Те, кто следил по телерепортажам за боями в Грозном, может быть, и сегодня помнят сюжет о Михаило-Архангельском храме. Звучит канонада, слышны разрывы, и посреди всего этого кошмара — несколько русских женщин на фоне церкви… Они говорят: — Когда все началось, мы собрались здесь, и Господь по молитвам Архистратига нас сохранит! И, конечно, я очень хотел добраться до храма и увидеть, что сталось с ним и с этими женщинами. И еще хотел побеседовать с настоятелем, отцом Анатолием Чистоусовым. Причем гораздо больше, чем с Масхадовым. Когда я наконец понял, что возможности оторваться от нашей группы без риска не выполнить основное задание у меня нет, то обратился к своим спутникам с просьбой заехать в храм вместе и был очень рад и благодарен им, когда они с готовностью согласились. …Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять, что война храма не пощадила. Впрочем, пощадила она (а точнее — Господь сохранил) тех, кто прибегал с надеждой на милость Божию под его кров. Сам храм сгорел, но настоятель, отец Анатолий, вынес из пожара антиминс и продолжал служить в пристроенном рядом баптистерии. А может, сторожке, этого уже точно не скажу. Вокруг были руины… Пыль, которая, кажется, не опускалась на землю, но висела в воздухе — пыль, в которой были перемешаны порох, кирпич, известка, человеческий ужас, человеческая боль и нечеловеческие страдания. Этим составом тут было пронизано и пропитано все. И в самой сердцевине этого — русский священник с кротким, удивительно спокойным, мирным лицом и собравшаяся вокруг него община. Я не думаю, что это были только лишь постоянные прихожане, к нему прибились и просто те, кому было страшно и некуда больше идти. Мы говорили с отцом Анатолием, и он рассказывал, как загорелся храм, как вынес из него антиминс, как отпраздновали они Пасху. А народ потихоньку собирался вокруг, обступая нас, а в большей степени — отца Анатолия. Я смотрел на это, и на глаза наворачивались слезы. Мне кажется, я тогда впервые понял, что это такое — пастырь и его паства, потому что они и правда были рядом с ним, как овцы со своим пастухом, у них, кроме Бога и него, никого не осталось, кто мог бы их защитить и кому они были бы нужны. Здесь было очень трудно, очень страшно, но все было (возможно, именно поэтому) предельно настоящим, ничего искусственного, а все так, как оно и должно быть… Пастырь, готовый положить свою душу за овец, и паства…

http://pravmir.ru/tyi-predstavlyaesh-myi...

Вся эта история заставила Сталина усомниться в лояльности ЕАК во главе с актером и режиссером Еврейского театра в Москве С. Михоэлсом, который вскоре после тех событий был убит в Белоруссии агентами КГБ. Одной из причин разгрома ЕАК, тесно связанного с американскими сионистскими центрами, и казни его руководства часто называют убеждение Сталина в том, что предложение этого комитета о создании в Крыму Еврейской социалистической республики преследует целью провозглашение независимости такой республики, выход ее из состава СССР и превращение Крыма в плацдарм НАТО. Проницательность Сталина поистине поразительна, ибо такую же судьбу Крыму международный сионизм принялся готовить с момента бандеровского переворота на Украине в 2014 году одновременно с планом превращения этого полуострова в «новую историческую родину евреев» по образцу Хазарского каганата. Три причины возрождения Хазарии Казалось бы, зачем было сионистам и их покровителям заниматься столь дорогостоящим и трудоемким делом, как возрождение каганата, когда у них уже есть созданное по решению ООН «еврейское государство», появившееся на карте мира 14 мая 1948 года на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 181, принятой 29 ноября 1947 г.? Ответ на это есть, хотя его тщательно скрывают и игнорируют. Израиль по сей день настаивает на том, что его границы должны включать все территории исторического Эрец Исраэль, что решениями ООН о разделе Британской Палестины на еврейское и палестинское государства не предусмотрено. Часть этих исторических земель досталась палестинцам, которые после долгих лет борьбы создали свое государство, а часть Израиль у них отнял и оставил за собой. Затем в 1967 году прихватил землицы у Сирии, Египта и Иордании. В этом одна из причин перманентного конфликта Израиля и арабских стран, обострившегося в последнее время в связи с идеей строительства «Третьего храма». Дело в том, что руины «Второго храма» находятся на территории палестинской части Иерусалима, где расположены святыня мусульманского мира – мечеть Аль-Акса и святой камень, с которого пророк Мухаммед вознесся на небо.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/16/novyi_...

