Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2015 г. 01.01.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии о Рождестве Христовом написано: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 21—23). Но разве это одно и то же и по звучанию, и по смыслу — Иисус и Еммануил? Где же исполнение пророчества? М. П. Колосова, г. Коломна В этих двух именах — все богословие нашей веры: Бог спасает и с нами Бог. Первое имя святой праведный Иосиф дает сразу же по Рождестве Христовом, как до этого повелел Пречистой Деве Ангел: Иисус — Господь спасает, Спаситель. Что касается второго имени, Воскресший Христос Сам, как мы читаем в конце Евангелия от Матфея, принимает его: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Но Ваш вопрос полезней было бы поставить иначе: Богомладенец, Рождество Которого мы празднуем, является ли для нас подлинно Тем, Кто нас спасает и Кто с нами во все дни? Видим ли мы в этом имени спасительное знамение всей нашей жизни? И стараемся ли хотя бы раз в час, как заповедуют нам святые отцы, с воздыханием сердечным призывать это имя? Апостолы? Простите, но иногда невольно возникает вопрос: чем они лучше нас? Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, а они не слышат этого, и спорят между собой, кто из них больше. Анатолий Галкин, г. Рязань Разумеется, в течение двадцати веков после этих событий мы задаем те же самые вопросы, что и первые Христовы ученики. При этом мы исповедуем Символ веры, утверждаем, что верим в Бога, Который послал Своего Сына Единородного на землю, что этот Сын Божий был распят при Понтии Пилате после тысячи страданий. Мы утверждаем, что верим в Его Воскресение в третий день. Как же такое происходит, что даже в наших церковных отношениях — нам следует обратить на это особое внимание — мы хотим быть в центре, хотим быть первыми, страшимся страданий и смерти, хотим избавиться от них, но избавиться — каким способом? Наша молитва часто не та, в которой мы желаем следовать за Христом по дорогам, которые были Его, но скорее та, где мы требуем, чтобы Он дал нам силу избежать этих дорог. Эта подробность, отмеченная Вами в Евангелии, типична. Ученики спорят между собою, кто из них больший. Господь замечает это и спрашивает их об этом.

http://moral.ru/dom_01_2015/

   А вот и еще замечательное пророчество, буквально над евреями исполнившееся, и нам, русским людям, в изгнании и разсеянии сущим, особенно близкое и понятное:     «И разсеет тебя Господь Бог твой по всем народам, от края земли до края земли... но и между этими народами ты не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души: жизнь твоя будет висеть пред тобою. И будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей»...  (ст. 64—67).    И как величественно-вразумительно звучали заключительные слова этого грозного предостережения Божия:     « Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, ибов этом жизнь твоя и долгота дней твоих»  (30 гл. 19—20 ст.).    Как поразительно точно исполнилось все вышеизложенное на судьбе ветхозаветного избранного народа Божия — народа Израильского, и как замечательно сходна с ним судьба нашего русского народа — избранника Божия в Новом Завете!    Уже из одних этих, вышеприведенных мест Священного Писания, ясно видно, что единственная основная причина страшного бедствия, постигшего русский народ, — в том, что он не устоял на высоте своего призвания и отступил от Бога, подобно ветхозаветному Израилю. Обратим внимание на то, как даже отдельные мелкие черты этого бедствия, столь предусмотрительно перечисляемые Словом Божиим, буквально исполнились и на нас, русских людях: и потеря всех видов имущества, и всевозможные ужасы, способные довести человека до потери разсудка, и голод, и холод, и гнетущее рабское состояние, и постоянный страх за свою жизнь, и, наконец, — разсеяние по всем народам земли.    Вспомним и то, что еще задолго до страшной даты 25 октября 1917 года многие великие духоносные мужи предупреждали русский народ о надвигающейся на него каре Божией за Богоотступничество. Сколько было таких прозорливых праведников и среди благочестивых мipяh, и среди иноков-подвижников, и среди исполненных духа истинной ревности пастырей и великих наших святителей, которые ужасались, духовным взором своим прозревая ту страшную кровавую бездну, в которую несется начавший все более и более отступать от Бога и от Церкви православный русский народ! И не только прозревали, а и открыто это высказывали, призывая русских людей к образумлению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - сентябрь 2010 г.   