Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Священное Писание – не летопись. Мы же – не оценщики антиквариата. В Книге нет случайных фраз. Всё, что нам действительно необходимо, сведено в тексты поразительной плотности. Библия написана для тех, кто ищет спасения. Именно это – главное. Но есть у нас и то, о чём робеет или даже вообще не способна сказать наша наука – определение сущности человека... Начало рода Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении – Адам. Сир.49:16 От праха земного. Дух и душа. Дальний рубеж. Самопознание всегда начинается с определения границ. Важнейший маркер – начало. В какую из эпох истории Земли Господь сотворил тело нашего первопредка, наука, в принципе, более-менее точно когда-нибудь определить, вероятно, сможет. Но вот когда Адам стал именно человеком, когда мы стали людьми в полнозначном смысле этого слова – установить будет много труднее. Библейская хронология создания Мира в изложении Моисея выглядит как вполне последовательное действие, где все этапы творения, именуемые в Писании «днями», вполне логично переходят один в другой. И это особенно отчётливо видно при описании создания именно живой природы, образованной путём ориентированной изменчивости или, если угодно, «эволюции» 249 . Но изменения в Мире животных, происходившие на протяжении всего периода творения, не были хаотичны и беспорядочны, как, например, «половой отбор» в странных фантазиях Дарвина или Фрейда. Природа изменялась, но делала это не самопроизвольно, а особо – послушно откликаясь на призыв Творца, повинуясь Ему. Именно по слову Бога «земля»... произвела зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя по роду его.... душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И увидел Бог , что [это] хорошо. Быт.1:12, 24 Мир создавался для человека. Ко времени его прихода всё вокруг достигает пика своего восхождения к совершенству. Дни творения закончились... Человек видит уже готовый Мир. Но откуда сам человек? В тексте Писания мы видим, что хотя и из «праха земного», т.е. из «природного материала», создаётся Адам, но «производит» его уже отнюдь не «земля». Не как всё прочее живое, не «природа» творит человека. Он появляется не вследствие эволюционного изменения животного Мира, не как австралопитек или erectus... Его создание происходит без участия «естества».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Скачать epub pdf Содержание Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? На что указывает наша потребность в смысле Что такое смысл? Суррогаты смысла Есть ли цель у нашей жизни? Обладает ли наша жизнь ценностью? Наше место внутри истории спасения     Вопрос о смысле жизни обычно остается на периферии сознания большинства людей. Пока жизнь идет по более-менее наезженной колее, человеку есть чем заняться – работой или хлопотами по дому, решением текущих проблем, а потом какими-нибудь развлечениями, на которые так щедр наш век электронных технологий. Но рано или поздно мы сталкиваемся с вопросом «зачем все это?» Чаще всего люди начинают задумываться о нём в минуту беды и опасности – когда стабильность, к которой они уже привыкли, повседневная рутина, в которую они уже вросли, расползается на глазах, и жизнь проваливается куда-то во тьму и хаос. Это может быть неожиданно тяжелый диагноз, разорение или потеря работы, автокатастрофа, война или ещё какое-то личное или общественное потрясение. Оно не открывает чего-то нового – мы, на самом деле, давно знали, то человеческая жизнь уязвима и кратковременна, страдание может войти в неё в любую минуту, а все, что мы старательно строили, – рухнуть. Только большую часть времени нам удается как-то прятаться от этого знания. Наступает момент, когда человек, стоя над обломками того, что наполняло его прежнюю жизнь, задается вопросом – в чём смысл всего этого? Как было сказано уже очень давно: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде» ( Еккл. 5:14–16 ). Впрочем, иногда дело обходится без потрясений – благополучно перешагнув 40-летний рубеж, человек обнаруживает, что его молодость прошла – и жизнь вообще безвозвратно уходит. Ему никогда уже не будет 25, физическая привлекательность и отличное здоровье не вернутся, а впереди его ожидает медленное, но неуклонное снижение всех физических сил и, в итоге, смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сцена суда первосвященников Анны и Каиафы встречается на миниатюрах из визант. лицевых Евангелий XI в. (напр.: Paris. gr. 74. Fol. 55, 97v, 160, 160v). На миниатюре из Евангелия монастыря Дионисиат (Ath. Dionys. 