В письмах епископа Иннокентия, помимо духовных наставлений, можно отыскать и сведения, очень интересные для характеристики религиозно-нравственного состояния пензенской паствы,– как духовенства, так и простого народа. Вот что, например, писал он в Петербург через две недели после своего приезда в Пензу: «На сих днях ко мне явился Тихон Смирнов, который проповедует всеобщее покаяние. Ныне, в Великий Четверток, он сам публично в церкви перед народом с позволения настоятеля принес покаяние во всех грехах своих и желает, чтобы их напечатали для его собственного смирения и во образец смирения прочим. Теперь живет у меня. Сам он из монастыря Краснослободского Пензенской епархии. Его ревность к проповеданию или распространению покаяния, иначе обращения к Богу, имеет непреодолимую силу. «Умру,– говорит,– а не отстану от своих мыслей, от данного мне побуждения распространять славу Божию». Семь лет он полагает временем покаяния и потому внушает поспешность, советует завести училища, где бы обучали только страху Божию и благочестию, а не языкам и наукам. Жалуется на духовенство, впрочем, не осуждая, чего крайне боится. Чтение и пение в храмах почитает, но считает их в том виде, в каком они сейчас находятся, очень безобразными внимания к читаемому не находит. Епархиальные дела мало оставляют времени для беседы с Тихоном. Его резкая ревность немногим полюбится,– сочтут, как многие уже сочли и считают, сумасшедшим. О, как бы я желал так гореть всем сердцем, всем духом, чтобы восхотеть лучше умереть, чем умолчать о покаянии» 181 . 173 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. С. 49–59. 174 Т. е. к Голицыну. 175 Речь идет, скорее всего, об архимандрите Филарете. 176 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 38. С. 50. 177 Автобиография архим. Фотия. Кн. 2. Гл. 2. 178 Житие свт. Иннокентия. Русский архив. 1868. С. 944–945. 179 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 51. С. 69–70. 180 Прот. А. Росницкий. Странник. 1868. Сентябрь. С. 139. 181 Письма свт. Иннокентия к С.С. Мещерской. Письмо 59–60, 69–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Правило 14 . Кто берет рост, тот, если согласится неправедную прибыль издержать на бедных и впредь быть свободным от недуга корыстолюбия, может быть принят в священство. Правило 15 . Дивлюсь тебе, что в рассуждении Писания требуешь буквальной точности и почитаешь принужденным образ выражения в переводе, который передает смысл Писания, но не предлагает собственно означаемого еврейским речением. Поскольку же вопроса, предложенного человеком любознательным 49 , и не должно оставлять без ответа, то скажу: «птицы небесныя и рыбы морския» ( Пс. 8, 9 ) и при мироздании имели одно и то же происхождение, потому что оба рода изведены из воды. А причиною сему тождественное свойство того и другого рода; потому что одни плавают в воде, а другие плавают по воздуху. Итак, хотя по сей причине упомянуто о них вместе, однако же этот образ выражения, если разуметь о рыбах, передан не точно, а если о всем живущем в водах – весьма близко. Ибо человеку покорены птицы небесные и рыбы морские, и не они только, но и все, преходящие «стези морския» ( Пс. 8, 9 ), потому что не все, что живет в воде, есть рыба, например, животные китовидные: киты, молотки, дельфины, тюлени и еще кони, собаки, пилы, мечи и морские коровы, а если угодно, морские ветреницы, гребенки и все в раковинах живущие животные, из которых ни одно не есть рыба, – все, которые преходят «стези морския», так что всех родов три: птицы небесные, рыбы морские и те из животных водных, которые отличаются от рыб, но преходят стези морския. Правило 16 . А Нееман 50 «велий» не пред Господом, но пред господином своим(см.: 4Цар. 5, 1 ), то есть один из сильных людей у царя Сирского. Посему тщательно вникай в Писание – и тотчас найдешь решение вопроса. 46 См.: Правила Святого Вселенского Второго Собора, Константинопольского. Правило 7/Книга Правил... С. 44. – Ред. 49 Затруднение, которое разрешает св. Василий, заключается в грамматическом сочетании слов греческого текста τ πετειν του ουρανου, και τους ιχθας της θαλσσης, τ διαπορευμενα τρβους θαλασσων, где τ διαπορευμενα по-видимому, согласовано в роде с τ πετειν, а не с τους ιχθας. 50 И здесь затруднение в слове κριος, которое может быть и именем Божиим, и именем человека, облеченного какою-либо властию. Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3//Том 2. 