Но самой яркой звездой в этом созвездии основателей монастырей сияет св. Кирилл Белозерский († 1427), создатель прославленного Кириллова монастыря на берегу Белого озера. Прп. Кирилл стал духовным отцом группы особо строгих подвижников, из которых позже, в конце XV и в 1-й половине XVI в., сформировалось особое течение в монашестве той эпохи — заволжское старчество, которое через св. Нила Сорского связано со святогорской и исихастской мистикой. В истории монашества на Руси св. Кирилл занимает после Сергия Радонежского, может быть, наиболее важное место, ибо ревностное отстаивание им общежития было широко известно, а устав его монастыря в XV в. считался у современников самым суровым. Происходил он из боярской семьи (родился в 1337 г.), очень рано потерял родителей. Долгое время он был на службе у боярина Вельяминова, который принадлежал к ближайшей свите великого князя. Очень поздно, около 43 лет, Кирилл, под влиянием Стефана Махрищского, решил принять постриг и поселился в Симоновом монастыре. Известен он стал своей суровой аскезой и неутомимым трудом. Когда св. Сергий посещал Симонов монастырь, он прежде всего заходил к Кириллу. Но строгая жизнь и любовь к уединению не очень подходили для богатого столичного монастыря, поэтому, став архимандритом и настоятелем обители, Кирилл не смог долго занимать эту должность. Он оставил ее и сначала жил в своей келье в строгом уединении, а затем покинул монастырь и ушел в «северную пустыню», в непроходимые и болотистые белозерские леса. Там в 1393 г. прп. Кирилл основал свой монастырь, в котором ввел особенно строгое общежитие. 30 лет провел он в этой обители, и множество иноков прошло у него выучку. Преставился он 9 июня 1427 г. ] Еще при жизни Кирилла вокруг его монастыря появилось много малых пустынек, для которых этот монастырь был духовным центром. Эти обители и образовали знаменитое монашеское Заволжье, духовную родину и оплот особо строгого аскетического направления, которое вступило в борьбу против монастырских земельных владений. В Заволжье подвизался и св. Нил Сорский, выдающаяся личность в истории Русской Церкви; он оказал сильное влияние не только на современников, но и на монашество XVIII и XIX вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Кроме того есть и другие древние монастыри, но они в запустении, или в развалинах, напр. Чернорецкий, Кореииский, св. Марка, Гричаницкий, Девичский, Чернорецкий основан преп. Иоанникием, современником сербского десуота Юрия Бранковича (1427– 1456 г.). Здесь 70 лет подвизался преп. Иоанникий. Хранится еще церковь в утесе, и пещера, где он молился. В церкви стоит рака с мощами юноши Петра Коришского, подвизавшагося в царствование Душана в горах близ Призрена. В этом монастыре один только монах, и богослужение совершается только в великие праздники 141 . Кориииский основан на месте подвигов юноши Петра, почивающего в Чернорецком монастыре. Селом же Кориша владеют арнауты 142 . Марков основан двумя братьями, призренскими купцами, но разорен турками: здесь одна церковь с 3 или 4 монахами 143 . Гричаницкий, основанный (1322 г.) Стефаном Урошем III, назначен был для кафедры епископа липлянского 144 . Здесь некогда почивало тело св. князя Лазаря, перенесенное отсюда в монастырь раваницу на фрушской горе. Теперь гречаницкий монастырь до того беден, что священник совершает в нем службу в холщевом облачении 145 . Диьвичскиии монастырь св. Иоанникия, близ бедного города Вучитрна, построен сербским деспотом Юрием Бранковичем (1427– 1456 г.) на том месте, где больная дочь его, девина, исцелена была преп. Иоанникием, которого н мощи здесь почивают. Тут игумен со двумя иноками 146 . Святые сербской церкви Сербскою церковию причислены к лику святых многие цари и святители сербские. Из царей сербы благоговейно чтут память князя Владимира-Иоанна (у 1015 г.), Стефана, в монашестве Симеона, Немани (у 1200 г.), Стефана Первовенчанного (+ 1224 г.), Драгутина (у 1316 г.), Мил утина (у 1320 г ) , мать их Елену (у 1306 г.), Стефана Дечанского (у 1336 г.), сына его Уроша Гу 1337 г.), Лазаря (у 1389 г.) и некоторых других. Св. князь Владимир-Иоанн был сын Петрислава. Дед его Хвалимир отдал Петриславу, старшему сыну во владение Зету (Черногорию), второму Хвалимир Иребинье и Хльвну, а младшему Мирославу– Подгорье (Захлумье).