...Чем решительнее кто противится страстям и искореняет их, тем быстрее выходит он из области смерти и вступает в область жизни (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 22). Источник. Люди... в отношении к страстям бывают трех родов: одни действуют по страстям, другие борются со страстями, а третьи искоренили страсти (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 25). Источник. Признак того, что страсть исторгнута из сердца, есть – когда сердце начинает питать к страсти отвращение и ненависть (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 104). Источник. Побеждать и искоренять страсти – долг всех христиан (свт. Феофан, Затв. Выше некий, 89, 107). Источник. ...Миряне не должны думать, что им позволительно поблажать страстям и помыслам страстным (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 111). Услаждение страстями Всякую страсть, которая выводит ум из себя, справедливо можно назвать упоением (свт. Василий Великий , 8, 17). Источник. ...Кто посвящает себя удовольствиям и плотским страстям, тот никогда не предает души своей в руки Божии (свт. Иоанн Златоуст , 49, 813). Тот, кто имеет звероподобные и бесчеловечные чувства, не может называть отцом человеколюбивого Бога, так как не сохраняет признаков той благости, которая находится в Небесном Отце, а превращает себя в звероподобный вид и лишается божественного благородства. Когда кто-нибудь скачет, как бык, лягается, как осёл, помнит зло, как верблюд, обжирается, как медведь, расхищает, как волк, поражает, как скорпион, коварен, как лиса, похотлив на женщин, как конь женонеистовый, – то как такой человек может воссылать подобающий сыну глас и называть Бога своим отцом. Чем нужно назвать такого человека? Зверем? Но звери страдают каким-либо одним из этих пороков, а этот соединяет все и становится бессмысленнее самых даже бессмысленных (свт. Иоанн Златоуст , 56, 625). Не Христову пролагает бразду тот, кто любит преданность страстям, произращающую терние (прп. Исидор Пелусиот , 61, 138). Источник. ...Кто сопряг себя с ними и сильно ими увлекается, тот не только все кончит глубокою бездною, но и здесь не может жить по причине происходящих от них скорбей, и страхов, и опасностей, и тьмочисленного их роя. Ибо ожидает ли смерть? Прежде смерти он умирает уже от страха. Угрожают ли оскорбление, болезнь, бедность, или иная какая неожиданность? Он погиб и сокрушен от одного предположения. Но не таков владеющий страстями: он стоит выше и страхов, и опасностей, и всякой превратности не потому, что ничего не терпит (это, может быть, и невозможно, но, что гораздо важнее и более чудною делает победу), – потому что пренебрегает их приражениями, нападениями и язвительными ударами (прп. Исидор Пелусиот , 62, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 309. Прп. Исаак Сирин. Слово 49//Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М.: Правило веры, 1998. С. 223. Св. Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем Суде//Св. Ефрем Сирин. Творения. - М.: Отчий дом, 1995. Т. 4, с. 97. Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 363. Свт. Иоанн Златоуст. Мы боимся людей более, чем Бога//Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 2, с. 489. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 55. См. также: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Свт. Василий Великий. Творения. - М.: Паломник, 1993. Ч. 5, с., 77 - 78. Прп. авва Херемон. Ответ о том, что тремя способами побеждаются пороки//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 370 - 371. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о страхе Божием и о любви Божией//Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. - М.: Донской монастырь; Правило веры, 1993. Т. 2, с. 61. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 56 - 57. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. С. 171. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 54 - 55, 57. Прп. авва Херемон. О совершенстве//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 373 - 374.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

12 Eusebius Caesariensis. Vita Constantini. III. 28//Eusebius. Werke. Bd. 1: Über das Leben Constantins/hrsg. von I. A. Heikel. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902. S. 90–91. Рус. пер.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. СПб., 1998. С. 116. 13 Gregorius Palamas. Homilia XX. In matutinum octavum Evangelii secundum Ioannem, in qua et de magnis charismatibus quibus digni habebuntur qui in sacris synaxibus usque in finem pie perseverant//PG. 151. Col. 268CD. Pyc. пер.: Григорий Палама, свт. Гомилия 20-я. На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна//Григорий Палама, свт. Гомилии. Саратов, 2019. С. 282. 14 См.: Там же//PG. 151. Col. 272CD. Рус. пер.: Там же. С. 285. 15 Germanus, pseudo-. Historia mystica ecclesiae catholicae//Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. 3-4. М.: Мартис, 1995. С. 42-43. (Греческий и русский текст.). 16 Theodoretus Cyrrhi Episcopus. Historia religiosa. VI. Symeones Priscus//PG. 82. Col. 1357С–1364В. Рус. пер.: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев. VI. Симеон Древний. М.: Паломник, 1996. С. 188-192. 17 Maximus Confessor. Capita Theologica et oeconomica. II. 74//PG. 90. Col. 1160AB. Рус. пер.: Максим Исповедник, прп. Главы о Богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия. II. 74//Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. I. М., 1993. С. 249. 18 Basilius Magnus, pseudo-. Commentarius in Isaiam prophetam. 2//PG. 30. Col. 277C. Рус. пер: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию. 2//Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 286. 19 Eusebius Hieronymus Stridonensis. Commentarii in Isaiam//PL. 24. Col. 55A. Рус. пер.: Иероним Стридонский, блж. Толкование на книгу пророка Исаии. Кн. I//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 7. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1882. С. 49. 20 Подробнее о российских пещерных монастырях см., например: Агапов И.А. Крупнейшие пещерные монастыри России: краткий обзор//Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси: материалы международной научно-­практической конференции/НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранское духовное училище. Саранск, 2011. С. 28-32; Кирьянова О. Г. Пещерные храмы и монастыри России: историко-­культурный потенциал//Культурология. Дайджест. 4 (87). М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. С. 91-98.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

