Сим. 16 (конец XVIII в.) и Сим. 17. 1812 г. обе — Марк Подвижник. Слова. Сим. 19. Исайя Отшельник. Слова 1812 г. Сим. 22. Св. Исаак Сирин. Слова. 2-я четверть XIX в. . Сим. 24. Василий Великий о девстве. 1820 г. . Сим. 25. Варсонофий и Иоанн. Вопросоответы. 1826 г. . То же и Сим. 26 . Сим. 27. Главы Каллиста Антиликуди. После 1814 г. . Сим. 28. Симеон Новый Богослов. Гимны. 1834 г. . Сим. 29. Симеон Новый Богослов. 1827–1830 . Сим. 49. Сборник аскетический . Сим. 50. Сборник аскетический. 1812 г. Писец — монах Вонифатий. Сим. 51. Сборник аскетический. 1824 г. Писец — иеромонах Дионисий. Сим. 52. Сборник аскетический. 1829-1831 гг. Писец — иеромонах Серапион . Сим. 53. Сборник аскетический. 1832 г. . Сим. 56. Сборник аскетический. 1841–48 гг. . Также и в других хранилищах: РГБ 304.2.320. , 178.1.8984 «Варсонуфия вопросоответы». 1845 г. . СПбДА Р-410. Симеон Новый Богослов. «Гимны» 1849 г. Писец — иеромонах Вонифатий (Рогачев). И, наконец, надо сказать и о рукописях рассматриваемого периода, имеющихся в современном собрании Оптиной пустыни в РГБ. Это рукописи, принесенные схимонахами Афанасием (Захаровым) и Афанасием (Охлопковым), монахами Павлом и Иоанникием. Все они находятся в фонде 214. Рукопись 465. Исаак Сирин. Слова. 1806–1811. Писец — монах Маркелл . 466. Исаак Сирин. То же. 1811 г. Писец — монах Маркиан . 482 Оглашения Феодора Студита. 1800 г. Писец — монах Павел . 487. Слова Григория Синаита. 1812 г. . 490. Сборник аскетический, состоящий из тетрадей, написанных ближайшими учениками прп. Паисия — схим. Афанасием (Захаровым), Афанасием же (Охлопковым) и схим. Платоном . 493. Симеона Нового Богослова поучения. Рубеж XVIII–XIX в. Писец — монах Павел. 175 л. . 495. Симеона Нового Богослова, то же, руки архим. Моисея. 1813 г.   497. «Гимны» Симеона Нового Богослова. 1823 г. . 508-2. «О трезвении» Филофея Синайскаго. 1809 г. Писец схим. Павел . 509. Лествица. 1810 г. Писец — архим. Моисей (Путилов) . 528. Авва Варсонофий. Вопросоответы. 1827 г. Писцы — мон. Макарий и Алипий .

http://bogoslov.ru/article/6176674

 ГИМ. Син. 169. Л. 234 об.  Это ясно из взаимозаменяемости для описателя Жития терминов «благодарный канон» (основная по объёму часть Похвалы) и «акафисто». Саму службу см.: Триодь Постная. Суббота пятой седмицы Великого поста.  РГБ. Ф. 304. I. (Основное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры) Канонник. Рубеж XIV–XV bb. Л. 161–170 об. Впрочем, в сборниках келейного правила получил распространение вариант акафиста, в котором состав в разной степени сокращен. Например, в Каноннике (1407 г.) прп. Кирилла Белозерского (ГРМ. Др. гр. 15), а также в Часослове с дополнительными статьями (1423 г.) прп. Мартиниана Белозерского (РГБ. Ф. 304. I. первая группа стихир на «Господи воззвах», канон «благодарный», по 6-й песни которого помещены кондаки и икосы, светилен по каноне, стихиры хвалитные. В более поздних рукописях можно встретить следующий минимальный состав акафиста: одна группа стихир вечерни, канона с кондаками и икосам по 6-й песни, а также молитва к Пресвятой Богородице (текста нет в Триоди).  РГБ. Ф. 304. I. Канонник. XV b. Л. 38–61 об. На защитном листе владельческая запись: «Живоначялныя Троицы», на л. 22 канон прп. Сергию, написанный иером. Пахомием Сербом.  «Бяше же обычай святого по многом своем правил и славословлениих в глубокый вечер, егда хотяше нчто мало сна вкусити, абие послди акафисто Пречистой пояше. Тако бо всегда творяше» (РГБ. Ф. 304. I. Сборник четий на июнь. XV b. Л. 13 об.)  Преподобный Кирилл Белозерский/под общ. ред. Г. М. Прохорова. СПб., 2011. С. 22.  ГРМ. Древняя группа. Канонник (1407 г.). Л. 46 об. – 71 об.   Шевченко Е. Э . Мартиниан//ПЭ. М., 2016. Т. 44. С. 185–186.  РГБ. Ф. 304. I. Часослов с дополнительными статьями (1423 г.). Л. 283 об. – 328.  ГИМ. Музейское собр. Святцы с канонами (1425 г.).  В данном случае термин «Великий акафист» соответствует 25 кондакам и икосам из службы Похвалы Пресвятой Богородицы. О редакциях Великого акафиста, бытовавших на территории Русской митрополии в XIV–XV bb. см.: Борисова Т. С . К вопросу о рукописном прототипе старопечатной Триоди постной 1491 года//Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. Вып. 2: Филология. С. 105–114. Подробнее о славянских редакциях Великого акафиста см.: Борисова Т. С . Текстология церковнославянских переводов византийских гимнографических текстов по спискам Триоди постной XII–XIV bekob. Новосибирск, 2016. С. 70–74.

