Древнегреческий географ и историк Страбон писал о красоте улиц, отличных мостовых и больших кварталах этого античного мегаполиса (География. XIV, 1.37). Самой знаменитой была Золотая улица, которая пересекала предгорья Пагоса и шла от храма Зевса на одной стороне города и заканчивалась храмом Кибелы на другой. Театр и стадион располагались на склонах Пагуса, а акрополь эллинистического города был построен на самой высокой точке горы. Руины храмов Немезиды и Кибелы говорят о том, что все эти здания использовались и в римский период. В III-II вв. до н.э. Смирна входила в состав Пергамского царства, впоследствии её судьба была тесно связана с Римом. Цицерон называл Смирну «одним из самых верных и самых старых из наших союзников». В войне с Митридатом на востоке Риму не всегда сопутствовала удача, и когда римские воины страдали от голода и холода, жители Смирны брали на себя снабжение армии провиантом и тёплой одеждой. В 195 году до н.э. в городе был построен храм богине Роме, как знак особой дружбы между Римом и Смирной (Тацит. Анналы, IV.56). От построек как эллинистического, так и римского периодов практически ничего не осталось – только руины агоры и прилегающих к ней зданий. Остатков древних христианских храмов в Смирне не сохранилось – лишь мраморные кресты на мостовой агоры указывают, что когда-то (в 40;-40;И вв.) здесь были церкви. Разрушенный в 178 году н.э. землетрясением, город был отстроен Марком Аврелием, в связи с этим Смирна получила ещё два названия – «город страдания» и «город жизни». Строительство нового города велось прямо на месте руин прежнего – это объясняет тот факт, что в городе очень немного мест археологических раскопок эллинистического периода. Исследования показывают, что на Пагосе каждая цивилизация оставила свой слой каменной кладки – эллинистический, римский и византийский, выстроенные один на другом (Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul, 2007. – P. 121–123). С перенесением столицы в Константинополь падает значение Смирны как основного порта Анатолии в торговле с западом, однако город продолжал быть экономически стабильным и в Византийский период, имея население более 100000 жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

В первое десятилетие правления (37-27 гг.) И. В. осваивал наследие Хасмонеев. Он восстановил их крепости в долине р. Иордан. Из этих памятников хорошо изучены Масада и Кипрос вблизи Иерихона. Старый форт в Кипросе (30×35 м) превратили в укрепленный дворец (40×45 м) с роскошными банями со ступенчатым бассейном ( Netzer. Cypros. 1993). В Масаде построили часть Западного дворца: царские апартаменты с тронным залом, со спальнями и столовыми, окружавшими открытый двор, и хранилища ( Idem. 1991). Стены жилых покоев покрывала белая штукатурка, пол одного из залов - цветная мозаика из сплетающихся кругов с геометрическим и растительным фризом. В Масаде построили еще 3 дворца, по планировке напоминавшие Западный дворец, но по размеру они были меньше; 3 голубятни; большой бассейн в юж. части и т. н. казармы ( Idem. Masada. 1993). Большое строительство началось в Иерусалиме, где возводились дворец И. В., крепость Антония с башнями в уже типичной для построек И. В. технике, с опущенным до уровня скалы фундаментом и с использованием огромных камней (Jewish Quarter Excavations. 2000). Руины царских апартаментов в Масаде. 37–27-е гг. до Р. Х. Руины царских апартаментов в Масаде. 37–27-е гг. до Р. Х. Два дворца, построенные ранее в Иерихоне, на берегах Вади-Кельта, И. В. перестроил. На южном берегу возник большой (84×45 м) прямоугольник открытого двора-перистиля, окруженного помещениями (в т. ч. купальнями). Дворец на северном берегу был возведен по общему плану эпохи Хасмонеев, но на месте 2 небольших водоемов был устроен бассейн (18×32 м, глубина 2 м), окруженный садами. Новая, вост. часть дворца строилась на 2 уровнях. Верхний (северный) образовал 2-й внутренний двор дворца (28×34 м) с садом, с 3 сторон окруженным колоннадой. Нижний (южный) уровень включал старые части дворца, построенные в эпоху Хасмонеев, но бассейн И. В. превратил в сад, окруженный стоей; к югу от этого углубленного сада-бассейна поставили рим. бани ( Netzer. Jericho. 1993). Строительные проекты И. В. Утверждение на престоле позволило И. В. приступить к осуществлению целого ряда грандиозных строительных проектов. Демонстрируя свое благочестие, он внес решающий вклад в реконструкцию храма в Иерусалиме, а также в сооружение святилища в Хевроне. Он возвел городские дворцы в Иерихоне и Иерусалиме (т. н. крепость Антония) и загородные дворцы-крепости Иродион, Махерон и Масада. Также были заложены и отстроены новые города - Кесария Приморская и Севастия.