587m, кон. XI в.), где изображена не сцена суда, а собственно синедрион, К. сидит на судейском стуле с белым куколем (кидаром?) на голове. На нем, как и на стоящем перед ним др. первосвященнике, вероятно Анне, длинный хитон и верхняя колоколообразная риза, сходная со священнической фелонью. У обоих первосвященников длинные заостренные бороды. Этот иконографический тип изображения К. и Анны будет характерен для искусства средневизант. периода. На фреске Спасского собора Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), где представлен развернутый Страстной цикл, первосвященники изображены дважды: сидящими на престоле и выслушивающими лжесвидетелей и стоящими за судейским столом, выносящими обвинение Иисусу Христу. Их белые головные уборы, куколи, имеют орнамент в виде черных штрихов. Жест правой руки К., обернувшегося к Пилату, имеет характерные особенности: такое перстосложение с прижатыми к ладони 3-м и 4-м пальцами и отставленными 2-м пальцем и мизинцем встречается у пророков, его принято называть жестом пророческого откровения. Жест К. в мирожской росписи напоминает о его невольном пророчестве об Иисусе Христе, которое приведено в Евангелии от Иоанна: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтоб весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11. 49-52). Произнесенные на совете первосвященников и фарисеев слова К. об Иисусе Христе, Который совершает столько чудес, что в Него могут уверовать все, были вдохновлены Св. Духом, хотя сам первосвященник, свидетельствуя истину о Спасителе, не прислушался к собственным словам и не уразумел их истинного смысла.

http://pravenc.ru/text/1319886.html

Так и нам необходимо восстанавливать Божественное подобие, которое люди утратили при грехопадении. В этом смысл нашего спасения – восстановить этот древний образ человека, жившего в Раю, через толщу наслоений греховной жизни многих и многих поколений. И когда Господь поможет нам восстановить Свое подобие в нас самих, мы поразимся: какая красота! Как мы смотрим на святых, на их жизнь, мы поражаемся: какая чудесная жизнь! Какая духовная лепота, красота! А просто на самом деле убраны все наслоения, – все наслоения, вся пыль веков снимается с души человека, когда он становится святым. Греховный опыт прошлых поколений уничтожается. И человек становится перед Богом таким, как был в день сотворения. А когда Бог сотворил весь мир и человека, Бог сказал, что все «весьма хорошо». Поэтому то, что мы называем плохим, греховным – это именно наслоения. Поздние наслоения. То есть нам всем надо возвращаться к истокам нашего бытия. И опять читаем: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» . Здесь мы должны понять, что мы ничего с собой не возьмем в тот мир из материальных вещей этого мира. Все это сгорит. Но единственное, что мы можем взять – это внутренний мир нашей души. И вот в каком состоянии он окажется в момент нашей смерти, и определит наше будущее. Вечное будущее. Если человек переезжает из одного города в другой, он волнуется, переживает: как я там устроюсь?.. Но если не понравится в этом городе, ты можешь вернуться назад. А когда человек перейдет рубеж смерти – он уже не сможет вернуться назад. Вы знаете, как покойники хотят вернуться назад? Как они плачут и хотят, чтобы Господь дал им хотя бы один день, чтобы они его смогли бы прожить по-христиански и покаяться? Вы знаете, как нам завидуют покойники? Помните, как богач молил Авраама: «так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» ( Лк.16:27–28 ). Он уже не надеялся, что ему помогут, он за братьев переживал, говорит: «у меня пять братьев». А эти братья как жили? Ну, наверное, как и он. Пиршествовали блистательно, одевались в пурпур, виссон, как сейчас новые русские.