Великую силу имеет святоотеческое слово. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что все писания святых отцов составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа и что руководствующийся ими, без сомнения, имеет руководителем Святаго Духа. " Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний... Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься " - писал он. " ...Чтение отеческих писаний окружает дух стеною, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помысл возвышенным, не допускает погружаться в неожиданные обстоятельства, ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья и все хорошее, что кто бы ни назвал, поселяет в душе слушателей " - утверждает святитель Иоанн Златоуст. Жизнь по учению святых отцов открывает для нас путь к смирению, которое вместе со страхом Господним есть " начало премудрости " (Пс.110:10). Это смирение, в том числе - и смирение ума, не только просвещает нашу душу и тело, но и созидает постепенно в нас тот " верующий разум " . Он был присущ всем отцам Церкви, которые и должны здесь быть нашими ориентирами. А поэтому, " проникнувшись искренне и глубоко духом церковным, воспринявши его в благодатных дарах, живущих в Церкви: в молитве, в богослужении, в таинствах, в вероучении и в жизневоплощении всей этой совокупности церковного сознания и ощущения, станем вполне способными к правильному восприятию и усвоению и той глубокой мудрости, которой полны святоотеческие творения " Предисловие к тому сборника " Сокровищница духовной мудрости " Примечания: 1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.1. М., 1991. С.335-336. 2. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. М., 1996. С.4. 3. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.4. СПб., 1886. С.507. 4. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С.143.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/376/...

Учение Церкви о рабовладении и гражданской свободе – учение, которого точное объяснение так было необходимо для статьи, написанной духовным лицом и от имени всей Церкви – «Собеседник» излагает в своем «Слове о освобождении крестьян». В этом «Слове», чтоб поддержать свое собственное учение и выдать за учение Церкви, «Собеседник» прибегает: 1 . К изменению текста в Послании св. апостола Павла к Коринфянам, который читается в славянском переводе так: Если и можешь быть свободным, больше поработи себя ( 1Кор. 7; 21 ). 2 . К объяснению этого текста противоположно тому, как объясняет его Церковь . Такое поведение «Собеседника» требует, чтоб здесь изложено было точное учение Православной Церкви о рабстве и рабовладении. Гражданское рабство есть последствие греха – греха в обширном смысле, или той вечной смерти, которою заразился род человеческий в своем корне, в праотцах. 185 «Собеседник» находит начало рабства в проклятии, произнесенном Ноем на Ханаана, сына Хамова, сбывшемся над отдаленным потомством Ханаана. Но, сказав это, казанский журнал далее говорит, что начало рабства – грех . «О! – восклицает он. – Если б не было на земле греха, не было бы и рабства!» (Март, с. 335, 336, 337). Грех, объявший, охвативший человечество и землю, как яд, как зараза, действующие с быстротою электричества, совершил чудовищное превращение в природе человека и в природе земли сряду по падении Адама, сряду по произнесении проклятия на человека и землю Богом, а не во времена Ноя. Из поведаний библейских видим, что величайшие праведники Ветхозаветной Церкви – Авраам, Исаак, Иаков, Иов – имели рабов и передавали их в наследство своим детям. Этого мало: Взял Авимелех (царь Герарский), – говорит Книга Бытия, – тысячу дидрахм серебра, и овец, и тельцов, и рабов, и рабынь, и дал Аврааму ( Быт. 20; 14 ). Авимелех дарит рабов – праведный Авраам принимает в подарок рабов. Такой же подарок из рабов и рабынь получил великий Авраам от царя Египетского ( Быт. 12; 16 ). Святая Сарра, супруга Авраама, по причине неплодства своего возводит вместо себя на ложе святого мужа рабыню Агарь, египтяныню. Агарь зачала от Авраама и по этому поводу возгордилась. Сарра пожаловалась мужу на поведение наложницы. Авраам отвечал ей: Вот, раба твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее ( Быт. 16; 1–6 ). Когда Агарь убежала от Сарры и скиталась в пустыни, явился ей Ангел и сказал: Возвратись к госпоже своей и покорись ей ( Быт. 16; 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Третий период – это период перед вторым пришествием Христа в мир. Можно считать, что это время уже наступило. Сегодня активно формируется огромная армия богоборцев. Но ныне грех настолько разнообразен и соблазнителен, что сила его действия намного превосходит все предшествующие периоды. Современный мир неудержимо стремится к своему завершению, но при этом считает, что он достиг вершины совершенства. По выражению свт. Игнатия Брянчанинова , современный мир находится в глубокой прелести. «Все мы – в прелести... Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною» 335 . Состоянием прелести «заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающий ее цветущим здравием» 336 . Так, современное безбожное общество восхищается прогрессом: развитием политической, экономической и научно-культурной жизни. Но, как ни парадоксально, именно прогресс обусловливает процесс деградации личности человека, деградацию его духовной жизни. Конечно, ни наука, ни культура сами по себе, по существу, не являются ни злом, ни добром, но то, как человек относится к ним, формирует в его сердце чувство особого собственного достоинства – гордости, восхищения перед прогрессом, которое доходит порой до обожествления самого процесса развития. Ученые, деятели культуры, спортсмены, политики возводятся человеком в степень кумира и затмевают образ Божий в сознании и в сердце человека. Жизнь все более наполняется заботами, непрерывным стремлением усвоить плоды прогресса, не отстать от развития культурного, научного, социального, успеть насладиться всевозможными благами цивилизации. На службу этому человек ставит все свои мысли и чувства, посвящает этому всю свою жизнь. Но самое главное – он ставит на службу прогрессу зеленой цивилизации (земному раю) свою веру. Прогресс для человека стал богом, которому он служит верой и правдой, не жалея порой ни сил, ни здоровья. К чему в конечном итоге приведет такой процесс, можно только предполагать, но Христос предсказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Авва Виссарион сказал: Когда пребываешь в мире и не ощущаешь в себе брани, тогда особенно смиряйся, чтоб не похвалиться спокойным и радостным состоянием, принадлежащим не тебе, и за похваление не быть предану брани. Часто Бог не попускает нам брани по немощи нашей, чтоб мы не погибли окончательно. Стр. 80 (7). Каким считает себя человек, когда достигает такого состояния, о котором говорит Апостол: «Вся чиста, чистым». (Тит. 1:15) Авва Пимен сказал: если человек достигнет такого состояния, о котором Апостол сказал: вся чиста чистым, то увидит себя худшим всей твари. Брат сказал ему: как мне признавать себя худшим убийц? Старец отвечал: если человек достигнет душевного устроения, указанного Апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами). Стр. 335 (56). Брат спросил о том же авву Анува, пересказав ему слова аввы Пимена. Авва Анув сказал: если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их. Брат спросил: какая праведность? старец отвечал: всегдашнее обвинение самого себя. Стр. 336 (57). Опаляет ли демонов-искусителей тот, кто, смиряясь, говорит: «прости меня»? Сказал старец: если кто, смиряясь, скажет прости меня, тот опаляет демонов-искусителей. Стр. 398 (132). Чего больше всего любили старцы: побеждения со смирением или же победу с гордостию? Сказал старец: лучше люблю побеждение со смирением, нежели победу с гордостию. (Старец). Стр. 397 (129). Кто угоднее бывает Богу: грешный ли человек и ленивый, но сокрушенный и смиренный сердцем или же человек, делающий много добрых дел, но зараженный самомнением? Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением. (Авва Феодор). Стр. 365 (1). Может ли сделаться жилищем Божиим сердце человека, если оно не ограждено смирением и целомудрием? Сердце не возможет соделаться и пробыть жилищем Божиим, если не будет ограждено смирением и целомудрием, если не будет чуждым и других пороков. Невозможно служить вместе Богу и страстям. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Святые отцы, осмысляя возникновение и развитие страсти гордости в человеке, также говорят о том, что «начало гордости есть неведение Бога» 327 (свт. Иоанн Златоуст ), что «Гордость есть отвержение Бога» (прп. Иоанн Лествичник 328 , свт. Григорий Палама 329 , свт. Инатий Брянчанинов 330 , свт. Феофан Затворник 331 ). В развитии страсти гордости, согласно учению святых отцов, можно выделить следующие стадии: 1) начало гордости – «корень тщеславия» 332 ; 2) средина – «уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения» 333 ; 3) конец – «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» 334 . Первый этап, мало заметный для самого человека 335 , – укоренение в нем чувства себялюбия (самолюбия, самоугодия, самодовольства, самолюбования, самонадеянности). Второй этап тщеславия (самоцен) связан с всё возрастающим в человеке желанием почестей и исканием человеческой славы 336 . В человеке при этом укореняется характерная мысль, «скрытное чувство, что я нечто, а не ничто» 337 . На третьем, последнем, этапе