В окрестностях Иерусалима археологи обнаружили поселение времен Второго Храма 19 февраля, 2014. Новостная служба Деревня состояла из маленьких каменных домов, между которыми были узкие переулки. Планировка строений была стандартной – несколько комнатушек и дворик. Комнаты использовались для жилья и хранения всевозможной утвари 19 февраля, ПРАВМИР. В горах под Иерусалимом около так называемой «Бирманской дороги» («Дерех Бурма») в районе Мицпе Харэль израильские археологи обнаружили руины древней деревни, существовавшей во времена Второго Храма — около 2300 лет назад, и добились переноса ветки газопровода, которая должна была пройти через исторический объект. На месте находки теперь возникнет археологический парк, сообщает сайт Императорского Православного Палестинского общества. Площадь раскопок, которые вело Управление древностей Израиля с августа 2013 по январь 2014 года, составила 750 квадратных метров. Деревня состояла из маленьких каменных домов, между которыми были узкие переулки. Планировка строений была стандартной – несколько комнатушек и дворик. Комнаты использовались для жилья и хранения всевозможной утвари, а двор предназначался для домашних работ. Деревня, чье название история не сохранила, расположена на высоте 280 метров над уровнем моря. В ходе раскопок также была обнаружена утварь из базальта и известняка, которая служила для приготовления пищи, глиняные котлы, керамические сосуды для хранения вина и масла, лампадки, служившие для освещения. Портал newsru.co.il также сообщает, что найдены 60 монет, среди которых особенно заметны датируемые эпохой царя Антиоха Третьего из эллинистической династии Селевкидов (конец III – начало II века до нашей эры), и правлением представителя еврейской династии Хасмонеев Александра Янная (конец II — начало I века до нашей эры). Древняя деревня располагалась на холме в окружении садов и виноградников. Это поселение существовало в период правления греческой династии Селевкидов, потомков одного из полководцев Александра Македонского, и царей из семьи Хасмонеев, которые ненадолго восстановили независимость Иудеи.

http://pravmir.ru/v-okrestnostyax-ierusa...

Как ни странно, но в Новом Завете нет упоминаний ни о Ездре, ни о Неемии. Однако, влияние их деятельности чувствуется на всем протяжении новозаветной истории. Настрой Ездры, как левита и книжника, к посвящению себя «изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» ( Езд.7:10 ), послужило основанием для начала целого сословия книжников, которые играли важную роль в жизни израильского общества первого столетия. В то время, как в этнической чистке, которую потребовали провести Ездра и Неемия, была определенная необходимость, она могла в определенных случаях привести к надменности и презрению по отношению к другим людям. Нет особых причин приписывать такие намерения лично Ездре или Неемии, но их реформы легко привели к поведению, которым славились фарисеи времен Иисуса. Одержимость идеей отделения чистого от нечистого, которая была разработана к началу первого века н.э. (ср. Мф.15:19 ; Мк.7:19,1723 ), так сильно засела в умах многих иудеев, что им уже трудно было представить даже возможность общения с другими народами. Апостол Петр боролся с этой проблемой, так что Господу понадобилось преподать несколько специальных уроков, чтобы показать ему открытость Евангелия ко всем народам земли ( Деян.1011 ; ср. Гал.2:1114 ). Такое поведение, очевидно, прикрывалось идеей о том, что они должны были быть «светом для язычников» ( Ис.42:67, 51:4, 2:14, 9:27 ; Мих.4:25 ; Лук.2:3132 ). Эпизоды из книг Ездры/Неемии также помогают уяснить происхождение некоторых конфликтов с самарянами, которые встречаются на страницах Нового Завета. Ездра/Неемия не затрагивают непосредственно строительство храма на горе Гаризим, но их конфликт с семьей Санваллата отразился в истории, и, в конечном счете, завершился строительством альтернативного храма в Самарии (хотя здесь, похоже, следует говорить о другом Санваллате, жившем позднее; см. Иосиф Флавий, Древн. 