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом в лице Валаама мы имеем личность как бы двух различных духовно-нравственных образов, именно – Валаама в его пророческом-Божественном, вдохновленном слове от Лица и от имени Бога, и Валаама в его индивидуально-личном волении под влиянием своего прельщения сокровищами Валака. Но что еще более достойно нашего внимания в личности Валаама, так это то, что, прельщаемый в себе и в тайне своего сердца склонявшийся своею волею к принятию «мзды» Валака, – он сам сознает сию свою духовно-нравственную раздвоенность и свою «измену» благословению Божию, имевшему почить, по его слову от Лица Божия, на народе еврейском: «говорит Валаам, сын Веоров, – так начинает он свою Боговдохновенную речь, – говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, (падает, но) 13 открыты очи его» ( Чис.24:2–3 ). В психологическом отношении духовно-нравственное состояние прор. Валаама являет собою тот рубеж склонения личной воли человека, заняв который, он, до известной степени, стал уже на путь неправый в себе: остается приникнуть мыслию к образу или способу шествия по сему пути, и этот путь станет уже собственным путем данной личности человека. И Валаам именно уже приник мыслию, как увидим и как дает нам разуметь Св. Писание ( Втор.23:4 ) к сему пути, хотя в то же время для «слышания слова Божия и для ведения от Всевышнего, и для разумения видений Всемогущего» духовные очи его и духовный его слух были вполне и в высоком совершенстве открыты и верно восприемлющи. Одно из возвышеннейших и величественных пророчеств о Мессии принадлежит именно прор. Валааму под образом «Звезды от Иакова»; «вижу Его, – говорит Валаам, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ). На просьбу Валака «проклясть» Израиля и «изречь на него зло» Валаам не обинуясь отвечал: «Как прокляну я? Бог не проклинает его; как изреку зло? Господь не изрекает на него зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Таким образом, всё то великое множество святых угодников Божьих, кои по роду своего служения являются верными заступниками и хранителями «всех сущих в море далече», — со времен 1917 года моряков Российского флота больше не охраняют. Это была величайшая победа князя тьмы, и до сегодняшнего дня российские моряки «твердо стоят на страже этих завоеваний». Поэтому так неуютно человеческой душе внутри современного корабельного пространства наполненного грязным словом, там все «нечисто», там живет зло, которое в любое время может вырваться на свободу и разгуляться в полную силу, разрушая и калеча всех и вся. Человек добровольно отдал свою жизнь во власть дьяволу, забыв Божье предупреждение: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места Диаволу. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно давало благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4,29). Не искоренив матерщину ситуацию на флоте не изменить. Время, в течение которого Господь жестоко наказывал Россию, дав неограниченную власть над ней силам зла, в лице безбожного режима, наконец, истекло. Мат теперь не будет прощен от Господа, как это было во времена советского флота. Теперь от самих людей зависит, когда они расстанутся с этой «отрыжкой» мрачных времен. Господь ясно говорит: «не может из тех же уст исходить благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 5). Прославление Когда, вспахав морское дно, подводный ракетный крейсер проложил кровавый рубеж, обозначив предел духовной деградации русского народа, вслед за этим, 13 августа 2000 года в Москве была подведена черта под Российской историей XX века. Юбилейный Освященный Архиерейский Собор РПЦ принял решение вселенского масштаба. Были прославлены в лике святых мученики и исповедники России ХХ века. Церковь от лица всего народа прославила тех, кто своей мученической кончиной встал на пути безбожных властей и испросил всем нам прощение греха отступления от веры отцов.

http://pravmir.ru/neugasimaya-lampada-ku...

