«Я поведаю имя Твое братьям моим, посреди церкви буду воспевать Тебя. Вы, боящиеся Господа, восхвалите Его! все семя Иакова, прославьте Его; пусть боится Его все семя Израиля». И то, что Он, как рассказывается также в памятных записях, переименовал одного из Апостолов Петром, а равно и других двоих братьев, сынов Заведеевых назвал именем Воанергес, т.е. сынами грома, это означало, что Он есть Тот самый, Который Иакову дал название Израиля и Авсия назвал именем Иисус; чрез каковое имя и введен народ, оставшийся от вышедших из Египта в обещанную патриархам землю. И что Он, как звезда, имеет воссиять от рода Авраама, то показал Моисей в словах: «взойдет звезда от Иакова и вождь от Израиля» 334 ; и в другом месте Писание говорит: «вот муж, восток имя Ему» 335 . Итак, когда при рождении Его и на небе явилась звезда, как написано в памятных записях Апостолов Его, то волхвы из Аравии узнали о том по этому знамению, пришли и поклонились Ему. Глава 107 – Касательно Его воскресения в третий день после распятия написано в памятных записях, что люди из вашего рода, состязаясь с Ним, сказали Ему: «покажи нам знамение»; и Он отвечал им: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» 336 . Эти слова Его тогда были прикровенны, так что слушатели не могли из них понять, что Он после распятия в третий день воскреснет. Он также представлял ваш род более нечестивым и прелюбодейным, нежели город Ниневитян, которые, когда Иона, выброшенный в третий день из чрева огромной рыбы, возвестил им, что они через три дня 337 все погибнут, то наложили общественный пост на все живущее, от человека до бессловесного, с ношением вретищ, с сильным воплем, с истинным сердечным раскаянием, и с удалением от нечестия; веруя, что Бог милостив и человеколюбив ко всем отступающим от нечестия. Даже и сам царь этого города и вельможи носили на себе вретища и пребывали в посте и молитве, и молились, чтобы город их не был разрушаем. Но когда Иона сокрушался о том, что на третий день, как он проповедовал, город не был разрушен, то по устроению Божию выросла для него тыква 338 , под тенью которой он сидел, и защищался от жара – это была неожиданная тыква, которой Иона ни насаждал, ни поливал, но внезапно выросшая для доставления ему тени, – и по другому распоряжению Божию она засохла, о чем Иона сокрушался; тогда Бог обличил его в несправедливой скорби о том, что город Ниневийский не был разрушен, говоря: «ты пожалел о тыкве, над которой не трудился, которой не взвращивал, и которая в ночь свою выросла, и в ночь свою засохла; и Я ли не пощажу Ниневию, город великий, в котором живет более ста двадцати тысяч человек, не знающих различия между правой своей рукой и левой, и множество скота» 339 ? Глава 108

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

12. В Мк 10:28–31 331 пример альтернативы поведению богача из предыдущей сцены дан словами Петра: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (10:28). В ответ Иисус излагает великие истины, касающиеся этого акта апостолов. Здесь необходимо отметить два момента. Во-первых, в Мк 10:29 Мессия торжественно учит: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради меня и Евангелия, и не получил бы во сто крат...» Перечисление всех этих оставленных лиц и вещей затрагивает эмоциональную струну. Жертва колоссальна и охватывает всё и вся, к чему по необходимости привязаны люди. Но осуществляется жертва ради Иисуса. Именно ради Христа меняются человеческие отношения, происходит отказ от элементарных удобств. Это подчёркивает Его божественную власть. Подчёркивает её и обетование о воздаянии за жертву. Эти эсхатологические обетования («...а в веке грядущем жизни вечной» 10:30) даны от имени самого Бога 332 . Во-вторых, отметим сопутствующее обетованиям выражение «среди гонений» (10:30). Оно относится к христологии Страстей. Подлинный ученик Иисуса не может избежать страданий, а гонения – одна из форм страданий. Участие в эсхатологической славе Мессии означает и участие в Его страданиях. Мк 10:32–34 333 начинает один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа. Предсказанию предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности и страха 334 . Прежде всего, это географическое указание: «Были они на пути, восходя в Иерусалим» (10:32). Путь к Иерусалиму отражает в Евангелии от Марка исключительно тему Страстей 335 , а значит, мы видим, что конец приближается. Затем идея близости конца появляется на другом уровне: «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32). Использованные здесь глаголы указывают на предчувствие учениками необычных событий 336 . Наконец, из Мк 10:32 видно, что пророчество о Страстях было сказано только двенадцати ученикам. Это добавляет ситуации торжественности и серьёзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Мф.15:33–39 .   