В журнале «Русский Дом» я прочитал объявление о Вашей книге «Миражи любви». Книги я не читал, но название меня заинтересовало. Что такое любовь? Я понимаю, что такое любовь к родителям, к своим детям, потому что связан с ними всей своей плотью и кровью. И любовь к женщине, наверное, определяется, пусть несколько иного рода, но тоже органическим влечением. Или возьмите, например, любовь к природе. Чем ее можно объяснить? Очевидно, существует какая-то изначальная связь с ней человека — высшего ее творения. Но вопрос у меня по поводу слов Христа в Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Не понимаю, как можно одно противопоставлять другому. Как можно предпочитать любовь к тому, с кем связан всем своим существом, любви к тому, кого, выражусь так, знаешь не очень хорошо? Не назовешь же любовь к самым дорогим на свете людям «миражом»? Михаил К., г. Зеленоград Дорогой Михаил! Никакого противопоставления нет, но существует порядок. Чтобы понять этот порядок, надо узнать о Христе и Самого Христа гораздо больше. Желательно — очень хорошо. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», — говорит Христос (Мф. 10, 37). Есть в сердце человека то, что глубже всех чувств. Некоторые люди, наивно полагающие, что материя первична, утверждают, что любовь в человеке не существовала с самого начала. В начале, говорят они, были только инстинкты, подобно тому как у животных есть инстинкты, но у человека с течением времени эти инстинкты развились и стали чувствами. Человек, говорят они, не особенно отличался от животных. Однако не только Божественное откровение, но и внимательные новейшие исследования психологов и философов доказывают, что это чувство любви первозданно. Бог насадил его в человеческих сердцах.

http://moral.ru/dom_0910.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2019 г. 01.08.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии от Матфея сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Но как возможно такого достигнуть, если мы не только сознаем свое бесконечное несовершенство, но, если быть честными, — свою бесконечную греховность? Мне кажется, что слишком высокий и явно недостижимый идеал не помогает человеку в духовном возрастании, а приводит его в состояние возрастающего безнадежия и отчаяния. С.И. Дубинин, г. Тюмень Окончание проповеди о христианском призвании в Евангелии от Луки иное, чем в Евангелии от Матфея: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Мы должны понять, что эти слова абсолютно созвучны тому, что говорит Спаситель в Евангелии от Матфея: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен»! Снова и снова будем повторять, что милосердие — в сердце христианства: оно становится равнозначным совершенству, то есть тому, что завершено. Милосердие — это «движущая сила» евангельской жизни, новый закон отношений между людьми. Теперь исключаются не только суд и осуждение. По существу, вопрос стоит не о том, как изменить, исправить человека, а скорее о том, как его исцелить. Милосердие — разумение сердца, умеющего видеть в других несчастье, немощь, которые часто из-за старых ран могут их ожесточать, делать объективно злыми. «Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» (Зах. 7, 9). Хотим мы этого или не хотим, есть в человеческих отношениях одно определяющее явление — грех, и мы все в него заключены. Грешник — это больной человек, и потому, в конечном счете, несчастный, которому надо помочь. Несомненно, это нельзя воспринимать, как естественное состояние человека: это то, что мы получили и усвоили за отступление от Бога. Но милосердие Божие открывает надежду: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 32). Как говорит апостол Павел в Послании к Филлипийцам: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5) и как говорит Христос: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6, 40).