2009. – 1232 с./Письма. 440-956 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Отдельные темы Евангелия от Луки затрагиваются в большом количестве гомилетических творений. Свт. Василий Великий произнес беседу на слова «Младенец возрастал и укреплялся духом» (Лк 2. 40), в которой повествование о детстве Иисуса осмыслено в контексте арианских споров; ему же принадлежит толкование притчи о неразумном богаче в Беседе на Лк 12. 18. Свт. Иоанн Златоуст в цикле бесед «О покаянии» (PG. 49. Col. 277-350) подробно объясняет притчу о блудном сыне, а в беседах «О Лазаре» (PG. 48. Col. 963-1054) создает глубокий психологический портрет страдающего праведника. Свт. Иоанну Златоусту также приписаны 6 бесед, остающихся неизданными: на притчу о неразумном богаче (CPG, N 4969), на Лк 12. 49 («огонь пришел Я низвести на землю»; CPG, N 4669), на притчу о смоковнице, не приносящей плода (беседа сохр. только в арм. версии; CPG, N 5165.22), на притчу о неправедном судии (CPG, N 4965), на Лк 18. 19 (CPG, N 4916), на Лк 21. 34 (CPG, N 5054). К притче о сеятеле в версии Евангелия от Луки обращался прп. Максим Исповедник в рамках своего учения о Божественных логосах в соч. «Вопросы к Феопемпту» (PG. 90. Col. 1393-1400; CPG, N 7696). Лит.: Полотебнов А. Г., свящ. Св. Евангелие от Луки: Правосл. ист.-экзегет. исслед. против Ф. Х. Баура. М., 1873; Hobart W. K. The Medical Language of St. Luke. Dublin; L., 1882; Cadbury H. J. The Style and Literary Method of Luke. Camb., 1920; Кассиан (Безобразов), архим. Евангелие от Луки. П., 1932; Conzelmann H. Geschichte, Geschichtsbild und Geschichtsdarstellung bei Lukas//ThLZ. 1960. Bd. 85. S. 241-250; idem. Die Mitte der Zeit: Stud. z. Theologie des Lukas. Tüb., 19776; Robinson W. C. Der Weg des Herrn. Hamburg, 1964; Flender H. Heil und Geschichte in der Theologie des Lukas. Münch., 1965; Schürmann H. Traditionsgeschichtliche Untersuchungen zu den synoptischen Evangelien. Düss., 1968. S. 159-309; idem. Das Lukasevangelium. Freiburg i. Br., 19843, 1994. Bd. 3/1; Burchard Ch. Der dreizehnte Zeuge: Traditions- und kompositionsgeschichtliche Untersuchungen zu Lukas " Darstellung der Frühzeit des Paulus.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Идея гармонии однажды сотворенного мира противоречит представлению о его несовершенстве и постоянном прогрессе. Отрицание стройности в вечно прогрессирующей природе логически приводит многих эволюционистов к идее прогресса в Церкви и во взаимоотношениях ее с Богом. Так, теорию эволюции признают Католическая церковь и подавляющее большинство протестантских деноминаций. Обратной стороной этого стала чрезвычайная открытость к изменениям: одних только католиков-харизматов в мире насчитывается более 160 млн. 47 , а у протестантов, помимо этого, происходит даже непрерывная реформа организационного устройства и морали, вплоть до введения женского епископата и прочих вещей, о которых стыдно и говорить. Благость Божия Богословы прославляют великую любовь Божию к созданным Им творениям, даже в ущерб Его собственной славе. Излагая общецерковное учение об этом, свт. Сильвестр (Малеванский) замечает, что Бог «их самих хочет соделать, насколько это возможно для их конечной природы, участниками этого блаженства. Это-то неизреченная любовь, по изображению Откровения, подвинула Бога создать мир с разумно-нравственными существами, способными любить Его и находить в Нем для Себя блаженство» 48 . Поэтому, объясняет свт. Василий Великий , этот мир есть «училище разумных душ, в котором преподается им боговедение и чрез видимое и чувственное руководствует ум к созерцанию невидимого» 49 . Несмотря на первоначальное совершенство Адама, он должен был преуспевать в любви к Богу и исполнении Его заповеди, что всемерно укрепило бы его волю и сделало бы его еще ближе к Богу. Многие святые отцы, в частности свв. Василий Великий , Григорий Нисский и Максим Исповедник , называют человека малым миром (микрокосмом) как стоящего на границе двух миров – чувственного и умопостигаемого. Развивая эту мысль, прп. Максим Исповедник находит в сотворенном мире пять разделений: тварной и нетварной природы, чувственной и умопостигаемой, земли и неба, рая и прочей земли, наконец, мужского и женского пола в человеке. Адам, следовательно, был призван преодолеть в себе эти разделения и привести весь чувственный и умопостигаемый мир к обожению через собственное нравственное возрастание и созерцание 50 . В этом учении нетрудно заметить идею нравственной эволюции имеющих все необходимые для этого условия Адама и мира, все более и более соединяющих их с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Ср. Кондак прп. Романа Сладколпевца на Богоявление, икос 2-ой. 27. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия, 15, 4 – PG 53, 123 и 16, 5 – PG 53, 131. 28. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 521D. 29. Свт. Григорий Богослов. Слово 45-е, 8, PG 36, 632C. 30. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1353AB. 31. Свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов 2, 6, PG 44, 508 BC. Слова " смешался с прахом, отбежал к змию " я взял из другого текста свт. Григория – см. его " О молитве Господней " 5, PG 44, 1184 C. 32. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1097С. 33. Там же, 1193D. 34. Там же 1304D-1308C. Невыполненное Адамом совершено Христом. См. далее, 1308С-1312В. Ср. " К Фалассию " . Вопрос 48, PG 90, 436AB. Учение прп. Максима о преодолении пяти разделений приведено у Вл. Лосского в " Очерке мистического богословия " . 35. Там же, 1248A-1249C. 36. Там же 1248A-1249; ср. ibid., 1193C-1196B; 1113C. 37. Там же 1092C. 38. Там же 1305A, 1305B, 1308C. 39. Там же 1112C. 40. Там же 1112ABC. 41. Прп. Максим Исповедник. К Фалласию, PG 90, 253CD. 42. Об этом принципиальном моменте святоотеческой традиции см.: св. Василий Великий. О том, что Бог не является источником зла, PG 31, 329A– 353A. 43. Прп. Максим Исповедник. Схолия к " О божественных именах " 4, 33, PG 4, 305D. Рус. Пер. см. в кн.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. СПб., 1994. С. 185. 44. Там же. С. 143-145. 45. Св. Гигорий Нисский. Огласительное поучение 8-е, PG 45, 33CD. 46. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе 1, PG 150, 508A; М., 1874. С.11-12. 47. Там же, 516BC. Ср. св. Василий Великий. О зависти 3, PG 31, 376AB. 48. Там же, 516B. 49. Кавасила развил это учение, внеся четкость в различные его составляющие, взятые из святоотеческой традиции, и органично связав их – ввиду активно выдвигаемых в XI-XIV вв. Западом сотериологических построений, и особенно Ансельмовой теории сатисфакции. То, что просто жило в предании святых отцов в виде несистематически изложенных постижений, Кавасила был вынужден изложить как систему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

Eunom. III 7). Св. Дух утверждает небесные силы (De Spirit. Sanct. 19. 49), сопутствует воплощению Господа (Ibidem). «Через Святого Духа совершается восстановление в раю, вступление в небесное Царство, дерзновение именовать Бога Отцом» (De Spirit. Sanct. 15. 36; 24. 57). Ныне Он пребывает даже с недостойными, ожидая их обращения (Ibid. 16. 40). Приобщение человека Богу также происходит через Св. Духа (Ibid. 19. 49). Он есть «начало освящения» (Ibidem) и «совершенство добродетельных» (Adv. Eunom. III 5). Он управляет Церковью (De Spirit. Sanct. 16. 39), будет судить мир (Ibid. 16. 40). Свт. Василий Великий. Правая створка царских врат. 2-я пол. XIII в. Новгород (ГТГ) Свт. Василий Великий. Правая створка царских врат. 2-я пол. XIII в. Новгород (ГТГ) 2. Исхождение Св. Духа. В способе исхождения Св. Духа и превечного рождения Сына существует некая условная аналогия (Adv. Eunom. II 32). Святитель подбирает выражения, употребленные в Свящ. Писании: Дух Святой есть Дух истины (Ин 14. 17; 15. 26; 16. 13), Который подается через Сына (δι Υο χορηγομενον), Который свят, благ, владычествен (γεμονικν - ср.: Пс 50. 14), Дух усыновления (Рим 8. 15), ведающий все Божие (ср.: 1 Кор 2. 10-11; Adv. Eunom. III 6). Для В. В. способ существования (τρπος τς πρξεως) Св. Духа остается неведомым (Hom. 24//PG. 31. Col. 613; De Spirit. Sanct. 18. 46), к раскрытию его он только приближается, говоря: «Дух исходит от Бога не как Сын, через рождение, но как Дух уст Божиих» (De Spirit. Sanct. 18. 46; ср.: Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 333). Сын от Отца произошел через рождение (γεννητς), а Св. Дух - неизреченно (τως) (Hom. 24//PG. 31. Col. 616). Фраза «Святой Дух по достоинству (ξιματι) занимает второе место (δευτερεειν) после Сына» (Adv. Eunom. III 1; Sesbo üé//SC. N 305. P. 147. Not. 2) имела добавление: «...имея от Него бытие и от Него принимая и возвещая» (ср.: Ин 16. 15) ( Van Parys. 1967), что вызвало ожесточенные споры на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), поскольку приводилось лат.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