9:4. Семьдесят сиклей серебра. Семьдесят сиклей из храмовой казны были выданы за жизнь семидесяти сыновей Гедеона. Это свидетельствует о том, как дешево они ценились (ср.: 50 сиклей – выкуп за мужчину в Лев. 27:3; 20 сиклей – средняя цена раба). 9:4. Наемники. В городе такого размера, как Сихем, вероятно, проживало около тысячи человек, следовательно его войско могло насчитывать 200–300 человек. Однако большинству из них поставленная задача была не по душе. Обычно основным мотивом участия наемников в военных действиях была возможность наживы. В таких ситуациях, как эта, подобная возможность отпадала. Известно, что в городе-государстве Мари (XVIII в. до н. э.) финансовое обеспечение военных действий, одобряемых божеством, осуществлялось храмами. 9:5. Ритуальная казнь. Сообщение о том, что сыновья Гедеона были убиты «на одном камне», свидетельствует о ритуальном характере казни. Обычно жертвоприношения совершались на жертвеннике, но иногда с этой целью использовали большой камень (см. коммент. к 6:20). Возможно также, что это действо было связано с огромным вертикально стоящим камнем, установленным в центре сихемского святилища на холме. Казнь соперников в борьбе за престол была обычным явлением для древнего Ближнего Востока, да и для всей истории. Однако примеры превращения казни претендентов на престол в ритуал человеческого жертвоприношения на древнем Ближнем Востоке нигде больше не встречаются. 9:6. Дом Милло. Очевидно, «дом Милло» следует понимать как укрепленную территорию храма на городском холме (см. коммент. к 9:46). По мнению большинства исследователей, милло – это не что иное, как земляная насыпь. 9:7. Гора Гаризим. Не вызывает сомнений, что человек, расположившийся на склоне горы Гаризим, мог быть услышан в Сихеме. Гаризим подступает к самому городу, что создает благоприятные акустические условия для подобного выступления. В нижней части склона, недалеко от Сихема, имеется каменистое обнажение, на котором, по мнению многих, стоял Иофам. В то время там, очевидно, находились руины еще более древнего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины... Мрамором из Храма выложили станции метро " Кропоткинская " и " Охотный ряд " , скамейки украсили станцию " Новокузнецкая " . Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий... Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 г., но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 г., не суждено было завершить. К 1939 г. закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны. После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские " высотки " . Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

