Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРСУНА [Искаженное «персона», от лат. persona - личность, лицо, особа], ранний тип портрета, получивший распространение в рус. искусстве XVII в. (особенно в посл. трети). Многие принадлежащие к этой группе памятники сохраняют стилистические и технико-технологические приемы иконописи, поэтому нередко рассматриваются в истории рус. искусства как переходный этап от иконописи к портретной живописи. По сведениям Е. С. Овчинниковой ( Овчинникова. 1955. С. 3. Примеч. 1), термин был введен в сер. XIX в. И. М. Снегирёвым (Древности Российского государства. 1851. С. 23-26; автор подразумевает под П. наименование портретов «государей, святителей и даже усердных храмоздателей» в кон. XV-XVII в.); он использовался в нач. XX в. (А. П. Новицкий, И. Э. Грабарь), вошел в широкое научное употребление с сер. XX в. Вместе с тем производные от «персона» слова появились в рус. языке не позднее XVI в. ( Срезневский. Словарь. 1902. Т. 2. Стб. 882; Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1988. Вып. 14. С. 310-311). Внимание к П. возникло в связи с общим интересом к отечественной истории и культуре, проявившемся в рус. обществе и среде ученых к сер. XIX в. В древнерус. искусстве при основном священном образе изредка изображали ктиторов, которые лишь в малой степени наделялись портретными чертами; существовали надгробные изображения государей вместе с их небесными патронами (образ свт. Василия Великого и вел. кн. Василия III Иоанновича из Архангельского собора Московского Кремля, 30-40-е гг. XVI в., ГИМ; см.: Горматюк А. А. Царский лик: Надгробная икона вел. кн. Василия III. М., 2003). В отличие от них П.- самостоятельные, часто исполняющие мемориальную функцию изображения рус. и иностранных государей и знатных особ, патриархов и епископов. Их появление связано с возникшим в рус. культуре XVII в. интересом к личности. К П. в широком смысле слова относятся ранние портреты разных типов, писанные «на дске» или «на полотне», при жизни или «по преставлении» изображенных лиц. Фигуры представлены, как правило, в 3/4-ном повороте, имеют условный церемониальный характер, подчеркивается социальный статус портретируемых, при этом акцент ставится на передачу индивидуальных особенностей внешности. Большое значение придается костюму и атрибутам, изображения нередко сопровождаются подробными надписями с именами и титулами персон. П. была в основном придворным искусством: создание подобных произведений и размещение в домах являлись привилегией государя и знатных лиц, авторитетных церковных иерархов. За редким исключением, на П. не было авторских подписей, хотя большинство из них относились к светскому направлению в искусстве.

http://pravenc.ru/text/2579059.html

Стремоухов. Имп. Николай II и русское общество в освещении иностранцев. «Рус. Лет.», VII. Ступченко. В брестские дни. М. 1926 г. Суханов. Записки о революции. Кн. I – III. Берлин – Москва. 1922 г. Сухомлинов. Воспоминания. Берлин. 1924 г. Терещенко. Екатеринбургская трагедия. «Посл. Нов.», 21 июня 1932 г. Тихменев. Из воспоминаний о последних днях пребывания имп. Николая II в Ставке. Ницца. 1925 г. Толстая. Из писем царской семьи. «Рус. Лет.», кн. I. Троцкий. История русской революции. Берлин. 1931 г. Троцкий. О Ленине. М. 1924 г. Трубецкой А. История одной попытки. «Часовой», 118 – 120. Брюссель 1934 г. Тулуюнский. Убийство еп. Гермогена. «Слово», 23 дек. 1926 г. Н. Устрялов. Воспоминания. Альманах «Русской Жизни». Харбин. 1923 г. Февральская революция 1917 г. Документы Ставки. «Кр. Арх.», XXI – ХХП. Фокке. На сцене и за кулисами Брестской трагедии. «Арх. Рус. Рев.», XX. Флуг. Отчет о командировке из Добр. Армии в Сибирь в 1918 г. «Арх. Рус. Рев.», IX. Цявловский. Большевики по данным Охранного Отделения. М. 1918 г. Чаадаева. Помещики и их организация. М. 1928 г. Чебышев. Близкая даль. Париж. 1938 г. Чернов. Рождение революционной России. Париж. 1934 г. Шингарев. Как это было. Пет. 1918 г. Шляпников. Семнадцатый год. М. 1923 г. Шнейдер. Тобольский дневник. «Арх. Рус. Рев.», XVII. Шульгин. Дни. Белград. 1925 г. Л. Юрковский. Конец истребителя династии. «Нов. Рус. Сл.», февр. 1950 г. Яблоновский. «Встречи с вел. кн. Мих. Алекс.». «Голос Минув.» (На Ч. Ст.), 1, 1926 г. Ягов. Документы из прусского архива Мин. Ин. Д. «Berl. Monatshefte». май 1935 г. Якоби . Le Tzar Nicolas II et la Revolution. 1931 г. Яковлев (ред.). Обзор положения России за три месяца революции. Отдел сношений с провинцией. Вр. Ком. Гос. Думы. «Кр. Арх.», XV. Яковлев. Рассказ комиссара о переезде Государя в Екатеринбург. «Рус. Лет.», кн. 1. Париж. 