55 В разных своих трудах св. Григорий приписывает эту цитату то преп. Максиму, то свт. Афанасию Великому; а в трактате «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами» весьма похожий пассаж приведен как принадлежащий свт. Кириллу Александрийскому. Однако дословно она не обретается в творениях этих святых. Впрочем, похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» св. Максима (PG 90, 884ВС). 56 Хотя основное значение слова « αιν » — «век», «вечность», но, в отличие от « τ αδιον », означающего вечность как вневременную категорию, его нередко следует понимать скорее как большой или неопределенный временной отрезок. Поэтому мы и перевели « ν ανι » не как «в вечности», но «во времени». 57 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 96А. 58 Григорий Нисский, К Евномию, 2, 1, 678, W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461АВ. 59 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, с. 264—266. 60 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D. 61 Василий Великий, Против Евномия, 2, 29, PG 29, 640С. 62 Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317D — 320А; Слово 45, 3, PG 36, 628В. 63 См.: Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 680В. 64 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 65 Дионисий Ареопагит, Послание 2, с. 768—770. 66 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 67 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16, PG 90, 644D. 68 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13, PG 96, 564D. 69 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141AB. 70 Григорий Богослов, Слово 41, 11, PG 36, 444В. 71 См.: Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 44: 2—3, PG 55, 186. 72 См.: Επιστολ προς Αθανασιον Κυζικου , 24—25, П. Χρστου , т. В , σ . 434—436. 73 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762.c 74 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А. 75 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» ( αθυπστατος ), как у Паламы, но «воипостасная» ( νυπστατος ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

40 Οχ κανς , в славянском переводе «недоброречив». 41 То есть посланников. 42 Τ νεανιδι — отроковице. 43 У Семидесяти читается: «разумети Ему, или изволити злая, избрати благое». В славянском переводе: «разумети Ему изволити злая, или избрати благое». 44 В славянском переводе «Ефрема»; но такое чтение не согласно было бы с дальнейшим толкованием свт. Василия Великого. 45 То есть Ефрем, или десять колен Израилевых. 46 У Семидесяти и в славянском переводе «рекут». 47 Ζσομαι ). У Семидесяти ζσν με )- «живи мя». 48 У Семидесяти и в славянском переводе «Израилеве». 49 δετε ); по другим чтениям ι )и в славянском переводе «видеша», то есть людие ( λας ) 50 С еврейского; у Семидесяти же и в славянском переводе θανατον )- «смерть». 51 A­ γρωτις )у пророка Михея (гл. 5, ст. 7) переводится еще и словом «злак»; может быть, triticum repens. 52 Здесь, вероятно, свт. Василий Великий имеет в виду место (1 Цар. 14:25), где с еврейского читается «и вся земля вниде в дубраву», а у Семидесяти «и вся земля обедаше». 53 В славянском переводе обратится. 54 В славянском переводе «по останку». 55 Слов «руку Свою» нет в иных изданиях текста Семидесяти, но они читаются в издании римском. 56 У Семидесяти ( Βοατε ), в славянском переводе воспойте 57 ( Εαυτος ). У Семидесяти читается ( ατος ), как и в славянском переводе «им». 58 Творения Святых Отцев. Т. 5, стр. 236. 59 У евангелиста Матфея читается ( πενθουντες ), а у евангелиста Луки — ( κλαοντες ). Свт. Василий Великий приводит оба сии места. 60 Слова скоро идет и не умедлит читаются в начале четырнадцатой главы. 61 У Семидесяти (( χος ) «эхо» 62 Или сирены 63 Или страусами 64 ( Πλεων ); у Семидесяти читается ( πολμων ), по славянскому переводу «ратьми». 65 В славянском переводе: «Вавилона пуста». 66 Слова высокая в славянском переводе нет, а в греческом тексте Семидесяти оно есть. 67 Иде по обычаю своему в сретение волхвованием ( Ες συναντησιν τος οωνος ). 68 ( Κεκριωμνον ). В архитектуре употребительно слово ( κριωμα )- украшения на верхней части колонны,— и оно употреблено Аквилой при переводе у пророка Иезекииля (гл. 40, ст. 15) слов, которые в славянском переводе читаются непокровенное Елама. Слово ( κριοωμα )происходит от ( κρος )(баран).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4084...

