Вознаграждение Н. почитателей, его особенно тех, кто устраивают праздники в день его памяти,- эта тема характерна преимущественно для чудес Н., происходящих из поздневизант. К-поля. Она смыкается с чудесами спасения от бури или из плена почитателей святителя, в т. ч. тех, кто плыли на его праздник. Впервые подобное чудо пересказано в Энкомии Неофита (гл. 36). Пожар в столице лишил богатых супругов всего состояния, остались лишь золотые серьги чтобы отпраздновать память Н., муж отправил жену в Эптаскале продать их; в квартале Акакия ее встретил в облике монаха Н., дал ей 24 золотых, оставив ей серьги, и велел ежегодно на память Н. приходить на это место, чтобы получать от него 24 золотых; после этого супруги снова стали богатыми. Спасение корабля от потопления. Роспись ц. свт. Николая Печской Патриархии. Ок. 1337 г. Спасение корабля от потопления. Роспись ц. свт. Николая Печской Патриархии. Ок. 1337 г. Остальные чудеса такого типа относятся к поздне- или поствизант. времени. В метрической парафразе чудес Никифора Каллиста Ксанфопула пересказывается чудо об одном золотом. Обедневший человек, живший у храма Н. в Эмволах, сокрушался, что не может достойно отпраздновать память Н. Тогда святитель передал ему во сне золотой, который император обменял на 24 золотых. С этим чудом и «Деянием о трех девицах» имеет сходство Чудо о 300 золотых в составе поздневизант. сборника Thaumata duo. Обедневший почитатель Н., живший с 3 дочерьми, отдал последний обол, чтобы купить необходимое для праздника Н.; святитель разбудил его ночью, и человек обнаружил 3 мешочка с сотней золотых в каждом. В том же сборнике содержится и Чудо о винограде: некий бедняк, праздновавший память Н., оказался рядом с мон-рем Н.; садовник из обители дал ему корзину с виноградом, который наутро превратился в драгоценные камни. Та же тематика отражается в Чуде о лютнисте, написанном на народном языке. Бедный лютнист, каждый день игравший в храме знаменитого к-польского мон-ря Иоанна Крестителя в Петре для самого Иоанна Предтечи, увидел, как святой уходит оттуда из-за погребения еретика и переходит в храм Н., расположенный напротив, и святитель торжественно его приветствует.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Дополнения к месяцеслову Месяц Сентябрь 11. Преподобнаго Силуана Афонскаго (1938). 22. Собор Тульских святых. 26. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989). 28. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Месяц Октябрь 3. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (обретение мощей, 1988). 4. Собор Казанских святых. 10. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (1891). 15. Иконы Божия Матере «Спорительница хлебов». 31. Священномученика протоиерея Иоанна (1917). Зри: Суббота между 31 октября и 6 ноября. Собор Карельских святых. Месяц Ноябрь 15. Преподобнаго Паисия Величковскаго (1794). 19. Святителя Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго (1867). 21. Священномученика протопресвитера Александра (1937). Месяц Декабрь 15. Собор Крымских святых. 20. Праведнаго Иоанна Кронштадтскаго (1908). 30. Святителя Макария, митрополита Московскаго (1563). Месяц Январь 10. Святителя Феофана, Затворника Вышенскаго (1894). 18. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). 21. Преподобнаго Максима Грека (1556). 23. Собор Костромских святых. 24. Блаженныя Ксении Петербургския (XIX). 25. Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (1918). Зри: Неделя между 25 и 31 января. Собор новомучеников и исповедников Российских. Месяц Март 25. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (1925). Преподобнаго Саввы Новаго (1948). Месяц Апрель 5. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (перенесение мощей, 1652). 30. Святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Ставропольскаго (1867). Месяц Май 11. Равноапостольнаго Ростислава, князя Великоморавскаго (870). 19. Благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (1389). Месяц Июнь 10. Собор Рязанских святых. Собор Сибирских святых. 19. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (1607). 23. Собор Владимирских святых. Зри: Неделя после 29 июня. Собор Тверских святых. Месяц Июль 4. Преподобнаго Андрея Рублева, иконописца (XV). 5. Преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В том же послании к царю Артемий советует словами Василия Великого принимать, в качестве критерия православности различных учений, согласие их с Писанием: Ст. 1389,37–42. И в 70 главе: яко слышателем слова наученым писанием искушати от учителей глаголемая, и съгласная Божественому писанию приимати, съпротивная же отревати, и прочая. Постн. книга. (лл. 145–146) ко подобает слыштелем слова наоученым искоушати же учителеи глема. и оубо съглашающа чжа же рвати. и втаквых пребывающаг оучених вращатис sлhuшe. В послании к люторским учителям (ст. 1217,32–40) автор также ссылается на авторитет Василия Великого , доказывая, что проповедники новых учений «своим произволением» выступают с проповедью, не имея на то «Христова благословения». Совет (на ст. 1225,23–27) в том же послании остерегаться лжеучителей и ссылка на слова апостола Павла о том, что «ниж ангела с небесе послушати, аще не таже благовестит», – несомненно, внушены автору сходными наставлениями Василия Великого . 318 Впрочем, не одна только Постническая книга Василия Великого служила для Артемия источником: близость, хотя и не текстуальную, его наставлений об еретиках можно заметить и по отношению к другим отцам Церкви. Напр., характеристика, даваемая им лжеучителям и совет распознавать их по плодам их деятельности (ст. 1337,3443), хотя и являются перифразом евангельского текста, однако могут быть сближены со словом о лжеучителях И. Златоуста в 3-й главе Пандект Никона: «Внимайте себ ложны х пррк. прииду т бо к вам во одежа х овчих. внутрь же су т волци похыщающе. ложны прркы зд не еретик назнаменоваеть коже мню. но житье имуща растлваемое. лице же добродтели показающа. же прелогатае м именование нарицати мнози навыкоша. тм же и приведе гл. плода и х познаите и х ». 319 В дальнейшем изложении Златоуст говорит, что эти двуличные люди могут прельщать сердца «незлобивых»; однако, по отношению к ним он рекомендует применять не наказания, а лишь стараться избегать их: «не рече (апостол) мучати их, но да неповредитеся ни х »; кроме того, он подробнее развивает свое мнение, что деятельность лжеучителей обнаруживает их недостатки и тем дает возможность распознать их истинные качества. 320 Сходные мысли высказывались и Артемием на ст. 1337–1338 и 1380, и, если нельзя признать у последнего неоспоримого заимствования, то указанное сходство все же может привести к мысли, что данное слово Златоуста могло быть известно Артемию: по крайней мере, мысли Златоуста (на которого между прочим опирался Вассиан в полемике с Иосифом) как бы повторяются у Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О времени освящения церквицы Епифаний говорит: «Священа бысть церкви при великом князе Симеоне Ивановиче, мню убо, еже рещи в начало княжения его» (л. 60). Если бы принимать, что преподобный Сергий родился в 1322 году, тогда освящение церкви, имевшее место в одном году с его пострижением в монашество, нужно было бы относить к 1345 году– это действительно было бы в правление Симеона Ивановича, но только нельзя было сказать об этом, что в начале правления, потому что Симеон Иванович занимал великокняжеский престол с 1340 по 1353 год. А так как должно принимать, что преподобный Сергий родился в 1314 году, то и освящение церкви нужно относить к 1337 году, что( будет одним из последних годов правления Ивана Даниловича Калиты, скончавшегося 31 марта 1340 года. См. славянскую благословенную грамоту духовнику в «Актах Юридических» Калачова (I, 24, со1. 