Итак, апостол призывает своих учеников хранить трезвение, откуда бы ни исходили вести о наступающем конце света и Втором Пришествии. Но к нам, достигшим последних времен, могут быть прямо отнесены слова Иоанна Богослова: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» (Откр. 1:11) — и: «не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр. 22:10). В самом деле, все, что мы ныне видим и слышим, убеждает в одном: «время близко» и стремительно сокращается. Предостерегая фессалоникийцев от легковерия, Павел говорит о знамениях, указывающих на приближение сроков.    Истолкование этих знамений особенно важно для нынешних христиан, ибо на их горизонте они обозначились вполне отчетливо.     «Доколе не придет прежде отступление» — подчеркивает «око благодати», божественный Павел, намечая, таким образом, рубеж, отделяющий нас от того, что ожидает мир в последние дни. Что же подразумевает он, говоря об «отступлении» как непременном условии Второго Пришествия? Этот текст в разное время привлекал внимание отцов Церкви, всегда державших эсхатологические темы в поле своего зрения, и их суждения о нем во многом совпадают, на чем мы еще остановимся. Здесь же остается предположить, что из предшествующей Павловой проповеди адресаты послания знали, какой смысл вкладывает их наставник в понятие «отступление», и одновременно с этим признать, что нам он по-настоящему неизвестен. Ясно одно: за «отступлением» почти немедленно последует пришествие «беззаконника», а значит, и великие бедствия для всех обитателей земли. А это позволяет усмотреть в «отступлении» не столько поведение властей предержащих или общества, сколько явление эсхатологического порядка. Такому пониманию не противоречит мысль, что «отступление» есть духовно-нравственное состояние человечества в конце времен. В Павловых посланиях неоднократно говорится, что времена эти будут ознаменованы полным падением нравов и оскудением веры:     «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:1—5, 8);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

Божественной субботы хлебнули мы глоток. От празднеств и работы закрылись на замок. Ни суетная дама, ни улиц мельтешня нас не коснутся, Зяма, до середины дня. Еще придут заботы, но главное в другом: божественной субботы нам терпкий вкус знаком! Б. Окуджава Четвертая заповедь подытоживает обязательства человека по отношению к Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Как ясно следует из самой заповеди, здесь человеку дается определенный принцип отношения к самой жизни. Нельзя человеку не работать — ибо он умрет с голода. Нельзя ему и не отдыхать — иначе он сорвется и погибнет. Но четвертая заповедь устанавливает определенный ритм жизни, который наполняется особым, священным смыслом. Здесь сердцевиной становится то время, когда изгнанный Адам словно возвращается в райский сад, где не было нужды в изнуряющем труде, где весь мир радовался человеку и был ему послушен. Да, это было дано даром — но не отнято совершенно и сегодня. Шесть дней труда — но ради того, чтобы вернуться в Эдем. Шесть дней труда — как свидетельство готовности выполнить повеленное Богом, чтобы исправить роковую ошибку. И каждый раз день седьмой — экзамен, или свидетельство правильности пути. Когда прекращается работа, и праздник открывает свои двери. Когда человеческое, житейское упраздняется — чтобы дать место Богу. Уже готовит старость свой непременный суд. А много ль нам досталось за жизнь таких минут? Но с Воскресением Христовым в жизни человечества появляется новый рубеж, новая точка отсчета. И если первое время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения, то уже в начале II века акцент субботнего дня постепенно переходит на следующий день — воскресный. Ведь именно в этот день, первый после субботы, христиане собирались для молитвы и причащения. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно воскресный день стал отмечаться повсюду, а равноапостольный император Константин Великий узаконил этот день как государственный выходной.

http://azbyka.ru/bozhestvennye-poveleniy...

