Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли. Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории. И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта». Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало. На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном. Алтарная апсида главного алтаря была разрушена. На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

В середине XIX ст. от монастырских построек остались только груды щебня. В 1928 г., когда сюда пришел С. А. Таранущенко, он увидел лишь заросшую редким кустарником пустошь. Так из древнего архитектурного наследия Слободской Украины была вырвана одна из самых ярких страниц, и если бы не последующие раскопки, мы даже в общих чертах не смогли бы представить, как выглядел монастырский комплекс. На скудные средства, отпущенные музею, удалось произвести только археологическую разведку – трассировку верхней части стен руин. Периметр всех частей постройки сохранился, только часть западного притвора была разрушена до основания. Открылись мощные стены трехчастного храма толщиной 1,5-1,8 м. Кроме восточного алтарного выступа, к алтарю и бабинцу с севера и юга примыкали пятигранные конхи, делая их похожими на тетраконховые центричные храмы 50-х –60-х годов XVIII ст. С севера и юга храм был усложнен монументальными каменными закрытыми шестигранными притворами, форма западного осталась неясной. Из декора план Таранущенко зафиксировал только тонкие двухуступчатые пилястры восточной стены. Некоторые детали плана были изображены гипотетично – в частности контуры четырёх пилонов арок основного объема до основания снесены взрывом. Неверно были показаны входы в западных гранях северного и южного притворов – последующие раскопки зафиксировали в этом месте южного притвора пролом-промоину в стене и верхний блок упавшего оконного откоса характерной для Слободской Украины конструкции. Прошло ровно 70 лет со времени первых исследований С. А. Таранушенко, и археологи вновь пришли на руины. За это время их сохранность намного ухудшилась, северная часть храма уже была застроена, а большая часть стен южного притвора разобрана до основания. Раскопками 1998 вскрыта большая часть южной и часть восточной стены храма, а также расчищен склеп-крипта в алтаре. Несмотря на то, что раскопки во многом не отвечали требованиям архитектурной тщательно снятые крохи руин позволили многое узнать об архитектурных особенностях храма, уточнить его план и после сравнительного анализа выполнить графическую В склепе, под завалом земли и упавших сводов было найдено не потревоженное захоронение в дубовой колоде. На покойном была монашеская ряса с кожаными крестами – парамаданами и украшенный эмалью массивный наперсный серебряный крест. Рядом в гробу лежали казацкая сабля и два Очевидно, покойный до пострижения в монахи принадлежал к казацкой старшине.

http://sobory.ru/article/?object=57084

Владыка сразу же погрузился в молитву. Роды завершились благополучно. «Новорожденная» внучка Галенька на днях весьма успешно окончила университет, блестяще защитила диплом, а еще занимается в Гнесинке по классу скрипки. Протоиерей Владимир Тимаков. Фото: Виктор Аромштам О строительстве и богословии Известно, что Зосимо-Савватиевскому приходу вместо храма достались почти что руины. В такой ситуации вроде бы о богословской школе и помыслить было нельзя. Школа для взрослых, однако, была открыта именно в год открытия храма – в 1990 году. Здание богословской школы выстроено там, где рос бурьян, причем выше моего роста. Землю под строительство школы я лично выпросил у Лужкова взамен урезанной храмовой территории с южной стороны. Сразу же был заготовлен кирпич. Но кому же на ум придет строить здание школы, когда сам храм еще в руинах? Для того, чтобы воссоздать его из руин, понадобилось несколько лет. Богослужения начались ровно через неделю после вручения ключей храма. Работа велась и днем, и ночью: сделали фанерный иконостас, обтянули его мешковиной, разместили иконы, навесили царские врата, поставили престол и жертвенник, и богослужения начались. В течение трех лет у меня не было ни единого выходного. Поначалу приходилось трудиться и как священник, и за дьякона, и за хозяйственника, и поставщиком был, и даже строителем приходилось быть. Кроме всего, в то прекрасное время я был еще депутатом Моссовета, где трудился в двух комиссиях, причем не числился только, а именно трудился. В Моссовете от меня потребовали указать место основной работы, я указал – священник. Повторно вызвали, пояснили даже, сколь велики ставки у тех, для кого работа в Моссовете – основная (они действительно, мне показались заоблачными), и как незначительны ставки у тех, кто работает по совместительству: хватит только на проезд. Выслушав, я сказал: «Меня это устраивает, работать в Моссовете буду по совместительству». В третий раз вызвали, потребовали письменно указать местом основной работы Моссовет. Я все выслушал и написал: «Я – настоятель храма Зосимы и Савватия, моя основная работа – священник. По совместительству в Моссовете трудиться буду добросовестно».

http://pravmir.ru/uhod-ot-slezhki-andryu...

