Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV XIV век Преподобная Марфа Псковская Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Даниил Московский Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский Мученик блгв. кн. Михаил Тверской Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) Блгв. кн. Феодор Стародубский Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского Ок. 1337 Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского Ок 1337 Преподобная Анна Кашинская Мученик Антоний Литовский Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) Мученик Иоанн Литовский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Нектарий I, 90-е годы XVI в.; около 1604 г. очутился в России, с 25.VI. 1613 г. Вологодский Архиепископ, с 1616 по 1621 г. в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, снова на Вологодской кафедре с 1625 по †3.VI.1626 г. Пройдоха. Митрофан, ок. 1614 г. Нектарий II, ок. 1616–20-е годы XVII в. Порфирий, 20-е годы XVII в. Георгий, ок. 1617 г. Иоасаф, ок. 1628 г. Аврамий, 30-е годы XVII в. Мелетий, ок. 1637–ок. 1645 г. Харитон, ок. 1643 г., вторично ок. 1651 г. Даниил, ок. 1650 г. Дионисий 1652 г. Афанасий II, ок. 1653–ок. 1657/8 гг. Игнатий, 60-е годы XVII в. Пафнутий, ок. 80–90-е годы XVII в. Арсений I, 60-е годы XVII в. Зосима, ок. 1663 – после 1670 г. Панарет, 70-е годы XVII в. Нектарий II, ок. 1673 г. Игнатий II, ок. 1676 г. Феофан, похититель Охридского престола в 1676 г. Григорий III, ранее 1679 г., вторично в 1683–88 гг. Мелетий II, 1676–7 г. Парфений II, 1677–1683 гг. Герман, 1688–91 гг., вторично в 1699–1702/3 гг. Григорий, 1691–95 гг. Игнатий III, 1693–95 гг., вторично в 1703–6 гг. Зосима II, 1695–99 гг., вторично в 1707–8 гг. Рафаил, 1699–1702 гг. Мефодий, 1708 г. Дионисий II, 1706–7 гг., вторично в 1709–14 гг. Филофей, 1714–18 гг. Церковный проходимец, «подвизался» в России. Иоасаф II, 1719–1745 гг., †1746 г. Иосиф, 1746–1751/2 гг. Дионисий III, 1752–1756 гг. Мефодий II, 1757–8 гг. Кирилл, 1759–1762 гг. Иеремия, †1763 г. Ананий, 1763 г. Арсений II, по происхождению болгарин, по фамилии Баласчев из охридского рода Баласчевых, 1763–1767 гг. (Список составлен по Ив. Снегаров, История на Охридската Архиепископия, т. т., C., 1924, 1932 г.) ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Архиепископ: Василий I, 1186, с 7.XI.1204 г. примас, †30-е годы XIII в. ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Великотерновские патриархи : Иоаким I, 18/31.I.1235–1237 или 1246 г. Василий II, XIII в. Виссарион, XIII в. Иоаким II, XIII в. Игнатий, 1272–77 гг. Свщмученик Макарий, 80-е годы XIII в. Иоаким ок. 1283-†l 301 г. Дорофей, XIV в. Роман, XIV в. Феодосий I, †ок. 1337 г. Иоанникий I, после 1337 г. – после 1346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ser. 2. Bucur., 1914. T. 36. P. 731-798; Γριτσπουλος Τ. Α. Νφων Β//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 455-456; N sturel P. . Recherches sur les rédactions gréco-roumaines de la Vie de St. Niphon II, Patriarche de Constantinople//RESEE. 1967. T. 5. N 1/2. P. 41-75; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 1. P. 10, 427; Podskalsky. Griechische Theologie. 1988. S. 398; Θαλγκας Α. Νφων Β Πελοποννσιος, οκουμενικς πατριρχης κα θνικς γιος τν Ρουμανν//Βυζαντινα μελται. Αθνα, 1993. Τ. 5. Σ. 504-521; Panou N. Greek-Romanian Symbiotic Patterns in the Early Modern Period: History, Mentalities, Institutions: Pt. 2//The Historical Review=La Revue Historique. [Athens], 2007. Vol. 4. P. 59-104; Ο Αγιος Νφων Πατριρχης Κωνσταντινουπλεως (1508-2008): Τμος επετειακς επ τη συμπληρσει πεντακοσων ετν απ της κοιμσεως αυτο. Αγιον Ορος, 2008 (рец.: Καζαμα-Τσρνου Μ. Ι.//Μακεδονικ. 