращению; автор книги Еноха, как сторонник этой новой системы, естественно должен был восставать против традиционного исчисления, выдавая его за какое-то отжившее суеверие и заблуждение. 511 Mischna Sota IX, 15; в параллельном сему месте в Babyl. Sanhedr. 97 добавляется: «к саддукейскому знанию», чем намекается, по догадке ученых, на христианство; см. Oehler, Real-Enc. Herzog’s. IX, стр. 666; Schurer – Geschichte d. jud. Volk., II, стр. 441, примеч. 512 Ugolinus, Thesaurus antiqu. sacrarum, XXV, стр. 954 и дал.; Oehler, Real-Enc. Herzog’8, IX, стр. 666; Weber, Die Lehren d. Talniud, стр. 336. 514 Weber, Die Lehren d. Tahmud, стр. 336; Lewis, Moral. relig. und messian. Lehren, стр. 137 и далее. 516 Так у Филона (De execrat.); но в книге Юбилеев говорится, что из-за нечестия сынов человеческих погибнуть также дикие звери, скот, птицы и морские рыбы (23 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Сначала Афанасий имел успех при Дворе, но прибывшие в Константинополь главы евсевиан воспользовались тем, что могущественное положение Александрийского епископа давало достаточный повод для подозрений со стороны Императора, выставили против него новое обвинение: будто он угрожал столице голодом, приостановив подвоз хлеба из Александрии в Константинополь. Император не внял оправданиям обвиненного и изгнал святого Афанасия в Галлию в Трир. Это было в конце 335-го года. Трудно понять поведение Константина в этом деле: с одной стороны он осуждает святого Афанасия на изгнание, как будто доверяя политическим обвинениям против него, но с другой стороны, он не допускал назначения преемника святому Афанасию на Александрийскую кафедру, чего не могло быть, если бы он серьезно смотрел на осуждение его евсевианами в Тире. В Александрии происходили волнения. Народ не переставал требовать обратно епископа, устраивал манифестации даже в Церквах. Знаменитый пустынник Антоний несколько раз писал Императору, но все было напрасно. В Трире (Тревах), куда святой Афанасий прибыл 6-го Ноября 335-го года, он был встречен с большим благоволением старшим сыном Императора Константином и епископом Максимином. Несмотря на громадное расстояние, святой Афанасий посредством переписки находился в постоянном общении с своими друзьями и верующими Александрии; его десятое пасхальное Послание, написанное в 337-м году, до возвращения в Александрию, показывает, с каким чувством веры, нежности и христианского героизма изгнанный пастырь поддерживал свою паству и заботился о ней. И паства оставалась верною своему законному пастырю: все усилия евсевиан ввести Ария в церковное общение в Александрии разбивались об угрожающую враждебность Православных в Александрии. Арий умер в Константинополе при крайне драматических обстоятельствах в 336-м году. Смерть самого Императора последовала 22-го Мая 337-го года. Скоро и святой Афанасий был возвращен Константином младшим из ссылки. Он выехал из Трира с письмом сочувствовавшего ему Константина младшего к Александрийцам, датированным 17-го Июня 337-го года. Свое путешествие он совершил чрез Паннонию, в Мизии имел аудиенцию у Императора Констанция, прошел чрез Сирию и возвратился в Александрию, при народных кликах, 23-го Ноября 337-го года. Его отсутствие продолжалось 2 года и 4 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Святитель Василий написал огромное количество писем к высокоавторитетным и богатым лицам, заступаясь за знакомых и друзей, за бедных и угнетенных и даже за целые города и селения (см., например, следующие письма: 3, 15, 31–37, 68(72)-74(78), 79(83)-84(88), 92(96), 100(104), 104(108)-108(112), 132(137), 137(142)-139(144), 170(177)-173(180), 263(271), 265(273)-268(276), 271(279)-273(281), 295(303)-311(319). К этой же группе писем относится и переписка Святителя с ритором Ливанием Антиохийским (см. письма 326(335)-336(359), подлинность которой, впрочем, до сих пор является предметом споров. Некоторые из писем, по крайней мере такие, как 326(335)-330(344), могут быть признаны аутентичными на основании их рукописной традиции и содержащихся в них исторических сведений. Послания Архипастыря к Ливанию, полные благодарности, представляют молодых кап-падокийских учеников Святителя выдающемуся греческому софисту и ритору. В этих письмах Святитель в полной мере использует свое риторическое мастерство, да так, что Ливаний в одном из своих ответных писем (письмо (338) говорит, что он был побежден красотой эпистолярного стиля Василия 27 . Эта переписка представляет собой интересный факт дружеского диалога между христианином и язычником и дает один из самых лучших примеров теплых взаимоотношений между двумя великими представителями христианского и эллинистического (языческого) мира. Но кроме того, эти документы показывают Василия Великого как благодарного и благородного ученика, на всю жизнь сохранившего уважение к своему учителю. Канонические письма Святитель написал много писем с целью исправления канонического порядка везде, где имело место его нарушение. Особое внимание в этих письмах уделяется епископам в сельской местности, так называемым хорепископам ( οι χωρεπσκοποι), которые по статусу были равны епископу столицы провинции, но юридически ему подчинялись. Наиболее интересными в этой группе писем являются письма 49 (53) и 50 (54), относящиеся к самому началу епископского служения Василия и ярко характеризующие суровость Василия как пастыря (недавно заступившего на свой пост и горячо чувствующего свой долг) по отношению ко многим сельским епископам. Можно говорить о суровости начальника, который видит в решительном и бескомпромиссном искоренении злоупотреблений единственный способ вывести дрейфующий корабль Церкви на правильный курс.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010