Самшвилдский Сиони представляет собой центрально-купольное сооружение. Справа и слева от центральной апсиды расположены боковые алтари, свободно связанные с главным алтарем и со всем храмом, а не выделенные в отдельные помещение, что является особенностью Сиони. Здание храма сильно разрушено: сохранились, главным образом, руины восточной части и фрагменты южной, западной и северной стен. В северо-западном углу сохранился значительный фрагмент здания, позволяющий судить о том, что за северо-западным устоем (и аналогично – юго-восточным) были размещены северные и южные хоры. В 1948-49 гг. Н. Чубинашвили были проведены археологические работы, целью которых стояла возможность реконструкции основного корпуса храма. Центральную часть храма представляет собой подкупольный квадрат, образовываемый четырьмя подкупольными устоями. Средняя апсида сообщается сравнительно широкими арочными пролетами в беме с южным и северным предалтарным помещениями. Западный рукав креста по глубине приравнен к восточной части (апсиде вместе с бемой), северный и южный примерно в половину меньше западного. В эти три рукава ведут входы: двери посажены на оси подкупольного квадрата. С северо-востока и юго-востока к трем апсидам храма примыкают помещения с невысокими апсидами, перекрытые соответственно крестовым и звездчатым сводами. Первое сообщается дверью только с храмом, в то время как второе имеет два входа – западный вход и боковую дверь в храм. Непосредственно за северо-восточным помещением имеется шестая апсида, перед которой было создано архитектурно оформленное пространство. К приапсидным заплечикам средней апсиды с запада примыкают невысокие пилястры, увенчанные капителями обычного профиля, т. е. выкружками высоких пропорций, на которые ложились арки с подкупольных устоев. Полностью сохранилась лишь северная пилястра. Подкупольные устои, как это можно предполагать по аналогии с Цроми, имели в плане крестообразную форму, каждая часть креста отвечала вышележащей арке. В северном и южном приапсидных помещениях вдоль северной и южной стен образованы высокие пристенные ниши, сделанные примерно на половину длины стены. Предапсидные пространства боковых апсид перекрывались продольными, с востока на запад, коробовыми сводами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На необычную каменную кладку в труднопроходимой чаще леса случайно наткнулся житель одного из ближайших сел. 28 ноября. ПРАВМИР. Развалины древнего христианского храма, построенного предположительно более 1000 лет назад, обнаружили археологи в Джейрахском районе Ингушетии. Это одна из самых древних культовых построек на территории современной России, сообщает  LifeNews . На необычную каменную кладку в труднопроходимой чаще леса случайно наткнулся житель одного из ближайших сел. Он и сообщил местным археологам о своей находке. «Это третий христианский храм горной Ингушетии по своим пропорциям. Говорить что-либо определенное о дате мы не можем, но мы предполагаем, что все-таки здесь можно говорить о хронологической дате, заключенной между X и XIII  веками. Скорее всего, именно в этот период была возведена эта христианская постройка», — рассказал заместитель директора Археологического центра при Министерстве культуры Ингушетии Умалат Гадиев. О том, что храм имеет именно христианское происхождение, говорят характерные для христианского зодчества алтарная часть на востоке и угловые заплечики, которые соединяют апсиду с основным помещением. Из четырех мощных каменных стен толщиной более полуметра сохранилась только одна – северная. В углублениях до сих пор остались следы штукатурки, на которых когда-то были фрески с изображениями святых. Такая работа требовала высокого мастерства строителей и, вероятно, длилась не один десяток лет. «Дело в том, что в соседних христианских храмах горной Ингушетии, да и вообще, на Северном Кавказе мы практически не наблюдаем подобных элементов оформления интерьеров храмов, и здесь мы видим как раз этот строительный и декоративный элемент. Мы предполагаем все-таки, что в данном случае в углублениях находились изображения каких-то христианских святых, потому что здесь видны остатки штукатурки», — отметил Умалат Гадиев. Обнаруженная постройка – уже четвертый христианский храм на небольшой территории около двух квадратных километров в Джейрахском районе. Древнейшая христианская постройка Тхаба-ерды датируется VIII-IX веками. Этот храм был открыт еще в XVIII веке. В XIX-XX веках ученые открыли еще два христианских храма– Алби-ерды и Таргимский. Все они были построены благодаря грузинским миссионерам в раннем Средневековье. Однако в период язычества пришли в запустение и остались тайной горных лесов на многие века.