гордость уже проявляется во всех делах и поступках человека. Для него характерным становится «самомнение и самочувствие – чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом» 338 . Страсть зарождается в человеке постепенно, как учит преподобный Григорий Синаит , что невозможно сделать что-либо доброе или худое, предварительно не приложив и не возбудив помысла. Иными словами все начинается с мысли, а уже затем происходит деятельная активность. Грехи и страсти постепенно вкрадываются в нашу душу – овладевают умом, потом сердцем и наконец волей, делая человека рабом страсти. «Диавольский» помысл направленный на почву человеческого сердца, постепенно со временем вырастает из малого зерна в целое греховное дерево. Иными словами, действие страсти зарождается в человеке с прилога. Святой Григорий Синаит говорит, что «прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано Самому Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут ( Мф. 4:3 ); или, проще сказать, – это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум» 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма десятая Псалом Давида, сынов Ионадава и первых пленников, не надписан у евреев, 70. 333 1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовеки! 2 334 Силою правды Твоей избавь меня и исторгни меня! Приклони ко мне ухо Твое и спаси меня! 3 Будь мне Богом Защитником и оплотом спасения моего, ибо Ты твердыня моя и прибежище мое! 4 Боже мой, избавь меня от руки грешника, от руки беззаконника и обидчика. 5 Ибо Ты надежда моя, Господи, Господи, упование мое от юности моей! 6 Ты опора моя от рождения, еще от чрева матери моей Ты мой Покровитель; Тебя воспеваю непрестанно. 7 335 Ибо чуждались меня многие, но Ты Заступник мой крепкий. 8 Да исполнятся уста мои хвалою, и да воспою славу Твою, всяк день великолепие Твое! 9 Не отвергни меня в годы старости; когда оскудеют силы мои, не оставь меня! 10 Ибо твердили враги мои мне, и подстерегавшие меня совещались вместе, 11 Говоря: «Бог оставил его, преследуйте и схватите его, ибо нет у него избавителя!» 12 Боже мой, не удаляйся от меня! Боже мой, на помощь мне приди! 13 Да посрамятся и исчезнут все, кто клевещет на душу мою; да облекутся стыдом и позором все желающие мне зла! 14 А я буду всегда уповать на Тебя и умножать славу Твою. 15 336 Уста мои возвестят правду Твою, всяк день – спасение, дарованное Тобой, ибо не тверд я в мудрости книжной. 16 Войду в храм, облеченный силой Господней. Господи, помяну правду Твою, Единый! 17 Боже мой, поучал Ты меня от юности моей, и вот ныне я возвещаю о чудесах Твоих. 18 И даже до старости и одряхления, Боже мой, не оставь меня, доколе не возвещу всему роду грядущему о силе десницы Твоей, 19 Могущество Твое и правду Твою, Боже, высокую, как небеса, и все великое, что сотворил Ты мне: Боже, кто подобен Тебе? 20 Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! Но, обратившись ко мне, возвращал жизнь и из пропасти земной выводил меня вновь. 21 Много раз являл Ты мне величие Твое и, обратившись ко мне, утешал меня и из пропасти земной выводил меня вновь. 22 И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на струнах псалтири истину Твою, Боже; воспою Тебя на гуслях, Святой Израилев!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян – «Фаменоф», у греков – «Дистрос», у евреев – «Нисан», у римлян – «Март». В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году 334 равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет —16—го и так далее. Во времена Набонассара 335 равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; 336 когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Глава 49 (1) Обратите слух, острова, ко Мне 334 , И внимайте, народы, издали! Иегова от утробы призвал меня, От чрева матери моей Сделал памятным имя мое. (2) И положил уста мои, как меч острый, В тени руки своей Скрыл меня; И сделал меня стрелою изощренною 335 , В колчан свой спрятал меня. (3) И сказал мне: «раб мой – ты, Израиль... в тебе Я прославлюсь». (4) А я говорил: «напрасно я тружусь, Попусту и тщетно силу мою истощаю».... Но суд мой у Иеговы, И дело мое у Бога моего. (5) И ныне говорит Иегова, Образовавший меня от утробы в раба Себе, Чтобы возвратить Иакова к Нему (И Израиль к Нему соберется 336 , И я прославлюсь перед Иеговою, И Бог мой будет сила моя). (6) Так сказал Он: «мало, что ты будешь Мне рабом, Чтобы восстановить колена Иакова, И уцелевшее от Израиля возвратить, – Но Я даю Тебя в свет народам, Чтобы достигло спасение Мое до конца земли». (7) Так говорит Иегова, Искупитель Израиля, Святый его, Презираемому всеми 337 , Коего гнушаются народы, Рабу повелителей: «Цари увидят, И встанут князья, и поклонятся, Ради Иеговы, который верен, Святого