http://bogoslov.ru/article/6175771

29. Н.М.С. «Чествование М.А. Новосёлова». – «Московские Ведомости». 1912. 9 (22) ноября. 260. 30. Платонов О. «Правда о Григории Распутине». – «Русский рубеж». (13). 31. Полищук Е.С. Церковь и интеллигенция: к истории диалога. – «Журнал Московской Патриархии». 1991. 4. 32. Полищук Е.С. «М.А. Новосёлов и его «Письма к друзьям«». – Журнал Московской Патриархии. 1991, 11. 33. Полищук Е.С. «М.А. Новосёлов и его «Письма к друзьям»». – «Северо-Восток». Прилож. «Сибирской газеты». Новосибирск, 1992. 8 (12). 34. Пришвин М.М. Дневник 17 марта 1942 г. – В кн.: Розанов В.В. «Pro et contra». Кн. 1. СПб., 1995. С. 128. 35. Родзянко М.В. «Крушение империи». Киев, 1990. 36. Родионов К. «Рассказы о пережитом». «Москва». 1991. 7. 37. Розанов В.В. «Около трудных религиозных тем». – «Новое Время». 1916. 12 августа. 38. Розанов В.В. «Бердяев о молодом московском славянофильстве». – «Московские Ведомости». 1916, 17 августа. 39. Розанов В.В. «О себе и жизни своей». М. 1990. 40. Самарина-Чернышева Е. «Александр Дмитриевич Самарин». – «Московский Вестник». 1990. С. 243–244. 41. Монах Амвросий (фон Сиверс). «Не хороните меня заживо...» Судьба владыки Андрея, архиепископа Уфимского (князя Александра Алексеевича Ухтомского). – «Русская мысль». Париж, 1994. 1 июня. 42. Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения». – РГБ. Ф. 265. К. 118. 24. 43. Краткие сведения о деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения» за 1908 г. – РГБ. Ф. 265. К. 118. 24. 44. Флоренский П.А. «Эсхатологическая мозаика», ч. 2. – Контекст. 91. М. 1991. 45. Флоренский П.А. Соч. Т. 2. «У водоразделов мысли». М.: «Правда». 1990. 46. Переписка П.А. Флоренского и В.А. Кожевникова . – «Вопросы философии». 1991, 6. 47. Уделов Ф.И. [Фудель С.И.]. «Об о. Павле Флоренском». Париж, 1972. 48. Фудель С.И. «Воспоминания». – «Новый мир». 1991. 3, 4. 49. Хомяков Д.А. «Ещё о Всероссийском Церковном Соборе». – «Московские Ведомости». 1910, 11 марта. 50. ( Четверухина Е.Л. ) «Старец Алексий Зосимовой Пустыни». – Париж, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ф.178.1. 4452 Слова Иосифа Вриенния 1790 г. 178.1.4454. Сборник аскетический . Ф.178.1 Сборник аскетический. 1801 г . Ф.178.1 Сборник аскетический. 4557 «Вопросоответы» Варсануфия и Иоанна. 1818 г. Ф.178.1 «Творения» Марка Подвижника. Ф.178.1 Сборник. 178. 4443 «Слова» Симеона Нового Богослова. Ф.178.1 «116 глав» Каллиста Антиликуди патриарха. Ф.178.1 «Сотницы» Фалассия Ливийского. Конечно, рукописи переписывались и в Петербурге ввиду обстоятельств, связанных с изданием «Добротолюбия». Выделим рукописи из собрания Духовной академии. РНБ 573.48. Рубеж XVIII–XIX в. . 573. А II/357. 1852 г. Исаак Сирин. ф. 15 (Александро-Невская Лавра) А-87. Сборник аскетический. Сюда включим и рукописи из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря Казанской иконы Пресвятой Богородицы, руки монахини Натальи РНБ ф. 905, НСРК Q 639. 1-я пол. XIX в. Авва Варсонофий. Вопросоответы . И рукописи из нового собрания СПбДА, руки мон. Магдалины из СПб Воскресенского девичьего монастыря. 17-Р и 18-Р. Слова Исаака Сирина. 1852 г.  28-Р и 29-Р того же содержания. 1851 г. . Помимо Санкт-Петербурга, над изданием «Добротолюбия» работа проходила и в Москве, на Новгородском архиерейском подворье. В ней участвовали, помимо схимонаха Афанасия (Охлопкова), бывшие позже в Новоспасском и Симонове монастырях архимандрит Александр (Подгорный) и архимандрит Филарет (Пуляшкин) , которые в 1798 г. подали прошение об издании 4-й части «Добротолюбия» . Из собрания Симонова монастыря в ГИМ укажем только рукописи интересующего нас периода, а, надо сказать, они переписывались и позднее. ГИМ Сим. 23. Исаак Сирин «Слова». 1802-08 г. . Монах Иероним переписывает еще в 1808 г. «Поучения свт. Григория Паламы» . Его руки и рукопись РГБ 178.4459, отмеченная выше. Также ему принадлежит рукопись РГИА 834.2.4003, содержащая предисловия старца Василия Поляномерульского. Рукописи этого собрания примечательны своими подробными уточняющими записями. Сим. 5. Творения Дионисия Ареопагита . Сим. 15. Оглашения прп. Феодора Студита. Писец — мон. Иларион (Ремизов). Посл. четв. XVIII в. . После 1796 г.