http://pravmir.ru/v-ingushetii-obnaruzhe...

Аменготеп перенес и свою столицу из Фив и построил новую в среднем Египте, в округе, ныне известном под именем El-Amarna. На месте её открыты руины огромного города и среди них остатки храма богу солнца. Найдены, между прочим, здесь и изображения царя, который вместе со своим семейством и двором приносит жертву богу солнца. Между предметами приношения – цветы занимают первое место. Изображения их украшают стены храма, они же в руках предстоящих. Гимны к верховному богу отличаются поэтичностью. При богослужении употреблялось пение. Упоминаются певцы и певицы. Одна из женщин поет следующий гимн: «слава тебе, творец месяцев, создатель дней, исчислитель часов». Brougsch. Histoire d» Egypte. р. 119 – 120. Алтарь храма наполнен был светильниками. Изображений самого бога нет, вопреки египетскому обычаю. Видится только солнечный круг над храмом и над царем. Из него идут лучи, падающие на лицо царя и царицы в направлении к носу, – символ дыхания жизни. Lepsius. Ueber d. erst. Aegypt. Götterkreis. S. 43 – 44. 997 В изображении царя находят черты лица особенные, по-видимому, не египетские. Стиль его построек представляется также особенным, оригинальным. По-видимому, мать его Tii или Taia имела на него особенное влияние, а она была чужестранка. По крайней мере изображения её указывают на тип не египетский, северный (белые волосы, синие глаза, красные щёки). В одной надписи в Каире отец и мать её названы не египетскими именами. Lenormant. Manuel d’histoire. t. I. р. 391 – 392. 998 Геродот говорит о «трапезе солнца» у эфиоплян и об особом поклонении солнцу. Herodot. 3, 17. 18. 999 Ленорман указывает при этом на сходство (весьма не важное, впрочем,) некоторых Моисеевых обрядов с теми, какие были у почитателей бога Aten, именно: на хлебы, которые видны среди предметов, приносимых в жертву Aten и которые он отождествляет с «хлебами предложения» – у Моисеи. См. Lenormant. Manuel d’histoire. t. I. Les Egyptiens, p. 393. 1001 Это насекомое, по словам Плиния, складывает свое семя в землю и, смешав его с нею в виде шара, движет его от востока к западу, – символ отношений солнца к земле и космографических понятий того времени. Говорят еще, что скарабей потому служил символом солнца, что имел 30 пальцев на своих лапах, – указание на 30 дней солнечного месяца. Климент александрийский прибавляет, что скарабей, подобно солнцу, половину года ходит под землей и половину над землей. Stromata. V, VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