1521 Старец Паисий Величковский. Крины сельные. Слово 33. С. 48. 1522 Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф. Гл. 46. 1523 Еп. Игнатий Брянчанинов. Творения. T. I. С. 30. 1524 Св. Григорий Богослов. Творения. T. V, изд. 3-е. М., 1889. С. 35—36. 1525 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. § 174; свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. С. 105—106; преп. Варсонофий Великий. Отв. 619. 1526 Иером. Арсений. Маргарит. С. 163. 1527 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 130—131. 1528 Преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 152—153. 1529 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 341—342. 1530 Преп. Макарий Великий. Слово 93. 1531 Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (2Тим.3:12). С. 600—601. 1532 Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф., гл. 45//Писания мужей апостольских. С. 146. 1533 Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220. 1534 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6, гл. 11. 1535 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я о статуях. Творения. T. II. С. 13—24. Бесед. 16 на Деян. Толков. 26 на 2Кор.; свт. Василий Вел. Простран. подвижнич. прав. Отв. 55; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 13, 19 и 92. С. 192—195, 198—199, 262; преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 33—94; преп. Варсонофий Вел. Отв. 619; сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 70. 1536 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 12. С. 192. 1537 Массильон, еп. Клермонский. Избр. слова. T. I. СПб., 1845. С. 265—266. 1538 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 6; ср.: преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 151—152. 1539 Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. V. М., 1889. С. 18. 1540 См.: Алфавитный Патерик. 1541 Преп. Исаия. Слово 27. 1542 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. СПб., 1866. С. 448—451. 1543 Старец Симеон Благоговейный. Подвижническое слово, § 14//Добротолюбие. V. С. 69. 1544 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 244—245. 1545 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 130. 1546 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. V. С. 129—130. 1547 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, гл. 114//Добротол. Т. V. С. 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1027 Иеросхм. Макарий Оптинский. Собр. писем к монахам. М., 1862. С. 316—317; 43—44. 1028 Он же. Письма к мирским особам. М., 1880. С. 179—180. 1029 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 70, 64. 1030 Иеросхм. Макарий. Там же. С. 117—118. 1031 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413; иеросхм. Макарий. Там же. С. 112, 158, 384; иеросхм. Леонид Оптинский//Историческое описание скита в Оптиной пустыни. СПб., 1852. С. 473—174. 1032 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 177. 1033 Иеросхм. Макарий Оптинский. Указ. соч. С. 117—118, 330, 460. См. также: Жизнеописание елецкой монахини Магдалины//Странник. 1876. Т. III. С. 30. 1034 Свт. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 166. 1035 Игум. Антоний. Письма. С. 90. 1036 Преп. Нил Синайский. Указ. соч. Кн. 3-я. С. 427. 1037 Свт. Киприан Карфагенский. Там же. 1038 Свт. Василий Великий. Творения. T. VII. М., 1854. Письмо 211 к Самосатскому клиру. С. 113—114. 1039 Преп. Исаак Сирин. Слово 5. С. 41—42. 1040 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Письмо 61. См. также. Творения. T. III. С. 36—37. 1041 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1895. T. III. С. 101. 1042 Блж. Феодорит. T. V, § 10. Против ересей, 1043 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 179, 513. 1044 Еп. Феофан. Письма//Тамбовск. Епарх. Вед. 1895, 28. С. 730. 1045 Преп. Серафим Саровский//Летопись Серафимо-Дивеев. мон. СПб., 1903. С. 138. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Бесед. 18 на Деян. С. 171. 1047 Оптинский старец Амвросий. Цит. по. Прибавление к Церковным Вед. 1905. 8. С. 333. 1048 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 14. 1049 Филарет, архиеп. Черниговский. Беседы, слова и поучения. С. 426—427. 1050 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Бесед. 28 на Деян. С. 300—301. 1051 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 61. 1052 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 111—112. 1053 Преп. Марк Подвижник, Слово 6. О прении схоластика. Подвижнические слова. Сергиев Посад. 1911. С. 143. 1054 Он же. Слово 2. О думающих оправдаться делами, § 189. С. 49//Добротолюбие. Т. I. С. 557.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Иоанн Карпафский. Увещат. главы. § 62. Добротолюбие. Т. III. С. 92.    Преп. Исаак Сирин, Слово 49, 60, 61; преп. Макарий Египетский. Слово 4, гл. 6—7.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению, § 58.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 67. Добротолюбие. T. III. С. 189.    Он же. Сот. 2, § 45.    Преп. Исаак Сирин. Слово 46.    Он же. Слово 37.    Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Указ. соч. Ответы 245, 255, 458.    Ср.: Преп. Ефрем Сирин. О страстях//Творения. В 3-х частях. СПб., 1907. Ч. 1. С. 187.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 71.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 268.    Он же. Указ. соч. С. 268.    Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 12 На начало Притчей. С. 179. T. I. Беседа на Пс.33:10. С. 159—160.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 168. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Подвижническое слово. Слово 1, § 4. С. 1. Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных, § 47//Добротолюбие T. III. С. 329.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. § 179. С. 233—234.    См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4, 18.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 152.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 77.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 182. С. 287.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1898 (кн. IV, гл. 39. С. 46).    Его же. Собесед. XI, гл. 13. С. 380. См. Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. §§ 17—18.    Блж. Диадох. Подвижническое слово. § 16//Добротолюбие. Т. III. С. 15.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 200.    Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных. § 47//Добротолюбие. T. III. С. 329. Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200.    Творения свв. отцов. Б. м. 1849. Ч. 3. Слово 78. С. 347.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона).    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 101—103.    Достопамятные сказания. С. 290—291. Ср.: Свт. Кирилл Александрийский. Слово на исход души; преп. Феодор Студит. Третье огласительное слово; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. С. 630—634; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 53-я на Евангелие от Матфея. См. также жития святых: преп. Василия Нового (видение мытарств преп. Феодоры), преп. Арефы Печерского и мн. др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