11.8.2,4; 13.9.1). Руины гаризимского храма послужили основой для слов Иисуса, обращенных к женщине самарянке, о времени, которое вскоре настанет, когда географические вопросы перестанут влиять на правильность поклонения Господу – поклонение в духе и истине превзойдет их ( Ин.4:2024 ). Специальные темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Недалеко от Иерусалима археологи обнаружили ханаанский «храм восходящего солнца» Монументальное сооружение, построенное 3300 лет назад, стояло на вершине города Азеки   ИЕРУСАЛИМ. Археологи обнаружили руины ханаанского храма, построенного в честь восходящего Солнца на вершине кургана Азека, древнего поселения в современном центральном Израиле, сообщает израильское издание Haaretz . По словам исследователей, комплекс позднего бронзового века и впечатляющие артефакты, найденные в нем, дают представление о религиозных верованиях хананеев, демонстрируя сильное влияние древнеегипетской культуры. Свидетельства насильственного разрушения храма и всего этого места также открывают окно во внезапный крах множества цивилизаций, который произошел в конце бронзового века и привел к возникновению новых культур и политических образований в Леванте, включая древний Израиль. Храм в Азеке археологи раскапывают с 2014 года. Здесь работает команда Тель-Авивского университета под руководством профессора Одеда Липшица. Их открытия на территории комплекса были описаны в марте в журнале Biblical Archeology Review . Археологи выявили два этапа в долгой истории храма, охватывающей вторую половину позднего бронзового века (16-12 века до н.э.). Первоначально, где-то в конце 14-го или начале 13-го века до нашей эры, жители Азеки создали святилище под открытым небом, построив большую мощеную платформу на вершине кургана, с которой открывался захватывающий вид на восток на долину Эла, которая позже стала местом библейской «дуэли» Давида и Голиафа. По данным команды археологов, богослужение было сосредоточено вокруг каменного алтаря и чаши для слива жидкостей из подношений, покрытых гипсом. Рядом с алтарем находился столб, распространенный культовый объект в древнем Леванте, сделанный из гладкого известняка и отражавший утренний свет. «Учитывая яркость этих поверхностей, легко представить, как лучи утреннего солнца окрашивают это пространство в яркие оттенки золота, оранжевого и розового», — пишут археологи.

http://sedmitza.ru/text/10373482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРЕАГЗЫ Дереагзы [тур. Dere руины архитектурного комплекса (епископского, монастырского или паломнического?) в М. Азии, к северу от древних Мир Ликийских (совр. Турция, иль Анталья). В его центре - крупнейшая из известных церквей Византии IX-X вв. Сохранились стены построек, нек-рые арки и участки сводов, фрагменты декора. Исторических сведений о памятнике нет, предположение Росса о посвящении храма св. Бессребреникам не находит оснований ( Morganstern. P. 172). Храм был крестово-купольным, с элементами, характерными для базилики. Наос представлял собой почти точный квадрат с равновеликими рукавами креста (высота ок. 14 м), неглубокими по сравнению с подкупольным пространством. Над нартексом и боковыми нефами были устроены хоры, открывавшиеся в сев. и юж. рукава креста. Ячейки боковых нефов и нартекса под хорами перекрывали крестовые своды. Пространство каждого из боковых нефов под хорами в рукавах креста отделялось от центрального парами колонн. Ось центрального нефа постройки подчеркивалась продольной растянутостью подкупольных столбов. Пространство вост. рукава легким уступом отделялось от глубокой сводчатой вимы, предварявшей алтарную апсиду. Жертвенник и диаконник, перекрытые крестовым сводом квадрифолии с углубленным вост. рукавом, имели проходы как в виму, так и в боковые нефы. Снаружи все 3 апсиды были 3-гранными. Нартекс фланкировался квадратными в плане лестничными башнями, перед 3 входами в него располагались глубокие портики. Фасады были оформлены рядами плоских арочных ниш и широкими лопатками, отражающими внутреннюю структуру храма. С юж. и сев. сторон от храма находились 2 одновременные ему купольные постройки, связанные с ним переходами. 8-гранные снаружи и ротондальные внутри, с востока они имели слегка выступающие компартименты с конхами. В толстых стенах находились ниши: в юж. постройке прямоугольные по сторонам света, а в сев. постройке - наоборот, полуциркульные по диагонали.

