Библия, изложенная для семейного чтения. Благовещение. Рождество Иоанна Предтечи Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва Новый Завет (Евангелие, Благая весть) состоит в тесной связи с ветхозаветным откровением, продолжает и заканчивает собой историю вечного общения Бога с человеком. Перед тем временем, когда в стране Иудейской от Пресвятой Девы Марии воплотился Сам Бог, на земле кроме иудеев не было других народов, которым было бы открыто постижение Единого Бога. В мире царило или идолопоклонство, или безверие, соединенное с суеверием. Но уже пробуждалось стремление познать Истину, познать Всевышнего. И вот на разные лады появляются толкования мудрецов и философов, пытающихся постичь Творца, разъяснить тайну смысла и целей Его творения. Некоторые из них доходят до смутного понимания или, вернее, предчувствия истины, но, блуждая во мраке, не могут достигнуть того, что недоступно уму человеческому — самому по себе, не озаренному откровением свыше… Лучами этого откровения Богу угодно было осенить лишь избранный народ Свой — иудеев, ради великих душ, бывших в нем, могущих и достойных вместить то, что было невместимо для человеческого ума, искавшего разгадки истины посредством собственных ограниченных человеческих измышлений. И вел Господь Свой избранный народ тяжким путем; путем испытаний и наказаний напоминал Он им о Себе, поддерживая в нем сознание зависимости от Него, необходимости подчиняться Ему и пребывать в единении с Ним, а вместе с тем укрепляя и утешая его Божественными обетованиями. Наконец достигнуты цели тяжкого, но исправительного и подготовительного пути; наступила «полнота времен», блеснул небесный луч и озарил Восток, откуда и полился свет на весь мир и на вечные времена. Предшественником же ему явился тот, о котором позже Сам Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11), так как Иоанн, величайший из людей, проповедовал очистительное покаяние, которым приготовил мир восприять Высший Свет, недоступный для неочистившейся души, и был, таким образом, Иоанн Креститель венцом откровений Ветхого Завета и началом новозаветных откровений.

http://pravoslavie.ru/3008.html

Библия, изложенная для семейного чтения. Чудесный улов рыбы. Изгнание торгующих из храма Чудесный улов рыбы Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лук. 5:4-6 После этого Иисус «пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (см. Ис. 9, 1–2). С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского (озера Генисаретского), увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». (Мф. 4, 13–18. Лк. 5, 2–11) «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», — дополняет святых апостолов евангелист Марк в своем повествовании сказанным Иисусом Христом при совершении этого второго чуда (Мк. 1, 17). Немного дней пробыл Иисус в Капернауме, так как приближалась Пасха Иудейская, Он пошел в Иерусалим, где и заявил Себя немедленно ревностнейшим почитателем и поклонником храма Господня.

http://pravoslavie.ru/3043.html

Ближний свет Говорят, человек человеку волк. Но для христианина понимание жизни, понимание взаимоотношений с людьми должно быть иным: человек человеку – Христос. 22 июня, 2014 Говорят, человек человеку волк. Но для христианина понимание жизни, понимание взаимоотношений с людьми должно быть иным: человек человеку – Христос. В неделю 2-ю по Пятидесятнице – Мф 4:18–23 (зач. 9): В те дни Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. В прошлое воскресенье мы совершали празднование всем святым, от века Богу угодившим. А сегодня мы слышим евангельское чтение о тех, с кого начинается история Нового Завета, история христианской святости, – об апостолах. Значение слова «апостол» нередко воспринимается как «ученик Христа». Т. е. Учитель учит, а ученику отведена лишь пассивная роль – слушать, внимать. Между тем в переводе с греческого «апостол» означает «посланник», «посланец». И тогда возникает уже несколько иная картина: посланник, с одной стороны, обладает большой степенью самостоятельности в действиях и в решениях; с другой стороны, вся его жизнь должна быть сосредоточена на этом служении. Это учеником можно быть по субботам или воскресеньям, а остальное время по-прежнему ловить рыбу или продавать компьютеры. Но если ты посланник – то ты уже принадлежишь не себе, но тому, кто тебя послал. Андрей и Петр, Иоанн и Иаков уже были к этому времени учениками (о первой встрече Кифы и его брата с Иисусом рассказывает нам в своем Евангелии их сотоварищ – см. Ин 1:35–42). Но теперь, несколько месяцев спустя, Иисус меняет характер их взаимоотношений: Он требует следовать за Ним.