Братия и сестры, зависть есть опасное чувство, и тот человек, которым зависть завладевает, оказывается пленником этой своей страсти. Сказано: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» ( Притч.14:30 ). Зависть именно является противоположностью кротости, и кротость есть то оружие, которым можно противостоять ей. Но, к сожалению, братия и сестры, мы порой не останавливаем проявления зависти в нашем сердце именно кротостью и смирением, и зависть перерастает в нетерпимые отношения, злобу и коварство по отношению к человеку, к которому мы можем испытывать завистливое чувство. Один грех цепляется за другой, если греховное чувство не остановить в начале пути, оно может трансформироваться в ужасный грех, даже преступление. Когда Каин позавидовал своему брату Авелю, то Бог сразу пытается остановить его (Каина), стоящего у порога греха. Написано: «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). То есть, если мы не останавливаем греховное чувство добрым чувством или поступком, то оно может привести нас и к преступлению. Сказано: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» ( Пс.136:9 ). То есть, грех, любой грех, нужно разбить в его младенческом, незрелом состоянии. Иными словами, нельзя, совершив грех, оставлять его нераскаянным даже до захода солнца, то есть в течение дня. Сказано: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» ( Еф.4:26–27 ). То есть, братия и сестры, нельзя оставаться в состоянии греха даже в течение промежутка времени между совершением греха и заходом солнца. Конечно, это образное выражение – «солнце да не зайдет во гневе вашем», но оно подсказывает нам, с какой стремительностью мы должны расправляться с властью греха над нашей душою. Ведь однажды сияние этой жизни прекратится для нас, и мы будем объяты тьмою смерти – и не дай Бог нам перешагнуть этот рубеж в состоянии нераскаянного греха!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В данном разделе будет исследовано широко распространенное представление о том, что запечатанная книга является ключевым образом, указывающим на раскрытие откровения, обетованного в Откр 1: 1 . Большая часть ученых рассматривает этот образ сам по себе, не связывая его с образом книжки Откр 10 , и считает, что содержание запечатанной книги Откр 5: 1 открывается в видениях следующих после Откр 5 глав Апокалипсиса. Они предлагают разные версии относительно того, в каких именно главах происходит раскрытие содержания книги Откр 5: 1 , и соответственно делают различные выводы о содержании этого центрального откровения. В рамках такого представления логично объясняется отсутствие запечатанной книги в дальнейшем повествовании Апокалипсиса, – созерцая видения, Тайнозритель как бы перемещается внутрь ее содержания. 3.1. Предлагаемые границы текста, в которых завершается раскрытие содержания книги Откр 5: 1 В свое время в науке высказывалось мнение, что содержание книги Откр 5: 1 соответствует видениям семи печатей ( Откр 6: 1 – 8: 1 ) – то есть продолжается с 6-й главы Апокалипсиса по 8-ю. Это утверждение можно встретить у Буссета, Чарлза, Ломайера и пр. 705 В этом случае предполагается, что книга связана только с находящимися на ней печатями, а не с видениями Апокалипсиса в более широком смысле. Большинство современных исследователей отвергают это мнение как неправомерно ограничивающее содержание книги 706 . Наиболее часто высказывается суждение, что конечная граница содержания книги совпадает с завершением основного корпуса видений Апокалипсиса. Как правило, комментаторы считают, что этот рубеж проходит между 5-м и 6-м стихами 22-й главы: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» ( Откр 22: 5 , завершение видения Небесного Иерусалима); «и сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» ( Откр 22: 6 ). Важно, что в стихе Откр 22: 6 присутствует множество параллелей с Откр 1: 1 – Д. Дж. Керби насчитывает в них девять общих слов 707 . В частности, упоминается «ангел» как посредник откровения (ср.: Откр 1: 1 : «и Он показал, послав оное чрез Ангела рабу Своему Иоанну»); также, аналогично Откр 1: 1 , употребляется глагол «показать». Керби делает вывод, что стихи Откр 1: 1 и Откр 22: 6 служат обрамлением основного повествования Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Вместе с тем, все очень изменилось со времен апостолов. Что именно изменилось, почему и когда? – Об этом будет сказано дальше. 1. Обрядность В прошлый раз мы с вами анализировали самое первое упоминание об апостольском богослужении ( 1Кор.10:16–17  и 11:20–34), относящееся к 55 г. т.е. к середине I века. Мы выяснили, что апостольское богослужение было точным воспроизведением Тайной вечери, которая в свою очередь генетически связана с ритуальной иудейской трапезой. Даже называлось это «хлебопреломлением» или «агапой» (буквально «вечерей любви»). И таким образом, собственно Евхаристия была включена в общую трапезу. По ходу её совершалось благословение и преломление евхаристического хлеба, а затем пускали вкруговую чашу с евхаристическим вином. Какая-либо обрядовая обстановка и литургический чин, естественно, отсутствовали. Не было даже престола (жертвенника) и участники возлежали вокруг обычного стола, как это изображает фреска «Преломление хлеба» из римских катакомб св. Прискиллы (рубеж 1 и 2 вв.). Прот. Горский так описывает её: «За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно – с двумя рыбами, другое же – с пятью хлебами». (Горский «Древне-христианская практика причащения Св. Тайн» Серг. Посад. 