1921 г. 445 В списке приводятся заглавия только тех книг и статей, которые фактически цитируются в книге. Одну оговорку приходится сделать. Внешние условия, при которых писалась работа во время войны, были крайне неблагоприятны. И неизбежно приходилось в процессе уже окончательной обработки текста иногда для цитат обращаться не к первоисточнику при пополнении выписок, сделанных ранее. В библиографии имеются некоторые дефекты. Исправить их автор не имел возможности за отсутствием под руками источников, ибо половину своей библиотеки ему пришлось распродать в дни немецкой оккупации Парижа и последующего за ней времени. (Оформление библиографии оставлено в том же виде, что и в книге С.П. Мельгунова . – Прим. ред. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 57 (рус. пер.: Указ. изд. С. 304). La vie de saint Cyrille le Phileote. XV. 2. Прп. Никита Стифат. Жизнь Симеона Нового Богослова. 56 (рус. пер.: Указ. изд. С. 137). Там же. 55 (рус. пер.: Указ. изд. С. 136). Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 11 (рус. пер.: Указ. изд. С. 51). Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Аммоне. 9. Биограф указывает, что при встрече брата он начинал хохотать, пока тот не удалялся (Jean Rufics. Plerophories. P. 178). Ibid. P. 178–179. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 166, 176. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 67. Там же. С. 69. Там же. Там же. С. 75. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 82. Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. С. 66–67. Там же. С. 44 (греч. текст см.: Papadopoulos-Kerameus. Analekta. S. 222). Ср.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 77; John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 171; Житие Андрея Юродивого. 70–71: PG. 111. Col. 712AC. См.: John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 170. Ibid. P. 177. Ibid. P. 183. Палладий. Лавсаик. 37 (рус. пер.: Указ. изд. С. 79). Vie et recks de l’abbe Daniel. P. 70. Papadopoulos-Kerameus. Analekta. S. 243, 258, 263, 292, 298. Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 61. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4. 111 (рус. пер.: Указ. изд. С. 53–54). Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou. P. 142. Apophtegmata Patrum. De abbate Or. 14//PG. 65. Col. 44 °C (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 626). Ср.: Apophtegmes (serie des anonymes). 188: «Некий старец сказал: “Либо действительно убегай всех людей, либо насмехайся над миром и людьми, притворяясь безумным”». См.: Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. С. 38. Эта цитата приведена в следующем абзаце авторского текста. Именно так ведет себя Симеон. См. также: житие Феофила и Марии (John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 176); житие Приска (Ibid. 183); рассказ об Антиохе (Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4. 111).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

49. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 6: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1900. 50. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 7: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1901. 51. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 8: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902. 52. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 9: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. 53. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 10: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1904. 54. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 11: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1905. 55. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 12: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906. 56. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина . 2-е изд.: Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892. 57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1908. 58. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина , подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии: Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 59. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского: Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911. 60. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 1. М., 1859. 61. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 2. М., 1860. 62. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 3. М., 1860. 63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Письма. 2-е изд. Ч. 1. Киев, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