http://moral.ru/dom-08-2019/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — ноябрь 2020 г. 31.10.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Все знают, каких степеней достигает сегодня разрушение семьи. И к каким последствиям приводит это весь род человеческий. Понятно, почему Церковь столь ревностно стоит за сохранение семьи и свидетельствует о ее святости. Но объясните мне, пожалуйста, такое противоречие. Разве Христос с такой очевидностью говорит, что семья свята? Более того, как ни странно, в Его словах о семье можно услышать, некий гнев, как бы желание разрушить ее: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Или еще: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 35—36). Е.А. Корнилов, г. Москва Да, семья — это Божие установление. Она свята. Но при условии, что она — во Христе Боге. И Бог стоит в ней на первом месте. То, насколько Он присутствует в семье, определяется ее святость и подлинность. Что такое святая семья? Само выражение «Святое Семейство» появилось только после Рождества Спасителя.Ваш вопрос напоминает евангельское повествование о том, как во время беседы Господа с народом в доме, Ему сообщают, что Его Матерь и близкие Его по плоти желают видеть Его. Господь отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 27). Не родство Божией Матери с Господом Иисусом Христом по плоти, как бы ни было оно непостижимо велико, а Ее смиренное пребывание в Боге — большее, чем у кого бы то ни было из людей и ангелов (херувимов и серафимов) — имеет значение прежде всего. В Своем первом общественном явлении в возрасте всего лишь двенадцати лет Христос открывает Своим родителям суть Своего служения. Тон Его может показаться резким. Далеким от того, чтобы попросить прощения за доставленное им переживание, в которое они были погружены в течение трех дней. Он обращается к ним с упреком. Как если бы они могли и должны были догадываться, где Он находился. И тому, кто считается Его отцом, говорит о другом Отце, Которому Он возвращает Свою сыновнюю любовь. В другой раз некая женщина возвышает голос в толпе: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» И снова Христос вносит поправку: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). На Кресте Он дает Своей Матери, к Которой, как мы читаем в Евангелии, Он обращался всегда «Жено», своего ученика Иоанна. Этого ученика, которого Она не родила, Он делает Ее сыном. В этом суть и тайна родства во Христе.

http://moral.ru/dom-11-2020/

Или еще: «из подставы (выступали) выступы ея» ( 3Цар. 7, 34 ) 7 . Глагола: выступали, также нет 8 . Поэтому разбираемое место следовало бы, кажется нам, понимать так: «Господь Бог послал Меня, и Духа Своего (посылал)». Нам возразят: тогда пред стояло бы . Отвечаем: если после глагола посылать следует существительное, заключающее в себе также понятие о посольстве же (вестник, посланник), то оно не терпит . А так как Дух Святый был посылаем Отцем возвещать волю Божию праотцам и пророкам и мыслился ими, как божественный посланник; то после глагола посылать и пред не ставили . Как признак винительного падежа, ставится пред существительными или для обозначения существенного, первичного содержания их, например: в начале сотвори Бог небо и землю – здесь пред словами: небо и землю поставлено , т. е. небо еще без светил и землю без растений и животных, – или для избежания двусмысленности: послать брата и брату, сына и сыну; но послать послу нельзя сказать, потому что первый посол перестает уже быть послом; его место заменяет второй. А если частице придать значение как, каковое она несомненно имела в древнем еврейском языке 9 ; то разсматриваемое нами место получит совершенно ясный и определенный смысл. По своей конструкции оно тождественно с концом 15-го стиха 12-й главы первой книги Царств (у евреев – первая Самуила): «рука Господа – против вас, как была против отцев ваших». Глагола: была, вовсе нет в еврейском тексте, а союзом как переведена частица . Если здесь переводчики вынуждены были повторить глагол быть и притом в другом времени, а частицу перевести союзом как; то и 16 стих 48 главы пророка Исаии следовало бы перевести: и ныне Господь Бог послал Меня, как посылал Духа Своего (многочастне и многообразне глаголавшего чрез пророков). Первая половина второго полустишия: «с того времени, как это происходит», переведена также не верно. Ее следовало бы перевести: «от начала бытия Я там», или: от начала мира Я в мире, и ныне Господь Бог послал Меня к тебе 10 как посылал Духа Своего. 10 Прибавлено слово: к тебе, потому что далее читаем: «так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Читать далее Источник: Некрасов А.А. Всегда ли русский перевод с еврейского текста точно передает содержание ветхозаветных книг?//Православный собеседник. 1898. 2. С. 153-161. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