http://bogoslov.ru/article/6176674

К числу первых относились: 1) Минеи-Четьи домакариевского состава, несколько отличные по набору памятников от древнейших волоколамских посл. четв. XV в. (РГБ. Волок. 590-598); 2) Пролог в древнейшем переводе (нестишной); 3) Пролог стишной, несколько отличный по набору рус. памятей и учительных статей от древнейшего новгородского Спасо-Хутынского 1478-1479 гг. (РГИА. Синод. Оп. 3. 3933-3936); 4) Торжественник минейный или, что более вероятно, несколько разновременных минейных Торжественников - от очень архаичного по составу до отражающих результаты «второго южнославянского влияния». Книги и сочинения, не имеющие календарной приуроченности либо не относящиеся к минейному циклу, распределялись по 2 категориям. Тексты, авторы которых были причислены к лику святых, типа «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, Паренесиса Ефрема Сирина, Римского Патерика Григория Великого и др., включались в ВМЧ под датой памяти их составителей. Остальные тексты помещались в заключительной части февральского, июльского и августовского томов. В отборе текстов для включения в ВМЧ заметны 2 принципа: Жития рус. святых представлены новейшими редакциями, порой написанными непосредственно для ВМЧ. Среди гомилий и ряда др. текстов, напротив, имеется большое число древних памятников, сохранившихся в новгородской традиции, несомненно наиболее репрезентативной среди рус. региональных в силу исторических условий. Причины невключения в ВМЧ ряда текстов, известных в независимой рукописной традиции (напр., домонг. «вопрошаний»), не исследовались как отдельная проблема, не установлено, в какой степени это вызвано принципами отбора, а в какой - отсутствием памятников в Новгороде 20-40-х гг. XVI в. Списки памятников, включенных в ВМЧ, отличаются очень высокой исправностью текста, нередко превосходящей и более ранние. Наличие или отсутствие того или иного текста в своде составляет во мн. случаях хронологический рубеж, определяющий их древность. Работа над Софийским комплектом ВМЧ была в целом закончена в 1538 г., над его созданием в Новгороде трудились ок.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