63), и в «Памятниках древнерусского канонического права» А. С. Павлова (1, 133, со1. 913 fin.), и греческие грамоты в Синтагме Ралли и Потли (V, с. 573 sqq.). (Иеромонахи, служившие у приходских церквей и не имевшие права духовничества, первоначально назывались черными попами, а потом, кажется, и их также стали называть игуменами (cfr. «Акт. Экспед.», т. I, 85, с. 61); Дополн. к «Акт. Истор.» (т. I, 20, с. 24); Строева, «Списки иерархов» (со1. 889–890). О продолжительности одиночного пребывания преподобного Сергия в пустыне Епифаний говорит: «Пребывшу ему в пустыне единому единьствовавшу или две лете или боле или меньши,– не веде (не знаю), Бог весть» (л. 83 об.). Между пострижением преподобного Сергия в монахи в 1337 году и между его поставлением в игумены в 1344 году– промежуток времени в семь лет. Этим промежутком семи лет обнимаются, или на этот промежуток падают, одиночное пребывание преподобного Сергия в пустыне и постепенный приход к нему братии, или постепенное образование вокруг его келлии настоящего монастыря. Так как в пределах семи лет мы не можем назначить определенного времени для постепенного образования монастыря, то в пределах тех же семи лет не может быть назначено определенного времени и для одиночного пребывания преподобного Сергия в пустыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Кроме того, Б. высказывался против теории о непорочном зачатии Девы Марии св. Анной (см. ст. Мариология ). Дипломатическая активность Б. также не принесла успеха: его усилия по недопущению Столетней войны (1337-1453) или прекращению боевых действий оказались тщетными; в Италии власть Церкви в Романье, Анконской марке и Болонье ослабла. Под давлением сильной профранц. партии при курии Б. отказался снять отлучение с имп. Людовика IV Баварского (1337). Узурпируя папские прерогативы, Людовик Баварский аннулировал брак кор. Богемии Иоганна Генриха и гр. Тирольской Маргариты Маульташ, чтобы выдать последнюю замуж за своего сына Людовика, маркграфа Бранденбургского. Б. состоял в дружеской переписке с Ф. Петраркой , к-рый тем не менее сильно критиковал Б. за неспособность вернуть папский престол в Рим. Могила Б. в кафедральном соборе Нотр-Дам в Авиньоне не сохранилась. Ист.: LP. Vol. 2. P. 486, 527; Benoît XII. Lettres communes/Éd. J.-M. Vidal. P., 1902-1911; idem. Lettres closes et patentes intéressant les pays autres que la France/Éd. J.-M. Vidal et G. Mollat. P., 1913-1950; idem. Lettres closes, patentes et curiales se rapportant à la France/Éd. G. Daumet. P., 1899-1920; Tàutu A. Acta Benedicti XII. R., 1958; Duvernoy J. Le Registre de l " Inquisition de Jacques Fournier, évêque de Pamiers (1318-1325). Toulouse, 1965. 3 vol.; Baluzius S. Vitae paparum Avenionensium/Ed. G. Mollat: In 4 vol. P., 1914-1927. Vol. 1. P. 193-240, 576-580; Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002. С. 498-499 [булла «Benedictus Deus»]. Лит.: Vidal J. M. Le tribunal d " Inquisition de Pamiers. Toulouse, 1906. [Passim]; Mahn J. -B. Le pape Benoît XII et les cisterciens. P., 1949; Guillemain B. La politique bénéficiale du pape Benoît XII. P., 1952; Schmitt Cl. Un pape réformateur et un défenseur de l " unité de l " Église: Benoît XII et l " Ordre des Fréres Mineurs. Quaracchi; Firenze, 1959; Mollat G. Les Papes d " Avignon (1305-1378). P., 1949. P. 68-83; Schimmelpfennig B. Zisterzienserideal und Kirchenreform: Benedikt XII. als Reformpapst//Zisterzienser-Studien. 1976. Bd. 3. S. 11-43; idem. Papst Benedikt XII. und Ludwig der Bayer//AKG. 1977. Bd. 59. S. 212-221; Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001. С. 6-14, 509-511. [Passim]. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)

http://pravenc.ru/text/78048.html