http://pravenc.ru/text/674087.html

Победители хватали младенцев за ноги и разбивали им головы о стены домов. Гордых ассирийских вельмож, закованных в цепи, делили го жребию. Ассирийский царь Син – шарру – ишкун, чтобы спастись от плена, зажег свой дворец и погиб в пламени. Библиотека Ашшурбанипала, находившаяся на втором этаже дворца, во время пожара рухнула. Много глиняных табличек при этом разбилось, но они все же не погибли. Превратившись от огня в кирпичи, они в таком виде и были найдены при раскопках. Кстати сказать, первыми «археологами», занявшимися раскопками дворца Ашшурбанипала, были вавилонские солдаты. Пока их бравые союзники, мидяне и скифы, неистовствовали на улицах, они тайком от них откопали в золе большое количество золота и серебра, сплавившихся от огня, бушевавшего во дворце. Впрочем, добыча была столь несметна, что ее хватило на всех. Победители оставили после себя руины и пепелища. Ниневия погибла. Такая же участь постигла Ашшур, Кальху, Арбелу, Дур – Шаррукин и остальные ассирийские города. Уцелевшие от резни ассирийцы либо были угнаны в плен, либо разбежались. С ними поступили точно так же, как они обычно поступали с побежденными. Падение Ниневии произвело огромное впечатление на окружающий мир, вызвало радость и ликование народов, изнывавших под ассирийским игом. «Где теперь логово львов и то пастбище для львят, где ходили лев, львица и львенок и никто не пугал их, лев, терзающий для насыщения своих львят и душащий для своих львиц и наполняющий добычей свои пещеры и свои логова растерзанным?» – восклицает пророк Наум и отвечает: «Спят твои пастыри, царь Ашшура, покоятся твои витязи, развеян твой народ по горам, и некому собрать его. Нет исцеления для твоей раны, смертельна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, рукоплещут о тебе, ибо на кого не простиралась непрестанно злоба твоя». 14 сентября 612 г. мидяне со своим царем Киаксаром покинули руины Ниневии и отправились домой с долей добычи и полона. После ухода Киаксара вавилоняне разграбили ассирийские провинции Нацибину и Руцапу в Северной Месопотамии и тоже удалились к себе. Территория Ассирии и большая часть добычи остались в распоряжении скифов, гегемонов Передней Азии. Но Ассирийская держава еще не погибла. Уцелела часть ассирийской армии и ассирийской знати, которые продолжали отчаянно сопротивляться. Их прибежищем стал город Харран на северо – западе Месопотамии. Здесь они избрали царем Ашшур – убаллита, младшего брата Ашшурбанипала, который был первосвященником Эхулхула, храма бога луны Сина в Харране. Ассирийцы уповали на помощь Египта, прилагавшего все силы для того, чтобы не допустить к своим границам скифов, мидян и вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21:7. Судьба Седекии. См. коммент. к 32:4. По-видимому, Седекия умер в плену после того, как был предан в руки Навуходоносора. 21:14. Лес Иерусалима. Здесь имеются в виду не соседние с Иерусалимом леса, но скорее древесина, из которой был построен царский дворец (см. коммент. к 3Цар. 7:1–12 ), поскольку на его строительство пошло много кедров. 22:1–30 Судьба царей 22:5,6. Дом сей сделается пустым. В «Мифе об Эрре и И шуме» разрушение городов и царского дворца описывается сходным образом. Эрра выражает намерение запустить диких зверей с гор и полей в город, чтобы они опустошили все общественные места. Он особо подчеркивает, что превратит царский дворец в руины. 22:6. Галаад и вершина Ливана. Галаад находится на восточном берегу Иордана. Северные границы Галаада точно не установлены, а на востоке он примыкает к пустыне. Вершины Ливана упоминаются в связи с его лесами (см. также: Зах. 10:10 ). И Галаад, и Ливан славились своей пышной растительностью. 22:10. Плачьте об отходящем в плен. Плененный царь здесь, по-видимому, Саллум, четвертый сын Иосии, который унаследовал престол в 609/608 г. до н. э., приняв имя Иоахаз. Процарствовав всего три месяца, он был увезен фараоном Нехао II в Египет, где позднее и умер. Автором книг Царств он причисляется к злым царям. 22:13. Принудительный труд на строительстве дворца. Вероятно, здесь идет речь о перестройке и расширении дворца Соломона Иоакимом. В Ramat Rahel обнаружены руины, которые, возможно, относятся ко времени Иоакима; кроме того, здесь найдено множество ручек от кувшинов, на которых написано «собственность царя». Поскольку этот царь должен был платить большую дань Египту, ему пришлось ввести трудовую повинность, т. е. работу без оплаты. Это напоминает практику, введенную во время строительства храма Соломона (см. коммент. к 3Цар. 11:28 ) и периодически наблюдавшуюся в Египте и Вавилонии. 22:14. Обшивает кедром. Обшивка стен кедром была признаком роскоши, поскольку это был самый дорогой отделочный материал. Он использовался исключительно для отделки дворцов и храмов. Окраска стен не была распространена широко, о чем свидетельствуют раскопки в Израиле, но хорошо известна в целом на Ближнем Востоке. На фресках – таких, например, как сцена коронации из дворца в Мари – бросается в глаза предпочтение красным и оранжевым тонам в интерьере. Расписанные стены упоминаются также в Иез. 23:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Греции раскопали древнее святилище Посейдона В святилище приносили в жертву коз, овец и свиней, а также виноградные лозы   АФИНЫ. В ходе раскопок в древнегреческом городе Гелике, расположенном на юго-западном побережье Коринфского залива, были обнаружены руины двух зданий и религиозных объектов, которые, возможно, служили частью святилища, посвященного греческому богу морей и бурь Посейдону, сообщает ARTnews Руины первого здания, датируемого VIII веком до нашей эры, представляют собой пол из прессованного грунта и стену высотой около 65 футов. Второе здание, датируемое VII или VI веком до нашей эры, было построено на каменном фундаменте и имеет планировку античного храма. Внутри сооружения была найдена керамика эпохи архаики (800–479 гг. до н.э.), а также глиняные фигурки и бронзовая голова змеи. К востоку от двух зданий были найдены артефакты, которые подтверждают, что это место использовалось в религиозных целях еще в 850 году до нашей эры. Среди находок археологов – различные подношения, в том числе глиняные и бронзовые статуэтки, колеса колесницы, бронзовые пряжки и булавки, железное оружие и даже фрагмент золотого ожерелья. Исследователи также нашли доказательства того, что в святилище приносили в жертву коз, овец и свиней, а также виноградные лозы. Археологи полагают, что святилище было посвящено Посейдону, богу морей и бурь, что неудивительно, учитывая расположение города на территории, которая часто затапливается. Во время предыдущих раскопок на этом месте исследователи обнаружили арочный храм, датируемый 710–700 гг. до н.э., с кирпичным алтарем, датируемым 760–750 гг. до н.э. Гелике, расположенный на юго-западном берегу Коринфского залива, был разрушен примерно 2600 лет назад, в результате землетрясения и последовавшего за ним цунами.   Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10297478.html

