Григорьевское. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Особое место в жизни Григорьевского занимали храмы, построенные и опекаемые владельцами усадьбы. В 1794-1795 годах на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели большую каменную церковь в честь Преображения Господня. Она имела приделы: северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный - во имя Архистратига Михаила. В храме устроили резные двухъярусные иконостасы. На многие иконы заказали серебряные оклады. Своды и стены храма расписали фресками на Евангельские сюжеты. Их сохранившиеся фрагменты в центральной части, свидетельствуют о привлечении к работе столичных мастеров. По архивным документам и воспоминаниям местных жителей в храме было множество богослужебных книг, пожертвованных Лыкошиными. К западу, одновременно с Преображенским храмом, построили небольшую трехъярусную колокольню (взорвана). Всю церковную территорию обнесли каменной оградой с четырьмя богадельнями. В 1795 году на сельском кладбище, отстоящем в полуверсте от села, на средства Богдана Михайловича Лыкошина построили небольшой каменный храм в честь Всех Святых. В конце 1940 годов его разобрали. Сохранилась только часть заросшего кустарником фундамента в центре кладбища. В 1998 году в память об этом храме силами жителей Григорьевского установлен деревянный поклонный крест. В 1910 году Преображенский храм согласно страховой оценке снаружи был оштукатурен и побелен, кровля окрашена зеленой краской. По воспоминаниям местных жителей служба в храме совершалась до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Известна фотография храма, сделанная в 1947 году местным учителем Александром Яковлевичем Лагутенковым, где стены его еще полностью целы. Затем его приделы и алтарная часть были разобраны. Сохранились руины самого храма, частично восстановленного в конце 1980 годов и руины колокольни, взорванной в годы войны. Готовится проект для проведения реставрационных работ. В память о владельцах усадьбы Лыкошиных, строителях и ктиторах храмов, в центральной части Преображенского храма по инициативе Сергея Артамоновича Лыкошина установлен деревянный двухметровый крест. 19 августа 2003 года в день Преображения Господня, по окончании праздничного молебна он был освящен. В 2007 году к северу от храма стараниями потомков восстановлена родовая могила Лыкошиных, установлена ограда и памятный крест. Для Федоровского храма в д. Мартюхи написана аналойная икона новомученицы Анны (Лыкошиной), расстрелянной в 1925 году в Петрограде, память 28 сентября/11 октября.

http://sobory.ru/article/?object=10057

Ситне-Щелканово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты Сначала на этом месте стояла деревянная церковь с тем же названием. Её прихожане 12 декабря 1834 г. обратились к митрополиту Московскому Филарету с прошением о назначении к ним священника. В начале XX в. в селе построен прекрасный каменный храм Покрова с престолами святителя Николая Мирликийского и иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в трапезной. В 1930-х гг. он был закрыт. Здание храма служило совхозным овощным складом, помещением для МТС, кузницы. Пятерик храма был разобран на кирпич, было вынуто из земли даже белокаменное основание. К середине 90-х гг. «сохранились» руины трапезной и колокольни, которые, вместе с прилегающей территорией, усилиями прихожан были освобождены от десятков кубометров мусора и грунта. Началось возрождение прихода. Кладбищенская краснокирпичная с белокаменными деталями церковь построена в 1890г. Во внешнем убранстве использованы мотивы русского зодчества XVIIb. Оригинальна колокольня с квадратным в плане ярусом звона, завершенная невысоким шатром. По внешнему облику она напоминает башни Московского кремля. В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала, от основного объема сохранился только полуразрушенный нижний ярус. Сейчас церковь ремонтируется. Проезд:ст. Михнево Павелецкой ж.д., далее автобусом на Ступино 17км http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Покровский храм (с. Ситне-Щелканово) Село стоит на р. Ситня - справа от шоссе, если ехать на Каширу. Сначала на этом месте стояла деревянная церковь с тем же названием. Её прихожане 12 декабря 1834 г. обратились к митрополиту Московскому Филарету с прошением о назначении к ним священника. В начале XX в. в селе построен прекрасный каменный храм Покрова с престолами святителя Николая Мирликийского и иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в трапезной. В начале 1930-х гг. он был закрыт. Здание храма служило совхозным овощным складом, помещением для МТС, кузницы. Пятерик храма был разобран на кирпич, было вынуто из земли даже белокаменное основание. К середине 90-х гг. «сохранились» руины трапезной и колокольни, которые вместе с прилегающей территорией были освобождены от десятков кубометров мусора и грунта, усилиями прихожан. Началось возрождение прихода. http://stupinoblag.ru/blagochinie/church/26/