für Philologie, neue Folge, 1886. S. 505. 12 Eusebius Caesariensis. Vita Constantini. III. 28//Eusebius. Werke. Bd. 1: Über das Leben Constantins/hrsg. von I. A. Heikel. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902. S. 90–91. Рус. пер.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. СПб., 1998. С. 116. 13 Gregorius Palamas. Homilia XX. In matutinum octavum Evangelii secundum Ioannem, in qua et de magnis charismatibus quibus digni habebuntur qui in sacris synaxibus usque in finem pie perseverant//PG. 151. Col. 268CD. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Гомилия 20-я. На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна// Григорий Палама, свт. Гомилии. Саратов, 2019. С. 282.   14 См.: Там же//PG. 151. Col. 272CD. Рус. пер.: Там же. С. 285. 15 Germanus, pseudo- . Historia mystica ecclesiae catholicae// Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. 3–4. М.: Мартис, 1995. С. 42–43. (Греческий и русский текст.) 16 Theodoretus Cyrrhi Episcopus. Historia religiosa. VI. Symeones Priscus//PG. 82. Col. 1357С–1364В. Рус. пер.: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев. VI. Симеон Древний. М.: Паломник, 1996. С. 188–192. 17 Maximus Confessor. Capita Theologica et oeconomica. II. 74//PG. 90. Col. 1160AB. Рус. пер.: Максим Исповедник, прп. Главы о Богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия. II. 74//Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. I. М., 1993. С. 249. 18 Basilius Magnus, pseudo- . Commentarius in Isaiam prophetam. 2//PG. 30. Col. 277C. Рус. пер: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию. 2//Василий Великий, свт. Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 286. 19 Eusebius Hieronymus Stridonensis. Commentarii in Isaiam//PL. 24. Col. 55A. Рус. пер.: Иероним Стридонский, блж. Толкование на книгу пророка Исаии. Кн. I//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 7. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1882. С. 49. 20 Подробнее о российских пещерных монастырях см., например: Агапов И. А. Крупнейшие пещерные монастыри России: краткий обзор//Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси: материалы международной научно-­практической конференции/НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранское духовное училище. Саранск, 2011.

http://e-vestnik.ru/church/nebesnye_pesh...