И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил [их] и дал ученикам Своим, а ученики – народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных; а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские. 335 ( Μαγδαλ) – Об этом знамении мы уже говорили прежде, и было бы праздным делом повторять то же самое; потому остановимся только на том, что есть несогласного в этих двух событиях. Выше мы читаем: «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное» ( Мф.14:15 ) и прочее. Здесь же Сам Господь, призвав учеников, говорит: «Мне жаль толпы, потому что уже в течение трех дней она непрерывно проводит время со Мною». 336 Там было пять хлебов и две рыбы, здесь – семь хлебов и немного рыбок, там они расположились на траве, здесь – на земле; там вкушавших было пять тысяч по количеству вкушаемых хлебов; здесь – четыре тысячи. Там из оставшихся кусков наполнили двенадцать корзин, здесь – семь. Итак, в выше изображенном знамении не Сам Господь напоминает, а ученики, потому что они еще были близки и родственны пяти чувствам [внешним] [т. е. не освободились от внешних чувств]; и напоминают они вечером с заходом солнца, при приближении ночи. Здесь же напоминает Сам Господь и говорит, что сожалеет о толпе 337 , и объясняет причину Своего милосердия: «Потому что уже три дня она непрерывно проводит время со Мною 338 [или: «с Ним» или: «с Собою " ]; и Он не хочет отпустить народ, не вкусивший пищи, чтобы люди не ослабели в пути. Питавшихся от «семи» хлебов, т. е. от числа освященного и совершенного, было не пять тысяч, а четыре. Последнее число всегда употребляется в значении достойном похвалы. Так, и камень четырехугольный не колеблется и не является неустойчивым; по этой же причине и Евангелия признаны священными – в таком же [т. е. четверичном] количестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Такой подход позволяет дать православное толкование и некоторым другим местам в Евангелии, где Господь говорит о Себе как о меньшем по отношению к Богу Отцу: ...дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф.20:23 ); Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). 2 . Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17 ). Преп. Иоанн Дамаскин следующим образом толковал этот стих: после воплощения Ипостась Бога Слова является сложной, поскольку заключает в Себе две природы: Божественную и человеческую. Преп. Иоанн говорит, что Отцом Христос называет Бога Отца потому, что Тот есть Его Отец по естеству, а наш – по благодати. Богом же Бог Отец является нам по естеству, а Христу – по домостроительству, в силу того что Сын сделался истинным человеком 334 . Верование древней Церкви в божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом Один из древнейших памятников святоотеческой литературы – «Послание св. Климента Римского к коринфянам» датируется 90-ми годами первого века от P. X. В нем уже говорится о страданиях Бога 335 . Сщмч. Игнатий Богоносец , послания которого датируются примерно 107 г. по P. X., писал: «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего», т. е. прямо называет Иисуса Христа Богом 336 . Учение о божественном достоинстве Христа со всей несомненностью изложено в творениях многих христианских писателей II-III вв. 337 Причем важно отметить, что не только у христианских авторов есть свидетельства о том, что древние христиане чтили Христа именно как Бога, но и у авторов языческих. Например, в письме Плиния младшего, проконсула Вифинии, к императору Траяну (не позднее 117 г.) содержится вопрос о том, как проконсулу вести себя по отношению к местным христианам. Описывая жизнь христиан, Плиний говорит, что они имеют обычай собираться на рассвете вместе и поют гимны «Христу как Богу» 338 . Значит, христиане уже тогда почитали Христа именно как Бога, а не просто как пророка или выдающегося учителя, и это было известно даже язычникам. Об этом же свидетельствуют и более поздние языческие авторы, полемизировавшие с христианством, например Цельс и Порфирий (II-III вв.). 