Привели к императору пойманного русского старика. Старик, услышав о небесном войске, сразу сказал: «Это преподобный Сергий». — «А можно видеть его изображение?» — «Да. В каждой русской церкви». Наполеон тут же пошел в Благовещенский собор. Ему указали на икону преподобного. «Да, это он! — в страхе закричал император. — Что же это за народ, если их армию водят святые! Коня мне, коня!» Привели коня. Император вскочил и в страхе бежал из Москвы. И из России. К своему бесславному концу. «Дивен Бог во святых Своих! — восклицаем мы. — Дивен в преподобном Сергии». Какое счастье, что у нас такой небесный заступник, ангел Русской земли, нашей любимой России. Основные события жизни 3 мая 1314 года — в селе Варницы под Ростовом Великим в семье схимонаха Кирилла и схимонахини Марии родился мальчик — Варфоломей. Родители его скончались в 1337 году. Похоронены в Хотьковском монастыре. Около 1325–1327 годов — встреча пастушка Варфоломея со старцем-странником, который предсказал отроку его великое духовное будущее. 1337 год — инока Варфоломея постригают в монахи под именем Сергий. 1340 год — уход Сергия вместе с братом Стефаном на гору Маковец, на место будущей Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре Сергий остается на горе один. 1340е годы — начало общежительного служения Сергия, создание монастыря, строительство и убранство церквей и келий. 1359 и 1365 годы — миротворческие усилия Сергия в деле примирения ростовских и нижегородских князей. 1380 год — благословение Сергием иноков Пересвета и Осляби в помощь московскому князю Димитрию. 1385 год — содействие Сергия миру между Рязанью и Москвой. 1389 год — отпевание великого князя Димитрия Донского. 26 сентября 1392 года — кончина преподобного Сергия Радонежского. Всего преподобным Сергием и его учениками основано около семидесяти монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси. Дни памяти преподобного Сергия Радонежского — 8 июля и 8 сентября. Димитрий Донской

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

арсенитская схизма была прекращена. В конце правления Андроника II империя стояла на пороге острого социально-политического кризиса. Уже в 1320 г. оформилась оппозиция старому императору во главе с его внуком и соправителем Андроником III Палеологом , к-рый в следующем году заставил деда отдать ему Фракию и часть Македонии. Началась междоусобная «война двух Андроников» - по сути гражданская война группировок знати, к-рая закончилась победой аристократии, стоявшей за спиной Андроника III; 24 мая 1328 г. он вступил в К-поль как император. Восшествие на престол имп. Андроника III означало триумф крупной феодальной знати, во главе к-рой стоял фрак. феодал, одаренный дипломат и полководец Иоанн Кантакузин. По существу вся власть в гос-ве сосредоточилась в его руках. Император проявлял нек-рую самостоятельность во время военных кампаний. В результате неск. походов Византия вернула отторгнутые еще в 1204 г. о-в Хиос (1329), Сев. Фессалию и Эпир (1337). Однако на Востоке империя теряла город за городом. В решающей битве при Филокрине (10 июня 1329) визант. армия была разбита османами, и после 2 лет осады турки овладели Никеей (март 1331). Мир с османским эмиром Орханом был достигнут ценой ежегодной выплаты 12 тыс. иперпиров. В борьбе с османами Византия пыталась опереться и на союз с тур. эмиратами Кареси, Сарухан и Айдын, но не достигла успехов. В 1337 г. пала Никомидия. Османы собирали силы на берегах Мраморного м. для решающего броска через проливы. Их набеги на Фракию стали систематическими. К 1340 г. окончательно рассеялись иллюзии возрождения былого могущества Византии. Перед империей стояла проблема выживания. В это время возникло течение, видевшее спасение в усилении веры и благочестия и опиравшееся на богословие свт. Григория Паламы . В 30-х гг. разгорелась полемика противников и сторонников его учения - исихазма, к-рая приобретала все более широкое общественное значение. На К-польском Соборе (1341) под председательством имп. Андроника III исихасты во главе со свт. Григорием Паламой добились победы над Варлаамом Калабрийским.