толков тем, что почитало за лучшее вообще остаться без таинств и соборной молитвы, чем доверить совершение их мирянину, поэтому спасовцы не перекрещивали при приеме в свое согласие. Одно из ранних названий спасовцев, восходящее к XVIII в.,- козминщина, или кузминовщина, по имени некоего беспоповца Козьмы, к-рый запретил перекрещивание. Его последователи размышляли следующим образом: «Время наступило последнее, антихрист настал в мире... правые веры и таинств нигде не видим. И как-де нет на земле никакой святыни, то желающие содержать старую веру долженствуют сами прибегать к Спасу, Который Сам ведает, как нас, бедных, спасти» ( Иоаннов А. (Журавлёв). Ч. 2. С. 43). Т. о., становится понятным смысл более поздних наименований согласия: «нетовцы» - проповедующие отсутствие благодати на земле, «спасовцы» - уповающие на Спаса. Вместе с тем свт. Димитрий Ростовский, выделяя «козминщину, к-рая святых тайн нигде не сказует на земле», отмечает и таких староверов, к-рые «ни к поповщине, ни к беспоповщине не пристали» и «Крещения у себя никакого не имеют» (Димитрий Ростовский. Л. 31 об. 2-го счета). В единственном дошедшем до нас спасовском «родословии» (рубеж 60-70-х XIX в.) история согласия возводится к Ладожскому скиту, основанному в кон. XVII в. в Поморье. В «родословии» говорится о существовавших в XVIII в. спасовских скитах в Нижегородской губ. и в галицких лесах Костромской губ. ( Мальцев А. И. Малоизвестное сочинение по истории старообрядцев спасова согласия//Старообрядчество: история и современность, местные традиции, рус. и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2001. С. 307-309). В 1-й четв. XVIII в. община спасовцев была обнаружена властями в Подмосковье. Уже в XVIII в. началась полемика спасовцев с др. согласиями, прежде всего с поморским. В соч. «О задании православного крещения познати и о священстве и како в Господа нашего Исуса Христа не веруют» (ок. 1800) содержатся 31 вопрос «от некоего любомудреца нарицаемых спасова согласия, поданные к заонежским, си есть поморского согласия, о Великороссийской Церкви и чиннодействующем крещении ея» и «Ответы от поморской страны» (РГБ.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Так что, даже если ты чувствуешь себя абсолютно правым и готов аргументировано и «со ссылками» доказать свою правоту, но при этом в твоем сердце нет любви, — ты лжец. Потому что творишь «работу вражью», «лжешь на истину», и правда твоя, — «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3,17). Правда лишь тогда становится истиной, когда соединяется с любовью. Потому что Сам Бог и есть эта Любовь. И только Он имеет абсолютное право сказать: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). И чем больше в нас этой любви, тем ближе мы к Истине. Потому и иконы памяти погибших ребят с «Курска» можно было написать только по любви, а не по правде. Рубеж Для чего всем нам была нужна трагедия «Курска»? Какие грехи омывались в эти дни теми потоками слез, что проливали у экранов телевизоров миллионы россиян? Это был грехи окаменевших сердец, грехи омертвевшей души русского народа. Завершалось второе тысячелетие пришествия в мир Спасителя, а в России все оказалось растоптано, обесстыжено и отдано на продажу. Страна, когда-то называвшая себя Святой Русью, превратилась в посмешище и блудилище. «И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, идолами которых ты осквернила себя» (Иез.23,29). Нужно было положить предел, обозначить рубеж, последнюю черту на пути нашего духовного падения. Израненная громада «Курска» легла пред нами, не позволяя на этот раз перешагнуть и забыть, как мы уже не раз делали в таких случаях. Рваный металл искореженной лодки по живому резанул сердце каждого русского человека. Ребята с «Курска» уходили в жизнь вечную, дабы мы никогда не забывали о вечности живущей в нас. «Опускают венки на суровую скорбную воду. Да прозреют живые, поняв, как друг другу нужны. Вся Россия скорбит. Значит, мы остаемся народом! В общей боли и муках срастается тело страны». Николай Колычев, Мурманский поэт. Старец отец Василий

http://pravmir.ru/neugasimaya-lampada-ku...