А.В. Попов Поучение на всенощном бдении в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери На вечерне в первой паремии читалось, братие, библейское повествование о том, как некогда Иаков принужден был бежать от гнева брата своего Исава, покинуть отчий дом и идти в страну далекую и неведомую для него. Не раз дорогою невеселые думы приходили ему на ум: что ожидает его впереди? как будет жить он на чужой стороне? С такими тревожными думами засыпает он раз и видит во сне лестницу, которая нижним концом упиралась на землю, а верхним достигала неба; по ней сходили и восходили ангелы, а вверху её сидел Сам Бог . И слышит Иаков голос Божий: Я Бог Авраама и Исаака, отца твоего, не бойся; Я дам тебе эту землю, на которой ты спишь, и семя твое распространится здесь и на море, и на север, и на восток. Я буду сохранять тебя на всяком пути твоем, куда ни пойдешь ты, и не оставлю тебя ( Быт.28 гл.). Нечто подобное сему библейскому повествованию нахожу я и в вашей жизни, братие. По разным причинам вы покинули дорогую родину, отчий дом и пошли в неведомую для вас далекую страну, за море, за тридевять земель. Не раз и вас при этом смущали думы о том, что ожидает вас на чужой стороне, как вы будете жить здесь среди чужих людей, как будете обходиться без храмов Божиих, которыми так богата св. Русь и которые так любит русский народ? И что же? Не слышится ли и вам голос Божий! Я Бог отцев ваших, Бог земли Русской, не бойтесь. Я буду сохранять вас на всех путях ваших и умножу вас и распространю семя ваше на земле сей. И разве мы не видим, как умножается и укрепляется здесь русский православный народ! Вспомните, братие, как еще недавно мало было вас в граде сем, всего несколько десятков, как вы сначала совсем не имели храма; потом несколько лет принуждены были молиться в тесном чужом доме; а ныне у вас уже обширный благолепный храм, теперь вас уже не десяток здесь, а целые сотни и тысячи. То же и в других местах страны сей: количество русских людей все умножается, увеличивается и число наших храмов по лицу земли сей от севера и моря, востока и запада; растет и крепнет здесь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Далее: «И скажу не Моему народу: «Ты Мой народ». Речь идет о призвании язычников с особенной теплотой. Конечно, мы это относим к нашему, русскому народу. Во времена пророка Осии не было никакого русского народа, и во времена Иисуса Христа не было русского народа, но, издали просматривая судьбы народов, Господь говорит, что наступит такое время, когда Я не Моему народу, народу, которого Я не знаю в эти дни, с которым Я не заключал завет через Авраама, скажу: «Ты Мой народ!», и народ Мне скажет «Ты мой Бог!». К каждому народу была обращена проповедь Иисуса Христа, – слово Божие, свидетельство о Боге было обращено практически к каждому народу. Но не каждый народ в ответ на это сказал: «Ты мой Бог!», – не каждый. Не надо думать, что только русский народ так сказал; но русский народ имеет полное право свидетельствовать, что наши предки так сказали. И мы продолжаем в определенном смысле быть духовными воспреемниками наших предков, потому что, в части сохраняющих веру во Христа, в части церковных людей мы по-прежнему свидетельствуем, что мы – Его народ и Он – наш Бог. Особенно это ярко видно, когда мы приходим с вербами в храм, чтобы засвидетельствовать, что Он – наш Царь, Он – наш Бог, мы верим в Него, мы ждем Его, мы чтим Его, и храним эти вербочки в домах в течение какого-то времени именно чтобы показать людям, миру, ангелам, что мы считаем Бога израильского народа, Бога Авраама, Исаака и Иакова своим Богом. Поэтому называем богохранимой страну нашу. И еще одно интересное пророчество из Книги пророка Осии (предпоследняя, 13я глава, 14й стих). Одна, наверное, из самых известных цитат, известных всем, кто хоть раз бывал на Пасхальной службе: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Все Пасхальные песнопения так или иначе говорят об этом, и в слове Иоанна Златоуста , которое читается во время Пасхальной службы, на Пасхальной заутрене, эти слова буквально цитируются. И апостол Павел повторяет их в Послании к Коринфянам.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/11...

