Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения , – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков. В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый. В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Что означают цвета облачений священнослужителей

http://azbyka.ru/cvet-oblacheniya

16. Суббота 2-й седмицы по Пасхе. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Служба мучениц не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Примечание. В течение всего периода Пятидесятницы субботние каноны о усопших, текущего гласа из Октоиха, поются в пятницу вечером на повечерии вместе с четверопеснцем Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В пяток 2-я седмицы по Пасце вечера», «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. Примечание. По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучениц на 4. В храме святого: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мучениц на 4. Примечание. Каноны Господского или Богородичного храмов не поются во всю Пятидесятницу, за исключением Троицкой родительской субботы. Канон храма святого не поется в субботы периода Пятидесятницы при совершении службы шестеричного святого или двух малых святых. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучениц). По 3-й песни – кондак мучениц, глас 4-й; седален мучениц, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-29/

24. Суббота 2-й седмицы по Пасхе. Мч. Саввы Стратилата. Прпп. Саввы и Алексия затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Служба мч. Саввы Стратилата не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное…». По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…». Примечание. В течение всего периода Пятидесятницы субботние каноны о усопших, текущего гласа из Октоиха, поются в пятницу вечером на повечерии вместе с четверопеснцем Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В пяток 2-я седмицы по Пасце вечера», «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. Примечание. По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. В храме святого: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мученика на 4. Примечание. Каноны Господского или Богородичного храмов не поются во всю Пятидесятницу, за исключением Троицкой родительской субботы. Канон храма святого не поется в субботы периода Пятидесятницы при совершении службы шестеричного святого или двух малых святых. Библейские песни «Поем Господеви…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-07/

5. Суббота 2-й седмицы по Пасхе. Мц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (службу зри 11 апреля) . Прмч. Ефрема Нового . Служба мц. Ирины не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. В течение всего периода Пятидесятницы субботние каноны о усопших, текущего гласа из Октоиха, поются в пятницу вечером на повечерии вместе с четверопеснцем Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В пяток 2-я седмицы по Пасце вечера», «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. Примечание. По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4. В храме святого: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мученицы на 4. Примечание. Каноны Господского или Богородичного храмов не поются во всю Пятидесятницу, за исключением Троицкой родительской субботы. Канон храма святого не поется в субботы периода Пятидесятницы при совершении службы шестеричного святого или двух малых святых.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-18/

В этот день, православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей 5 ноября. ПРАВМИР. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября стар. ст.  (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но – вместе с ними – и всех, вообще, своих усопших. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/segodnya-dimitrievskay...

Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. 3 ноября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) — день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но — вместе с ними — и всех, вообще, своих усопших. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

http://pravmir.ru/dmitrievskaya-roditels...

Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

В Киеве состоялась презентация книги о трагедии голодомора Киев, 16 февраля 2004 г. 14 февраля, в День родительской поминальной субботы, в актовом зале Киевской Духовной академии была представлена книга «Пост от дьявола», рассказывающая о голодоморе в Украине 1921-1923, 1932-1933 и 1946-1947 годов, сообщает пресс-служба Украинской Церкви. В презентации приняли участие предстоятель Украинской Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, настоятель Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел, архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион, архиепископ Черкасский и Каневский Софроний, епископ Житомирский и Глуховский Гурий, епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий и управляющий Патриаршими приходами в Канаде епископ Каширский Марк. Издание осуществлено совместными усилиями Украинской Церкви и государственного издательства «Мистецтво», которое уже не раз участвовало в совместных с Церковью издательских проектах. Составителем и автором текста выступила настоятельница Одесского Свято-Михайловского монастыря игумения Серафима. Книга подготовлена к 70-летию голодомора 1933 года, спровоцированного большевистской властью. Издание концентрирует внимание на антихристианской, греховной сущности искусственного «великого поста» и трактует этот феномен как способ уничтожения веры и духовности народа, орудие борьбы с Богом, с Его вечным моральным законом. «Книга, которую вы открыли, – это дань памяти миллионам сынов и дочерей украинского народа, которые погибли в лихолетье голодоморов ХХ столетья. На протяжении двух лет эта катастрофа планетарного масштаба отняла жизнь, по разным оценкам, от 7 до 10 миллионов наших соотечественников. Голоса миллионов невинно убиенных взывают к нам, требуя справедливости и памяти. И мы обязаны сделать все, чтобы нынешнее и грядущее поколения всегда помнили о них», - пишет во вступительном слове к книге президент Украины Леонид Кучма. «История нашей Родины познала много тягот – стихийные беды, войны, социально-политические катаклизмы и другие трагические события. Но в 30-е годы Украина впервые пережила искусственный голод, массовое убийство миллионов граждан – циничное, целенаправленное, безжалостное. У людей отобрали хлеб, как перед этим пытались отобрать насущный хлеб духовности. Воистину, режим вел кровопролитную войну с собственным народом», - отмечает в предисловии к изданию Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