А Наталья Шевченко — научный сотрудник лаборатории мировых цивилизаций Международного и прикладного сетевого центра фундаментальных и прикладных исследований Сочи. Как горный турист исходила все горы в округе. Она может быть также гидом по горным экскурсиям, что наверняка привлечет молодежь. Наталья увлекательно рассказывает о христианской истории Кавказа и современной православной жизни Абхазии. От нее группа узнает, что большинство средневековых сочинских храмов было построено во времена Абхазского царства и располагалось в нынешних Хосте, Лесном, Каштанах, на горе Ахун, под горой Ефрем. К сожалению, сегодня можно увидеть только их руины, в частности вблизи поселков Лоо и Ахштырь (это останки храмов соответственно X–XIV и XI–XIII веков). Но сохранившиеся древние византийские храмы есть в Абхазии. И их посещение также в программе СПЦ «Преображение». Абхазия — это праздник бесконечного тепла, солнца и фруктов. Это гостеприимство местных жителей, которое начинается с улыбки пограничника: «Добро пожаловать в Абхазию». Это древние храмы и крепости под открытым небом. Один из них — храм священномученика Ипатия в Гаграх, строительство которого ученые относят к IV веку. Те, кто молился в таких храмах, куда, к счастью, нечасто заглядывают вездесущие любители древностей, вспомнят, какое необычное чувство охватывает душу, едва переступаешь порог. Время поворачивается вспять, и невидимая сила переносит на 16 веков назад. Святыни сочинских храмов Из двадцати одного дореволюционного сочинского храма до наших дней дошли всего четыре. Возле старейшего из них, Свято-Преображенского храма, останавливается наш автобус. Уже четыре года его настоятель — протоиерей Александр Мензелинцев. Храм построен в 1911 году (см.: ЖМП. 2015. 4), на его территории разбит апельсиново-мандариновый сад, плоды которого отец Александр раздает своим прихожанам. Священник с особой любовью отзывается о трудах протоиерея Ильи Быстрова, нынешнего епархиального секретаря митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, который много сделал для благоукрашения храма и окружающей территории. Отцу же Александру выпало поменять в храме иконостас и достроить воскресную школу. Ее 50 воспитанников кроме церковных предметов знакомятся здесь с прикладным искусством — шитьем, рукоделием, пескографией, хореографией, бисероплетением, есть театральная студия, шахматный клуб и др. «Одно дело, когда дети сызмальства знают о Боге, а другое — когда мы подводим их к вере через прикладное искусство. Смотришь, ребенок раз-два пришел в школу, месяц ходит, а потом и мама пришла на исповедь, а за ней и папа», — делится опытом отец Александр.

http://e-vestnik.ru/reports/sochi_palomn...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иранские власти закрыли пресвитерианский храм ассирийской общины и сняли крест с его башни 05.06.2019 Иранские власти закрыли христианский храм ассирийской общины и сняли крест с его башни – это очередная из многих церквей в стране, которые были конфискованы властями, закрыты, пришли в запустение и разрушаются, сообщают christianheadlines и aina. Ассирийская община пресвитерианского храма в городе Табриз на северо-западе страны пребывает в состоянии страх, шока и растерянности после того, как власти вынесли решение о закрытии храма, а сотрудники спецслужб его исполнили. По сообщению новостной службы Assyrian International News Agency, силовики «ворвались» в 100-летний храм, внесенный в список объектов национального культурно-исторического наследия, изгнали из него прихожан и духовенство, навесили на двери замки и сняли крест с его башни. «Они показали со всей определенностью, что ассирийцам более не дозволено проводить здесь богослужения» – сообщил изданию местный анонимный источник из правозащитной организации «Восемнадцатая статья» (Article 18). По его словам, прихожане храма пребывали в страхе после того, как на последнее Рождество священникам других христианских групп было запрещено посещать Табриз для совместных богослужений со служителями ассирийской и армянской христианских церквей. Уточняется, что в нападении на храм участвовали агенты службы безопасности и сотрудники спецслужбы «Исполнения приказа имама Хомейни» ( Execution of Imam Khomeinis Order – EIKO). Закрыв двери на замки, опечатав храм и выгнав церковного сторожа, сотрудники спецслужб еще и установили на стенах здания камеры слежения. В этом храме пресвитерианской церкви многие годы велись богослужения на ассирийском языке, но в 2011 году он был «конфискован» по распоряжению «революционного суда», хотя при этом власти и разрешили прихожанам и далее вести в нем богослужения – вплоть до недавних пор. «Многие храмы, принадлежащие протестантским общинам, были конфискованы в Иране, – поясняет Мансур Борджи (Mansour Borji), директор правозащитной организации «Восемнадцатая статья». – При этом власти в большинстве случаев не смогли их перепрофилировать под иные цели – в особенности это касается охраняемых объектов национального культурно-исторического наследия. В результате многие храмы стоят пустыми, бесхозными, неохраняемыми и постепенно обращаются в руины, а затем их просто сносят – как это произошло с церковью в Кермане».