2010. Τ. 39. Σ. 283-300); Mavroudis A. D. Αγιος Νφων, Πατριρχης Κωνσταντινουπλεως Απ τν Μωρα ες τν Αχρδα//Realia Byzantina/Hrsg. S. Kotzabassi, G. Mavromatis. B.; N. Y., 2009. S. 167-190; Olar O. V. Dracula а rebours: Notes sur la Vie de St. Niphon (BHG 1373a)//Il corpo impuro e le sue rappresentazioni nelle letterature medievali/Ed. F. Mosetti Casaretto. Alessandria, 2012. P. 435-460; P un R. G. Gabriel, Superior of Mount Athos//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. history. Leiden; Boston, 2015. Vol. 7: Central and Eastern Europe, Asia, Africa and South America (1500-1600)/Ed. D. Thomas, J. Chesworth. P. 76-84; Νφων Β//ΜεγΟΧΕ. Τ. 11. Σ. 483-484. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2577735.html

Преподобный Кирилл, в миру Косьма, родился в Москве в 1337 году от благородных родителей, которых лишился еще в младенчестве, а потому до совершеннолетия жил и воспитывался у одного богатого и знатного родственника своего, по имени Тимофея, который был окольничим у великого князя. Когда Косьма вырос, то Тимофей поручил ему управление своим имением, но у Косьмы было только одно желание – вступить в монастырь, чтобы трудиться там для Господа. Он не смел сказать о том окольничему, боясь его гнева, но решился открыть свое желание случайно пришедшему в дом его родственника уважаемому всеми монаху Стефану Махрищскому, а он взялся объявить об этом и объявил его родственнику – Тимофею. Окольничий Тимофей сперва очень рассердился и начал бранить Стефана, но, по увещанию жены своей, смягчил гнев и согласился на желание Косьмы, который немедленно отправился в Симонов Московский монастырь и там принял монашество от архимандрита Феодора, с именем Кирилла. Здесь, проходя послушание в пекарне, Кирилл достиг до такого умиления, что без слез не мог вкусить даже хлеба, непрестанно памятуя об огне геенском, к коему восходил мыслию от огня поваренного. Преподобный Сергий каждый раз, как приходил в обитель навещать тамошнего архимандрита Феодора, который был ему племянник, прежде всего шел в пекарню к Кириллу и беседовал с ним. Кирилл был и архимандритом Симонова монастыря после Феодора, взятого на Ростовскую кафедру, но недолго. Молясь однажды пред иконою Богоматери, он слышал глас, повелевающий ему идти в Белозерскую страну. Взяв с собою чудотворную икону Божией Матери преп. Кирилл тайно оставил обитель и вместе с иноком Ферапонтом направился к указанному месту. Прибыв на пустынный берег Белого озера, Кирилл выкопал землянку и начал подвизаться здесь в уединении. Благоухание молитвы привлекало к Кириллу ревнителей молитвы – одного за другим; основанная им обитель в честь Успения Богоматери процвела и стала городом иноков. Когда случались нужды в обители и братия просили Кирилла послать к тому или другому христолюбцу за помощью милости, то Кирилл не соглашался и говорил: «если Бог и Пречистая забыли сие место, – для чего и живем мы здесь»? Он сочинил особый строгий устав для обители, в которой был первым настоятелем в течение 30 лет. Прославившись святостью жизни, даром прозорливости, многими исцелениями и чудесами, препод. Кирилл преставился 1427 г. июня 9 дня, не преставая и по кончине своей быть источником чудес и исцелений, описание которых заняло бы очень большое место, превышающее принятую нами мерку для труда. Св. мощи преп. Кирилла Белозерского почивают под спудом в храме, во имя его построенном при царе Иоанне Васильевиче и перестроенном 1780 г. архимандритом Иоакинфом Карпинским, в серебряной позолоченной раке, устроенной иждивением графа Феодора Ивановича Шереметева, что в большом Кирилло-Белоезерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