1914, с. 7). Т.о. вся агапа проходила в обычном триклинии. Верующие получали хлеб из рук предстоятеля прямо в свои руки, а потом поочереди отпивали из чаши. 2. Проповедь Из-за этой неразвитости обряда, основное место в богослужении занимала проповедь (как сейчас у протестантов). Апостолу Иакову даже приходилось бороться со словоохотливыми проповедниками (Иак.гл. 3). В этой связи уместно вспомнить и другой эпизод, относящийся к 58 г. Возвращаясь из своего III путешествия, апостол Павел останавливается в Троаде. Путевой журнал миссии так рассказывает об этом: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел.... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице где мы собрались было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего этажа... Павел, сошед, пал на него и, обняв, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вообще, если иудеи и позволяли себе надежду — они надеялись не на посмертные странствия души по новым телам, а на воскресение в своей же плоти. Можно (хотя и с некоторой осторожностью) привести здесь пророчество Иезекииля о собирающихся костях ( Иез. 37:11-14 ) 057 . А тем, кто всюду стремится выискать «кармическую эзотерику», уж совсем необходимо напомнить слов пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда… А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» ( Дан. 12:2-3 и 13). Это и есть библейская эзотерика, ибо Господь велит: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (12,4). Лишь когда настали эти мессианские, «последние времена» ( 1Петр. 1:20 ), эта тайна была снята, и оказалось, что и в самом деле по воскресении «звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15:41 ). Эта вера Израильского народа может казаться утонченным спиритуалистам с Гималаев варварством, но исторические реалии нельзя отменять по желанию. Евреи и христиане хранили древнюю веру в телесное воскресение и отвергали возникшую в более поздние времена веру в метемпсихоз. Но до Пасхи Христовой лишь иногда можно было позволить себе пасхальную надежду. Лишь когда рубеж Нового Завета оказался перейден, тогда жизнь по ту сторону смерти стала доступна человеку; а мир посмертия в некотором смысле стал доступен и для исследования. В богословии появились ясные формулы о том, что из нашей жизни есть два противоположных исхода: смерть и успение. Но Ветхий Завет этого еще не знал. Хотя и предчувствовал: два случая победы над смертью, встречающиеся в древнейших преданиях, записанных в Библии, говорят об уклонении от смерти, при котором тело сопровождает человека в его восхождении на небо, а не сбрасывается в земную гниль (телесные вознесения Еноха и Илии). Но “официально” в Ветхом Завете нет прямой речи Бога о посмертии.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

– Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер. 31, 31–32 ). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете? – Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Напомню, что там читается пятнадцать ветхозаветных паремий, и эта, о Новом Завете, – четырнадцатая. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, – это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны. Вторая паремия из этой книги – А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) – читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа – Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей. Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, – это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах (см.: 31, 33). И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов. – Само словосочетание «Новый Завет» – не здесь ли оно появляется впервые? – Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере (см.: Мф. 26, 28 ; Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ). – Слышим ли мы голос Иеремии в Евангелии? Не цитирует ли его Спаситель? – Параллели, безусловно, есть, хотя относительно отдельных мест спорят: цитата ли это из ветхозаветного пророка или оригинальное выражение, например, апостола Павла: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах ( Рим. 2, 15 ). Одно из самых известных параллельных мест – изгнание Иисусом торгующих из храма. Мф. 21, 12–13 : написано, – дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Точно так же называет Храм Иеремия: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 11). И Самого Христа люди принимают за воскресшего Иеремию (см.: Мф. 16, 14 ), из чего можно сделать вывод, что и во времена Римской империи покоренные ею евреи ждали возвращения этого пророка на землю (37, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Все мы, христиане, по Христову установлению крестились во имя Святой Троицы. Все мы стали детьми Отца небесного, спасены Сыном Божиим и освящены Духом. Мы вступили в тайное небесное святилище и можем познавать тайну Бога. Поэтому когда речь пойдет о тайне Божественного Триединства, мы будем помнить, что перед нами не область человеческих гипотез или теорий, а точное описание первичной Реальности, к которой неприменимы такие вопросы, как «почему?». Ведь Божие