http://pravenc.ru/text/171727.html

5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины... Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий... Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре — октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны. После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство — строили же в те годы знаменитые московские «высотки». Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны... ...Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».

http://patriarchia.ru/db/text/168246.htm...

Для Баальбека выгодно, что его храмы представляют руины: будь они целыми, давно бы туристы подметили неприятное впечатление, какое должна производить тяжелая, массивная архитектура, с ее рассчитанными на грубый вкус эффектами, мелочною и сухою резьбой тонких поясков и гзымзов на подавляющих грузностью массивах. Прежняя деликатная резьба греческой орнаментики, столь изящная на мраморных храмиках Греции, примененная здесь к громадным пространствам, кажется здесь чудовищною утонченностью, заставляет жалеть о работе, потраченной на пышные карнизы и покрытые сетью орнаментальной резьбы колоссальные плафоны с гигантскими кассетами, монструозными бюстами и грузными свешивающимися розетками, так как эта работа в местном, хотя и крепком, известняке, очень недолго оставалась свежею. Правда, разрушение ослабило резкость и ремесленную сухость. Для нас любопытны были особенно капители и орнаментация антаблеманов. Храмы Баальбека резко разнятся по стилю: в большом и древнейшем храме (времен Антонина) (Солнца?) листва капителей, с широкою сердцевиною, сочною выпуклостью листа, широкими его лопастями и узкою верхушкою, напоминает еще лучшие образцы Адриановых построек Афинах. Капители малого и позднейшего храма (Зевса Гелиополитанского?) (издаваемого нами в снимке со стороны входа, табл. II) уже много небрежнее в отделе: аканфовый лист узок, сух, почти не суживается к верхушке, мало выпукл, весь как будто стянут и изрезан; но если он лишился жизненности и эластичности, то стал энергичнее, резче и характернее. Глядя на эти новые типы листвы, понимаешь, что нежный аканф с пышною листвою более приличен мрамору, тогда как остролистный с оттопыренными концами и иголками, лучше в больших капителях из известняка, которые производят особый эффект своими густыми, почти черными тенями. Не по этой ли простой причине, работая с IV стол. Почти исключительно в разных родах известняка, резчики все укорачивали лист аканфа и делали его суше, тернистее? Для нас, в частности, важно родство орнаментальных форм этого храма с константиновскими постройками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Дорийцы, освоив технику железа, не перестали быть варварами» (Тойнби, цит. изд., с. 227–228). Новейшие археологические исследования не подтверждают распространенного ранее представления о том, что дорийцы пользовались железным оружием, до покорения микенцев: железный век пришел на Балканы в эпоху, наступившую уже после дорийского завоевания микенского мира. Но, несомненно, что и, вступив, под влиянием технологических заимствований из малой Азии в железный век, Эллада оказалась на низшем уровне культурного развития, даже в технологической области, чем тот, на котором стояла, предшествовавшая микенская культура. Особенно убедительным образом бедность железного века выразилась в удручающем падении строительной техники. Не только жилые дома, но даже храмы этого периода – и так это оставалось, вплоть до архаической эпохи – строились из сырцового кирпича, крыша подпиралась деревянными столбами, а храмовый цоколь делался из каменных плит – об этом говорят раскопанные руины храма Артемиды в окрестностях Спарты и храма в Этолийской терме. Жилые дома, даже знати, строились из дерева, полом служила утрамбованная земля, а дым очага выходил через отверстие в крыше. Вазы протогеометрического стиля покрывались геометрическим орнаментом, который составлялся из кругов, полукругов, ромбов и пересекающихся линий. Этот стиль достигает совершенства на рубеже тысячелетий – изделия этого времени отличаются замечательным чувством ритма, пропорций, изяществом отделки. Протогеометрическая вазопись появилась в Аттике, в Афинах. Керамик, где обнаружены наиболее ранние изделия этого стиля, находился за пределами города – там хоронили своих покойников переселенцы, беженцы из разоренной Ахеи и Элиды, которые, вероятно, и явились создателями этого стиля. Из Аттики протогеометрическая керамика распространилась затем по эгейскому побережью, по островам архипелага, а также в малоазийских поселениях ионийцев. Начало, собственно, геометрического стиля также связано с Афинами. Наиболее характерными изделиями этого стиля стали амфоры и кратеры из дипилонского некрополя, близ Афин – огромные сосуды, высотой до человеческого роста, которые первоначально употреблялись в качестве надгробных памятников афинской знати, поэтому они украшены поясами росписей, изображавших погребальные обряды: оплакивание покойника, поминальную тризну, погребальные игры. На этих вазах изображались также всадники, колесницы, батальные сцены, корабли – все, что имело отношение к жизни покойников. Эти изображения составлялись из упрощенных фигур, приближенных к геометрическим – повернутый вершиной вниз треугольник, представлял человеческое тело, руки и ноги изображались почти прямыми линиями, голова на этих рисунках неизменно имеет форму круга, непропорционально малого, по отношению к корпусу, и неизменно повернута в профиль – это был, своего рода, древний кубизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Если говорить о церковно-историческом наследии, то мне казалось совершенно естественным начать восстановление с бесчисленных монастырей и храмов, превращенных в руины и разбросанных по необъятной территории России. Конечно же, в какой-то степени это происходило само собой, частными усилиями, но мне казалось, что тут необходимы были централизованные усилия государства и Церкви. Если же говорить о том, что было полностью уничтожено и что нужно было восстанавливать с нулевого цикла, то я был абсолютно убежден в том, что начинать нужно было с Кремля. Прежде всего нужно было восстановить храм Спаса на Бору, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Благовещения на Житном поле и храм Константина и Елены, после чего можно было бы демонтировать и Дворец съездов. Систематическое и целенаправленное восстановление храмов и монастырей, находящихся на территории России, вместе с систематическим восстановлением храмов и монастырей Кремля должно было привести к восстановлению визуальной среды, которая в гораздо большей степени, чем аудиально-вербальная среда, влияет на формирование сознания, и потому восстановление этой среды могло бы действенно и реально способствовать постепенному обретению утраченной национальной самоидентификации. Ничего подобного не подразумевалось при восстановлении храма Христа Спасителя, и поэтому, по моему мнению, эта акция, может быть, неосознанно, но все же носила во многом политический и даже популистский характер. Храм Христа Спасителя — это типичный продукт сознания и мышления синодального периода, а синодальный период есть время тотального забвения древнерусских устоев иконописи, церковного зодчества, знаменного пения и крюковой нотации, то есть забвения всего того, что образовывало основу русской национальной самоидентификации. Если восстановление храмов и монастырей Московского Кремля подразумевало восстановление древних устоев зодчества, иконописи и пения, а также перекидывало мост к традициям московского Православного царства, то восстановление храма Христа Спасителя фактически отрекалось от связи с древней иконописью, древним зодчеством и древним пением и вместе с тем ориентировалось на традиции синодальной империи, приведшей в конечном итоге Россию к революционной катастрофе.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

к. следы обрушений свода и стен отсутствуют. Прочность стен на сегодняшний день достаточна и не внушает опасений. Песчаник не поддается процарапыванию без усилий. При среднем уровне организации работ пещера легко может быть раскопана для посещений паломников. Состояние церковного фундамента из гранита хорошее. Часть боковых камней осыпалась, часть находится в воде. Повсюду разбросаны кирпичи с маркировкой «ДПУЦ». Куда вывезена основная масса кирпичей сегодня не ясно, но их было несравнимо больше. Объем своза должен был быть изряден. Дно Долгой близ фундамента усеяно кирпичами и гранитными блоками. Оно должно быть безусловно вычищено. Это даст возможность беспрепятственно переходить