Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский 155 (1) Афанасий (Евтич , Ahacmacuje Jebmuч), иеромон. (ныне еп. Захолмский и Герцеговинский) 167 1 , 201 Афанасий Паросский (Парийский), иером., (прп.) 109 Афанасий Псалидас 105 6 , 106 сн. Афиногенов Д. E. 50 1 Балашеску Н. 173 Барн, сотрудник В. Прелипцеану 183 Бегунов Ю. К. 125 2 , 201 Беда Достопочтенный 52 Безобразов П. В. 65 3 Беллармино Р, кардинал 187 1 Белинский В. Г. 162 Бернард Клервоский (Bernard de Clair- vaux) 56, 57 (2) , 84, 221 2 Бибиков M. В. 49 4 , 50 6, 8 , 201 Богданович Д. (Богдановий) 116 5 , 117 1, 2, 6 , 118 1 , 120, 201, 202 Бородай Т. Ю. 86 сн. Бранкован Константин (Constantin Brincoveanu), рум. князь 146 (1) Брациотис Н. 182 Брациотис Π. ( Μπρατσιτης Π.) 175 1 , 181, 209 Бриллиантов А. И. 52 5 Брокгауз Ф. А. 50 2 Бронзов А. А. 203 Бруно, еп. Вюрцбургский (Гербиполенский) 129 (3) Брянцев Д. 63 сн. Булгаков С. Н., прот. 162 3 , 163 1 , 188 (1, 2) , 202 Бухарев А. М. (в мон. до расстрижения – Феодор) 151 Бюхнер Л. 171 (1) Валентин, гностик 23 Вал(ь)тон Бриан, еп. Честерский 134 Вамвас Н. 175 Варлаам Калабрийский, кардинал, еретик 66, 67, 68 3 , 69–71 Варнава (Пс.) 21 Варух, библ. 99, 121 4 , 127 Василий Великий , архиеп. Кесарийский (Каппадокийский) (Basile de Cesaree), свт. 36, 39 (2) , 40 (1) , 41 (1) , 42, 58, 116, 117, 121, 140 (4) , 202, 220 2 Василий Новый, архиеп. Патрский 50 Вдовиченко А. В. 218 3 Веллас В. 181 (4, 5) Велльгаузен Ю. 178 (2) , 179 Вениамин, бенедиктинец 128 Верещагин E. М. 113 2 , 202, 206 Веселинович С. М., прот. 194 Вигуру Ф. Г., катол. свящ. 160 сн., 202, 213 (2) Видакович М. 164 Вишняков Η. Π. 159 1 Виндельбанд В. (Windelband W.) 53 1 , 56 3 , 85 3 , 209 Виссарион Макрис, архим. 103 (3) Владимир (Василий) Всеволодович, Мономах, вел. князь киевский 121 1 Властов Г. 187 Власюк А. Π. 137 2 Вольтер Ф. – М. – А. 105 1, 6 , 106 (3) , 166 3 Вольф X. 165 (3) Воронцов В. В. 202 Врховац Р. 169 3 , 170 2, 3 , 202 Вук см. Караджич Вулгарис Е. см. Евгений Вулгарис Гавриил, архангел, библ. 22, 168

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Письмо 45 (49). К Аркадию, епископу Благодарит за письмо и, изъявляя радость свою о построении Аркадием храма Божия, обещает прислать для сего храма, если найдет, святые мученические мощи. (Писано в начале епископства). Возблагодарил я Святаго Бога, сподобившись писем от вашего благоговения, и желаю как себе быть достойным той надежды, какую имеете на меня, так и вам получить совершенную награду за честь, какую воздаете мне о имени Господа Иисуса Христа. Весьма обрадовался я, что, приняв на себя попечение, свойственное христианину, воздвигнули вы дом во славу имени Христова и действительно «возлюбили», по Писанию, «благолепие дому Господня»(ср.: Пс. 25, 8 ), украсив себе небесную обитель, уготованную в упокоении любящим имя Христово. Если же будем иметь возможность найти мученические мощи, то и сами желаем содействовать вашему усердию. Ибо если «в память вечную будет праведник» ( Пс. 111, 6 ), то, конечно, и мы соделаемся участниками в доброй памяти, какая будет о вас по дару Святаго. Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3//Том 2. 2009. – 1232 с./Письма. 440-956 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

