«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Два сорокоуста «Два сорокоуста» составляют «Святый сорокоуст. Мысли по поводу указов Митрополита Сергия» и «Сорокоуст на Родине». «Два сорокоуста» — свидетельство чудовищного положения Церкви в XX веке. Оказавшись перед выбором принимать или не принимать «Декларацию» мит. Сергия (непринятие означало разрыв с Русской Церковью) владыка Вениамин (Федченков) отслужил сорок литургий и после тяжёлых размышлений согласился… «Святый сорокоуст» он вёл как раз тогда: сомнения, размышления, молитвы: вера в то, что врата ада не одолеют Церковь. «Сорокоуст на Родине» представляют аналогичные дневники, но писавшиеся Федченковым после возвращения в Россию. «Два сорокоуста» — особенные тексты. Это не просто дневники или размышления. «Два сорокоуста» — плод духовного делания, молитвенного подвига, взятого на себя владыкой Вениамином (Федченковым). Два сорокоуста Предисловие Среди увидевших за последнее время свет множества книг, принадлежащих перу митр. Вениамина (Федченкова, 1880 †1961), настоящая занимает совершенно особое место. Ценность ее заключается не только в строгой ее документальности. Перед, нами не просто поденные записи, сделанные для себя. Это, прежде всего, плод взятого на себя вольною волею тяжкого молитвенного подвига, нелегких размышлений (“Святый сорокоуст. Мысли по поводу указов Митрополита Сергия”). Главная тема этих записей — взаимоотношения Церкви и государства (причем государства в крайнем его проявлении: не просто безбожного, а воинствующе-богоборного, стремившегося всеми доступными средствами уничтожить Церковь). Ясно, что сделать это было невозможно, ибо обетовано Самим Господом, что и вратам ада не дано одолеть Церковь (Мф. 16, 18). Но священноначалие, служителей и верных чад ее уничтожали. И нужно было в этой тьме кромешной постараться увидеть свет, тот Евангельский свет, который и во тьме светит (Ин. 1, 5), тот, что привел бы к Истине, ко Христу. Владыка мучительно искал, верил, что нашел, смог, наконец, оценить обретенное, когда после долгих лет изгнания оказался среди “советской действительности” (“Сорокоуст на Родине”). Небезполезен этот опыт и для нас, боголюбивый читатель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Поучение в день Святого Богоявления. Из древнего сборника (XVII в.). – „Статир» Тот, Кто знает число звезд небесных и всем им дает имена, Кому известно количество песчинок в море и каплей в дожде, Кто положил предел воде и основания суше, Кто сообщил небу – красоту, солнцу – свет, Кто направляет движения ветров, и установил порядок времен и лет, – Творец веков и всякого дыхания Создатель соделался человеком. Пречистый и безгрешный ныне просит крещения и очищения. Кому со страхом предстоят Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, – преклоняет главу под бренную руку, и от раба Своего просит крещения, чтобы в водах потопить грехи всего мира. Об этом ясно повествует нам Евангелие от Матфея в зачале шестом. Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:13–14 )? Это новое таинство, Христолюбцы, превышает всякий ум и слово. Живущий во свете неприступном, Свет светлейший всякого света, тщится принять крещение. По истине, это – великая и неизреченная тайна, полная радости и веселия, зрелище, достойное удивления! Иоанн взял к себе грешников; но, увидев Безгрешного, вострепетал, убоялся и недоумевал: как это Владыка пришел к рабу, Бог – к человеку, Всевышний – к ничтожному, Зодчий – к глине, Небесный – к земному, Солнце – к деннице, Море – к ручейку, Царь – к воину, Свет – к светильнику, Проповеданный к пророку, Очиститель – к очищаемому, Разрешитель грехов – к проповеднику покаяния, Бессмертный – к смертному, Творец – к твари! О, тайна предивная! О, дар неисповедимый! Иоанн возражает, Ангелы благоговеют, небеса отверзаются, глас Отца слышится, Дух Святой сходит, Иордан готовит струи, чтобы принять неестественный Огнь и освятиться от Очищающего все. Владыка повелевает рабу, Иоанн отрицается. Узнав Владыку, он воскликнул: се Агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин. 1:20 ), – Агнец Божий непорочный и чистейший, о Котором предвозвестили древние пророки, Которого видел в образе своего закалаемого сына Авраам. А когда Иоанн увидел Его идущим ко крещению, то возопил с ужасом: «Ты ли идешь ко мне? Не смею я, сено, прикоснуться -к Огню: не смею и, брение, приблизиться к Источнику жизни. Я прошу у Тебя очищения, я имею нужду в крещении от Тебя. Освяти меня и воды». Вот – раб благоговейный и смиренный! Хотя он и видел Владыку своего в образе человека, однако же познал в Нем истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Светлая Седмица Пасха. Светлое Христово Воскресение Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос воскресе! «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков. О том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его». Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно. Потому что сегодня оно озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью , светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди восклицаний: «Христос воскресе»! Оно звучит на разных языках, и мы чувствуем, что для Слова Божия нет границ. Проповедь Воскресения Христова – проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал: «вы примете силу, и будете Мне свидетелями» «даже до края земли». И Апостолы всюду возвещали о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и Он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». От опустевшего гроба свет Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает свой смысл только в свете Воскресения. Потому что если Христос не победил смерть, то для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? И даже все события земной жизни Господа, даже Его Рождество: если Христос не воскрес, то для чего Он родился? Вот какой сегодня день. «Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf 13. Неделя по Богоявлению (по Просвещению). О царстве Божием внутри нас (Мф. 4:12–17) «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). После Крещения от Иоанна Крестителя, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос, ведомый Духом Божиим ( Мф. 4:1 ), удалился в пустыню. Здесь, после сорокадневного поста и молитвы, Он преодолел искушения от дьявола, стремившегося отвлечь, отвести Его от общественного служения и искупительного подвига. После победы над дьяволом возвратился Иисус в силе духа в Галилею ( Лк. 4:14 ). К этому времени Ирод заключил Крестителя Господня в темницу за обличения в нечестивой жизни. Опасность от Ирода и иудейских начальников стала угрожать и Иисусу. И тогда из Иудеи, города Назарета, Он удалился в Галилею, в город Капернаум, «научая и нас, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – не вдаваться в опасность без особой нужды». Сегодняшнее евангельское чтение, братия и сестры, говорит нам о начале общественного служения Христа в Галилее и духовно-моральном состоянии жителей этой страны. Галилея лежала за Иорданом, в пределах Завулоновых и Неффалимовых ( Мф. 4:13–14 ). Она была населена не только евреями, но в значительной мере и язычниками (из Финикии, Сирии, Аравии и других стран) и потому называлась Галилеей языческой ( Мф. 4:15 ) О духовно-моральном состоянии её народа так пророчествовал Исаия: Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и сени смертной воссиял свет ( Ис. 9:1–2 ; Мф. 4:15–16 ). «Перед пришествием Христовым, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – род человеческий находился в самом бедственном состоянии; люди, объятые тьмой идолопоклонства, сидели во тьме и уже не надеялись освободиться от тьмы». «Люди не знали, куда идти и где искать выхода к свету. И вот, – говорит митрополит Филарет Московский , – сим воссиял Свет, неожиданно для них явился Христос». Он Сам пришёл к ним, сидящим во мраке неведения и отчаяния. До прихода же в Галилею Христос открыл Своё служение роду человеческому в Иудее и Иерусалиме на празднике Пасхи ( Ин. 1–2 главы). Здесь проповедь Спасителя была кратка и сдержанна. Она ещё не привлекала к себе всеобщее внимание. По своему содержанию она напоминала проповедь Крестителя Господня, являясь как бы её продолжением, дальнейшим развитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 7–8 (Ин.1:4–7)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 2. 6. С. 81–96 (1-я пагин.). (Продолжение) —81— сохранялось и имело силу то, что сказано твари: ибо что имеешь, чего не получил ( 1Кор.4:7 )? Ведь сама по себе тварная и созданная природа ничем не обладает, но если бы и оказывалась имеющею что, то это конечно есть от Бога, дарующего и бытие и то, кàк 1317 каждой твари надлежит быть. Хорошо опять при слове жизнь употребляет глагол " бе – ν» чтобы везде обозначать вечное бытие Слова и пресекать болтовню безумцев, представляющую нам Сына из небытия (приведенным к бытию, что оказывается противоречащим всему Божественному Писанию). Но о вечности Слова с Отцом мы уже достаточное сделали рассуждение как в предлежащей книге так и в сочинении под названием Сокровищница 1318 , – и теперь, думаем, должно иметь о сем молчание. Напротив, о том, что дает нам смысл предложенного изречения, со всею тщательностью исследуя это, насколько возможно лучше, постараемся извлечь пользу и для себя самих и для последующих читателей, при помощи опять Бога, отверзающего нам и дверь, и уста для рассуждений. И так, что же опять скажет нам христоборец, узнав, что жизнь была свет человеков, то есть всегда живущий Бог – Слово? Какими рассуждениями отразит нас, когда мы выступим с нижеследующими доказательствами. Если Сын есть не Бог по природе и не плод сущности Родившего, – если не свет истинный воссиял нам из света истинного, но и Он стоит вне (божественной сущности), по невежественному учению вашему: то, следовательно, Он —82— единоприроден тварям и никак не избежит того, чтобы быть тварным. Каким же образом, о исполненные всякого безумия, Он освещает, а они (твари) освещаются Им? Разве не одно есть освещающее, а другое – освещаемое? Но очевидно и для всякого ясно: если признаем тожественным как по отношению к качеству сущности, так и к образу бытия, то что же бльшего будет в Могущем освещать, – и наоборот: что меньшее будет в нуждающемся во свете? То и другое будет относиться и к обоим вместе и к каждому в отдельности: и то, что нуждается в свете, будет светом, а свет не будет различествовать от освещаемого. Но большое в этом оказывается смешение понятий, и здравый смысл вынуждает нас разделять каждое из двух наименованных понятий и тому, что подает, усвоять здесь свою особую природу, отличную от того, чему подается. Следовательно, не единоприроден тварям Сын, но должен иметь сущность Отца, будучи светом истинным из света истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 2 (Ин.8:13–20)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 2. 5. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— его к жизни вечной. Являясь опять искусным художником в слове, Господь уже начинавших свирепеть и неистовствовать фарисеев отнюдь не раздражает более ясной речью о том, что они и во тьме останутся и умрут в своём неверии. Но опять оказывается выражающим это иносказательно, переменив для пользы прямую речь в образную. Ведь этим самым Своим обещанием, что решившийся последовать Ему „будет иметь свет жизни“, Он прикровенно указывает на то, что отказывающиеся следовать не будут иметь и света, могущего возводить их к жизни. Разве в самом деле не всем очевидно и не вполне бесспорно, что убегающим от благ души необходимо впадать в противоположное состояние? Таким образом истинным оказывается слово Спасителя нашего и бесспорной искусно выраженная в нём мысль. VIII 13. Реша убо 858 (Ему) фарисеи: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно. Неподвижен и тупоумен фарисей, совсем не способен узреть божество Господа, – опять заблуждается по причине плоти и ничего кроме видимого не представляет. Хотя и видит Господа употребляющим выше-человеческие речения и слышит богоприличные слова, однако ж считает Его простым человеком, не усматривая сияние божества и не отверзая око ума к прозрению Еммануила. Кому же в самом деле подобало бы говорить: „Я есмь свет мира“, как не одному только Богу по природе? Кто из святых пророков осмелился бы высказать такое речение? Какой из ангелов изрекал нам такое слово? Пусть, исследовав все богодухновенное —242— писание и изучив священное и божественное слово, покажут нам это самое. Но, не представляя ни одного неопровержимого основания, они думают, однако ж, что надо противоречить, и горячо хватаются за то, что одно только и знают хорошо, разумею порочную склонность к порицанию. Укоряют Его тем, что Он не есть свет мира, обвиняя таким образом слова Его и утверждая, что свидетельство Его – не истинно. Ведь „они мудры зло творить, а добро творить не умеют“ ( Иер.4:22 ), весьма лукавым способом думают отвратить свидетельство Его, пытаясь отвергнуть это свидетельство на основании одного только простого и принятого у нас обыкновения, а не на основании постановлений закона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Пасха. Светлая Седмица Пасха Ин. 1:1–17 Деян. 1:1–8       Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Христос воскресе! «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»».. Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков; о том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его». Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно, потому что оно сегодня озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью , светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди непрерывных восклицаний: «Христос воскресе!». Оно звучит на разных языках, и, понимаем мы эти языки или не понимаем, все равно чувствуем всемирность Слова, для которого нет границ. Проповедь Воскресения Христова – это проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал им:» «вы примите силу, и будете Мне свидетелями… даже до края земли»»., и каждый Апостол всюду радостно возвещал о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, ни от Бога родились». От опустевшего гроба Христова свет Его Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает свой смысл именно в свете Воскресения. Потому что, если Христос не победил смерть, то – для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? Для чего преподобные отрекались от мира?.. и даже все воспоминания, связанные с земной жизнью Спасителя, и даже самое Его Рождество: потому что, если Христос не воскрес, то и незачем Ему было рождаться!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Приложение Речи, произнесенные архиепископом Фаддеем в семинариях, гимназиях и церковных школах, на открытии и закрытии педагогических курсов Слово при открытии педагогических курсов для учителей и учительниц земских школ 38 «Бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» ( Ин. 1, 9 ). Посмотрим ныне, братие, на предстоящее нам дело народного просвещения с той высоты духовного созерцания, на которую возводит нас «зритель неизреченных откровений» и изъяснитель будущих судеб всего мира святой апостол Иоанн Богослов, написавший «духовное» Евангелие и глубже всех предызобразивший духовное настроение человечества во времена последние в своих писаниях. Этот возлюбленный апостол Христа Бога, который возвестил о «Слове жизни» то, что он видел и слышал, который осязал руками это Слово, имевшее «славу Единородного от Отца, исполненного благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ), как бы прозрев сквозь духовную тьму, в течение веков имевшую облегать мир, указывает нам на истинный свет, всегда «во тьме светившийся» и тьмою заблуждений людских никогда не объятый. Этот саможизненный свет давал всегда жизнь миру, «во зле лежащему», и в «належащей мгле языков» сиял всегда, как «звезда светлая и утренняя» ( Откр. 22, 16 ). Но к сему ли свету «тихому святыя славы безсмертнаго Отца небеснаго» устремлены взоры людей? Увы! все более и более люди хотят искать света только в учениях человеческих, не дающих жизни. Учения эти, составляющие мудрость земли, пытаются сдвинуть с места тот «камень краеугольный», который положил в основание жизни мира Сам Бог, камень же сей Христос. Таково прославленное в последнее время учение Ницше, которого считают провозвестником новых откровений и звездою современной философии. Его учением, составляющим плод современных, нередко ложных изысканий науки, особенно естественной и исторической, и открывающим полную свободу для страстей, увлекаются более, нежели учением другого современного лжеучителя, требующего строгости жизни, Л. Толстого. По его учению – христианство, требующее борьбы со страстями, далеко от природы человека, развитию которого должна быть предоставлена полная свобода. И вот, хотя многие не знают в точности учения Ницше, называющего себя антихристом и любимыми своими мыслями самые злейшие и разрушительные (см., например, конец книги «По ту сторону добра и зла»), однако его учением об естественности грубых, диких страстей и невозможности осуществить заповеди христианства в действительной жизни проникнуты весьма многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Скачать epub pdf Принадлежности архиерейской службы При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники – дикирий и трикирий, рипиды. Орлецы, жезл (посох). Дикирий и трикирий представляют собою два ручных фигурных светильника с ячейками для двух и для трех длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. На трикирии в древности не принято было поставлять крест, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим. Свечи, горящие в дикириях и трикириях, называются двухплетенные, трехплетенные, осеняльные, осеняльники. В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ. Право благословлять этими светильниками предоставляется иногда архимандритам некоторых монастырей. На литургии после облачения и входа в алтарь при пении “Приидите, поклонимся,” архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием – в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле дикирием, имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой – дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него. У древних отцов епископ назывался просветитель, или просвещающий, и подражатель Отца Светов и Истинного Света – Иисуса, имеющий благодать апостолов, которые названы были светом мира. Архиерей путеводит к свету, подражая Христу – свету мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Слово в день явления Казанской Божией Матери 24 Блажени слышащии слово Божие и храняще е ( Лк. 2:28 ) Выслушав слова сии, можете предугадывать, слушатели мои, что говорено будет о блаженстве слушающих слово Божие и соблюдающих оное. Хотя сей предмет весьма известен, но поскольку он указан нам нынешним Евангелием, то необходимо должен занять наше внимание и составить приличный предмет для размышления. Итак, какое это слово Божие, которое слушателям и исполнителям доставляет блаженство? Это учение Пророков ветхого Завета, не по своему произволу, но быв движимы Духом Святым произносили слово свое ( 2Пет. 1:21 ). Это учение Господа нашего Иисуса Христа, Которого Сам Бог Отец торжественно повелел нам слушать ( Мф. 7:5 ; Мк. 9:7). Это учение Его Апостолов, которые подобно оным древним Пророкам, не от себя проповедывали, но по наставлению Св. Духа ( Деян. 2:42 , 1Кор. 2:13 ). Это учение Пастырей и Учителей Церкви, которые учат и проповедуют, назидая Церковь на основании Апостолов и Пророков, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:20 ). Вот что надобно разуметь под именем Слова Божия. Как из источника горького течет струя горькая, из сладкого – сладкая: так Слово Божие, исходя от Отца Светов и Источника жизни, есть слово светоносное и животворное. Так Царь-Пророк называет его светильником и светом: светильник ногама моима закон Твой, Господи, и свет стезям моим ( Пс. 118:105 ); а Иисус Христос именует Свое учение духом и жизнию: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин. 6:63 ). Свет и жизнь, вот две главные черты Слова Божия! Но где свет, там должна быть и радость, и где жизнь, там должно быть и блаженство. Посему, Слово Божие есть для нас самое спасительное слово. Мрачен ли кто и скучен? Оно, как свет, озаряет мрачные мысли, и как жизнь, сообщает сердцу веселие. Болит ли кто душею? Оно врачует. Беден ли кто верою? Оно обогащает. Алчет ли кто и жаждет правды? Оно насыщает и напоевает. Но мы слушаем Слово Божие и читаем, скажут некоторые, и однако же не ощущаем от того никакого благотворного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010