Бог становится Человеком с единственной целью — помочь человеку победить проклятие смерти и тиранию греха О пасхальном евангельском чтении — протоиерей Павел Великанов. Евангелие от Иоанна, 1:1-16. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Пасхальное евангельское чтение – пролог Евангелия от Иоанна, где речь идет о воплощении Божественного Слова. Точно также, как человеческое слово выражается сущность того, кто говорит, так и Божественное Слово являет в творении, в попечении о мире Небесного Отца. Евангелист акцентирует свое внимание на том, что в определенный момент человеческой истории Бог стал одним из нас. Бог приходит на эту землю, становится полноценным настоящим Человеком таким же, как и любой из нас, кроме греха. Восторг от этого события, от того, что происходит дальше, от всей земной жизни Христа Спасителя, от Его удивительной и загадочной смерти, от его славного трехдневного воскресения… Всё это побуждает апостолов бежать во все концы Вселенной с вестью о том, что история человечества теперь будет вести свой отсчет от этого самого главного события: Бог становится Человеком.

http://pravmir.ru/tsarstvo-bozhie-tam-gd...

Кому Господь сказал: «Покайтесь»? Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… 22 января, 2012 Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… Мф., 8 зач., IV, 12-17. Неделя по Богоявлении Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее Евангелие нам говорит о странах, лежащих во тьме и сени смертной, в которых, однако, воссиял великий свет. Не относится ли это и в наши дни к тому миру, в котором мы живем? С тех пор, как в Галилее и в приморье Святой Земли воссиял свет рождения, жизни, проповеди, смерти и Воскресения и Вознесения Христовых, евангельская весть разнеслась по всему миру, но воспринята она была так разно. Для некоторых она оказалась новой жизнью, вечной жизнью, уже достигшей до них, жизнью вечной уже здесь на земле. Но для большинства людей — и, скажем честно: для большинства из нас! — эта весть, которая есть вечная жизнь для всей земли, для вселенной, стала только стройным, приемлемым, вдохновляющим, но, увы, не преображающим нас до конца мировоззрением. Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков , страна наша была крещена, но не была просвещена… И все мы в том же состоянии, как наша Русь родная, как земли Запада, в которых мы живем: весть до нас дошла, сердце наше дрогнуло, поразила нас стройность и красота учения Христова, дивность Его личности, и вошли мы в этот поток таинственной жизни. И однако, так часто этот поток нас несет, словно мы — инородное тело, щепка; мы не делаемся тем, чем являются эти животворные воды потока вечной жизни.

http://pravmir.ru/komu-gospod-skazal-pok...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 В Евангелии от Иоанна говорится: Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин 12:35–36). Религия — это свет, который озаряет тьму безбожия. Вера — это пламя науки, пылающее и не гаснущее во тьме”. С такими словами обратился од­нажды к студентам православного отделения Богословского факуль­тета Латвийского университета мой дед, доцент ЛУ протоиерей Православного Рижского кафедрального Собора Иоанн Янсон. Издавна люди сравнивали знания, остроту и глубину мысли, ее полет со светом. Таким светом несомненно является и богословс­кое образование, которое долгие годы томилось в подполье. Наконец пришло время отворить окна и двери, чтобы вошло оно в нашу жизнь и начало исцелять души тех, кто так долго жаждал сло­ва Божия, которое летит и доносится до всех, кто ждет правды Богословское образование всегда было в центре внимания Православной Церкви Лат­вии. Приходские школы, духовные училища, се­минарии и подобные им учебные заведения существовали всегда. 1 декабря 1926 г. благодаря заботе архиепископа Иоанна Поммера была основана Рижская Духовная Семинария, которая существовала с 1926 по 1936 год. Все 10 лет ректором Семинарии был доцент Иоанн Янсон. Заэти годы Духовную Семинарию окончили 80 человек. В 1936 году вместо Семинарии основали Богословский институт, который хранил ее лучшие традиции; обязанности ректора взял на себя митрополит Августин. Преподавателями были приглашены виднейшие латвийские богословы того времени — И. Давис, И. Янсон, П. Балодис, Д. Рудзитис, А. Поммер, И. Берзиньш, И. Зариньш, А. Карклиньш, А. Гуленс, Н. Виксниньш, И. Михельсон. В институт сразу было принято 34 человека — 17 мужчин и 17 женщин. Занятия проходили в зданииТретьей гим­назии (ул. Валдемара 2). Институт был двухгодичный, обучение бесплатное. Заботясь о воспитании моло­дежи, Латвийская Православная Церковь в 1937 году основала по инициативе протоиерея И. Янсона Общество православной молодежи. Это Общество собирало молодежь, целью которой было бороться против безбожия словом Божиим. Общество имело подгруппы — литургическую, историческую, евангельскую и практическую; последняя в основном занималась делами милосердия. Центр находился в кафедральном Соборе, но при каждом приходе были отделения Общества. Лекции и беседы проводили преподаватели Богословского института И. Янсон, П. Балодис и др., а также впоследствии студенты Богословского факультета ЛУ

http://pravmir.ru/o-znachenii-pravoslavn...