440; ср. «Творения Вас. В.» в рус. пер. т. IV стр. 238. 413 Сократ. «Historia. Eccles»; Lib. VII. cap. XXI, Gurs. Compl. Palrolog. ser Graec. Tom. LXVII, col. 784; в рус. пер. СПб. 1851 г. стр. 537. 418 Макарий. «История Рус. Церкви». Том. III, стр. 93. 306. «Полное собр. летописей». т I, стр 185; т. II, стр 107, 117,132, 136, 141, 143, 152. 420 «Архив». Калачев. Кн. I, огл. I. Стр. 78–96; II, полов. I, отд. II, стр. 32–39; см. Дмитриевский. «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.» ч. I, стр. 256–257. 426 Соединялось ли у Русских христиан наречение языческого имени с каким-либо религиозным актом – это вопрос довольно темный. Г. Дмитриевский, опираясь на мнение Татищева, Карамзина, Мацеевича, склонен думать в данном случае положительно, и именно, вместе с ними связывает этот факт с обрядом, известным под именем «перваго пострига». Но для этого достаточных оснований еще нет. Сам же он говорит, что мнение перечисленных историков опирается главным образом на свидетельстве польских летописцев (Дмитриевский. «Богослуж. в Русской Церкви в XVI в.., ч. I, стр. 261). Равным образом и время наречения этого имени также нельзя определить положительно. Г. Дмитриевский, связывая это наречение с «первым постригом», следуя за указанными историками, полагает временем для него 5–7 летний возраст ребенка. Но русские летописи, когда упоминают об этом наречении, скорее дают основание думать, что оно бывало в скором времени по рождении младенца (см. «Истор. Рус. Церкви» Филарета Черниг. Вып. I, стр. 75). Что же касается до того, будто бы оио весьма нередко давалось раньше наречения имени христианского, как предполагает тот же Г. Дмитриевский, то это вовсе не основательно («Богослуж. в Рус. Церкви в XVI», ч. I, стр. 264). Он опирается здесь на выше представленное нами место из послания митр. Макария, – по оно как мы сказали, не имеет никакого приложения к коренным русским. 427 Попов. «Истор, литер, обзор древно-рус. сочинений против Латинян (XI-XV в.)». М. 1875, стр. 114. 428 Корн-де-Бруин. «Путешествие чрез Московию» Чт. в Общ. истор. и древ. Рос. 1872 г., кн. II, отд. IV, стр. 113. 429 «Священник дает младенцу имя, говорит Симеон Солунский , «какое бы пожелали родители». «De Sacramentis». cap. LIX Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. CLV, col. 209; в рус. переводе «Пис. Отцов и учит. Церкви относ. к истолк. богослуж.» Т. II, стр. 47). Читать далее Источник: История чинопоследований крещения и миропомазания : Исслед. Александра Алмазова. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1884. - с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Таковы были враги великого святителя. Они представляют собой как бы темный фон, на котором тем яснее выделяется исключительная личность вселенского учителя. Св. Иоанн Златоуст был совестью Церкви своего времени, и в лице его врагов против него, как против голоса совести, восстали все страсти. Они восторжествовали. Насилие заставило смолкнуть его негодующее слово. Но совесть нельзя заглушить надолго. В 407 г. Златоуст скончался в изгнании. В 417 г. его имя было внесено в диптихи Аттиком, патриархом Константинопольским, а в 419 г. – Кириллом Александрийским . В 428 г. память святителя в первый раз была почтена празднованием при дворе, а десять лет спустя мощи его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви Апостолов. Сын императрицы Евдоксии Феодосий II склонился перед ними, прося святителя о прощении своих родителей. В своих сочинениях вселенский учитель по-прежнему призывает верующих к жизни по Евангелию, к милосердию и нравственной свободе. Да будет же для нас священным его завет: сила и слава Церкви созидается не железным мечом императора, не пышностью культа, не привилегиями духовенства, не проклятиями иномыслящих, а единственно осуществлением евангельской любви во взаимных отношениях верующих. 1341 Joannes Chrysostomus. Ad viduam juniorem, PG 48, 599. Рус. пер.: Творения/Пер. СПбДА. 1895–1906.Т. l. C. 371. 1346 Palladius Monachus. Dialogus historicus V//Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopolitani opera omnia/Ed. D. Bern. De Montfaucon. Parisiis, 1718–1738. T. 13. P 17. 1350 Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55, 495. Рус. пер. T. 5. C. 566–568. Cp. Idem. In Joannem, PG 59, 23. Рус. пер. T. 8. C. 442–443. 1353 Idem. Contra Anomoeos, PG 48, 801. Рус. пер. T. 1. C. 603; In Genesim, PG 54, 586. Pyc. пер.Т. 4. C. 738; In Joannem, PG 59, 23. Рус. пер. T. 8. C. 39. 1354 Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55, 495. Рус. пер. T. 5. C. 574. Ср. Idem. In illud: Si qua in Christo nova creatura, PG 64, 25. Рус. пер. T. 12. C. 925.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