http://sobory.ru/article/?object=09247

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная деревня: от беспамятства к возрождению 22.08.2018 691 Время на чтение 4 минуты Езжу по историческим местам Архангельской области, накопились наблюдения. Не хочу ошибиться, но жизнь стала возвращаться в деревни, которые находятся на хороших дорогах. Люди с корнями в этих деревнях, переехавшие в Архангельск и Северодвинск, восстанавливают родовые дома или покупают и строят новые. Скорее это дачи, а не постоянное жилье, но это лучше, чем руины. Не хотелось бы, чтобы эта тенденция была сломана. Весной Собянин заявил, и его вступление есть на YouTube, что всем в России нужно съехаться в 5-7 агломераций - потому что «в деревне малопроизводительный труд». Значительная часть большого бизнеса разделяет эту точку зрения. К счастью, другую позицию занимают Путин и Медведев , говоря, что надо развивать территории. Но люди возвращаются, а социальные услуги из деревни уходят - больницы, школы и библиотеки исчезают. Что делать? Власти надо развивать мобильные и дистанционные формы образования и здравоохранения. Например, в деревне Лямце на беломорском побережье есть только начальная школа. Там нет мобильной связи, но есть интернет. Нужно принимать нормативные документы, позволяющие учиться дистанционно и приезжать в школу или институт на экзамены. Нужны автотрейлеры - стоматологические, рентгеновские и другие кабинеты на колесах. У меня покойный отец-рентгенолог объехал в рентген-вагонах всю область - почему сейчас их не стало? Второе наблюдение. Сейчас нет прямой связи между наличием храма и жизнью в деревне. В Кулое (Вельский район) стоит часовня, однако две трети домов - это руины, и один местный мужик убивает другого в бытовой ссоре. А в Кехте (Холмогорский район) нет церкви, но село зажиточное. В каждом дворе или трактор, или грузовая машина, дома свежевыкрашенные, асфальт, племенное хозяйство. Но местные, с кем говорил, не знают, что живут на родине святого основателя Сийской обители. Половина не знает, что их родник на окраине - источник преподобного Антония Сийского. Там грязь и гнилые доски. Красивейший обрыв к Двине изуродован свалками мусора. Может, это обратная сторона зажиточности?

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/23/se...

Ивановское. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Ивановское на р. Сосенке относилось к дворцовой Хатунской волости. Здесь в 1646 г. была построена деревянная церковь. Под 1675 г. снова упоминается церковь, построенная " клецки " (клетью, как изба) с трапезной. В 1706 г. возведена новая деревянная церковь. В 1708 г. село, в составе волости, было пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову, у которого впоследствии отписано в дворцовое ведомство. В 1772 г. пожаловано графу Григорию Григорьевичу Орлову, потом перешло к его брату графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который в 1784 г. продал село брату Владимиру Григорьевичу Орлову. На средства последнего в 1831 г. построен на месте сгоревшей деревянной церкви ныне существующий каменный трёхпрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи с приделами пророка Илии и святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В советское время храм был закрыт и в нем устроен склад. В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. Кирпичная неоштукатуренная церковь в стиле ампир построена в 1831г. на средства владельца села графа В.Г.Орлова. Архитектурные детали выделены побелкой. Массивный четверик, обработанный неглубокими колонными лоджиями дорического ордера, завершен купольной ротондой. К основному объему примыкает трапезная со стройной трехъярусной колокольней, построенной несколько позднее церкви. Церковь отличается сдержанностью декора и обобщенной трактовкой ордера. Масляная живопись в интерьере относится к 1839г. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Иоанно-Предтеченский храм, с. Ивановское на р. Сосенке В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. Возле храма существовало раньше кладбище, но святотатцы растащили все ценные памятники, а потом уничтожили и остальные надгробья. Не сохранился также величественный и красивый памятник, в свое время украшавший кладбище, поставленный Великой княгиней Елизаветой кучеру А. Рудинкину. Рука святотатцев достигла и его, остался лишь один постамент красного гранита. На нем высечена надпись: «Здесь погребен кучер Вел. князя Сергея Александровича Андрей Алексеевич Рудинкин, крестьянин московской губернии Серпуховского уезда Хатунской Волости деревни Сумароковой» На другой стороне постамента: «Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Вел. князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4-го февраля 1905 г.». И последняя надпись: «Памятник сей поставлен Великой княгиней Елизаветой Феодоровной, Августейшей супругой в Бозе почившего Вел. князя Сергея Александровича». Верующие села Ивановское водрузили на граните деревянный крест и обнесли могилу деревянной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=03329