– Мне кажется, Вероника просто недовольна мной. Правда, Вероника? – неожиданно сказал Энцио. Я упрямо кивнула. По отношению к бабушке я была совершенно беззащитна, но Энцио я не могла не бросить вызов. – Да, – ответила я. – Потому что я не хочу, чтобы бабушка огорчалась. И вдруг бабушка уже откровенно сердито произнесла: – Вероника, мне стыдно за тебя перед нашим гостем! Я не помню другого случая, чтобы она так строго говорила со мной. Но обиднее всего было то, что меня отчитали из-за него и к тому же в его присутствии. «Он украл у меня мою бабушку и даже не знает, какой любви она заслуживает!» – подумала я со злостью. От горечи и ревности глаза мои наполнились слезами, и, как только бабушка вновь повернулась к Энцио, я тихонько встала и, незаметно покинув их, отошла подальше, к церкви Санта Мария Антиква. Там, усевшись на пороге древней руины, я упрямо вперила свой затуманенный слезами взор в величественное зрелище Форума. Мимо то и дело проходили люди, а мне все вокруг казалось безнадежно осиротевшим. Высоко в небе сияло солнце, а у меня было такое чувство, будто за каждым камнем притаилась незримая тень. Все выглядело совершенно иначе, чем прежде. Впервые в жизни до моего сознания дошло, как покорны и беззащитны эти прекрасные гордые руины, сколько тоски заключено в великолепии их удивительных порталов и в царственном величии их белых торжественных ликов. Даже льнущие к ним с трогательным благоговением ветки роз и лавров вдруг показались мне прекрасными и вместе с тем жуткими руками, которые природа уже простирает навстречу этим обреченным, чтобы увлечь их в темное лоно земли. Быть может, я не сознавала этого до сих пор, потому что всегда видела Форум глазами бабушки? Быть может, это она делала вещи легкими, невесомыми? Или это было всего лишь мое воображение? Нет, она этого не делала! Это мне лишь казалось. Могла ли она это сделать? Со своего места я видела вдалеке их фигуры. Бабушка сняла шляпу; ее красивые седые волосы отливали на солнце перламутровым блеском, как древний мрамор храма Антонина, на пороге которого она сидела. Как я ее любила! Энцио никогда не сможет ее так полюбить! Он стоял рядом с бабушкой; тень его маленькой гордой фигуры, по-полуденному короткая и резкая, падала на нее, но не покрывала ее силуэт, а перерезала его на уровне груди, там, где должно быть сердце. Мне вдруг стало нестерпимо больно за нее, как будто в образе Энцио над ней нависла та же неумолимая опасность, что таится здесь за каждым камнем. Мысль о том, что на мою гордую веселую бабушку могут обрушиться страдания, потрясла меня так, что я уже не знала, отчего я плакала – от ревности или от страха за нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн , Дж. Б. Уорд-Перкинс , П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы ). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм- тетраконх , типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