Здоровье ...Когда тело бывает здраво, то оно наклоннее бывает к возбуждению враждебных действий против Бога (прп. авва Исаия , 59, 182). Заболевший познает цену здравия (прп. авва Исаия , 89, 349). Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований (свт. Василий Великий , 5, 143). Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся, ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа, Спасителя нашего (прп. Ефрем Сирин , 30, 138). ...Не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезнь... (свт. Григорий Богослов , 13, 40). Источник. ...Здоровье не есть прямое добро, если кто употребляет его не по надлежащему, а на худые дела или на безумное действие, что тоже не безвинно (свт. Иоанн Златоуст , 49, 437). ...Скудость во всем называют матерью здравия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 227). Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое. Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней (прп. Исидор Пелусиот , 62, 295–296). Подавляйте прорывы диавольских похотений, и прогоняйте толпы вражеских помыслов, ибо от сего наше душевное здравие и благобытие... (прп. Феодор Студит , 92, 76). ...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 197). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

97  Св.  Василий Великий  также оставил проповедь на Рождество, точная датировка которой затруднительна ( Bas. M.  Homilia in Sanctam Christi generationem. PG 31, 1457C–1476A).  Астерий Амасийский  ясно перечислил в одной из своих проповедей праздник Рождества Христова, который он называет «Богоявлением во плоти», и праздник Крещения: «Мы совершаем праздник светов, так как через отпущение грехов словно из некоего мрачного узилища прежней жизни мы восходим к [жизни] светлой и безмятежной» ( Ast. Amas.  Hom. IV adv. kalendarum festum. PG 40, 217C). 98  В этой проповеди также упоминается Крещение («Вскоре ты увидишь и очищающегося Иисуса во Иордане моим очищением ».  Greg. Naz.  Oratio 38, 16. PG 36, 329BC), что «могло произойти как воспоминание о прежнем едином празднике искупления» ( Merras 1995.  P. 180). 99   Greg. Naz.  Oratio 39, 14. PG 36, 349:B. 100  Возможно свт.  Григорий Богослов  ввел этот праздник незадолго до 379 г. См.:  Roll 1998 . P. 4. 101  Dunlop 2004. P. 31–32. 102   Procl. Const.  Oratio in sancta Theophania 7, 1. PG 65, 757С. 103   Jo. Chrys.  Hom. in diem Natalem Domini. PG 49, 351–362; Hom. de Babtismo Christi et de Epiphania. PG 49, 363–372. 104   Jo. Chrys.  De beato Philogonio 6, 3. PG 48, 752:50–52. 105   Jo. Chrys . Hom. in diem Natalem Domini 1. PG 49, 351:24–42.  Κατοι   γε   οπω   δκατν   στιν   τος , ξ   ο   δλη   κα   γνριμος   μν   ατη     μρα   γεγνηται · λλ » μως , ς   νωθεν   κα   πρ   πολλν   μν   παραδοθεσα   τν , οτως   νθησε   δι   τς   μετρας   σπουδς .    Καθπερ   γρ   τ   γενναα   κα   εγεν   τν   φυτν   ,  οτω   κα   ατη   παρ   μν   τος   τν   σπραν   οκοσιν   νωθεν   γνωριζομνη , πρς   μς   δ   κομισθεσα   νν , κα   ο   πρ   πολλν   τν   . Полный рус. пер.: «Хотя нет еще десяти лет, как этот день стал известен и объявлен нам, но, как будто издавна и за много лет преданный нам, так он прославился от вашего усердия. Посему – не погрешил бы тот, кто назвал бы его и новым, и – вместе – древним, новым – потому, что он недавно стал известен нам, а древним и давним – потому, что он скоро сравнялся с древнейшими и возрос до одинаковой с ними степени. Как благородные и доброкачественные растения, быв посажены в землю, вскоре достигают великой высоты и обильно покрываются плодами, – так и этот день, издавна известный живущим на Западе, а к нам ныне принесенный не за много лет, вдруг так возрос и такие принес плоды, какие можно видеть теперь, когда ограды наши наполнены и вся  церковь  тесно вмещает множество собравшихся» (цит. по:  Иоанн Златоуст , свт. Беседа в день Рождества Христова//Творения. Т. 6. Кн. 2. Петроград, 1916. С. 273–274).

http://bogoslov.ru/article/6172078

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010