( Исх. 20:4–6 , ЦСЯ) Данный перевод литургического текста 99 Русской Православной Церкви отличается своей максимальной дословностью, хотя выполнен не с языка оригинала, а с греческого текста Септуагинты (Перевода LXX), что само по себе уже предусматривает элемент толкования (или даже более того – локализации) оригинального текста на язык перевода. 100 Тем ни менее, Перевод LXX – текст несравненно более древний (III–II в. до н. э.), 101 нежели Масоретский текст (VIII–X век н. э.), что делает Перевод LXX чрезвычайно важным для текстологического анализа. 102 Греческое причастие αποδιδους – «воздающий», 103 которое читается в Переводе LXX, 104 на ЦСЯ точно переведено словом «отдаяй». 105 Здесь усматривается некоторое отличие оттенка значения слова от всех других переводов, которые рассматриваются ниже. Хотя существенного изменения смысла текста не происходит. 2 . Традиционный русский перевод («Синодальный перевод», 1876 год). 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. ( Исх. 20:4–6 ) Синодальный перевод 106 довольно точно следует за ЦСЯ переводом несмотря на то, что выполнен c другого источника – «Масоретского текста» 107 (ЦСЯ перевод, как это уже было сказано, выполнен с греческого текста «Септуагинты»). Однако вместо воздающий (ЦСЯ перевод) употребляется слово наказывающий, которое может использоваться как синоним, но может иметь и другую коннотацию. 3 . Современный русский перевод. Российское библейское общество (РБО), 2011 год. 4 Не делай изваяний – никаких изображений того, что вверху на небе, или того, что внизу на земле, или того, что в воде ниже земли. 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я, Господь, Бог твой, – ревнивый Бог . За грехи отцов, отвергнувших Меня, Я караю их детей, и внуков, и правнуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Печать нуля была и на самом первозданном из ничего Богом сотворённом мире. «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною» ( Быт. 1:2 ). Загадочное еврейское выражение «тоху ва-воху» переведено на русский язык как безвидна и пуста. В обоих словах присутствует некий ноль. Безвидна – нулевая форма, то есть земля была никакой. И пуста – вакуум, пустота. И над всем этим – тьма, т. е. отсутствие, ноль света. Свету ещё только надлежит появиться в первый день творения, единица впереди, а пока – ноль, но даже в начале сотворил Бог... Из этой изначальной потенции, когда ещё ничего нет, всё в неосуществленности, в предельном томлении становления, Бог изводит мир, творит его из ничего. Мы же поражённые стоим «пред Богом... называющим несуществующее, как существующее» ( Рим. 4:17 ). В Священном Писании неоднократно говорится о духовно-нравственном ничто, ничтожестве, пустоте. Тут уже без восторгов, в духовно-нравственном смысле ноль противополагается полноте духовного бытия человека в Боге, противополагается всему действительному, положительному. О языческих богах – идолах говорит пророк Исайя: «Но вы ничто , и дело ваше ничтожно ; мерзость тот, кто избирает вас» ( Ис. 41:24 ). Пророку вторит апостол Павел: «Мы знаем, что идол в мире ничто , и что нет иного Бога, кроме Единого... Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь (не ноль – Г. Ф.), или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» ( 1Кор. 8:4; 10:19–20 ). Видимые, ощутимые, материальные идолы – ничто, ноль, но поклоняющиеся им поклоняются бесам, а Невидимый, Нулевой в этом мире есть Истинный, Сущий Бог! Да и русский писатель Ф.М. Достоевский говорил подобное. Он говорил, что если атеизм придёт в Россию, то придёт не как учение, не как философия, а именно как вера, только не заметят атеисты, что уверовали в ноль. А за нулём этим – бесы! Так и роман у писателя называется. И вот такие идолопоклонники-материалисты восхищаются земными вещами, не ведая небесных. О них говорит пророк Амос: «Вы, которые восхищаетесь ничто жными вещами...» ( Ам. 6:13 ). Они не заметили, что восхищаются нулём! Один монах, выйдя из затвора, оказался в богатом магазине и поразился: без скольки вещей, оказывается, можно обойтись! Груды ничто жного вокруг нас. Что делать? Господь Бог говорит пророку Иеремии: «Если извлечёшь драгоценное из ничто жного, то будешь как Мои уста» ( Иер. 15:19 ). Слово уст Божиих из ничего извлекло мир к бытию, так и мы должны даже из ничто жного извлекать драгоценное, из нуля положительное, тогда и Богу подобны будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010