http://pravenc.ru/text/62530.html

Можно по-разному относиться к самому собору, выстроенному в 1842 году и во многом эклектичному по своей архитектуре (особенно проигрывает он при сравнении со стоящей рядом Троицкой церковью), но важную роль его в формировании силуэта города отметить необходимо. В этом ценность храма как памятника архитектуры Болхова. Неплохим образцом классической архитектуры является колокольня собора, выстроенная в 1830-е годы. Экспрессивность панорамы всегда настраивает на особый лад, когда впервые подъезжаешь к незнакомому городу. Он сразу приобретает притягательность, какое-то особое обаяние, которое ощущаешь затем постоянно, знакомясь с его памятниками. Живописная панорама — это и как прощальный привет уже ставшего близким города, когда, покидая его, ещё и ещё раз оглядываешься назад, пока не скроется он от взора за окрестными холмами.   Если болховцы слыли в округе людьми простоватыми, то о мценских жителях соседи держались совсем другого мнения. «В простонародье город Мценск называется Амченском, а жители амчанами. Амчане ребята бойкие; недаром у нас недругу сулят «амчанина на двор» 38 ,— писал в «Записках охотника» И.С.Тургенев. Город этот он знал очень хорошо, любил его. Вид Мценска, когда он открывался весь с вершины одного из окрестных холмов, вызывал у писателя радостное чувство, «чувство родины»: «Кто мне растолкует то отрадное чувство, которое всякий раз овладевает мною, когда я с высоты Висельной горы открываю Мценск? В этом зрелище нет ничего особенно пленительного — а мне весело. Это и есть чувство родины» 39 . Я вспомнил эти слова, когда в книге А.Верта прочитал о Мценске 1943 года: «Вдали, на холме, под голубым летним небом виднелись руины церквей, остатки домов и одинокие печные трубы. ...Руины на холме были развалинами Мценска. Две старухи и четыре кошки — вот все живые существа, которых советские солдаты нашли там, когда немцы отошли 20 июля. Прежде чем уйти, фашисты взорвали и сожгли всё — церкви и здания, крестьянские избы и всё остальное. В середине прошлого века в этом городе жила «леди Макбет» Лескова и Шостаковича. Как-то не укладывалось в голове, что эта драма страстей и крови развертывалась в городе, где теперь стоял запах крови, пролитой по совсем иным причинам» 40 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Наконец караван достиг берегов залива Акаба. Как бы ни манили к себе белые дома библейского Елафа, залитые ослепительным солнечным светом, как бы ни были соблазнительны после перехода через безлюдную долину звуки этого оживленного восточного морского порта, все же ученые не поддались очарованию этого места — места пересечения трех миров. Их задачей был Телль-эль-Хелейфех — одинокий холм, который выглядел просто грудой камней, поднимающейся из глубины пустынной равнины. Началась первая стадия раскопок, и внимательное исследование принесло неожиданно быстрый результат. Были найдены рыболовные крючки, сделанные из меди. Затем — черепица и остатки стен… …Когда археологи добыли материал из контрольных шахт, то обнаружили, что в нескольких местах на одинаковом уровне они наталкиваются на фундамент стены. Ниже шел чистый грунт. По найденным черепкам ученые определили возраст каменной кладки. Он относился к началу 1000 года до н. э. — к периоду правления Соломона. Эта датировка заставила Глюка приостановить работы. У его экспедиции впереди были другие задачи. Но в течение последующих лет американские ученые продолжили раскопки, которые провели в три этапа и закончили в 1940 году. Результаты подтвердили теорию Глюка. Оказалось, что первые руины, обнаруженные здесь, были когда-то домами рабочих. Затем появился крепостной вал казематного типа, что безошибочно можно было отнести к строительному стилю раннего железного века. После этого при раскопках обнаружились руины большого поселения. Самыми интересными находками были литейные формы и огромное количество медного шлака… …В конце концов Нельсон Глюк обнаружил в казематных стенах, окружающих каменистый холм, крепкие ворота с прочным тройным запором. Больше он не сомневался. Телль-эль-Хелейфех был когда-то Ецион-Гавером, крупным южным морским портом царя Соломона: „Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе…“ Но Ецион-Гавер был не только морским портом. На его судоверфях строились корабли для океанских плаваний. Однако прежде всего Ецион-Гавер был центром производства меди. Больше ни в одном месте „Плодородного полумесяца“ — ни в Вавилоне, ни в Египте — не было найдено таких огромных печей. Таким образом, в Ецион-Гавере было лучшее на Древнем Востоке оборудование для выплавки меди. Там производился металл для культовых принадлежностей Иерусалимского храма…»