Теперь, когда от вас к нам пришел Тимофей и принес добрую весть о вашей вере и любви и о том, что всегда добром вспоминаете нас, горя желанием нас видеть (как и мы вас), мы были утешены вами, братья, при всей нужде и скорби нашей, вашей верой. Ибо теперь мы живы, раз вы стоите в Господе... А Господь да подаст вам возрастание и обогащение в любви друг к другу и ко всем, как и мы имеем ее к вам, чтобы утвердить ваши сердца безупречными в святости перед Богом, Отцом нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса со всеми святыми Его   6 . С самого начала Павел говорил македонцам о скором пришествии Христовом, но сейчас именно в этом пункте неожиданно обнаружились подводные камни, опасные для корабля Церкви. «Когда придет конец?» Этот вопрос постоянно вставал в душной предгрозовой атмосфере, которой был отмечен рубеж новой эпохи. Его задавали апостолы самому Христу, но прямого ответа не получили. Им лишь дано было знать, что Суд уже начался и что беспечных Судия может застигнуть врасплох, как «тать в нощи»  7 . Это побуждало миссионеров христианства к удвоенной активности. В общинах Павла продолжал грозно и радостно звучать арамейский возглас, принесенный им с Востока: Марана-та! Господь грядет! Однако апостол не хотел приносить требования сегодняшнего дня в жертву эсхатологическим чаяниям. Реальность духовного общения с Господом, счастье знать, что Он здесь, с тобой, — вот что было главным. Павла огорчало, что умы фессалоникийцев слишком заняты вычислением «времен и сроков» — того, что от людей не зависит. Тимофей честно обрисовал учителю положение дел, рассказал о настроениях в общине, наэлектризованной разговорами о конце. Многих беспокоила участь умерших братьев: неужели они лишились возможности узреть Иисуса во славе? В послании Павел постарался рассеять это недоумение. «Если мы верим, — писал он, — что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет через Иисуса с Ним». Он ссылался на «слово Господне», согласно которому пробудившиеся от смерти первыми встретят Мессию, а затем все живущие, которые сохранили верность, будут вознесены в неземные обители и «всегда с Господом будут»  8 . Значит, смерть того или иного христианина не должна быть причиной утраты надежд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения И данная идея имеет отношение не столько к форме государственного устройства, а сколько к самому русскому народу. Ведь за последние 110 лет не один раз менялась форма правления в русском государстве. В письме инока Филофея указывается следующие слова: «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть ; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования (ведь XV веке Русь только же освободилась от ига, в религиозном плане переживала религиозный кризис – ересь жидовствующих, апокалиптические настроения конца XV века). Но Россия является Третьим Римом прежде всего, как последний оплот Православия, последний рубеж обороны. Вот ключевое значение — это идеи. И эта идея – политическое выражение Евангельской притчи о винограднике и виноградарях и о предназначении народа. В Библии (особенно в Ветхом Завете) явно говорится о том, что каждый народ имеет свое предназначение, даже языческие народы имеет свои задачи от Господа. Повторяет об этом святитель Феофан Затворник. Он пишет, что Господь не раз наказывал Россию Западом, было смутное время 1612 года, а также наполеоновское нашествие 1812, которое было послано за увлечение высшего общества идеями и литературой французского просвещения, и утверждает, что снова «накажет нас Господь, а нам в толк не берётся… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо» «кажется начал уже забываться тот урок» Напомним евангельский текст: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:33-41).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/14/id...

Чего ж так-то? Вот вам, конечно, приятно видеть некий ренессанс, некое возрождение. Но это возрождение неоднозначно. Общество меняется медленно. Пока что вкладывают всё в стены, а вот чтобы появилась Церковь первенствующих, Церковь первенцев, как вот в апостольское время, мы такого с вами пока не наблюдаем. Дальше. «Претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой [то есть не вызывайтесь на самовольное такое мученичество: если не по воле Божией, никто не выдержит ]. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» ( Мф. 10:22–23 ). Хотели видеть в этих словах указание на скорое Второе Пришествие. Но Господь имел в виду другое. Дальше. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его [в меру его], и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом [а кого так называли, Веельзевулом? Он совершает чудеса силой князя бесовского Веельзевула (см. Мф. 12:24 )], не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» ( Мф. 10:24–26 ). 28-й стих: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». 32-й стих: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным», – Мартиролог. Исповедники. Мученики и исповедники. Исповедниками назывались те, которые оставались живыми после мучений. И Я исповедую (см 32 ст.), – «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить [а вот дальше идёт по линии даже семьи. Вот отношение ко Христу даже членов семьи ставит по один и другой рубеж] человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:33–36 ), – когда отвлекают его от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010