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Ок. 1427 г. М. присоединился к Мазолино в работе над росписями капеллы семьи Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине. В основу программы фрескового цикла, посвященного истории св. Петра, были положены Евангелие, Деяния св. апостолов, а также текст «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Декорация верхней части капеллы, исполненная Мазолино, была полностью утрачена в ходе реконструкции церкви (1746-1748). По свидетельству Вазари, она включала изображения 4 евангелистов на своде и сюжеты «Призвание первых апостолов», «Предательство и раскаяние св. Петра» и «Хождение по водам» в люнетах ( Vasari. 1878. Р. 265). Стены капеллы разделены на 2 регистра; М. принадлежат сцены на юж. (левой) стене: «Чудо со статиром» (вверху), «Св. Петр, восседающий на кафедре» (внизу), а также фрески зап. (алтарной) стены: «Проповедь св. Петра» и «Крещение новообращенных» (вверху), «Исцеление тенью св. Петра» и «Св. Петр раздает церковное имущество» (внизу). Все они созданы мастером без участия помощников. Сюжеты «Исцеление хромого» и «Воскрешение Тавифы» в верхнем регистре сев. (правой) стены капеллы принадлежат кисти Мазолино. Сцены, исполненные М., имеют один источник освещения; действие в них разворачивается на фоне пейзажа или архитектурных кулис, данных в перспективном сокращении. Композиционное единство каждой сцены, психологическое напряжение, пластическая убедительность и весомость фигур, определенность их жестов контрастируют с элегантной дробностью и условно-сценической трактовкой пространства у Мазолино. Новаторский характер живописи М. наглядно демонстрирует сцена «Изгнание из рая», парная к сцене «Грехопадение» работы Мазолино; помещенные на пилястрах при входе в капеллу, эти сюжеты вводят в живописную программу ансамбля тему искупления греха и спасения через Церковь, основанием к-рой является ап.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

Выступления Б. С. были столь популярны, что из-за огромного числа собиравшихся людей ему нередко приходилось произносить их на рыночных площадях. Обычно он беспощадно осуждал порок, а затем поднимал вверх табличку с начертанным на ней именем Христа (золотой монограммой IHS, сокращенной греч. формой слова Iesus). Людям это так нравилось, что они начали украшать монограммами IHS свои дома, а в Болонье, по легенде, один картежник после услышанной проповеди бросил свое порочное занятие и стал зарабатывать на жизнь изготовлением табличек с именем Господа. Б. С. обычно говорил долго (на протяжении 3-4 ч.), обращаясь преимущественно к простолюдинам. Он прибегал к ярким примерам, анекдотам и различного рода отступлениям, приближал свой язык к местным говорам, не чуждался шуток и скоморошничанья. В 1427 г. некий сиенец Бенедетто записал дословно 45 проповедей Б. С. на итал. языке, впосл. не раз издававшихся как «Le prediche volgari». Помимо проповедей, лит. наследие католич. святого составляют трактаты о Божией Матери и богословские сочинения, как на лат., так и на итал. языках. Он также написал один из первых трактатов по экономике, в к-ром обсуждались проблемы торговли, цены товара и т. п. Поскольку во время проповедей Б. С. использовал в качестве символа Христа табличку с его именем, а впосл. даже призывал молящихся становиться на колени перед этим изображением, его заподозрили в ереси, и в течение 8 лет Б. С. неоднократно подвергался различного рода обвинениям (гл. обр. в распространении суеверий и подстрекательстве людей к идолопоклонству). В 1427 г. ему было приказано явиться в Рим к папе Мартину V , к-рый во время аудиенции запретил ему использовать в проповедях таблички с именем Христа до тех пор, пока его дело не будет рассмотрено церковным судом. Процесс по делу Б. С. состоялся 8 июня 1427 г. в присутствии папы в соборе св. Петра. Защитником обвиняемого выступал его сподвижник, известный юрист Иоанн Капистран . В ходе судебного разбирательства, после исследования основных положений учения Б. С. и его поведения, все обвинения были с него сняты, более того, папа предложил ему проповедовать в Риме и принять должность епископа Сиены. От этих предложений Б. С. отказался, так же как впосл. отказался и от должностей епископа Феррарского и Урбинского, сославшись на то, что принятие должности противоречит его первоначальному призванию, тем более, что его диоцез - вся Италия. Впосл. против Б. С. неск. раз выдвигались обвинения, пока папа Евгений IV буллой от 7 янв. 1432 г. окончательно не приостановил их.