Патриарх Кирилл: Почему мы вспоминаем о суде в день, когда поминаем умерших? 22 апреля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Суд состоит в том, что свет явился миру. 22 апреля. ПРАВМИР. 21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во вторник второй седмицы по Пасхе мы молимся об умерших. Это особая служба, когда заупокойные молитвы соединяются с прославлением Воскресшего Господа, и в этот же день читается Евангелие (Ин. 3:16-21), которое, казалось бы, ничего не говорит ни о смерти, ни о загробной жизни, однако дает очень многое для понимания того, как должен жить человек, чтобы обрести бессмертие в Царствии Небесном. В небольшом отрывке из Евангелия от Иоанна есть такие слова: «не пришел Господь в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир». Да, действительно, нигде в Евангелии не сказано, что Господь принял на себя миссию Судии. Может быть, когда Он взошел на холм вблизи Галилейского моря, чтобы обратиться к народу с Нагорной проповедью, тогда и было уместно, вместо того чтобы произнести эти слова, сесть и судить мир. Однако ничего подобного не произошло и никогда не происходило в дни Его земной жизни. Даже когда Господь, будучи ни в чем не виновным, подвергся страшным истязаниям и был несправедливо осужден на смерть, — уж казалось бы, на Голгофе можно было произнести слово суда, — однако и этого не было, Господь лишь сказал: «Прости им, потому что не знают, что творят». Для чего же пришел Господь в мир? Не для того чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. И буквально двумя предложениями позже евангелист Иоанн говорит нам о том, что есть суд Божий: «Суд состоит в том, что явился свет миру». Не слова Судии, не грозный взор, обращенный к грешникам, а свет, который принес Спаситель и, в первую очередь, свет Его учения действительно стал судом для мира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pochem...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16 . 1Иоан. 1. 2. 3 ): б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4 ). 31– . . . . —31— –31. 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство. Оно было в начале у Бога. 2. Его действия. Творчество и Промысл. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его. 3. Его Предтеча. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. 4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире. а) До пришествия в мир. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. б) По пришествии в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Евангельское повествование Главы и стихи евангелистов Матфея Марка Луки Иоанна   1. Пролог Мф. 1:1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Мк. 1:1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Лк. 1:1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2 как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Ин. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него нáчал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного. Евангелие от Матфея 5. 14-16 Свет веры и любви Отец Александр жил поразительно интересно, он всегда чувствовал себя “стрелой на натянутой тетиве”. Когда сейчас обращаешься к его книгам, слушаешь магнитофонные записи его выступлений или читаешь проповеди, эта стремительность ощущается особо остро. Вспоминая сейчас отца Александра — необычайно красивого, энергичного, жизнерадостного и остроумного человека — еще и еще раз убеждаешься в том, что он видел и знал, чувствовал и понимал необычайно многое и поразительно глубоко. Многие его слова, фразы, сравнения, упоминания не объясняют, а лишь указывают на целый мир событий и явлений, стоящих за ними, как за некими тонко выбранными символами. Когда постепенно отдаляешься от слишком большого полотна, начинаешь видеть все больше и больше деталей и начинаешь понимать главное. Отец Александр действительно знал Иисуса Христа. Знал Его и в своем священническом служении, и в духовничестве, и во встречах с сотнями самых разных людей, Он знал Его из Библии, которую любил и изучал постоянно, из истории, литературы, живописи, музыки, архитектуры. Все щедрые проявления богатства человеческого духа были для отца Александра свидетельствами Единой Истины, вызвавшей к жизни природу и человека-Мироздание. И вот эта всепоглощающая любовь к Богу и созданному Им такому многообразному, сложному миру переполняет отца Александра и помогает нам увидеть в его горячем, искреннем слове глубокую любовь к человеку и необычайной силы веру в его доброе, светлое, гуманное начало. Полнота и ясность жизни человека, достигаемая и осуществляемая им в Церкви, в жизни со Христом — вот главное, о чем говорится в этих проповедях. Величие человека — в его торжестве над обыденностью и злом, в его встрече с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя Пасхи Евангельское чтение. Зачало 1. Евангелие от Святого Апостола Иоанна 1:1–17 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения О Божестве Иисуса Христа Праздник Пасхи посвящен Церковью воспоминанию славного воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Воскресение Спасителя неопровержимо доказывает, что Он, пострадавший, умерший и воскресший, есть истинный Бог, и что все проповеданное Им учение есть Божественное учение; потому что “ если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ” (1Кор. 15:14). В соответствии с таким величайшим значением события воскресения Господа для нашей веры, святая Церковь, при колокольном звоне, возвещает на литургии, в слух всех и на разных языках, словами евангелиста Иоанна Богослова, о Божестве Иисуса Христа .