Именно эта любовь руководила свт. Василием всю его жизнь; она и сделала его одним из тех миротворцев, о которых говорит Господь в Нагорной проповеди, в ней корни его необычайной милости, его активности в доброделании… Воистину, свт. Василий Великий был одним из тех немногих, для которых евангельский идеал стал органической частью жизни, о которых сказано: “Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем” (Пс 118:1). Своим подвижничеством свт. Василий разрушил свое здоровье: он умер 49 лет от роду 1-го января 379 г. лишь немного не дожив до торжества своих идей на II Вселенском соборе. Хоронивший его брат Григорий (святитель Нисский), восхваляя трудности подвига ведения замутившегося востока к Никейскому знамени вселенской истины, сравнивает этот подвиг Василия с подвигом Моисея, проведшего Израиль к земле обетованной после сорокалетнего странствия. Дело Василия — образование православного ядра новоникейцев и соединение Востока с Западом — сразу же обрисовалось как исторически великое. 3. Свт. Григорий Назианзин ( Богослов , 330–390) был сыном епископа Назианского, также Григория. Его мать Нонна была очень благочестивой христианской и впоследствии канонизирована, также как и ее муж. Он получил блестящее воспитание: учился сначала в Кесарии Каппадокийской, а затем в Кесарии Палестинской, где еще существовала школа, основанная Оригеном. Потом он учился в Александрии и в Афинах, где познакомился и подружился со свт. Василием. Вот как он вспоминал эти годы в надгробном слове на смерть своего друга: “Когда же по прошествии некоторого времени открыли мы друг другу желания свои и предмет их — любомудрие, тогда уже мы стали друг для друга все — и товарищи, и сотрапезники, и родные; одну имея цель, мы постоянно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении простирались мы вперед, имея содейственниками Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завидном — учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими делало нас соревнование Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение — добродетель, и одно усилие — до отшествия отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд Нам известны были две дороги: одна — это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или отцовские или свои, по роду собственного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя — быть и именоваться христианами…” (“Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской”).

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

30 Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука: богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, палеогеография, антропология, история с элементами других наук. М.1996. С. 13–14. 31 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн. 1. СПб. 1898. С. 17. 32 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1. СПб.1898. С. 37–38. 33 Св. Василий Великий . Творения Т.1. М.1845.С. 38–39. Цитата, приведенная о. Стефаном в защиту этого мнения, выделена. 34 Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб. 1994. С. 94. 35 Стоит заметить, что Сын Сирахов говорит не о днях сотворения, а о днях вечности, неподвластной потоку времен. 36 Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.108. 37 Блаженный Августин . О Книге Бытия, буквально (книга неоконченная). 3.//Августин, епископ Иппонийский. Творения. 4.7. Киев. 1912. С. 100. 38 Отцы и учителя Церкви III века. Антология. Т.2. М. 1996.C.341. 39 Св. Ириней Лионский . Творения. М.1996. С. 507–508. 40 Свят. Григорий Богослов . Творения, Т.2. Троице-Сергиева Лавра, 1994.С. 134. 41 Диак. Андрей Кураев. Пономарские сплетни.//О нашем поражении. СПб. 1999. С. 414. 42 Диак. Андрей Кураев. Пономарские сплетни.//О нашем поражении. СПб. 1999. С. 412 43 Св. Викентий Лиринский . Памятные записки Перегрина. М. 1999. С. 51–52. 44 Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.89. 45 Свт. Феофан Затворник . Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться. Ленинград, 1991. С. 31. 46 Свт. Феофан Затворник . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М. 1991. С. 181. 47 Свт. Феофан Затворник . Там же. С. 77. 48 Свт. Феофан Затворник . Созерцание и размышление. М. 1998. C.146. 49 Прот. Михаил Дронов . Современная апологетика, или два подхода к Библии.//Православная беседа 1. 1999. С. 39. 50 Свт. Филарет Московский . «Слова и речи». М. 1848. Т. I., C.143. 51 Сщмч. Фаддей (Успенский) . Радуйтесь! М. 1998. С.164. 52 Кузнецов А.И. О проповедях вл… Фаддея.//Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. Спб. 1994. С. 352. 53 Св. Иоанн Кронштадтский . Новые грозные слова. М. 1993. C. 13, 91.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Злопамятство ...Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную (св. Ерм , 94, 165). Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 59, 49). Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий , 5, 122). Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин , 30, 188). Источник. Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 592–593). Источник. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин , 32, 17). Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге... (прп. Макарий Египетский , 67, 19). Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609). Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609). Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст , 44, 135). Источник. ...Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 224). Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 227). Источник. ...Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст , 45, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010