– In nativitatem Christi, 959–72. – in occursum Domini, 977–1000. – in cæcum a nativitate, 1001–24. – in illud Euntes in castellum (Matth., XXI. 9), 1023–34. – in ramos palmarum, 1033–48. – in Feriam V et proditionem Judae,1047–54. – in Passionem Domini, 1053–62. -in SS. Patres et prophetas, 1061–74. – in S. Pascha 1–2, 1073–82, 1081–92. – in assumptionem Domini, 1091–1100. L. Holstenii præfatio ad septem ex his sermonibus, 941–44. Encomium in S. Andream, 1101–08. Sermo exhortatorius, 1107–14. De Sancta Trinitate dialogi 1–5: 1115–1286. Sermones contra diversas hæreses 1–20: 1289–1395 in quibus Contra Macedonianos dial. 1–2, 1289–1338, et Confutationes quarumdam propositionum Eutherii Tyanensis, 1337–94. Syntagma ad quemdam politicum, 1395–1408. Sermo pro iis qui sæculo renuntiarunt, 1409–20. Doctrina ad monachos, 1421–26. Commentarius de templo Athenarum, 1427–32. De corpore et anima, 1431–3,4. Epistolæ Athanasii et Romanorum Pontificum, 1441–86. Liberii ad Athanasium, 1441–4. Athanasii responsio ad Liberium, 1443–6. Athanasii ad Marcum papam, latine, 1445–6. Marci papæ responsio, 1447–50, latine, Julii papæ ad Orient ales, 1449–54, latine. Orientalium ad Julinm papam, 1455–58, latine. Responsio Julii papæ, 1457–68, latine. Athanasii. ad Julium de Arianorum oppressio-nibus, 1467–70, latine. Liberii responsio, 1469–72, latine. Athanasii ad Felicem papam, 1473–78. Felicis papæ responsio, 1477–86. Vita sanctæ Syncletica;, 1487–58. Epistola ad episcopum Persarum, 1559–66, latine. grace et latine, 1565–68. Symbolus Quicumque farmulæ 1–4, 1581–92; vetus versio gallica 1–2, 1591–94 et 1593–96. Expositio symboli Quicumque, 1595–1604. De Symbolo Q. diatribe, 1567–82. De Trinitate, 1603–6. De Paschate, latine, 1605–10=Martinus Bracarensis. Præfatio ad t. 28, 9–20. Catalogus codicum, 19–22. Index analyticus, 1623–32. ATHANASIUS CP. patr., 1289–93, 1314–10, 142. Abdicatio prioris patriarchatus, 479–34. Rescriptum de Joanne Drimy, 483–92. Abdicatio secundi patriarchatus, 491–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ , преп. (ок. 1337–1427) – основатель и первый игумен Кирилло-Белозерского монастыря с общежительным (киновитским) уставом. Канонизирован в середине XV в. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ , св. (ок. 315 – ок. 387) – избран епископом Иерусалимским во время арианских гонений, катехизатор, проповедник. Сохранились его двадцать четыре «Огласительных слова», описывающих последовательность подготовки ко крещению во время Великого поста и допущению к таинствам – крещению, миропомазанию, евхаристии – в ночь на Пасху. КИРИЛЛ РОСТОВСКИЙ – епископ Ростовский (1230–1262 гг.). КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (св. в западной традиции, 140 – ок. 220) – богослов, второй ректор (после Пантена) Александрийской школы. Самое известное его сочинение «Строматы» посвящено разработке понятия христианского гнозиса – познания в любви. КЛИМЕНТ РИМСКИЙ , св.– «муж апостольский», отец и учитель Церкви. По преданию, в христианство его обратил ап. Петр. Скончался на третий год царствования Траяна (101 г.). В сказании безымянных «Мученических актов св. Климента» (не ранее IV в.) К.Р., возможно, отождествляется с Флавием Климентом, римским консулом, пострадавшим при Домициане. Часть мощей К.Р. перенесена в Россию князем Владимиром. День памяти К.Р. в Православной церкви – 25 ноября, в Католической – 23 ноября. Корпус текстов, связанных с его именем, носит название «Климентины». КОБЫЛИНСКИЙ-ЭЛЛИС (Кобылинский Лев Львович; 1879–1947) – теоретик символизма и литературный критик, поэт и писатель, автор ряда книг стихов и прозы. КОЛУМБ ХРИСТОФОР (1451–1506) – испанский мореплаватель, в поисках морского пути в Индию и Китай в 1492 г. открывший новый материк – Америку. КОНСТАНТИН I , св., равноап. (ок. 285–337) – римский император, во время правления которого христианство получило право на существование. В феврале 313 г. Константином был обнародован так называемый «Миланский эдикт» о веротерпимости по отношению к христианам. Эдикт стал рубежом, отделяющим эпоху гонений на христиан от «эпохи Константина», когда произошло превращение христианской церковной организации в силу политически значимую, на которую могло опираться государство. Константин председательствовал на созванном по его инициативе Никейском соборе (325 г.). По свидетельству Евсевия, принял крещение перед смертью в 337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