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

и юж. стен зап. трети центрального объема, плинфяные подпольные гробницы и грунтовые захоронения. В позднесредневек. время храм постепенно разрушался. На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. он показан еще с сохранившимся куполом, но уже в явном запустении. В XVII-XVIII вв. произошло обрушение главы и столбов, местные жители разбирали руины галерей на строительный материал. Работы по восстановлению храма производились в 1763 г. (на средства майора А. Васильевского и смоленского мещанина Н. Верзина) и в 1786 г. (на средства еп. Парфения), и постройка приобрела барочный облик. Покрытие храма стало 4-скатным. Объем храма завершает малый восьмерик, каждая грань которого прорезана окном с полукруглой верхней частью, стыки граней оформлены пилястрами; купол был увенчан миниатюрной луковичной главкой. Остатки разрушенных крещатых столбов были заменены новыми, квадратными в плане. Межалтарные стенки и зап. стена были стесаны на глубину до 0,5 м, внутренние и внешние пилястры и тяги стесаны полностью. Мн. оконные проемы были растесаны и получили барочные наличники; особенно богатым стало убранство зап. портала и оконного проема над ним. Пол был повышен почти на 2 м, вокруг храма была произведена мощная подсыпка на ту же высоту. В 1827 г. были сломаны остатки сев. придельного храма, а с зап. стороны выстроены придел во имя кн. Андрея Смоленского и колокольня. Эти пристройки были полностью разрушены взрывом 24 сент. 1943 г., при отступлении немцев из Смоленска. Археологические исследования производились в 1924 г. (Хозеров, С. Д. Ширяев), 1961 г. (Алешковский), 1967 г. (Н. Н. Воронин, Раппопорт), 1981-1991 гг. (Сапожников), натурные обследования кладок и реставрация - в 1929 и 1950 гг. (П. Д. Барановский; восстановлены полуколонны). В ходе реставрации 1950 г. были частично восстановлены формы первоначального декора - пилястры с полуколоннами на фасадах и прямоугольные тяги на апсидах, кладка к-рых выведена на небольшую высоту. В 70-х гг. ХХ в. проводилась реставрация под рук. С. С.

http://pravenc.ru/text/471599.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010