1.3.3. Свидетельства Откровения о божественном достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Реально Лия ( Церковь ) и посрамила Рахиль (синагогу). Но и «Рахиль» однажды возродиться. Читаем: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» ( Ам. 9:11 ). «О тех же израильтянах по плоти, которые теперь не хотят веровать во Христа, но уверуют впоследствии, то есть о сынах их (ибо те путем смерти отойдут в свое место), тот же пророк свидетельствует, говоря: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» ( Ос. 3:4 ). Кому не ясно, что иудеи в настоящее время находятся именно в таком положении? Но послушаем, что прибавляет пророк: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» ( Ос. 3:5 ). Яснее этого пророчества ничего не может быть, если под именем Давида разуметь Христа, бывшего, как говорит апостол, «от семени Давидова по плоти» ( Рим 1:3 )» 335 . То есть, и Рахиль не будет сухою ветвью, ведь от нее произойдет Иосиф Прекрасный, этот удивительный прообраз Самого Христа Спасителя! «Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Поскольку одна привлекала к себе благорасположение мужа красотой, а другая, будучи лишена красоты, казалась нелюбимой, то Бог этой последней подает чадородие, в то время как у первой заключает утробу. То и другое Бог устраивает по свойственному Ему человеколюбию: чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей и привлекала бы этим к себе любовь мужа, а другая, по причине дарованной ей красоты и благообразия, не восставала бы против сестры» 336 . « [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других » ( Быт. 29:30 ). Итак, мы видим ситуацию: сложного семейного треугольника… Предваряя вопрос: «А почему многоженство?», поспешу сослаться на Златоуста: «Здесь ты вновь видишь, как дела брачные совершались в древности со всяким благоприличием.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Н. упоминается в грамоте св. Германа , еп. Паризии, даровавшего базилике Св. Креста и св. Винцентия (впосл. аббатство Сен-Жермен-де-Пре) привилегии - иммунитет от епископской юрисдикции и право свободно избирать аббата (21 авг. 566). Согласно грамоте, Н. выступил как свидетель акта по просьбе св. Германа и кор. Ультроготы, супруги Хильдеберта I, а также принцесс Хродезинды и Хродеберги (Recueil des chartes de l " abbaye de Saint-Germain-des-Près, des origines au début du XIIIe siècle/Éd. R. Poupardin. P., 1909. T. 1. P. 4-7). Согласно Житию св. Дроктовея, составленному мон. Гислемаром, Н. вместе с др. епископами присутствовал при освящении базилики Св. Креста и св. Винцентия (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 542). Высказывалось мнение, что грамота св. Германа была отредактирована в X в., но подпись Н. скорее всего подлинная ( Coville. 1928. P. 336-337, 495). Однако др. исследователи рассматривают грамоту как подложный документ, составленный на рубеже XI и XII вв. с использованием Жития св. Дроктовея ( D é rens J. Les origines de Saint-Germain des Près: Nouvelle étude sur les deux plus anciennes chartes de l " abbaye//J. des savants. P., 1973. N 1. P. 28-60). На основании сведений, приведенных Григорием Турским, церковно-политическую деятельность Н. можно рассматривать как неудачную. Епископ не мог поддерживать дисциплину среди духовенства, конфликтовал со светскими властями и плохо выполнял поручения кор. Гунтрамна. По-видимому, Н. не проявлял интерес к отстаиванию особого положения Лугдунской кафедры в Галлии ( Coville. 1928. P. 335-336). Однако, по свидетельству Григория Турского, Н. охотно занимался хозяйственными делами, «тщательно заботился о строительстве церквей, возведении домов, о засеве полей и возделывании виноградников» ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 36). В анонимном Житии упоминается о том, что Н. вместе с клириками объезжал владения епископской кафедры (sanctae ecclesiae praedia… ager sanctae ecclesiae Lugdunensis), расположенные в Провансе и в др. местах (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 522; см.: Coville. 1928. P. 335, 484-485).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