http://pravoslavie.ru/8965.html

В этот день Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад 7 ноября. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает  особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу. День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) был установлен после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году. Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан. Как и в другие родительские субботы, утром совершаются заупокойная Литургия и панихида. Накануне вечером служится Великая панихида – Парастас. Перевод этого слова с греческого – «предстояние», «ходатайство» – отражает смысл и значение родительских суббот для верующих. Люди, чей земной путь закончился, уже не могут исправить своих ошибок и покаяться в своих грехах, но живые могут просить у Господа милости для них. Ежедневно христиане молятся за умерших близких, а семь раз в году вся Русская Православная Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад. Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2020 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-dimi...

Епископ Игнатий совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Невской Дубровке февраля 2017 Владыка совершил диаконскую хиротонию Олега Патрикеева, а в архипастырском слове обратился к теме передачи Исаакиевского собора Церкви 18 февраля, в престольный праздник   храма иконы Божией Матери " Взыскание погибших " в поселке Невская Дубровка   епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил здесь Божественную литургию. Преосвященнейшему владыке сослужил сонм клириков епархии. За богослужением присутствовали многочисленные прихожане храма, жители поселка Дубровка, представители администрации. Храм находится в местах исторических боев за Невский Пятачок, возле него находится Парк и памятный знак в честь погибших за Родину солдат. Преосвященнейший Игнатий совершил диаконскую хиротонию Олега Патрикеева , а также возглавил традиционный крестный ход, который совершается в честь престольного праздника вокруг храма. Его Преосвященство обратился к гостям праздника и прихожанам с архипастырским словом: " Сегодняшний радостный день, посвященный памяти иконы Божией Матери " Взыскание погибших " , - это еще и день родительской субботы, поминовения усопших. Мы совсем недалеко отстоим от Великого поста. Приближается Масленица, " Сырная неделя " , и вот уже, благословясь, с Божией помощью, мы перейдем к поприщу Великого поста - времени молитвы. Очень часто современный человек путает пост и диету, воспринимая пост как физиологическое воздержание. Сейчас этим озабочена, увы, большая часть нашего населения. Но пост - это не изменение внешней формы, а изменение внутреннего человека. А как изменить его? Казалось бы, уже и прожито много, и багаж есть опыта… Слава Богу, если этот багаж наполнен духовным содержанием, добрыми делами, добродетелями, тогда и перемена нетребуется. Но это бывает нечасто. Человеческий багаж наполняется легко и быстро - грехами… Тянет вниз, ко дну. Вот сегодняшний праздник - день памяти иконы Божией Матери " Взыскание погибших " - напоминает своим названием, что Богородица взыскует каждую падшую человеческую душу. Матерь Божия Своим примером, Своим председательством пред Господом каждому из нас показывает, что можно отбросить все тяготы, разрушить багаж греха и с помощью Ее Божественного Сына обрести образ Божий. Ведь к Ней, как ни к кому другому, мы всегда прибегаем с просьбами о помощи, однако , оправдываясь, находим тысячи причин оправдать свои греховные поступки, поставить заслон… Господу!

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010