http://pravmir.ru/blizhniy-svet/

Брак — ад или рай? Митрополит Лимасольский Афанасий В сборнике бесед уже полюбившегося русским читателям автора речь идет о правильном, христианском понимании смысла брака. Добротолюбие, Двухтомник «Добротолюбие», на церковнославянском языке, вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. Напечатан он по изданию 1857 года. Церковь грешников В новой книге отец Варнава призывает нас отыскивать в самих себе семена того разлада и той разобщенности, которые сейчас существуют между людьми. Снова и снова он напоминает, что положение вещей в мире зависит от каждого из нас Полынь скитаний Ольга Рожнёва Новая повесть Ольги Рожневой посвящена широкому периоду в мировой истории — 1904–1955 годам. Вместе с главной героиней Ритой читатель пройдет через горнило испытаний и переживет все, что выпало на долю русских эмигрантов. Житие святителя Спиридона Тримифунтского Читая житие, дети могут увидеть, что никакие испытания не могут повредить тому, кто уповает на Христа», — считает автор. И это — самый главный урок, который мы можем и должны преподать нашим детям. Райский сад Ганс Христиан Андерсен Сказки с комментариями будут интересны родителям, которые уже знакомы со Священным Писанием или только начинают знакомиться с верой. Они помогут объяснить детям скрытый в сказках христианский смысл. А может, прочитав комментарии, кто-то впервые заинтересуется верой и Евангелием. Радуйтесь! Рассказы о непростой проблеме — больной ребенок и мир — собраны в книге Надежды Тузинайте «Радуйтесь!». Как сделать светлой, доброй, Божьей жизнь от самого, казалось бы, прихода в мир обделенного ребенка? Вместе тесно, а врозь скучно Книга будет полезна и парам, которые хорошо живут, и тем, кому приходится несладко, и тем, кто уже устал бороться. Не прибегая к сложным богословским рассуждениям, без назиданий, тепло и сердечно ведет свой рассказ отец Андрей. Негасимый свет Отец Дмитрий искренне рассказывает о своих духовных исканиях, о неутолимой жажде Бога, которая с самого детства побуждала его во всем находить отблески Божественной красоты. Он позволяет читателю заглянуть в потаенные уголки своего сердца, начиная от светлых детских озарений и заканчивая духовными переживаниями уже зрелого человека, облеченного в священнический сан.