Израилева, который избрал тебя». (8) Так говорит Иегова: «Во время помилования Я услышу тебя, И в день спасения помогу тебе; И буду охранять тебя, И дам тебя в завет народам, Чтобы восстановить землю, Чтобы возвратить наследства опустошённые, (9) Чтобы сказать узникам: «выходите»! И тем, которые во тьме: «покажитесь на свет»! Близ дорог будут пастись, И на всех холмах – пастбища их. (10) Не взалчут они, и не вжаждут, И не поразит их зной или солнце, Потому что Милующий их поведёт их, И на источники вод направит их. (11) И Я обращу все горы в дорогу, И пути мои поднимутся. (12) Вот они издалека придут! И вот одни от севера и от моря 338 , А другие от земли Синим 339 . (13) Торжествуйте, небеса, И веселись, земля! Издавайте, горы, крик радости! Ибо утешает Иегова народ свой, И страдальцев своих хочет помиловать. (14) И сказал Сион: «оставил меня Иегова, И Господь забыл меня». (15) Забудет ли 340 жена дитя свое, Чтоб оказать жалость к сыну чрева своего? –

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Наконец, Саул сам пошел, – «и на него сошел дух Божий, и он шел и пророчествовал. И снял он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый» 334 . Пророк Елисей однажды позвал гуслиста, – «и когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Иеговы коснулась его» 335 . Когда на Илии была рука Иеговы, он опоясал чресла свои и бежал пред колесницей Ахава 336 . Евреи были окружены народами, у которых была широко развита мантика. Так у египтян были мудрецы, чародеи и волхвы; Валаам пророчествовал у моавитян; у филистимлян были свои прорицатели; при Иезавели было четыреста пятьдесят пророков Бааловых и четыреста пророков дубравных. Земля евреев кишела вызывателями умерших, чародеями, шептунами, звездочетами, чревовещателями – частью чужими, частью своими 337 , появившимися по подражанию соседним народам 338 . История еврейского народа представляет непрерывную борьбу с языческой мантикой 339 , борьбу истинного пророчества с пророчеством ложным. Первоначально ложным пророчеством было чужое пророчество и мотивы борьбы с ним давались идеей монолатрии. Истинный пророк – тот, кто пророчествует именем Бога Израилева; пророк чужого бога – ложный пророк, которого не следует слушать, хотя бы и сбылось знамение его 340 . Поэтому волшебство для еврея было тожественно с идолопоклонством 341 . Оно было мерзко как служение чужим богам, тогда как у евреев были свой ефод и свои терафимы 342 . Жертвы нужно приносить только своему Богу и вопрошать нужно только своего Бога. Но затем выступает различие между пророчеством, как служением приличным Иегове, и волшебством, как культом языческих богов. В этом отношении примечательно следующее место из Второзакония: «Когда ты, говорил Моисей Израилю, войдешь в землю, которую даст тебе Иегова, Бог твой; тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок пред Иеговой всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Иегова, Бог твой, изгоняет их от лица твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

326 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его ( 3Цар.11:1–3 ). 329 Об историческом значении этого договора свидетельствует хотя бы тот факт, что его копия хранится в настоящее время в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке как символ стремления разных народов к развитию плодотворного мирного сотрудничества. 332 В научной литературе (особенно в XIX в.) также встречается параллельный ему термин «арийцы», однако в XX столетии он был политически скомпрометирован использованием в качестве символа нацистской идеологемы Третьего рейха и потому сегодня в научной литературе почти полностью вытеснен синонимами – «арии», «индоевропейцы». 334 По другому варианту периодизации: Древнее царство (XVIII–XVI вв. до н. э.); Среднее царство (XV в. до н. э.); Новое царство (XIV–XIII вв. до н. э.). 335 Подробнее о «народах моря» см. в гл. XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья и в гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до н. э. Крито-микенская цивилизация. 336 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 33. (Пер. прот. О.К.) 337 Анхесенпаатон (Анхесенамун) – третья дочь фараона Эхнатона. Вышла замуж за своего брата Тутанхамона, который скончался в юном возрасте. 340 Bryce Trevor R. The World of the Neo-Hittite Kingdoms. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 13. (Пер. прот. О.К.) 341 В связи с этим уместно отметить некоторую условность научного термина «хетты» применительно к индоевропейским народам-завоевателям. Термин необходим для того, чтобы отличать культуру пришедшего в Анатолию индоевропейского народа от культуры хаттов – исконного населения Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010