http://pravenc.ru/text/78174.html

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

28 Благослови, отче! – С этими словами чтец обращается к священнику за благословением перед чтением в церкви или за трапезой. 29 Бысть въ дни... великого князя Василия Васильевича... и великого князя Бориса Александровича Тврьскаго, и великого князя Феодора Резанскаго Олговича в лто... Фотию митрополиту... и в Новгород ... архиепископу Ифимию Брадатому. – Упоминание названных здесь светских и духовных правителей Руси в соотнесении с 1436 (6944) г. не соответствует данным летописей: в 1436 г. в действительности правили только великий князь Московский Василий II Темный (1425–1462) и великий князь Тверской Борис Александрович (1426–1461). Великий же князь Рязанский Федор Ольгович (1402 – ок. 1427) и оба упомянутых церковных иерарха – митрополит Фотий (1408–1431) и архиепископ Новгородский Евфимий (1423–1428) – к указанному сроку скончались. Время правления названных исторических деятелей может быть отнесено только к короткому промежутку 1426–1427 гг. (который, по-видимому, и следует считать точкой отсчета рассказа о преп. Савватии, начинающегося с описания его жизни в Кирилловой монастыре). Что же касается 1436 года, то согласно позднейшей соловецкой традиции этот год считается временем прибытия на Соловки преподобных Зосимы и Германа и, следовательно, датой основания собственно монастыря (эта традиция отражена, в частности, в Соловецком Летописце, созданном в начале XVIII в.). 30 ...во едином от манастырей Блозерскых Кирилов именуем... – Кирилловский монастырь в Белозерье был основан преп. Кириллом в 1397 г. Преп. Савватии был младшим современником и, по-видимому, учеником преп. Кирилла (ум. в 1427 г.). 34 ...остров, рекомый Валам. – Валаам – остров в Ладожском озере с несколькими прилежащими к нему островками: известен благодаря монастырю, основанному в XIV в. преподобными Сергием и Германом Валаамскими. 35 ...«богат сый нас ради обнища, да мы его нищетою обогатимся». – Почти дословная цитата из Слова на Пасху св. Григория Богослова . С этими же словами игумен обращается и к каждому новому брату, приступающему к монашескому постригу (в чинопоследовании иноческого пострижения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† 29.03.1454, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. 13 апр. 1427 г. Е. был хиротонисан во епископа Ростовского, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Фотий . С самого начала управления епархией Е. уделял много внимания устроению монашеской жизни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1427 г. по пути в Устюг Е. посетил Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь , где разрешил конфликт между прп. Дионисием и братией. Е. дал братии «духовное наказание», разъяснив важность послушания наставнику, т. е. прп. Дионисию. Е. также «дасть... милостыню доволну в монастырь» (Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 123-125). Покровительство Глушицкому Покровскому мон-рю Е. оказывал и позже. 11 янв. 1436 г. епископу была явлена духовная грамота прп. Дионисия, содержавшая подробный перечень монастырского имущества. Документ был скреплен владычной печатью. На одной стороне печати изображена икона Божией Матери «Знамение», на обороте - надпись: «М(и)л(о)стию Б(о)жиею смиренныи еп(иско)пъ ростовскии Ефрем» (ОПИ ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. 3. 4; АСЭИ. Т. 3. 