http://pravoslavie.ru/foto/image7453.htm

Г.С. Битбунов Богоявление Господне Событие праздника Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства: Мф. 3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ; Ин. 1:33–34 . Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился на священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить седящих во тьме и сени смертней ( Мф. 4: 16 ) и спасти по благодати падший человеческий род. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в Таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Мф. 28:19–20 ). Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в Таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению. При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 3 Авв.3:1 . Господи услышах слух Твой, и убояхся. Авв.3:2 . Господи разумех дела Твоя, и ужасохся. Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего опреде­ления; увидев, как всем, что ни делается, распо­ряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении. Посреде двою животну познан будеши. Это иными понимается различно. Одни под двумя жи­вотными разумели ангелов и человеков; другие же те – из бесплотных Сил, которые приближе­ны к Божией славе, – Херувимов и Серафимов; а некоторые – Иудеев и Вавилонян. Но мне ка­жется, что Пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия. Внегда приближитися летом, познаешыся: внегда приити времени, явишися. Ибо с течением времени и явлением самых событий оказы­вается нелживость Твоих предречений. Внегда смутитися души моей во гневе, ми­лость помянеши. Когда и наказаниями смущаешь ду­ши людей, и тогда, водясь милостью, изменяешь опять бедственное их состояние. Авв.3:3 . Бог от Фемана приидет, и Святый из горы приосененныя чащи. Слово Феман одни перевели: «лив», другие: «юг». Пророк же предрекает и предвозвещает вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, кото­рый лежит к югу, или ливу, от Иерусалима. А горою приосененною называет самый Иерусалим, обиловавший древле многоразличными дарованиями, осеняемый облаком и пребывавший под кровом Бога небесного. Покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля. Сие изрек и блаженный Давид: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превы­ше небес ( Псал. 8, 1 ). Ибо единородное Божие Сло­во вочеловечившись рассеяло мрак неведения, просветило же человеков лучами Боговедения, и всех научило, что Бог -Творец неба, земли и всего. Авв.3:4 . И сияние Его яко свет будет; потому что издал самый светлый луч, которым оза­рил вселенную. рози в руках Его: и положи любовь державну крепости Своея. Не только, распространив свет учения, показал тем истину, но и силою чудотворения всякий язык подвиг к уди­влению. Сделал же то и другое по великой лю­бви к естеству человеческому. И Сам Господь сказал это в священном евангелии: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою по­лагает за овцы ( Иоан. 10, 11 ); и: больши сея любве никто же может показать, да кто душу свою положит за други своя ( Иоан. 15, 13 ). А рогами Пророк назвал силу, потому что рога составляют оружие снабженных ими животных. Таков смысл сказанного блаженным Давидом: о Тебе враги наша избодем роги ( Псал. 43, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 3. «Рай в Едеме на Востоке» в свете Нового Завета Одна из главных заповедей Иисуса Христа была о необходимости для каждого, уверовавшего в Него, несения Креста и следования за Ним. Крест есть один из величайших символов Евангелия. Только через Свою крестную смерть Христос победил смерть, не только для Себя, но и для всех уверовавших в Него, с тем, чтобы вернуть всех уверовавших в их вожделенное отечество – рай, который уготован еще до создания мира для обитания в нем человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Только через несение вслед за Христом своего личного Креста каждый христианин может войти в рай, то есть Царство Божие. В Евангелии читаем, что вслед за возвещением заповеди о необходимости несения Креста для вхождения в Царство Божие Господь сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф. 16:28 ). По Марку: «Увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17:1–4 ). Таково было Преображение Господне – явление Царствия Божия, пришедшего в силе здесь, на земле. Царство Божие, обозначенное Моисеем через слово рай, сошло в тот момент на Землю в силе. Оно наполнило души учеников ощущением того блаженства, которое Моисей обозначил кратко через слово Э ден. «Господи! хорошо нам здесь быть», – сказал Петр от лица всех троих. Это и было ощущением райского блаженства от видения Славы Божией. Но это явление Царствия Божия в силе было временным. Ученики слышали голос Отца Небесного, подтвердившего, как и в момент Крещения, сыновство Иисуса Христа, как Сына Человеческого во славе Сына Божия. Это знаменовало и усыновление Отцу Небесному всех уверовавших во Христа и достойных войти в рай. Это был момент пребывания учеников в раю в лучах исходившего от Христа света, момент жизни в Царстве Божием в силе его. Но момент закончился, и увидевшие Свет Вечности снова оказались в текущем времени 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

День святой Троицы: что поется в этот день в храме? Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. 6 июня, 2009 Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Неделя Святыя Пятидесятницы На Утрени, на Бог Господь: тропарь праздника, трижды. Тропарь праздника По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.] И бывает чтение в толковании Иоанна, Слово 8: В последний день: надвое. По 2-й кафисме седален, глас и подобен тойже: Духа источник пришед на землю, во огненныя реки разделяяся мысленно, апостолы орошаше просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвещаяй тех, и одождяяй пламень, имиже мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.] И чтение. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: По востании Христе, еже из гроба, и еже к высоте небесной божественном вознесении, боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре, Духа праваго обновивый учеником. Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое. [Дважды.] И чтение в Богослове. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Всякое дыхание: Евангелие Иоанна, зачало 65. [Ин. 20, 19 – 23.] Сущу позде во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам. В тот же день в первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