   Обращение: Отче наш, Иже еси на небесех, показывает, что молитвенник исповедует свой переход из состояния рабства в состояние сыновства; отрывается от земной жизни, уводящей далеко от Бога, и стремится в Небесную Обитель Отца; свидетельствует, что не позволит себе ничего такого, что сделало бы его недостойным «высокого всыновления» [с. 335].    Достижение высокой степени сынов Божиих тотчас обнаруживается в свойственной добрым детям любви, которая понуждает их искать славы Отца, а не своей пользы. Потому-то во втором прошении и говорится: Да святится имя Твое. В этом прошении мы как бы следующее говорим: «Отче, сделай нас такими, чтобы мы могли разуметь величие Твоей святости или удостоиться приятия оной, или, лучше, да открывается святость Твоя в духовной жизни нашей». А это исполняется только тогда, когда люди видят добрая дела наша, и прославляют Отца нашего, Иже есть на небесех (Мф. 5:16) [с. 335, 336].    Вторым прошением чистый ум умоляет: Да приидет царствие Твое, пусть скорее придет «царствование Христа во святых», да прекратится власть злой силы и да истребятся смрадные пороки, пусть владычествуют благоуханные добродетели, наипаче – спокойствие и смирение. Есть здесь и просьба о Вечном Царстве, которое обещано сынам Божиим [с. 336].    Устремленные к царству Божию взоры взывают в третьем прошении: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Слова эти значат: «Да будут люди подобны Ангелам, и как они исполняют волю Божию на Небе, так и все живущие на земле, да творят не свою, а Его волю». Можно понимать их еще и так: «Отче! Чрез познание Тебя да спасутся все живущие на земле, подобно тем, которые пребывают уже на Небе». Прошение сие произносят с полным чувством лишь те, которые веруют, что Бог все «устрояет к нашей пользе» [с. 337].    Словами четвертого прошения: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, испрашивается тот «превосходящий все твари высокою своею святостью» хлеб, без которого невозможно «ни одного дня продолжать духовной жизни». Кто не принимает его сегодня – днесь – «тот не возможет причаститься его и в будущей жизни» [с. 337, 338].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обращение: Отче наш, Иже еси на небесех, показывает, что молитвенник исповедует свой переход из состояния рабства в состояние сыновства; отрывается от земной жизни, уводящей далеко от Бога, и стремится в Небесную Обитель Отца; свидетельствует, что не позволит себе ничего такого, что сделало бы его недостойным " высокого всыновления " [с. 335]. Достижение высокой степени сынов Божиих тотчас обнаруживается в свойственной добрым детям любви, которая понуждает их искать славы Отца, а не своей пользы. Потому-то во втором прошении и говорится: Да святится имя Твое. В этом прошении мы как бы следующее говорим: " Отче, сделай нас такими, чтобы мы могли разуметь величие Твоей святости или удостоиться приятия оной, или, лучше, да открывается святость Твоя в духовной жизни нашей " . А это исполняется только тогда, когда люди видят добрая дела наша, и прославляют Отца нашего, Иже есть на небесех (Мф. 5, 16) [с. 335, 336]. Вторым прошением чистый ум умоляет: Да приидет царствие Твое, пусть скорее придет " царствование Христа во святых " , да прекратится власть злой силы и да истребятся смрадные пороки, пусть владычествуют благоуханные добродетели, наипаче — спокойствие и смирение. Есть здесь и просьба о Вечном Царстве, которое обещано сынам Божиим [с. 336]. Устремленные к царству Божию взоры взывают в третьем прошении: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Слова эти значат: " Да будут люди подобны Ангелам, и как они исполняют волю Божию на Небе, так и все живущие на земле, да творят не свою, а Его волю " . Можно понимать их еще и так: " Отче! Чрез познание Тебя да спасутся все живущие на земле, подобно тем, которые пребывают уже на Небе " . Прошение сие произносят с полным чувством лишь те, которые веруют, что Бог все " устрояет к нашей пользе " [с. 337]. Словами четвертого прошения: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, испрашивается тот " превосходящий все твари высокою своею святостью " хлеб, без которого невозможно " ни одного дня продолжать духовной жизни " . Кто не принимает его сегодня — днесь — " тот не возможет причаститься его и в будущей жизни " [с. 337, 338].