Северское. Церковь Никиты мученика. Карта и ближайшие объекты Первые свидетельства «о селе на реке Северце» относятся к XIV столетию. В окладной книге этого села значится деревянный храм, воздвигнутый в 1634 г в честь великомученика Никиты. Стараниями владельца села П.Измайлова к 1787 году вместо деревянного храма было завершено строительство каменного (но холодного) храма в стиле барокко. В 1880-е гг. владельцем села становиться помещик А.А. Найденов (1839 - 1916). В 1885 году было получено долгожданное для прихожан разрешение на строительство теплых (зимних) приделов. На средства прихожан и купца Петра Терентьевича Терентьева и его родных были устроены два боковых теплых придела в честь святителя Петра (Митрополита Московского) и Великомученицы Агафьи. Приделы были освящены 1 февраля 1887 года. В этот же период была построена колокольня. В 1939 году храм был закрыт. Спустя некоторое время стали разбирать ограду, колокольню, приделы и верхнюю часть храма. Позже руины храма были перестроены и нижняя часть храма была приспособлена под магазин. О храме напоминали только стены с фрагментами наличников на окнах, лотковый кирпичный свод трапезной и часть колокольни. Богослужения начали проводится с 1995 году в здании бывшей церковной сторожки, которая в советское время использовалась под клуб и находилась напротив храма. В 1996 году зарегистрирована приходская община. В 2005 году общине передано здание храма и на Пасху 2007 года была отслужена первая Божественная Литургия. С этого момента Богослужения совершаются в храме. Осуществлен ремонт полов в алтарной части, стен, электропроводки, убраны перегородки и установлены новые двери. «5 февраля 1888 года, в день памяти святой мученицы Агафии, причт и крестьяне с. Северского Коломенского уезда торжественно праздновали престольный праздник в левом приделе своего храма. Придел этот (теплый) – как равно и другой во имя св. Петра, Митрополита Московского, – освящен год назад. Расположенное при впадении реки Северки в реку-Москву, с. Северское издавна имело большой однопрестольный каменный храм во имя св. великомученика Никиты. Храм этот был холодный, холодный настолько, что в сильные морозы иней покрывал головы молящихся, в алтаре Святые Дары замерзали на престоле!

http://sobory.ru/article/?object=19928

Донбасс: как община разрушенного храма помогает людям (+ФОТО) Всё это стало возможным благодаря поддержке неравнодушных горожан. 20 мая, 2015 Всё это стало возможным благодаря поддержке неравнодушных горожан. В 2012 году храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенный стараниями будущего архиепископа Макеевского Варнавы (тогда — протоиерея Вячеслава Филатова), отмечал своё двадцатилетие. Никто не мог предположить, что всего через два года его название будет у всех на слуху, от самого здания храма останутся лишь руины, а его община с новой силой засвидетельствует миру позабытую истину — «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». 23 августа 2014 года в ходе артиллерийского обстрела города Кировское прямым попаданием снаряда храм праведного Иоанна Кронштадтского был разрушен. Во время вечернего богослужения под обрушившимся перекрытием церкви погибли свечница Ольга Радченко, прихожане Зинаида Мелуга и Виктор Чернышёв. Ранения получили второй священник храма протоиерей Сергий Пивень и пять прихожанок. Более полугода в городе шли боевые действия. Но богослужения на приходе праведного Иоанна Кронштадтского не прекращались даже после разрушения храма. Люди собирались в церковном дворе. На алтарь разрушенного храма полагался антиминс, и литургия совершалась под открытым небом. В ненастье служили в помещении летней кухни. Благодаря помощи неравнодушных людей община смогла оборудовать временный храм в недостроенном здании воскресной школы. Однако уже сейчас он не может вместить всех своих прихожан — в воскресные дни в храме собирается более ста человек. Богослужения совершаются ежедневно. Сейчас, после прекращения продолжительных боёв за Дебальцево, фронт отодвинулся. В городе установилась тишина. Многие возвращаются в Кировское, где постепенно восстанавливаются здания и коммуникации. Жизнь в городе возрождается, его жители не верят в продолжение войны и надеются на мир. В храм праведного Иоанна Кронштадтского приносят крестить новорождённых малышей. А недавно, впервые после начала войны, в церкви было совершено венчание.