4 Свт. Василию принадлежат обе Беседы о человеке. См. комментарий к русскому научному изданию перевода: Василий Великий , свт. Беседа первая о сотворении человека «по образу»//Его же. Творения. В 2-х т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. С. 430–446, здесь: с. 430. 5 «πανρχεται δ νθρωπος π τν πλαι ατο κατστασιν», S. Gregorius Nyssenus. De creatione hominis sermo alter [Sp.] 51. 10//TLG. 8 «Ο τονυν τ κακν τος καλος συνεκτσθη», S. Basilius Caesariensis. Quod Deus non est auctor malorum 31. 341. 43–44//TLG. 13 Homiliae in hexaemeron 2. 4. 12; Святитель упоминает здесь последователей Маркиона, Валентина и Манихеев, ibidem. 2. 4. 19–20. 17 «μορφον νεδεον σχημτιστον ποιον», Aëtius. De placitis reliquiae (Stobaei excerpta) 307. 6; Epitome doctrinae Platonicae sive Διδασκαλικς 8. 2. 6//TLG (В TLG авторство этого сочинения приписывается Альбину (Albinus), однако, в современной науке его авторство оспаривается). 19 «τος σχτοις εδεσι τν τς λης μορφαν», Proclus. Theologia Platonica (lib. 1–6) 3. 66. 22//TLG. 20 Plotinus. Ennead 6. 7. 27. 11–12//TLG. В переводе Т. Г. Сидаша: «Материя в высшей степени нуждается во всем, вслед за ней – последний эйдос, ибо он [возникает] после нее и [изначально] обращен к высшему», Плотин. Шестая Эннеада/Пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: изд. О. Абышко, 2005. С. 131. 32 Anderson Ch. A. Philo of Alexandria’s Views of the Physical World (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2). Reihe, Mohr Siebeck, Tubingen, 2011. P. 47. 33 Мень, А. свящ. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7-ми т. М.: изд. советско-британского совместного предприятия Слово, 1992. Т. 6. С. 459. 34 Anderson Ch. A. Philo of Alexandria’s Views of the Physical World. Mohr Siebeck, Tubingen, 2011. P. 62. 38 «δευτρας δι τς χριτος το Χριστο ναγεννσεως», Homiliae super Psalmos. 337. 49 – 340. 10. Толкование на стих Псалма 32 «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Ατς επε, κα γενθησαν, Ατς νετελατο, κα κτσθησαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

P. 237). По мнению других, слова Арефы основаны на местной устной традиции ( Halkin. 1973. P. 414). Вестеринк предполагает, что Арефа почерпнул сведения о Е. у Созомена и при этом совместил информацию о Е., к-рый, по сообщению историка, женился незадолго до мученической кончины ( Sozom. Hist. eccl. V 11), и о пресв. Василии, также пострадавшем в Кесарии при Юлиане Отступнике ( Westerink. 1983. P. 667). Ист.: BHG, N 2130; MartRom. P. 131, 384; Stiltingus J. De st. Eupsychio martyre Caesareae in Cappadocia sylloge: Ex Fastis Graecis et Latinis//ActaSS. Sept. T. 3. P. 6-8; Henschenius G. De sancto Eupsychio martyre Caesareae in Cappadocia//Ibid. Apr. T. 1. P. 822-824; Aretha, archiep. Caesarensis. Scripta Minora/Ed. L. G. Westerink. Lpz., 1968. T. 1. P. 300; PG. 32. Col. 504-505 [ Basil. Magn. Ep. 100]; PG. 32. Col. 592 [Eusebio, ep. Samosatorum// Basil. Magn. Ep. 142]; PG. 32. Col. 733-736 [Amphilochio, Iconii episcopo// Basil. Magn. Ep. 200]; PG. 32. Col. 940 [ Basil. Magn. Ep. 252 (рус. пер.: Василий Великий, свт. К епископам Понтийской области//Творения. М., 1873. Ч. 7. С. 186-187)]; PG. 37. Col. 113-118 [ Greg. Nazianz. Ep. 58]; PG. 117. Col. 37, 396 [Минологий Василия II]; Sozom. Hist. eccl. V 4, 11; SynCP. Col. 23, 593, 596; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 205-206; Μαρτριον το γου μρτυρος Εψυχου /Ed. L. G.Westerink//HUS. 1983. Vol. 7. P. 676-679; ЖСв. Апр. С. 146-149. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 135; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 611-614; Delehaye H. Quelques dates du Martyrologe Hiéromymien//AnBoll. 1931. Vol. 49. P. 41-44; Halkin F. Un ménologe de Patmos (ms. 254) et ses légendes inédites//Ibid. 1954. Vol. 72. P. 15-35; idem. Aréthas de Césarée et le martyr St. Eupsychius//Ibid. 1973. Vol. 91. P. 414; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1141; Aubert R. Eupsychius//DHGE. Т. 14. P. 1419-1420; Burchi P. Eupsichio//BiblSS. Vol. 5. P. 237-238; Westerink L. G.The Two Faces of St. Eupsychius//HUS. 1983. Vol. 7. P. 666-679; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον.