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Начнем с изложения главнейших пунктов того и другого отдела, трактующих о человеческом самосознании. Познание состоит в соединении данного восприятий; это соединение или синтез не может быть почерпаем из познаваемого мира вещей, но дается самодеятельностью рассудка, из самых глубоких его недр, а именно – в его чистом самосознании «я мыслю», каковое не может возникать чувственным путем и, всегда себе равное и самодеятельное, воспринимает в себя представления и, подводя их под категории, делает их нашими познаниями (92). Но таковое значение самосознания лишь формально и притом ограничивается миром явлений и ничем не может нам послужить в познании вещей в себе (111). Оно не может дать познания о мне самом, как я существую на самом деле, но лишь настолько, насколько я явлюсь. Ибо наше самосознание, будучи динамическим, т е. самодеятельным и внечувственным принципом, поскольку оно есть регулятив или форма познания, вовсе не таково в своем отношении ко мне самому, т. е. как •сама•познание. Самое представление нашего я не дает никаких обо мне сведений, и если мы присоединим к нему таковые, то это будет уже не путем непосредственного динамического самосознания, но путем эмпирическим через внутреннее чувство, которое дает стол же наглядное представление, какое дают чувства внешние, потому что наши представления все чувственны, рассудочных представлений не может иметь ум человеческий (325, 336, 367). Рассудочным или динамическим Кант признает вообще деятельное начало нашего сознания, но раз человек сам себя ставит его объектом, то он познает себя с пассивной стороны (336, 367), т. е. с феноменальной. Ибо то единственное представление самотожественного, бескачественнаго я, которое не зависит даже от внутреннего чувства, есть не более, как отвлечение (298, 325, 335), подведение самотожественного мышления под субъект, как мы подводим под него наши внешние представления (336). Таким образом, Кант под трансцедентальным, или чистым самосознанием «я мыслю» разумеет не столько объект нашего самосознания, сколько сознание самого мышления (307, 311, 323, 325), самого синтеза: не синтез из представления субъекта, но последнее из априорной склонности к синтезу (93), и это представление, в перенесении его на меня, как личность, переходит из области самодеятельности в область внутреннего чувства, в область феноменальную, в которой нет ничего постоянного (217, 322), так что она ничего не может говорить о свойствах и самостоятельности нашего субъекта (320).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций; лат. Flavius Iulius Constantius; греч. Κωνστντιος] (7.08.317, Сирмий (?) - 3.11. 361, Мопсуестия, Киликия, ныне Якапынар, Турция), рим. император (с 21 мая 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) и Флавии Максимы Фавсты, дочери имп. Максимиана Геркулия. Род. в Иллирике, вероятно в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), где в тот момент находилась имп. ставка Константина I. После победы Константина над имп. Лицинием 8 нояб. 324 г. в Никомидии (ныне Измит, Турция) К. был провозглашен цезарем и стал соправителем Константина. В кон. 328 г. было отпраздновано начало пятилетия правления К. В 332 г. в возрасте 15 лет К. помогал своему брату Константину II вести боевые действия против варваров на Дунае и в Галлии. В 335 г. присутствовал в К-поле на праздновании 30-летия правления Константина I; тогда же К. женился на дочери Юлия Констанция, сводного брата своего отца (ее имя неизв.; ум. ок. 352). Вторично К. женился в нач. 353 г. на Евсевии из Фессалоники; ее происхождение неизвестно (ум. в 360). В нач. 361 г. в Антиохии К. вступил в 3-й брак - с Фаустиной (о ее происхождении сведений также нет). Уже после смерти К. она родила его единственного известного ребенка - дочь Флавию Максиму Констанцию. В кон. 335 - нач. 336 г. К. провел успешную кампанию на Дунае против сарматов, за что получил титул Сарматского (Sarmaticus). Вскоре К. срочно был отправлен отцом в Месопотамию, чтобы задержать наступление персов, пока Константин I готовил основную армию для большого похода на Восток. С этого времени противостояние с персами и защита восточной границы империи на всю жизнь стали главной заботой К. В кон. 336 г. в К-поле Константин I принял персид. посольство; переговоры с ним завершились перемирием и ненадолго задержали развитие конфликта. Тем не менее Константин продолжал готовиться к столкновению с персами и для этого оставил К. в Антиохии, поручив его управлять рим. диоцезом Восток. Весной 337 г. К. получил известие о болезни отца и отправился в К-поль, однако по дороге его настигло известие о кончине имп. Константина Великого в Никомидии (22 мая 337). К. присутствовал на погребении отца в К-поле.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010