252. С. 273-274). В примечаниях к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия Ростовского А. А. Титов утверждал, что 5 июля 1427 г. Е. основал Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь на месте, где прежде стоял дом святых Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия (Летописец о ростовских архиереях. С. 14-15; Титов А. А. Ист. описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ. Серг. П., 1893. С. 13-15), однако источник этих сведений неизвестен. В сохранившихся фрагментах Ростовского владычного летописного свода, инициатива создания к-рого приписывается Е. ( Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 367), как и в более поздних летописных памятниках кон. XV-XVI в., данный факт не отражен. По-видимому, при Е. в епархии активно осуществлялась переписка книг. На этот факт косвенно указывает упоминание Ростовского епископа вместе с Киевским митр. Фотием и вел. кн. Василием II Васильевичем в выходной записи в переписанной Нестором «Лествице» (РНБ. Q.I.664, список 1776 г.).

http://pravenc.ru/text/182081.html

Прошло еще более десяти лет, и митрополит Фотий вновь писал (22 июня 1427 г.) псковичам, как прискорбно ему, что между ними доселе остаются еретики, уничижающие и ни во что полагающие чин великого Божия священства и иночества, и говорил: “Благославляю вас, детей моих, учить таковых и восставлять в богоразумие. Если ж они не исправятся, то вы, священники, не принимайте от них никакого приношения к церквам Божиим и отлучайте их, как гнилых членов, от здравого тела Церкви; а вы, миряне, не сообщайтесь с ними ни в пище, ни в питии, да не осквернитесь, пока не покаются... Если они не обратятся в благоразумие, благославляю вас, своих детей, от великого и до малого, не сообщайтесь с ними никак и ни в чем и отпишите ко мне. А я по Божественным и священным правилам сотворю суд на таковых и осуждение”. Псковитяне действительно скоро отписали митрополиту, что они, по его грамоте, стригольников “обыскали и показнили”, что некоторые еретики при этом убежали, а другие хотя остались, но упорствуют в своем заблуждении. Фотий (от 23 сентября 1427 г.) благодарил псковичей за их ревность о благочестии и вновь заповедовал удаляться от нераскаянных еретиков и в пище, и в питии и приводить их к обращению “казнями, только не смертными, но внешними казнями и заточениями” 2272 . После того псковитяне, как свидетельствует Иосиф Волоколамский, с совета благочестивых князей и святителей, решились схватить всех стригольников до единого и засадили их в темницы до самого конца их жизни. И таким образом ересь эта, которая, по словам того же Иосифа, и возникла первоначально в Пскове (так как Карп, “художеством стригольник”, жил в Пскове) и увлекла “многих от православных христиан”, была окончательно искоренена 2273 . Ересь или, вернее, раскол стригольников, существовавший у нас более пятидесяти лет, если считать даже только со смерти первых расколоучителей (1376–1427), без всякого сомнения, был плодом своего времени и произведением русской почвы. Это очевидно из самого учения стригольников. Они вооружались против церковной иерархии, отвергали ее, а за что? За те злоупотребления и недостатки, которые они видели в современных иерархах и вообще в духовенстве и на которые прямо указывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Житие преподобного Никона решает вопрос и о том, какой труд Даниила и Андрея был последний. Некоторые, на основании Софийского Временника, последним их трудом называют расписание Троицкого собора в Лавре. Но в Софийском Временнике касательно сего предмета сделан пропуск, который и восполняется писателем жития святого Никона. Он утверждает, что после расписания Троицкого собора в Лавре иконописцы Андрей и Даниил самый последний памятник трудов своих оставили в Андроникове. Теперь приступим к определению времени кончины преподобных отцев Андрея и Даниила (так называют их Софийский Временник и Книга глаголемая о российских святых). Из Софийского Временника и жития Никона видно, что Андрей и