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Слово в день Преображения Господня 11 Егда моляшеся, бе видение лица Его ино ( Лк. 9:29 ) Господь наш Иисус Христос имел обыкновение удаляться в горы для молитвы; и ныне пред Своим Преображением взыде помолитися, как повествует св. Евангелист, на гору, именуемую Фавор. Он был на Фаворе не один. Туда взяты были три ученика Его. Поем Иисус Петра, Иоанна и Иакова, возведе их на гору ( Лк. 9:28 ). Туда призваны были из горнего мира два Пророка: явистася Моисей и Илия с ним глаголюща ( Мф. 17:2–3 ). – Те и другие, жители земли и обитатели неба, должны были присутствовать при преображении Господнем во свидетельство истины. Но Иисус молился на Фаворе один. Ученики не могли разделять с Ним молитвы, – бяху отягчены сном ( Лк. 9:32 ), а Пророки явились среди молитвы, и беседовали о последних днях и смерти Богочеловека: глаголаста же исход Его ( Лк. 9:31 ). Молитва Иисуса на Фаворе была из самых необыкновенных Его молитв. Среди нее последовало славное Преображение. Егда моляшеся, бе видение лица Его ино; Оно просветися, яко солнце, и ризы Его быша белы, яко свет блестящася ( Мф. 17:2 ); то есть Божество, сокрытое в человечестве Иисусовом, так раскрылось, что просияло в лице Его, яко солнце; преобразило одежду Его; озарило и восхитило учеников до того, что Петр хотел навсегда остаться на Фаворе. Господи, добро есть нам зде быти ( Мф. 17:4 ), воскликнул он от радости. Для чего преобразился Иисус? Для того, как выражает св. Церковь в своей песни, да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное; для того, дабы и мы, по слову Апостола, взирая откровенным лицем на славу Господа нашего, старались преображаться Духом Божиим в тойже образ, от силы в силу, от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ). Вникнем в эту цель. За восемь дней до Фаворского события свет небесного откровения о Божественном достоинстве Иисуса Христа просиял в мыслях Его учеников. Так, когда Иисус Христос, по случаю разногласия о Нем народных мнений, спросил Своих учеников: вы же кого мя глаголете быти: Апостол Петр отвечал прямо и ясно: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:15–16 ). Но сей свет исповедания Петрова еще не мог открывать их земному чувству величие и славу крестной смерти их Учителя. Так, когда Иисус Христос стал предсказывать им о Своих страданиях; тот же Петр начал пререкать Ему, говоря: не имать быти Тебе сие ( Мф. 16:22 ). Сколь удобно было уму учеников убедиться в Божестве Иисуса Христа, при виде Его необыкновенных чудес, столь напротив трудно было их сердцу уверовать в будущую славу Его крестной смерти. Свет откровения боролся в учениках со тьмою их плотских чувствований. Она всегда боится и отвращается скорбей и страданий. Она любит жить весело, спокойно, прохладно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в пяток недели 3-й Великого поста «Свет Христов просвещает всех»! Одно из самых знаменательных священнодействий в великопостной литургии то, когда среди чтения из Ветхого Завета паримий вдруг разверзаются царские врата, является среди их священнодействующий со свещею и кадильницею в руке и, знаменуя ими предстоящих во образ креста, возглашает: «свет Христов просвещает всех!» Неудивительно, если при этом всяк из предстоящих преклоняет главу свою до земли: ибо разверстие царских врат образует собою отверстие самих небес; светильник и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святаго; а появление священнодействующего есть яко явление Ангела с неба. Кто будет столько надменен, чтобы не преклониться пред сими знамениями благодати Божией? Но не одного простого преклонения глав или повержения себя пред светом Христовым долу, ищет при сем от нас Святая Церковь . Нет, в духовном смысле она хочет противного – восклонения наших глав пред сим светом, открытия пред ним всего существа нашего, дабы таким образом мы, от ног до главы, озарились сим Божественным светом, наполнились им всецело, и через то сами сделались светоносными, каковыми и были первенствующие христиане, о коих апостол Павел пишет, что они яко «же светила в мире» ( Флп. 2:15 ). Чтобы войти лучше в намерение при сем Святой Церкви, рассмотрим силу и значение слов, произносимых священнодействующим. «Свет Христов просвещает всех!» Сими словами предполагается, во-первых, недостаток во всех нас света истинного. Ибо если бы мы были светлы сами по себе, то не было бы нужды просвещать нас. И действительно, человек, не озаренный Евангелием, есть тьма, и тьма глубокая, как учит святой Павел. Не вдруг согласятся с сим те, кои озарены светом наук и называются людьми просвещенными. Но это потому, что сии люди, занявшись науками, по надежде на мерцание, ими проливаемое, редко и мало обращают внимание на внутренность своего духа и сердца, и не видят, что там, в каком мраке находится их душа и совесть. Если же, впрочем, кто из них вникает хорошо в свойство своих познаний, а с другой стороны углубляется со вниманием в истинные потребности души своей, то скоро начинает видеть, что света, заимствованного от наук, как бы он велик ни был, далеко недостаточно для их удовлетворения; что в отношении к некоторым самым важным предметам, без познания коих человек, можно сказать, есть нечеловек, они столь же несведущи, как и последний простолюдин, а потому наряду с ним имеют нужду в озарении свыше. «Свет Христов просвещает всех!»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010