Для Пасхи не существует расстояний Отмечают ли Пасху на Международной Космической станции? 12 апреля, 2015 Отмечают ли Пасху на Международной Космической станции? В этом году Пасха совпадает с днем космонавтики. О космонавтике, поисках Бога и Пасхе беседуем с игуменом Иовом (Талацем), настоятелем храма Преображения Господня в Звездном городке. — Отец Иов, в этом году у Ваших прихожан двойной праздник – Светлое Христово Воскресение будут отмечать 12 апреля, в светском календаре это международный день космонавтики. Как Вы считаете, в таком совпадении есть особенный смысл? — По моему разумению только святые отцы, люди посвященные духом, озаренные светом Божиим, могут понять, почему отдельные события совершаются в то или иное время. Точно сказать, наверное, нельзя, но мы знаем одно: преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что никаких случайностей нет, и если бы мы внимательно смотрели за своей прошлой и настоящей жизнью, мы бы могли предсказывать будущее. Бог нам постоянно очень многое открывает, но мы духовно ослеплены своими страстями и ложными знаниями, мы не слышим и не видим ту премудрость, которую Бог нам приоткрывает своим милосердием. И, конечно, какой-то есть особый смысл и особое значение в том, что в этом году день Пасхи Христовой, Воскресения Христова совпал с днем космонавтики. Такого за всю историю космонавтики не было ни разу. Но! В 1961году, когда состоялся самый первый полет человека в космос, Пасха тоже была ранней и наступила она 9-ого апреля. Т.е. старт эпохи космических полетов состоялся на Светлой Седмице. Я думаю, что и тогда и сейчас это было прямое указание человечеству на то, каким путем идти. Пасха Христова это же фундаментальный, КЛЮЧЕВОЙ праздник всей Вселенной, всего мироздания – Пасха Христова. Она определяет вообще все миробытие и в таком совпадении есть некое указание человеку, что нужно для того, чтобы постигать космическое пространство. — В чем же оно состоит? — Если хочешь изучать творения Божии в космосе, то путь туда лежит через духовное просвещение светом Христовой Пасхи. Не зря мы каждое всенощное бдение слушаем слова «Слава Тебе, показавшему нам свет». Чтобы мы могли правильным путем идти к познанию нашего мира, человек должен быть освящен Светом Христовым. Светом Воскресения, Пасхи. А кому Бог является как свет? Человек должен подражать жизни Спасителя, устраивать жизнь по его примеру. Становиться подобным Владыке Христу. И когда человек исполняет заповеди (а в Евангелии они четко прописаны), тогда Бог являет себя человеку во всей полноте. Человек тогда способен на познание окружающего мира. В противном случае, он идет по пути заблуждения.

http://pravmir.ru/dlya-pashi-ne-sushhest...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 7 Воплощение. Единственный Сын становится сыном единородным Осмыслив соотношение между Ветхим и Новым Заветами, а значит, уразумев путь, посредством которого Бог подготавливал мир к пришествию своего Сына, мы готовы обратиться к самому сердцу истории, к тем событиям, которые лежат в основе христианства и называются искуплением. Это слово говорит о том, что вследствие греха мы оказались во власти другого господина, и наше возвращение к законному владельцу требует выкупа. В последующих двух главах тема искупления будет разделена на несколько частей: в первой будет обсуждаться воплощение и жизнь Христа, а во второй – его смерть и воскресение. Сейчас же самое время обратиться к Евангелию от Иоанна, так как его автор яснее других говорит о воплощении: Бог Сын вошел в человеческую жизнь, став настоящим человеческим существом, не переставая при этом оставаться Богом. По мере наших стараний постичь учение Иоанна с помощью Отцов церкви я буду чаще всего прибегать к трудам Афанасия и Кирилла Александрийского , прославившихся благодаря своему учению о воплощении. Бог посылает Сына Иоанн начинает свое Евангелие знаменитыми словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:1–5 ). В данном отрывке «Слово» означает Божьего Сына, вторую личность Троицы, которая будет именоваться Иисусом Христом после своего воплощения. В подтверждение тому, что «Слово» Иоанна и впрямь есть Сын, мы можем обратиться к Евр.1:1–2 , где автор говорит следующее: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил». Обратите внимание на схожесть этого отрывка с началом Евангелия от Иоанна: в обоих говорится о посреднике, через которого Бог создал Вселенную. Автор Послания к Евреям называет его «Сыном», в то время как Иоанн – «Словом». Несомненно, в обоих случаях подразумевается одна и та же личность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010