Бытие раньше всех вопросов. Он Первый и Последний, и прежде Его не было никого. Перед нами страна фактов, а не сумрачный лес гипотез. Слишком часто люди, говоря о Боге, забывают, что Он существует независимо от нас, слишком часто пытаются «смоделировать» Его бытие, то есть подогнать Образ Божий под свои представления о Нем. Но все эти построения, неважно правильные или неправильные, показывают, что нет в нас страха Божия, а значит, нет и мудрости. Не мы сотворили Бога, а Он нас! И когда Господь говорит, то мы должны в благоговении трепетать перед Его словом. Ведь Господь есть Бог великий и Царь над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же. Его море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Как смеешь ты, человек, сомневаться в словах Бога? Ты имеешь право узнать, Бог говорил нечто или нет, но затем ты должен умолкнуть перед страшной тайной Божественного Величествия! Как смеешь ты говорить: «Бог не может быть тем или другим, потому что мой разум с этим не согласен»? Ты ли создал Изначального? А если нет, то как ты можешь усомниться в словах Великого и Истинного Владыки? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и учит Его знанию? Ты можешь своим слабым умом измерить Его величие? Ты создал хотя бы одну планету? Ты знаешь, что будет с тобой завтра? Человек, смирись! Неправ был Горький – человек вовсе не звучит гордо. Мы созданы из пыли и в землю уйдем. Все наши достижения не помогли нам ни справиться со смертью, ни преодолеть тысячелетний рубеж жизни. Мы забыли, откуда мы пришли и куда идем. Лишь смиренное повиновение перед могучей мудростью Бога способно исцелить наш разум, а гордое убеждение в полном понимании всего – верный путь к сумасшествию.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала» ( Быт.5:13–21 ). Имя Иаред означает «нисходить, опускаться»; Енох означает «воспитанник». Мафусал – в синодальном переводе это имя транскрибируется, как и имя «каинита» Мафусала, сына Мехиаеля, отца Ламеха ( Быт.4:18 ). В действительности имя «каинита» Мафусала произносится как «Метушаель» – «просящий смерти», а имя «сифита» Мафусала, сына Еноха, – как «Матушалах» – «отсылающий, прогоняющий смерть». Возможно, что он (Мафусал) обладал даром исцелять смертельно больных людей. И без сомнения, своим благочестием он действительно отодвинул свою собственную смерть на недосягаемый для других смертных рубеж. Общая характеристика этой части поколения «сифитов» следующая: духовная деградация продолжалась (Иаред), но правильные духовные наставления (Енох) по-прежнему приносили религиозно значимые результаты (Мафусал), которые, несмотря на колебания поколения «сифитов» между добром и злом, сохранялись с поразительным постоянством. Далее мы читаем: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:22–24 ). «И ходил Енох пред Богом». Что означают эти слова? Прежде всего, они означают, что времена были тяжелые и «ходить» (жить) без Бога было невозможно. Енох и был таким человеком, который всецело возложил свое упование на Творца. Приставка «эт» перед словом «элоним» означает союз «с». Следовательно, дословный перевод данного выражения будет следующий: «ходил с Богом» «эт элоним».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Догмат о Втором пришествии Господа нашего Спасителя является одним из основополанающих в христианском учении. Это славное пришествие будет началом всеобщего Суда. О дне этом не знают даже Ангелы. Чтобы оправдаться на Суде, надо каждый день начинать с мысли, что еще ничего не сделано для спасения, и другого дня больше не будет. Как растолковать вопрошение пророка Давида: «Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его»? иеромонах Иов (Гумеров) Весь 8-й псалом является восторженной песнью о премудрости и благости Божией по отношению ко всей твари, но в особенности к человеку. Пророк приходит в удивление и умиление, что Бог настолько возлюбил человека, что удостоил его великих милостей, благодеяний и даже Своего посещения. Пятый и последующие два стиха, по изъяснению святого апостола Павла, пророчески относятся к Сыну Человеческому, Который превосходит даже ангелов не только тем, что Он Бог, но и тем, что стал идеальным человеком. Не ангел, а человек стал смотрением Божиим целью и средством спасения всего творения. Именно Сыну Божию покорил Бог вселенную (см.: Евр. 2: 5–8 ). Почему покаяние возможно только телесным существам? иеромонах Иов (Гумеров) Смерть есть последний рубеж земной жизни. Время подвига окончено и начинается время воздаяния. Священное писание ясно указывает, что по смерти нет ни покаяния, ни изменения жизни. В притче о богаче и Лазаре говорится о том, что по смерти каждый получил то, что заслужил. Эту мысль выражают и святые апостолы: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4:7–8 ). Поэтому Слово Божие увещевает: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем ( Гал. 6:10 ). Святые отцы, раскрывая в своих творениях истину Священного Писания, указывают на это как на непреложный духовный закон. Тайну его мы постигнуть не можем, ибо нам заповедано спасаться в этой земной жизни и не спешить постигнуть то, что откроется нам в будущей жизни. Что означают слова Евангелия «И будут последние первыми и первые последними»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010