Икона " Троица " святого Андрея Рублева. Фото А.Реутского 17 июня 2016 г. 15:10 В храм св. Николая в Толмачах на 4 дня принесена икона «Троица» святого Андрея Рублева В канун Троицкой Родительской субботы в храм святителя Николая в Толмачах на четыре дня из зала Древнерусского искусства XII-XVII веков Третьяковской галереи принесена самая знаменитая икона святого Андрея Рублева «Троица». Это событие традиционно повторяется уже много лет накануне праздника Пятидесятницы. Икона в храме размещена в специальной капсуле. До нее там постоянно находится икона Божией Матери «Иверская». К слову, это та самая «Иверская» икона, которая до революции находилась в часовне на Красной площади.  Икона «Троица» на это время по прежнему останется в экспозиции, т. к. храм святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее и открыт для посетителей музея во внебогослужебное время. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе " Святитель Николай " , " Сошествие Святого Духа на апостолов " , а также  заалтарные кресты, литургическая утварь. Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона " Богоматерь Владимирская " (XII век). Икона «Троица» будет находится в храме с 17 по 21 июня (21 июня ее вернут в зал Древнерусского искусства). Адрес: Малый Толмачевский переулок, 9. Справка Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву. 

http://e-vestnik.ru/church/ikona_sv_andr...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Для чего дается нам жизнь 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Димитровская родительская суббота Слово в день Димитриевской родительской субботы Никто, кроме Христа, Сына Человеческого и Сына Божия, распятого и воскресшего из мертвых, никто, кроме Божией Матери, до конца приобщившейся Его смерти у Креста и в святом Успении, и кроме тех, кто Христов, не имеет ни силы, ни власти ответить с предельной ясностью и полнотой на самый главный вопрос. На вопрос: «Есть ли что после смерти?» Христос отвечает: «Да, воистину. За пределами смерти — другая жизнь, жизнь вечная. Там — другой мир, не такой, как наш. Мир, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни ненависти, ни несправедливости, ни обмана. Там мир Божий — мир радости и любви. Там рай, где все, сподобившиеся его, наслаждаются блаженством, ничем не омрачаемым. Господь говорит: «Воля Отца Моего, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Воины православные, жизнь свою на поле брани за нас положившие, память которых Церковь совершает в Димитровскую субботу, засвидетельствовали не одними устами о своей вере. Пусть исполнится над ними слово Господне. Пусть совершится воля Отчая. Да будет дарована им жизнь вечная. Они во Христа крестились сугубым крещением, водою и кровью, да сподобятся они во Христа облечься. А нам, воспевающим им «вечную память», преподают они перед лицом вечности память о том, для чего дается нам жизнь. Не будем никогда забывать, что Христос, восходя ко Кресту, много говорил о смерти, но также много говорил о нашей земной жизни, о том, каким должно быть восхождение к Нему. О том, что определяет качество жизни. Очень ясно и понятно говорил. Это не деньги. Не то, чем человек обладает. И даже не то, что он производит. Не известность, которую он, может быть, приобрел. Не власть, которою он облечен. Качество жизни определяет любовь. Прежде всего любовь. Если любви нет, все остальное немного весит, на самом деле не имеет никакой цены.