Даниил преставились незадолго до кончины святого Никона. Но год преставления Никона в разных житиях и изданиях показывается различно: в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского год кончины святого Никона показан 6935 (1427) ноября 17-го; в Четьих-Минеях Макарьевских под тем же числом – год кончины 6938 (1430). По сему житию последний год (1430) поставлен и в Книге глаголемой о российских святых, как год смерти Даниила и Андрея. Но чтобы точнее определить год кончины преподобного Никона, надобно точнее узнать год преставления преподобного Сергия. В житии преподобного Сергия (в Четьих-Минеях Макарьевских 25 сентября) год кончины его показан 6900 (1392); но в летописях кончина его полагается 25 сентября 1391 года, и это показание предпочитается первому, круглому числу. Присоединяя к 1391 году 37 лет игуменства Никона, которые показаны и в житии его и в Троицком Летописце (Рукоп. Синод. библиот.), мы получим год кончины святого Никона 1428, какой год и показан в описании Троицкой Лавры 1842. Если же преподобный Никон скончался в 1428 году, то преподобный Даниил и Андрей скончались около 1427 года. Приложение Б. Список настоятелей Спасо-Андроникова монастыря Игумены: Преподобный Андроник скончался не позже 1404 года. Преподобный Савва скончался между 1410–1420 годами. Александр, строитель собора, скончался не раньше 1427.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

798 Что касается до существования действительной грамоты патриарха Антония, то оно сомнительно (преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе, – стр. 596 fin., под грамотой Антониевой, очевидно, разумеет Нилову, а Зиновий Отенский в Истины показании, – стр. 968 fin., как можно думать, просто повторяет Иосифа). 800 Во времена Фотия некоторые монахи некоторых псковских монастырей не ходили на исповедь и не приступали к таинству причащения: но вовсе не даётся оснований предполагать, чтобы они были Стригольники или полустригольники, – у Павлова col. 389 и 399. 801 Митрополит 1) приводит правила канонические, определяющие наказания пресвитерам и мирянам, самовольно отделяющимся от своих православных и не осуждённых законным судом епископов; 2) указывает на то, что взимание плиты за поставление утверждено новеллой императора Исаака Комнина и соборными приговорами патриархов Михаила и Николая (I т. 1 половина, стр. 430, электронная версия – абзац сноски прим. корр.); 3) утверждает, будто доходы от поставлений составляют одно из законных средств содержания епископов. 803 В подлиннике: ποκεσθαι καθαιρσει κελεομεν; в послании Фотия: «отнюдь заточити повелеваем». 806 У Павлова стр. 427. Издатель относит послание, под которым выставлен месяц, но не выставлено года, к 1422 или 1425 году; но из его сличения с посланием от 23 Сентября 1427 года, несомненно, следует, что оно писано позднее последнего (между прочим частность: в послании 1427 года Фотий пишет: «тии Стригольници, отпадающии от Бога и на небо взирающии, тамо Отца себе нарицают», в нашем послании: «егда держаще себе будут в преданиих евангельских и апостольских и отеческих, и тогда могут Бога и Отца себе нарицати»). Мы относим послание в 1429 году потому, что из остальных после 1427 года трёх лет жизни Фотия, в которых был Сентябрь, в 1428 и 1430 годах он отсутствовал в Сентябре из Москвы, ездив в Литву. 807 Преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе утверждает, что удалось и что этим путём Псковичи успели вполне искоренить и упразднить прелестную ересь Стригольников. Но его свидетельство, как сторонника гражданских казней против еретиков и как делаемое именно в доказательство пользы казней, не представляется совершенно надёжным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010