брод и освободить доступ к следовику. В идеале реально соорудить хотя бы небольшой мостик на левобережье реки к руинам храма. От сооружений скита в наличии валунные фундаменты плохой сохранности и обломки истертого жернова. Культурные растения — сирень, яблоня, смородина. Близ скита сегодня карьер песка. Это дает удобный подъезд для автотранспорта. …В 2002 году 2 раза довелось побывать в Доложской пещере; один раз на день Успения. Безусловно пещера мала для массовых посещений. Встречное движение верующих крайне затруднительно. Местники рассказывали, что раньше поток шел вкруговую; очевидно, в левое ответвление. По некоторым сведениям в какой-то период в глубине пещеры был сделан колодец-накопитель Святой воды. Говорят, что в Пещере был плитняковый пол. А. Никандров, проникавший путем раскопа в левое ответвление, описывает там некую келью, из которой, якобы, был просвет на улицу. Один из местников рассказывал, что южнее колокольни Пещерской церкви была часовенка. Имеется ввиду левобережье. Там же от храма прослеживается заросший паломнический путь, который идет до взвоза на гриву «высокопесчаной скалы». Этот взвоз ведет к разрушенной сегодня мельничной плотине. Пещерская мельница находилась менее, чем в ста метрах от Пещеры, выше по течению. От нее сохранились: фундамент строения, руины плотины и два русла, уделанных валунами.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Основное возражение оппонентов направлено на то, что Н. Голб говорит о библиотеке именно Иерусалимского храма. Среди рукописей находятся столь специфические, как 12 копий явно сектантского «Устава общины», 11 копий «Дамасского документа», 6 копий сепаратистского «Галахического письма» и так далее. Насколько допустимым могло быть пребывание такого рода литературы в храмовой библиотеке? Учитывая общий немалый объем хранимых книг и возможность собирания рукописей разных религиозных течений в архивных целях, можно заключить, что данное возражение против теории Н. Голба не является решающим. Одним из важных аргументов Н. Голба является его указание на пассаж в «Медном свитке», где речь идет о спрятанных в окрестности Иудейской пустыни «сосудах и рукописях» – ведь в этом документе, по всей видимости, описывается как раз имущество, вывезенное из Иерусалимского храма. Идентифицируя Кумран с крепостью 16 ,16 Н. Голб исходил из того, что кумранские руины традиционно были известны как развалины военной крепости. Хорошо была видна, впрочем, лишь высокая башня, а остатки прочих сооружений были скрыты под слоем земли. Н. Голб пришел к выводу, что крепость была одной из тех, которые начал сооружать вдоль западного побережья Мертвого моря примерно в 144 г. до P. X. первый правитель Хасмонейской династии Ионафан Маккавей, чтобы защитить восточные рубежи Иудейского государства, только что приобретшего независимоть от Селевкидского царства. «И возвратился Ионафан, и созвал старейшин народа, и советовался с ними, чтобы построить крепости в Иудее», – повествует летопись ( 1Мак.12:35 ). Кумран был разрушен в результате военной операции (о чем свидетельствуют рухнувшие стены, следы огня, железные наконечники стрел римского происхождения). Тщательно продуманная система водоснабжения этого места, хотя и не берущая начало из источника в стенах, указывает на самодостаточность и защищенный комплекс зданий. Цистерны имели не ритуальный характер, а предназначались для длительного хранения воды на случай осады: вмещая в целом 1127 м 3 , они могли питать водой до 750 человек (по 6 литров на человека в день) в течение 8 месяцев. В третьих, имелись стены вокруг комплекса зданий, а хорошо защищенная башня на севере с 4 комнатами охраняла наиболее уязвимое место в комплексе. На остатках этой башни видны 2 высоких яруса, о третьем свидетельствуют кирпичные обломки внутри. Башня была возведена с незащищенных сторон после какого-то частичного разрушения (возможно, от землетрясения) примерно в 31 г до P. X. В-четвертых, последние иудейские монеты датируются 68 годом P. X., почему и Р. де Во предположил разрушение комплекса в этом году. Но не обязательно насельники этого места теряли новые монеты – тогда, возможно, разрушение произошло несколько позднее. 2) Идентификация Кумрана с загородным поместьем (виллой)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010