http://pravenc.ru/text/187277.html

Категории, 8а13-8в24. «...Когда [именуем] нерожденным, говорим: " Не считай, что бытие Божие зависит от какой-нибудь причины или начала " » (Против Евномия, PG 29 536.2-3). «[Сын Божий] поскольку родился, по тому самому и был, не имея бытия нерожденным, но всегда существуя и пребывая со Отцем, от Которого и причину существования имеет... соединенный через рождение с нерожденностью Отца» (Против Евномия, PG 29 605, 31-34). Об именах как суждениях см.: Против Евномия, PG 29 533, 35 - 536, 38. Использование Василием дискурса собственных имен для прояснения статуса именований Отца и Сына, см. в: Против Евномия, 577, 31 - 580, 30. Здесь Василий использует элементы стоической логики и физики, но не учения о языке. В целом см.: Kalligas P. Basil of Caesarea on the Semantics of Proper Names//Byzantine Philosophy and its Ancient Sources/Ed. K. Ierodiakonou. Oxford: Clarendon Press, 2002. Р. 31-48; Robertson D. A Patristic Theory of Proper Names//Archiv für Geschifte der Philosophie. 84, 2002. Р. 1-19, а также нашу статью: Бирюков Д.С. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Кесарийского и ее церковно-исторический и историко-философский контекст [в печати]. Эпикур. Письмо к Геродоту, 75. Комментарий на Об истолковании, I, 3 (34-40b). Аммоний различает двоякий смысл утверждения, что имена существуют от природы (когда говорят, что имена есть естественные создания природы и когда говорят, что они соответствуют природе вещей), а также двоякий смысл утверждения, что они существуют по установлению (когда считают, что любой человек может назвать вещь любым именем и когда считают, что имена установил творец вещей). В итоге Аммоний заключает: «Ясно, что второе понимание обозначения " от природы " совпадает со вторым пониманием обозначения " по установлению " » (пер. Я. Боровского; цит. по изд.: Античные теории языка и стиля. Л., 1936. С. 81). См. в целом: Long A . Stoic linguistics, Plato " s Cratylus, and Augustine " s De dialectica... Р. 36-55, особ. с. 40-49. Отметим также, что многие античные авторы также выражали взгляд, согласно которому имена языка были установлены Богом, не оговаривая, что эти имена согласны с природой вещей, но подразумевая это, см.: Цицерон, Тускуланские беседы, XXV, 62; О государстве, III, 2; Ориген, Против Цельса, V, 30; Филон. Аллегории законов, II, 14-15.