http://moral.ru/dla_chego/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности 01.11.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Димитровская родительская суббота Слово в день Димитриевской родительской субботы Родительские поминовения усопших — всегда большой праздник для усопших и для живых. Господь утешает нас, стоящих перед лицом смерти, перед этой страшной тайной, которую не может человек своими естественными силами воспринять и принять. Смерть — обычное явление в жизни людей. Но не зря говорят, что глубина каждого человека определяется тем, насколько он чуток к тайне смерти. Мы рассеянно просматриваем сообщения о смерти каких-то знаменитостей, со скорбью принимаем телефонные звонки, сообщения, извещающие об уходе наших близких. И порой бываем поражены в самое сердце. Но нас не хватает на то, чтобы воспринимать смерть чужого, не близкого нам человека как смерть нашего близкого. И это естественно для нас, потому что мы отделены от Бога и друг от друга грехом, мы его не преодолели еще до конца, и только в будущем веке мы увидим всех иначе. По дару Христа, воспринявшего жизнь и смерть каждого человека как Свою собственную жизнь и смерть. Смерть не различает ни молодых, ни старых, ни добрых, ни злых, ни верующих, ни неверующих. Она посещает всех, и всегда внезапно. Когда происходит катастрофа — корабль тонет, самолет падает, машина разбивается — люди, попавшие в эту беду, за несколько минут до этого, конечно же, не думают о том, что с ними произойдет. Когда приближается гибель, то прежде всего возникает мысль: неужели это будет сейчас со мной, почему сейчас я должен умереть? Человек естественно сопротивляется этому, он никогда не бывает готов согласиться со своей участью. Верующему человеку тоже естественно испытывать страх перед смертью, подвергаться тому искушению, о котором апостол Павел говорит как о чисто человеческом искушении. Но верующий знает не только это. Он знает и иное — он знает путь Христа. И для него смерть связана с победой, которую Христос уже одержал над смертью. Он знает, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни демоны, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни власти, ни силы, ничто на свете не может отлучить его от любви Божией, которая явлена во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8. 38, 39).

http://moral.ru/dimitrovskaya/

Патриарх Кирилл: Не может быть Литургии, во время которой верным не предоставлялась бы возможность приступать к Святым Христовым Тайнам 20 декабря, 2013. Новостная служба Святейший Патриарх напомнил также, что неприемлемым является «осуждающее отношение к зарегистрированным государством, но по какой-либо убедительной причине еще не венчанным бракам. 20 декабря. ПРАВМИР. По-прежнему много вопросов возникает относительно практики подготовки к Святому Причащению, констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на Епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года. Об этом сообщает  пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Предстоятель с удовлетворением отметил высокий уровень дискуссии вокруг документа на данную тему, который был подготовлен в рамках Межсоборного присутствия. «Сейчас поступившие по этому вопросу предложения проработаны, — добавил Святейший Владыка. — Полагаю, что документ будет вынесен на рассмотрение очередного Архиерейского Собора, после чего многие недоумения прояснятся». Обращаясь к архипастырям и пастырям, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что «не может быть такой Божественной литургии, во время которой верным не предоставлялась бы возможность приступать к Святым Христовым Тайнам, и никакие соображения удобства не могут оправдывать сегодня то, что в прошлом могло быть вынужденной практикой, затем вошедшей в плохую привычку». «Меня весьма удивляет доходящая до меня информация о том, что на некоторых приходах все еще практикуется запрет на причащение мирян в некоторые дни, к примеру в родительские субботы, из каких-то странных соображений большего удобства, — отметил Патриарх. — Следует вдуматься в то, что день поминовения, наоборот, может стать особым поводом к Причащению верных, объединяющим в Святейшем Таинстве Евхаристии ныне живущих в мире сем и тех, кто уже отошел ко Господу». Патриарх поделился воспоминаниями о том, как он приехал в Смоленск на праздник Богоявления в 1985 году, сразу после назначения на Смоленскую кафедру. «Я был поражен тем, что никто не подошел к Святой Чаше, и мне объяснили, что в этот день подходить возбраняется — якобы потому что святая вода освящается, и все люди должны стоять, молиться и ожидать освящения воды», — рассказал Святейший Владыка.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-ne-moz...