http://pravmir.ru/donbass-kak-obshhina-r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Черногория: храм русского святого в руинах 13.09.2011 444 Время на чтение 5 минут Вчера на закрытом для посещения острове Свете Стефан в Черногории прошло богослужение. На острове когда-то был храм русского святого князя Александра Невского - 12 сентября отмечали престольный праздник. Разрушенный в советское время, храм появляется снова - из-под земли, и становится камнем преткновения, чтобы по-евангельски открылись помышления многих сердец. Непроходимая дорога к храму Богослужение 12 сентября - это большая победа для маленькой православной общины. В маленьком приморском городе Будве давно мечтают, чтобы остров украсился куполом храма Александра Невского, но пока даже ежедневный проход к его руинам закрыт. В июне во всех газетах Будвы появились фотографии толпы, которую теснят ряды полицейских в доспехах. Снимки были апрельские: тогда православные черногорцы пытались прорваться на остров Свете Стефан к руинам храма, чтобы добиться его восстановления. В конце июня они снова пришли к воротам гостиничного комплекса - и после слишком горячей дискуссии с секьюрити, но уже без участия полиции, увидели то, что на сегодня называется «восстановительными работами» по храму. На остатках храма табличка: мол, реставрация идет... На острове Свете Стефан, сданном в аренду сингапурской фирме, храмов три, а жителей уже нет, так что дело не в том, что кто-то лишен возможности помолиться в церкви «шаговой доступности». Дело в том, что на месте святыни православные черногорцы не хотят увидеть гостиничный бассейн. Дело в том, что при подготовке котлована обнаружились человеческие захоронения. Дело в том, что к храму и кладбищу должен быть открытый доступ - в этом твердо уверены местные жители, каких бы предписаний не было у охраны. От монастыря до руин Когда-то, в XIV веке, на острове был монастырь с двумя храмами, и тот, что пытаются восстановить сейчас, был посвящен Рождеству Богородицы. От второго монастырского храма - святителя Спиридона - тоже остались только руины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Смоленск. Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Карта и ближайшие объекты Существует мнение, что церковь Иоанна Богослова, созданная князем Романом Ростиславичем, была его дворцовым храмом. И.М. Хозеров датировал храм 1173 годом, основываясь на ныне не существующей клировой ведомости храма. Другие исследователи предпочли определять время постройки здания двадцатилетием княжения Романа - 1160-1180 гг. История сооружения известна плохо. Смоленские историки считали, что храм дожил до нового времени в относительно целом виде и пострадал когда здание подверглось обновлениям в 1763 г. старанием майора А. Васильевского и мещанина Никифора Верзина и в 1786 году епископом Парфением. При раскопках найдены следы пожара, поверх которых был положен новый пол, а также остатки рухнувшего столба. Скорее всего эта катастрофа, относится к довольно позднему времени, так как на плане Гондиуса храм изображен с главой, правда на его верху угнездилась буйная растительность, т.е. что кровли у храма не было. Так, что в руки " реставраторов " XVII века храм попал уже без столбов, сводов и главы. Галереи и южный придел, по-видимому, исчезли еще раньше. Под разобранными на участке южного придела поздними склепами, был обнаружен толстый слой древнего известкового раствора, куски которого сохранили отпечатки плинфы - это след работы тех смолян, которые разбирали на материал и хозяйственные нужды руины придела и очищали на месте выбраную плинфу от раствора. В 1924 г. И.М. Хозеров и С.Д. Ширяев провели натурные исследования здания и установили факт наличия снаружи, у восточных углов храма приделов. В 1929 г. была произведена очистка фасадов храма от поздней штукатурки, что яснее выявило их формы. Накопленный материал позволил начать практическое восстановление первоначальных деталей здания. Была осуществлена выкладка нижних частей полуколонн и апсидных тяг, доведенная до современной дневной поверхности. Однако полная реставрация здания не была продолжена, так как она потребовала бы разборки и перекладки разрушенных древних участков стен, т.е. привела бы к потере подлинных остатков памятника XII в. и сооружения нового его " макета в натуральную величину " .