http://sobory.ru/article/?object=44392

В западном квартале улицы имеют, напротив, обычный вид тропинок, ведущих по мусорными кучами и среди каменных оград и древних домов. Вновь встречаем триумфальную арку (табл. XVIII), на этот раз и меньшего (фот. 435, кат. 287) размера (если не городские ворота?): неизвестный нам исследователь раскопал эту арку до основания. В стороне от нее подымаются величественные развалины дворца (фот. 436, кат. 288) западный фасад их открывается рядом громадных аркад; внутри здание сохранило всюду стены обоих этажей, еще видна громадная арка, связывающая залы верхнего этажа. По близости от дворца, среди полуразваленных домов, видны две торчащие отдельно колонны; они поставлены на особых высоких пьедесталах и, очевидно, принадлежали как бы лицевому портику; по сторонам их, в стенах соседних домов можно еще различить две полуколонны, обрамлявшие боковые анты. Но кусок закругляющейся стены за этими антами или пилястрами и полукупольного свода над ними показывает, что мы имеем здесь не собственно портики, но декоративную экседру, единственно уцелевшую от языческого храма. Расследовать прочие его части, застроенные или вошедшие в состав домишек, в настоящее время не мыслимо. Античные руины Босры представляли для наших целей значительный интерес: будучи, в большинстве случаев, довольно позднего происхождения, а именно от II–III века или времени императора Филиппа Аравитянина, уроженца Шухбы, эти группы указывают, какие образцы нашло христианское искусство в Сирии. Таки, на капителях триумфальной арки, большого и малого храмов мы находим именно тот тип листвы, который уже был указан нами для III века. Вместо двух поясов аканфовых листьев, мы находим здесь как бы три пояса, причем верхний образуется из пышного обрамления аканфовыми кронами стеблей усиков и волют по углам капители. Далее, аканфы не прикрывают друг друга, а размещены по корзине один за другими, и фон около них сильно углублен сверлом, чем и достигается весь эффект резьбы мелочной, но деликатной; острия аканфов уперты друг в друга, листья широки и низки – все это как раз повторяется в IV столетии. Особенно любопытны щеголеватые капители храма (фот. 438), с розетками в третьем поясе и без волют по углам, с тонкими выпущенными абаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но ведь все это разукрашенный и привлекательный фасад, а что внутри? Это шелуха, скорлупа, а что в ядре? Ничего, Феодул, И впрямь ничего. Ничего не только теперь, но и тогда, в период расцвета новизны и невежества. Гнусное тело с двумя головами! В пустых каменных храмах по одной статуе, перед которой жрец воскурял ладан и собирал деньги, чтобы поделиться ими с художниками, каменотесами, живописцами и ювелирами. Это всё. Ни света – ни для этой, ни для той жизни, – ни утешения, ни исцеления, ни радости, ни истины, ни здоровья, а меньше всего – любви к Богу и к людям. В этих каменных зданиях люди помирили ссорящихся богов. Не боги людей, как требовал бы порядок, а люди богов. Здесь все олимпийские божества, воплощенные в камне, стояли одно подле другого, и только здесь. Окаменелое сборище врагов. А народ приходил, чтобы вручить богам их долю, дабы те оставили его в покое. Через величественные аркады из белого и позолоченного мрамора проходили и самые мудрые эллины, Сократ и Платон, Аристотель и Перикл, дивясь внешней оболочке и, вероятно, гнушаясь изгнившим ядром, [хотя и] не [выражали это] публично. Никогда в сем мраморном стойбище звероподобных богов не раздавалось слово истины, пока оный согбенный еврей Павел не произнес речь пред афинскими жрецами, и художниками, и вельможами о Боге неведомом и о воскресении мертвых ( Деян.17:15–34 ). Пойдем в Дельфы, в самое прославленное святилище древних греков. Встань на ту поваленную колонну, а я на эту. Какое чудное изящество эти мраморные изделия под нашими ногами. А посмотри, сколько их еще вокруг! Все ниспровержено и поломано. Вот руины некогда знаменитого храма Аполлона, дельфийского оракула. Цари и полководцы из Афин и Спарты, а также народ со всех греческих островов и из Азии некогда толпами валили в это святилище, чтобы услышать предсказание о чем-то грядущем. И пророчицы, пифии, сидя на стульях-треножниках над восходящим паром, окутанные кадильным дымом, прорицали – причем всегда двусмысленно, кому что принесет будущее. Снаружи храм был шедевром красоты, подобным белому лебедю, но внутри в нем не было ничего, и даже хуже, чем ничего. В полной пустоте храма тщательно заботились о благополучии некой змеи! То есть о чем-то еще более отвратительном, чем двухголовый теленок. К счастью, эта принаряженная ложь теперь лежит в развалинах и пепле, а в окрестностях Дельф белеют крохотные церковки, посвященные имени Спасителя мира, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Славянск: на Троицу снаряд угодил в квартиру настоятеля местного храма В мятежном городке светлый праздник люди отмечали под взрывы, сидя без воды и электричества 10.06.2014 12:03 Версия для печати Утро 9 июня многострадальный Славянск встретил в относительной тишине. Серию выстрелов, которая доносилась с окраины, горожане восприняли как нечто само собой разумеющееся. - В субботу и воскресенье много и долго стреляли, а сейчас ничего, - рассказала «КП» жительница Славянска Инна Артемьевна. - Мы уже так ко всему привыкли, что и ночами спокойно стали спать. До наших домов снаряды не долетают - и на том спасибо. А в других кварталах выбиты стекла, пробиты стены, были и прямые попадания в квартиры. По улице Шевченко у нас шикарный особняк стоял, ну просто замок. Говорят, какого-то богатого бизнесмена. Не знаю, специально или нечаянно так вышло, но в него сразу два снаряда бахнули. Был замок, а стали руины. Хорошо хоть людей там не было - уехали все. Все, кто мог, действительно эвакуировались. Остались только пожилые люди и те, кого в Славянске удерживают какие-никакие дела.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А когда почти вплотную подступает к дороге сумрачный лес, не по себе становится — упаси, Боже, сунуться туда, за крайние сосны и ели, в сугробах еще только так закупаешься! По ровной «шоссейке» меня укачало, сморило; я вытряхнулся из полусна, вздрогнув от дикторского безоговорочно-требовательного голоса Анжелы: - Алику пора отдохнуть и поразмяться! Алик, повернувшись к нам от баранки руля, виновато улыбался: мол, мог бы мчаться без передышки и дальше, да вот… Место для отдыха его супружница выбрала по наитию или случайно. Из низины лента дороги взметнулась на вершину высокого холма, солнце поднялось к полудню, обогрело застывшую за ночь землю — и такая даль открылась кругом, дух захватило! Но словно мрачная тень облака на солнышко набежала — немного в стороне от дороги краснели пятнами выщербленного кирпича руины храма. Ни куполов с крестами, ни колокольни, один растрескавшийся остов с черными провалами окон и белыми стволиками молоденьких березок с просыпающимися почками в расселинах кирпичной кладки. Сразу от храма — заполоненная прошлогодним сухим бурьяном улица обезлюдевшей деревеньки с парой-тройкой полуразвалившихся домов. Кружит незримо печальный ангел над местом сим, ибо над каждым храмом, пусть даже от него людская злоба, дурость или безверие не оставили и следа, все равно расправляет он свои крыла… 2 Вот нужная отворотка от шоссе, джип неуверенно запетлял по проселку. Тащились так мы еще неведомо сколько, и вдруг — в прогалах редкого чахлого ельника на дорожной обочине мелькнули раз-другой живо-весело нарядные, под цвет весеннего неба, с желтыми звездочками поверху, церковные маковки. А вскоре и весь храм стал виден — на взгорочке крутого берега над речной излучиной белобоко высится; длинной чередой к нему — дома деревенской улицы. Повеселело на сердце… У крайнего домишки, улезшего почти по самые подоконники в землю, топтался мужичок в фуфайке и в нахлобученной на голову зимней шапке с распущенными ушами. Он старательно прикладывал козырьком к глазам ладошку, пытаясь разглядеть того, кто рискнул сунуться сюда на легковой машине.