http://drevo-info.ru/news/25009.html

Персидский царь Кир II Великий сокрушил власть Вавилона в 539 г. до Р.Х. и предоставил иудейским изгнанникам возможность возвратиться в их исконные земли и восстановить свои святыни. Иудеев, вернувшихся на земли своих предков, ждала приводящая в уныние картина: всё сколько-нибудь значимое и ценное в некогда цветущем городе было разрушено. Из описаний, сделанных Эзрой во второй главе его книги, следует, что на то место, где были лишь руины Иерусалима и Храма, пришло в 538/537 г. до Р.Х. около пятидесяти тысяч человек. Во главе этого народа стояли Зоровавель, представлявший гражданскую власть, и первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, осуществлявший духовное руководство, когда вернувшиеся из плена заложили основание Храма в 536 г. до Р.Х. Однако вскоре из-за возникших препятствий работа замедлилась, а затем и вообще прекратилась (Эзр 4:1–5, 24). Восстановление попранной святыни было прервано почти на 20 лет, пока пророки Аггей и Захария не побудили народ к строительству Храма. Захария был прежде всего заинтересован не столько в строительстве здания, сколько в том, чтобы побудить народ вернуться к Богу и осознать свою ответственность за отношение к ближнему. Он стремился помочь пережившим плен иудеям, утратившим свое национальное самосознание и связь с богатейшим духовным наследием, вновь ощутить свою принадлежность к избранному Богом народу и осознать величие и социальную ответственность этого избранничества. Действительно новое начало требовало внутреннего, духовного и нравственного преобразования – нового сердца. Поэтому его первые слова – это призыв к народу не подражать своим предкам, у которых был великолепный Храм, возведенный Соломоном, но жизнь которых была далека от Бога. «Вернитесь ко Мне, – это вещее слово Господа Воинств, – и Я к вам вернусь, – говорит Господь Воинств. – Не уподобляйтесь вашим отцам» (1:3, 4). Книга Захарии состоит из двух основных частей. Первые восемь глав представляют собой описания восьми апокалиптических видений (символических картин) и вести предостережения и ободрения. Главы с девятой по четырнадцатую содержат два пророческих предсказания о грядущем в мир Мессии и о созидании на земле Царства Божия. Живые образы Господа, вступившегося за Свой народ, дарующего спасение и восстанавливающего разрушенное, и ныне несут исцеление и наполняют душу восторгом и надеждою. «В тот День Господь, их Бог, спасет их, спасет Он Свой народ, как паству Свою; как самоцветы в венце, будут искриться и сверкать они на Его земле. Как хороши они и как прекрасны будут!» (9:16, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Старинный храм появился в результате обмеления водохранилища в Мексике 19 октября, 2015. Новостная служба Храм был возведен испанскими колонистами в XVI веке 19 октября. ПРАВМИР. Из-за резкого понижения уровня воды в водохранилище штата Чьяпас в Мексике над поверхностью воды показались руины храма XVI века. Из-за сильной засухи обмельчала река Грихальва, которая питает водохранилище Несауалькойотль и уровень воды упал на 25 метров. Храм был возведен испанскими колонистами b XVI веке, однако в XVII веке его закрыли из-за эпидемии чумы, разразившейся в этих местах. Под воду храм ушел в 1966 году, после возведения дамбы. «Появление церкви из-под воды добавило приработка местным рыбакам, ловящим рыбу в водах Несауалькойотля. Теперь за небольшую плату они организовывают экскурсии на своих лодках для туристов, желающих поближе рассмотреть развалины и приблизиться к стенам храма», — сообщает РИА Новости. В 2002 году в результате падения уровня воды желающие даже могли попасть внутрь развалин храма. фото: AP фото: AP Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 ноября, 2021 28 июля, 2020 9 октября, 2019 21 августа, 2019 4 июля, 2019 16 июня, 2019 17 ноября, 2017 11 октября, 2017 27 сентября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/starinnyiy-hram-poyavi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010