http://pravenc.ru/text/372674.html

5. Св. Икона Исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1410 г. при Архиепископе Иоанне от иконы этих святых совершилось чудо «о судех церковных; и того же ради чуда Владыка на другое лето постави церковь им у Софии со владычна двора» 180 . В чем состояло это знамение, в летописи не объяснено. 6. Чуд. икона Спасителя, находящаяся на архиерейском дворе. Она написана на каменной стене в нише по правую сторону входа в церковь св. Иоанна Архиепископа Новгородского, устроенную из грановитой палаты. О времени чудотворений и написания образа имеется под ним летописная надпись, написанная в недавнее время: «лета от рождества Христова 1170 года 24 Февраля стоящу святому Иоанну на молитве пред сею иконою Иисус Христовою и со слезами молящуся о избавлении Новаграда от нашествия супостатов, слыша от иконы глас, глаголющий ему; иди в церковь , яже есть на ильине улице, и тамо вземши образ Богородицы, вознеси на стены града противу супостатов, и узриши спасение граду» 181 . Далее написан тропарь и кондак Спасителю, и потом «образ 1116 года по летописи», т. е. известен. 7. Св. икона Спасителя на городской стене с южной стороны – в часовне, под которой находится колодезь. 8. Св. икона Николая Чудотворца, написанная на восточной башне каменной стены с наружной стороны, обращенной к р. Волхову. К башне пристроена часовня. О времени явления и чудесах от этих двух икон нет сказания у летописцев. 9. Икона Божия Матери умиления 182 , находящаяся в Новгородской ямской Троицкой церкви. Она сделалась известною по чудесам в 1337 г. «Во дни Государства, сказано в 1 степенной Книге, В. К. Ивана Даниловича в лето 6845 от Р. Хр. 1337 г. месяца Июлия в 8 день явися знамение в великом Новеграде на Рядитине улице, в церкви св. Богородицы (ошибк. Богородицы; по другой лет. Троицы). Страж церковный слыша стук в церкви св. Богородицы, и скоро вниде в церковь видети бывшее. И се икона Богородицы, держащи Христа Бога на руку, стояше выспрь над северными дверьми на втором поясе, паки в полудни сниде с высоты, и ста о себе кроме стены ничим же поддержима, и быша слезы от очию ея. Тогда по извещению прииде Владыка Василий со освященным собором и со множеством народа, и сотвориша праздник честен и мнози в той час притекшии с верою многая исцеления от недуг своих получиша». В том же году Новгород был спасен от морового поветрия ради молитв, воссылаемых пред сею иконою. Спустя 29 л. после первого чуда в 1366 г. деревянная Троицкая церковь вдруг загорелась от грозы; в это время икона Богоматери явилась невредимою, высоко стоящею на воздухе и оставалась в таком положении до окончания пожара; а потом сама собою спустилась с высоты на руки Архиепископа Алексия и даровала многим недужным исцеления 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Причащение апостолов. Служба святых отец. Роспись апсиды ц. Богородицы Одигитрии, Печская Патриархия, Косово и Метохия. Ок. 1337 Причащение апостолов. Служба святых отец. Роспись апсиды ц. Богородицы Одигитрии, Печская Патриархия, Косово и Метохия. Ок. 1337 Св. Николай также отвергал всякое символическое понимание Даров - и в т. ч. евхаристическую терминологию иконоборцев: «Хлеб Тела Господня (ρτος το Κυριακο σματος) уже не прообраз (τπος), не дар, имеющий [лишь] образ (εκνα) истинного Дара или представляющий, будто на картине, некое очертание спасительной Страсти, но сам истинный Дар, само всесвятое Тело Владыки, истинно приявшее все те укоризны, поношения, раны, распятое, прободенное... претерпевшее заушения, избиения, оплевания, вкусившее желчь. Подобно и Вино - сама Кровь, истекшая из прободенного Тела. Это Тело и эта Кровь - образованные Духом Святым, рожденные от блаженной Девы, погребенные, воскресшие в третий день, восшедшие на небеса и седящие одесную Отца» ( Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 27). Помимо учения иконоборцев, св. Николай отвергал также мнения Сотириха Пантевгена и Михаила Глики (не упоминая их имен): 1-е - говоря, что в Е. взору верных предстает не «некое очертание спасительной Страсти», но само пострадавшее Тело, поскольку Е. есть «не прообраз Жертвы и не образ Крови, но воистину Заклание и Жертва» (Ibid. 32; косвенно тему полемики сер. XII в. св. Николай затрагивал также в своих рассуждениях о том, почему евхаристическая молитва обращена не к Сыну, а к Отцу: Ibid. 31); 2-е - утверждая тождественность освященных Даров историческому Телу Христа, так что хлеб и вино становятся в Е. не некой бездушной плотью «в состоянии до воскресения», а тем самым Телом, к-рое уже приняло страдания, воскресло и восседает одесную Отца. При этом св. Николай исповедовал крайний евхаристический реализм в вопросе соотношения чувственных качеств Тела Христова и Св. Даров, в чем следовал свт. Иоанну Златоусту, прп. Анастасию Синаиту и обычной для визант. авторов IX-XIII вв., начиная со свт.

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010