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

В древнегреческую эпоху сформировался комплекс агоры, но ее руины были перекрыты слоями рим. периода. Справа от выхода на агору с Лехейской дороги обнаружены священный источник IV в. до Р. Х. и остатки храма с апсидой: вырубленный в скале скрытый проход с водным каналом вел с террасы к алтарю архаической эпохи внутри храма. На восточной оконечности агоры открыты 2 линии начала дорожки для скачек на колесницах (IV-III вв. до Р. Х.). Западнее, ближе к форуму, на высотке стоял дорический храм Аполлона и Артемиды, один из древнейших в Греции (сер. VI в. до Р. Х.), с 38 монолитными колоннами, 7 из них все еще стоят на месте. Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х. Храм Аполлона в Коринфе. Сер. VI в. до Р. Х. Агора К. делилась на верхнюю и нижнюю. Сев.-зап. сторону нижней агоры обрамлял торговый ряд с колоннадой, за ним находились развалины дорим. сев.-зап. стои. Между нею и пропилеями, над засыпанным священным источником, во II в. по Р. Х. построили «портик пленников», где огромные статуи варваров поддерживали мраморные балки 2-го этажа. С востока на нижнюю агору выходила большая рим. базилика Юлия, где найдены мраморные статуи имп. Августа и членов его семьи. Южнее стояло здание рим. эпохи (городского архива?), его парадный зап. фасад оформляла колоннада из 13 коринфских колонн. С юга агору замыкала длинная (165 м) юж. стоя (IV или III в. до Р. Х.; изначально это была двойная колоннада из 71 дорической колонны и 34 ионических во 2-м ряду), где размещались 2 ряда лавок, по 33 в каждом. Почти во всех лавках переднего ряда имелся глубокий колодец (10 м), и они соединялисьс подземными каналами, наполнявшимися водой из источника Пирена. Вероятно, это были своего рода «погреба» для вина и продуктов, требующих охлаждения. В римский период торговый ряд использовали для административных зданий (местный сенат и др.). К центру южной стои вела с юга мощеная дорога; 2-я дорога выходила на агору с зап. конца стои. План древнего Коринфа 1. Южная стоя 2. Южная базилика 3. Булевтерион 4. Базилика Юлия 5. Портик Аполлона 6. Базилика 7. Термы Эврикла 8. Храм Аполлона 9. Северная агора 10. Северо-западные торговые лавки 11. Храм Гермеса 12. Храм Геркулеса 13. Храм Посейдона 14. Пантеон 15. Храм Венеры Фортуны 16. Храм Октавии (?) 17. Храм Геры Актии (?) 18. Западные торговые лавки 19. Одеон 20. Театр 21. Пирена 22. Лихейская дорога 23. Агора (форум)

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Рубрики Коллекции Кавказ: где находится древнейший храм России? 6 мин., 26.01.2015 Поделиться Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство  на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются  на горных пиках так, что их видно за многие километры. " Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», — так описывал аланов один автор еще в XII beke. Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами. Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238–1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени. Три Зеленчукских храма В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.

http://foma.ru/kavkaz-gde-nahoditsya-dre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010