92 Многими исследователями творений свт. Григория Нисского отмечалась трудность адекватного перевода понятия πνοια с древнегреческого языка на языки современные, чему специально уделено внимание в диссертации П. Б. Михайлова (Михайлов 2005. С. 99–110). В латинских колонках «Патрологии» Ж.-П. Миня πνοια у свт. Григория «даже не транслитерируется» (Эдельштейн 1985. С. 186. Примеч. 93). Вариант перевода πνοια. как примышление, предложенный в ТСО, по мнению С. В. Троицкого , «довольно неудачный».. В своей монографии он предлагает заменить его измышлением (Троицкий 2002. С. 7). О тех же трудностях перевода комплексного значения термина свт. Григория, но уже на английский язык говорит А. Вейсвурм (Weiswurm 1952. Р. 129). Однако, беспокойство переводчиков, на наш взгляд, может устранить сам святитель, который подчеркивал безразличность именования при правильном понятии о предмете: «А власть именовать так или иначе все мыслимое лежит в природе; и захочет ли кто назвать ее примышлением или иным чем-либо (ετε τις πνοιαν ετε λλο τι), мы не будем прекословить» (Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 1044; Jaeger. 1. Р. 342:11–12. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 421)). Следовательно, нет существенной разницы, какое имя прилагать к «власти именовать все мыслимое так или иначе», главное – хранить истинным указанное святителем понятие о ней. 95 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:7–20. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 336–337). 96 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:29–32. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 337). 97 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:32–278:4. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 337). 99 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 279:23–280:9. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 339–340). 100 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 280:9–21. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 340–341). 101 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 280:21. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

1104 Эти сюжеты встречаются, в частности, в алтарных мозаиках равеннской церкви Сан-Витале (VI в.). 1110 Ориген. О молитве 29, 18 (PG 11, 544). Рус. пер. Библейские комментарии отцов Церкви. Ветхий Завет. Т. 1а. Книга Бытия 1–12. С. 127. 1116 Ефрем СирИн.Беседы на Евангелие от Иоанна. Рус. пер. Т. 4. С. 354 (текст относится к т. н. корпусу «греческого Ефрема» и считается неподлинным). 1123 Термин λοκρπωμα («всеплодие») встречается в Септуагинте ( Прем. 3:6 ), откуда он перешел в многочисленные византийские литургические тексты. В рассказе Книги Бытия о жертвоприношении Авраама многократно употребляется идентичный по значению термин ολοκρπωσις, соответствующий еврейскому ´l (всесожжение). 1153 См.: Winkler G. Preliminary Observations About the Relationship Between the Liturgies of St. Basil and St. James. P. 17–28. 1158 В этом Евангелии данный термин встречается 22 раза. См.: Dunn J. D. G., Mackey J. P. New Testament Theology in Dialogue. P. 73. 1162 Об апофатическом языке, а также об эпитетах «невидимый» и «непостижимый» применительно к Богу мы говорили на с. 496. 1167 Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 2, 12 (PG 29, 593). Рус. пер. С. 224. 1174 Григорий Богослов . Слово 29, 17 (SC 250, 212–214). Григорий пользуется греческим текстом Ветхого Завета. Русский перевод, сделанный с еврейского, не всегда дает представление о том, какой логике следовал Григорий, цитируя тот или иной ветхозаветный текст. 1175 Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 2, 8 (PG 29, 588). Рус. пер. С. 220. 1186 См.: Cappelle B. Les liturgies ‘basiliennes’ et Saint Basile. P. 53–55; Hutcheon C. R. A Sacrifice of Praise. P. 17–19. 1188 Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 3, 4 (PG 29, 661–664). Рус. пер. С. 262. 1194 Он же. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 3, 3 (PG 32, 661). Рус. пер. С. 262. 1200 Он же. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 3, 2 (PG 29, 660). Рус. пер. С. 261.