Тогда ты познаешь самого себя и постигнешь бренность человеческой природы. После этого тебе откроются духовные понятия: беспредельная высота Божественного Величия и неисчерпаемый океан Его Благости. Тебе откроется Его Благоутробие, милость и величие Его Человеколюбия. Духовные понятия станут тебе доступны по силе твоей, потому что они превосходят все то, что может вместить человек. После этого ты уже иначе будешь видеть свою греховность. Само сердце будет подсказывать тебе малейшие отступления от Воли Божией. Это немного похоже на то, как луч солнца, проникая в комнату через какое-либо окно, высвечивает в ней множество пылинок… Тогда душа придет в страх Божий, сокрушение и глубочайшее смирение. Только после этого ты сможешь войти в Божественную Жизнь, согласно пророку: «…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ». Тогда лишь человек уразумевает духовные понятия и понимает, что значит «бояться Бога». На это прикровенно указывают слова: «Начало мудрости – страх Господень» . Тогда ты уразумеешь духовно, что значит: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» . Это некий рубеж, после которого душа – славословит ли, читает ли, молится ли – неким таинственным образом с иной глубиной ощущает в себе сладость и пользу поучений, славословий и молитв. Зайдя за этот рубеж, ты сможешь сказать с пророком: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим…». Тогда начнется вживание в Божественную Жизнь, и ты в совершенстве сможешь стяжать три необходимые вещи: 1. Исполнение заповедей, которое даст тебе беспопечительность. 2. Решимость, которая даст презрение видимого. 3. Послушание, которое приведет к умерщвлению своей воли. После этого душа уже не будет уставать в делании Божественных Заповедей, не останавливаясь в стремлении к совершенной любви к Богу и ближнему… Старец с некоторым страхом приоткрыл молодому монаху вехи его будущего пути. Но мужественная душа Иллариона не только не убоялась и не проявила каких-либо признаков печали, но, наоборот, еще более возрадовалась! Он в готовности воскликнул:

http://isihazm.ru/1/?id=205

1 Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. Диалектика. (Ioann Damasc. Fons scientiae. Dialectica, с. 3//PG. T. 94. Col. 533BC.) 2 Ср. ... «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). — Примеч. ред. 3 Ср. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). — Примеч. ред. 4 В русском синод. переводе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» . — Примеч. ред. 5 Ин.6 6 Ср. 1Кор.13— Примеч. ред. 7 Ср.Мф.28— Примеч. ред. 8 Орос (букв. с греч. «граница», «предел», «рубеж») — точное изложение веры. — Примеч. ред. 9 Исагогика ( от греч. εσαγωγ — введение) — дисциплина, вводящая в библеистику (иначе «введение в Священное Писание»). Исагогика занимается вопросами Боговдохновенности, каноничности Библии и ее отдельных книг, времени и места происхождения, авторства, истории передачи текста, переводов. Герменевтика (от греч. ρμηνεω — толкую) — искусство изъяснения, техника толкования древних текстов. Герменевтика является частной областью экзегетики, которая рассматривает метод толкования, но и само толкование, осуществляемое с помощью данного метода. — Примеч. ред. 10 Макарий (Булгаков; 1816—1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк. О высокопреосвященном Макарии как догматисте см.: Сидоров А.И . Классический труд по православному догматическому богословию.//Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. М., 1999. Ч. 1. С. III. — Примеч. ред . 11 Филарет (Гумилевский; 1805—1866) — известный богослов и историк Церкви. В сферу научных интересов владыки Филарета входили догматическое богословие, патрология, история Русской Церкви, агиография. Обладая обширными знаниями, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. В своем «Православном догматическом богословии» преосвященный Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Общее число трудов преосвященного Филарета достигает 159. См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 111—112; Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. — Примеч. ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3465...

X. 142. Не хотел произносить таких слов, но я был вынужден выразиться таким вот образом, чтобы ты, услышав мрачное, смог избежать ужасного. 143. А когда надобно убегать? 144. Ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). 145. Кто желает находиться рядом со Христом, пусть знает , что приходит пора, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). 146 Приходит ночь, когда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5, 10). 147. Приходит день, в который никто не может отложить [свои дела] на завтра. 148. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). 149. Итак, братья, если таков рубеж и мы не можем пройти мимо или невозможно прошедшим остаться незамеченными, предстанем лицу Его со славословием (Пс. 94, 2). 150. Первыми предстанем [перед Ним], чтобы Он не опередил нас, представ пред нами. 151. Победим зло добром, чтобы не оказаться нам во зле. 152. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), чтобы, явившись чистыми пред Чистым, мы получили чистый венец через Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Отцу слава во веки веков. Аминь.   Источники Acta Pauli et Theclae//Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes/introduction, textes, traduction et commentaire par L. Vouaux . Paris: Letouzey et Ané, 1913. Basilius Caesariensis (spuria). Homilia de virginitate //Amand D., Moons M. C. Une curieuse homélie grecque inédite sur la Virginité adressée aux pères de famille//Revue bénédictine. 1953. Vol. 63. P. 18–69, 211–238. Tertullianus . De baptismo// Tertullien. Traité du baptême/éd. F. Refoulé, M. Drouzy. Paris: Cerf, 1952. (SC; vol. 35). P. 63–97. Рус. пер.: Квинт Семптимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М.: Прогресс, 1994. С. 93–105.   Литература Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007. С. 263–288. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская благозвонница, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6193363

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010