http://sobory.ru/article/?object=00077

Смоленщина во все времена славилась своими прекрасными православными храмами. Множество чудесных церквей возведено не только в самом городе, но и в провинции, среди живописных сельских пейзажей. Одной из таких великолепных церквей, восхищавших своей красотой, была Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Зарево Хиславичского района. Она построена в начале XX века, когда Зарево входило в состав села Печерская Буда, относившегося к Мстиславскому уезду Могилевской губернии. Всего сто лет назад жизнь здесь била ключом: работали заводы и мастерские, колосились поля, открывались новые школы, созывал прихожан на воскресную службу торжественный колокольный звон. Сегодня же деревня медленно пустеет, молодежь уезжает в город, а о былом величии Успенской церкви напоминают лишь ее руины. Глядя огромные кирпичные стены разрушающегося храма, уже сложно представить, каким прекрасным он был когда-то. Из истории церкви В конце XIX века на месте нынешнего храма Успения Богородицы находилась деревянная приходская церковь, построенная в 1857 году. Как и в любом крупном селе на Смоленщине, церковь была самым почитаемым зданием, она служила местом сбора православных прихожан и символом их единения. В марте 1899 года в храме вспыхнул пожар. Прихожане и священнослужители успели вынести главные церковные ценности, иконы и документы, но спасти от огня само здание им не удалось. Местные жители, практически осиротевшие без церкви, собрались на сход и приняли решение о постройке нового храма. Деньги на строительство прихожане собирали сами – по три рубля с каждой семьи. Конечно же, вырученных двух тысяч рублей оказалось недостаточно – для возведения храма требовалась минимум 36 тысяч рублей. Тогда инициативные прихожане подали коллективное прошение епископу Могилевскому и Мстиславскому с просьбой «об исходатайствовании денежного пособия». Прошение не осталось незамеченным: местные власти выделили из казны на благое дело 25 тысяч рублей. Остальную сумму на строительство великолепной церкви пожертвовала семья потомственных дворян Энгельгардтов, у которых здесь было имение. Энгельгардты сыграли очень важную роль в возведении Успенской церкви...

http://sobory.ru/article/?object=15032

Харьков. Церковь Иоанна Богослова в Ивановке. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По церковной ведомости за 1830 год — первая деревянная, однопрестольная церковь Иоанна Богослова была построена в 1762 году. В пригородной слободе города Харькова Ивановке, на улице Большой Панасовской (ныне Котлова), вместо обветшалой деревянной церкви, была заложена каменная церковь во имя Иоанна Богослова. Это было в 1879 году. Строительство было окончено в 1885 году. Она имела 2 придела: южный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и северный. В этот храм, находящийся почти в центре Харькова, не приезжают туристы. Храм совсем не встречается в современных описаниях Харькова. В него трудно добраться общественным транспортом. Вокруг храма расположены заводы, склады и остатки частной застройки бывшего пригородного поселка Ивановка. Тем не менее, в этих стенах можно увидеть преподавателей Харьковского университета, известных писателей, поэтов и актеров, а также правозащитников и политических деятелей, известных всей стране. Службы проходят пока только в части здания, но в христианские праздники храм заполняется прихожанами так, что яблоку негде упасть. История харьковского храма святого Иоанна Богослова начинается еще в годы переселений так называемых «черкас», то есть украинского населения Поднепровья с Гетманщины, которое бежало от постоянной войны, подальше, куда глаза глядят, не совсем в Московию, а в полусвободные Слободские земли, где полковниками тогда еще были свои, казацкие вожаки. Во время основания слободы Ивановка на реке Лопань Харьковским полком командовал (1659-1668) легендарный еще при жизни Иван Сирко, непобедимый казацкий предводитель, гроза Крыма, кошевой Запорожского казачества и неоднозначный политический деятель периода Руины. Сирко умер в 1680 году, и именно этим годом датируется освящения первого, деревянного храма Иоанна Богослова в Ивановке при Лопани, о чем мы узнаем из фундаментальном труде архиепископа Филарета (Д. Гумилевский). Нам остается только гадать, каким образом связана эта фигура с историей храма: или Сирко был основателем слободы, или она принадлежала ему на правах собственности или, наконец, были среди насельников слободы соратники Сирка по героическим походам, которые названием своего поселка увековечили память своего кошевого, - но совпадений таких не бывает. Скорее всего, все три предположения имели место одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=03890

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010