http://bogoslov.ru/article/573574

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II предыдущая статья следующая статья печать библиотека 55 , С. 697 опубликовано: 27 марта 2024г.  ПЕТР II Католикос Картли (ок. 689-720), предстоятель Грузинской Православной Церкви. Упомянут в списке католикосов в груз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) как последний среди женатых католикосов, между католикосами Феодором I (685-689) и свт. Мамаем (ок. 720-744) (Мокцеваи Картлисай//КЦ. 1955. Т. 1. С. 327). З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Предстоятели Грузинской Православной Церкви Петр II, католикос Картли (ок. 689-720), предстоятель Грузинской Православной Церкви См.также: ВАСИЛИЙ III (Каричисдзе), Католикос Грузинской Православной Церкви (1090-1100) ВАСИЛИЙ IV Католикос-Патриарх всей Грузии (1205/06) ВАСИЛИЙ V Католикос-Патриарх всей Грузии в кон. 30-х - 60-х гг. ВАСИЛИЙ VI Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1517-1528 и 1529-1531) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2580348.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-АЛТАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Томской епархии. Вик-ство, вероятно, было названо по Горно-Алтайскому у. (бывш. Каракорумский у., в 1918 выделившийся из Бийского у.), к-рый существовал в 1920-1922 гг., затем преобразован в Ойротскую (Ойратскую) АО (совр. Республика Алтай). Центром Горно-Алтайского у. в 1920-1921 гг. являлось с. Алтайское (ныне на территории Алтайского края). 29 авг. 1924 г. в Москве во епископа Горно-Алтайского был хиротонисан Василий ( Докторов (Дохтуров)). Архиерей не поехал на Алтай, 24 июля 1925 г. подал прошение Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) о др. назначении «ввиду климатических условий... а также создавшегося невыгодного положения для моего служения в Горно-Алтайском викариатстве» (Прошение Василия, епископа Горно-Алтайского, Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Петру Крутицкому//Вестник церк. истории. 2006. 1. С. 59) и был определен на Пинежское вик-ство Олонецкой епархии. Др. назначений на Г.-А. в. не последовало. 4 сент. 1920 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона и Свящ. Синода титул «митрополит Алтайский» пожизненно был присвоен свт. Макарию (Невскому) , с марта 1917 г. до кончины (1 марта 1926) проживавшему в Николо-Угрешском мон-ре. Его имя за богослужением поминалось «в Алтайских пределах» (Акты свт. Тихона. С. 167, 169.) В 1923-1936 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество ) Алтайская (Ойротская) кафедра. Из занимавших ее «епископов» Анатолий Синицын (8 июля 1928 - 1931) в 1931 г. имел титул «епископ Горно-Алтайский». Арх.: ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1 [Прошение еп. Василия (Докторова)]. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 911, 937, 965; Мануил. Рус. архиереи-обновленцы. С. 660; Муравлёв А. Хроника перемен на Алтае за 300 лет//Алтайская правда. 2002. 47-49. 22 февр. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166227.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 314 опубликовано: 7 ноября 2007г. АДРИАН архиеп. Охридский К-польского Патриархата. Единственное упоминание о нем встречается в полемическом сочинении Патриарха Досифея II Нотары против латинян, к-рое позволяет предположить, что он жил во 2-й пол. XIII в., в период униатского движения в К-поле. Лит.: Снегаров Ив. История на Охридската архиепископия. София, 1995. Т. 1. С. 212. Рубрики: Константинопольская Православная Церковь Константинопольская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Архиепископы Константинопольской Православной Церкви Адриан (2-й пол. XIII в.?), архиепископ Охридский Константинопольского Патриархата См.также: АЛЕКСАНДР I († ок. 337), архиеп. К-польский, свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.) АРЕФА (ок. 850 - после 932), архиеп. Кесарии Каппадокийской ВАСИЛИЙ († до 869), архиеп. Фессалоникийский, свт. (пам. греч. 1 февр.) ВАСИЛИЙ (X в.), архиеп. Нов. Патр (ныне Ипати), богослов, экзегет Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/82130.html

Посвятившая Богу всю Свою жизнь, Пресвятая Дева, " хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы " (Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон; СПб., 1992. С. 49), т. к. " ветхий человек обнаруживался и действовал в Ней " (Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения... С. 99). Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Она еще не вполне осознала природу и цель Его искупительного служения. Ни Она, ни прав. Иосиф, как отмечает евангелист Лука, " не поняли сказанных Им (Христом.- М. И.) слов: " Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? " (2. 49-50). Объясняя евангельский текст Мф 12. 46-49, свт. Иоанн Златоуст отмечает, что Дева Мария о Своем Сыне в то время " еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя " (Ioan. Chrysost. In Matth. XLIV 1). И хотя Пресвятая Дева все сказанное Христом и о Христе " сохраняла в сердце Своем " (Лк 2. 51), эти слова " еще не были вполне ясными для Ее сознания. До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до Церкви даже Та, на Которую сошел Дух Святый, чтобы сделать Ее способной послужить Воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности " (Лосский. Всесвятая//Всесвятая: Сб. С. 161). Чтобы возрастать " в меру полного возраста Христова " (Еф 4.13), Дева Мария нуждалась в новом даре Св. Духа, который Она вместе с Церковью получает в день Пятидесятницы. По мнению Лосского, существует определенное сходство между двумя сошествиями Св. Духа на апостолов (в вечер Воскресения и в день Пятидесятницы) и на Пресвятую Богородицу (в дни Благовещения и Пятидесятницы). Первое сошествие на апостолов ( " примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин 19, 22-23) - служебное, потому что в нем апостолы получили власть осуществлять свое предстоящее служение. " Служебным " можно назвать и сошествие Св. Духа на Деву Марию в день Благовещения, т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе – к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал. 6:3 ) и, как результат, к поражению своим «мнением» 47 и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр. 3:17 ). Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания. «Первый грех , по Писанию, – говорит св. Исихий Иерусалимский – есть гордыня» 48 . Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, – Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12–13 ). Толкуя этот отрывок из Священного Писания , многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе. Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола 49 , преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним 50 , а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 )» 51 . Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло» 52 . Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010