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3. С. 640-641, 742-744; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 1. С. I-X; Калужняцкий Е. И. Обзор слав.-рус. памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских//Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. С. 213-221; Шляпкин И. А. Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-56. (ПДП; Вып. 4); Лопарев X. М. Описание рукописей ОЛДрП. СПб., 1899. Ч. 3. С. 175-176; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной слав. и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 134-136; Сырку П. А. Заметки о слав. и рус. рукописях в Bodleian Library в Оксфорде//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 4. С. 136-140; РИБ. Т. 6. 19082. Стб. 789-796. 117; Чудовская редакция индекса ложных книг/Опубл.: Н. А. Кобяк//РФА. 1988. Ч. 4. С. 711-716; Кобяк Н. А. Оксфордская редакция индекса ложных книг: Археография и тексты//Из фонда редких книг и рукописей Научной б-ки Моск. ун-та. М., 1993. С. 175-187; Домострой/Сост., пер.: В. В. Колесов; подгот. текста, пер.: В. В. Рождественская. М., 20073. Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1872. С. 142-168; Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 1; Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнослав. и рус. письменности. Пг., 1921. Вып. 1. С. 1-75; Сапунов Б. В. «Богословца от словес» в Изборнике 1073 г. и проблемы читателя на Руси в XI в.//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 234-246; Кобяк Н. А. Индексы «ложных» и «запрещенных» книг и слав. апокрифические евангелия//Из истории культуры и обществ. мысли народов СССР. М., 1984. С. 19-30; она же. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54; она же. Списки отреченных книг//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 441-447 [Библиогр.]; она же. Индекс ложных книг и древнерус. читатель//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 352-363; она же. Чудовская и Оксфордская редакции индекса ложных книг, приписываемого митрополитам Киприану и Зосиме//Palaeobulgarica. 1997. 4. С. 88-103; Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. М., 1995. С. 129-154; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 18-21. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/1841546.html

23 янв.- 10 февр. 1945 г. в числе югославской делегации был в СССР, участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1945 г. , избравшем Патриарха Московского и всея Руси. 6 февр. И. Сокаль встретился с председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым , обсудив с ним вопрос о настроении рус. беженцев. 7 февр. на совместной встрече у Карпова в присутствии Патриарха Алексия I также поднимались вопросы о положении рус. Церкви в Югославии и о возможности организации рус. подворья в Белграде. Весной 1945 г. Патриарх Алексий I направил делегацию к замещавшему арестованного нем. властями Сербского Патриарха Гавриила V (Дожича) Скопленскому митр. Иосифу (Цвийовичу) для обсуждения вопроса о переходе в подчинение РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии и рус. приходов, находящихся в ведении И. Сокаля (Там же. Л. 35). Возглавил делегацию управляющий Одесской епархией Кировоградский еп. Сергий (Ларин ; впосл. архиепископ). 8 апр. 1945 г. делегация прибыла в Белград. В ходе встречи 13 апр. 1945 г. Архиерейским Синодом СПЦ было принято решение о предоставлении И. Сокалю и рус. священнослужителям, находившимся в его подчинении на территории Югославии, канонического отпуска. 19 апр. еп. Сергий, согласно данным ему Московским Патриархом Алексием I полномочиям, принял их вместе с приходами в каноническое и евхаристическое общение, включив в состав основанного Белградского подворья Московского Патриархата. 19 апр. 1945 г. И. Сокаль был утвержден настоятелем рус. Троицкой ц. Белграда и временно исполняющим обязанности благочинного рус. приходов в Югославии. Тем же указом от 19 апр. ему было предоставлено право принимать в общение с Московской Патриархией клириков и монашествующих из Карловацкого раскола через принесение покаяния. По вопросам о св. мире, об антиминсах, об утверждении постановлений по бракоразводным процессам, а также по всем делам, требующим епископской санкции, назначено обращаться в Синод СПЦ (Там же. Л. 80). В 1946 г. принял советское гражданство. В период фактического разрыва отношений между Москвой и Белградом как советский подданный мог быть арестован.

http://pravenc.ru/text/468755.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010