Патриаршее приветствие участникам фестиваля «Димитриевская суббота» 4 ноября 2005 г. 10:55 Участникам и гостям Молодежного фестиваля военно-патриотической песни «Димитриевская суббота» Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, участников и гостей X Всероссийского фестиваля военно-патриотической песни «Димитриевская суббота». Призванный объединить людей в благородном деле служения Отечеству, фестиваль «Димитриевская суббота» за минувшие годы стал значимым событием в духовной и культурной жизни Сибирского региона, внес свой творческий вклад в развитие исполнительского мастерства. Отрадно, что фестиваль возрастает и расширяется: ныне он проводится уже в 10-й раз, последние пять лет в нем активно принимают участие представители разных регионов России. Нынешний год отмечен многими знаменательными для нашего Отечества юбилеями: мы всенародно праздновали 60-летие победы в Великой Отечественной войне и отмечали 625-летие Куликовской битвы. Промыслительно. что первый юбилей фестиваля «Димитриевская суббота» приходится именно на этот год. В день Димитриевской родительской субботы мы вспоминаем всех тех, кто до конца исполнил свой воинский долг перед Родиной, как в далеком прошлом на Куликовом поле, так и во время Второй мировой войны. Издревле на Руси особо почитался ратный труд и воинская доблесть. Подвиг наших соотечественников, наших отцов и дедов, сыновей и братьев напоминает нам о двух важнейших заповедях, которые дал нам Господь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35) и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Православная Церковь во все времена благословляла защитников Отечества, считая это священным долгом каждого христианина. Отрадно видеть, что, возрождающееся ныне взаимодействие Церкви и армии приносит добрые плоды, способствует пробуждению в душах военнослужащих идеалов русского воинства. Патриотическое воспитание молодого поколения — залог того, что в XXI веке Россия будет единым, сильным государством. Важно, чтобы наша молодежь почувствовала себя ответственной за свое будущее и будущее нашей страны. Ей жить на этой земле, для нее сохранили отцы и деды эту землю. Молодежь необходимо научить любить Родину и в бедах, и в радостях, и в славе, и в испытаниях.

http://patriarchia.ru/db/text/55728.html

Предстоятель Украинской Церкви призвал поминать погибших в Родительскую субботу и отменить масленичные гуляния 21 февраля, 2014. Новостная служба «Перед Богом нет ни правых, ни левых, ни милиционера, ни протестующего», — подчеркнул митрополит Владимир. 21 февраля. ПРАВМИР. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир издал распоряжение, которым благословил 22 февраля в день Вселенской Родительской субботы во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви особенно помянуть всех погибших и помолиться за упокой их душ и прощение грехов без разделения по политическому или любому другому признаку. Текст распоряжения опубликован на  сайте УПЦ . «Перед Богом нет ни правых, ни левых, ни милиционера, ни протестующего», — подчеркнул митрополит Владимир. Предстоятель Украинской Церкви также призвал всех церковных и нецерковных организаторов массовых мероприятий отменить все развлечения на Масленицу. «Украинская Православная Церковь призывает верующих молитвой и покаянием готовиться к Прощеному воскресенью и Великому посту и предлагает продолжить дни траура по погибшим до Светлого Христова Воскресения, перед которым наступит 40-й день их гибели», — говорится в распоряжении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 7 июня, 2022 29 мая, 2022 29 мая, 2022 28 мая, 2022 28 мая, 2022 27 мая, 2022 23 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/predstoyatel-ukrainsko...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Панихида (греч. всенощный , от παννυχς панихис — πς — весь, νξ — ночь, δω — петь) — заупокойное богослужение , на котором молитвенно  поминаются усопшие христиане и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Когда служатся панихиды? Совершаются панихиды как до погребения усопшего христианина, так и после, обычно в 3й, 9й, 40й день по смерти , в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Возможно совершать панихиды и в другие дни. Общецерковное поминовение усопших совершается в Родительские субботы . Панихиды не совершаются 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, в первую седмицу Четыредесятницы , в Страстную и Светлую седмицы, в Великие праздники ( Правило 166 Номоканона ). Перед панихидой на 9й или на 40й день, как правило, готовят кутию . Священник освящает кутию в церкви после заупокойного богослужения молитвой, смысл которой — в просьбе о благословении этого приношения ради того человека, за которого его принесли. « Прости ему грехи, будь милосерден к этому человеку! » Когда раздается эта кутия верующим, то они примерно такие слова Богу и говорят: « Помяни, Господи, прости (имя) вольные и невольные согрешения ». Где совершаются панихиды? Панихида может быть отслужена священником в храме, на могиле христианина, в доме. Панихиду можно заказать в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. Желательно присутствовать на панихиде и участвовать в молитве. Для этого нужно уточнить у свечницы, когда священник будет совершать панихиду, и прийти в это время. Панихиду можно заказать по любому православному христианину, родственнику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу различных обстоятельств. Панихида — церковное богослужение — совершается только о членах Церкви, о тех, кто сочетался Христу в таинстве Крещения и старался жить по-христиански. О прочих молятся дома или на кладбище, например, молитвой преподобного Льва Оптинского о умершем без покаяния . Иные заупокойные богослужения