аспект. Сыктывкар, 1995. С. 39-45; он же. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 9-54, 665-682, 713-720, 770-771; Попов В. А. Сольвычегодская старина/Ред.: А. Н. Власов//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 59-200; Низов В. В. К биографии Александра Вятского//Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 32-44; Преподобные Лонгин и Христофор Коряжемские и их жизнеописание. СПб., 1998; Суворова С. И. Пролилась кровь христиан//Архангельский епарх. вестн. 2003. 11. С. 15; 2004. 2. С. 13; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Русская агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 217-235; Завойская Н. Е. Александр, еп. Вятский: Мат-лы к биографии. Вятка, 2008; Безроднов В. С. Вкладная и кормовая книги Коряжемского Никольского мон-ря//ВЦИ. 2011. 1/2. С. 56-116; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. Сер.: Гуманит. науки. 2012. 1. С. 331-334. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

В южных пределах Вологодского края подвизался ученик преп. Сергия Димитрий Прилуцкий. Живя среди язычников и распространяя христианскую веру, он благотворил каждому жителю по мере его нужды. Близ Вологды им был основан Спасо-Прилуцкий монастырь. Духовным отцом большой группы северных монастырей стал ученик и друг преп. Сергия преп. Кирилл Белозерский (1337–1427). В 1393 г. Кирилл основал монастырь на берегу Белого озера, на том месте, где указала ему Богородица. Во время голода окрестные жители-язычники обращались за помощью в монастырь, и по молитве преподобного чудесным образом в монастырской житнице не умалялся хлеб. Ученики св. Кирилла в свою очередь основали новые монастыри, а Белозерский монастырь стал духовным центром всего севера Руси. Рядом возник еще один центр миссионерской деятельности этого края – Ферапонтов Рождественско-Белозерский монастырь, основанный Ферапонтом, учеником преп. Сергия. Из Кириллова монастыря вышел и Корнилий Комельский. В конце XV – начале XVI в. на огромной территории от Вологды до Белого моря возникло много новых обителей, основанных учениками Корнилия. Современники называли эти скиты «Лаврой святого Корнилия» С. 58]. В середине XIII в. на севере Вологодского края миссионерским центром стал Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. После молитвы подвижники обращались с проповедью к жившим в округе диким племенам – чуди и корелам. При игумене Дионисии Глушицком развернулось строительство приходских храмов в крестьянских поселениях, а монашеская проповедь охватила и заволоцкую чудь. В XIV в. возле Кубенского озера подвизался преп. Феодор Ростовский (племянник преп. Сергия Радонежского), который также обращался со Словом Божиим к чуди, проживавшей в тех местах. На северо-западе образовалось знаменитое монашеское Заволжье с особо строгой традицией, впоследствии оттуда вышло движение «нестяжателей» во главе со св. Нилом Сорским . В Новгородской земле издревле, с конца XII в., основывались монастыри по берегам Северной Двины. Монахи этих обителей шли на север с христианским благовестием к языческим финским племенам. Одной из таких обителей был Архангельский Михайлов Корельский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010