http://azbyka.ru/panixida

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам фестиваля «Димитриевская суббота» 4 ноября 2005 г. 10:53 Святейший Патриарх Алексий направил приветственное послание организаторам, участникам и гостям V Всероссийского молодежного фестиваля военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», который проводится 4-5 ноября в Тюмени: Участникам и гостям Молодежного фестиваля военно-патриотической песни «Димитриевская суббота» Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, участников и гостей X Всероссийского фестиваля военно-патриотической песни «Димитриевская суббота». Призванный объединить людей в благородном деле служения Отечеству, фестиваль «Димитриевская суббота» за минувшие годы стал значимым событием в духовной и культурной жизни Сибирского региона, внес свой творческий вклад в развитие исполнительского мастерства. Отрадно, что фестиваль возрастает и расширяется: ныне он проводится уже в 10-й раз, последние пять лет в нем активно принимают участие представители разных регионов России. Нынешний год отмечен многими знаменательными для нашего Отечества юбилеями: мы всенародно праздновали 60-летие победы в Великой Отечественной войне и отмечали 625-летие Куликовской битвы. Промыслительно. что первый юбилей фестиваля «Димитриевская суббота» приходится именно на этот год. В день Димитриевской родительской субботы мы вспоминаем всех тех, кто до конца исполнил свой воинский долг перед Родиной, как в далеком прошлом на Куликовом поле, так и во время Второй мировой войны. Издревле на Руси особо почитался ратный труд и воинская доблесть. Подвиг наших соотечественников, наших отцов и дедов, сыновей и братьев напоминает нам о двух важнейших заповедях, которые дал нам Господь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35) и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Православная Церковь во все времена благословляла защитников Отечества, считая это священным долгом каждого христианина. Отрадно видеть, что, возрождающееся ныне взаимодействие Церкви и армии приносит добрые плоды, способствует пробуждению в душах военнослужащих идеалов русского воинства.

http://patriarchia.ru/db/text/55726.html

Сегодня – день поминовения всех усопших отцов и братий по вере 5 марта. ПРАВМИР. Сегодня Церковь отмечает Вселенскую родительскую субботу, совершая память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Указанные уставом панихиды, совершаемые при этом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, которая подготовляет верующих к Великому посту . Установление мясопустной родительской субботы восходит к апостольскому преданию. Это подтверждается уставом Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века. Основанием к установлению этого поминовения является то, что в воскресный день мясопустной седмицы Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду, и – притом – приближая к духовным подвигам святой Четыредесятницы, когда нам д о лжно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-vsel...

Суббота. 17. Суббота. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского. Иконы Божией Матери, именуемой «Избавительница». Служба прор. Осии и прмч. Андрея Критского не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, на этот день переносится с 24 октября заупокойная служба Димитриевской родительской субботы . Служба прмч. Андрея Критского переносится в этом случае на повечерие. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 1-й – 3, и преподобномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Воистинну паче ума…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2021-10-30/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010